Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Скачать 252.91 Kb.
|
Лирика обращается к вечным темам – любви, природы, бытия – лирика многотемна. Гражданская и философская лирика – отклик человека на всё то, что окружает человека. Лирика охватывает единичные состояния души, но они связаны, обусловлены, объединены бытием. В лирике, в отличие от эпики и драмы, нет фабулы, либо есть её элементы – я встретил, я вспомнил. Чистая лирика свободна от фабулярности, если есть элементы фабулы – лирика стоит на гране между лирикой и эпикой. Сюжет в лирике есть – передача переживаний, которые рождают события, причём событие другой природы – мнгновение самосознания человека. Для лирики характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности Сильман. Формула лирического стихотворения – оно рождается не в любое мгновение – мгновение яркого непосредственного переживания – мгновение итогового постижения сути переживания – эти мгновения укладываются в слова. Особенности произведений: Лирическое стихотворение невозможно пересказать. В нём все - «содержание», могут быть важными даже служебные части речи. Лирическое переживание не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается Принцип лирики «как можно короче и как можно полнее» - лаконизм высказывания, изображается только настоящее, сиюминутное время Медитативное начало – взволнованное и напряженное раздумье о чем-либо Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, настроем, но оказывается от него неотличимым (автопсихологичность лирики) Образ в лирике – чувства и мысли человека. Лирическое произведение чаще всего в стихотворном размере. Минимализм при создании ситуации – вводятся отдельные элементы действительности Особенности композиции – эмпирическая часть, обобщающая часть. Композиционные типы: 1) сопоставление двух образов, диалектически взаимодействующих (психологический параллелизм), иногда тут нужен ряд ассоциаций. Лён и пакля – оба светлые, но лён мягкий и шёлковый, а пакля – жёсткая и колючая 2) развитие и трансформация одного центрального образа (стихотворения романсного строя), усиление этого образа, точное время не указывается, указывается развитие во времени. 3) логическое рассуждение (концовка – вывод) всё-таки более присущ прозе, композиция может усложняться доп описаниями, контрастами. Формы выражения лирического сознания. В повествовательном фольклоре со временем автор – субъект – чётко отделил себя от героя – объекта. Но в лирике этого не произошло, сохранились субъект-субъективные отношения. Можно говорить о синкретизме (сочетание разнородных философских начал в одной системе без их объединения.) автора и героя в лирике. Лирика никогда не знала чёткой объективизации героя. 1)Внеличная форма – высказывание принадлежит 3-му лицу, субъект речи грамматически не выделен, не выражен – как у Тютчева. 2)Лирическое «я» грамматически выраженное лицо, в тексте есть местоимения я мы ты, лирическое «я» не является объектом для себя самого. На первом плане – событие. 3)Лирический герой – исследовала Гинзбург, рождается вместе с лирикой романтизма, осмысляется на Блоке. Субъект не только в себе, но и для себя является собственной темой. Отличается от автора, у него появляются биографические, психологические черты. 4)Ролевой герой – как в зелёном шуме, существует ярко выраженная дистанция между автором и лирическим героем. Эта разница подчеркивается лексически и синтаксически. Жанры лирики – стихотворная молитва, лирическая баллада, элегия, послание, идиллия, лирическое стихотворение. Основные виды лирических произведений (сонет, ода, элегия, эпиграмма, послание, лирическое стихотворение) – Холшевников. Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Лирика – род литературы, который ставит на первый план единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления. Главные лирические жанры заявили о себе еще в глубокой древности. Лирика будет быстрее и раньше расставаться с каноничными жанрами, чем эпика. Особенности: - один жанр сменяет другой - большинство жанров зародилось в древности - отказывается раньше всех от жанровых заголовков Сонет – 1.твёрдая строфическая форма, 2.14 стихов, 2 катрена, 2 терцета. 3.Катрены.1 катрен даёт тему, 2 развивает её, оба синтаксически закончены. Пишутся на одну пару рифм, чаще – охватные. 4.В терцетах – нисхождение темы и концовка. 3 пары рифм, порядок свободнее. То есть две неравные части уравновешиваются. Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод. 5.Ни одно слово кроме служебных или местоимений не должно встречаться 2 раза. 6.Рифмы звучные 7.От строгой формы сонета отступали Пушкин - части композиционно разделены – и Шекспир – его сонеты не повторяют рифму в 2 первых четверостишиях, у него там смешанная рифма. 8.Возник в Италии, когда началось разнообразие строфических форм. В Россию пришёл первой четверти 19 века, им пользовались поэты, стоящие в направлении чистого искусства. В россии – 5-6 ямб, остальные разрушили бы строгую форму. Во второй половине 19 века популярность спадает. 9.В начале 20 века поэты стремятся разнообразить строфы, привнести в них что-то новое. Возрождается сонет и появляется венок сонетов. Это 15 сонетов, в которых начальный стих следующего сонета повторяет конечный стих предыдущего. Писали первую строфу, потом из неё дёргали строчки и ими начинали последующие строфы. Иванов, Волошин. 10.10-20 годы 20 века сонет расцветает, венки пишут неожиданными размерами, удлиняют, укорачивают. Опрокинутый сонет – поменянный катрен и терцет. 30-е годы – торжество формализма и социалистического реализма – сонет умирает. 50-е годы сонет возрождается, с 60-х ими очень увлекаются. Есенин в шагане писал венок строф, но это не венок сонетов. Идиллия не доминировала в русской поэзии. Жанр сложился в античности, небольшой объём, но за последние 200 лет не актуален. Она актуализирует прошлое и будущее, настоящее не важно. Пространство – страна, дом – колыбель, усадьба, пейзаж, ручей, пруд, река. Мир замкнут от окружающего, жизнь внутри границ самодостаточна. Поколения связаны единым местом, ход родовой жизни связан с природой и цикличен – смена времён года, предмет изображения – основные реалии человеческой жизни. Рождение, смерть, свадьба, воспроизведение рода, труд, праздник, еда. Особого конфликта между ними нет, жизнь гармонична, замкнута, самодостаточна. Существует только тогда, когда человек её покидает, когда в неё невозможно вернутся. А если вернётся – идиллия не будет соответствовать реальности. Жанр идиллии – рефлексия, а если рефлексия войдёт в идиллию, то идиллия разрушится, в идиллии нет почвы для рефлексии. Жанр откликается на исторические эпохальные события. В 17-18 веке завершилась риторическая эпоха, человек стал самодостаточным, самостоятельным, индивидуальным. В романе Обломов есть идиллические темы. Мифологема идиллии – утраченный рай, в идиллии человек историчен, неотделим от природы, хорошо именно сейчас. Готовый ландшафтный сценарий – пригорок, ручеёк, холм, плотина, ветерок, луг – нечто обозримое. Идиллия не знает разделение быта и бытия – лирику не разрушит жаренный лук. Значительно идиллия повлияла на послание и элегию Послание – обращается к пространственным аспектам бытия. На оценочном контрасте большого и малого мира строится развитие темы. Дом как способ отделения от мира, скромная обитель, простой дом и очень общие описания. В отличие от идиллии в послании есть большой мир, о которым герой точно знает, но не выходит в него. Лирическое послание (эпистола): Монолог, обращенный к определенному лицу или лицам, всегда ориентировано на адресата, Нацелено на общение с человеком Нет любимой тематики, но тема должна быть интересна адресату Самый раскованный жанр по объему (объем разный) Разное отношение к тому, что изображено Большое место занимает описание (самый описательный лирический жанр) Эллегия – сосредоточенность на времени и значение лирического я, человек не может вернуться в идилию. Природный цикл противопоставляется человеческой жизни. Фиксируется разрыв между циклическим и индивидуальным переживанием времени. Воспоминание о внутреннем мире, который недоступен. В Пушкинских эллениях есть мотив желания вернуться в родной уголок. Элегия: Основные эмоции: грусть, печаль, переходящая в размышления Более интимный жанр Чувство переживания мотивировано какой-то невозвратной утратой Элегия – реакция героя на эту утрату, размышление Триада времени – сюжетообразующее начало (лирический герой ощущает себя сейчас, но думает о прошлом и будущем) Романтическая баллада – как и сказочный сюжет строится на событии встречи между обычным и потусторонним миром. Потусторонний персонаж приходит в обычный мир, контактирует с героем, это заканчивается катострофой или для одного или для другого или для обоих. В роли мёртвого пришельца может быть муз. Инструмент, ветер, волны – их звуки. Может рассказываться про убийство. Могут быть демонические существа. Могут быть предсказания, гадания. Диалог между персонажами – форма контакта между мирами. Ода – сложная строфа, 1.появилась в 18 веке – расцвет классицизма – торжественная ода, десятистишная строфа, перекрёстное четырёстишие и шестистишие – десятистрочная строфа. 2.Строгая нормативность, допускались вариации лишь: можно поменять местами м и ж рифмы, реже поменять составляющие строфу четверостишие и шестистишие. 3.С начала 19 века выходит из употребления. Цель – восхваление Высокий стиль Хвала адресату оды Прославление прошлых успехов страны. Пушкин ломоносов Эпиграмма - это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление Короткий текст – лаконичность Сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление Предок эпиграммы – надпись на могиле, зданиях, предметах быта Организационное начало – мысль, в которой выражено отношение субъекта к тому, что он видит => субъективизм, оценочность. В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но и орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — Александр Пушкин, Сергей Соболевский, Евгений Баратынский, Пётр Вяземский. Лирическое стихотворение - малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения. Повышенная эмоциональность. Установка на выражение субъективного впечатления. Обычно бессюжетная композиция Драма как род литературы. Художественные особенности драматического произведения - хализев Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Драматический род – изображение действия. Драма (греч drama - действие) - один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Гегель даже говорил, что не надо публиковать тексты драм – это уже будет драматический текст, если мы читаем текст – это не драма. Драма должна состоятся здесь и сейчас. Драма – это обычно небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение. Содержание конфликта раскрывается через игру актеров, драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме беседы действующих лиц. Сюжет драмы составляет драматическое действие. Специфическая связь драмы с игрой. Эта связь до предела ослаблена в лирике, эпике. Большую роль играет импровизация. Театрально-драматическое представление – в театре. Драма невозможна без зрителя. Есть драматург (Толстой, достаевский со своим эпико-повествовательным мышлением, когда он не в драме мыслит театрально) и театральный драматург (Островский – он видел, как это будет проходить на сцене, мыслит театрально). Назначение драмы – действовать на множество, занимать его любопытство. Островский сказал – есть театр, значит есть нация. У драмы – особое общественное значение. Зритель, охваченный одними эмоциями, сливается в утверждении фундаментальных ценностей. И это происходит здесь и сейчас, сливаются люди одного времени. Сейчас многое в театре переиначивают. Если нет творческого импульса, некоторые грани произведения вообще могут остаться незапечатлёнными. Вместе с тем правомерно далеко не любое изменение литературного произведения в спектакле. Происходит попытка отвергнуть эти ценности, но они никуда не деваются. С одной стороны, необходимо постигнуть своеобразие и специфичность произведения, с другой стороны, важно увлечь пьесой сегодняшнюю зрительскую массу, а для этого — приблизить формы поведения героев прошлых эпох к современным, «преобразить» их на теперешний лад. И все-таки для деятелей сцены порой оказывается насущным и плодотворным пристальное внимание к тем чертам поведения героев давних эпох, которые непохожи на привычные нам формы жизни. Но далеко не все деятели театра проявляют внимание к специфике давних культур, к их нетождественности своему времени. В современной театральной жизни актуальной становится серьезнейшая проблема воспроизведения атмосферы ушедших эпох. Драма появилась в VI веке до н.э. в Греции и воплотилась в форме трагедии и комедии. Драма предполагает самостоятельность человеческой личности и столкновение личностей между собой, с природой и обществом. Способствовало этому восхождение Греции, как демократического государства. Драма появилась тогда, когда изменился статус слова – слово приобрело особую значимость, и когда утвердилась письменная форма и речевой текст стал обладать письменной ценностью. Феномен возникновения драмы – Фрейденберг. Драма единственная отвечает на ту ситуацию, когда сходятся на равных разные система ценностей. Антегона и креонт. Предмет изображения в драме 1.Драма показывает межличностные отношения (столкновение, борьба, манипуляция, взаимнодействие – герои порождают того, кто рядом с ними, хотя не действуют сообща, не общаются невербально – ревизор) 2.Категория времени – нет дистанции между событием события и событием рассказывания. В драме всё настоящее, ежеминутное. Передаётся борьба в душе героя и между героями. Действие происходит в сжатые сроки, раньше вообще было 24 часа, сейчас свободнее. 3.Пространство. Нет пространства между событием и субъектом слова. В пространстве находятся герои, его смотрит зритель, нет свободы в творчестве пространства. Восполнение происходит благодаря додумыванию зрителей, работы театрального художника. 4.Человек. Нет свободы в создании человека – нельзя проникнуть в глубину сознания, не может передать внутренние чувства. Черты духовного и «поведенческого» облика персонажей как выражение авторской оценивающей позиции, взаимная соотнесенность действующих лиц и ее смысл, конфликты между героями, развертывающиеся во времени и пространстве Белинский: «В эпопее господствует событие, в драме — человек. Герой эпоса — происшествие, герой драмы— личность человеческая» теория устарела Драматург дает максимально выразительные картины речевого поведения человека в изображаемых ситуациях. Черта драмы - преобладание в произведении словесных действий героев. Высказывания, составляющие текст драмы, осуществляются в ситуации, которая представляет собой предмет непосредственного изображения. Ведение речи в драме тождественно воспроизводимому действию. Монологи (передают чувства героя) и диалоги являются здесь по основной своей функции не сообщениями, а действиями. У Чехова происходит монологизация диалогов, каждый говорит о своём. |