Медицинская практика гс. Кочарян греческая любовь москва 2009 удк 616. 89 Ббк 57. 05 К 75
Скачать 1.29 Mb.
|
3. Внутренние проблемы сообщества Гомосексуалы и трансгендеры образуют множество групп, представители которых различаются по образу жизни, идентичности и потребностям. Вместе стему них есть общие проблемы и интересы. На пути к гармоничной личной жизни все они вынуждены преодолевать особые препятствия в виде собственных страхов и враждебности окружающих к непохожести (гомофобия, трансфобия). Все они также хотят занимать достойное место в обществе, сохраняя свою индивидуальность и человеческое достоинство. Эти проблемы и стремления и объединяют их в ЛГБТ-сообщество. Реакцией на неприятие частью общества гомосексуальной идентичности и трансгендерности является внутренняя гомофобия и трансфобия. Она выражается, в частности, стремлением избегать любых открытых проявлений своей непохожести и агрессивным неприятием таких проявлений со стороны других. Для большинства российских геев, лесбиянок и трансгендеров остается реальностью социальнопсихологическая изолированность. Если в Москве, Санкт- Петербурге и некоторых (далеко не всех) крупных городах уже существует относительно развитая инфраструктура общения гомосексуалов и трансгендеров, тов провинции их круг общения в лучшем случае, ограничен малыми группами. По тем же причинам для большинства геев, лесбиянок и трансгендеров недоступна специализированная правовая, психологическая и медицинская помощь. Для молодых гомосексуалов и трансгендеров, только что открывших свою идентичность, важными проблемами являются принятие себя и признание со стороны непосредственного окружения (родителей, друзей и др. Проблема усугубляется недостаточной доступностью адекватной информации о гомосексуальности и трансгендерности, однополом сексе, безопасном сексуальном поведении ит. д. Как о серьезной проблеме можно говорить также о ксенофобии внутри ЛГБТ-сообщества. Его отдельные сегменты (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры) изолированы друг от друга и зачастую не могут объединиться для отстаивания общих интересов. Подвергаются фактической сегрегации пожилые гомосексуалы, люди с ограниченными возможностями, ВИЧ-инфицированные и другие. Верующие гомосексуалы, бисексуалы и трансгендеры подвергаются двойной стигматизации. Сталкиваясь с открытой враждебностью своих религиозных общин, они часто не находят понимания и у некоторых представителей ЛГБТ-сообщества, склонных возлагать на них ответственность за гомофобию религиозных лидеров. Внутренняя гомофобия оказывает серьезное влияние на здоровье гомосексуалов. Тревога по поводу ненормальности своего поведения, неуверенность в будущем снижают субъективную ценность собственной жизни. Некоторые воспринимают заражение ВИЧ и другими опасными инфекциями как нечто неизбежное и заслуженное. Такие установки компенсируются стремлением получить максимум удовольствия пока не поздно и, следовательно, сопряжены с пренебрежением правилами безопасного сексуального поведения. 4. Состояние ЛГБТ-движения На сегодняшний день в России существует несколько сложившихся региональных ЛГБТ-организаций и целый ряд групп, находящихся на разных стадиях организационного становления. К основным направлениям их деятельности относятся • психологическая и юридическая поддержка • проведение просветительских мероприятий и публичных акций, направленных на снижение уровня гомофобии в обществе • разъяснительная работа по вопросам ВИЧ/СПИД и здорового образа жизни • лоббирование изменений в законодательстве и государственной политике • выступления в СМИ и создание профильных СМИ. Сдерживающим фактором для развития движения является относительно низкий уровень внутренней солидарности и осознания своих общественных интересов внутри ЛГБТ-сообщества. Это, безусловно, временное явление и уже сейчас наметилась тенденция к консолидации и мобилизации. ЛГБТ-активистам приходится сталкиваться и с открытым противодействием со стороны государства. Существующие ЛГБТ-организации и группы не имеют определенной стратегии на долговременную и среднесрочную перспективы. Их деятельность носит, таким образом, бессистемный характер, в основном ограничиваясь разовыми акциями и мероприятиями. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах накоплен значительный опыт правозащитной и иной работы, который, однако, недоступен для других регионов из-за слабости общероссийских организационных связей. Среди направлений деятельности относительно более развиты проекты по профилактике ИППП и пропаганде здорового образа жизни. Недостаточное внимание ЛГБТ-активистами уделяется организации психологической и правовой поддержки и взаимопомощи среди геев, лесбиянок и трансгендеров, а также просветительской работе с различными слоями общества. ЛГБТ-движение воспроизводит все основные проблемы гражданского общества России в целом, но все еще остается относительно изолированным от него. Являясь правозащитным по своей сути, ЛГБТ-движение не признано большинством правозащитных организаций в качестве равноправного партнера. Еще более огорчает состояние конфронтации сорганизованными представителями национальных, религиозных и иных меньшинств. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Используемые понятие и термины Сексуальность — органическая часть личности любого человеческого существа ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви. Сексуальная ориентация — один из компонентов сексуальности человека, определяемый как относительно устойчивое эмоциональное, романтическое, сексуальное или эротическое (чувственное) влечение индивида к другим индивидам определенного пола. Выделяют три типа сексуальной ориентации а) гомосексуальность — влечение к лицам своего пола б) бисексуальность — влечение к лицам своего и другого пола в) гетеросексуальность — влечение к лицам другого пола. Некоторые специалисты также выделяют асексуальность (отсутствие влечения) в отдельный тип сексуальной ориентации. Сексуальная идентичность — самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальную ориентацию, ощущение себя индивидом сданной сексуальной ориентацией. Сексуальное поведение — действия сексуального характера, направленные на людей своего или другого пола. Гендерная идентичность — глубокое осознание тем или иным лицом внутренних и индивидуальных особенностей гендерной принадлежности, которая может совпадать или не совпадать с полом порождению, включая индивидуальное ощущение своего тела и другие проявления, такие как одежда, речь, особенности поведения. Сексуальные меньшинства — люди, подвергающиеся дискриминации по причине своего стиля жизни, интимных привязанностей или иных форм самоидентификации или самовыражения, которые рассматриваются как отклонение от гетеронормативной модели общественного устройства, являющейся преобладающей в современных государствах. Геи — гомосексуальные мужчины, признающие свою сексуальную ориентацию. МСМ — мужчины (гомо-, би- или гетеросексуальной ориентации, практикующие секс с мужчинами. Лесбиянки — гомосексуальные женщины, признающие свою сексуальную ориентацию. Гомосексуалы — собирательный термин для обозначения геев и лесбиянок. Бисексуалы — женщины и мужчины, испытывающие сексуально- эротические чувства и практикующие сексуальные отношения с людьми как своего, таки другого пола. Трансгендеры — собирательный термин для обозначения людей, у которых не совпадает гендер (социокультурный пол) и биологический пол. Сюда относятся транссексуалы — люди, чья гендерная идентичность отличается от анатомического пола при рождении, которые хотят, чтобы им провели операцию но изменению пола, направленную на приведение анатомического пола в соответствии с гендерной идентичностью трансвеститы — люди, которые переодеваются в одежду лиц противоположного пола бигендеры — люди с плавающей, подвижной гендерной идентичностью. Бигендер ощущает себя то мужчиной, то женщиной, независимо от физического пола. Его/ее полоролевое самоощущение (гендер) меняется в зависимости от настроения, человека, с которым он/она общается, и т. д. Бигендерность не следует путать с раздвоением личности, так как бигендер представляет собой целостную личность, но исполняет в обществе социальную роль то мужчины, то женщины интерсексуалы гермафродиты) — люди, имеющие от рождения признаки мужского и женского пола. ЛГБТ — аббревиатура от первых букв слов лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры. ЛГБТ-движение — движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, стремящееся добиться изменений в законодательстве и обществе, направленное на обеспечение прав сексуальных и гендерных меньшинств, искоренение гомонегативизма, гомофобии и трансфобии, а также более широкую интеграцию ЛГБТ в жизнь общества Сегрегация — разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Гомофобия — неконтролируемые отрицательные эмоции (страх, отвращение, гневит. п) по отношению к сексуальным меньшинствами однополым сексуальным контактам. В более широком значении этот термин применяется в отношении любых других проявлений негативного отношения к представителям гомосексуального сообщества — ненависти или неприязни, агрессивных действий против них. Гомонегативизм. Определения гомонегативизма различны у разных специалистов. Так, одни из них называют гомонегативизмом любое отрицательное отношение к гомосексуальности, независимо от его степени, формы выражения, идеологической основы и т. д, те. трактуют термин буквально. При этом к гомонегативизму относят и эмоциональное, и моральное, и интеллектуальное неприятие гомосексуальности, а термин «гомофобия» предлагается полностью вывести из научного оборота как неверно отражающий суть явления (поскольку в большинстве случаев эмоция, испытываемая «гомофобами» по отношению к гомосексуальности, — не страха неприязнь, брезгливость, ненависть, отвращение, те. «гомофобия» в действительности не является фобией. Именно такую трактовку предлагали сами авторы термина Хадсон и Рикетс. Другие специалисты, в частности, российский врач-сексолог М. Бейлькин, относят к гомонегативизму лишь только рациональное, интеллектуальное неприятие, которое может сопровождаться или не сопровождаться эмоциями. Эти специалисты предлагают эмоциональное неприятие (страх, неприязнь, ненависть, отвращение) по-прежнему называть гомофобией, те. разделять эмоциональную и интеллектуальную составляющие неприятия. Трансфобия — термин, обозначающий различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к трансгендерности и/или к трансгендерам. Трансфобия часто принимает форму отказа признавать право на выражение человеком своей гендерной идентичности. Вне зависимости оттого, является ли выражение трансфобии преднамеренным или нет, трансфобия может иметь серьезные последствия для тех, на кого она направлена. Гетеросексизм — общественная установка, утверждающая что единственной нормальной, естественной и правильной сексуальной ориентацией и моделью поведения является гетеросексуальная. Гетеронормативность — предписываемый обществом и государством обязательный гетеросексуальный образ жизни для всех людей. Гендерная цензура — игнорирование в публичном пространстве (особенно в СМИ) голосов гендерных групп, чей стиль жизни, интимные привязанности или иные формы самоидентификации или самовыражения рассматриваются как отклонение от гетеронормативной модели общественного устройства. Язык вражды — вся совокупность текстов (в том числе заголовков, фотографий и иных элементов в СМИ, лозунгов и слоганов, а также публичных высказываний прямо или косвенно способствующих социальной (в том числе гендерной) и иной вражде или хотя бы неприязни. Стигмы — сильный социальный стереотип, который полностью меняет отношение к другим людям и к самому себе, заставляя относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества. Стигматизация — процесс закрепления ярлыков (стигм) за теми типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными. Диффамация — распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, известна уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от нее двумя признаками 1) диффамация есть оглашение каких-либо позорящих фактов в печати, тогда как клевета может быть осуществлена как в печати, таки на словах (публично) или в письме 2) в диффамации преступный момент заключается в самом оглашении в печати позорящих сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается как сообщение заведомо ложных сведений. Поэтому против обвинения в клевете можно защищаться, доказывая правильность сообщенных сведений, а против диффамации указанием на это защищаться нельзя. Ксенофобия — ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного Внутренняя гомофобия (интернализированная гомофобия) — осознанное или неосознаваемое отвращение и/или страх гомосексуалов и бисексуалов к гомосексуальности, к себе страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением или неприятие себя в качестве гомосексуальной личности. Внутренняя трансфобия (интернализированная трансфобия) — осознанное или неосознаваемое отвращение и/или страх трансгендеров к трансгендерности, к себе или неприятие себя в качестве трансгендерной личности. Равные возможности — практическое обеспечение равных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права, независимо от сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности. Приложение 3 ТРАДИЦИИ НАРОДНОСТИ АЗАНДЕ 17 У некоторых народов принято разделять биологический пол, эротическое предпочтение, половую роль и сексуальное поведение. Например, в традициях многих обществ обнаружена тенденция отделять понятия биологический пол и эротическое предпочтение от сексуального поведения и определять сексуальное поведение в зависимости от возраста и половой роли. Такая традиция была характерна для африканской народности азанде до ее покорения Британией (Еуаш-РгйсИагс!, 1970,1971). У азанде было мало свободных женщин, так как мужчины могли иметь более одной жены. В результате некоторые мужчины для сексуального удовлетворения были вынуждены обращаться к мастурбации (что не считалось позорным) или брать себе в жены мальчиков в возрасте 12-20 лет. Родителям мальчика муж должен был платить выкупи вести себя сними так, как положено покорному зятю (муж дочери. Если мальчик провел ночь с другим мужчиной, его муж мог потребовать немедленно заплатить за нарушение супружеской верности. Мальчик выполнял все работы по дому и сохранению имущества, которые обычно выполняла женщина. Пара спала вместе ночью и занималась сексом, при этом муж вставлял свой пенис между бедрами мальчика. Эванс-Притчард отмечает, что азанде испытывали отвращение к идее, о коитусе через анус. В его сообщении нет упоминания об орально-генитальном сексе, кроме того мальчик, по-видимому, не менялся сексуальными ролями с мужем. Когда мальчик-жена достигал зрелости, он становился воином и покидал своего мужа, вероятно, чтобы жениться на женщине. Если не удавалось найти подходящую женщину или заплатить выкуп за невесту, он мог жениться на юном мальчике. Бывший муж мальчика мог взять в жены другого мальчика или, если был способен заплатить выкуп, женщину. Если мужчина был примерным зятем, его тесть и теща могли отдать ему вместо своего сына одну из своих дочерей. После женитьбы на женщинах мужчины больше не возвращались к гомосексуальному поведению. 17 Мастерс У, Джонсон В, Колодни Р. Основы сексологии Перс англ. — М Мир, 1998. — С. 610-611. Обычай брать в жены мальчика у азанде — ситуация, когда несовершеннолетние мужчины вовлекались в гомосексуальные связи, имея гетеросексуальное эротическое предпочтение (хотя некоторые из них могли иметь и гомосексуальное предпочтение. В этом обществе таких мужчин не считали биологически или морально извращенными. Мальчик-жена играл женскую роль до тех пор, пока не становился воином, в этот момент жизни он полностью переключался на диктуемую его полом роль мужчины. К гомосексуальному поведению в основном относились как к замене гетеросексуального поведения, к сожалению необходимой из-за нехватки женщин. Занимавшихся гомосексуализмом мужчин азанде не клеймили позором, а считали, что такая их половая активность не имеет большого значения мужской гомосексуализм был не более, чем способом снять сексуальное напряжение. Совсем иначе относились у азанде к женскому гомосексуальному поведению. Считалось, что если в большой полигиничной семье МУЖ не имеет со своими женами полового контакта достаточно часто, чтобы снимать их сексуальное напряжение, женщины могут обращаться друг к другу по поводу секса, но их отношения каким-то сверхъестественным путем способны привести к смерти их мужа. Представители народности азанде полагали, что мужской гомосексуализм не влияет на будущее сексуальное поведение ни мужа, ни его мальчика- жены, но если в гомосексуальные связи вовлекаются женщины, они и далее будут продолжать этим заниматься, поскольку обучаются самостоятельно получать сексуальное удовлетворение. Справочное издание МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА Кочарян Гарник Суренович ГРЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ПРОЙДИ ТЕСТ НА ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ Директор редакции И. Федосова Ответственный редактор О. Шестова Художественный редактор С. Лебедева Редактор С. Бабанин Компьютерная верстка С. Бебс Корректор Е. Шаповал ООО Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел. 411 -68-86, 956-39-21. Home раge: www.eksmo.ru E-mail: info@eksmo.ru Оптовая торговля книгами «Эксмо»: ООО «ТД «Эксмо». 142702, Московская обл, Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш, д. 1, многоканальный тел. 411-50-74. E-mail: reception@eksmo-sate.ru По вопросам приобретения книг «Эксмо» зарубежными оптовыми покупателями обращаться в отдел зарубежных продаж ТД «Эксмо» E-mail: international@eksmo-sale.ru International Sales: international wholesale customers should contact Foreign Sales Department of Trading House «Eksmo» for their orders. internationai@eksmo-sale.ru По вопросам заказа книг корпоративным клиентам, в том числе в специальном оформлении, обращаться потел доб. 2115, 2117, 2118. E-mail: vipzakaz@eksmo.ru Оптовая торговля бумажно-беловыми и канцелярскими товарами для школы и офиса «Канц-Эксмо»: Компания «Канц-Эксмо»: 142700, Московская обл, Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш, д. 1, а/я 5. Тел./факс +7 (495) 745-28-87 (многоканальный, e-mail: kanc@eksmo-sale.ru, сайт www.kanc-eksmo.ru Полный ассортимент книг издательства «Эксмо» для оптовых покупателей В Санкт-Петербурге: ООО СЗКО, пр-т Обуховской Обороны, д. 84 Е Тел. (812) 365-46-03/04. В Нижнем Новгороде ООО ТД «Эксмо НН», ул. Маршала Воронова, д. 3. Тел. (8312) 72-36-70. В Казани Филиал ООО «РДЦ-Самара», ул. Фрезерная, д. 5. Тел. (843) 570-40-45/46. В Самаре ООО «РДЦ-Самара», пр-т Кирова, д. 75/1, литера Е. Тел. (846) 269-66-70. В Ростове-на-Дону: ООО «РДЦ-Ростов», пр. Стачки, А. Тел. (863) 220-19-34. В Екатеринбурге ООО «РДЦ-Екатеринбург», ул. Прибалтийская, да Тел. (343) 378-49-45. В Киеве ООО «РДЦ Эксмо-Украина», Московский пр-т, д. 9. Тел./факс (044) 495-79-80/81. Во Львове ТП ООО «Эксмо- Запад», ул. Бузкова, д. 2. Тел./факс: (032) 245-00-19. В Симферополе ООО «Эксмо-Крым», ул. Киевская, д. 153. Тел./факс (0652) 22-90-03, 54-32-99. В Казахстане ТОО «РДЦ-Алматы», ул. Домбровского, д. За. Тел./факс (727) 251-59-90/91. gm.eksmo_almaty@arna.kz Подписано в печать 24.04.2009. Формат 84x108 1 /з 2 Печать офсетная. Бумага газ. Уел. печ. л. 15,12. Тираж 2500 экз. Заказ № 4902248 Отпечатано на ОАО «Нижполиграф», 603006 Нижний Новгород, ул. Варварская, 32. |