Луман Реальность массмедиа. Массмедиа
Скачать 0.97 Mb.
|
имы наблюдаем нас самих, стремясь обнаружить в этом свою идентичность то можно выбрать обе стороны различения, а можно выбирать то одну, то другую. Рефлексия может потом предложить всего лишь лишенное признаков, непрозрачное Я, которое, однако, — до тех пор, пока живет и локализуется в мире его тело, — способно наблюдать то, как оно наблюдает. И лишь таким образом можно отказаться от признаков происхождения в определении того, чем каждый является для себя самого. Эти размышления раскрывают особый вклад сегмента развлечение во всеобщее производство реальности. Развлечение делает возможным самоло кализацию (Selbstverortung) в изображенном посредством массмедиа] мире. И тогда уже возникает второй вопрос — приводит ли этот маневр к удовлетворенности собой и миром. Остается открытыми вопрос о том, идентифицируем ли мы себя с характера РАЗВЛЕЧЕНИЕ ми массмедийных сюжетов или регистрируем различия. То, что предлагается в виде развлечения, никого не обязывает, однако дает достаточно отправных точек (которые невозможно было бы обнаружить нив новостях, нив рекламе) для работы над собственной идентичностью. Фиктивная реальность и реальная реальность очевидно различны, и именно поэтому индивид — в том, что касается его индивидуальности, — оказывается на самообеспечении (wird Selbstversorger). Он не должен, да и не может обсуждать свою идентичность в коммуникации. Поэтому он не нуждается ив том, чтобы окончательно связывать себя. Но если это больше не требуется винте ракциях или снова и снова терпит крушение, то вместо этого можно воспользоваться материалом, предлагаемым массмедийными развлечениями. Тем самым развлечение, — по меньшей мерена стороне субъекта, — регулирует и процессы включения и исключения. Нов отличие от буржуазной драмы или романа XVIII столетия оно уже не протекает в форме, которая была привязана к типизированному расточению чувства и тем самым исключала (еще не обуржуазившееся) дворянство и низшие слои теперь развлечение предстает в виде включения всех за исключением тех, которые настолько мало задействованы в нем, что в отдельных случаях уже немо гут активировать интерес и посредством воздержания (зачастую высокомерной абстиненции) освоили Самость, которая более не зависит от этого интереса и именно этим определяется. I X . ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ Эти три программные области, которые мы рассматриваем отдельно, позволяют четко различать их ти пику. Это не исключает взаимного заимствования. Репортажи, по распространенному мнению журналистов, должны быть написаны увлекательно (но что это значит Должны легко читаться, и многие сенсационные сообщения бульварной прессы отбираются в соответствии сих развлекательной ценностью однако даже здесь развлечение можно было бы понимать шире и не в том смысле, который мы уточнили выше как снятие самопорожденной неопределенности. Прежде всего, реклама, чей коррелят в реальности (рынок) не слишком вдохновляет, вынуждена что-то выдумывать, те. использовать жанр развлечения и сообщения об уже известном. Американское газетное дело обеспечило свою независимость в XIX веке сначала с помощью частных объявлений, а затем присовокупило к этому известия и развлечения Результаты воздействия этой истории возникновения американских газет все еще продолжают сказываться — не в последнюю очередь потому, что отдельные издания, прежде всего «Нью-Йорк Тайме, используют это типообразующее последствие для того, чтобы от этого отличаться. Сегодня мы обнаруживаем колонки или газетные страницы, посвященные преимущественно компьютерной технике, автомобилям, экологическому огородничеству, путешествиям вовремя отпуска и т. д, в кото- 101 ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ рых предметная информация используется для облачения рекламы. Нередко популярная иконография телевидения продуцирует распознаваемые образы и знания, которые способствуют трансляции содержания из одной области в некоторую другую. Итак, внутри отдельных программных областей можно наблюдать заимствования из других. Именно остроумная реклама играет с имплицитным знанием своих адресатов, не активируя его в памяти прямо и плоско. Репортажи также — сточки зрения стиля или видео ряда — обогащаются моментами развлечения, уничтожающего скуку. И все-таки в типичном случае, когда продукция не предназначается для введения в заблуждение, можно легко определить то, какая программная область регулирует производство продукта. Если эта гипотеза вызывает сомнения, она допускает легкую эмпирическую верификацию. Для распознавания программных областей требуются, правда, особые сигналы, которые обрамляют передачи. В газетных объявлениях должно быть отчетливо видно, что речь идет не о новостях, а о рекламе. В случае телевидения, например, вовремя «зэппинга» 3 не сразу становится ясно, идет ли развлекательная передача, передаются ли новости или репортажи. Можно вспомнить о получившем известность недоразумении в связи с трансляцией Войны миров, когда многие зрители поверили, что речь действительно идет о приземлении внеземных существ. В типичном случае фильмы маркируются как таковые вначале и завершении. Реклама распознается почти всегда мгновенно как таковая. Внешние рамки можно различить лишь в момент их вещания, однако для опытных телезрителей существует целый набор внутренних сигналов, которые позволя- 102 ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ ют провести идентификацию Однако проблема возникает лишь только потому, что применяется единое техническое средство (медиум, которое может использоваться применительно к самым различным формам. И все жене так-то легко принять тезис о единстве системы массмедиа, покоящейся на трех столь различных столпах новости/репортажи, реклама, развлечения. Прежде всего, в глаза бросается неоднородность этих способов коммуникации. Конечно, эмпирически можно легко убедиться в том, что все три сферы используют одну и туже технологию распространения и могут регулярно воспроизводиться водной и той же газете или в рамках одного итого же времени теле- или радиовещания. Но именно тогда, когда пользуются кодом «информация/неинформа ция», особенно впечатляет разнородность воплощений, разнообразие производства раздражения и информации в отдельных медийных областях. Новости, реклама и развлечение, безусловно, различаются в том, как они могут использоваться в дальнейшей коммуникации. Тот, кто хорошо информирован благодаря новостями репортажам, может транслировать эту информацию далее или говорить именно о ней, а не о погоде, приводя тем самым в движение дальнейшую коммуникацию. Это не столь осмысленно в случае рекламы. Да ив развлечении дальнейшая коммуникация состоит не в том, чтобы дальше плести нить повествования или извлекать из этого уроки и учить других. Можно обмениваться вкусовыми суждениями и демонстрировать свою способность судить об этом. Однако в целом вклад всех трех форм массмедийной коммуникации, видимо, состоит в том, — ив этом они полностью согла- ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ суются — чтобы создавать предпосылки для дальнейшей коммуникации которые не требуют специального коммуникативного обсуждения Это касается как актуального уровня индивидуальной информированности, таки актуальной индивидуальной культурности [Kultiviertsein] в сфере суждений о ценностях, жизненных формах, модном и более-не-модном. Ведь благодаря массмедиа также можно оценить, воспринимается ли отход от общепринятого и демонстрация собственного мнения как нечто уместное или как провокационное. Поскольку массмедиа порождают некую фоновую реальность, способную стать отправной точкой, то от нее можно и оторваться, выделиться на ее фоне своими личными мнениями, прогнозами, предпочтениями и т. д. Поэтому общественная функция массмедиа обнаруживается не в целостности той или иной актуализированной информации (то есть не на позитивно оцениваемой стороне кода, а в порожденной таким образом памяти Память системы общества состоит в том, что при каждой коммуникации можно исходить из наличия некоторых заведомо известных предположений о реальности, которые ненужно специально вводить в коммуникацию и обосновывать в ней. Воздействие памяти проявляется во всех операциях общественной системы, а значит — во всех коммуникациях, где она служит для контроля текущей непротиворечивости с оглядками (im Seitenblick) на известный мири исключает слишком рискованную информацию как невероятную. Таким образом, нате или иные рассматриваемые сегменты реальности (темы) наслаивается вторая реальность, несвязанная консенсусными обязательствами. Каждый как наблюдатель может подвергнуть ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ ся наблюдению другого наблюдателя, не испытывая при этом огдущения, будто они живут в различных, несоизмеримых мирах. Возможно даже развитие своеобразных спортивных отношений между упорно навязываемыми суждениями в коммуникации, которые тем не менее могут опираться на общую подразумеваемую реальность и избегают (за исключением пограничных случаев) опасности их психиатрического толкования. Прямые отсылки к передаваемым сообщениям могут варьироваться и соотноситься, главным образом, с последними известиями однако в производстве латентной структуры повседневности ив постоянном воспроизводстве рекурсив- ности общественной коммуникации программные области взаимодействуют и поливают одну и туже грядку, с которой, по мере надобности, могут получать урожай. Итак, массмедиа являются средствами (медиумами) не в том смысле, что передают информацию от знающего к незнающему. Они являются средствами (медиумами) трансляции в той степени, в какой подготовляют итак или иначе развивают фоновое знание, из которого можно исходить в коммуникации. Конституирующим различением является незнание незнание, а «медиум/форма». 6 Медиум подготавливает гигантскую, однако все-таки ограниченную область возможностей, из которой коммуникация может отбирать формы, когда она временно ориентируется на определенные содержания. И именно здесь вносят свой вклад новости/репорта жи, реклама и развлечения, причем весьма различными способами. Другая причина для воспроизводства дифферен- ции новостей/репортажей, рекламы и развлечения ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ могла бы состоять в том, что массмедиа посредством этих жанров одновременно поддерживают различные структурные сопряжения и тем самым воспроизводят различные способы соединения с другими функциональными системами. Реклама, несомненно, образует собственный рынок в системе экономики с собственными организациями, ориентированными на специальные рынки. Но этим реклама не ограничивается. Ведь реклама должна реализовывать свой продукт, развивая динамику всей социальной системы массмедиа, а не только, как это в типическом случае имеет место с другими продуктами, посредством технической или физико-химико- биологической способности удовлетворения определенной потребности. Итак, в области рекламы экономика настолько же зависит от системы массмедиа, насколько последняя зависит от экономики и, как это типично для случаев структурных сопряжений, здесь невозможно установить никакой предметно- логической асимметрии, никакой иерархии. Можно лишь, аналогично термостату, констатировать наличие кибернетического круга, где уже от наблюдателя зависит мнение регулирует ли система отопления температуру в помещении с помощью термостата или температура помещения с помощью термостата управляет функционированием системы отопления В случае развлечения этаже ситуация несколько теряет однозначность. Его принцип разрешения са мопроизведенной неопределенности средствами информационных рядов обнаруживается ив искусстве, прежде всего в романе, но также ив музыке, танце, театре. Поэтому напрашивается мысль, что развлечение надо истолковывать как тривиальное искус ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ ство. Но что же тогда означает это различение «три виальное/нетривиальное»? Предположительно, это различие состоит в проблематизации информации, или, точнее, в вопросе о том, наблюдается ли также и самореференция информации или нет. В случае самореферентности информация в рекурсивной сети удостаивается названия произведения искусства, то есть относится к тому, что селекция именно этой информации (и никакой другой) вносит в игру форм в произведении искусства. В случае тривиальности информация переживается лишь как нечто удивительное, как приятное снятие еще открытых неопределенностей. Поэтому нисколько не исключается возможность переживать произведения искусства как тривиальные или тривиально их копировать, отказываясь от рефлексии сопутствующих возможностей, исключенных благодаря информационному ряду. В пользу этого не в последнюю очередь говорит тот факт, что в развлечении многое вымощено камнями, из которых первоначально должны были создаваться произведения искусства Здесь едва ли можно говорить о взаимных структурных сопряжениях, ибо невозможно увидеть, что приобрело бы искусство от его тривиализации в качестве развлечения, — пусть даже в смысле некоторого дрейфа в направлении к формам, которые все меньше годятся для развлечений, то есть в смысле настойчивого принуждения к различию. Однако это приложение развлечения к системе искусства допускает наблюдение, а значит, — и более или менее широкую зону, в которой отнесенность (Zuordnung) коммуникации к искусству или к развлечению становится неоднозначной и отдается на откуп установкам наблюдателя. ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ С иной ситуацией мы вновь сталкиваемся вобла сти новостей и репортажей. Здесь наличествуют четкие структурные сопряжения между медийной системой и системой политической. Политика получает выгоду от упоминаний в массмедиа и одновременно из-за этого раздражается (как Андреотти из-за карикатур Форратини). Массмедийные сообщения чаще всего требуют некоторой реакции со стороны политической системы, которая, как правило, снова воплощается в виде массмедийного комментария. Поэтому одни и те же коммуникации получают одновременно и медийную, и политическую релевантность. Но это существенно всегда лишь применительно к отдельным событиями только ad hoc. Ибо дальнейшая переработка протекает в политической системе — прежде всего в условиях демократии и оппозиции, существующей в форме партий, — на совершенно иных путях, нежели в массмедиа, где речь идет о своего рода истории с продолжением. Эти различные рекурсивные сети в конечном счете означают, что такие события, которые наблюдателю первого порядка могли бы представляться лишь как что-то единственно-определенное, как политическая новость, все же могут идентифицироваться абсолютно по-разному в зависимости оттого, в какой системе осуществляется идентификация. Аналогичные структурные сопряжения можно констатировать в отношении массмедиа и спорта. Другие тематические области (искусство, наука, право) затрагиваются скорее как маргинальные в типичной ситуации (но лишь в единичных случаях) правовая система испытывает раздражение в случае вынесения массмедиа досудебного приговора или в случае такого рода корреспондентских сообщений, 108 ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ которые сточки зрения ответственности за последствия едва ли могут быть проигнорированы входе дальнейшего формирования юридического суждения Характерным случаем был проигранный процесс Родни Кинга» в Лос-Анджелесе в 1992—1993 годах. Во всяком случае, расчлененность области новостей вытекает не только из специфической родо видовой логики, но и из тех возмущений, которые она порождает в других системах общества, ив типичном случаев форме системно-системной координации. Last, but not least: во всех программных областях массмедиа не стремятся выстраивать консенсусные конструкции реальности, — а если и ставят такую цель, то успеха не достигают. Их мир в изобилии содержит и воспроизводит различия мнений. Это происходит не только в тех случаях, когда сообщается о конфликтах, когда напрашивается подозрение в манипулировании или демонстрируются исключительно личные перспективы реальности жизни. Массмедиа всегда — и без исключений — работают над своей собственной дискредитацией. Они сами комментируют, оспаривают, сами поправляют себя. Темы, а не мнения имеют решающее значение. О смерти лесов говорится так много потому, что мы в конечном счете знаем лишь то, что не знаем причины этого явления, хотя в любом случае извест- ногчто об этом есть многоразличных мнений. Ввиду комплексности тематики обсуждений не помогает и сведение (Zurechnung) различий мнений к различиям в жестко заданных структурах, скажем, в социальных слоях или идеологических пристрастиях. Мы учимся лишь наблюдать наблюдение и переживать сам конфликт во всех ожидающихся разногла- 109 ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ сиях как реальность. Чем больше информации, тем значительнее неопределенность и тем больше искушение утвердить собственное мнение, идентифицировать себя сними оставить его без изменений. Какие выводы должна сделать теория, исходя из такого описания Можно, пожалуй, исключить, что названные программные области образуют ту или иную собственную, операционно-замкнутую (!) функциональную систему Однако едва ли было бы убедительными то представление, будто бы всякий раз речь идет лишь о придатке тех или иных других функциональных систем, которые пользуются системой массме диа, словно техническим средством распространения своих коммуникаций. Тогда остались бы неучтенными собственная динамика и конструктивистский эффект этих средств распространения. Ведь последние — как социальные коммуникации с далеко идущими последствиями — нельзя редуцировать к чистой технике. Этих проблем можно было бы избежать, если исходить из предположения о дифференциации системы массмедиа на уровне их программ. Это позволяет выработать представление, что система использует свои программы, чтобы диверсифи цировать свое отношение к другим функциональным системам общества это протекает на структурном уровне ибо контакты на уровне операционном — исключены. Подобные аранжировки известны ив других функциональных системах. К примеру, правовая система, чтобы уметь разделять отношения с самой собой, политикой и экономикой, дифференцирует источники юридической силы своих программ в соответствии с судопроизводством, законодательством и договором Также и система искусства различает ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ виды искусства (изобразительное искусство, поэзия, музыка и т. д, выделяемые в соответствии стем, какие средства (медиумы) восприятия внешнего мира в них используются. Во всех этих случаях мы обнаруживаем одну и туже трудность понимания системы как единства в этой дифференциации. У юристов существует проблема понимания права судьи и даже договора как источников права, а система искусства вообще лишь во второй половине XVIII века получает описание в виде системы изящных искусств, и даже после этого, вплоть до сегодняшнего дня, продолжаются споры о том, относится лик ней литература или нет. Разделение массмедиа на программные области, впрочем, как и дифференциация внутри программных областей, делают очевидным распад того порядка, который ранее характеризовался как классовое общество, и тем самым, со своей стороны, способствуют разложению классовой структуры. Это не означает, что отныне знаменитости потеряют свои отличия от других или что запущен процесс нивелирования. Однако фракционность внушения социальной значимости разрушает иллюзию сплошного превосходства или подчиненности (Unterlegenheit) различных слоев населения. Массмедийное производство покоится не на квазифеодальной классовой структуре, а на ролевой дополнительности аранжировщиков и представителей публики, заинтересованных каким-либо сектором. Благодаря этому снова и снова упоминаемые имена и постоянно всплывающие лица из политики, экономики, спорта и шоу- бизнеса группируются раздельно. Мы видим дома и меблировку, очевидно купленные, а не полученные по наследству, которые не позволяют сделать заклю- 111 ЕДИНСТВО ИСТ РУК ТУР Н Ы Е СОПРЯЖЕНИЯ чение относительно образования или влиятельности их собственников. Таким образом, страты, выделяемые на основе происхождения, замещаются фракциями знаменитостей а утверждение о том, что будто бы где-то «из-за кулис воздействует невидимая власть, относится к мифологии модерна, которая объясняет зрителю тот факт, почему сам он не был отмечен таким же общественным признанием. Если таким образом конструируется и получает все новые подтверждения общественная реальность, то у никакой власти нет силы, чтобы этому противостоять. Потребности в упрощающих объяснениях переводятся в те qualitas occulta, 12 которые делают возможным редуцирование воспринятой реальности к схеме власти и жертвы. Мы можем подвести итог нашего анализа функциональные системы идентифицируются как единство на уровне своего кода, то есть посредством своего первичного различия, а свои отношения к внешнему миру они дифференцируют на уровне своих программ. Различие кодирования и программирования в рефлексии системы одновременно является различием идентичности и различия. Разработка и степень еще допустимой дифференциации программ зависят от специфической функции системы, атак же от общественных условий их обособления. X. индивиды Итак, если многое говорит в пользу дифференциации программных областей новости/репортажи, реклама и развлечения, то что же свидетельствует об их объединении в одну и туже функциональную систему В пользу этого можно было бы привести печатно- технические и радиотехнические основания, ибо для того чтобы обособиться от интеракционных контек стов повседневной жизни, массмедиа во всех случаях используют одну и туже технологию. Другие основания вытекают из общности кодирования «информа ция/неинформация» и общей функции системы. Это важные, но крайне формальные признаки, которые почти не раскрывают смысла дифференциации типов программ. Остается вопрос почему именно так, почему не иначе Если искать более конкретное объяснение, то бросается в глаза, что дифференциация прорисовывает формы, в которых современное общество предоставляет в распоряжение коммуникации индивидуальные мотивационные состояния. Это объяснение предполагает, что под мотивом понимаются не психические или даже нейрофизиологические каузальные факторы речь идет исключительно оком муникативных способах представлений, то есть о том, как в коммуникации рассматривается это приписывание индивидам их мотивов Ведь коммуникация относительно мотивов должна смириться стем, что фактически в ней невозможно выявить иве индивиды 114 рифицировать гипотетические каузальности. Речь, следовательно, можно вести лишь обоснованиях действий, которые эксплицитно или имплицитно относятся к индивидам, однако с операционной точки зрения представляют собой артефакты общественной коммуникации и лишь как таковые могут соучаствовать в порождении дальнейших коммуникаций, — о чем бы при этом индивиды ни помышляли. Новости и репортажи предполагают наличие индивидов как когнитивно-заинтересованных наблюдателей, которые лишь принимают к сведению то, что им демонстрируют. Вместе стем массмедиа компенсируют эту гипотетическую пассивность благодаря тому, что они атомизируют (singularisieren) отдельных акторов, о которых они сообщают, представляя их причинами собственных действий. Тем самым регистрируется, что лишь лица, получившие социально признанную известность, способны совершать значимые по своим последствиям поступки или, напротив, фиксируется какое-то необычное, примечательное, зачастую криминальное, индивидуальное поведение. В обоих случаях зрителя имплицитно удерживают оттого, чтобы он делал выводы о самом себе. Тем самым получает подтверждение его пассивная роль как одного из многих миллиардов и одновременно, как исключение, — его индивидуальность. Реклама полагает индивида в качестве существа, калькулирующего свою пользу. При этом она исходит из описывающего всех индивидов единого моти- вационного образца, начиная с XVII столетия доказывавшего свою применимость в теориях политической экономии, а потомив современной денежной экономике. Эти теории должны создавать абстрак- индивиды ции, поскольку для объяснения функционирования хозяйства необходимы концепции мотивов, которые могут описывать индивидов в различных позициях по отношению к трансакции: как кого-то, кто непосредственно удовлетворяет свои желания, таки того, кто лишь получает деньги как кого-то, кто покупает, таки того, кто не покупает и сохраняет свои деньги или тратит их как-то иначе. Предполагаемое мо- тивационное состояние, вопреки своему единообразию, льстит индивиду, поскольку описывает его как господина над своими собственными решениями, то есть как слугу лишь своих собственных интересов. Совсем по-другому дело обстоит с развлечением. Для индивидуализации мотивационных состояний здесь был выбран медиум нарративной фиктивности. Здесь индивиды предстают с биографией, проблемами, с самопорожденными жизненными ситуациями и жизненными самообманами, с (понятной для наблюдателя) потребностью вытеснения, неосознанности, латентности. Медиум фиктивности имеет то преимущество, что он может осуществлять конкретизации или по меньшей мере их намечать, одновременно предоставляя читателю или зрителю возможность самим решать, желают ли они или не желают извлекать из этого выводы о себе самих или знакомых им лицах. Подобные исторические образцы начинают формироваться уже в театре раннего модерна, позднее — в современном романе ив обуржуазившейся культуре рассказа (Verburgerlichung der Erzahlkultur), а затем, в завершение этой традиции, они перетекают в психоаналитический мета- рассказ, в рассказ об экономии (!) бюджета психической энергии, которая, правда, должна считаться нес долгами, но скорее с вытеснениями и возмуще- 115 индивиды 116 ниями со стороны бессознательного. С помощью этого инструментария массмедиа — на всех уровнях тривиальности и рафинированности — могут распространять еще нереализованные предложения, из которых индивид может выбирать тов чем он психически нуждается и что он может выдержать, — также, как он выбирает из предложений рекламы. Значение персональной индивидуализации становится еще более отчетливыми очевидным, если учитывать временные отношения в рассказах с заложенным в них напряжением. С одной стороны, выступающие в рассказах лица становятся все более знакомыми, имеют имена, действуют, открывают что-то из своего прошлого. Они индивидуализи руются благодаря своей собственной истории. С другой стороны, мы все-таки не знаем, как они будут действовать, особенно в неизвестных ситуациях ив связи с еще неизвестной провокацией со стороны других лиц. Так, в индивидуальных лицах знакомое или всего лишь узнаваемое, во всяком случае, неизменное прошлое сопрягается с неизвестным будущим. Персоны символизируют единство схемы «из вестное/неизвестное», интерпретируемой через временное различение прошлого и будущего. Они тем самым словно абсорбируют внимание ко времени и служат его осязаемыми символами. В своих действиях они интегрируют прошлое и будущее и должны вести себя индивидуально, то есть быть различимыми для того, чтобы было ясно, что это может происходить самыми разными способами Однако остается |