Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции
Скачать 1.34 Mb.
|
PSYCHOSEMIOTIC APPROACH TO THE STUDY OF THE EXTERNAL APPEARANCE Petrova E.A., petrova-sorina@yandex.ru Russian Social State University ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ КАК ФАКТОР СТРУКТУРИРОВАНИЯ БЫТИЯ И СОБЫТИЯ ЛИЧНОСТИ доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет, z.ryabikina@yandex.ru Рябикина З.И. В работах Б.Г. Ананьева и его учеников телесность (организмич- ность, индивидные характеристики) рассматривается как сторона личностной бытийности на всем протяжении онтогенеза. Телесность человека во всем своем многообразии и полифункциональности эксплицирована во внешнем облике морфологические особенности, отражение качества функционирования систем и отдельных органов, пол, возраст, пережитые и переживаемые состояния, пройденный жизненный путь и особенности социального контекста, обусловливающего бытие человека. Внешний облик – это комплексная и очень информативная картина личности и ее бытия. Организмичность (индивидность) включена в процесс развития личности, ноне только как составляющая, особенности которой разворачиваются вследствие некоторой генетической программы созревания, а как субстанция, изменяющаяся в результате оказываемых на нее воздействий внешними средовыми условиями (среди которых и условия культуры, условиями формирующейся и осуществляемой деятельности, а также возникающими психическими образованиями, опирающимися в своем протекании на создаваемые организмические паттерны. Это – вторичная телесность, те. телесность, которая лепится образом жизни, возникающими новыми формами активности индивида. Она выступает следствием выстраивающихся отношений личности с миром. НА. Бердяев писал, что форма человеческого тела, лицо человека – духовны. Личность предстает как полисистемное образование, включающее помимо пространства собственно психических субъективных явлений структура личностных смыслов и бытийный слой психики) объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность. Телесность (организм, индивидность) как пространство ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ объективной реальности предваряет формирование личности и входит в психологическую жизнь человека различными путями. Один из них – представленные в самосознании личности знания о внешности. Они – инструмент действия, стимул и средство работы с образом, те. возможность самовыражения, самоактуализации через создание имиджа Петрова Е.А.). По мере своего формирования личность реорганизует внешность в соответствие со структурой складывающихся личностных смыслов. Таким образом, человек манифестирует свои пристрастия, сообщает о своем прошлом, о том, чем он живет в настоящем и делится своими планами на будущее. Свое поведение и свой организм личность как субъект бытия реорганизует, стремясь к конгруэнтности внутреннего и внешнего мира, те. создает внешность в соответствии со структурой своей смысловой организации. Э. Фромм писал Хотя плодотворный человек может создавать материальные вещи, произведения искусства и системы мысли, но куда более важным предметом плодотворности является сам человек (Фромм Э, 1992, с. 92). Изменение телесности, подчинение тела разуму (системе личностных смыслов) – естественные следствия субъектного отношения личности к себе. Создавая внешность, личность организует свое бытие, т. к. внешность ключ к определенному месту в мире, с сопровождающими это место ресурсами, стандартами поведения, образом жизни и организует свое событие, т. к. манифестирует принадлежность и включается в определенные социальные группы, что влечет определенный статус в отношениях с Другими (Лабунская В.А.). Внешность переживается человеком как ресурс в обретении желанного формата бытия. THE ATTITUDE TO OWN APPEARANCE AS A FACTOR IN THE STRUCTURING OF EXISTENCE AND CO- EXISTENCE OF PERSONALITY Ryabikina Z.I., z.ryabikina@yandex.ru Kuban state university ВНЕШНИЙ ОБЛИК ВОЗМОЖНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ доктор философских наук, профессор, ростовский филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации, filosofia@uriu.ranepa.ru Рябова Л.В. Тема внешнего облика человека невероятно увлекательна, исследова- тельски плодотворна и позволяет поразмышлять о многом. Наметим возможные аспекты анализа внешнего облика в культурологическом плане, а где-то и выйдем за пределы культурологии в смежные гуманитарные области. Начнем с того, что внешний облик человека может стать предметом исследования в контексте анализа и описания индивидуальной жизни личности как особого культурного феномена. Человек в своей индивидуальной конечности, в своей личной жизни может быть понят как некое отдельное самостоятельное явление культуры, культурный факт. Методологическим основанием такого понимания может служить феноменологическая социология, для которой исходным пунктом анализа выступает некая первичная единица, культурный факт, в качестве которого выступает любое культурное явление, а в нашем случае индивидуальное человеческое существо. Такой подход позволяет показать, что конечность не порока достоинство человека, заслуживающее философского осмысления. Человек как конечное существо способен кис- тине и свободе, он не имеет возможностей, а является ими. Он не имеет замысла, он сам по себе есть замысел, он сам есть история и культура, а не только объект истории и культуры. С другой стороны, и культура при таком анализе предстает как результат жизнетворчества вполне конкретных людей, а не как некая безлюдная целостность. Человек живет в культуре и впитывает ее, но они сам есть культура, микрокосм, культурная монада. Этими интересен. Когда мы говорим об индивидуальной жизни, то имеем ввиду своего рода организм, биографическое целое, когда поступки и события имеют свою индивидуальность и одухотворенность. Как говорил академик Д.С. Лихачев (1991), существует индивидуальность как человек и есть индивидуальность как его жизнь. Индивидуальность жизни зависит ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ от индивидуальности человека. Об этом следует знать и не жаловаться не повезло в жизни»). Когда мы ведем речь об индивидуальной жизни как культурном факте, то и внешность весьма важна. Оформление внешности может сказать о многом о профессии (мундир военного, белый халат врача, рыжий жилет дорожного рабочего и т. п, во внешнем облике человек часто выражает не только притязания и самооценку, но и отношение к миру. Так, по наблюдению известного психолога Э. Берна, люди надменные, высокомерные и посредственные, как правило, носят форму дорогую одежду с обилием дорогих украшений, этим подчеркивая и выражая желание доминировать над окружающими. Существует еще один вид формы, который можно назвать наплевать мне на вас, вы мне безразличны. Эта форма связана с демонстративным нарушением традиционных видов оформления внешности – всякого рода железные цепи, крашенные в зеленый цвет волосы и тому подобное. Обычно обладатели такой формы, декларируя пренебрежение к окружающим, жадно добиваются их внимания. По внешности можно судить о духовных и интеллектуальных качествах личности. Когда-то я нашла у А.Ф. Лосева водной из его ранних работ (Диалектика мифа) замечательную цитату на этот счет Личность есть всегда телесно данная интеллигенция, телесно осуществленный символ. Личность человека, например, немыслима без его тела, конечно, тела осмысленного, интеллигентного, тела, по которому видна душа. Что-нибудь же значит, что один московский ученый вполне похож на сову, другой на белку, третий на мышонка, четвертый на свинью, пятый на осла, шестой на обезьяну. Один, как не лезет в профессора, все равно вылитый парикмахер. Да и как еще иначе могу я узнать чужую душу, как не через ее тело Даже если умрет тело, то оно все равно должно остаться чем-то неотъемлемым от души и никакого суждения об этой душе никогда не будет без принятия в расчет ее былого тела. Тело непросто выдумка, неслучайное явление, не иллюзия только, не пустяки. Оно всегда проявление души – следовательно, в каком-то смысле сама душа. Здесь А.Ф. Лосев (1999, с. 460–461) рассуждает в духе античной традиции, полагающей тело явленностью души, когда душа подбирает себе вполне выражающее ее тело. Древние греки во внешности видят душу. Для русских же, если верить фольклору, чужая душа – потемки, и чтобы ее узнать, нужно съесть вместе пуд (16 кг) соли. Из лосевского фрагмента явствует, что если мы хотим понять некую личность как культурный феномен, то обращения к ее деятельности 55 раЗдел I и творчеству недостаточно. Важно и то, как выглядела эта личность, какое впечатление производила на окружающих. УФ. Ницше (1993, с. 59), например, в работе «Шопенгауэр как воспитатель мы читаем Для меня философ имеет значение ровно настолько, насколько он может давать пример. Что своим примером он в силах увлечь за собою целые народы, – в этом нет сомнения это показывает история Индии, которая почти тождественна с историей индийской философии. Но он должен давать пример своей видимой жизнью, а не только книгами, те. так, как учили философы Греции выражением лица, осанкой, одеждой, пищей, привычками и более чем речью, и тем паче писаниями». Таким образом, мы видим, что культурологическое исследование личности как культурного феномена предполагает, помимо прочего, и анализ ее внешности. Помимо названного, можно просто указать и перечислить еще ряд возможных аспектов анализа внешности человека. Внешний облик имеет огромное значение в процессе общения и восприятия человека человеком (по одежке встречают с лица неводу пить красивого не лизать, а безобразного не тесать и т. д.). Отсюда собственная внешность в силу ее важности выступает как индивидуальная ценность, а значит – как момент самосознания и самооценки. Разгул пластической хирургии и всякого рода косметических процедур связан с этим обстоятельством духовно рефлективного плана. Кстати, древние сознавали, что перемена внешности (и имени) меняют внутреннюю суть человека. Перемена внешности – не невинное мероприятие. Размышление о внешнем облике предполагает обсуждение вопроса о ценности красоты и о культурно-исторических стандартах красоты, и о том, как люди в своей повседневности этими стандартами соотносятся (здесь вопрос о роли и ценности красоты внешнего облика враз- ных культурах, конкурсы красоты, красота и социальный успехи т. п.). И еще один вопрос может быть интересен культурно-национальные традиции оформления внешности и нарушение этих традиций (мар- гинальность и внешний облик APPEARANCE: POSSIBLE ASPECTS OF CULTURAL RESEARCH Ryabova L.V., larisarabova44@gmail.com South-Russia Institute of Management – branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 56 ПАТТЕРНЫ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ ВО ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ Скрипкина Т.П. доктор психологических наук, профессор, российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный областной университет, skripkinaurao@mail.ru Доверие – сложный феномен. Его психологическая природа не лежит на поверхности. Несмотря на многочисленные исследования, проведенные и проводимые в этой области, количество белых пятен на пути к пониманию его закономерностей, механизмов и пусковых коррелятов не уменьшается. В частности, оказываются практически неизученными невербальные маркеры, вызывающие доверие и недоверие, а также маркеры, демонстрирующие доверие и недоверие при взаимодействии людей. В психологических исследованиях, посвященных экспрессивному поведению человека, изредка можно встретить отдельные указания на то, что в невербальном поведении содержится информация о мере выраженности доверия/недоверия у партнеров по взаимодействию (Бехтерев В.М., Лабунская В.А., Владиславлев М, Холл Э. и др, однако специальных исследований, посвященных этой проблеме, до сих пор крайне мало. В этой связи нами и под нашим руководством было проведено два исследования с целью выявления невербальных показателей во внешнем облике, вызывающих доверие и недоверие, а также выявления особенностей невербального поведения доверяющих и не доверяющих друг другу людей. В основе первого исследования лежал анализ сочинений на тему Что во внешнем облике незнакомого человека вызывает доверие и недоверие. В исследовании приняли участие 80 студентов психологического факультета. Проведенный семантический и контент-анализ сочинений позволил выделить в описаниях людей наиболее часто встречающиеся характеристики внешности незнакомых людей, вызывающих доверие и недоверие. Проведенный частотный анализ позволил выделить следующие основные характеристики внешнего облика лю- 57 раЗдел I дей, вызывающих доверие открытый взгляд, добрые глаза, смотрит в лицо и при этом не оценивает, улыбка, опрятность в одежде, простота в одежде, легкая походка. Значительно беднее оказался список качеств, вызывающих в незнакомом человеке недоверие злые глаза, холодный взгляд, отводит глаза, агрессия, злость, неопрятность в одежде. Второе исследование, выполненное под нашим руководством, касалось изучения особенностей невербальной презентации доверия и недоверия в межличностном общении (Якушева МВ, 2008). В исследовании нами использовались следующие методики методика В.Г. Щур Лестница, модифицированная нами для измерения уровня доверия к другому опросник Невербальные характеристики общения В.А. Лабунской; экспериментальная процедура, предложенная А. Меграбяном и адаптированная автором с целью исследования проксемических особенностей межличностного общения, а также исследования невербальных характеристик в процессе доверительного общения ив процессе общения, лишенного доверия. Перед началом исследования на подготовительном этапе были отобраны пары взаимно доверяющих и взаимно не доверяющих испытуемых. Затем на основе представлений доверяющих и не доверяющих испытуемых об использовании ими невербальных средств общения с теми, кому они доверяют и кому не доверяют, были выделены невербальные характеристики, которые получили наибольшую суммарную частоту. При этом многие характеристики невербального поведения имеют достоверные различия в группах взаимо доверяющих и взаимо не доверяющих партнеров по общению. Практически все невербальные характеристики поведения выражены у высоко доверяющих респондентов в большей степени, чему не доверяющих. Анализ результатов показал, что доверяющие испытуемые более эмоционально выразительны и демонстрируют все рассмотренные характеристики невербального поведения чаще, чем те испытуемые, которые не доверяют собеседнику. Таким образом, для доверительного поведения характерна большая эмоциональная выразительность и экспрессивность. К обобщенным характеристиками невербального поведения доверяющих испытуемых можно отнести эмоциональную и мимическую выразительность, различные прикосновения и активную пантомимику. К паттернам невербального выражения недоверия были отнесены общая демонстративность поведения, неестественное выражение радости и ограничение визуального контакта, напряжен ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ность, негативизм. Как видно из приведенного списка, можно говорить о схожести полученных данных в первом и во втором исследовании. Итак, как показал анализ, к паттернам презентации доверия и недоверия относятся различные средства невербального выражения для презентации отношения доверия основную роль играют мимическая, такесическая и пантомимическая подсистемы невербального поведения, а для презентации недоверия характерна активность пантоми- мики, мимики и отсутствие визуального контакта субъектов OF TRUST AND DISTRUST IN APPEARANCE AND INTERPERSONAL COMMUNICATION Skripkina T.P., skripkinaurao@mail.ru Russian state University for the Humanities, Moscow State regional University ОБЛИК КАК НЕСТРОГОЕ НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ «ассоциация приемных родителей усыновителей, опекунов, попечителей г. Санкт-Петербурга», marinasoboleva1@yandex.ru Соболева М.А. Принципиальное отличие науки от других форм познания заключается в постоянном контроле за языком, в соотнесении его с реальностью, в преодолении иллюзий и заблуждений путем экспериментальной проверки и логического анализа теорий (Марков Б.В., 1997). Влияние обыденных понятий на концепции и теории психологии неизбежно, оно присутствует в ее научных исследованиях имплицитно, поскольку предметом научного исследования часто являются феномены, имеющие названия в повседневном языке. Именно в этом естественном языке зафиксирован способ обращения с перцептивным опытом, оказывающим значительное влияние на порядок записи и хранения сенсорной информации (Линдсей П, Норман Д, 1974). Именно обиходная речь обладает надежными верным чутьем к глубочайшим психологическим взаимосвязям (Фрейд З, К понятиям, пришедшим в психологию из повседневного языка, относится слово облик. Психологическая литература предоставляет значительное количество языкового материала относительно употребления слова облик, однако это слово не входит в категориальный аппарат психологической науки (Андреева ГМ, Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Ганзен В.А., Кукосян О.Г., Кривченко ТА, Кочнев В.И., Панферов В.Н., Рубинштейн С.Л., Рябова Л.В., Щекин Г.В. и др. Оно используется, как будто его значение очевидно, однако смысл его не совсем ясени оно не несет специальной технической нагрузки. Для уточнения содержания слова облик как психологического понятия необходимо выявить его значение как лексической единицы естественного языка. Необходимо отметить, что целью данного исследования было не создание максимально уточненного понятия, а формирование нестрогого предварительного научного понятия. Изучение содержания понятия облик проводилось в рамках исследования ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Психосемантика представления о другом человеке (2001) и было дополнено и уточнено (Слово облик по структурно-семантическим свойствам относится к словам с полнозначными (знаменательными) свойствами, и, следовательно, имеет номинативную функцию. В целях данного исследования лексическое значение слова было ограничено описанием номинативного, свободного значения слова, связанного с предметно-логической отнесенностью. Для выявления содержания слова облик был применен метод формирования нестрогих научных понятий, базирующийся на теории семантического поля (Ганзен В.А., 1984; Оюунчимэг Б, 1990) в рамках экстралингвистического подхода Й. Трира (Башарина А.К., 2007). Поэтому мы обратились к словарям русского языка (годы издания от 1822 до 1993), церковно-славянского (1993), словарные статьи которых констатируют значения слов. Итак, неструктурированное семантическое поле слова облик составили значений. Анализ семантического поля показал, во-первых, его значения относятся преимущественно к человеку, реже к продуктам его деятельности или объектам как-то связанным с человеком, отражая интенцию к очеловечиванию представлений об объектах окружающего мира. Во-вторых, его содержание составляют значения, описывающие признаки человека, доступные восприятию (преимущественно зрительному, и значения, характеризующие личность, с существенным преобладанием первых. Этой двойственности обязана необходимость уточнения слова облик в психологической литературе путем добавления других слов, например, внешний облик, психологический облик. Можно сказать, что в этом слове зафиксирована склонность человека соотносить характеристики внешности и личностные особенности. Исторический анализ слова облик показал, что оно использовалось еще в Х веке. В современном языке слово облик выполняет активную функцию. К настоящему времени произошло некоторое изменение содержания этого слова за счет выпадения из его системы значений слов образ и слов, близких к слову лицо в значении лицевой стороны. Теперь слово облик содержит больше значений наглядных признаков и меньше личностных характеристик. Морфемный анализ показал, что слово облик образовано из слова лик путем присоединения к нему приставки об, указывающей на наличие признаков, подчеркивающих наглядный и обобщающий характер 61 раЗдел I Таким образом, слово облик как нестрогое научное понятие, используемое в психологии, отражает совокупность внешних признаков человека как объекта восприятия, доступных непосредственному наблюдению, и характеристик личности, приписываемых объекту восприятия на основе умозаключений субъекта восприятия. Содержание словосочетания внешний облик определяется как совокупность признаков человека, доступных непосредственному наблюдению. “ |