Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭВЕЛИН ХУКЕР И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

  • Медицинская практика гс. Кочарян греческая любовь москва 2009 удк 616. 89 Ббк 57. 05 К 75


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеМедицинская практика гс. Кочарян греческая любовь москва 2009 удк 616. 89 Ббк 57. 05 К 75
    Дата03.05.2022
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkniga_grecheskaja_ljubov.pdf
    ТипДокументы
    #509813
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: НОРМА ИЛИ ПАТОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЬФРЕДА КИНСИ Для обоснования нормальности гомосексуальности очень часто обращаются к данным исследований A. Kinsey (А. Кинси) и его сотрудников, результаты которых отражены в книге «Sexual behavior in the human male» (Сексуальное поведение мужчины) [1], изданнной в США в 1948 г. В результате опроса мужчин авторы пришли к выводу о довольно широком распространении в этой стране гомосексуальных отношений. При проведении исследований использовалась разработанная А. Кинси семибальная шкала. Эта шкала — попытка измерить сексуальную ориентацию людей в континууме от нуля (исключительно гетеросексуальная ориентация) до шести (исключительно гомосексуальная ориентация. В соответствии с этой шкалой, обследованные подразделялись следующим образом 0 — исключительно гетеросексуал, 1 — преимущественно гетеросексуал, лишь изредка практикующий гомосексуальные контакты,
    2 — преимущественно гетеросексуал, но гомосексуальные контакты не очень редки, 3 — в равной степени практикует гетеросексуальные и гомосексуальные контакты, 4 — преимущественно гомосексуал, но гетеросексуальные контакты не очень редки, 5 — преимущественно гомосексуал, лишь изредка практикующий гетеросексуальные контакты, 6 — исключительно гомосексуалал [2]. Результаты проведенного исследования оказались следующими. Хотя бы один гомосексуальный контакт в своей жизни имели 48% опрошенных мужчин, причем
    37% из них испытали при этом оргазм, сопровождающийся семяизвержением. Между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов имели 25% мужчина в течение, по крайней мере, трех лет имели одинаковое число гомо- и гетеросексуальных контактов. 10% мужчин были более или менее исключительно гомосексуальны (те. соответствовали 5 или 6 баллам) в течение, по крайней мере, трех лет между 16 и 55 годами, а 4% были исключительно гомосексуальны на протяжении всей жизни, начиная с юности [1]. Обсуждая полученные данные, И. С. Кон [3] отмечает, что выборка Кинси не
    была статистически случайной и репрезентативной, так как среди его добровольных информаторов оказалось непропорционально много людей с разными сексуальными проблемами, включая гомосексуалов, что могло отразиться на его итоговых результатах. Некоторые его статистические приемы были несовершенны, однако главные споры шли вокруг интерпретации полученных данных. Высказываются и другие критические замечания в отношении проведенных исследований. Так, например, указывается, что они небыли репрезентативными для населения США в целом, несмотря на очень большие выборки (было опрошено 5300 мужчин. Это, в частности, связывают стем, что среди респондентов преобладали заключенные, выпускники колледжей и протестанты. Вместе стем старики, жители сельской местности и малообразованные люди были представлены в выборках слабо. Кроме того, в первоначальные публикации не вошли данные по представителям черной расы, потому что их было сравнительно мало (этот недостаток в 1979 г. исправили Гебхард и Джонсон) [4]. Ф. М. Мондимор [5, с. 124-125] также отмечает, что, к сожалению, А. Кинси не избежал ошибки, за которую он критиковал других, писавших о половом поведении. В стремлении снять клеймо с гомосексуальности, удалив пятно психопатии с людей, склонных к однополой любви, он утверждал, что выбор сексуальных партнеров был именно выбором и, конечно, не определялся индивидуальными особенностями личности. А. Кинси отвергал значение биологических факторов, особенно наследственности, и подчеркивал роль культуры и социализации в формировании гомосексуальной или гетеросексуальной модели удовлетворения. Кинси полагал, что выбор сексуального партнера определялся традицией, социальными запретами, возможностями и даже соображениями выгоды — интерпретация, которая не полностью подтверждалась собранными им данными. Автор подчеркивает, что такое представление об истоках гомосексуальности, возможно, привело бы его в наши дни в лагерь ученых-социологов, которые называют себя конструктивистами. Согласно их мнению, у людей имеет место неконцентрированное, ненаправленное половое влечение, которое в
    соответствующее рамкам культуры русло направляют обычай, моральные установки и другие социальные факторы. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что гомосексуальность может быть обусловлена влиянием биологических факторов, существующих еще до рождения ребенка. В связи с обсуждаемой нами проблемой, для определения частоты гомосексуальности необходимо определиться с самим этим понятием. Нужно отметить, что следует различать гомосексуальное поведение и гомосексуальное влечение. Также следует учитывать тот факт, что лица, которые испытывают гомосексуальное влечение, могут принимать его или нет. Человек, имеющий гомосексуальные отношения, вовсе необязательно испытывает гомосексуальное влечение, и наоборот. В качестве примера может быть приведено следующее наше клиническое наблюдение. Так, еще в период существования СССР к нам за лечебной помощью в связи с сексуальным расстройством (затруднения при гетеросексуальных контактах) обратился женатый молодой мужчина- гетеросексуал, который попутно рассказал, что периодически, с целью получения выгоды, предоставляет одному начальнику возможность осуществлять фелляцию своего пениса. Результатом этого, в частности, явилось то, что его не мобилизовали работать на ЧАЭС после произошедшей на ней аварии, а также получение его семьей государственной квартиры. Другой пример из нашей клинической практики касается молодой женщины, обратившейся в связи с сексуальными проблемами, которая намой вопрос о том, были ли у нее гомосексуальные контакты, отметила, что были с одной продвинутой женщиной, которая приехала из Москвы, хотя пациентка никогда не испытывала гомосексуального влечения (влияние моды, обусловленной воздействием СМИ. Есть люди, которые испытывают выраженное сексуальное влечение только к лицам одноименного пола, однако никогда в жизни не имели гомосексуальных контактов, кроме того, считают свое гомосексуальное влечение болезненными неприемлемым для себя. Тех из них, кто не принимает свое сексуальное влечение, называют эго-дистониками. Как отмечалось ранее, J. Nicolosi также называет их когда речь идет о мужчинах) гомосексуалами не-геями (non-gay homosexuals) [6].
    Другие лица принимают гомосексуальную направленность своего полового влечения (эго-синтоники). Если позволяют внешние условия, эти лица вступают в гомосексуальные отношения, так как не испытывают каких-либо интрапсихических ограничений. Следует особо подчеркнуть, что гомосексуалами нельзя считать тех, кто в силу тех или иных обстоятельств имел гомосексуальные контакты, ноу кого отсутствует влечение к лицам одноименного пола. Интерпретация полученных А. Кинси данных может быть неоднозначной. Это связано стем, что он главным образом устанавливал ненаправленность сексуального влечения, а частоту гетеро- и гомосексуальных контактов. По этой причине к гомосексуалам могли быть отнесены, например, лица с гетеросексуальной ориентацией, которые имели гомосексуальные контакты, обусловленные сексуальным экспериментированием или ситуационными факторами. Так, известно, что подростки с выраженным сексуальным влечением к лицам противоположного пола могут иногда иметь гомосексуальные контакты, которые сопряжены с эротическими представлениями гетеросексуального характера. Это бывает обусловлено лимитированным возрастом затруднением осуществления гетеросексуальных связей. Жаркие споры разразились вокруг пресловутых 10%. Как отмечалось нами выше, поданным отчета Кинси, десять процентов мужчин белой расы имели в большей или меньшей степени исключительно гомосексуальные отношения, те. соответствовали отметкам «5» или «6» на протяжении, по крайней мере, трех лет в период между 16 и 25 годами. Это вовсе не означает, что десять процентов взрослого мужского белого населения США является в большей или меньшей степени исключительно гомосексуально ориентированным. Ведь половое поведение неравнозначно половому влечению. Так, подросток, который разили два вступил в сексуальную связь с мужчиной, а в зрелости стал исключительно гетеросексуальным, за несколько лет до своего гетеросексуального контакта может получить 6 баллов по шкале Кинси [5]. С таким же успехом можно было бы считать страдающим никотинизмом человека, который когда-то выкурил несколько сигарет. Один из выводов, который можно сделать на основании исследований А. Кинси и его сотрудников, состоит в том, что 4% мужского
    белого населения США являются гомосексуалами. А. Кинси и его сотрудниками также изучалась сексуальная жизнь женщин опрошено 5940 человек. Результаты этой работы нашли отражение в книге
    «Sexual behavior in the human female» (Сексуальная жизнь женщин, которая была опубликована в 1953 г. [7]. Согласно приведенным данным, хотя бы однажды эротические чувства к другим женщинам испытали 25% представителей женского пола, а 19% женщин до 40 лет имели хотя бы один гомосексуальный контакт, в том числе 13% — с оргазмом. Исключительно гомосексуальная жизнь имела место только у 1% женщин. Ошибочная интерпретация данных A. Kinsey et al. [1], согласно которой 10% американских мужчин являются гомосексуалами, явилась мощным оружием в руках гей-сообщества. За этот процент ухватился Гарри Хей (Harry Hay) — отец движения за гражданские права гомосексуалов [9], когда он основал организацию
    «Mattachine Society», утверждающую, что гомосексуальность должна рассматриваться не как содомия, а как свойство меньшинства, составляющего 10% населения. Сегодня множество гомосексуальных активистов считают А. Кинси человеком, который сделал гомосексуальное движение возможным [9]. Д. Майерс [10] в связи с этим отмечает, что до недавнего времени популярная пресса допускала, что исключительно гомосексуально 10% людей. Однако более десятка национальных опросов, касающихся сексуальной ориентации которые были проведены в Европе и США и гарантировали анонимность респондентов, свидетельствуют о том, что более точная цифра — примерно 3 или 4% (для мужчин) и 1% (для женщин. В связи с этим небезынтересно повторно привести данные отчета многопланового изучения сексуального поведения в США, согласно которому гомосексуалами среди 1333 опрошенных мужчин считали себя
    4% лица среди 1411 опрошенных женщин — 2% [11]. Что касается большей распространенности гомосексуальных контактов (речь при этом не идет о гомосексуальной направленности полового влечения) по сравнению с существовавшим до проведения исследований А. Кинси представлением, то уместно привести следующее высказывание И. С. Кона [3, с.
    38]: Статистическая распространенность явления вовсе не доказывает его
    правильности. В каждом обществе есть преступность, уничтожить ее невозможно. Значит ли это, что общество должно отказаться от борьбы с ней, которая только и вводит преступность в определенные рамки Как писал, критикуя работу Кинзи, Ирвинг Бибер (Bieber et al., 1962, р. 304), большинство ньюйоркцев в определенное время года простужаются, и статистика позволяет прогнозировать частоту респираторных заболеваний. Тем не менее они остаются болезнями Не также ли обстоит дело с гомосексуальностью?» В качестве примера также может быть приведена распространенность расстройств личности, которые имеют место у 6-9% населения [12]. Однако это не является основанием для отнесения их к психической норме. В этом плане интересно привести данные о частоте сексуальных дисфункций. Недавно были опубликованы результаты масштабного исследования [13], в котором приняли участие 1410 мужчин и 1749 женщин в возрасте от 18 до 59 лет. Опрос респондентов проводили опытные интервьюеры. Демографические характеристики данной выборки позволяют считать ее репрезентативной [14] для популяции США. В результате этого исследования было установлено, что у 43% женщин и 31% мужчин имели место те или иные сексуальные дисфункции. Эти данные дают основание утверждать, что они распространены шире, чем тревожные расстройства, расстройства настроения и расстройства, которые связаны со злоупотреблением психоактивными веществами [15]. Однако, несмотря на столь высокую частоту сексуальных дисфункций, ни у кого не возникает соблазн отнести их к норме. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что мужская выборка А. Кинси не была ни случайной, ни репрезентативной. Поэтому можно сделать вывод, что частота выявленных им гомосексуальных контактов у мужчин, по всей видимости, значительно превышала их истинную распространенность, которая, в свою очередь, значительно больше процента лиц с гомосексуальным влечением
    (гомосексулов).

    ЭВЕЛИН ХУКЕР И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    Эвелин Хукер (Evelyn Hooker), девичья фамилия Гентрай (Gentry), родилась 2 сентября 1907 г. в небогатой фермерской семье в Норт-Платте (штат Небраска) и росла в штате Колорадо. Она жила в однокомнатном фермерском доме в Колорадо Плейнс вместе со своими восемью братьями и сестрами. Когда ей исполнилось 13, семья переехала в небольшой город Стерлинг (штат Колорадо.
    Эвелин была шестая из девяти детей. Мать поощряла Эвелин к получению образования. Степень бакалавра и мастера (магистра) в области психологии она получила, обучаясь в университете Колорадо (the University of Colorado). В 1932 г. Эвелин закончила докторантуру в университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) в Балтиморе (штат Мэриленд) и защитила степень доктора философии в области психологии (PhD in psychology). Рассказывая о своем детстве и юности, Эвелин Хукер сообщала Детство у меня было очень сложным. Мы прекрасно знали, что живем в бедной части города. К тому же я была очень высоким подростком, почти метр восемьдесят, ив то время в небольших школах не очень-то приветствовали девочек. В 1924 г, когда мне было 17, я решила учиться в Колорадском университете. Приехав в
    Болдер, я работала прислугой, убирала, готовила, потому что больше ничего неумела. Меня очень интересовала психология. Эта относительно новая в двадцатых годах дисциплина основывалась в основном на концепции бихевиоризма, учения о рефлексах у животных. Под руководством доктора Карла Мюнсингера я стала разбираться в положениях бихевиоризма, пытаясь доказать, что между стимулом и ответом на него есть душевная связь. Мюнсингер, читавший у нас курс патопсихологии, неожиданно предложил мне Почему бы тебе, Эвелин, не описать свой собственный случай Чем больше я об этом думала, тем больше понимала, что это поможет не только собственному осознанию себя, но и самой этой науки, что и заставило меня принять этот вызов. После получения диплома в Колорадо, я стала одной из одиннадцати женщин, поступивших в аспирантуру университета Джона Хопкинса. Я хотела пойти в

    Йель, ноне вышло. Заведующий кафедрой того университета решил, что женщинам в его заведении не место. Он сам был из Йеля, изучал вопрос, почему еноты моют свою еду. Думаю, единственный вывод, который он сделал для того, чтобы она была чистой. В общем, он сказал, что не может меня туда принять, и я пошла в университет Хопкинса, чему была очень рада, поскольку это место оказалось как раз по мне [16]. С 1939 г. по 1970 гс перерывом в один год) Эвелин Хукер преподавала психологию в Калифорнийском университете Лос-Анжелеса (University of
    California at Los Angeles; UCLA), где была профессором клинической психологии. Дважды была замужем. Первым ее мужем был писатель Донн Колдвелл/Колдуэлл
    (Donn Caldwell), за которого она вышла замуж в 1941 г. (наряду с этим указывается 1942 г. В 1947 г. (по другим данным в 1948 гони развелись. Вторым ее мужем стал англичанин Эдвард Хукер (Edward Hooker) — филологи профессор кафедры английского языка в UCLA, за которого она вышла замуж в
    1951 г. в Лондоне. Умерла Эвелин Хукер в своем доме в Санта-Монике Калифорния) в ноябре 1996 г. в возрасте 89 лета ее второй муж гораздо раньше
    — в январе 1957 г. (от сердечного приступа) [16-19]. Э. Хукер стала известной благодаря своим исследованиям по вопросам гомосексуальности. Об истории возникновения идеи проведения исследований она сообщает следующее Я преподавала в подготовительной группе, когда к нам поступил Сэм Фром (Sam From). Он был хрупкого сложения, невысокий. По окончании двух сессий я поняла, что он самый блестящий ученик в классе. Самый Вскоре он подошел ко мне поговорить после занятий, и я рассказала ему, что не езжу на машине, чтобы экономить бензин. Он решил подбросить меня домой после занятий и пригласил в гости. Когда он ушел, Дон повернулся ко мне и сказал Ты мне о нем столько рассказывала, но почему тыне сказала, что он голубой Я очень удивилась, взглянула на него испросила Откуда ты это знаешь Ты что, сума сошел Как это можно так просто увидеть Он ответил Ну, он, конечно, скрывает, но это же бросается в глаза. В 1943 году Сэм Фром познакомил меня со своими друзьями-геями, и я открыла для себя совершенно
    10
    Первый муж Эвелин Хукер.
    новый мир [16]. Вопреки сведениям, которые были представлены в медицинской литературе, гомосексуалы-мужчины, с которыми она познакомилась, не выглядели ни странными, ни больными. Постепенно у Хукер сложились доверительные дружеские отношения с этой компанией молодых геев, и однажды Сэмми сказал ей [20]: «Эвелина, мы показали вам себя и свою жизнь. Мы ничего не скрыли от вас. Вероятно, вызнаете о людях вроде нас, которые успешно живут в обществе и не нуждаются в психиатрической помощи, больше, чем любой другой психиатр или психолог в стране. Теперь ваш научный долг — изучить нас [3]. Следует отметить, что по своей основной профессии Э. Хукер была далека от изучения сексуальности, не было у нее и личных причин заниматься этой темой. В это время она занималась экспериментами с невротическими крысами и сочла просьбу нелепой, однако молодой человек настаивал на своем предложении. К принятию решения о необходимости проведения данного исследования ее подтолкнуло мнение коллеги — известного специалиста по тесту Роршаха, узнавшего об этом предложении. Он пришел в восторг «Эвелина, вы должны это сделать Он абсолютно прав Мы же ничего о них не знаем, мы знаем только больных [3]. Об отсутствии у Э. Хукер предварительного клинического опыта в области изучения поведения людей сообщают и другие авторы [5, 21]. Действительно, лишь очень немногие клиницисты имели возможность изучать таких гомосексуалов, которые никогда не прибегали к психологической помощи и не находились нив психбольницах, нив тюрьмах, ни на армейских гауптвахтах
    [3]. Э. Хукер в связи с этим отмечала, что в те времена гомосексуализм был связан стройной опасностью опасностью для тела, души и, что самое главное, он рассматривался полицией как преступление, а психиатрия считала его ментальным или эмоциональным расстройством [16]. Разумеется, что религиозные деятели считали его великим грехом. Я пришла к мнению, что очень многие из этих людей были великолепно адаптированы. Однако считалось, что тесты способны выявить их скрытые проблемы, не лежащие на поверхности. Людям, которые писали об этом в книгах и вообще что-то говорили о геях, не стоило особо доверять, потому что я видела, что никто из них на самом деле не
    изучал предмет, и они повторяли одни клише. Б 1952 г. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала первое руководство по диагностике психических заболеваний, в котором гомосексуальность определялась как социопатическое расстройство личности. Однако были и такие психологи, которые старались помочь гомосексуальным пациентам принять свою сексуальную ориентацию. Одним из них был Карл Роджерс [16]. Целью исследования Э. Хукер было доказать, что есть гомосексуалы, которые ничем не отличаются от психически здоровых гетеросексуальных мужчин, помимо своей сексуальной ориентации. План ее эксперимента был следующий 1) провести психологическую диагностику группы гомосексуалов и группы гетеросексуалов, используя некоторые психологические тесты 2) не предоставляя экспертам данных о сексуальной ориентации опрошенных попросить их интерпретировать эти тесты
    3) попросить экспертов, которые не будут осведомлены о сексуальной ориентации обследуемых, оценить их психологическое здоровье. Э. Хукер также предложила экспертам определить сексуальную ориентацию мужчин, опираясь лишь на результаты тестов [5]. Было отобрано 30 пар, состоящих из одного гомосексуала и одного гетеросексуала, которые были подобраны по возрасту, уровню интеллекта (IQ) и образования. Эти данные отражены в таблице 4.1 [22]. Э. Хукер хотела также, чтобы эти пары были подобраны и по другим параметрам, включая работу, но это оказалось невыполнимой задачей. Проект не был бы возможен без помощи гомосексуальной организации «Mattachine Society», целью которой является лучше интегрировать гомосексуалов в общество. Члены
    «Mattachine Society», основанного Чаком Роуландом, Гарри Хеем и другими для защиты прав геев, не только предоставили возможность обследовать себя, но также убедили своих друзей принять участие в данном исследовании. Чак
    Роуланд следующим образом описывает один изначальных этапов работы по отбору гомосексуальных кандидатов Впервые мы встретились водном из лекционных залов университета, там собралось довольно много людей, и Эвелин была очень рада. Помню, одним из первых был вопрос, кто из нас женат. Почти
    все подняли руки, поскольку мы знали, что тут собрались гомосексуалы, и что брак для нас — это гомосексуальный брак. Но она никогда не слышала об этом, решила, что мы говорим об обычном браке, и сказала Боюсь, что вы не подойдете для моего исследования. Нов результате все прояснилось [16]. Как отмечает Сатинофер, Гарри Хей был членом американской коммунистической партии, и гомосексуальное движение, источником которого были марксистские теории, пыталось убедить судебные и законодательные органы, такие как Американский Верховный суд, что гомосексуалы относятся к угнетаемому классу, права которого были растоптаны посредством иррационального предубеждения. Таким образом изначально закладывался политический контекст отношения к однополым связям. Э. Хукер отмечает Каждый гей, который приходил ко мне, рисковал своей карьерой, работой, репутацией, поскольку его могли выследить и узнать его тайну. Яне могла проводить исследования в университете, поскольку, кто бы ни пришел ко мне в офис, сразу бы разнес информацию о том, что тут происходит, по всему университету, и если бы кто-то просто зашел ко мне, его могли автоматически причислить к гомосексуалам. Мы решили, что лучшим местом для работы будет мой сад. Высокие деревья и кирпичная стена ограждали его от глаз любопытных, и человек чувствовал себя спокойно по 16]. Поскольку гетеросексуалы были рекрутированы главным образом с помощью общественных организаций (community organizations), и следовало сохранять анонимность, Э. Хукер не разглашала тот путь, которым они были получены
    [22].
    Гомосексуалы и, соответственно, гетеросексуалы, были в возрасте от 25 до 50 лет. Средний возраст гомосексуалов был 34,5 года, а гетеросексуалов — 36,6 года. Диапазон IQ, измеренного с помощью the Otis Self-Administering Tests of Rental
    Ability, был от 90 до 135 баллов. Средний балл для гомосексуальной группы составила для гетеросексуальной — 116,2 (табл. 4.1) [22].
    Таблица 4.1 Возраст, коэффициент интеллекта (IQ) и образование (O) в согласованных парах гомосексуалов и гетеросексуалов Согласованные пары
    Гомосексуалы
    Гетеросексуалы Номер Возраст
    IQ О Возраст
    IQ О
    1 42 105 12 41 105 12 2
    29 104 12 28 104 12 3
    29 109 9
    31 109 12 4
    34 120 16 30 123 16 5
    41 127 18 45 126 17 6
    33 127 16 32 129 16 7
    40 124 16 42 123 16 8
    33 124 16 36 122 16 9
    40 98 12 42 100 12 10 33 101 14 32 105 15 11 30 127 14 29 127 16 12 42 91 12 39 94 14 13 44 98 9
    44 100 12 14 36 114 16 36 117 16 15 33 120 14 34 120 16 16 40 106 12 44 107 12 17 37 116 12 34 113 14 18 36 127 16 36 127 16 19 35 103 12 37 101 11 20 26 133 18 27 133 18 21 33 124 13 36 122 16 22 32 123 12 39 120 12 23 26 123 16 29 133 16 24 26 123 16 29 133 16 25 41 135 16 39 119 16 26 28 114 16 35 112 13 27 27 118 13 48 119 13 28 27 110 14 48 113 16 29 57 95 14 46 100 12 30 26 124 14 30 129 12 Из обеих групп были исключены те, кто в это время лечился. Если при предварительном скрининге появлялось доказательство значительного расстройства, индивидуум устранялся (5 гетеросексуалов; 5 гомосексуалов). Усилия были направлены на то, чтобы обеспечить участие в исследовании чистых гомосексуалов, те. таких, у которых не было гетеросексуального опыта. Однако было 3 исключения. Эти три субъекта не имели больше трех
    гетеросексуальных опытов и идентифицировали себя как гомосексуалы в паттернах своего желания и поведения. Гетеросексуальная группа была исключительно гетеросексуальной вне подросткового периода (the adolescent period), но было и три исключения. У каждого из этих трех лиц имел место один гомосексуальный опыт.
    Гетеросексуалы согласились участвовать в этом исследовании, потому что им сказали, что это была их возможность внести свой вклад в понимание того, как в обществе функционирует средний индивидуум. Мотивировали это недостаточностью данных о функционировании нормальных мужчин. Этим кандидатам ничего заранее не говорили о гомосексуальных аспектах проекта. Однако после описания характера исследования и интервью, а также установления их готовности участвовать в проекте, им очень кратко разъяснялась цель исследования, включая необходимость участия в нем гомосексуальной группы. Такого объяснения невозможно было избежать. Общественные лидеры
    (the community leaders), которые направили этих мужчин, были обеспокоены возможными последствиями сексологического исследования. Они требовали, чтобы каждый мужчина был информирован, что полный проект предполагает сравнение гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин. Поэтому, как отмечает Е. Hooker [22], она должна была учитывать возможный риск воздействия этой информации на обследуемых. Затем она выясняла у кандидата, имел ли он какие-либо гомосексуальные склонности или опыт. Этот вопрос задавался после того, как между ней и мужчиной устанавливалось хорошее сотрудничество. Если индивидуум был сильно взволнован этим вопросом, отвечал неуверенно или через чур активно отрицал это, он исключался из обследования. Для сравнительного изучения структуры личности и приспособленности в этих двух группах мужчин использовались проективные методы (тест Роршаха, тематический апперцепционный тест [TAT] и тест «the Make-A-Picture-Story Test»
    [MAPS]), шкалы отношений и интенсивные интервью, касающиеся истории жизни. Два клинициста, которые являлись также экспертами по тесту Роршаха
    (Dr. Klopfer и Dr. Mortimer Meyer), анализировали каждый из 60 протоколов этого
    теста, а один — Dr. Shneidman — TAT и MAPS [22]. Поскольку далее речь будет идти о результатах тестирования, целесообразно кратко охарактеризовать названные выше тесты. Тест Роршаха, или тест с чернильными пятнами, состоит в том, что человеку показывается серия карточек с ничего не изображающими каплями и пятнами. Его просят сказать, на что они похожи и что напоминают ему своей формой. Тест основан на предположении, что ответы испытуемого позволят понять, каковы его представления о мире, и как он организует информацию. Например, люди, которые находятся в подавленном состоянии, увидят в пятне то, что выдает их депрессию мертвые тела, увядшие растения те, кто находится в тревожном состоянии, найдут в них что-то пугающее летучих мышей, змей, чудовищ. На нескольких карточках представлены ясно различимые человеческие фигуры, однако определенно нельзя сказать — мужские они или женские. Характеристика этих фигур тестируемыми дает представление об их эмоциональных реакциях в отношении мужчин и женщин. Все карточки соответствуют определенным стандартам (каждый психолог использует фотографии одних и тех же пятен. Стандартизированным является и их анализ, объектами которого становятся количество фигур людей и животных, увиденных обследуемыми, их общие впечатления, высказывания об отдельных деталях пятен, а также области, о которых они избегают говорить или в которых ничего не видят. Каждый ответ классифицируется и заносится в таблицу. Тест является довольно полезными может указать на многие психологические проблемы. Э. Хукер использовала тест Роршаха, так как многие врачи считают его лучшим методом оценки структуры личности в целом [5]. Помимо этого, она отмечала, что он является одним из инструментов, применяемых сегодня для диагностики гомосексуальности» [22]. При применении ТАТ также используется серия стандартных рисунков, на которых изображены или просто люди, или люди в различных положениях. Тестируемого просят рассказать, что происходит на картинках, которые умышленно многозначны. Отношения и занятия изображенных на них людей отличаются неопределенностью.
    Многозначность и неопределенность изображаемого такая же, как ив тесте
    Роршаха. Объект исследования, который сочиняет рассказ, дает информацию о том, чего он ждет от людей, а также о том, как он или она относятся к различным типам личностей, мужчинам, женщинам, пожилым людям и т. д. [5]. При проведении теста MAPS субъекты классифицируют (систематизируют) вырезанные картины, а затем составляют историю в соответствии с проведенной ими систематизацией [21]. Цель анализа теста Роршаха была двоякой 1) получить непредубежденное суждение, базирующееся на отсутствии знаний о сексуальной ориентации субъектов, структуре их личности и приспособленности в обеих группах 2) определить возможность опытных клиницистов, работающих с тестом Роршаха, дифференцировать протоколы гомосексуалов от протоколов гетеросексуалов. В дополнение к оценке приспособленности каждого эксперта просили проанализировать протоколы теста Роршаха и по ряду других аспектов [22]. Прежде чем квалифицированные эксперты проанализировали полученные результаты, Хукер протестировала и записала ответы отобранных мужчин. Затем она представила экспертам полученные результаты в произвольном порядке и попросила их по пятибалльной шкале оценить уровень психологической адаптации опрошенных. Отметка «1» означала, что испытуемый обладал высокой адаптацией, отличался превосходным сочетанием как интеллектуальных, таки эмоциональных способностей, находился в гармонии с самим собой и эффективно функционировал в социальном окружении. Отметка «3» соответствовала среднему уровню адаптации, а «5» ставилась тем лицам, которые находились на границе между нормальной и нарушенной адаптацией, и у кого были отмечены признаки патологии. Норма, о которой шла речь, была, конечно, субъективной, соответствующей среднему уровню приспособления в популяции в целом, а не только в этой группе. Результаты оценки адаптации, вытекающие из протоколов теста Роршаха, представлены в табл. 4.2 [22].
    Таблица 4.2 Рейтинги адаптации по тесту Роршаха
    Рейтинги (высокий) (низкий) Группа
    1 2
    3 4
    5 Эксперт А Гомосексуальная группа
    9 9
    4 3
    5 Гетеросексуальная группа
    6 12 5
    3 4 В целом
    15 21 9
    6 9 Эксперт В Гомосексуальная группа
    2 15 5
    4 4 Гетеросексуальная группа
    2 8
    9 8
    3 В целом
    4 23 14 12 7 Следующий вопрос состоял в том, какова была степень согласованности в оценке адаптации обследованных по тесту Роршаха двумя экспертами. Оказалось, что они были полностью солидарны виз случаев, виз которых речь шла о гомосексуалах, а во гетеросексуалах. В 23 случаях отличия составили только один оценочный пункт. При этом в 12 случаях речь шла о гомосексуалах, а во гетеросексуалах. Это означает, что виз этих 60 случаев имело место или полное согласие, или разногласие, которое выражалось лишь одним пунктом. В связи с этим Е. Hooker [22] сделала вывод, что в двух третях проведенных сопоставлений имеет место высокая степень согласованности оценок экспертов. Эти данные отражены в табл. 4.3. Таблица 4.3
    Степень согласованности оценок экспертами уровней адаптации по тесту Роршаха Отличия В целом
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта