Николина Филологический анализ текста. Международная академия наук педагогического образования высшее образование
Скачать 2.42 Mb.
|
[214] Рассмотрим более подробно функционирование ремарок на материале одной драмы — пьесы А.Вампилова Утиная охота. Функции ремарок в пьесе А.Вампилова Утиная охота Драматургический текст, — заметил П. Пави, — это зыбучие пески, на поверхности которых периодически и по-разному локализуются сигналы, направляющие восприятие, и сигналы, поддерживающие неопределенность или двусмысленность. К таким сигналам в пьесе А. Вампилова относятся прежде всего ремарки, которые носят развернутый характер и составляют основную часть паратекста драмы (паратекст — вспомогательный текст, сопровождающий диалоги и монологи персонажей и традиционно включающий список действующих лиц, описания декораций, временные и пространственные указания и др. Авторские ремарки в пьесе Вампилова организуют сценическое действие и определяют основной принцип ее построения — совмещение в ее структуре двух темпоральных (временных) планов настоящего героя и его прошлого. В основе композиции драмы — переходы от одного плана к другому. Настоящее воссоздаваемые в сценическом действии отрезки одного дня из жизни Зилова) дополняется ретроспективными сценами — воспоминаниями героя, см, например, следующие ремарки Начинается его первое воспоминание Воспоминание второе 1 Там же — С. 136. 2 Пави П. Словарь театра. — МС Пави П. Словарь театра. – МС Вампилов А. Прощание в июне. — МС. В дальнейшем все цитаты приводятся поэтому изданию. [215] Начинается воспоминание третье выделено А.В. Вампиловым. — Н.Н.). В пьесе использован парадоксальный прием воспоминания героя репрезентируются в диалогах персонажей, нов сущности представляют собой внутренний монолог Зилова, который последовательно драматизируется. Для драмы Утиная охота, таким образом, характерна ретроспективная композиция, получившая широкое распространение в мировой драматургии с х годов под влиянием кинематографа. Воспоминания оживают в памяти героя и реализуются в сценическом действии, при этом план прошлого доминирует в художественном времени пьесы, а герой предстает в двух ипостасях: как субъект воспоминаний (и соответственно как своеобразный аналог автора) и как действующее лицо, воспринимаемое и зрителем, и самим вспоминающим Зиловым со стороны. Ремарки, фиксирующие переход от одного временного плана к другому, служат, как мы видим, способом создания эстетического эффекта отчуждения и сигналом двойственности личности главного героя. Основной проблемой пьесы, является проблема самоидентификации центрального персонажа. [215] Переход от прошлого к настоящему (и наоборот) одновременно выделяется сменой обстановочных световых ремарок, фиксирующих выключение или включение на сцене света. Ср.: Свет на сцене гаснет, передвинется круги сцена освещается. Начинается его первое воспоминание. Свет гаснет, круг в темноте поворачивается, и снова зажигается свет. Продолжается первое воспоминание Зилова... Последовательная фиксация перехода отсвета к тьме носит структурообразующий и одновременно символический характер герой во внутреннем мире текста постоянно находится на границе между светом и мраком. Это пограничное положение, подчеркиваемое повторяющимися в тексте ремарками, — знак ситуации выбора, который должен сделать Зилов, ив тоже время знак его раздвоенности, пребывания личности на рубеже двух миров. Обстановочные сценические указания служат в результате одним из важнейших компонентов образной системы текста в целом. Световые контрасты дополняются контрастами звуковыми, музыкальными ремарки последовательно фиксируют не только переходы отсвета к темноте, но и переход от траурной музыки к музыке бодрой или развязной и наоборот) см, например Бодрая музыка внезапно превращается в траурную Траурная мелодия, которая внезапно обрывается и после секундной паузы сменяется своим развязным вариантом Для паратекста, таким образом, характерны сквозная оппозиция траурный — бодрый (веселый) и связанные с ней семантические противопоставления смерть — жизнь, трагедия — веселость, глубина — развязность. В тоже время ремарки подчеркивают единство мелодии, которая выступает в драме в разных ритмических вариантах, причем амбивалентность ее восприятия связана опять же с образом главного героя пьесы — Виктора Зилова. Игра, предлагаемая в пьесе Утиная охота, оказывается близкой к карнавальной с одной стороны, смех неразрывно связан с серьезными категориями, с другой стороны, они подвергаются пародированию и снижению. Авторские ремарки определяют и переход от настоящего сценического к видениям героя, к сценам, порожденным его воображением. Реальное в результате сочетается с ирреальным. Сцены-«видения» повторяются в драме, образуя композиционное кольцо, ремарки при этом указывают на характер их тональности. Ср.: Действие I На площадке, освещенной ярким прожектором, сейчас возникнут лица и разговоры, вызванные воображением Зилова. К моменту [216] их появления траурная музыка странным образом преображается в бодрую, легкомысленную. Поведение лиц, их разговоры в этой сцене должны выглядеть пародийно, шутовски, но без мрачной иронии. Действие III Поведение лиц и разговоры, снова возникшие в воображении Зилова, на этот раз должны выглядеть без шутовства и преувеличения, как в его воспоминаниях, то есть так, как если бы всё это случилось на самом деле. Возможности драмы, таким образом, расширяются сценическое действие оказывается способным передать не только воспоминания героя, но и его представления. Внутренняя жизнь персонажа реализуется в сценических эпизодах, место действия в известной мере дематериализуется, театральный монтаж представляет биографию героя как цепь отдельных, разорванных фрагментов, дополняемых его воспоминаниями и видениями. Объектом театрализации в Утиной охоте соответственно служат не только события жизни Зилова, но и сфера его сознания, его воспоминания и грезы. В свою очередь, реальность, воссоздаваемая в драме, также театрализована в игру вовлечен почти каждый персонаж пьесы, что опять же подчеркивается авторскими ремарками (см. об этом далее. В результате размываются границы между реальными мнимым, действительными иллюзорным, настоящими ложным. Зыбкость этих границ, отмеченная в ремарках, характерна, во-первых, для основного сценического действия и, следовательно, для внутреннего мира текста во- вторых, для сферы сознания героя, которое, как уже отмечалось, также служат объектом театрализации. В центре внимания оказывается не целостный образ мира, асам процесс создания этого еще незавершенного образа, а герой наделяется признаками неопределенности и интерсубъективности. Такое построение текста драмы требует активизации восприятия читателя (зрителя. Авторские ремарки в Утиной охоте детально характеризуют персонажей, прежде всего главного героя пьесы. Они строятся как минитексты — описания, которые имеют самостоятельную эстетическую значимость и прямо отражают авторскую позицию, см, например Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В тоже время ив походке, ив жестах, ив разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. В описании Зилова вновь подчеркивается, как мы видим, внутренняя противоречивость героя. В тоже время ремарки сближают его с другими персонажами пьесы, например с официантом Димой. Ср.: Это ровесник Зилова и Саяпина, высокий, спортивного вида парень. Официант и Зилов как бы раздвоившийся на наших глазах один человек. Две стороны одной души. Только Официант и Зилов связаны с утиной охотой. Внешне — они едва лине близнецы. И тем разительнее пропасть между различными внутренними, состояниями того и другого» 1 Итак, ремарки в драме Вампилова последовательно устанавливают связи между образами разных персонажей ив тоже время обладают выделительной силой. Их характерологическая функция взаимодействует при этом с композиционной ремарки соотносят образы героев пьесы, сближая их или противопоставляя друг другу. Эти ремарки невозможно сыграть и одновременно невозможно не играть. Паратекст вспомогательный, служебный текст) оказывается в драме таким же значимым, как и ее основной текст. Ремарки выявляют сходство различных героев драмы. Близость «аликов», 1 Стрельцова Е. Плен утиной охоты. — Иркутск, 1998. — С. 285. 2 Ищук-Фадеева НИ. Ремарка как знак театральной системы // Драма и театр. — Тверь, 2001. — Вып. 2. — С. 15. [218] например, подчеркивается в тексте ремарками, объединенными употреблением в них средств обобщения и совместного действия, ср.: Все рассмеялись Все смеются Все уселись, кроме Кузакова; Все поздоровались. Значение всеобщности, которое выражается в ремарках, снимает индивидуальные различия. Мотив двойничества дополняется в пьесе мотивом безличности «аликов». Одновременно в ремарках, характеризующих действия персонажей, развивается сквозной мотив драмы, также объединяющий большинство ее персонажей, — мотив игры (фальши, подмены, ср.: Говорит монотонно, подражая голосу из бюро погоды Валерия (театрально Саяпин вдруг мяукнул довольно искусно Зилов изображает, играет фальшиво Картинно причесывается На фоне ремарок, в которых, последовательно повторяясь, актуализируются семы 'театр, 'фальшь, 'представление, 'игра, выделяется контрастирующая сними ремарка искренне. Эта ремарка появляется в тексте единственный раз (с ней перекликается только ремарка с искренним огорчением в картине второго акта) и вводит монолог Зилова, адресованный жене (причем монолог, который остается неуслышанным. Такое выделение монолога, безусловно, подчеркивает его значимость в драме и отражает авторскую позицию в оценке характера героя, который часто однозначно определяется как живой мертвец, ходячий труп на сцене, законченный циник, ср.: Искренне и страстно Я сам виноватая знаю. Я тебя замучил. Но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь. Ты права, мне все безразлично. Все на свете. Что со мной делается, я не знаю. Не знаю Неужели у меня нет сердца. Я один, один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне Без тебя мне крышка. [218] Отметим также, что ремарки, вводящие реплики Зилова и комментирующие его действия, внутренне динамичны. Они образуют микросистемы для которых характерны оппозиции игра — искренность, легкомыслие — серьезность. Ремарки, развивающие мотив игры, представлены преимущественно в ретроспективных сценах, в сценах же, связанных с настоящим Зилова, они почти отсутствуют, в них доминируют ремарки, называющие конкретные действия персонажа, фиксирующие паузы или подчеркивающие невозможность общения, разрывы дискурса, наконец, ремарки Чрезвычайно взволнованно Тревожно Нетерпеливо. Такое распределение ремарок — знак изменения Зилова, пытающегося вырваться из мира неистинного общения, игры, круга «аликов». В ремарках-«портретах», а также в ремарках, характеризующих поведение персонажей, проявляется, как видим, авторское всеведение и заметна тенденция к типизации описания, см, например, характеристику Галины На ее лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, ау учителей с тетрадками это нередко Авторское всеведение, однако, имеет в драме Вампилова пределы. В ремарках, характеризующих главного героя, постепенно возрастает роль средств выражения неопределенности, при этом автор моделирует возможную точку зрения зрителя читателя. Такое строение ремарок обусловливает открытость финала драмы, ср.: Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче. Так проходит четверть минуты. Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся, по его лицу мы таки не поймем Ремарки, таким образом, служат сигналами, поддерживающими неопределенность в тексте драмы. Открытый финал определил множественность трактовок Утиной охоты, прежде всего оценок образа главного героя и его будущего сточки зрения одних критиков, Зилов прорвется наконец к желанной свободе — утиной охоте (В.Толстых); по мнению других, Зилов в тишине, в тумане застрелит Диму-официанта. Существует, наконец, еще одна интерпретация финала герой выбирает смерть Дима убьет Зилова на охоте. Друзья же Вампилова вспоминали, как драматург повторял Нет, я его [Зилова] не убью. Пусть живет. Это еще страшнее. См. также мнение Е.И. Стрельцовой: С воскресшей совестью, обретенным чувством вины и стыда Виктор Зилов остается жить. Возможность подобной трактовки финала драмы подсказывает изменение пейзажных ремарок К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем. Показательно, однако, что эта ремарка адресована читателю (режиссеру, актерам. Герой же, постоянно отмечающий в своих репликах дождь, не замечает ни неяркого света, ни синеющей полоски неба. Авторские ремарки, таким образом, не только развивают сквозные мотивы драмы, но и выделяют ее ключевые символы. Это образы ружья, телефона, окна, дождя. Ружье как предметная деталь интерьера впервые отмечается в авторской ремарке после сцены, в которой Зилов предает и жену, и память об умершем отце. В последнем же действии образ ружья, соотносится с мотивом смерти, гибели героя. Образ телефона регулярно повторяется в ремарках, фиксирующих настоящее Зилова: драма открывается телефонным звонкоми завершается разговором по телефону. Именно с телефоном связано все неретроспективное действие пьесы. Телефон как средство коммуникации соединяет героя с другими людьми, с миром. Этот образ противопоставлен образу ружья, что подчеркивается ремаркой в последнем действии Он поднимается и быстро подходит к телефону. Снимает трубку. Трубка у него водной руке, в другой — ружье Кто это. Кто звонит Отвечайте Мгновение держит трубку перед глазами. затем руку с трубкой медленно опускает вниз) Такс ружьем и трубкой в руках некоторое время стоит у телефона Телефонные звонки определяют развитие действия первый звонок неизвестного заставил Зилова проснуться и начать вспоминать, второй — помешал ему застрелиться и стал знаком продолжения жизни. «Кто-то» звонили в третий разно Зилов не подошел к телефону, воспротивился чужому влиянию на свои поступки. Он сделал свой свободный выбор отказался играть с судьбой по ее правилам. Образ телефона, как всякий символ, многомерен. По оценке Е. Фарыно, телефон связывает реальность этого мира со сверхреальностью этого же мира, выступает как носитель неких запредельных знаний и контактер с запредельностью, служит своеобразной границей между разными мирами. Эту функцию, как видим, он выполняет ив драме Утиная охота. Обратимся теперь к образу дождя и к такой символически детали, как окно. Окно в литературных произведениях традиционный символ просвета, выхода в мири одновременно дистанцирования от него. Кроме того, это и устойчивый символ сознания. Утиная охота — это прежде всего драма сознания, в которой антигерой пытается понять себя. В драме Вампилова закрытое окно — это символ и преграды, отделяющей героя от мира, и его я. «Деталь-перевертыш окно в Утиной охоте выступает как действенный образ, без осмысления которого пьеса теряет достаточно ощутимую долю не только театральности, но и трагедийности. Лейтмотивом текста является варьирующаяся ремарка За окном дождь. Дождь обрекает Зилова на вынужденное заключение в пустой квартире, сумрак дождливого утра служит 1 Стрельцова Е. Плен утиной охоты. — Иркутск, 1998. — С. 255. 2 Там же. – С. 378. [219] 3 Бычкова М.Б Утиная охота А. Вампилова: Попытка экзистенциалистского прочтения // Драма и театр. — Тверь, 2001. — Вып. 2. — С. 113. 4 Фарыно Е. Введение в литературоведение. — Варшава, 1991. — С. 317. [220] 5 Стрельцова Е. Плен утиной охоты. — Иркутск, 1998. — С. 246. отражением символической границы между тьмой и светом, уже обозначенной в ремарках. Образ непрекращающегося дождя связан с мотивом наказания за грехи и, возможно, очищения. Показательно, что в раннем варианте драмы (где герой носил фамилию Рябов) эти мотивы развивались в репликах персонажей. Ср.: Рябо в. Это ливень. Он долго не продержится. Ирина. А если он никогда не кончится Рябо в. Так не бывает. Никогда еще не было. Впрочем, однажды дождь лил сорок дней. Был такой случай. Ирина. Когда Рябо в. Давненько. Да, это было неплохое мероприятие. Все затопило водой, все, к чертовой матери. Весь мир. Спаслась только одна семейка. Разве ты никогда об этом не слышала Ирина. О чем. Рябо в. Потоп, ковчег и Арарат 1 В последнем действии драмы перед попыткой самоубийства Зилов открывает окно. Ср.: Он хотел закрыть окно, но вдруг распахнул его и высунулся на улицу. Зилов кричит. Витька. Куда ты. А как уроки Порядок. Прощай, Витька. Прощай. В драме использован интересный прием двойной адресации герой обращается к соседскому мальчику — внесценическому персонажу — и одновременно к самому себе в детстве (Виктор Зилов — Витька. В этом контексте вопрос Куда ты — и слова прощания приобретают множественность смыслов. Прощание с Витькой — это окончательное прощание с прежним Я, с детством, с самим собой, вопрос же как форма самоадресации служит знаком попытки самоопределения. Итак, ремарки, составляющие основу паратекста пьесы Вампилова Утиная охота, многофункциональны и не сводятся к чисто служебным сценическим указаниям. Они определяют основной принцип построения драмы, выделяют сквозные оппозиции текста и его ключевые символы, соотносят образы разных [221] персонажей, сближая их или противопоставляя, развивают мотивы пьесы, наконец, выражают значимые для ее интерпретации оценочные смыслы. Вопросы и задания 1. Прочитайте комедию Л. Петрушевской Три девушки в голубом. 2. Какие типы ремарок представлены в тексте пьесы Выделите ведущие типы ремарок, представленные в паратексте. Как проявляется в ремарках авторская позиция 3. Сопоставьте ремарки первого и последнего действия комедии. Каких изменения отражают эволюцию характеров героев и развитие конфликта 4. Определите основные функции ремарок в пьесе Три девушки в голубом. 5. В драму введен детский голос, не принадлежащий конкретно никому из персонажей пьесы. Комедия открывается сказкой, которую рассказывает этот детский голос сказки включены ив следующие картины. Определите роль этого приема в пьесе. Объясните, почему в последней, восьмой, картине пьесы детский голос уже не звучит. |