Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение «Многоножка» 48

  • Игра «Жонглирование в группе»

  • Упражнение

  • Упражнение «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

  • Упражнение «ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ»

  • Упражнение «Рак-отшельник»

  • Упражнение «МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

  • Упражнение «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ»

  • Упражнение «СУПЕРПРЕДМЕТ»

  • Упражнение «ХВОСТ ДРАКОНА»

  • Упражнение «А мы похожи!»

  • Упражнение «

  • Упражнения для рефлексии Паутинка.

  • Методичка ОПИБ. 2904 Методичка 11-класс ОПиБ 2021 (1). Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных школ по курсу основы предпринимательства и бизнеса


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей общеобразовательных школ по курсу основы предпринимательства и бизнеса
    АнкорМетодичка ОПИБ
    Дата09.09.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2904 Методичка 11-класс ОПиБ 2021 (1).docx
    ТипМетодические рекомендации
    #669271
    страница38 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

    Цель: Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет.

    Описание упражнения: Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Учитель поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам.

    Задача – перемещаться таким образом по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т.п.). Если ведущий замечает, что кто-то, кроме находящегося в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3-5 мин, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется. Обсуждение:

     В чем сложность задачи управлять движениями «сороконожки», какие качества позволяют успешно ее решить?

     Как изменялось впечатление от игры, когда участники оказывались в разных местах колонны (например, были в начале, а потом перестроились ближе к хвосту)?
    Упражнение «Многоножка» 48

    Цель: Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.

    Описание упражнения:

    Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голеностопного сустава). По команде учителя колонны в таком виде начинают двигаться, между ними организуется соревнование на скорость перемещения.

    Обсуждение: Участники обмениваются своими впечатлениями от игры и соображениями насчет того, кто внес наибольший вклад в победу
    Игра «Жонглирование в группе»

    Время проведения: 5 минут.

    Подготовка: Отодвиньте в сторону столы и стулья, Вам понадобится шесть-десять мягких пенопластовых мячей (подойдут также клубки шерсти). Объясните детям, что они будут тренироваться в метании и приеме мячей, и что постепенно в игру будет вводиться все больше и больше мячей. Скажите, что каждый должен бросать мяч очень аккуратно, чтобы его легко можно было поймать. В противном случае игры не получится. Все игроки становятся в круг, и каждый запоминает, от кого он получает мяч и кому перебрасывает. Чтобы легче было заметить это, в начале действия все играющие поднимают одну руку вверх и опускают ее только после того, как поймают брошенный им мяч. Начните игру, назвав имя какого-либо игрока и бросив ему мяч. Игрок ловит мяч и, называя по имени другого участника игры, перекидывает мяч ему. Продолжайте игру до тех пор, пока все поднятые руки не опустятся, следовательно, пока каждый игрок не поймает и не передаст мяч дальше. Повторите игру еще раз. Теперь введите в игру дополнительный мяч, так чтобы группа работала по тем же правилам одновременно с двумя мячами. Когда группа закончит игру с двумя мячами, можно добавить третий мяч... затем четвертый... пятый... Чем больше мячей, тем заметнее эффект жонглирования. В конце игры участники аплодируют друг другу.
    Упражнение «ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

    Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять).

    Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и др

    Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

    Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.

    Для учителя это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.
    Упражнение «ЧТО НОВОГО?»

    Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

    Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

    После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

    Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.
    Упражнение «ВОЛНЫ»

    Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Учитель говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу.

    «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника— максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

    Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

    Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

    Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце, по его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.
    Упражнение «ПУТАНИЦА»

    Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

    Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее ведущий предлагает участникам «распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

    Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые — спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

    После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания— доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.
    Упражнение «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

    Ведущий кидает мячик любому участнику и дает одну из четырех команд: земля, воздух, вода или огонь. При команде «земля» участник, которому брошен мяч, должен назвать любое животное; при команде «воздух» — птицу; при команде «вода» — рыбу; при команде «огонь» — нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши. Далее мяч кидается следующему участнику.

    Повторять слова, которые уже были названы, нельзя. Участник, который ошибся или замешкался, выбывает из игры. В итоге остаются самые внимательные и находчивые.
    Упражнение «ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ»

    Выполняя это простое упражнение, участники могут потренировать свою память и внимание, развить творческое мышление. Также эта разминка усиливает групповую сплоченность.

    Ведущий просит всех представить, что сейчас им нужно будет очень быстро собраться в дальнее плавание на судне, не отличающемся большой грузоподъемностью. Брать в дорогу нужно самое необходимое, хотя могут быть и исключения. Можно грузить не только предметы, но и понятия (например, храбрость, удача и т. д.). Чтобы на корабле все это не перепуталось, каждый участник может загрузить за один раз три предмета на одну букву. Повторять то, что уже было загружено, нельзя.

    Первым говорит три слова ведущий, далее он кидает мячик следующему участнику, и тот предлагает свой вариант. Каждый участник сам выбирает букву, на которую придумывает слова. Хотя упражнение можно и усложнить, попросив всех придумывать слова на одну букву.

    Тот участник, который замешкается с ответом или назовет,точто уже было, выбывает из игры. В итоге остаются только самые внимательные и креативные игроки.
    Упражнение «Бумажный самолет»

    Группа делится на несколько команд, желательно, чтобы в каждой было по семь человек. Учитель говорит, что сейчас каждой команде нужно будет выполнить простое задание — сделать бумажный самолетик. При этом надо соблюдать несколько условий: после начала работы нельзя разговаривать; каждый сгиб делают два человека, причем каждый может пользоваться только одной рукой; пары работают по очереди, каждый раз делая по одному сгибу. Перед тем как начать работу, команды могут в течение пяти минут обсудить стратегию выполнения задания.

    От каждой команды выбирается по одному представителю, которые следят за тем, чтобы в команде соперника все условия соблюдались. Каждое нарушение правила — штрафное очко для команды. В итоге выиграет та команда, которая наберет меньшее количество штрафных очков и чей самолет полетит дальше.

    После проведения упражнения можно обсудить, что помогало выполнить задание и что мешало выполнению, какая стратегия была наиболее удачной, какие чувства возникали в процессе работы.

    Упражнение «Рак-отшельник»

    Цель: Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

    Описание упражнения: Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину — «домик» для рака-отшельника. Третий участник встает между ними и изображает «жильца» — рака-отшельника. Водящий дает команды:

    — «Жильцы ищут домики».

    По этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.

    — «Домики ищут жильцов».

    «Раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.

    — «Буря».

    По этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» – новых жильцов.

    Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим). Обсуждение

     Какая роль больше понравилась каждому из игроков, чем именно?

     Что за умения развивает эта игра, в каких реальных жизненных ситуациях они востребованы?
    Упражнение «МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

    Все участники сидят на стульях в кругу. Учитель находится за кругом. Он просит участников в течение полутора минут внимательно посмотреть друг на друга, как бы сфотографировать группу и сохранить эту фотографию в памяти. Через полторы минуты участники поворачиваются на 180 градусов и теперь сидят спиной в круг. Далее тренер задает игрокам разные вопросы, касающиеся местоположения или внешнего вида других участников. Например, он может спросить, кто сидит через три стула по часовой стрелке от участника, которому задается вопрос; что надето на том или другом участнике; как зовут участника, который носит очки и сидит на два стула левее от игрока и т. д.

    В заключение упражнения учитель просит всех повернуться лицом в круг и еще посмотреть друг на друга, проверить точность своей фотографии.
    Упражнение «ТЕЛОХРАНИТЕЛИ»

    Эта веселая подвижная разминка помогает снять напряжение и усталость, приобрести навыки невербальной коммуникации. К тому же во время выполнения задания участникам нужно быть очень внимательными, и это помогает им настроиться на рабочий лад.

    Группа рассчитывается на первый—второй и образует пары. Один человек должен остаться без пары, поэтому если в группе четное число человек, то учитель также принимает участие в упражнении. В круг ставятся стулья, количество которых равно числу первых игроков. Первые игроки садятся на стулья. За спинками их стульев встают вторые игроки. Так как число игроков нечетное, один стул остается свободным.

    Игроки, стоящие за стульями, — это телохранители. Они должны удержать на своих стульях тех, кто сидит на них. Сидящие же игроки, наоборот, хотят ускользнуть из-под чуткого контроля телохранителей и занять свободный стул. Но сделать это они могут, только если телохранитель не догадается об их намерениях и если им удастся установить невербальный контакт с телохранителем свободного стула. Если телохранители замечают, что их подопечные собираются сбежать, они быстро кладут руки им на плечи, заставляя их таким образом остаться на своем месте. Постоянно держать руки над плечами своих напарников нельзя. Через некоторое время участники меняются ролями.

    В заключение игры можно обсудить, что помогало невербально договариваться друг с другом, были ли случаи, когда игроки были неправильно поняты, и т. д.
    Упражнение «СУПЕРПРЕДМЕТ»

    В этой разминке важна не только оригинальность мышления участников, но и их умение работать в команде.

    Участники делятся на несколько групп так, чтобы в каждой было по три-четыре человека. Команды должны в течение нескольких минут придумать и записать как можно больше способов применения какого-либо предмета, например ручки, канцелярской скрепки, чашки и т. д. Когда время заканчивается, команды зачитывают свои варианты, и повторяющиеся способы использования предмета вычеркиваются. В итоге побеждает та группа, которая дала наибольшее количество оригинальных ответов.
    Упражнение «ХВОСТ ДРАКОНА»

    Эту веселую подвижную разминку можно проводить после обеда или после теоретического блока, когда группа устала от долгого сидения на одном месте.

    Все участники встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего человека. Тренер просит представить, что сейчас вся группа превратится в большого голодного дракона, настолько голодного, что он будет охотиться за собственным хвостом. Участник, находящийся в самом начале, — это голова дракона; участник, замыкающий цепочку, — хвост дракона.

    По команде ведущего «голова» дракона должна попытаться поймать «хвост», а задача «хвоста» — убежать от нее. Игроки должны достаточно крепко держать друг друга за плечи, так, чтобы при движении дракон не рассыпался. Если «голове» удается схватить хвост, то пойманный участник становится «головой», а тот, кто стоял перед ним, — новым «хвостом». Возможен и другой вариант: участник-хвост, когда его ловит «голова», выбывает из игры. В этом случае дракон по ходу игры становится все меньше и меньше, и соответственно, участникам, играющим роль хвоста, все труднее убежать от «головы».
    Упражнение «А мы похожи!»

    Участники делятся на пары и составляют список из 5 общих качеств (черты характера, факты из жизни, опыт работы). После каждый ищет себе новую пару. Тот, кто быстрее всего найдет общие черты с 5 участниками получает приз.
    Упражнение «Бумажные мячики»

    Разделите аудиторию на две части (расчертите пол мелом или положите линейку). Участники также делятся на две равные команды в произвольном порядке. Каждая команда получает стопку использованной бумаги А4 или газет.

    Команды выстраиваются в две параллельные линии на расстоянии не менее 4 метров. По команде тренера команды начинают кидать свои шары на сторону противника и перекидывать обратно шары, которые прилетели на их половину. Ровно через две минуты игра прекращается. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше всего шаров.

    Разминка отлично подходит для активизации участников и быстрого поднятия их настроения.


    Упражнения для рефлексии
    Паутинка.

    Все садятся в круг. Учитель берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга ("Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…"). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в классе. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.

    Упражнение «Подарок»

    Описание упражнения:

    Учитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    «Комплимент»

    Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта