Главная страница
Навигация по странице:

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ПО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ДРУГОГО* 1 Шамионов Р.М.

  • OF DISCRIMINATORY ATTITUDES TOWARDS THE EXTERNAL MANIFESTATIONS OF ANOTHER PERSON Shamionov R.M., shamionov@mail.ru

  • OF IDEOLOGICAL CHANGE IN THE 20’s OF 20 TH CENTURY Anokhina P.V., zagibbson@gmail.com

  • Бердянская Ю.В. 1 аспирант, juliaberd@list.ru

  • Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеМатериалы всероссийской научной конференции
    АнкорВнешний облик. Материалы конференции
    Дата23.01.2022
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМатериалы конференции внешний облик (А).pdf
    ТипДокументы
    #339792
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25
    OBLICK (PHYSICAL APPEARANCE) AS A NONSTRICT
    PRELIMINARY CONCEPT OF PSYCHOLOGY
    Soboleva M.A., marinasoboleva1@yandex.ru
    Association of adoptive parents: adoptive parents, guardians,
    trustees of St. Petersburg
    доктор психологически наук, профессор,
    62
    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ПО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ДРУГОГО*
    1
    Шамионов Р.М.
    .Г. Чернышевского, Дискриминационные установки в отношении Другого могут запускаться на основе внешних его проявлений – расовых признаков, половых и физических (например, инвалидность, языковых и поведенческих признаков. Иначе говоря, в актуализации дискриминационных установок одно из ведущих мест занимает социальная перцепция, запускающая и механизмы социального сравнения, и эффекты социализации, и другие источники регуляции поведения. Дискриминационные установки, актуализирующиеся на основе восприятия внешнего облика Другого, изучаются в ряде научных центров за рубежом (McDonald, 2010; Cavico, Muffler, Mujtaba, 2012;
    Orekh, Bogomiagkova 2015 и др) ив России (Лабунская В.А., 2013, 2016;
    Бзезян А.А., 2012; Погонцева Д.В., 2016; Парфенова А.Е., 2016 и др. Из этих исследований становится понятно, что внешний облик выступает не только катализатором отношения, но и основой категоризации Других в соответствии с установками, сформированными в процессе общей социализации личности.
    Одна из ключевых проблем в данной области – проблема источников дискриминации, а также слияния, накладывания образов одной категории с образами другой категории, в результате чего дискриминационные установки находят своего адресата в различных ситуациях повседневной жизни.
    Цель данной статьи – изучение социально-психологических детерминант дискриминационных установок по внешним признакам. В качестве внешних признаков рассмотрены цвет кожи, одежда, язык, поведение, эмоциональные проявления, а также успехи/неуспехи в деятельности Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта
    № 18-013-00094 A.
    Саратовский
    н
    государственный
    университет им.
    национальный исследовательский

    63
    раЗдел I Выборка. В исследовании приняло участие 217 человек, средний возраст М = 28,9; SD = 11,2 (мужчин – 36 Методика Специально разработанная шкала на выявление степени выраженности дискриминационной установки по различным признакам (Шамионов, Григорьева, 2018). Выраженность ценностей определена с помощью методики Ш. Шварца (Шварц, 2012). Для оценки авторитаризма правого толка использовалась короткая версия методики Дж. Даккита, разработанная Д.С. Григорьевым (Григорьев, 2017) Результаты Сравнительный анализ показателей дискриминационных установок по внешним признакам позволил установить, что признаком, вызывающим наиболее сильное неприятие выступает необычное поведение, а также эмоциональные проявления, а цвет кожи оказался наименее раздражающим фактором.
    В результате корреляционного анализа установлена положительная связь между дискриминационной установкой по внешним признаками обобщенными показателями дискриминации по группами сферам жизни. Иначе говоря, дискриминация по внешним признакам согласуется и с дискриминацией конкретных групп и сферами жизни, где предубеждения проявляются в значительной степени. Показано, что ценности детерминируют от 4 % (эмоциональные проявления) до 30 % (поведенческие проявления) вариаций дискриминации по внешним признакам другого человека. Ценности также объясняют 19 % вариаций дискриминации по физической непривлекательности. Анализ включенных в регрессионные уравнения ценностей показывает наиболее сильное влияние ценностей традиций, безопасности социальной, репутации. Подрывающими дискриминационные установки по внешним признакам человека являются ценности «самостоятельность–мысли», «самостоятельность–поступки»,
    «универсализм–толерантность» и «универсализм–забота о природе. Иначе говоря, способствуют предубеждениям ценности сохранения, а препятствуют их проявлениям ценности самоопределения и открытости к изменениям. Характеристики авторитаризма правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир также в значительной степени объясняют вариации переменных, отражающих дискриминационные установки по внешним проявлениям Другого от 4 до 21 %). Наиболее сильными детерминантами здесь являются конвенционализм и вера в опасный мир. Необходимо также отме-

    Saratov State Universitythem N.G. ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    тить особый статус дискриминации по признаку необычной одежды. Практически все показатели правого авторитаризма обусловливают ее вариации в объеме 21 Характеристики экономического благополучия не связаны с дискриминационными установками по внешним проявлениям Другого.
    Различные социально-психологические характеристики личности специализируются в детерминации дискриминационной установки по различным внешним проявлениям другого человека DETERMINANTS

    OF DISCRIMINATORY ATTITUDES TOWARDS
    THE EXTERNAL MANIFESTATIONS OF ANOTHER PERSON
    Shamionov R.M., shamionov@mail.ru
    РАЗДЕЛ КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК СОВЕТСКОГО СТУДЕНТА КАК МАРКЕР МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В е гг. XX ВЕКА
    студент, Южный федеральный университет,
    zagibbson@gmail.com
    Анохина П.В.
    Одним из первых маркеров внешности советского студенчества в условиях строительства нового мира стало появление легендарной кожанки – кожаной куртки военного покроя. Изначально кожанка являлась индикатором принадлежности человека к высшим слоям общества, к партийной номенклатуре. В молодежной же среде кожанка стала символом лояльности студента новым властям. Кожаные куртки были особо распространены вначале х гг. у рабфаковцев, но очень быстро вышли из моды и были забыты. Вытеснение кожанки связано стем, что общество и особенно молодежь устали от перманентного напряжения, от пребывания в состоянии постоянного конфликта со старым миром и неосознанно стремились к мирной жизни. Стремление к внешней демократизации совпало с появление новых видов одежды. Во второй половине х гг. получили популярность толстовки (холщовая блуза свободного покроя, нечто среднее между гимнастеркой и русской рубахой) и юнгштурмовки. Оба варианта одежды отличались не только военной стилистикой покроя, но и демократическим внешним видом, что позволяло студентам чувствовать себя более раскованными и смелыми. Общей особенностью внешнего облика сту-
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    дентов началах гг. стало своеобразное обезличивание человеческой массы, предельная функциональность и мрачный аскетизм. Внешний облик студентов этих лет передавал ту роль, которую им отводило само государство роль послушных винтиков внутри суровой машины тоталитарного государства. Более того, процесс унификации внешнего вида приводили к явному стиранию гендерных различий во внешнем облике студентов. Молодые девушки стремились выглядеть как парни, а роль хранительницы очага претила ими казалась устаревшей. Предельно эмансипированные девицы надевали кожанки, красные платки, смело курили и употребляли в лексике крепкие выражения. Однако то, что считалось нормой для периода военного коммунизма, очень быстро уступило место моде периода НЭПа. Вновь стала популярна женственность, а нарочитая мужеподобность утратила популярность в глазах мужчин. К исходу х гг. внешний облик студенток утратил всякую связь с милитаризмом и маскулинностью в одежде. Нельзя не отметить тот факт, что внешний облик студента, его одежда и прическа являлись четким маркером его политических предпочтений и социального происхождения. Демократичный, порой даже крайне аскетичный стиль одежды и внешнего вида ассоциировались с принадлежностью к трудовому народу, а вот примеры изысканной одежды и утонченного вкуса воспринимались как низкопоклонство перед дореволюционной культурой и западной модой. Нов связи стем, что происходил культурный обмен между двумя группами студенчества, выявление общего стало все более распространенным, асами стили стали взаимодополняющими, произошло смешение стилей, отразившее в полной мере процесс формирования нового советского общества и советского студента. Особой частью внешнего облика студентов стала своеобразная культура тела и ухаживания за ним. Вначале х гг. советские студенты не могли похвастаться чистотой и соблюдением санитарных норм общежития. Наличие двух-трех пар нижнего белья почиталось за роскошь, а грязные засаленные рубашки – нормой. При этом сами студенты в этом отношении не выходили за рамки основной массы людей. Студенчество тех лет одевалось по принципу ношу, что имею. Безразличие к культуре тела и внешнему виду отражало важные сдвиги в массовом сознании, обычный человек не испытывал потребности в сохранении чистоты и опрятности. Все это на фоне происходящих

    67
    раЗдел II событий казалось лишним, казалось частью прежнего разрушенного мира сего культом красоты и роскоши. Таким образом, внешний облик студентов в период х гг. стал закономерным отражением политики государства и тех перемен, что происходили внутри советского общества и внутри сознания отдельных людей. Формирование нового стиля одежды, борьба с пережитками предшествующей эпохи носили планомерный характер и были поддержаны советской студенческой молодежью. Данный факт важен ив том отношении, что именно студенчество являлось будущим советского государства и советского общества в целом APPEARANCE OF SOVIET STUDENT AS A MARKER

    OF IDEOLOGICAL CHANGE IN THE 20’s OF 20
    TH
    CENTURY
    Anokhina P.V., zagibbson@gmail.com
    Southern Federal University, Rostov-on-Don
    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНЕШНОСТИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ В НЕМЕЦКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    Бердянская Ю.В.
    1
    аспирант, juliaberd@list.ru
    Рюмшина Л.И.
    1
    доктор психологических наук, профессор
    1
    Южный Федеральный университет
    Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) зачастую, хотя и не всегда, проявляются во внешнем облике человека, что вызывает (нередко негативную) реакцию других людей входе социального взаимодействия.
    Однако перспективным объектом изучения может быть не только внешность реальных людей с ОВЗ (инвалидностью) и их взаимодействие с социальной средой, но и отражение этих явлений в искусстве. Немецкий исследователь Свен Никель посвятил свою книгу всестороннему анализу репрезентации людей с ОВЗ в детской литературе (Nickel S., «Gesellschaft- liche Einstellungen zu Menschen mit Behinderung und deren Widerspiegelung in der Kinder und Jugendliteratur», 1999), уделив внимание и представлению их внешности – как в текстах, таки в иллюстрациях. Помимо литературы как таковой он рассматривает народные сказки и комиксы. В сказках, где внешность персонажа обычно связана с личностными характеристиками, часто встречаются горбатые и слепые злодеи. Люди с ОВЗ изображаются злыми, хитрыми, отталкивающими, т. к. согласно результатам исследования установок, физически непривлекательные люди раньше ассоциировались с социально нежелательными качествами.
    Ключевая особенность литературной репрезентации, согласно Никелю отчетливое изображение нарушений здоровья, поскольку их видимость является основным фактором социальной реакции. Это чревато фокусированием внимания не наличности и ее переживаниях, анатом, как ее внешность отличается от нормы.
    Иллюстрации, как отмечает Никель, могут либо поддерживать текстовое содержание, либо противоречить ему, сглаживая углы с помощью симпатичных картинок. Иллюстраторы часто используют клише, характерные для изображения детей (большая голова, широко раскрытые глаза, маленький рот) и для изображения инвалидов (например, огромные очки в роговой оправе. Сочетание этих клише наделяет персонажа слабостью, потребностью в заботе и защите, вызывая сочувствие у читателей

    69
    раЗдел II Зачастую писатели (и иллюстраторы) стремятся к благородной цели – пробудить сочувствие к людям с ОВЗ, однако это сочувствие может являться проекцией собственного страдания и оказывать изолирующее влияние на реальных людей с инвалидностью.
    Другие образы инвалидности создают люди, у которых есть личный опыт собственной инвалидности или взаимодействия с инвалидами. В таких работах внимание наблюдателя направляется на жизнь с инвалидностью, что достигается путем концентрации не на портрете персонажа, а на деятельности, которую он выполняет. Читатели видят трудности, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ в повседневной деятельности, и их отношение к этим затруднениям. Таким образом, на переднем плане находится жизнь с нарушением здоровья, а не нарушение само по себе.
    Комиксы представляют собой мощный механизм визуализации итак же, как сказки, стремятся показать личность через ее внешний облик. Люди с ОВЗ обычно предстают в двух качествах злодеев или нуждающихся в помощи. Злодеев, как правило, наделяют деревянной ногой или другими неэстетичными внешними чертами. Связывая особенности характера с внешностью, рисунок позволяет читателям ассоциировать злость, преступность и т. д. с изображением, созданным художником. Кроме того, в комиксах используется художественный принцип ключевого символа для изображения инвалидности ими могут выступать коляска, собака-поводырь или длинная трость, при этом необязательно упоминать инвалидность в тексте. С этими символами связаны, как правило, такие качества, как слабость и потребность в помощи. Итак, рисунок устанавливает связь между внешними признаками ОВЗ а соответственно, и самими ОВЗ) и свойствами личности двух видов – либо злобностью и преступностью, либо слабостью и беззащитностью.
    Таким образом, характерные черты репрезентации внешнего облика людей с ОВЗ – видимость (визуальное проявление) инвалидности, стремление вызвать сочувствие к персонажу, имплицитная связь инвалидности со слабостью или со злодейством. Исключение составляют авторы с личным опытом инвалидности, делающие акцент не на ОВЗ, а на жизни сними ВНЕШНИЙ ОБЛИК В КОНТЕКСТЕ ЭТИКЕТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ*
    1
    Даниленко О.И.
    1
    доктор культурологии, доцент, danilenko.olga@gmail.com
    Чикер В.А.
    1
    кандидат психологических наук, доцент, vchiker@yandex.ru
    1
    Санкт-Петербургский государственный университет
    Роль внешнего облика человека при осуществлении контактов с другими людьми в последние десятилетия стала предметом пристального внимания ученых и практиков (Лабунская В.А., 2017, 2018, 2019; Шкура- това И.П., 2009; Шкурко ТА, Сериков Г.В., 2017; Anderson C. et al., 2001;
    Gordon R.A., Wang X., 2013 и др. В частности, эта проблематика рассматривается в работах, посвященных взаимодействию участников образовательных учреждений (Бзезян А.А., 2017; Каширская А.К., 2016;
    Колесникова Л.Н., 2011; Boyce M.W., 1979; Perlmutter D.L., 2005 и др. Специалисты выявляют и анализируют писанные и неписанные правила и ожидания, предъявляемые к участникам взаимодействия, как внутри своей организации, таки при контактах с другими организациями и частными лицами. Представляется важным исследовать, как предписания и ожидания в отношении внешнего облика членов организации дифференцируется в соответствии с местом субъекта в статусной иерархии. В ряде организаций (армия, органы государственной службы) форма и знаки различия регулируются нормативно-правовыми актами. Хотя другие организации могут вводить дресс-код для своих членов, закон охраняет граждан от незаконного определения требований к внешнему облику. Это относится к таким компонентам внешнего облика, как признаки пола, возраста, расово-этнического типа, физической конституции, а также способам оформления внешности – одежда, украшения, татуировки и пр. В этих условиях регулятивную функцию в отношении внешнего облика выполняют неформальные социальные нормы и правила (Шебанова, Мы полагаем, что формы взаимодействия людей с учетом их статуса являются предметом этикетной регламентации поведения. В основе этой позиции лежит понимание этикета как символического выражения статусных различий (Байбурин А.К., 1988; Цивьян Т.В., 1965; Уайт Л, 2004). Такая трактовка этикета позволяет различать правила поведения, соблюдение
    * Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00369.

    71
    раЗдел II которых ожидается от всех членов группы (хорошие манеры, от тех, посредством которых в ситуациях взаимодействия манифестируются отношения статусной принадлежности, предполагающие, в частности, различия в должностных полномочиях субъектов. Внешний облик с этой точки зрения также является предметом этикетной регуляции. Положение обязывает, в том числе обязывает выглядеть в соответствии со статусом. В вузе три группы членов организации – администрация, профес- сорско-преподавательский состав и обучающиеся – связаны иерархически выстроенными отношениями. Помимо общих хороших манер, сложившихся в томили ином вузе, у каждой из групп есть свои, в большей или меньшей степени отрефлексированные правила этикетного поведения. Они выражаются, в частности, в представлениях о желательном или нежелательном оформлении внешности представителей каждой из упомянутых групп. Отношение студентов к преподавателю формируется с учетом того, как он оформляет свой внешний облик. Преподаватели и представители администрации, так или иначе, реагируют на то, какую одежду, прическу, макияж выбрал студент, отправляясь на занятия, экзамен или защиту диплома. Несогласованность ожиданий в отношении внешнего облика участников образовательного процесса способна негативно повлиять на результативность учебы и психологический климат в вузе. Прямые предписания руководства в отношении внешнего облика воспринимаются как нарушение свободы личности.
    Консенсус в признании взаимоприемлемых моделей этикетного поведения студентов, преподавателей и администрации достигается в процессе формирования организационной культуры вуза. Можно предположить, что взаимные ожидания студентов, преподавателей и администрации вуза в отношении оформления внешности существенно различаются в вузах с разными типами организационной культуры. Знание и учитывание этих ожиданий является условием эффективного решения задачи формирования этикетных моделей поведения как компонента организационной культуры вуза.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


    написать администратору сайта