Медицинская практика гс. Кочарян греческая любовь москва 2009 удк 616. 89 Ббк 57. 05 К 75
Скачать 1.29 Mb.
|
ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ Для ответа на вопрос, следует ли относить гомосексуальность к норме или к патологии, необходимо отметить, что существуют различные подходы к проблеме нормы. Так, в настоящее время в психиатрии и психологии выделяют статистический, адаптационный, психопатологический, культурологически- релятивистский и гуманитарный (гуманистический) подходы [1]. Г. Ф. Келли в своей книге Основы сексологии [2] указывает на существование статистической нормы, нормы сточки зрения экспертов, нормы сточки зрения морали и нормы как континуума. Также выделяют возрастные и индивидуальные нормы [3]. Существуют и различные так называемые нормоцентрические подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на «норму-точку» например, нормальная температура тела человека — 36,6°), тов социальных науках норма — это интервал, оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень. Я. И. Гилинский определяет социальную норму как исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру. допустимого поведения [4]. Усилия по внедрению в общественное сознание представления о том, что гомосексуализм должен быть отнесен к норме, часто оперируют привлечением внимания к факту широкого распространения гомосексуальных отношений в ряде культур. Так, Р. Крукс, К. Баур [5] сообщают, что некоторые общества требуют, чтобы их члены участвовали в гомосексуальных действиях. В качестве примера приводится община Самбия (Sambia), которая проживает в горах Новой Гвинеи, все мужчины которой, начиная приблизительно с семилетнего возраста и до поздней юности (до двадцати лети даже позже, пока не женятся, совершают исключительно гомосексуальные действия. В основе этого лежит их уверенность в том, что неполовозрелый мальчик станет сильным воином и охотником, если до достижения своей половой зрелости будет выпивать как можно больше спермы уже половозрелых юношей. После достижения половой зрелости он больше не должен заниматься оральной стимуляцией полового члена других мальчиков. Однако он может получать эротическое удовольствие от фелляций, совершаемых мальчиками, которые еще не могут эякулировать, по отношению к нему самому. В период, когда молодые люди данной общины имеют регламентированные гомосексуальные контакты, им запрещено смотреть на женщин или трогать их. Это табу. По мере приближения к браку эротические фантазии о женщинах у этих молодых людей становятся все более частыми и сильными. В течение первых недель брака они практикуют со своими женами только фелляцию, но вскоре начинают включать в свою гетеросексуальную активность и обычные половые акты. После вступления в брак гомосексуальные контакты навсегда прекращаются, и они испытывают сильное сексуальное влечение к женщинам [6]. Характеризуя традицию, существующую в данной общине, Ф. М. Мондимор [7] указывает на тот факт, что детей мужского пола забирали у матерей в допубертатном возрасте (приблизительно в восемь лет, чтобы жить с молодыми мужчинами. Он отмечает, что Самбия были убеждены, что мальчик не созреет физически и не будет способен к выполнению репродуктивной функции до тех пор, пока ему не будет привито семя зрелого мужчины. Семя для них является эссенцией мужественности, без которой мальчик остался бы маленькими слабым. Мальчики и подростки выполняли правила и ритуалы, которые должны были привести их к полному освобождению от вредоносной женской эссенции, переданной им матерями, и, таким образом, очистить их тела. Самбия верили, что только принятие мальчиком семени зрелого мужчины на протяжении нескольких лет приводит к формированию как вторичных половых признаков (появление волос на лице, развитие мужской мускульной массы, таки мужских черт характера и темперамента (мужественность, агрессивность и т.п.). После вступления в брак молодой мужчина в течение нескольких месяцев жил в холостяцком доме и имел сексуальную близость как со своей женой, таки с представителями мужского пола. Затем, как отмечалось нами выше, его сексуальная активность становилась исключительно гетеросексуальной. Хотя племя Самбия, отмечает цитируемый автор, было изучено наиболее полно, эти виды инициации описывались и у других меланезийских народов Новой Гвинеи. Все они разделяли убеждение, что привитие семени имеет существенное значение для маскулинизации. Этот тип узаконенных сексуальных отношений мужчины с мужчиной был назван межпоколенческой гомосексуальностью, а также преходящей бисексуальностью (J. Money, 1988), так как, достигнув зрелости, каждый мужчина проявляет гомосексуальность только временно и по своей половой ориентации является преимущественно гетеросексуалом. Эта форма гомосексуальности — временная модель поведения, от которой отказываются в установленные данной культурой сроки. В некоторых племенах практикуется орально-генитальный секс, в других — анально-генитальный по 7]. Следует отметить, что исчерпывающие описания нравов и обычаев Самбия, свидетельтсвующие о превращении гомосексуализма в важный социальный институт, были сделаны антропологом Гилбертом Хердтом (G. Herdt, 1987), который в х гг. провел несколько лет в Новой Гвинее в племени, которое именно ими было названо Самбия по 7]. Таким образом, в основе принудительных гомосексуальных отношений данной общины лежит миф о том, что неполовозрелый мальчик может полноценно развиться, стать сильным воином и охотником, а также будет способен к выполнению репродуктивной функции только в том случае, если до достижения своей половой зрелости будет выпивать как можно больше спермы половозрелых юношей. И. С. Кон [8, с. 114], характеризуя формы гомосексуальных контактов у примитивных народов, в том числе связанные с инициацией, сообщает Способы осеменения мальчиков у разных племен различны (Keesing, 1982). У самбия, эторо, баруйя, чечаи и куксов это оральный контакт, фелляция. У калули восточный берег Новой Гвинеи) вместо орального осеменения практикуется анальное. Мужчины племени онабасулу мастурбируют, а затем размазывают собранное семя по телу инициируемого мальчика. Маринданим практикуют анальные контакты, но для ритуальных целей используют также семя, полученное в половом акте с женщиной. У племени кимам новичков сначала коллективно анально оплодотворяют старшие подростки или молодые мужчины под руководством старшего наставника. Затем семя заслуженных взрослых воинов, собранное при ритуализованном коллективном прерванном половом акте с женщинами, втирается в сделанные на коже новичка надрезы. После этой процедуры мальчика подбрасывают вверх. Если он, как кошка, приземляется на ноги — все в порядке, он достаточно силен. Если же падает на колени или на спину, втирание повторяют. Кроме того, мальчику дают семя седой и питьем. У. Мастерс, В, Джонсон, В. Колодни [9] сообщают о традиции африканской народности азанде до ее покорения Британией (ЕЕ. Еvапs-Ргitсhагd, 1970, 1971). Так как один мужчина мог иметь более одной жены, то у азанде было мало свободных женщин. Поэтому некоторые мужчины для сексуального удовлетворения занимались мастурбацией (что не считалось позорным) или брали себе в жены мальчиков в возрасте 12-20 лет. К гомосексуальным отношениям в основном относились как к вынужденной замене гетеросексуальных. Мужской гомосексуализм рассматривался лишь как способ, позволяющий снять сексуальное напряжение. Интересен материал, касающийся мотивации однополых отношений в Древней Греции [10,11]. Так, сообщается, что у греков было позором для юношей, если они не имели любовников, о чем говорил Цицерон. Мужчина же без такого подопечного считался избегающим выполнения своего мужского долга. Взаимоотношения юношей со взрослыми мужчинами напоминает некий обряд инициализации у народов Океании, в соответствии с которым мальчику нужен проводник в мир взрослой жизни. Зрелый мужчина, находящийся в сексуальных отношениях с мальчиком, брал на себя ответственность за его нравственное и интеллектуальное развитие. Относясь к нему с добротой, он должен был воспитывать в своем возлюбленном требуемое обществом нравственное совершенство, знакомить его с мужскими качествами и гражданскими обязанностями. Отмечается, что педофилия и педерастия были для греков главной частью интеллектуального, духовного и физического становления и совершенствования молодого мужчины. Государственным идеалом была гармония души и тела в юноше. Наиболее простыми естественным способом 12 См. Приложение 3 приблизиться к этому идеалу была любовь к мальчикам, к воспитуемым [11]. Гомосексуальные отношения в Древней Греции имели место ив армии. Более того, общество даже поощряло наличие любви между военными. Это было связано с убеждением, что любовные отношения между ними способствуют тому, что они будут лучше сражаться, выручать друг друга, а на глазах у своих возлюбленных не посмеют бросить поле боя. Часто таки происходило. Известен один фиванский отряд, который целиком состоял из любовных пар [10]. В воинственной Спарте право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены, и единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Каждый достойный мальчик в возрасте от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста. Воинская слава последнего распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, и добрую славу, и бесчестье мальчиков разделяли сними их возлюбленные. В отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, который уклонялся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле [12]. В анализируемых случаях речь идет либо о взрослом мужчине, который необходим для полноценного развития юноши (с этой мотивацией мы уже встречались, либо о пользе, которую может принести сексуальная связь между воинами на поле брани. Думается, что такие нравы не могут являться примером для подражания современниками, так как полноценное воспитание и развитие, а также верность воинскому долгу могут формироваться с помощью других средств и методов, которые, к тому же, исключают развитие и фиксацию нарушений психосексуальной ориентации по полу объекта влечения. Возникает вполне закономерный вопрос могут ли и должны ли нравы и обычаи других народов и культур, базирующиеся на мифах и ложных убеждениях, служить ориентиром для наших цивилизованных современников. Ответ на этот вопрос абсолютно однозначен. В связи с обсуждаемой проблемой представляет интерес мнение Е. А. Кащенко [13, с. 158], который в своей книге Сексуальная культура военнослужащих отмечает нельзя забывать о том, что в войсках на первое место выносятся интересы боевой готовности и дисциплины, обусловленные воинскими законами, уставами, предписаниями. Гарантий же того, что лояльность к гомосексуальным проявлениям среди военнослужащих станет положительным фактором повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины, не даст никто. Скорее, наоборот, так как смех, шутки, порой и издевательства преследуют гомосексуалистов в армии и на флоте (особенно пассивных. И, зная такое к себе отношение, они не стремятся к призыву в вооруженные силы РФ. Также при анализе сексуальных отношений в Древней Греции обращает на себя внимание следующее обстоятельство, мотивирующее однополые связи. Сообщается, что гармония достигалась благодаря слиянию духа и тела, но это было возможно только между лицами мужского пола как равными, так как женщина для грека, независимо от ее возраста и социального положения, была существом презренными неразумным. Она была всего лишь гиной (gyne) — маткой, сосудом для вынашивания детей. Она жила в гиникее, представляющей собою отдельную часть дома, куда зазорно было заходить мужчинам. Брак же считался обязательством перед богами, его целью было деторождение и правонаследие, которое в те времена осуществлялось по отцовской линии. Если в Спарте брак был обязанностью и перед законом, тов Афинах еще Солон отказался ввести такие законы, так как считал, что женщина не должна быть грузом в жизни мужчины. К супружеской неверности со стороны мужчин относились весьма спокойно [11]. В основе гомосексуального поведения в других культурах могли быть и другие установки, базирующиеся на заблуждениях, которые носили устойчивый характер. Так, ритуальные гомосексуальные контакты в религиозном контексте, представлявшие собой идолопоклоннические действия, существовали у древних народов Средиземноморья, у древних сирийцев, хеттов, шумеров. Речь идет о половом акте с мужчинами, занимавшимися храмовой проституцией, что было элементом культа некоторых божеств, сопоставимым с жертвоприношением животных или курением ладана. Однако следует понимать то, что в одних культурах может считаться вполне обычным (например, так называемые институциональные формы гомосексуальных отношений, в других таковым не является. В Украине, России, Беларуси и других современных государствах отсутствует база для таких культурально и институционально закрепленных отношений между представителями одного пола. После распада СССР в славянских республиках начала усиливаться тяга к исконной для них христианской вере в ее традиционных вариантах (православие, католичество, а отношение к однополым связям православной и католической церквей, которые, наряду с ортодоксальным иудаизмом, стали объектом критики тех, кто борется за нормализацию гомосексуализма в постсоветских славянских государствах, вполне определенное. В этих государствах достаточно широкое распространение получили протестантские христианские конфессии. Однако даже в США, где государством легитимизируется очень высокий уровень терпимости к гомосексуальности, преобладающее большинство протестантских верующих выступают против предоставления гомосексуальным парам официального права на брак [14]. Анализируя данную проблему, профессора МН. Кузнецов, В. Ю. Троицкий, А. А. Прозоров [15] отмечают, что гомосексуализм или отдельные его проявления существуют в качестве культурологической нормы у самых отсталых племен, которые продолжают придерживаться некоторых диких языческих обрядов. Данный культурологический архетип действительно представлен в ряде примитивных культур некоторых племен Азии, Африки и Америки, но он совершенно чужд для региона европейской цивилизации, мусульманской цивилизации, традиционного иудаизма, основных цивилизаций Востока. В аспекте проводимого обсуждения целесообразно привести данные, сообщаемые И. С. Коном [12]. Он отмечает, что современные историки спорят, в частности, о причинах возникновения гомосексуализма в Древней Греции. Среди них называют общие свойства мужских союзов, которые нуждаются в поддержании групповой солидарности и соответствующем воспитании мальчиков, особенности полового и сексуального символизма (одухотворение путем осеменения, усилия по снижению рождаемости и борьбу с перенаселением Аристотель писал, что критский законодатель в целях отделения женщин от мужчин, чтобы не рожали много детей, ввел сожительство мужчин с мужчинами. Некоторые рассматривают педерастию как особый институт социализации юношества ив качестве средства эмоциональной разрядки, обусловленной конкуренцией мужчин-сверстников. Обсуждая названные причины, лежавшие в основе гомосексуальных отношений, применительно к нашему времени ив частности, к таким государствам, как Украина, Россия и Беларусь, часть из которых нами уже была охарактеризована, следует указать, что нет никаких оснований для заимствования обусловленных культурой поведенческих древнегреческих стандартов. Существуют другие пути эмоциональной разрядки, потребность в которой связана с конкуренцией мужчин-сверстников, а о необходимости борьбы с перенаселением во многих государствах, в том числе в Украине и России, при наличии такой значимой демографической проблемы, как снижение численности населения, говорить вообще не приходится. Так, например, сообщается, что Россия находится на предпоследнем месте в мире по коэффициенту естественного прироста населения (-0,6%), следуя за Украиной (-0,8%). Согласно прогнозам WPDS (World Population Data Sheet), кг. население РФ сократится нас до 119 млн. чел. По оценкам ООН, этот показатель еще ниже — 112 млн. чел. [16]. Все исследователи истории сексуальных культур отмечают, что при наличии гомосексуального института по истечении известного регламентированного периода времени подавляющее большинство мужчин переходили в основном на гетеросексуальные отношения (например, мужчины общины Самбия и Древней Греции. Однако всегда были представители мужского пола, которые все же предпочитали гомосексуальные отношения. Это является критерием, позволяющим отличить биологически детерминированную или, по меньшей мере, прочно условно рефлекторно зафиксированную гомосексуальность от гомосексуальных отношений, обусловленных культурой. В публикации, размещенной на одном из гей-сайтов, сообщается о широко распространенном представлении, что сточки зрения эволюции существование гомосексуальности не имеет смысла, так как однополые отношения не ведут к деторождению [17]. Однако существует и иное мнение, согласно которому существование гомосексуалов увеличивает шансы на выживание популяции в целом. Это связывают стем, что они могут заботиться о других, внося свой вклад в сохранение общества. Ряд специалистов по эволюции человека считают, что бездетные гомосексуалы могут прилагать дополнительные усилия для воспитания своих ближайших родственников, например, племянниц и племянников. Это повышает шансы таких детей на выживание и рождение собственных детей в будущем. Таким образом, семьи, в которых есть гомосексуальные родственники, получают эволюционное преимущество. Идея о том, что геи и лесбиянки играли важную роль в выживании человеческих сообществ, помогая своему роду, называется гипотезой родового отбора. Новое исследование было проведено канадскими учеными на Самоа, где еще сохранилась древняя культура. Самоа — островное государство в южной части Тихого океана, состоящее из группы островов в Океании. У этого народа мужчины, практикующие секс с мужчинами, известны как фа’афинес. Они не преследуются в обществе и являются привилегированной социальной группой. Опросив их, ученые выяснили, что, в отличие от гетеросексуальных мужчин, они прикладывают большие усилия для воспитания своих племянниц и племянников. Они часто присматривают за детьми, покупают им игрушки, учат их, занимаются сними искусством и музыкой, оплачивают расходы на их лечение и образование. Подчеркивается, что это первое исследование, которое подтверждает гипотезу родового отбора. Однако исследования, проведенные в современных западных странах, где родовые связи и расширенные семьи уже не играют большой роли, а геи и лесбиянки часто отвергаются родственниками, не выявили такой положительной функции гомосексуалов. Противники гипотезы родового отбора утверждают, что поданным исследований гомосексуалы не оказывают большой поддержки своим семьям [17]. Для оценки представленных выше данных должен быть применен культурологически-релятивистский подход к проблеме нормы, согласно которому нормальное — то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Границы между нормой и ненормой динамичны, поэтому вопрос о норме и ненорме должен решаться здесь и сейчас [1]. Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в современных цивилизованных государствах гомосексуальные связи не соответствуют представлению о норме. Это, в частности, подтверждает проведенный нами анализ отношения к ним в постсоветских России и Украине [18-20]. Помимо этого, следует еще раз подчеркнуть, что сексуальные стереотипы древних и современных примитивных культур, где однополые отношения базировались/базируются на мифах и ложных убеждениях, не могут и не должны служить ориентиром для наших цивилизованных современников. Список литературы 1. Проблема психической нормы // http://kluverpsy- cho.narod.ru/norma.html 2. Келли Г. Ф. Основы современной сексологии. — СПб.: Издательство Питер, 2000. — 896 с. 3. Курс лекций по валеологии. Тема 1. Валеология — наука о здоровье. Основные понятия науки. 1.2. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии // http://koi.www.uic.tula.ru/school/valeo/t_l.html 4. Особенности девиантного поведения подростков // http://revolution.allbest.ru/psychology/00008734_0.html 5. Крукс Р, Баур К. Сексуальность. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. — 480 с. 6. Stoller R„ Herdt G. Theories and origins of male homosexuality. A cross-cultural look // Achives of general psychiatry. — 1985. — Vol. 42., No. 4. — P. 399-404. 7. Мондимор Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история/Пер. с англ. — Екатеринбург У-Фактория, 2002. — 333 с. 8. Кон И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. — е изд, перераб. и доп. — М Астрель: ACT, 2006. — 574 с. 9. Мастерс У, Джонсон В, Колодни Р. Основы сексологии / Перс англ. — М Мир, 1998. — 692 с. 10. Древняя Греция // gay-history.narod.ru/6.html 11. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Перс англ. — М ЗАО Центрполиграф, 2003. — 430 с. 12. Кон И. С. Любовь небесного цвета. — СПб.: Продолжение жизни, 2001. — 384 с. 13. Кащенко Е. А. Сексуальная культура военнослужащих. — М Едиториал УРСС, 2003. — 272 с. 14. Кочарян ГС. Гомосексуальные отношения и современная Америка // Здоровье мужчины. — 2007. — №4(23). — С. 85-94. 15. Кузнецов М. H., Троицкий В. Ю, Прозоров А. А. // Главный пропагандист гомосексуализма в России // http://www.enikeeva.ru/press/Politic/kon.htm 16. Всемирный банк России нужен миллион иммигрантов. 1.11.2005 // http://www.rambler.ru/db/news/msg. html? mid=6799169&s=6 17. Радужныеновости. 12февраля2008года.Гомосексуальность важна сточки зрения эволюции, выяснили ученые // http://www.gay.ru/news/rainbow/2008/ 02/12- 12225.htm 18. Кочарян ГС. Современная сексология. — К Ника-Центр, 2007. — 400 с. 19. Кочарян ГС. Гомосексуальные отношения и общество. Сообщение 2. Взгляды на гомосексуальность в постсоветской России // Медицинская психология. — 2007. — Т. 2, №4. — С. 65-75. 20. Кочарян ГС. Гомосексуальные отношения и общество. Сообщение 3. Взгляды на гомосексуальность в постсоветской Украине // Медицинская психология. — 2008. — Т. 3, № 1. — С. 60-72. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отношение к гомосексуальным контактам в современном цивилизованном мире весьма неоднозначное. Его диапазон — от полного неприятия (вплоть до уголовного наказания) до легитимизации различных форм однополых отношений, включая гомосексуальные браки, а также предоставления однополым партнерам, юридически оформившим свои отношения, права усыновлять и воспитывать детей. Изменение взглядов на гомосексуальные связи нашло свое отражение в последних медицинских классификациях, в которых сама по себе гомосексуальная ориентация не представлена в качестве патологии. Это отражается в высказываниях врачей, многие из которых подчас оказываются в весьма затруднительном положении, так как установки, вытекающие из последних медицинских классификаций, резко контрастируют сих собственными убеждениями. Некоторые либерально настроенные по отношению к однополым сексуальным отношениям люди, включая специалистов в области сексологии, говорят о том, что гомосексуализм не является патологией, однако его не следует пропагандировать. В связи с этим возникает вопрос А почему не стоит так поступать Ведь в случае признания гомосексуальных отношений нормальными, они с полным основанием могут пропагандироваться наравне с гетеросексуальными. Очевидно, что названная точка зрения является своеобразным компромиссом между неприятием гомосексуализма как нормы и стремлением соответствовать установкам МКБ-10. По нашему мнению (характеризуются случаи, когда гомосексуализм не является синдромом какой-либо другой патологии или кратковременным транзиторным феноменом, а также когда подчас даже достаточно долго имеющие место гомосексуальные контакты не вызваны влечением к одноименному полу и обусловлены мотивацией, не имеющей к этому никакого отношения, гомосексуализм представляет собой нарушение психосексуальной ориентации по полу объекта, врожденную и/или приобретенную аномалию/расстройство полового влечения, нарушение программы воспроизведения человеческого рода. Под врожденными вариантами данной патологии мы подразумеваем такие, которые обусловлены наличием существующих еще в антенатальном периоде биологических искажений, приводящих в последующем к развитию гомосексуальной ориентации. Разумеется, такая патология не является эквивалентной аномалиям, выявляющимся уже при рождении и с возрастом практически не претерпевающим никакой динамики. Примерами подобных аномалий в соматической сфере могут быть полидактилия и врожденная цветовая слепота. Неправильно было бы применять против гомосексуалов меры карательного характера, если они насильно не принуждают других (взрослых и детей) к однополой любви. Ведь ни у одного человека (в том числе и у врача) не возникнет мысль помещать в тюрьму людей с любой другой патологией, если они не совершают действий, приносящих ущерб людям и государству. Следует отметить, что одним из ключевых моментов, который пытаются использовать для доказательства того, что гомосексуализм не является патологией, служит тот факт, что гетеросексуальные контакты далеко не всегда ведут к деторождению, часто выполняя только функцию наслаждения, которая реализуется и при гомосексуальных контактах. В этой связи, в частности, проводится сопоставление между гетеросексуальными контактами с использованием контрацептивов и однополыми контактами. Ните, ни другие не ведут к деторождению. Однако не следует забывать о том, что если гетеросексуальные контакты предполагают возможность зачатия, то гомосексуальные полностью его исключают. Данное обстоятельство, в частности, является причиной того, что только каждый десятый американский гей является отцом [1]. В продолжение обсуждения отношения к гомосексуализму необходимо подчеркнуть, что терпимость по отношению к нему, базирующаяся на понимании этого явления и приятии его как данности, не должна переходить границы, за которой названная патология в представлении людей по закону перехода количественных изменений в качественные вдруг окажется нормой. Соблюдение определенных рамок терпимости необходимо и для того, чтобы чрезмерный либерализм не привел к тому, что лица с ориентацией, о которой идет речь, начинают убеждать окружающих в абсолютной нормальности однополой любви. Не следует также недооценивать и влияние социальных и психологических факторов. В этой связи следует подчеркнуть, что люди с определенными взглядами и образом жизни всегда стремятся к их распространению. Иногда это выражается в очень жесткой форме. Так, в редакционной статье российской газеты сексуальных меньшинств Тема (1991, №3-4) откровенно отмечается следующее Наше общество — гетеросексуальное. Ребенок с детства воспитывается гетеросексуальным, ему навязываются гетеросексуальные идеи. Навязывание этих стереотипов — чудовищно. С властями не церемоньтесь, — рекомендует зарубежный деятель гей-движения Ноэль Грейг (Тема, 1992, № 1). Мы заслужим свою свободу шоком, борьбой, не щадя нервы гетеросексуалов», — обещает передовая «Coming out» состоялся (Тема, 1991, №3-4) по 2]. По нашему мнению, идея терпимости по отношению к гомосексуалам и принятия гомосексуальности как объективно существующей реальности не должна уступать место идее, что гомосексуализм является нормой Высказывание типа Гомосексуализм имеет право на существование, которое следует считать справедливым, не доказывает того, что он может и должен быть причислен к норме. Аналогичные высказывания могут быть сделаны ив отношении любой другой существующей патологии, так как она, также, как и гомосексуализм, имеет место у определенного процента лиц вне зависимости оттого, хотим мы этого или нет. В связи с этим небезынтересно привести данные опубликованного в 1993 г. отчета многопланового изучения сексуального поведения в США, согласно которому гомосексуалами среди 1333 опрошенных мужчин считали себя 4% лица среди 1411 опрошенных женщин — 2% [3]. Изменение отношения к гомосексуализму, а именно стремление к его депатологизации, которое нашло отражение в последних медицинских классификациях, следует рассматривать как процесс, который игнорирует биологический компонент нормы и опирается на определенный социальный заказ, направленный на уравнивание гетеро- и гомосексуальной ориентаций (будто бы являющихся лишь различными нормативными вариантами полового влечения) в русле демократизации/гуманизации общества, представляя собой ее (демократизации/гуманизации) издержки. О существующем социальном заказе, в частности, говорит характер некоторых исследований, якобы свидетельствующих о превосходстве гомосексуалов над гетеросексуалами по ряду характеристик. Так, известный российский социолог И. С. Кон [4], основываясь на данных литературы, в статье О нормализации гомосексуальности» сообщает, что хотя данные на этот счет фрагментарны и не всегда сопоставимы, уровень образования и дохода геев и лесбиянок нередко выше среднестатистического. Поданным национальной переписи США 1990 г, 13% совместно живущих геев имели образование выше колледжа, а 23,7% окончили колледжу женатых гетеросексуальных мужчин соответствующие цифры — 10,3% и 17%. Кроме того, гомосексуалы значительно реже нарушают закон. Районы, в которых предпочитают селиться люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ничем не напоминают прежние гетто нередко недвижимость в них стоит дороже, чем по соседству. Поданным опроса 15 тыс. европейцев, проведенного известной гамбургской аналитической службой ЕМЫГО, геи и бисексуалы лучше образованы и имеют более высокую академическую успеваемость. Европейские геи тратят больше денег на путешествия, больше увлекаются музыкой и литературой, а также проводят на 10% больше времени в интернете. Далее цитируемый автор отмечает, что в некоторых видах творческого труда, особенно связанных с искусством, они даже статистически «перепредставлены». Приведенные данные нуждаются в обсуждении и вызывают ряд вопросов. Во-первых, они резко отличаются от сведений, представленных в работах прошлых лет, в которых геи подавались исключительно в негативных красках психопатологический, поведенческий и социальный аспекты. Часто это было связано стем, что исследовались только люди, находившиеся в местах лишения свободы или состоявшие под наблюдением психиатров. Таким образом, по- видимому, речь идет о крайностях, так как более ранние публикации также обслуживали социальный заказ, который был диаметрально противоположен нынешнему. Тем не менее не вызывает сомнения тот факт, что исключение гомосексуализма из категории психических расстройств, приведшее к улучшению отношения к гомосексуалам в обществе, вполне естественно способствовало уменьшению негативной самооценки лиц с однополой сексуальной ориентацией, приводящей к возникновению у них различных психологических проблем и других (помимо гомосексуализма) психических расстройств. Во-вторых, следует обсудить вопрос о том, почему, как отмечалось выше, европейские геи больше времени проводят в интернете и больше денег тратят на путешествия. Не связано ли это стем, что посредством интернета они часто осуществляют поиск партнеров, меньше обременены семейными заботами, уходом за детьми, необходимостью уделять им определенное время и обеспечивать их материально В случаях затруднений сексуальной реализации, обусловленных сексуальными дисфункциями, как показали наши исследования [5-8], у мужчин наблюдаются различные изменения поведения, которые могут, в частности, проявляться возникновением новых увлечений или активизацией старых, уходом в работу, появлением или интенсификацией научных и культурных интересов. В целом данный паттерн поведения был назван нами Сублимация и феноменологически близкие ей трансформации поведения. Несомненно, что лица с гомосексуальной ориентацией часто испытывают значительные затруднения в реализации своего полового влечения, что может приводить к изменениям их поведения, обусловленным сублимацией, проявляющимся, в частности, творческими увлечениями. Называются и другие причины, активизирующие учебу и стимулирующие интеллектуальное развитие геев. Так, И. С. Кон [9] отмечает, что по многим психологическим тестами особенно по направленности интересов) геи больше похожи на женщин, чем на гетеросексуальных мужчин. Особенно сильно это проявляется в детстве. Школьные отметки гомосексуальных мальчиков, как правило, выше среднего уровня. Также называют следующий дополнительный стимул к учебе и интеллектуальному развитию маленьких геев. Он заключается в том, что из-за невозможности преуспеть в типичной мальчишеской деятельности, соревновательных играх и спорте их самореализация идет по другому пути. Однако отмечается, что так поступают не только геи, но и многие другие будущие интеллектуалы. В связи с этим подчеркивается, что считать всех геев интеллектуалами также нелепо, как и подозревать всех интеллектуалов в гомосексуальности [9]. При оценке результатов исследований, в которых отмечаются преимущества гомосексуалов над гетеросексуалами, всегда следует тщательно анализировать их доказательность, учитывать наличие личной или групповой заинтересованности исследователя/исследователей, а также определенной установки, что в значительной степени может отразиться на дизайне исследования, повлиять на его результаты и их интерпретацию. Часто спрашивают, а чем же болен гомосексуал? В связи с этим следует подчеркнуть, что мы не обсуждаем причины тех психических расстройств, которые обусловлены непростой жизнью гомосексуала в гетеросексуальном обществе и/или переживаниями, связанными сего неприятием собственной сексуальной ориентации. Речь идет о самой этой ориентации. В ряде случаев для того чтобы отнести гомосексуалов к психически здоровым людям, в пример приводят тех из них, которые принимают свою сексуальную ориентацию, неплохо адаптированы и не страдают какими-либо иными психическими расстройствами. Однако необходимо отметить, что гомосексуализм сам по себе является психической патологией (патологией влечения. В этой связи целесообразно, сделав исторический экскурс, привести мнение известных французских психиатров Филиппа Пинеля (1745-1826) и Жана Этьена Доминика Эсквироля (1772-1840), которые считали, что безумие может быть не только общим, но и частичным, поражающим только одну психическую функцию. Одной из таких «мономаний», по их мнению, является извращение полового чувства по 9]. Следует отметить, что в связи с попыткой обосновать и оправдать депатологизацию гомосексуализма, можно встретить два термина диагностическая дипломатия и «политкорректность» (диагноза, которые подсказывают, каким образом патология может быть превращена в норму. Таким образом, абстрагируясь от социального аспекта рассматриваемой проблемы, следует отметить, что с медицинской/медико-биологической точки зрения гомосексуальность нельзя считать нормой. Наше мнение разделяют ряд известных сексологов (профессоров) Украины и России (В. В. Кришталь, ГС Васильченко, А. М. Свядощ, С. С. Либих, А. А. Ткаченко), а также известный украинский психиатр профессор НИ. Стрельцова. Это позиция кафедры сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования М Украины и Федерального научно- методического центра медицинской сексологии и сексопатологии (Россия, Москва, где считают, что нормой является гетеросексуальность, а гомосексуальность относят к расстройствам сексуального предпочтения (парафилиям) [8, 10]. Следовательно, медицинская нормализация гомосексуализма, которая, несомненно, имеет политическую и гуманистическую подоплеку, научно необоснована, так как игнорирует биологический компонент нормы. Тем не менее, это не исключает необходимости противодействовать гомофобным установками проявлениям (страху перед гомосексуальностью и ненавистью к ее носителям, что будет препятствовать развитию у гомосексуалов других психических расстройств и способствовать их социальной адаптации. Список литературы 1. Troiden R. R. The formation of homosexual identities // JH. — 1989. — Vol. 17, № 1/2/3/4. — P. 43-74. 2. Севастьянов А. Агрессивное меньшинство // Наш современник. — № 2.—nash-sovremennik.ru/p.php?y=2001&n=28rid=4 3. Janus S. S., Janus C. L. The Janus Report on Sexual Behavior. — New-York, Chichester, Brisbane, Toronto, Singapore: John Wiley & Sons, Inc., 1993. — 430 p. 4. Кон И. СО нормализации гомосексуальности // Сексология и сексопатология. — 2003. — №2. — С. 2-12. 5. Kocharyan G. S. Fear of sexual failure in males and their behavior changes // International Journal of Psychology: Abstracts of the XXVII International Congress of Psychology. — Montreal, Canada, 16-24 August 1996. — 1996. — Vol. 31, Issues 3 and 4. — P. 116. 6. Кочарян ГС. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи у мужчин и его лечение. — Харьков Основа, 1995. — 279 с. 7. Кочарян ГС. Сексуальные дисфункции и трансформации поведения. — Харьков Академия сексологических исследований, 2000. — 81 с. 8. Кочарян ГС. Современная сексология. — К Ника-Центр, 2007. — 400 с. 9. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М Олимп ООО Фирма Издательство АСТ», 1998. — 496 с. 10. Кочарян ГС. Нормализация гомосексуализма как медико-социальная проблема // Независимый психиатрический журнал. — 2006. — №4. — С. 28-36. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 РЕШЕТКА СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КЛАЙНА 13 Американским сексологом Ф. Клайном (F Klein) выработана целая система параметров, изучение которых позволяет с большой степенью вероятности определить сексуальную ориентацию индивидуума. Система Клайна учитывает временной фактор, поскольку сексуальные предпочтения подвержены изменениям в течение времени. Клайном была создана так называемая решетка сексуальной ориентации (Sexual Orientation Grid), которая включает в себя семь автономных шкал. 1. Сексуальное влечение (гетеро/гомоэротизм): лица какого пола вас эротически возбуждают, привлекают в качестве потенциальных сексуальных партнеров 2. Сексуальное поведение (гетеро/гомосексуальность): каков пол ваших реальных сексуальных партнеров, с кем вы целовались, обнимались и совершали другие сексуальные действия 3. Сексуальные фантазии людей какого пола вы преимущественно воображаете в своих эротических мечтах и при мастурбации 4. Эмоциональные предпочтения (гетеро/гомофилия): с кем вы предпочитаете дружить, поддерживать интимные личные отношения, кому предпочитаете изливать душу 5. Социальные предпочтения (гетеро/гомосоциальность): с лицами какого пола вы предпочитаете общаться, совместно работать, проводить свободное время 6. Гетеро/гомосексуальный стиль жизни проводите ли вы свое свободное время преимущественно с людьми, которые считают себя гетеро-, гомо- или бисексуалами? 7. Самоидентификация как вы определяете свою сексуальную ориентацию, считаете ли вы себя гомо-, гетеро- или бисексуалом? Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных измерениях — в прошлом 13 Klein F. The need to view sexual orientation as a multivariable dynamic process: a theoretical perspective // McWhirter D. P., Sanders S. A., Reinisch J. M. (eds). Homosexuality/Heterosexualit y. Concepts of Sexual Orientation. — NY: Oxford University Press, 1990, p. 280. (по Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М Олимп ООО Фирма Издательство АСТ», 1998. - Слет назад, в настоящем (за последний год) ив идеальном, желательном будущем. Чтобы измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна и заполните каждую из 21 ячейки цифрами от 0 до 6. |