Главная страница

Луман Реальность массмедиа. Массмедиа


Скачать 0.97 Mb.
НазваниеМассмедиа
АнкорЛуман Реальность массмедиа.pdf
Дата14.12.2017
Размер0.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛуман Реальность массмедиа.pdf
ТипДокументы
#11372
страница9 из 15
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
16. Об этом см Ralf Godde, Radikaler Konstruktivismus und
Journalismus: Die Berichterstattung iiber den Golfkrieg — Das
Scheitern eines Wirklichkeitsmodels, in: Gebhard Rusch/Siegfrid
J. Schmidt (Hrsg.), Konstruktivismus: Geschichte und Anwendung.
Delfin 1992, Frankfurt 1992, S. 269—288.
II. « САМО РЕФЕРЕНЦИЯ И « И НОРЕ ФЕ РЕ Н Ц И Я »
1. Об этом см A. Moreno/J. Fernandez/A. Etxeberiria, Compu­
tational Darwinism as a Basis for Cognition, Revue internationale
de systemique 6 (1992), p. 205—221.
2. Речь идет о том, что различение между наблюдателем ими ром является внутренним различением наблюдателя, его внутренней схемой. У наблюдателя две возможности реализовывать повторный ввод — обнаруживать или помещать себя во внешнем мире как отличное от него (например, смотреть на себя в зеркале) или обнаруживать внешний мир в себе самом как отличное от себя (например, вспоминать прошлое. Возникает неопределенность в самолокализации. — Прим. пер.
3. См George Spencer Brown, Laws of Form, New York 1979.
p. 56, 69.
4. Более подробно об этом см Elena Esposito, Ein zweiwerti-
192
ПРИМЕЧАНИЯ. 96—111.
5. George Spencer Brown, Laws of Form, New York 1979, p. 57. Смотрите там же его важное разъяснение, что эта неопределенность не вытекает из употребления независимых переменных, которые репрезентирует для системы неопределенные состояния мира, а следует из установок самого исчисления. Итак, проблема неопределенности также не может быть разрешена через подстановку значений (которые могли бы вытекать из состояний мира) вместо независимых переменных математических уравнений. Мы можем дать этому следующую интерпретацию эта проблема неопределенности, неразрешимая на уровне двузначного исчисления, является следствием обособления системы, которая принуждает ее к тому, чтобы посредством re-entry реагировать на таким образом данную дифференцию системы и внешнего мира. Следовательно, она реагирует посредством — лишь внутренним образом используемого — различения самореференции и
инореференции.
6. См. его рецензии в журнале Whole Earth Catalogue, spring
1969, p. 14.
7. George Spencer Brown, Laws of Form, New York 1979, p. 58.
8. Ив рамках общего исследования коммуникации эта амбивалентность рассматривается как необходимая. См Jurgen Ru-
esch/Gregory Bateson, Communication: The Social Matrix of Psy­
chiatry, New York 1951, 2 issue, 1968, p. 238: Нам никогда немо bbжет быть вполне ясно, обращаемся ли мы к миру, такому, каков он есть или к миру, такому, каким мы его видим.
9. Это тоже не может осуществляться с помощью бинарных
различений, на которые система ориентирует свои собственные операции, или, во всяком случае — с помощью двузначной логики высказываний, ориентированной на различение истина
неистина». Об этом см Gotthard Giinter, Die historische Katego-
rie des Neuen, in ders., Beitrage zur Grundlegung einer operations-
fahiger Dialektik Bd. 3, Hamburg 1980, S. 183—210; ders., Logik,
Zeit, Emanation und Evolution, Hamburg, S. 95—135.
10. Ср.: Niklas Luhmann, Soziale Systeme: GrundriB einer allge-
meiner Theorie, Frankfurt 1984, S. 46.
11. Ср.: Frank Marcinkowski, Publizistik als autopoietisches Sy­
stem, Opladen 1993, S. 46.
12. Этот тезис можно было бы развить более подробно в отношении тематической, а не медицинской близости к таким темам, как гомосексуальность или потребление наркотиков, далее — в
ПРИМЕЧАНИЯ отношении к политическим вызовам, скрытым в данной тематике.
13. Подразумеваются сами массмедиа, а не их адресаты. — Прим. пер.
I I I . КОДИРОВАНИЕ Вряд ли следует здесь объяснять, что это является в высшей степени существенным условием. Если кого-то спросят на улице о правильной дороге, тов рамках социальной системы он немо bbжет отреагировать, пропев Лили Марлен», или встречным вопросом о том, надлежащим ли образом спрашивающий верит в Иисуса Христа. Жесткое ограничение возможностей осмысленного продолжения коммуникации указывает социологам, что без более широких системных дифференциаций общество может достигать лишь весьма незначительной сложности.
2. Для этого недостаточно одних лишь экономического учета и отчетности, а также известного с давних пор кредита, который зависел от существующих социальных связей и доверия. Специально об этом см Michael Hutter, Communication in Eco­
nomic Evolution: The Case of Money, in: Richard W. England (Ed­
itor), Evolutionary Concepts in Contemporary Economics, Ann Ar­
bor 1994, p. 111—136.
3. Для этого недостаточно одного лишь властного превосходства, которое, со своей стороны, зависело от комплексных условий социальной поддержки.
4. Обратная коммуникация, естественно, полностью не исключается. В отдельных случаях она остается возможной, к примеру, в форме писем читателей или в форме провоцируемых звонков в студии радио- и телевещания. Но если такого рода отклики и появляются, они вовлекаются в аутопойезис системы. Избранные читательские письма можно напечатать или — еще входе текущей передачи — можно обратиться к телефонным откликам, которые высвечиваются на студийном экране студии, чтобы в удобное время быть востребованными и встраиваться в систему. Они служат для воспроизводства системы массмедиа, а не для установления контактов системы с ее внешним миром.
5. И здесь следует предварительно заметить, что это вовсе не исключает общественных коммуникаций устного, письменного, эпистолярного и телефонного типа, а также организованной ответственности, правовой обязательности и тому подобного. Политики индивидуально приглашаются на ток-шоу. Но, и это име-
194
ПРИМЕЧАНИЯ
ет решающее значение такие контакты осуществляются не в специфической форме массовой коммуникации.
6. О других случаях кодирования см Niklas Luhmann, Codie-
rung und Programmierung: Bildung und Selektion im Erziehungs-
system, in ders., Soziologische Aufklarung Bd. 4., Opladen 1987,
S. 182—201; ders., Die Wirtschaft der Gesellschaft, Frankfurt 1988,
S. 85,187; ders., Die Wissenschaft der Gesellschaft, Frankfurt 1990,
S. 194.; ders., Das Recht der Gesellschaft, Frankfurt 1993, S. 165;
ders. Die Kunst der Gesellschaft, Frankfurt 1995 (в печати.
7. Можно указать и на противоположный случай системы медицины. Здесь лишь негативное значение, лишь болезнь может служить для присоединения следующих операций, в то время как здоровье служит в качестве рефлексивного значения.
8. Например, научное знание, получившее значение неистин­
ного, реферируется второй, негативной стороной кода истинное
неистинное системы науки, однако не относится к ее внешнему миру системы, то есть остается научным. — Прим. пер.
9. Эта путаница восходит к наивности некоторых религиозных моралистов, которые предполагали, что лишь праведники, ноне грешники принадлежат царству божьему (хотя уже в Библии можно найти противоположные утверждения.
10. Имеются ввиду сообщения, которые после своего массового распространения потеряли информационную значимость. — Прим. пер.

11. Комплексность и циркулярность состоит в повторном обращении к потерявшим информационную значимость сообщениям, то есть в использовании негативной, рефлексивной стороны кода
«информация/неинформация», поскольку в противном случае невозможно определить (от противного) информационную значимость нового. Программы — средство разорвать эту самоотнесен­
ность и постоянный регресс к информативности неинформатив­
ного. — Прим. пер.
12. Здесь следует заметить, что информационную значимость сообщений — особенно в интеракциях между присутствующими ив обществах, которые знают лишь такой способ коммуникаций, — можно маргинализировать. Говорить нужно даже тогда, когда говорить не о чем, поскольку посредством участия в коммуникациях могут быть выражены благосклонность и социальная принадлежность, а в противном случае возникло бы подозрение в злокозненных замыслах. Об этом см The Problem of
Meaning in Primitive Languages, in: СПР ИМ Е ЧАН И Я
on Thought and of the Science of Symbolism, London 1923, 10. is­
sue, 5. print 1960, p. 296—336; Lorna Marshall, Sharing, Talking,
and Giving: Relief of Social Tensions Among Kung Bushmen, Africa
31 (1961) p. 231—249. Рюши Бэйтсон рассматривают это обстоятельство (применительно к современным отношениям) как разрешение парадокса при помощи позитивной метакоммуникации.
«Коммуницируют («we are communicating"), хотя было бы парадоксальным коммуницировать: «we are not communicatig». В системе массмедийной коммуникации соответствующая проблема больше не обнаруживается на уровне коммуникации, ибо здесь господствует код «информация/неинформация»; она предстает в виде организационного требования заполнять печатное пространство и эфирное время, — большим числом рассказанных историй, заставками, музыкой (Jurgen Ruesch/Gregory Bateson,
Communication: The Social Matrix of Psychiatry, New York 1951,
2 issue, 1968, p. 213).
13. См Gregory Bateson, Okologie des Geistes: Anthropologi-
sche, psychologische, biologische und epistemologische Perspektive,
dt. Ubers. Frankfurt 1981, S. 488.
14. Например, смысл математического уравнения состоит в утверждении различия, которое не производит никакого различия. Это также означает, что алгебра (букв математика уравнений. — Прим. пер уничтожает информацию и нейтрализует время (а именно более позднее различие.
15. Проводи различие (англ. Прим. пер.

16. См George Spencer Brown, Laws of Form, New York 1979,
p. 3.
17. Читатель, возможно, заметит, что это высказывание соотносится с размышлениями об операционном конструктивизме.
18. Об этом различении см Donald МВ этом заложено важнейшее различие между кодом масс-
медиа и кодом системы искусства. Произведения искусства должны выказывать достаточную амбивалентность, большое число возможных способов его прочтения. Особенно в современном искусстве этот признак — провокационным образом — доводится до крайности. См Umberto Eco, Opera aperta, (1962), 6. Aufl. Mi-
lano 1988. И вероятно, эта тенденция в выражении крайних требований к наблюдателю, в свою очередь, является реакцией на
массмедиа и возможности технического копирования произведений искусства. «Finnigans Wake» — своеобразный протест против возможности чтения (название этого произведения Джойса
196
ПРИМЕЧАНИЯ можно перевести двояко Поминки по Финнегану» и «Финне-
ганы просыпаются. — Прим. пери наоборот, стилистические требования, которые вбиваются в головы журналистов уже вовремя их обучения, диаметрально противоположны тенденциям к открытому произведению искусства. Ср., например Harold
Evans, Newsman's English, New York 1972. Чтобы освободить искусство текста от такого рода требований, на постмодерном жаргоне говорят о читабельном («readerly», «lisible») тексте.
20. Марсинковски видит код системы в различении «публич­
ное/закрытое», где публичное является позитивным значением. Это, однако, не может объяснить своеобразную динамику системы, вытекающей из того, что система не может работать стем, что уже обнародовано. Каждым выходом (Output) или целью публикации система всегда заканчивает свои операции и после этого может продолжить их лишь в том случае, если обходится с
уже-известным как с негативным значением, на основе которого
отмеряется то, что — как еще-не-известное — может готовиться к публикации. Аутопойезис состоит, следовательно, в непрерывном обмене значений — позитивного на негативное (Frank Маг, Publizistik als autopoietisches System, Opladen 1993,
S. 65).
21. Об этом см Gregory Bateson, Okologie des Geistes: Anthro-
pologische, psychologische, biologische und epistemologische Per-
spektive, dt. Ubers. Frankfurt 1981, S. 524.
22. Это бросается в глаза при сравнении со средневековой и
раннесовременной риторикой, в которой при помощи слови или «ancience» и «modernes» обозначались лишь жившие раньше и живущие ныне, а их оценка вытекала из риторической диспозиции. См. литературу о спорах из-за споров
August Buck, Die «querelle des ancience et des modernes» im italie-
nischen Selbstverstandnis der Renaissance und des Barock, Wies­
baden 1973; Elisabeth Goessmann, Antiqui und Moderni im Mittel-
alter: Eine geschichtliche Standortortsbestimmung, Munchen 1974, или Robert Black, Ancients and Moderns in the Renaissance: Rhet­
oric and History in Accolti's Dialogue of the Preeminence of Men of
His Own Time, Journal of the History of Ideas 43 (1982), p. 3—32.
23. Тогда мыслимы всевозможные комбинации к примеру, глубинная амбивалентность в оценке современности у Руссо или упорная, контрафактическая — и поэтому нормативная — позитивная оценка современности у Хабермаса.
24. См, например Paul de Man, Literary History and Literary
Modernity (1969), in his: Blindnis and Insight: Essays in the Rheto-
ПРИМЕЧАНИЯ. Или Jiirgen Habermas, Der philosophische Diskurs der Moderne:
Zwolf Vorlesungen, Frankfurt 1985.
25. Социологические странности (и конфузы) подобного дискурса широко представлены у Джефри Александера. См Jef­
frey С. Alexander, Modern, Anti, Post, and Neo: How Social The­
ories have tried to Understand the «New World» of «Our Time»,
Zeitschrift fur Soziologie 23 (1994), p. 165—197.
26. Cp. Gilles Deleuze, Logique du sens, Paris 1969, p. 9.
27. Далее ср.: Frank Marcinkowski, Publizistik als autopoieti-
sches System, Opladen 1993, S. 133.
28. До эпохи массмедиа говорили об «admiratio» (= изумлении, удивлении, восторге, ужасе перед отклонениями. Это предполагает наличие внешних побуждений и исключительный характер их проявления. Если массмедиа нормализуют новизну, то должно быть образовано подходящее для этого общее понятие. Об этом см Niklas Luhmann, Die Behandlung von Irritationen:
Abweichung oder Neuheit?, in ders., Gesellschaftsstruktur und Se-
mantik, Bd. 4, Frankfurt 1995. Впрочем, как аргумент в контексте некоторой эволюционной теории может использоваться не admi-
ratio, а только понятия раздражения и раздражительности. По крайней мере, со времен Жана-Батиста Пьера Антуана де Моне де Ламарка (Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet de Lamarck,
Philosophie zoologique, Paris 1809).
29. В рамках архитектуры парсоновской теории для этой функции беспокойства не предусматривается никакого места. Поэтому сторонники этой теории помещают массмедиа в область интегративной функции и медиума влияния. Прежде всего, см Harry М. Johnson, The Mass Media, Ideology and Community Standarts,
in: Jan J. Loubster et al (Ed.), Exploration in General Theory in So­
cial Science: Essays in Honor of Talcott Parsons, New York 1976,
Vol. 2, p. 609—638; Jeffrey C. Alexander, The Massmedia in Sys­
tematic, Historical and Comparative Perspective, in: Jeffrey C. Al­
exander/Paul Colomy (Ed.), The Mass Media in Systematic, Histori­
cal and Comparative Perspectives, New York 1990, p. 323—366. Это проблематично в силу разных причин, например, ввиду предпочтительности изображения конфликтов и отклонения от норм. Ив целом нужно поразмышлять над тем, лежит ли вообще первичная ориентация массмедиа в социальном измерении или, скорее, во временном.
198
ПРИМЕЧАНИЯ. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ СИСТЕМЫ. Выражение как базовая дифференция» возможно нуждается в комментариях. Само собой разумеется, что все системы различают интересующую их информацию, а значит — порождают безвоздушное пространство неинформативности. Однако лишь системы массмедиа подвергают эту дифференцию рефлексии, стем чтобы уметь распознавать, какие операции принадлежат системе, а какие — нет.
2. Это термины Парсонса. О применении их к теории масс-
медиа см Jeffrey С. Alexander, The Mass News Media in System­
ic, Historical and Comparative Perspective, in: Elihu Katz/Tam-
as Szecsko (Ed.), Mass Media and Social Change, London 1981,
p. 19—51.
3. О взаимодействии этих областей в перспективе его исторического развития см Michael Schudson, Discovery the News:
A Social History of American Newspapers, New York 1978.
V. НОВОСТИ ИК ОМ МЕНТА Р И И
1. Об этой, как и о типичных версиях истории газетного дела, см Lennard J. Davis, Factual Fictions: The Origins of the English
Novel, New York 1983, p. 42. Впрочем, подобранный Дэвисом материал показывает, что необходимость привнесения нового и использования его как аргумента в маркетинге проявилась в XVI столетии, — прежде всего в секторе развлечений ив производстве дешевой печатной продукции, — гораздо раньше, чем возникла наука с ее понятием истины, специализированным на новых фактах и их объяснении.
2. См. комедию «The Staple of News» (Премьера в 1625 году, печатное издание датируется 1631 годом, цитируется по изданию Ben Johnson (eds. С. Н. Herford Precy/Evelyn Simpson)
Bd. VI; Oxford 1966, p. 277—382), в особенности вставку К читателям после второго акта (р. 325): Но новости делаются в виде многоразового продукта (еженедельный обман для вытягивания денег) и их никак не лучше не осудишь, чем предложив на обозрение эту диковинную службу бумажной скрепки (Office
of Staple), где взрослый может увидеть ее собственную глупость или голод и жажду публикации памфлетов новостей, выходящих каждую субботу, но полностью сфабрикованных дома и не содержащих в себе ни грана правды. Итак, исходя из организации производства новостей, критика делает выводы о их неистинно-
ПРИМЕЧАНИЯ
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


написать администратору сайта