Главная страница

Луман Реальность массмедиа. Массмедиа


Скачать 0.97 Mb.
НазваниеМассмедиа
АнкорЛуман Реальность массмедиа.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛуман Реальность массмедиа.pdf
ТипДокументы
#11372
страница10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
сти. Нов той же пьесе мы наталкиваемся на знаки изумления восхищения
«Sir, I admire,
The method of your place; all things within't
Are so digested, fitted and composed
As it shewes Wit has married Order».
Act I Scene УС. В рамках, скорее, профессионально-социологических подходов обнаруживаются все-таки и такие взгляды на журналистику, которые не принимают во внимание другие формы медийно-
технического распространения. Из последних работ см Bernd
Blobaum, Journalismus als soziales System: Geschichte, Ausdiffe-
renzierung und Verselbststandigung, Opladen 1994.
4. А если он неизвестен, то может оставаться неизвестным, детерминирован ли он вообще или нет. Этот вопрос можно оставить открытыми (отдать на откуп философам, ибо как впер bbвом, таки во втором случае это не произвело бы никакого различия. Другими словами решение этого вопроса не дает никакого шанса на получение информации.

5. Интерес к исследованию вопроса о факторах, определяющих значимость известий или новостную ценность возможных сообщений, восходит к И. Гальтунгу: Johann Galtung/Marie Hol-
mboe Ruge, The Structure of Foreign News, Journal of Peace Re­
search 2 (1965), p. 6 4 — 9 1 . Типичный список, в котором, правда, зачастую отсутствуют важные пункты, а остальные получают чрезмерное членение, см Malcom Peltu, The Role of Communica­
tion Media, in: Harry Otway/Malcom Peltu (Ed.), Regulating Indus-
tral Risks: Science; Hazards and Public Protection, London 1985,
p. 128—148. Обнаруживается следующая подборка критериев, имеющих своим источником растущее осознание риска (1) актуальность и событийность (2) драма и конфликт (3) негативность, поскольку плохие новости обычно содержат драму икон bbфликт (4) интерес к человеку (5) фотогеничность (6) простые сюжетные линии (7) тематическая злободневность (принадлежность к структуре текущих новостей (8) массмедийный каннибализм (9) эксклюзивность (10) социальное положение источника информации (11) локальные интересы.
6. В более современном словоупотреблении теории систем и теории эволюции используют также понятия аттракторов, указывая тем самым на структурные условия, которые влекут за со
ПРИМЕЧАНИЯ бой определенные операции. Чтобы избежать телеологических недоразумений, мы предпочитаем использовать понятие факторов селекции.
7. Они все-таки извинительны, если оказываются целесообразными. Как уже сообщалось водном из сообщенй вчерашнего выпуска. Или они привносятся контрабандой как бы мимоходом с целью упрощения понимания информации теми адресатами, которые не следили за текущими событиями.
8. Роланд Робертсон (Roland Robertson, Globalisation: Social
Theory and Global Cultur, Lodon 1992, p. 174) приводит заголовки шотландских газет 1912 года Человек из Абердина пропал без вести в океане. Поводом послужила гибель «Титаника».
9. Особенно драматичным примером служит публичная дискуссия, посвященная обоснованию судебного приговора, вынесенного председателю Национальной партии Германии Деккер-
ту вначале августа 1994 года. Судьи суда Мангейма допустили одиозную ошибку, использовав категорию сила характера по отношению к уголовно наказуемому деянию как смягчающее вину обстоятельство — аргумент, который вряд ли пришел им на ум применительно к рецидивистам в сфере автодорожных пра-
вонаружений, кражи т. д. Распространение информации об этом случаев массмедиа — ведь здесь затрагивалось политическое табу — побудило высказать свое неприятие даже федерального министра юстиции и федерального канцлера, что явилось некоторым прегрешением против демаркации, создаваемой такими конституционными основаниями, как правовое государство, разделение властей и независимость суда. Достойно удивления также и то, что массмедиа потребовали столь быстрой реакции в
массмедиа, что даже не оставили времени органам правосудия для исправления своей собственной ошибки. Подобное нагнетание с помощью массмедиа напряженности применительно к воб-
щем-то достаточно незначительному событию может подвести нас к вопросу о том, какие предельные нагрузки правовое государство в Германии способно выдержать.
10. Ср.: Heinrich Popitz, Uber die Preventivwirkung des Nicht-
wissens: Dunkelziffer, Norm und Straffe. Tubingen 1968. Если сюда добавить сообщения массмедиа, напрашивается заключение, что именно скандализация отдельных случаев ведет к тому, что распространенность такого поведения недооценивается, а внимание привлекается, скорее, к самой норме.
11. Ср., например Gunther Kaiser, Jugendrecht und Jugendkri-
minalitat: Jugendkriminologische Untersuchungen uber die Bezie-
ПРИМЕЧАНИЯ. Рихард Мюнх (Richard Munch, Moralische Achtung als Me­
dium der Kommunikation, in ders., Dynamik der Kommunikations-
gesellschaft, Frankfurt 1955, S. 214) заключает из этого, что мораль как символически генерализированное средство современного общества подвержена инфляционными дефляционным тенденциям. Предположительно, обе они проявляются одновременно (а не сменяют друг друга много говорят о морали, ас некоторых пори об этике, ноне рискуют на нее положиться и воздерживаются оттого, чтобы расходовать моральные символы в повседневной жизни.
13. Это, правда, еще не объясняет упрямую приверженность этому заблуждению, эту странную устойчивость социологической теории действия к данной критике. Речь здесь, видимо, идет о выдвинутой линии обороны субъекта, где он не должен называть свое имя, пока еще не должен представлять себя в понятии.
14. Об этом см John W. Meyer/John Boli/George М. Thomas,
Ontology and Rationalisation in the Western Cultural Account,
in: George M. Thomas et al., Institutional Structure: Constitut­
ing State, Society and the Individual, Newbury Park, Cal. 1987,
p. 12—37.
15. Это, впрочем, соответствует древней истории слова и понятия «лицо/личность» (persona/Person). Об этом см Niklas Luh­
mann, Die Form «Person», in: ders., Soziologische Aufklarung Bd. 6,
Opladen 1995, S. 142—154.
16. Специальные работы в рамках новейших современных исследований организации см James G. March/Johan R Olsen, Am­
biguity and Choice in Organization, Bergen 1976. Также ср.: Mar­
tha S. Feldman, Order Without Design: Information Processing and
Policy Making, Standford Cal. 1989. Раньше амбивалентность рассматривалась прежде всего как средство избавления от стресса или ролевых конфликтов.
17. См. Hans Kepplinger/Uwe Hartung, Storfall-Fieber: Wie ein
Unfall zum Schlusselereignis einer Unfallserie wird, Freiburg 1995.
Hans Mathias Kepplinger/Johanna Habermeier, The Impact of Key
Events on the Presentation of Reality, European Journal of Com-
munikation (в печати.
18. Это тоже издавна наблюдали с недоверием. У Бена Джон­
сона читаем
«See divers men opinions! Unto some,
The very printing of them, makes them Newes;
202
ПРИМЕЧАНИЯ print».
Ben Johnson, The Staples of News, 1625/1631, Act I, Scene У
Zeile 51—54.
19. Особый вопрос состоит в том, принимают ли участие и сами массмедиа — организационно или сточки зрения журналистского этоса — в формировании такого смешения. Нужно, по меньшей мере, решить, придают ли здесь значение строгому различению известия и комментария, что типично прежде всего для англосаксонской прессы.
20. Об этом см Manfred Ruhl, Die Zeitungsredaktion als orga-
nisiertes soziales System, Bielefeld 1969; ders. Journalismus und
Gesellschaft: Bestandsaufnahme und Theorieentwurf, Meinz 1980. К исследованиям Рюля примыкает целый ряд эмпирических изысканий, которые подтверждают его тезис о рутинном отборе ин­
формационно-значимых сообщений. Обзор см Frank Marcin-
kowski, Publizistik als autopoietisches System, Opladen 1993, S. 98. Больше всего при этом поражает, насколько сенсационное является продуктом рутины.
21. То есть не в достоверности сообщений. — Прим. пер.
22. См Heinz von Foerster, Objects: Token for (Eigen-) Be­
haviors, in: Observing Systems, Seaside Cal. 1981, p. 274—285;
dt. Ubers. In: ders., Wissen und Gewissen: Versuch einer Brucke,
Frankfurt 1993, S. 103—115.
23. О нейронной и психической памяти, об обращении к ма-
кромолекулярным единицам расчета консистенции см Heinz
Forster, Das Gedachtnis: eine quantenphysikalische Untersuchung,
Wien 1948. Его же Quantum Mehanical Theory of Memory, in: Cy­
bernetics: Circular Causal, and Feedback Mechanisms in Biologi­
cal and Social Systems. Transactions of the Sixth Conference 1949,
New York 1950, p. 112—134. Его же Was ist Gedachtnis, dafi es
Ruckschau und Vorschau ermoglicht, in: Wissen und Gewissen:
Versuch einer Brucke, Frankfurt 1993, S. 299—336.
24. О первых дискуссиях об искусстве в Италии XVI века (в
XVII веке факт притягательности лишь нового уже стал чем-то само собою разумеющимся) см Baxter Hathaway, Marvels and
Commonplaces: Renaissance Literary Criticism, New York 1968,
p. 158.
25. Очевидно, что это соответствует древней монастырской традиции, в которой отражалось усиление внутреннего характера религиозного опыта через избегание коммуникации. В тоже самое время, то есть в XVIII веке, янсенисты отождествляют не
ПРИМЕЧАНИЯ прозрачность мотивов других с непрозрачностью собственных мотивов для самого индивида.
26. С этим ср.: Wlad Godzich, Vom Paradox der Sprache zur Dis-
sonanz des Bildes, in: Hans Ulrich Gumbert/K. Ludwig Pfeiffer
(Hrsg.), Paradoxien, Dissonanzen, Zusammenbriiche: Situationen
offener Epistemologie, Frankfurt 1991, S. 747—758.
VI. СЛУЧАЙ Р ИК УПЕР О
1. Это название могло бы привести к ложному представлению, будто бы речь здесь идет о политической партии, которая сохраняет собственную организационную идентичность независимо от исхода выборов. Нов Бразилии — другая ситуация (исключение составляет Партия труда.
2. Parabolisch vs. Diabolisch (дьявольский) — игра слов, которая указывает на удвоение реальности массмедиа, осуществляемое наблюдателем. Фигура дьявола у Лумана — символическое выражение наблюдателя второго порядка. — Прим. пер.
3. Сообщения во всех бразильских газетах от 3 сентября 1994 года.
4. В разговоре министр заявил А unica forma que eu posso
provar о meu distanciamento do PSDB ё criticar о PSDB». Цитировано по журналу Veja от 7 сентября 1994 года, с. 32. Журнал назвал данный случай стриптизом Рикуперо» и прокомментировал Ее desnudou seu сёгеЬго».
5. Кардосо получил 41,6% (по прогнозам — 42,8%), Лула 20,3% по прогнозам — 21%). Увеличилось лишь число воздержавшихся от 11% до 12,9%.
6. Здесь, однако, все-таки надо заметить, что из этого нельзя делать выводы применительно к другим странам с более длительным опытом демократии и менее отчужденным низшим слоем.
7. Также комментирует и журнал Veja: «Obvio que todo mundo
diz uma cosa em publico e outras no ambito privado, as pessoas de
confianca. О chato, para о ministro, ё que tot mundo sabe, por expe-
riencias proprias, que as conversas particulares sao muito sinceras
do che as declaracoes publicas».
V I I . РЕКЛАМА. Это, в частности, один из моментов, по которым реклама отличается от искусства, — при всем заимствовании в дизайне.
2. Об этом понятии в другой связи (но тоже применительно к
204
ПРИМЕЧАНИЯ
парадоксии) см Dietrich Schwanitz, Laurence Sternes Tristram
Shandy und der Wettlauf zwischen Achilles und der Schildkrö-
te, in: Paul Geyer/Roland Hagenbüchle (Hrsg.), Das Paradox: Ei-
ne Herausforderung des abendländlichen Denkens, Tübingen 1992,
S. 409—430.
Его же Kommunikation und Bewusstsein: Zur system­
theoretischen Rekonstruktion einer literarischen Bestättigung der
Systemtheorie, in: Henk de Berg/Matthias Prangel (Hrsg.), Kom-
munikation und Differenz: Systemtheoretische Ansätze in der Lite-
ratur- und Kunstwissenschaft, Opladen 1993, S. 101—113.
3.
Следует отметить еще и то, что эту парадоксальность, в свою очередь, маскируют при помощи латинского языка, хотя хорошо осознают, что знание латинского уже не может предпосы­
латься восприятию рекламы.
4. См «Gemischte Bilanz für die Sportwerbung im Olympiajahr:
Deutlich höhere Erinnerung an die Förderer, aber auch Kritik am
Sportsponsoring. Eine Erhebung». In: Frankfurter Allgemeine Zei-
tung. 16.01.1993, S. 10.
5.
Здесь непременно см Pierre Bourdieu, La distinction: Criti-
que sociale de Jugement de goüte, Paris 1975.
6.
Ср.: Roland Barthes, Systeme de la mode, Paris 1967.
7. Если мода, достоинство, взрывной блеск великого события влекут человека к этому зрелищу, — комичное исчезает (G. Se-
nac de Meilhan, Consideration sur l'esprit et les moeurs, London
1787, p. 321).
8. Более подробно об этом Niklas Luhmann, Die Kunst der Ge­
sellschaft, Frankfurt 1995.
9. Ср.: Robert Goldman/Stephen Papson, Advertising in the
Age of Hypersignification, Theory, Culture and Society 11/2 (1994),
p. 23—53.
10. Cp. Richard Münch, Dinamik der Kommunikationsgesell-
schaft, Frankfurt 1995, S. 94.
11.
Источник Frankfurter Allgemeine Magazin vom 01. Sep­
tember 1995, S. 28.
I V I I I . РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Иное дело — сухое перечисление набранных очков, победителей и проигравших.
2. Имеется ввиду, конечно, специально натренированная для этого кошка Жана Поля. См Jean Paul, Die unsichtbare
Loge, Werke (Hrsg. Norert Müller) Bd. 1, München 1, i960, S. 7—
469 (28).
ПРИМЕЧАНИЯ. Можно было бы возразить, что понятие игры здесь используется всего лишь метафорически, примерно в том смысле, в котором говорят о языковых играх. Можно было бы согласиться, однако метафорика весьма часто становится промежуточным шагом в развитии общей теории. Ведь тогда можно было бы сказать, что существует общая теория игры, где социальные игры являют собой лишь особый случай.
4. Амбивалентный статус этой маркировки (она относится к игре и не относится к ней) обсуждает Жак Деррида, руководствуясь кантовской критикой способности суждения и нерешенной там проблемой parerga, рамок, орнамента. Jacques Derrida, La ve-
rite en peinture, Paris 1978, p. 44.
5. О трудностях эволюции этого (поначалу совершенно неправдоподобного различения) в связи с возникновением современной журналистики и современного романа см Lennard J. Davis, Fac­
tual Fictions: The Origins of the English Novel, New York 1983. Впрочем, в тоже самое время возникает и современная статистика, которая также основывается на том, что приходится различать реальную реальность отдельных случаев и фиктивную реальность статистических агрегатов.
6. Знаете ли, что именно это множество маленьких вещиц поддерживает иллюзии (Eloge de Richardson, Diderot, (Euvres
(ed. de la Pleiade), Paris 1951, p. 1089—1104 (1094)).
7. Изобретением этой формы «импликативных сущностей»
(«inferential entities») — как в романах, таки в собственной реальной жизни мы обязаны XVIII столетию, а именно своеобразному двойному развитию в теории познания от Локка через Беркли к Юму и Бентаму ив романе. В художественной форме романа эта форма ныне достигла своего завершения и, видимо, воспроизводится исключительно в форме развлечения О XVIII столетии, о вдохновленных этой эпохой, основывающихся на нарративных биографиях, стимулированных литературой реформах тюремного распорядка в Англии см John Bender, Im-
agening the Penitentiary: Fiction and the Architecture of Mind in
Eighteenth-Century England, Chicago 1987.
8. Из многочисленных сочинений об истории театра особенно интересно следующее Jean-Christophe Agnew, Worlds Apart: The
Market and the Theater in Anglo-American Thought, 1550—1750.
Cambridge Engl. 1986. Связь между развитием рынка и развитием театра в Англии XVI столетия, которую пытается выявить
Энью, могла бы оказаться весьма полезной ив отношении зависимостей между рекламой и развлечением в современной систе-
206
ПРИМЕЧАНИЯ
ме массмедиа. Ведь в обоих случаях речь идет об обманчивой, однако прозрачной манипуляции и закулисной, контролирующей саму себя индивидуальности, которая обладает собственными мотивами и интересами, а непросто переживает и претерпевает природу или акт творения. В системно-теоретической формулировке эта параллель рынка и театра в конечном счете покоится на том, что процесс обособления высвобождает индивидуальность и принуждает ее к саморегулированию.
9. См Baltasar Gracian, Criticon (1651—1657), цитируется по немецкому переводу Hamburg 1957.
10. Поддержания интереса. — Прим. пер.

11. Ср.: Lennard J. Davis, Factual Fictions: The Origins of the
English Novel, New York 1983.
12. См «Regeln und Winke fur Romanschreiber», § 74 der Vors-
schule der Asthetik, zit. Nach Werke Bd. 5, Munchen 1963, S. 262.
13. Напротив, то ощущение, что вместе с развлечением растрачивается время, проистекает из другого мира мира заботы о душевном спасении и пуританского духа предпринимательства. Богатый материал на эту тему смотрите в сочинении Russel Fra-
se, The War Against Poetry, Princeton 1970, S. 52.
14. См Ludwig Tieck, Peter Lebrecht: Eine Geschichte ohne
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта