Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции
Скачать 1.34 Mb.
|
PERCEPTION IN MODERN YOUTH Artemtseva N.G., 1 artyomtseva@gmail.com Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Kostrigin A.A., 1 artdzen@gmail.com 1 Kosygin Russian State University ВНЕШНИЙ ОБЛИК НАРЦИССИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ* 1 Ковалева Ю.В. кандидат психологических наук, институт психологии российской академии наук, julkov@inbox.ru Внешний облик является средством невербальной самопрезента- ции, устанавливающим связь человека с внешним миром. Выражая сего помощью собственное Я и свою жизненную позицию, субъект одновременно получает отклик окружающих и осознает таким образом соответствие своей внешности стандартам, корректирует ее, формирует самооценку в целом и др. (Лабунская, 2009). Технологическое развитие, обеспечившее переход к современному цифровому обществу (Бреслер, 2014), оказывает влияние на различные аспекты внешности человека – появляются новые возможности управление возрастом и внешним видом (Шкурко, 2018). Одним из самых наглядных примеров глобализации современного образа жизни (Журавлев, Ковалева, 2017, 2018) является интернет и развитие на его платформах социальных сетей сих средствами для личности в смысле ее самопроявления и взаимодействия с другими людьми (Ковалева, 2019). Аватары, статусы, лайки, репосты, ретвиты подтверждают соответствие внешности, поведения и отношений личности уровню и качеству, заданному в томили ином сообществе, представленном в сети. В научной литературе об этом говорят как о проблеме современного человека (Войскунский, 2014; Данина, Шаляпин, 2018; Зембатова, 2016). Представляется, что возможно рассмотрение этого вопроса в русле проблематики нарциссической личности и ее возможностей в новом глобальном мире. Такой тип личностной организации замечен еще классиками психологии и подробно описан в литературе (Мак- Вильямс, 1998). Современные исследования внесли свой вклад в описание поведения нарциссов в интернете. Как правило, полученные данные носят негативный характер, поскольку подчеркивают дефициты таких людей – описывается погоня нарциссов за лайками (Овчинникова, Осипо- * Работа выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0159-2019-003. 85 раЗдел III ва, 2016), анонимность и фейковые страницы, чтобы «надстроиться» над другими людьми (Миронова, 2016; Ляпкина, 2015), компьютерные игры или блоги, порождающие чувство всемогущества и переживаемые как личные достижения (Баева, Алексеева, 2014), селфи как культурный феномен, отражающий желание человека быть замеченным, получить признание и оценку окружающих (Вольф, 2014). С помощью социальных сетей нарцисс чувствует свою сопричастность с миром и людьми, имеет возможность отслеживать действия своих кумиров, подражать им (Арзуманова, Волкодав, 2017; Клепикова, 2009). Однако в ряде работ были получены и противоречивые данные. Не было найдено подтверждений связи нарциссизма и частоты использования социальных сетей или было показано, что эта связь опосредована склонностью к самораскрытию (Bergman et al., 2011). Некоторые авторы связывают использование социальных сетей с высокой самооценкой, т. к. те позволяют размещать в профиле только позитивное представление о себе (Агадулина, Эти противоречия позволяют поставить ряд проблем для будущих исследований. Глобальная психология водном из вариантов ее понимания имеет отношение к изучению психологических характеристик под влиянием глобализирующихся составляющих современного образа жизни людей (Журавлев, Ковалева, 2018). Можно предположить, что эти изменения психологически выгодны нарциссической личности. Трудности, с которыми сталкивается нарцисс в реальной жизни могут быть разрешены в информационном обществе на основе возможностей, которые предоставляют сетевые сообщества. Нами получены данные на выборке пользователей социальной сети Твиттер о различиях в уровне шкал опросника Нарциссические черты личности (Шамшикова, Клепикова, 2010). У респондентов (307 из 713), разместивших свои реальные фотона аватаре, был выявлен значимо более высокий уровень шкал нарциссизма и обнаружены положительные корреляции между отношением к активности в социальной сети и этими шкалами. Например, потребность высказаться и быть услышанным, приветствия и поздравления других пользователей, наличие близкого круга общения, участие в конфликтах и отстаивание своего мнения, переживание потребности в общении в сети и допущение возможности общения оффлайн связаны с такими шкалами, как грандиозность личности, потребность во внимании, вера в собственную уникальность и др. Таким образом, получены некото- ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ рые подтверждения гипотезы о том, что цифровое общество является удобным для нарциссических личностей – они действуют открыто и презентируют свою реальную внешность в безопасных условиях сетевого общения, в то время как в предыдущей общественной формации они испытывали трудности с присоединением к различным общностям. Несомненно, мы отдаем себе отчет в поверхностном характере этих выводов и рассматриваем их на данный момент как почву для дальнейших размышлений. PHYSICAL APPEARANCE OF NARCISSISTIC PERSONALITY ON A SOCIAL NETWORK Kovaleva Y.V., julkov@inbox.ru Institute of psychology Russian Academy of science ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ВТОРАЯ ЖИЗНЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ* доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет, Leshkevicht@mail.ru Лешкевич Т.Г. Эпоха цифры трансформировала не только образ жизни, но и все его составляющие, вплоть до внешнего облика человека. Инфомир сего имитационными эффектами предоставил гибкие инструменты для создания многообразия визуальных образов. Согласно выводам ученых, культивирование внешнего облика приравнивается к производству социального и культурного капитала (Rey P.J.,2012). На наш взгляд, внимания заслуживают проблемы двоякого рода. Во-первых, поскольку цифровые взаимодействия создают невидимый слой современности, порождая новый тип виртуальной социальности, то и личность обретает возможность конструировать свою персональную идентичность, создавать свой внешний образ, не связывая его с реальными характеристиками. Драйвер этого процесса – глобализация способствует разрушению этнических границ внешнего облика человека, а ресурсы интеллектуальных систем и дополненной реальности предлагают свой потенциал для снижения обеспокоенности индивида своей внешностью. Во-вторых, коль скоро цифровая эра ускоряет все виды взаимодействий, то тенденция к омоложению становится аттрактором, те. центром притяжения в оформлении внешнего облика. Аттрактор действует как идеал, задающий образцы поведения и семантические нормы (Лешкевич Т.Г., 2018). Конструирование внешнего облика связано с построением персональной онтологии, в которой человек проживает вторую жизнь. Здесь особую роль играет феномен личного намерения как импульс формирования собственной жизни сего уникальной проектной открытостью. Намерение как системообразующее качество собирает разнонаправленные энергии водно русло и порождающее движение, согласно внутреннему побуждению. Намерение быть молодыми привлекательным основывается на своеобразной конвергенции субъектности, связанной с использованием виртуальных ресурсов Сети. То есть в условиях цифровой реальности практика конструирования внешнего образа опирается на интеграцию цифровых навыков субъекта и возможностей * Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № А ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ интеллектуальных систем. Однако цифровая личность – это непрямое отражение личности человека, а во многом искусственно созданный конструкт. Иногда человек конструирует и вовсе иную, новую личность в онлайн мире, приписывает себе черты, которыми он хотел бы обладать в реальном мире (Mehdizadeh S., 2010). Вторая жизнь в цифровом мире раздвигает границы реальной ситуации, указывая на альтернативность сценариев жизненного пути. Имитируя удовлетворение потребностей, она порождает иллюзию самореализации.Такая симуляция расценивается не только как эскейп, но и как ответ на вызовы экзистенциальной дезориентации, когда собственный облик не удовлетворяет, а жизненный выбор обреченна неудачу. Сетевая социабельность опирается на такие виды сотрудничества, как «краудсорсинг» – добровольное анонимное сотрудничество инет-пользователей, и «ноосорсинг» – сетевое сотрудничество профессиональных сообществ (Войскунский А.Е., 2017). Но ив томи в другом случае отсутствие физического контакта лицом к лицу – базовая характеристика новой социальности сети. Персона цифровой эры живет в ситуации двойного обновления, требующего обновлять собственный контент, те. совершенствовать избранный имидж, и быть в курсе обновлений, сделанных другими. Однако исследователи приходят к выводу, что в этом случае контент уже не занимает главенствующего положения. Наиболее важным являются фолловеры, лайки, позиция и сеть взаимосвязей в сетевой группе (Miller V., 2008). В этой связи внимания заслуживает эмоциональная модель трансформации внешнего облика, конструирующая его в соответствии с перспективой позитивных эмоций. К основным выводам можно отнести следующее. Конструирование внешнего облика под избранные параметры порождает феномен цифрового отчуждения, при котором виртуальная жизнь в Сети позиционирует себя как самодостаточный тип бытия, замещающий реальные отношения самореализация зависит от ценностей цифрового мира и осуществляется в нем. Новый тип субъекта нацелен на объединение персональных намерений и ресурсов сетевых практик. Представитель цифровой эры – это агент сетевых возможностей, для которого стремление оставить свой сетевой след является ведущим. APPEARANCE AND A«SECOND LIFE» IN THE DIGITAL WORLD Leshkevich T.G., Leshkevicht@mail.ru Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ ВАРИАТИВНОСТЬЮ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ* 1 аспирант, Южный федеральный университет, dnikitina@sfedu.ru Никитина Д.А. По данным аналитических агентств Россия занимает 2 место среди стран мира по участию населения в социальных сетях (Русь, 2019). Согласно исследованиям Д.В. Погонцевой, формирование образа Я в виртуальном пространстве сопряжено с искажением информации о себе. Результаты исследований также демонстрируют, что пользователи социальных сетей чаще (86 % исследуемых) искажают визуальную информацию, нежели другие данные (Погонцева Д.В., 2013, 2017). Изменение визуальной информации о себе в Интернете исследователями В.В. Хороших и Е.Б. Чарыковой определяется как визуальная вариативность виртуальной самопрезентации. Касаемо самопрезентации в социальных сетях, речь также идет и о смене аватара (Хороших В.В., Чарыкова Е.Б., 2017). Целью нашего исследования является определение особенностей отношения к внешнему облику молодых людей, отличающихся частотой сменой аватара в цифровом пространстве. Объект исследования пользователи социальной сети VK.com, использующие личные фотов качестве аватара, в возрасте 18-35 лет в количестве 56 человек. Гипотеза у молодых людей, отличающихся вариативностью визуальной самопрезентации, могут быть особенности отношения к внешнему облику. Методики исследования) анкета-фильтр «Самопрезентация в социальном пространстве Д.В. Погонцевой, содержащая вопросы, касающиеся интернет-об- щения и частоты смены аватара; * Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-012060. ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ) также в нее входят утверждения из блока Отраженное внешнее Я, взятые из методики В.А. Лабунской «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика 3) шкала физического перфекционизма А.Б. Холмогоровой, А.А. Да- деко. С целью сравнения подгрупп респондентов применялся критерий Стьюдента и критерий Краскела-Уоллиса. Результаты исследования) согласно данным, полученным на вопрос о частоте смены аватара анкеты-фильтра самопрезентации в социальном пространстве, респонденты были поделены на подгруппы 1 – редко изменяющие аватар» разв мес, 2 – часто изменяющие аватар» (чаще 1 раза замеси человек соответственно 2) по результатам исследования с помощью опросника физического перфекционизма были выделены 3 подгруппы испытуемых с разным уровнем физического перфекционизма: лица с низким уровнем ФП (26 человек, средним уровнем ФП (20 человек) и высоким уровнем ФП (10 человек. Далее мы сравнили показатели вариативности визуальной самопрезентации у этих трех подгрупп с помощью критерия Краскела-Уоллиса. Результат сравнительного анализа показывает наличие статистически значимых различий показателей вариативности самопрезентации у трех групп при р = 0,0002. Наиболее выражен признак визуальной вариативности в подгруппе со средним уровнем физического перфекционизма (T i = 655), наименее в подгруппе с низким уровнем физического перфекционизма (T i = 465), поскольку ей принадлежит меньшая сумма рангов в этой группе 3) ответы респондентов 1 и 2 подгрупп были сопоставлены с показателями отношения к своему отраженному внешнему облику. Результаты сравнения двух групп демонстрируют наличие значимых различий потрем параметрам. Респонденты из 2 подгруппы более позитивно относятся к фотографированию (Я люблю фотографироваться) по сравнению с респондентами 1 подгруппы (t = 2,5 при р = 0,015) и видеосъемке (Я люблю сниматься на видеокамеру) по сравнению с респондентами 1 подгруппы (t = 2,2 при p = 0,03), а также по такому показателю отношения к отраженному внешнему облику, как Я люблю смотреть о себе видеофильмы (t = 2,3 при p = 0,03). 91 раЗдел Заключение Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу. Молодые люди с разной вариативностью визуальной самопрезентации имеют особенности отношения к внешнему облику. Частая смена аватара наиболее характерна для респондентов со средним уровнем физического перфекционизма, редкая – с низким уровнем физического перфекционизма. Респонденты, у которых более высокий уровень отношения к своему отраженному внешнему облику, чаще меняют аватар. Респонденты, у которых невысокий уровень отношения к своему отраженному внешнему облику, реже обновляют аватар. PECULIARITIES OF ATTITUDES TOWARDS APPEARANCE OF YOUNG PEOPLE WITH DIFFERENT VARIABILITY OF VISUAL SELF-PRESENTATION IN THE DIGITAL SPACE Nikitina D.A., dnikitina@sfedu.ru Southern Federal University РАЗМЕЩЕНИЕ СЕЛФИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ?* 1 Никитина Е.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник, институт психологии российской академии наук, nalenka@yandex.ru Массовое распространение привычки регулярно делиться своими фотографиями принято связывать с включением современных технологий в ежедневную деятельность человека. Но при равной доступности смартфонов и подобных им устройств одни молодые люди увлекаются публикацией селфи на уровне зависимого поведения, другие выкладывают свои фотографии время от времени, а третьи не делают этого никогда. Исследования последних лет показывают, что сетевая активность респондентов связана как сих полом и возрастом, таки с рядом личностных характеристик, например, с чертами темной триады нарцис- сизмом, макиавеллизмом и психотизмом (например, Fox & Rooney, 2015). На уровне обыденного знания существуют разнообразные и иногда противоречащие друг другу стереотипы о том, что чрезмерное увлечение селфи связано с эгоцентризмом, с неуверенностью в себе, со стремлением к самоутверждению, с избытком свободного времени, с актуальной модой и т. д. Нас заинтересовал вопрос о том, существует ли связь между количеством выкладываемых в сеть фотографических автопортретов и просмотров откликов на них и удовлетворенностью своей внешностью, а также с оценками социальной поддержки, те. не является ли частое обращение к виртуальной аудитории компенсацией проблем в реальной жизни. В исследовании приняло участие 85 человек в возрасте от 18 до 44 лет, 86 % женщин, студенты-психологи, получающие первое или второе высшее образование Исследование выполнено по теме НИР № 0159-2019-0004. 93 раЗдел В работе были использованы 1) сконструированный нами опросник, направленный на выяснение причин, по которым респонденты делают свои фотографии и публикуют их в социальных сетях, а также представлений о причинах, по которым это делают их ровесники 2) опросник социальной поддержки SOZU-22; 3) анкета, включающая социально-демографические вопросы, информацию о количестве онлайн и офлайн друзей, сетевом поведении респондентов, а также об их самооценке привлекательности. Статистический анализ полученных данных не подтвердил наше предположение об обратной связи между количеством селфи и удовлетворенностью своей внешностью и социальной поддержкой. Частота публикации селфи и просмотров лайков положительно коррелируют с общим баллом по опроснику социальной поддержки (p < При сравнении с помощью критерия Манна-Уитни групп респондентов, выкладывающих свои фотографии в сеть чаще двух разв неделю и реже, чем один разв неделю, оказалось, что именно регулярно публикующие селфи люди отмечают и большую удовлетворенность социальной поддержкой (р < 0,05), у них больше онлайн и офлайн друзей (р < 0,01), они чаще просматривают отклики на свои фотографии Было также выявлено, что респонденты, высоко оценивающие свою привлекательность, несколько чаще публикуют селфи, имеют большее количество друзей или подписчиков в социальных сетях (p = 0,017), отмечают большую удовлетворенность социальной поддержкой (p = 0,020), более высокую эмоциональную поддержку (p = 0,037), в тоже время они в меньшей степени признают, что делают селфи с целью соответствовать групповым нормам. Чем больше расхождение между реальной и идеальной привлекательностью, тем ниже респонденты оценивают удовлетворенность социальной поддержкой. Указывая, что хотели бы иметь больше друзей, они в большей степени соглашаются стем, что выкладывают селфи для того, чтобы соответствовать стандартам социальной группы все так делают, не хочу быть белой вороной, и приписывают этот же мотив своим ровесникам. Таким образом, полученные данные опровергают представление о том, что избыточная частота публикации фотографий в социальных сетях свидетельствует о проблемах с общением в реальной жизни ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У людей, регулярно выкладывающих селфи и просматривающих реакцию окружающих на свои фотографии, больше и реальных, и сетевых друзей, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны окружающих и отмечают удовлетворенность социальной поддержкой в целом IN SOCIAL NETWORKS: COMMUNICATION |