Главная страница
Навигация по странице:

  • Золотухина-Аболина Е.В. доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, elena_zolotuhina@mail.ru

  • COSMETOLOGY AS CULTURAL PHENOMENON Zolotukhina-Abolina E.V., elena_zolotuhina@mail.ru

  • INTERCULTURAL DIFFERENCES IN THE PERCEPTION AND IDENTIFICATION OF PORTRAIT IMAGES BELONGING TO PEOPLE OF THEIR OWN AND SOMEONE ELSE’S ETHNICITY

  • OF INTERNET USERS Pishchik V.I., vladaph@yandex.ru

  • MEANS OF PERSONALITY ACTIVITY Ryaguzova E.V., rjaguzova@yandex.ru

  • ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МОДНЫХ СТИЛЕЙ ОДЕЖДЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ* 1

  • Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеМатериалы всероссийской научной конференции
    АнкорВнешний облик. Материалы конференции
    Дата23.01.2022
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМатериалы конференции внешний облик (А).pdf
    ТипДокументы
    #339792
    страница8 из 25
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25
    APPEARANCE IN THE CONTEXT OF ETIQUETTE
    REGULATION OF BEHAVIOUR
    Danilenko O.I.,
    1
    danilenko.olga@gmail.com
    Chiker V.A.,
    1
    vchiker@yandex.ru
    1
    St. Petersburg State University
    ВНЕШНОСТЬ И ВОЗРАСТ КОСМЕТОЛОГИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
    Золотухина-Аболина Е.В. доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет,

    elena_zolotuhina@mail.ru
    Роль и значение косметологии, направленной на сохранение молодого облика человека, прежде всего, женщины, тесно связаны с особенностями современной культуры. Разумеется, косметические средства применялись всегда, но, прежде всего, в фертильном возрасте для привлечения партнера. Бывало, конечно, и стремление омолодиться, каковое не без иронии описано АС. Пушкиным в Золотом петушке, но оно выступало, скорее исключением, чем правилом. Традиционное общество не ориентировало человека на сплошную молодость, напротив, годы вешние пролетали быстро, отчего выражение в сорок пять баба ягодка опять, дополнялось язвительным Какая ягода Клюква. Выглядеть пожилыми старым было естественно, а все, что естественно – не стыдно. Человек старел как жил – без излишней суеты. И лишь индустриально-постиндустриальное общество сего темпами развития породило массовую косметологическую индустрию, нацеленную на консервацию черт молодости, на воспроизведение той формы тела, которая уже разрушается или разрушена временем. Современная культура, как известно, сделала молодой облик эталонным, сопряженным с представлением об успехе внешность должна ассоциироваться с выигрышем, победой, авангардностью, прогрессом. Выглядеть пожилым стало немодно. Массовая эстетическая косметология – ответ на этот культурный запрос.
    Возраст, действительно, в большинстве случаев меняет внешность человека в сторону его непривлекательности. Иногда, конечно, бывает, что босые в юности лица приобретают значительность ивы- разительность именно с годами, но чаще стареющие лица вызывают сочувствие, жалость, а то и отвращение. Чаще всего в лицах пожилых людей происходят оба известных типов старения деформационное и мелкоморщинистое. Лицо искажается, отекает, ткани опускаются, возникает второй подбородок, брыли, различного рода птозы. Даже очень ценный жизненный опыт, отпечатавшись в теле, искажает и уро-

    73
    раЗдел II дует прежде привлекательные черты. Говорят, внутреннее становится внешним душевные страсти застывают в виде мышечных зажимов, морщин. Косметология, не будучи всесильной, все же смягчает удары времени и эмоций, нанесенные по внешности. Она дает возможность восстановить относительную благообразность измененных лиц.
    Особое значение косметологические вмешательства приобретают для тех неюных мужчин и женщин, которые продолжают активно функционировать в социуме и культуре, строят планы, участвуют в конкурентных отношениях, ставят цели и связывают свои будущие достижения с привлекательностью внешнего облика. Для бабушки, которая посвятила себя лишь воспитанию внуков, внешность не так важна, но для пожилой дамы, которая стоит за кафедрой, выступает на сцене или планирует замужество, имитация среднего возраста в контексте наличных культурных требований крайне необходима. Потребность в моложавой внешности связана с «неисполненностью» жизни, наличием в ней проектов на будущее, стремлением стяжать новые успехи и победы. Это касается обоих полов. Конечно, время нельзя обмануть. Внешность, как и молодое здоровье, невозможно сохранить неприкосновенными, нона то культура и создает для человека разного рода искусственные костыли, которых нет в природе, чтобы люди могли жить и развиваться согласно наличным культурным запросам. Вообще-то, если бы возник соответствующий запрос на старую внешность, немедленно возникла бы тысяча способов выглядеть в молодости стариками. А пока культура требует маски молодости, косметология будет процветать как источник этой привлекательной формы, и мы можем лишь приветствовать ее на этом пути APPEARANCE AND AGE:

    COSMETOLOGY AS CULTURAL PHENOMENON
    Zolotukhina-Abolina E.V., elena_zolotuhina@mail.ru
    Southern Federal University
    МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И ОПОЗНАНИИ ПОРТРЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЛИЦ СВОЕЙ И ЧУЖОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ*
    1
    Лупенко Е.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, институт экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,

    elena-lupenko Межкультурные различия в невербальном поведении имеют обширную традицию изучения, т. кони во многом определяют успешность межкультурной адаптации (Маслова О.В., 2008; Стефаненко Т.Г.,
    2004). Известно, что лицо является важным источником информации о человеке, а в формировании первого впечатления о нем играет большую роль такая базовая характеристика, как расовая или этническая принадлежность (Ананьева К.И., Демидов А.А., Швец ТА, 2013). Она, в свою очередь, может выступать как маркер своих и чужих, как символ нации и культуры (Лабунская В.А., 2009). Кроме того, происходит формирование своеобразного сознания, связанного с культурным контекстом, что отражается и на когнитивном уровне.
    Нами было проведено исследование, направленное на изучение влияния на описание и опознание личности, изображенной на художественном портрете, этнической принадлежности наблюдателя и воспринимаемого лица. В качестве стимульного материала были выбраны живописные портреты (русских и тувинских персонажей, т. кони занимают особое место среди изображений человеческого лица. Эксперимент проводился на русской и тувинской выборках студентов.
    Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии общих, сквозных характеристик, которые присутствуют вопи- саниях всех испытуемых, вне зависимости от их этнической принадлежности и этнической принадлежности описываемых персонажей.
    * Работа выполнена при поддержке Минобрнауки ГК 25.3916.2017/4.6.

    75
    раЗдел II Это следующие индивидуально-психологические черты добрый, общительный, открытый, веселый, умный, спокойный, задумчивый. Данный результат согласуется с ранее полученными данными (Лупен- ко Е.А., 2014). Одновременно обнаруживается специфика в способе описания всех портретных изображений русскими и тувинскими испытуемыми. Русские испытуемые дают более развернутое, дифференцированное описание, используют при описании всех портретов большее количество и более разнообразный набор индивидуаль- но-психологических характеристик, чем тувинские испытуемые. Восприятие и описание портретных изображений тувинцами в этом отношении менее разнообразно и дифференцировано. Для тувинцев больше, чем для русских, важна внешняя привлекательность лица красивый, ухоженный. Тувинцы значительно чаще, чем русские, используют в описаниях характеристики физического облика (усатый, кудрявый, голубые глаза, хрупкого телосложения, а также указание на возраст изображенного лица. Для русских, в отличие от тувинцев, характерно использование при описании литературных типажей, например, отец Ассоль, Есенин, Анна Ахматова и т. п. Этнические особенности проявляются ив количестве используемых для описания характеристик. Словарь для описания этнически знакомого лица является более широким. Можно предположить, что полученные межкультурные различия в стратегиях восприятия и описания личности, изображенной на портрете, продиктованы не только различным культурным контекстом, но и детерминированы существованием когнитивных особенностей приема и переработки информации представителями разных культур (Харитонов АН, Ананьева К.И.,
    2012). Для представителей восточных культур характерна холисти- ческая (целостная) стратегия восприятия окружающего мира, а для представителей западной культуры – аналитическая (детальная).
    Полученные данные свидетельствуют о различиях в успешности опознания личности человека, изображенного на портрете, русскими и тувинскими испытуемыми. Русские испытуемые продемонстрировали более успешное опознание портретных изображений по тувинским описаниям (среднее 19,3; ст. откл. 8,0), вне зависимости от этнической принадлежности изображенных на них лиц, чем по описаниям русской выборки (среднее 16,5; ст. откл. 6,3). Тувинские испытуемые одинаково успешно справились с задачей, как в случае опознания по описаниям испытуемых своей этнической группы (среднее 15,5; ст. откл. 5,0), так
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    и в случае опознания по описаниям русских испытуемых (среднее 15,0; ст. откл. 8,2). Однако по результатам исследования тувинская выборка справилась в целом с задачей опознания менее успешно, чем русская выборка испытуемых.
    INTERCULTURAL DIFFERENCES IN THE PERCEPTION
    AND IDENTIFICATION OF PORTRAIT IMAGES BELONGING
    TO PEOPLE OF THEIR OWN AND SOMEONE ELSE’S
    ETHNICITY
    Lupenko E.A., elena-lupenko@yandex.ru
    Institute of Experimental Psychology,
    Moscow State University for Psychology and Education
    КУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА*
    1
    доктор психологических наук, доцент, донской государственный технический университет,
    vladaph@yandex.ru
    Пищик В.И.
    Социальная сеть выступает ресурсом для самопрезентации – сознательной передачи собеседнику определенной информации о себе
    (Амяга Н.В., 1991) или как поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции» (Жичкина А.Е., Белин- ская Е.П., 2017). Стоит отметить, что иногда самопрезентация может включать в себя субъективные, бессознательные компоненты, когда предъявление определенных аспектов своего Я окружающим происходит неосознаваемо или стихийно (Янчук В.А., 2005). И.П. Шкуратова
    (2009) отмечает, что пол и гендер определяют содержание создаваемого образа, выбор предпочитаемых стратегий и средств самопрезентации.
    К. Гирц (2004) пишет, что культура представляет огромный репертуар культурных символов, которые используют люди входе самопре- зентации. Например, Ю.О. Обухова (2011) отмечает, что мобильный телефон часто служит символом материального положения. К таким символам можно отнести марку машины, жилье, район города, учебное заведение, должность, компетенции, друзья, место путешествия и т. д. Входе оценивания человека представленные культурные символы самопрезентации ассоциируются сего чертами личности.
    Согласно данным О.А. Гримова (2013), существуют следующие каналы самопрезентации в сети Интернет никнейм, аватар, статус, размещение фото- и видеоматериалов, разделы, посвященные личной информации.
    М.А. Белянкина (2013) выяснила, что женщины больше самопре- зентируют яркие образы, чаще описывают свой характер, настроение, чувств. Наибольший интерес представляют картинки, фото и графика, сопровождающая информацию.
    Д.В. Погонцева (2013) исследовала selfie как способ самопрезента-
    * Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-29-22004) Психологическое и генетическое исследование предикторов, определяющих поведение пользователей при восприятии Интернет – контентов различной информационной направленности
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    ции и самопредьявления в интернет и установила, что девушки чаще выкладывают фотографии selfie в своих аккаунтов.
    А.И. Романова, И.Е. Финкельштейн (2014) исследовали фотографии, опубликованные в сети «вКонтакте». Авторы выделили типы самопрезентации пользователей (по увлечениям, социальному статусу, профессии, направленности отношений, полу) и установили, что самопрезентация во многом зависит от пола и возраста. Большое влияние на самопрезентацию также оказывают стереотипы, которые действуют в реальной жизни. Самопрезентация позволяет реализовать образ идеального Я, продемонстрировать желаемые качества своей внешности и своей жизни посредством презентации определенного образа можно инициировать общение.
    А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская (2017) установили, что, если индивид неудовлетворен своей реальной идентичностью, он может, пользуясь инструментами, которые предлагаются ему онлайн-сетью, создать иной образ, иную идентичность.
    Проанализировав многочисленные работы по самопрезентации, можно заключить, что культурные символы сопровождают поведенческие проявления пользователей интернета по созданию определенного образа себя. Культурные символы сопровождают объяснительные схемы поступков и личностных атрибуций пользователей Интернета SYMBOLS OF SELF-PRESENTATION

    OF INTERNET USERS
    Pishchik V.I., vladaph@yandex.ru
    Don state technical University
    университет им. МАКИЯЖ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОД И СРЕДСТВО ФАСИЛИТАЦИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    доктор психологических наук, доцент,
    н.Г. Чернышевского, rjaguzova@yandex.ru
    Рягузова Е.В.
    Современный мир, стремительно изменяясь, все больше и больше визуализируется, наполняясь зрительными образами, изображениями, репрезентациями и кодами, которые информационно самодостаточны, нагружены смыслами, обладают чертами коммуникативности, доходчивости, принудительной убедительности (Штомпка Показывают влияние на вкусы, стили, предпочтения, ценности адресатов визуальных сообщений, конструирование ими идентичности, выстраивание Я-кон- цепции и формирование техник самопрезентации. В современной социальной психологии внешний облик рассматривается не столько как визуальный атрибут телесности, сколько как личностный ресурс (Gordon R.A.,
    2013) и универсальная ценность (Лабунская В.А., Сериков Г.В., Макияж, обладая семиотическими и эстетическими характеристиками и выступая своеобразным маркером, социокультурным кодом времени, представляет собой комплекс действий и средств, направленных на визуальное изменение внешнего облика человека с целью его гармонизации и эстетизации (Пронькина А.В., 2016). Использование макияжа можно рассматривать как вариант преобразовательной активности (Ла- бунская В.А., 2010), который позволяет личности не только управлять впечатлениями Другого, но и через собственный гармонизированный внешний облик менять свое отношение к себе, миру, Другому. Цель изучить психологические корреляты использования макияжа в повседневной жизни и особенности личностных защит, копинг-стра- тегий и механизмов самоконтроля.
    Методы: опрос, психологическое тестирование, методы математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ. Вопросе применялась анкета, вопросы которой были направлены на выявление особенностей использования декоративной косметики в различных жизненных контекстах, психологическое тестирование включало в себя следующие методики опросник С. Джурарда, шкала самомони- торинга М. Снайдера; тест Келлермана-Плутчика; копинг-тест Лазаруса. исследовательский государственный Саратовский национальный
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    В исследовании принимали участие студенты СГУ им. Н.Г. Чернышев- ского, из которых по результатам анкетирования были сформированы
    2 группы по 50 человек в каждой (N = 100, женский пол, средний возраст
    20 лет (SD = 2)). В первую группу были включены респонденты, субъективно переживающие дискомфорт в межличностной коммуникации при отсутствии макияжа, во вторую – не испытывающие подобного дискомфорта.
    Результаты и обсуждение. Не обнаружено значимых различий по уровню самораскрытия и степени самоконтроля в исследуемых группах, что указывает на то, что использование макияжа является лишь одним из средств отслеживания изменений собственного Я и трансляции информации о себе Другому среди многих возможных вербальных и невербальных способов самовыражения, самораскрытия и самомониторинга. При большей выраженности всех психологических защиту представителей группы 1, за исключением вытеснения, выявлены значимые различия на уровне р < 0,01 в таких механизмах, как проекция, компенсация и рационализация. Это свидетельствует о том, что личность, рефлексируя особенности собственной внешности, не подавляет фрустрирующие факторы, а активно устраняет их, активизируя весь арсенал психологических защит, тем самым снижая собственную тревожность и неудовлетворенность, что согласуется сданными других исследователей (Азарова Е.А., Мозговая Н.Н., Мочалова Ю.А., 2015). На это же указывают не только сравнительные результаты диагностики копинг-стратегий: в группе 1 большая выраженность самоконтроля (t = 3,4; p < 0,01), принятия ответственности р < 0,01), планирования решения проблемы (t = 2,6; р < 0,01), но и выявленные корреляционные связи в группе 1:
    • замещение – дистанцирование (r = 0,282 при p < 0,001),
    • компенсация – принятие ответственности (r = 0,326 при p < 0,001),
    • компенсация – положительная переоценка (r = 0,337 при p < Таким образом, через эстетизацию внешнего облика и субъективную удовлетворенность им личность гармонизирует свои отношения с собой, миром и Другими, повышая качество жизни, фасилицируя успешность, активность и эффективность в межличностных отношениях AS SOCIO-CULTURAL CODE AND FACILITATION

    MEANS OF PERSONALITY ACTIVITY
    Ryaguzova E.V., rjaguzova@yandex.ru
    Saratov State Universitythem N.G. Chernyshevsky
    РАЗДЕЛ РОЛЬ РЕКЛАМЫ, ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МОДНЫХ СТИЛЕЙ ОДЕЖДЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ*
    1
    кандидат психологических наук, доцент, институт психологии российской академии наук,
    artyomtseva@gmail.com
    Артемцева Н.Г.
    1
    artdzen@gmail.com Костригин А.А.
    1
    1
    российский государственный университет им. ан. Косыгина
    Одной из наиболее активно развивающихся областей социальной психологии является психология моды. Среди различных направлений мы сосредоточим внимание на вопросах восприятия модной одежды и внешнего вида человека. Современные исследования, проводимые в рамках данной проблематики, направлены на изучение особенностей восприятия и отношения к внешности человека (Артемцева, Грекова,
    2013; Балева МВ, 2018; Белугина Е.В., 2003; Коробцева НА, 2005;
    Лабунская В.А., 2012; Петрова Е.А., 2015; Погонцева Д.В., 2018; Лабун- ская В.А., Сериков Г.В., Андриенко ТА, 2018), особенностей восприятия брендов одежды (Антонова Н.В., Кумар А, Солорева МА, 2016), влияния на восприятие одежды различных элементов ее художественного декорирования (Медведева Т.В., Лапина Т.М., 2007) и технологий (Дмитриева А.К., 2006) и др Работа выполнена по Госзаданию № 0159-2019-0009.
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных особенностям восприятия внешнего облика человека и одежды, отсутствуют работы, в которых изучается собственно восприятие человека человеком по целостному внешнему облику, включающему и лицо, и фигуру, и одежду. С целью изучить особенности восприятия психологической характеристики человека по его внешности было проведено экспериментальное исследование. Для достижения поставленной цели был разработан авторский стимульный материал – фотографии людей в модной одежде разных стилей (деловой, спортивный, casual, минимализм, гранж, романтический, вамп). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводился ассоциативный эксперимент для выявления наиболее часто употребляемых психологических характеристик внешности человека в модной одежде разных стилей. Далее был создан семантический дифференциал, состоящий из 10 шкал. На втором этапе оценивались психологические характеристики человека в модной одежде по созданным нами шкалам. Испытуемыми были студенты РГУ им. АН. Косыгина в возрасте
    18–19 лет.
    По результатам исследования установлено, что психологические характеристики человека в различных стилях модной одежды оцениваются следующим образом
    1) персонаж в одежде деловой стиль оценивался как умный (7,55), уверенный (7,00), красивый (6,94), общительный (6,16), модный
    (5,97);
    2) спортивный стиль красивый (6,71), уверенный (6,52), общительный, модный (5,74), умный (5,42), скромный (4,32);
    3) минимализм красивый (6,71), умный (6,48), уверенный (6,23), общительный (6,13), модный (6,03);
    4) «casual»: красивый (6,97), модный (6,48), общительный (6,39), уверенный, умный (5,84);
    5) романтический красивый (7,19), общительный (7,00), уверенный
    (6,58), модный (6,45), умный (6,23);
    6) «гранж»: уверенный (6,68), общительный (6,19), красивый (5,94), безвкусный (5,16);
    7) «вамп»: красивый (6,71), уверенный (6,61), умный (5,61), общительный, модный (5,32).

    83
    раЗдел Таким образом, было обнаружено, что одной из доминирующих характеристик при восприятии человека в одежде разных стилей является модный. Видимо для современной молодежи стильно одетый человек воспринимается уже модным, с ним хочется общаться, считается умным, скорее всего, потому что такой человек может следовать целостному образу в одежде и внешнем виде. Во всех стилях одежды персонажи оценены модными, красивыми, общительными и уверенными. Однако разные стили одежды детерминируют восприятие некоторых других характеристик. Так, наиболее модным человек воспринимается в стиле минимализм наиболее общительным – в романтичном наиболее умным – в деловом наиболее замкнутым – в деловом наиболее красивым – в романтичном наиболее скучным – в деловом наиболее уверенным – в деловом.
    Полученные результаты могут быть использованы в области практической психологии при создании имиджа человека, выборе дизайна одежды, а также в области маркетинга в сфере модной одежды FEATURES OF FASHIONABLE CLOTHING STYLES

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25


    написать администратору сайта