Николина Филологический анализ текста. Международная академия наук педагогического образования высшее образование
Скачать 2.42 Mb.
|
[73] и самоинтерпретации. Образ Я создается не посредством последовательного жизнеописания, не характеристикой поступков, а фиксацией отдельных мыслей, передачей индивидуальности умонастроения. История жизни заменяется развернутой авторефлексией, открывающей текучесть, многомерность и неисчерпаемость я. Идентичность же личности подчеркивается самооценками, часто образными Никакого интереса к реализации себя, отсутствие всякой внешней энергии, воли к бытию. Я — самый нереализующийся человек. Странник, вечный странники везде только странник (Луга — Петерб, вагон о себе. Розанов отвергает традиционно заданную связность описания жизненного пути — ей противопоставляются прерывистость и подвижность отдельных записей, включающих воспоминания, размышления и оценки. Синтаксическая организация, к которой Розанов впервые обратился в Уединенном, обусловила свободу формы и ассоциативную раскованность текста и открыла новые выразительные возможности для художественной и документальной прозы. Структура этого произведения предвосхищает развитие фрагментарного дискурса в литературе XX в. с присущими ему признаками прерывистости, семантической противоречивости, ненормативности и пермутации (возможной взаимозаменяемости частей. Вопросы и задания I. 1. Прочитайте повесть Ф.М.Достоевского Кроткая. Объясните авторское определение жанра произведения — фантастический рассказ. 2. Охарактеризуйте композиционное членение текста. 3. Определите принципы выделения глав и подглавок в структуре текста. 4. Проанализируйте их заглавия. Образуют ли они систему 5. Выделите сквозные образы текста, определяющие его цельность. II. 1. Прочитайте рассказ Л. Петрушевской Смысл жизни, входящий в цикл Реквием. В чем особенность его архитектоники 2. Выделите смысловые части в тексте рассказа. Объясните отсутствие композиционно- синтаксического членения текста (деления его на абзацы. 3. Охарактеризуйте когезию и когерентность текста. 4. Проанализируйте семантическую композицию рассказа. В чем ее особенности 5. Рассмотрите контекстуально-вариативное членение текста. Как сочетаются контексты, содержащие речь повествователя и чужую речь Как соотносятся объемно- прагматическое и концептуально-вариативное членение текста [74] 1 Цит. по кн Голлербах Э. Встречи и впечатления. — СПб., 1998. — С. 74—75. 2 Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе. — МС СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ ТЕКСТА В художественном тексте, который представляет собой план выражения литературного произведения, языковые средства служат не только способом отображения внеязыковой действительности, но и формой художественных образов. Те приращения смысла (В. В. Виноградов), которые языковые средства регулярно приобретают, функционируя в тексте, определяются каких семантикой, таки их связями друг с другом, эти связи обусловливают многомерность и выразительность порождаемых ими художественных образов, также организованных в композиционном отношении. Филологический анализ текста немыслим без рассмотрения его образов строя и, следовательно, тех языковых средств, которые служат их формой. Структура словесного образа заключена в сложном соотношении слова как такового и слова как носителя художественной субстанции. Словесный образ не сводится к тропу, хотя тропы и играют огромную роль в создании художественного мира произведения как уже отмечалось, любое слово в составе целого может получить образное приращение смысла. Филологический анализ текста поэтому не должен сводиться к регистрации тропов и их квалификации, к перечислению метафор или сравнений, вырванных из контекста, в центре внимания должна быть жизнь образа его связи, развертывание в структуре текста, соотнесенность с изображаемым в произведении миром и др, при этом необходимо учитывать следующие основные моменты 1. Образные средства художественного текста зависят от предмета изображения, сюжетной ситуации, темы произведения ив свою очередь, выделяют ту или иную реалию, мотив, тему. Изображаемый мир служит источником тропов. Этот общий принцип имеет разные проявления, которые зависят оттого, как соотносится опорное слово тропа с обозначениями реалий изображаемого мира. В одних случаях реалии, на которые опирается троп, не [75] имеют самостоятельной значимости в тексте, но ассоциативно связаны с темой соответствующего фрагмента текста и представляю собой принадлежность изображаемого мира, оставаясь при этом за текстом в других случаях они имеют самостоятельную значимость так что обозначение реалии и образ сравнения совпадают. Так, в повести Л.Н. Толстого сравнение Хаджи-Мурат — репей (Вдруг он отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал налицо и уже не двигался) соотносится с реалией, детально описанной вначале произведения. В стихотворении же АС. Пушкина В прохладе сладостной фонтанов метафоры и сравнения мотивируются изображаемым в поэтическом тексте миром ханского дворца, реалии которого обозначаются только в составе тропов: Поэт, бывало, тешил ханов // Стихов гремучим жемчугом // Его рассказы расстилались, // Как эриванские ковры... 4 Тропы в тексте взаимодействуют друг с другом ив свою очередь, характеризуют мир восточной поэзии. Взаимодействие образных средств в стихотворении Пушкина, с одной стороны, создает яркую картину бахчисарайского дворца, с другой — развивает тему литературного творчества, в результате возникает обобщенный образ восточной поэзии, с которой сопоставляется поэзия другой чудной стороны. Характер образных средств может также мотивироваться точкой зрения персонажа, особенностями его картины мира. Так, в рассказе И.А. Бунина Худая трава используются сравнения снега с лебяжьим пухом, солью, звезд — со 1 Краткая литературная энциклопедия. — М, 1968. — Т. 5. — Стб. 363 — 369. 2 См Виноградов В. ВО языке художественной литературы. — М, 1959; Кожевникова НА. О соотношении тропа и реалии в художественном тексте // Поэтика и стилистика. 1988-1990. – М, 1991. [75] 3 Кожевникова НА. О соотношении тропа и реалии в художественном тексте А Поэтика и стилистика. 1988—1990. — МС Цитаты приводятся по изданию Пушкин АС. Собр. соч Вт М, 1959. – Т. 2. – С. 228. [76] светляками, эти сравнения отражают точку зрения героя — крестьянина. Образные средства разных типов сближаются в тексте на основе общих сем, соотносясь сего темой, и развивают его ключевые мотивы. Например, в рассказе И.А.Бунина Петлистые уши, основная тема которого — власть зла над душой человека, порождающая непобедимую жажду убийства, в описаниях города концентрируются тропы, связанные с мотивами смерти, греха и преступления ср.: обезглавленный туманной темнотой Казанский собор мертвый Невский точно в аду пылал багровый огонь огромного факела Связь образных средств текста с сюжетом произведения проявляется ив том, что они могут выполнять ретроспективную или проспективную функцию, те. предварять ту или иную ситуацию, подготавливая читателя к определенному повороту сюжета или, напротив, обращаться к опущенным его звеньям. Так, в рассказе Бунина «Натали» смерть героини, о которой читатель узнает в [76] финале, предваряется повторяющимся в тексте образом месяца с «мертвенно-бледным лицом и образом летучей мыши с курносой, похожей насмерть, хищной мордочкой. В романе Жизнь Арсеньева» смерти Лики предшествует последовательность таких образных деталей, как ждущая могила, длинный дешевый гроб, «что-нибудь черное. В рассказе Бунина Чистый понедельник ассоциативно сближаются образное сочетание с метафорическим эпитетом кирпично-кровавые стены монастыря и метафора светящийся череп над Кремлем о месяце, которые вводят в текст неявную информацию об историческом прошлом России и предсказывают грядущую трагедию, связывая с ней судьбы героев. 2. Словесные образы в художественном тексте отображают ту или иную картину мира, преобразуя ее в соответствии с интенциями автора и обновляя восприятие читателя. Различные аспекты этой картины прежде всего находят отражение в чувственных образах зрительных, звуковых, одоративных и т. п. Образные средства в этом случае прежде всего выполняют изобразительную функцию, служат для визуализации описания (повествования, создают художественную реальность в богатстве красок, см, например Снежная, пухлая крыша. вся играет белыми и синими бриллиантами (И.А. Бунин); Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково (В.В. Набоков). Круг образов, представленных в художественных текстах, естественно, не исчерпывается наглядно-чувственными образами. Формой образа столь же часто служат, с одной стороны, слова, называющие абстрактные понятия, геометрические фигуры, условные знаки, с другой — слова, обозначающие животных, растения, птиц, бытовая лексика. Словесные образы связаны с разными тематическими сферами Человек, Время, Пространство, Жизнь — Смерть и др) и определяют взаимодействие, пересечение разных миров, разных форм бытия. Неслучайно словесный образ часто определяют как сближение несходного или даже несовместимого. Изобразительная функция образов сочетается с когнитивной познавательной. Образные средства актуализируют стоящие за языковыми единицами концептуальные структуры и конденсируют знания о мире. Образы погружаются в сознании в принципиально иную сеть отношений и связей сравнительно стем положением, которое занимают их оригиналы в реальном мире. Сознание создает для них новый контекст, в котором первостепенную роль приобретают реорганизующие или, скорее, организующие картину мира ассоциативные отношения» 1 см., например Мухи-мысли ползут, как во сне И. Анненский); Девиз таинственной похож на опрокинутое 8 [77] И. Анненский); Моя встреча с женщиной прямых линий была первым уроком ежедневной математики, науки о положительных и отрицательных величинах. о тупых углах компромиссов, об острых углах ненависти и убийства Г. Газданов); Белое небо в снегу, распустилось, 1 Арутюнова Н.Д. Образ (Опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования. — МС как время Б. Погатавский). Эти ассоциативные отношения выражают неявную информацию, содержащуюся в тексте, и определяют открытость его смыслов. 3. Образные средства текста обращены не только к определенному участку изображаемой действительности, но и к своим соответствиями подобиям в тексте, их соотнесенность при этом может проявляться а) в множественности образных соответствий при одном предмете речи, так, например, в уже рассмотренной нами книге воспоминаний В. Набокова Другие берега память уподобляется дому, пространству (стране, механизму и т.п.; б) в повторе одного итого же словесного образа или в варьировании образных средств с тождественными компонентами семантики при изображении одного предмета речи, например, в рассказе И.А.Бунина Ворон сквозной образ текста, выделенный его заглавием, выражен разноструктурными средствами — сравнением, открывающим рассказ Отец мой похож был на ворона — метафорой Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был они впрямь совершенный ворон — метафорическим эпитетом поводил своей большой вороньей головой — творительным сравнения, завершающим текст Он, во фраке, сутулясь вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу в) наконец, в изображении разных реалий (лиц и др) при помощи сходных по значению образных средств или их повторов. Вспомним знаменитое описание дома Собакевича и самого героя в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь Любой образ в художественном тексте может входить в группу близких ему по значению образов и развивать общий для них смысл. [78] Образные средства вступают в тексте в системные связи они образуют ряды (поля, для единиц которых характерны отношения эквивалентности или сои противопоставления. Группировка этих рядов и их расположение в тексте — одно из проявлений его семантической композиции. Так, в тексте романа И.А.Гончарова Обломов контрастируют образы света (огня) и потухания, сна при этом метафора луч, повторяясь, сближает сферы деятельной мысли и страсти и распространяется на изображение разных героев в моменты душевного подъема, ср.: луч страсти, розовый луч любви, луч мысли, в лучах ее бодрых сил, Ольга — луч света. Одновременно в тексте романа противопоставляются разные образы жизни жизни — бурной) реки и жизни — плавного течения, ср., например Он Обломов все доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день заднем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц 5 . Оппозиция интенсивность (бурность) — плавность — частная реализация оппозиции «динамика—статика», пронизывающей весь текст и характерной, например, для тропов и сравнений, изображающих жизнь мысли. Большинство из них варьирует образные параллели мысль — птица, мысль — волна, включает глаголы движения Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах Она не успевает ловить 1 Кожевникова НА. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика. — МС Кожевникова НА. О роли тропов в организации стихотворного текста // Язык русской поэзии XX в. — МС Цитаты приводятся по изданию Бунин И. А. Собр. соч Вт М, 1966. — Т. 7. 4 Гоголь Н. В. Собр. соч Вт М, 1953. – Т. 5. – С. 97-99. [78] 5 Цитаты приводятся по изданию Гончаров И.А. Собр. соч Вт М, 1953. – Т. 4. [79] мыслей, точно стая птиц, порхнули они Мысли неслись ровно, как волны. Изображение жизни мысли при этом вновь коррелирует с описанием чувств, ср.: Чувство садится, как птица на ветку Противопоставления и сближения рядов тропов в тексте романа Обломов выявляют норму жизни, отличительными признаками которой выступают свет, огонь, динамика. Образы же, развивающие мотив плавного течения, в финале романа сменяются метафорой гроб существования. В ней нейтрализуется противопоставление жизнь — смерть, существование-сон оборачивается духовной гибелью. Повторяющиеся образные средства связывают разные сюжетные линии текста, различных персонажей, изображение предметного мира и внутреннего мира человека. Так, в рассказе И.А. Бунина Последнее свидание эпитеты мертвый и мертвенный используются ив описаниях природы, ив портрете главного героя, в образной форме воплощая один из мотивов текста — мотив гибели любви, молодости, жизни, ср.: Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы белый рыхлый туман стоял под [79] скатом полей, мертвенно синея Сухое, жесткое лицо Стрешнев было мертвенно Образные средства текста, как мы видим, располагаются в нем не хаотично, а в соответствии с авторскими интенциями. В языке, подчиненном художественному заданию, в произведении словесного искусства композиция становится законом расположения словесного материала, как художественно расчлененного и организованногопо эстетическим принципам целого. Для образного строя художественного текста характерны различные композиционные приемы повтор, контраст, параллелизм, монтаж и др. 4. Образные средства одного художественного текста могут вызывать ассоциации с другим текстом или прямо отсылать к нему,в результате смысл художественного произведения обогащается полностью или частично формируется посредством обращения к образной системе иного текста, который относится к творчеству) того же автора, к предшествующей литературе или мифологии. Обратимся, например, к последнему четверостишию стихотворения А. Ахматовой Надпись на книге (1940), посвященного М. Лозинскому: И сада Летнего решетка, И оснеженный Ленинград Возникли, словно в книге этой Из мглы магических зеркал, И над задумчивою Летой Тростник оживший зазвучал. Образ магических зеркал отсылает к образу магического кристалла в романе АС. Пушкина Евгений Онегин», посвящение к которому перекликается со стихотворением Ахматовой. Образ же ожившего тростника соотносится с образным рядом в стихотворении Пушкина Муза (ср.: Тростник был оживлен божественным дыханьем, в свою очередь опирающимся на цепочку мифологических образов превращение нимфы Сиринги в тростник, из которого Пан сделал свирель. Образ тростника трансформируется в символ, предлагающий открытый ряд смыслов звуки ожившего тростника — и знак возвращения к творчеству, и знак нового обретения поэтического вдохновения, щ знак бессмертия искусства, преодолевающего забвение и побеждающего смерть (см. образ задумчивой Леты» — реки забвения исмерти, с одной стороны, отсылающий к переводу М.Лозинского, с другой — соотносящийся с Невой. В тоже время образ тростника восходит и к мифу об ослиных ушах царя Мидаса, наказанного Аполлоном. Тайну о них цирюльник поведал только ямке, [80] 1 Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. — Л, 1975. – С. 436. [80] выкопанной в земле. Именно на этом месте, согласно мифу, и появился тростник, который поведал миру правду. С учетом этого мифологического подтекста образ тростника приобретает еще один смысл это знак хранимого втайне слова, которое призвано возвестить истину. Миф о тростнике. проецируется у Ахматовой на ее собственные потаенные стихи "реквиемной" тематики. "Тростник" для нее стал символом запрещенной поэзии, крамольной истины» 1 Итак, в процессе филологического анализа текста необходимо учитывать системность образных средств, их соотнесенность с сюжетом, изображаемым миром и друг с другом, устанавливать их межтекстовые связи, выявляющие дополнительные смыслы. Рассмотрим систему словесных образов на материале рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг. «Бежин луг И.С.Тургенева: образный строй текста Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг занимает особое место в композиции Записок охотника, однако именно он наиболее подвергался искажению в критике» 2 Интерпретации этого рассказа различны и часто противопоставлены друг другу. Такс точки зрения В. Стоюнина, это рассказ о крестьянских детях, живущих в невежественной среде, которые сделались несчастными от своего ложного отношения к природе по мнению же современных исследователей, это произведение, в котором русский крестьянский мир — крестьянские дети — показан не только в его обездоленности, но также в его одаренности и духовной красоте» 4 Восприятие текста углубляет обращение к его образному строю. Особенностью композиции текста является прием обрамления он начинается картиной прекрасного июльского дня, в описании которого концентрируются слова с семой 'свети завершается образом утреннего молодого горячего света. Образ света — сквозной образ рассказа. В семантической композиции текста ему противопоставлены 'мрак, 'темнота' мрак боролся со светом. Пейзаж, открывающий рассказ, насыщен тропами С самого раннего утра небо ясно утренняя заря не пылает пожаром она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как вовремя знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное, — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой. |