Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Скачать 252.91 Kb.
|
Речь в драме максимально соответствует предмету изображения, что не свойственно эпосу. На том или ином этапе действия персонаж драматического произведения бывает сосредоточен на определенном переживании, занимающем его целиком. Он, как правило, находится вовласти одного стремления. Драматические произведения выдвигают на первый план формы поведения людей в их духовной и эстетической значимости. Драма оказывается зеркалом форм поведения людей в их богатстве и разнообразии. Героями драматических произведений весьма часто оказываются люди, склонные к игре и проявляющие себя по преимуществу в ней. При этом драма тяготеет к художественному воспроизведению ролевого поведения человека. Развитие героев в драме В дочеховской драме – герой характер, волевой герой. Внешне волевое действие сопоставляли с волевым героем. Есть деление – хороший/плохой, второстепенный/не второстепенный. Но начиная с конца 19 века – драма меняется, перестаёт быть актуальным представление о характере. Человек открыто реагирует на мир. Нет деления на хорошесть и плохость, второстепенность и невторостепенность. Важны все герои и они все что-то переживают. 5.Конфликт. Есть 2 конфликта Конфликты-казусы – происшествие. Казус, он разрешается. Это гегелевский тип понимания драматизма. Мир целесообразен, в нём может нарушаться порядок, и это событие приведёт к тому, что появится новый порядок нового уровня. Здесь содержится становление мирового духа. Субстанциональные конфликты – неразрешимый конфликт. Разработан Бернародом Шоу. Чеховский тип понимания драматизма драматично само построение жизни. Жизнь драматична, в ней нет начала и конца, на любом месте жизни начали и закончили трагедию. Эти конфликты имеют коллизию, могут существовать вместе. 6.Драматическое действие – универсальное и необходимое начало театрально-драматического искусства. Станиславский сказал – сплошная непрерывная линия. Драматическое действие пронизывает всё произведение сплошной энергией. 7.Виды драматического действия – В античной драме человек не сколько субъект, сколько объект действия. В нашем понимании оно не динамично, но оно есть. Шекспировская драма – человек действия, внешне-волевое действие, актуализация характера. 19 век – впервые идея развлечения, драматургия развлекательна. После французской революции, пошли мелодрамы, актуализируется драматургия, использовалась интрига, театрально-драматическое искусство потеряло свою значимость (30-40 годы 19 века) настал драматический кризис. Новые европейские драматурги (вторая половина 19 века – начало 20 века) пересмотрели драматургию, возродили её, развили, интрига ушла. Устанавливается внутренние действие – герои разговаривают друг с другом, ничего особо не делая. На сцене – наша жизнь, драматургия не на внешнем уровне (воля, характер, противодействие), а на внутреннем герое – театр настроения. Главное – интонация, Появился режиссёр, он обеспечивал связь зрителя и театра. Автор в драме. Есть драматический текст он делится на основной и рамочный, а есть театрально-драматическое произведение. В рамочном тексте есть присутствие автора в драме и выражение его воли. Ещё позиция автора выражается в пословицах и поговорках, драмы дарят людям крылатые выражения. То, что включено в коммуникацию со зрителем – место, время действие, заглавие, список действующих лиц, посвящение, эпиграф, жанровый подзаголовок – может быть в программке. Не включённый в коммуникацию со зрителем – деление на явление, перечисление персонажей по иерархии, ремарка, указание от автора, каков персонаж сейчас. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. Драматическое произведение воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Присутствует закон развивающегося действия, но развернутое повествовательно-описательное изображение отсутствует. Авторская речь вспомогательна и эпизодична: список действующих лиц с их характеристиками, обозначение времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, комментарии к репликам, указания на жесты, мимику, интонации. Это рамочный текст. Основной текст – чередование высказываний персонажей, их реплик и монологов. Особенности произведений: Событийность, Плотное соседство изображаемых элементов, Субъективное самовыражение героев, Сохранение жанровых подзаголовков, Отражает то, как читатель должен воспринимать проблему, Речь обретает сходство с речью художественно-лирической или ораторской, Нет анализа изображаемого. Разнообразность и загадочность точек зрения. Возникает при интерпретации текста драмы в сценическое действие и при сотворчестве драматурга, актёров, зрителей. 22. Основные виды драматических произведений (трагедия, комедия, драма). - хализев Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Драматический род – изображение действия Драма - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения; обычно это небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение. Жанры драмы: Комедия – самый архаический жанр, в основе игра, жизнерадостность, атмосфера веселого праздника. Комедия является наиболее универсальным жанром драматургии. Возникла из обрядовых игр. Именно она сыграла решающую роль в становлении театрально-драматического искусства как такового, «древняя комедия — самый архаический жанр Греции, «комический жанр является для античности универсальным». Как и трагедия, комедия возникла во время Великих Дионисий. Ее основоположником является древнегреческий комедиограф Аристофан. Комедия составляет жанровую доминанту исторически зрелой, реалистической драматургии. Поведение персонажей. В комедии это все то, что сопряжено с игрой, непосредственной жизнерадостностью, атмосферой веселого праздника; В комедии над волей героев часто берут верх всевозможные случайности и непредсказуемые обстоятельства. Комедия - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным наказанием порока и торжеством добродетели в финале; Комедия – это драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо отрицательные черты и свойства людей, а иногда и целый строй общественных отношений. В основе комедии лежит некоторый конфликт, который на самом деле является только кажущимся, иллюзорным. Типичный конец комедии — счастливый. Нередко в основе фабулы комедии лежит триада «исходное равновесие — нарушение равновесия — восстановление равновесия». В комедии - суета, путаница и неразбериха. Нарушение равновесия в комедии иногда оказывается результатом недоразумения, недопонимания, а потому восстановление равновесия — это обычно ликвидация этого недопонимания, то есть осознание персонажем иллюзорности своих страхов и опасений. В комедии господствует низкое, смеховое начало, в комедии действуют простые люди, как правило, смешные и оригинальные, их образы лишены героизма или высокого пафоса. Герои комедии нередко несостоятельны, не соответствуют своему положению, ослеплены страстью, как бы не имеют облика нормального человека. Их несостоятельность в конечном счете выражается в том, что они не способны вызывать негодование зрителя. Персонаж комедии в значительной части случаев — это не индивидуализированная личность, а маска. Исходно комедия была связана с клоунадой, то есть комизмом формы: в такой комедии люди должны нелепо драться, падать, садиться мимо стульев, издавать неприличные звуки и т. д. Более тонкие формы комедии предполагают комизм слова, а также ярко выраженное сатирическое начало и обличение социальной реальности (а не простое выставление персонажей в комичном свете). Различают комедию положений (ситуаций) и комедию типов (характеров). Комедия положений — это драматическое произведение, в котором комедийное начало создается при помощи событий и обстоятельств. Источником комического в комедии типов являются характеры, то есть личности персонажей, их качества. Комедии писали Д.Фонвизин, Н.Гоголь, Б. Шоу. После античной комедии значительны комедии В. Шекспира, Лопе де Веги, Ж-Б. Мольера, А. Островского, Э.Рязанова, Л.Гайдая. Трагедия Поведение персонажей. в трагедии — это действия, связанные с выражением страдания, отмеченные патетикой. сценические представления трагедий, согласуются с праздничной ритуальной торжественностью, с атмосферой просветляющего очищения, которое издавна обозначается термином «катарсис». Трагедия – открыла двойственность явлений действительности – на войне убийство не убийство. Вершина развития трагедии – Античность и Шекспир. Трагедия проявляется в те эпохи, когда существуют равновеликие системы ценностей. Старая система уходит в прошлое, новая утверждается. Герой стоит перед необходимостью сделать выбор между разными конфликтующими системами ценностями. Концепция героя в трагедии – это и герой (отстаивает систему ценностей, которую он считает лучшей для всех), и преступник (отвергает другую систему ценностей). Герой должен сделать выбор в силу исторической необходимости, и понести за него ответственность, чаще всего трагический герой гибнет. Один из основных жанров театрального искусства; драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя. Схема развития: Герой против Рока (античность) – герой против законов истории (Шекспир) • Тяжелые переживания, страдания, Первичен конфликт непримиримых сил, Возвышенные вопросы о жизни • Герой многообразен, он меняется и переживает, Отсюда страх, сострадание читателя, Максимальная сила изображаемого героя, Глубокомысленные диалоги, Отступление от бытовой и исторической бытности В основе трагедии лежит конфликт между исключительной личностью, которая стремится к возвышенной цели, и превосходящими ее силами. Противостоящие герою силы могут быть представлены другими людьми, обществом, судьбой. Конфликт в трагедии носит неразрешимый характер. Герой трагедии непременно смел, обладает умом, силой воли, мощными чувствами и не готов поступаться своими ценностями, несмотря на все предупреждения и предостережения. Однако это не отменяет трагической развязки. Конфликт трагедии заканчивается поражением героя (не обязательно смертью), оно вполне может быть внутренним или касаться потери чего-то жизненно важного. Трагедия возникла в античном фольклоре во время праздника, посвященного богу Дионису. Конфликты трагедий отличаются серьезностью, глубиной, возвышенностью, а герои - силой характера, значительностью, что производит эмоциональное воздействие на зрителя. Древние греки, учитывая воспитательное значение трагедии, называли ее «венцом искусства». Античная трагедия - совершенная форма трагедии. Таковы трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. Высокого совершенства достигла трагедия и в эпоху Возрождения (В.Шекспир), и в классицизме (П.Корнель, Ж.Расин). Любили трагедию и романтики (В.Гюго, М.Лермонтов). В реалистической литературе трагедия не получила широкого развития. В основном она развивалась на историческом материале («Борис Годунов» А.С. Пушкина, трагедии А.Н. Толстого). В советской драматургии возник новый жанр трагедии - оптимистическая трагедия, утверждающая бессмертие героя в памяти народа, бессмертие его подвига в революционной борьбе. Начало этого жанра положил В.Вишневский своей пьесой «Оптимистическая трагедия». 3) Драма – бытовое поведение, простота Драма как жанр появилась позже трагедии и комедии. Как и трагедия, она тяготеет к воссозданию острых противоречий. Драма — это пьеса с острым конфликтом, который и отличие от трагического не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Строится на материале современном, а не античном, Утверждает нового героя, восставшего против своей судьбы, обстоятельств, Социальный конфликт между героями или группами героев, Исход не очевиден, но есть возможность благополучного разрешения конфликта Драма совмещает в себе как трагическое, так и комическое. от трагедии драма берет серьезный конфликт, от комедии — его счастливое, благополучное завершение, которое наступает благодаря осознанию героем своей ошибки. В драме нередко изображается обычная частная жизнь, лишенная героизма. Конфликт драмы может быть бытовым или психологическим. Драма основана на конфликте, не имеющем сверхличного характера. Драматург, как правило, изображает повседневную частную жизнь людей, их разнообразные взаимоотношения, столкновения. Поведение персонажей. В жанре собственно драмы — бытовое поведение с его простотой, непритязательностью, без эффектностью. Драма есть у А.Островского, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, а в зарубежной литературе выдающимися драматургами-новаторами являются Г.Ибсен, Г.Гауптман, Б.Брехт, У.Теннеси Уильямс и др. Популярна драма в творчестве К.Симонова, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова, Л.Петрушевской и др. Мелодрама - пьеса с музыкой, пением, которые сопровождают действие. В современной драматургии более распространено другое значение: мелодрама – это драма эмоциональная, сентиментальная по содержанию, с нравоучительными выводами, красивыми декорациями и костюмами, трогательной музыкой и пением. Фарс – старинный вид лёгкой, весёлой комедии бытового характера. Водевиль - жанр лёгкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, песнями, танцами (А.П. Чехов «Медведь», «Свадьба»). Интермедия – короткая сценка шутливого содержания, которая ставилась в драматических произведениях между действиями. Буффонда – род сценического действа, основу которого составляют смешные положения, которые носят примитивный характер и часто доведены до абсурда. Мистерия — грандиозная инсценировка библейских сказаний Миракль — небольшие бытовые сценки, в которых действовали не библейские персонажи, а простые люди, в основном крестьяне или жители городов. Моралите — драматургический вариант аллегорической поэмы. и отчасти басни. 23. Литературный процесс. Понятие традиции. Генезис и эволюция. Проблемы периодизации. Классическая и массовая литература. ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ПРОЦЕ́СС — историческое существование литературы, ее функционирование и эволюция как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории. Эпоха романтизма заинтересовалась историей литературы. Литературный процесс – поступательный, но не обязательно равномерный. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Литературный процесс зависит от oбщecтвeннo-иcтopичecкиx явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью. Художественные произведение соотносятся через Цикл – например рождественский цикл Гоголя, вступающие в связи самостоятельные произведения становятся больше, чем простая самостоятельность. Творчество художника – творчество автора делится на периоды, например, есть до каторжное творчество достоевского, послекаторжное, творчество великого Пятикнижия Литературное течение, направление – например минтементализм – творцы разные, произведения похожи. Художественные метод – одним художественным методом можно характеризовать разные произведения Национальная литература – у каждого народа своя национальная литература. Соотношение всех произведений в рамках национальной литературы Так же худ произведения соотносятся через Преемственность – традиция, традиционализм, новаторство Традиция – от латинского передача, предание. Традиция подразумевает присутствие и сохранение в литературном произведении культурной памяти. Была и в риторическую и в постриторическую эпоху. Традиция шире традиционализма, выражает преемственность. Когда традиционализм исчез, у традиции стало больше значимости возможностей в литературе. Традиционализм – ориентация автора готовые сюжетно-фабульные структуры, на типы повествования, жанры, слова, изобразительно-выразительные искусства, на готовую универсальную традицию. Автор не ставит задачу сам, но решает её. Был в риторическую эпоху до конца второй половины 18 века. Но была и вариативность, при абсолютном соблюдении правил. Сужает возможности для традиции. С приходом романтизма (романтизм продолжил традицию, но в области духа, содержания.) и концом риторической эпохи традиционализма не стало. Всевластие правил отступает. В 18, 19, 20 веке автор сам выбирает, на что ориентироваться. Не всё сразу, а преемственность в одной какой-то сфере. У толстого отношение человека к богу, бог в мире людей. Есть авангардисты – они отбрасывают традицию. У них лилия –ЕУЫ. При обращении к произведению 29 века нужно устанавливать, какие традиции автор сохранил, какие отбросил. |