Главная страница

Луман Реальность массмедиа. Массмедиа


Скачать 0.97 Mb.
НазваниеМассмедиа
АнкорЛуман Реальность массмедиа.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛуман Реальность массмедиа.pdf
ТипДокументы
#11372
страница11 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Abenteurlichkeiten, zit. nach Ludwig Tieck, Friihe Erzahlungen
und Romane, Munchen, S. 136. Сам роман преследует цель уйти от напряжения («приключенчества») ради допущения его повторного прочтения — исключительно в силу хорошего качества текста. Со мной это не прошло
15. Об этом см Schwanitz (1992 und 1993).
16. Тоже самое, как показывает Дэвис (Lennard J. Davis, Fac­
tual Fictions: The Origins of the English Novel, New York 1983,
p. 212), существенно для возникающих в это же время современных идеологий. Очевидно, что имеет всеобщее значение то обстоятельство, что латентность этого механизма порождения имеет своей функцией обеспечение в массмедийно распространяемых текстах ясного различения самореференциальных и ино-
референциальных отнесений.
17. Смотрите об этом, например, в следующих работах Cleanth
Brooks, The Well Wrought Urn: Studies in the Structure of Poetry,
New York 1947, или Michael Riffattere, Semiotics of Poetry, Bloom-
ington, Ind. 1978. Но и это, впрочем, является указанием на дифференциацию массмедиа и системы искусства.
18. Об этом критерии см Christoph Menke-Eggers, Die Sou-
veranitat der Kunst: Asthetische Erfahrung nach Adorno und Der-
207
ПРИМЕЧАНИЯ. Атакже: M. С. Beardsley, Aesthetics:
Problems in the Theory of Criticism, New York 1958, p. 414.
19. Более общие принципы этого см Alois Hahn/Rudiger Ja­
kob, Der Korper als soziales Bedeutungssystem, in: Peter Fuchs/An­
dreas Gobel (Hrsg.), Der Mensch — das Medium der Gesellschaft,
Frankfurt 1994, S. 146—188.
20. В которой ни он, ни кто-либо другой от начала времен не знает ни правил, ни рисков, ни ставок англ См The Educa­
tion of Henry Adams: An Autobiography (1907), Boston, 1918, p. 4. Весь текст является единственной иллюстрацией подразумеваемой здесь проблемы индивида, претерпевающего взлеты и падения (Oszillation) собственной карьеры.
21. Michel Serres, Le Parasite, Paris 1980. Вследствие этого
массмедиа сами являются паразитами второго порядка, паразитирующими на паразитизме своих зрителей.
22. Это не отрицает того, что значительную роль играют известные эффекты подражания, прежде всего в сфере модной одежды, причесок, непринужденной жестикуляции и открытой демонстрации сексуальных интересов.
23. Именно это подразумевается под — зачастую неправильно истолковываемым — понятием симпатии Адама Смита: Симпатия проистекает, следовательно, не столько из видимого аффекта, сколько, напротив, из видимой ситуации, которая вызывает этот аффект (Adam Smith, The Theory of Moral Sentiments,
1759). Цитировано по немецкому переводу Leipzig 1926, Bd. 1,
S. 9). Ему вторят и современные исследования деятельности по приписыванию смысла, в которых, в свою очередь, наблюдается, что действующие лица понимают и объясняют свои действия, исходя из ситуации, в то время как наблюдатели в большей степени проявляют тенденцию к тому, чтобы приписывать их свойствам самих действующих лиц.
24. Исходный пункт более поздних дискуссий см Edward
Young, Conjectures on Originals Compositions (1759). Цитировано no: The Complete Works, London 1854, Nachdruck Hildesheim
1968, Bd. 2, S. 547—586, Ср.: также Stendhal, De l'amour (1822). Здесь обнаруживается проблема типового противоречия между человеком-копией (homme-copie) и аутентичным поведением это качество некоторой души, которая не возвращается к себе самой (cette qualite d'une ame qui ne fait aucun retour sur elle-me-
me) (Ibid., p. 99). Смотрите также противопоставление характеров Титана и Рокероля (Roquairol), испорченного преждевременными переживаниями, то есть чтением Jean Paul. Titan. Werke
208
ПРИМЕЧАНИЯ. Целостный концепт должен вызывать у читателя контрадикторный вопрос как можно было бы устроить так, чтобы обладать нерефлексированной аутентичностью и сохранять ее, вопреки чтению.
IX. ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ. На ото указал при обсуждении моего доклада в Академии наук земли Северный Рейн—Вестфалия господин Шульц-Тор-
нау, член земельного ландтага.
2. В этом контексте о возникновении журналистского пафоса объективной корреспонденции см Schudson (а. а. О) (1978). О доминировании рекламы в американской печати сравните с опытом Генри Адамса как издателя Северо-Американского обозрения (North American Review). Секретам успеха редактора можно было легко научиться высшим успехом было заполучить рекламные объявления. Десять страниц рекламы приносят редактору успех пять характеризуют его как неудачника
(The Education of Henry Adams: An Autobiography, Boston 1918,
p. 308).
3. Переключение каналов вовремя рекламы. — Прим. пер.
4. О выделении сигнальных систем см Raymond Williams,
The Sociology of Culture, New York 1982, p. 130.
5. Подобно экономике, функция которой состоит не в накоплении богатства, и политики, функция которой не в том, чтобы находиться у власти (an-der-Macht-sein) и т. д.
6. Подробнее об этом Niklas Luhmann, Die Wissenschaft der
Gesellschaft, Frankfurt 1990, S. 53, 181.
7. Впрочем, здесь нельзя утверждать о равном распределении наблюдателей. В случае рекламы может быть большее количество наблюдателей, утверждающих, что над рекламой доминирует скорее экономика, нежели наоборот. Однако это означает ведь только то, что желающие раскрыть вопрос о том, как общество разрывает этот круг, должны наблюдать наблюдателей.
8. Это различение выделяется в знаменитом сочинении Кли­
мента Гринберга (Clement Greenberg, Avant-Garde and Kitsch
(1939), цитируемом по переизданию того же автора Art and Cul­
ture, Boston 1961, p. 3—21), очевидно направленном против советских и национал-социалистических попыток политически дисциплинировать искусство. Однако задолго до этого уже были попытки, исходя из современного искусства, навести мосты и преодолеть пропасть между высокими более низким искус
ПРИМЕЧАНИЯ
ством. Об этом см Victor Burgin, The End of Art Theory: Criti­
cism and Postmodernity, London 1986, p. 2.
9. Примечательным случаем исключения является тщательно планировавшаяся в прессе и на телевидении антикоррупци­
онная компания итальянской прокуратуры и судей. Здесь была проведена осознанная медийно-политическая работа — притом, что вытекающие из этого следствия потом не повлекли за собой политической ответственности.
10. Подобные соображения высказываются по поводу сферы новостей. Но тогда остаются реклама и развлечения, которые нужно было бы присовокупить к каким-то иным системам, скажем, к системе экономики или некой (трудно идентифицируемой) системе потребления свободного времени.
11. См Niklas Luhmann, Das Recht der Gesellschaft, Frank­
furt 1993.
12. Скрытые качества (лат. Прим. перев.

X . ИНДИВИДЫ. Раннее представление этого понятия мотива, примыкающего к концепции Вебера, дал Ч. Райт Миллс: С. Wright Mills, Sit­
uated Actions and Vocabularies of Motive, American Sociological
Review 5 (1940), p. 904—913. Сопоставьте сего же работой Lan­
guage, Logic und Culture, American Sociological Review 4 (1939),
p. 670—680. Более подробно изложение этой проблемы смотрите Kenneth Burke, A Grammar of Motives (1945) and A Rhetoric
of Motives (1950) — цитировано по однотомному изданию Clev-
end 1962, более подробно о правилах приписывания см Alan F.
Blum/Peter McHugh, The Social Ascription of Motives, American
Sociological Review 36 (1971), p. 98—109.
2. О взаимопроникновении в этом смысле более подробно смотрите Niklas Luhmann, Soziale Systeme: Grundriss einer all-
gemeinen Theorie, Frankfurt 1984, S. 289.
3. О «homo oeconomicus» экономической системы и «homo iu-
ridicus» системы права см Michael Hutter/Gunther Teubner, Der
Gesellschaft fette Beute: homo oeconomicus und homo iuridicus als
kommunikationserhaltende Fiktionen, in: Peter Fuchs/Andreas Go-
bel (Hrsg.), Der Mench — das Medium der Gesellschaft? Frankfurt
1994, S. 110—145. Впрочем, тоже самое имеет значение для так называемого методологического индивидуализма и понятия рационального выбора в социальных науках. Здесь также индивидуальность отдельных людей учитывается неконкретно, а
210
ПРИМЕЧАНИЯ лишь настолько, насколько это необходимо для конструкции объяснений, функционирующих согласно методологическим критериям.
4. Мода на «portraits» или на «caracteres» в XVII и XVIII столетиях, иронически прокомментированная Дидро, в свою очередь, явилась продуктом книгопечатания и поэтому не должна восприниматься слишком серьезно См Denis Diderot, Satire I,
sur les Caracteres et le Mots de Caracteres, de Professions, etc., in:
CEuvres, Paris 1951 (ed. de la Pleiade), p. 1217—1229.
XI. КОНСТРУКЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ. Эта аргументация и тот факт, что мир повседневности, жизненный мир, фольклор etc. может представать в виде научных понятиях, обнаруживается лишь с середины прошлого столетия, то есть вместе с крушением метафизических конструкций мира и началом поиска других оснований для наблюдения реальности.
2. Об этом см Debra Е. Meyerson, Acknowledging and Uncov­
ering Ambiguities in Cultures, in: Peter J. Frost et al. (Ed.), Re-
framing Organizational Culture, Newbury Park Cal. 1991, p. 2 5 4 —
270.
3. Ср.: Niklas Luhmann, Das Risiko der Kausalitat, Ms. 1995.
4. Понимание коммуникации состоит в ее дифференцировании на сообщение и информацию. Сообщение — есть то, что стремится преподнести мне мой коммуникативный партнер, например, попытаться меня дезинформировать или мной манипулировать информация — это то, что я воспринимаю в его сообщении, то, что меняет коммуникацию, заставляет течь ее по-другому, например, если я распознаю попытку меня дезинформировать. Понять — значит отличить информацию от сообщения, отличить нужное для меня от вкладываемого партнером (латентного) смысла. Ниже будет ясно, что подозрения в манипулировании со стороны массмедиа и есть выделение сообщения в рамках информации (или информации в рамках сообщения, то есть понимание коммуникации. Прим. пер.

5. То cut corners to catch the criminals" — формулирует Джонатан Каллер на примере Оливера Норта в афере «Иран-кон-
трас» (Johnathan Culler, Framing the Sings: Critisism and its Insti­
tutions, Oxford 1988, p. 50).
6. Хорошим исследованием моральных установок в бывшей Югославии, обусловленных еще родовой принадлежностью, ко
ПРИМЕЧАНИЯ
торые лишь поверхностно прикрывались официальной марк-
систско-титоистской идеологией, распространяемой в массмедиа, стала защищенная в Билефельде диссертация Душана Врбана:
Dusan Vrban, Culture Change and Symbolic Legitimation: Func­
tions and Traditional Meaning of Symbols in the Transformation
of Yugoslav Ideology, Ms. 1985. В то время автор не мог найти издателя.
7. См Odo Marquard, Aesthetica und Anaesthetica: Philosophi-
sche Uberlegungen, Padeborn 1989.
8. Jean Paul, Traum eines bosen Geistes vor seinem Abfalle in:
Werke: Auswahl in zwei Banden, Stuttgart 1924, Bd. 2, S. 2 6 9 — 2 7 3
(269).
9. Ср.: Rene Girard; Des choses cachees depuis la fbndation du
monde, Paris 1978.
10. На переднем плане социологически-социально-психологи­
ческих исследований проблемы справедливости, которые, видимо, тоже страдают от этого впечатления, стоит как раз данная проблема распределения, а вовсе нестарая проблема «Suum cu-
ique», предполагающая сословную дифференциацию. Относящееся к правовой системе правило, что одинаковые случаи должны решаться одинаковым образом, а разные — по-разному, также не включается в проблему справедливости. О социально-научном исследовании проблемы справедливости см, например Elaine
Walster/G. William Walster/EUen Berscheid, Equity: Theory and Re­
search, Boston 1978; Michael Walzer; Spheres of Justice: a Defence
of Pluralism and Equality, Oxford 1983; Volker H. Schmidt, Lokale
Gerechtigkeit — Perspektiven soziologischer Gerechtigkeitsanaly-
se, Zeitschrift fur Soziologie 21 (1992), S. 269—283.
11. Чтение романов, помимо некоторых иных душевных расстройств, имеет своим следствием и то, что развлечение становится житейским делом, — полагал еще Иммануил Кант (Антропология в прагматическом отношении, § 45). Это развлечение наступает, согласно Канту, вопреки систематике изложения, а значит, вопреки его внутренней правдоподобности, в силу того, что читатель входе чтения способен отклоняться, — предположительно, в тех направлениях, которые позволяют ему делать выводы о собственной жизненной ситуации.
12. Сравните с предостерегающими советами Жака дю Воска
Jacques du Bosq, L'honneste femme, Rouen 1639, p. 17, или более критический трактат Pierre Daniel Huet, Traite de l'origine des
romans, Paris, 1670. Эти позиции, правда, относятся к роду литературы, который тогда носил название романса и существенно
212
ПРИМЕЧАНИЯ отличался оттого, что начиная с XVIII столетия называется романом, — не в последнюю очередь благодаря идеализации героев и ситуациям, удовлетворявшим условиям «приукрашенности» и правдоподобности. Современный роман воздействует гораздо сильнее (однако и более опосредованно) и обольстительнее.
13. Это часто изображалось — с негативными коннотация­
ми — как жизнь из вторых рук, как знание на основе вторичного опыта. Впрочем, это — старая тема. Об этом см Walter Lipp-
mann, Public Opinion, New York 1922. К ней же относится и неразличимость собственного или лишь усвоенного опыта. Однако, поскольку в любом случае знания непредставимы вне коммуникации, это ценностное суждение само нуждается в анализе. Как же при помощи именно этого различения не-аутентично1 аутен­
тично наблюдать результаты воздействий массмедиа, не осознавая, что желание переживать аутентично, из себя самого, со своей стороны, внушено именно этим различением
14. Таково весьма распространенное сегодня понимание. См
Jean Baudrillard, Die Agonie des Realen, Berlin 1983. Или Martin
Kubaczek, Zur Entwicklung der Imaginationsmaschinen: der Text
als virtuelle Realitat, Faultline 1 (1992), S. 83 — 1 0 2 .
15. Кстати, это — явный парадокс, который, однако, во времена Канта мог оставаться скрытым понятие самореференции противоречит генерализируемое™ в перспективе самореферен-
циальной системы. Такого противоречия не возникает, если генерализация является темой для внешнего наблюдателя.
16. Для сравнения в бесписьменных родовых обществах коммуникация в первую очередь, видимо, служила для постоянного тестирования солидарности, то есть для того, чтобы документировать племенную принадлежность, добрую волю, миролюбивость. Ключевой пункт состоит в самохарактеризации сообщающего (и именно потому, что это не становится содержанием сообщения, текстом. Тот, кто молчит, навлекает на себя подозрения, производит опасное впечатление, — как будто он задумал что-то злое, о чем он не хотел бы говорить. Смотрите также текст или bbтературу в примечании 9 третьей главы.
17. Выражение Романа Ингардена: Roman Ingarden, Das lite-
rarische Kunstwerk (1931), 4. Aufl. Tubingen 1972, S. 261.
18. Скажем, в смысле Карла Маннгейма: Karl Mannheim, Ideo­
logic und Utopie, 3. Aufl. Frankfurt 1952.
19. Смотрите роман Петера Шнайдера (Peter Schneider, Paa-
rungen, Berlin 1922), который фокусирует место повествования — пивную, — которое служит для постоянного прерывания
213
ПРИМЕЧАНИЯ рассказов, в которых хотят рассказать о чем-то, что в свою очередь прерывается, а именно, о любви.
20. Культурное многообразие англ. Прим. пер.
21. О туризме смотрите, например Dean MacCannell, The
Tourist, New York 1976. Сравните с работой того же автора
Staged Authenticity: Arrangement of Social Space in Tourist Set­
tings, American Journal of Sociology 79 (1973), p. 589—603.
22. Когда при посещении паломнической церкви Рокамадур я должен был заплатить за вход во вторые врата второй раз, то привратник, заметив мое удивление, объяснил Уже сотни лет здесь нет ничего бесплатного
23. Избыточных возможностей (нем. Прим. пер.
X I I . РЕАЛЬНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ. Причем именно по отношению к обозначению использованных различений: Указанное Здесь на котором я задерживаюсь, есть точно также одно из этих Здесь, которое на самом деле есть не это Здесь, а некоторое Впереди и Сзади, некоторое Вверху и Внизу, некоторое Вправо и Влево. < . . . > Это Здесь, на которое надо указать, исчезает в других Здесь, но и эти точно также исчезают (Гегель Г. Ф. В, Феноменология Духа / Перс нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1992, с. 56—58).
2. Влад Годзих так перефразирует позицию Поля де Мана: Именно сопротивление языка языку лежит в основании всех прочих форм сопротивления. Смотрите Paul de Man, The Re­
sistance to Theory, Foreword, Minneapolis 1986, p. XVIII. Это понимание следует дополнить уже упомянутым диссонансом образов (Godzich а. а. О. 1991).
3. Ср.: Elisabeth Noelle-Neumann, Offentliche Meinung: Die
Entdeckung der Schweigespiralle, Frankfurt 1991.
4. Разве только в тех случаях, когда сами предположения о корреляциях между распределениями данных (переменных) этого исследования удается представить как теорию.
5. Специальное исследование об этом см Jurgen Ruesch/Gre-
gory Bateson Communication: The Social Matrix of Psychiatry, New
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта