Главная страница

Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура


Скачать 252.91 Kb.
НазваниеМиф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Дата29.04.2023
Размер252.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbilety_gotovye_s_pylu_s_zharu.docx
ТипДокументы
#1097995
страница4 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Символ восходит по своему генезису к иному, более архаическому, чем троп, субстрату.(общая основа всех процессов и явлений)

Это всё по аверинцеву

Символ – допонятийная или синкретическая выразительная форма – бройтман

Символ – функция бесконечности (лосев)

Разграничение по принципу иносказательности

Аллегория – вытеснение значений первичного языка смыслами, которые подлежат дешефровке.

Эмблема – резкое расширение области значений языкового знака при сохранении его исходного смысла (голубь мира). Это результат выбора одного из значений, избранное значение иллюстрирования, выбор мотивируется с помощью надписи – появления её на фоне вариативной аллегоричности знака.

Это расширенная область значений, сохраняющая смысл.

Символ – резкое расширение области смысла, сохранение его исходного значения

Гротеск – игра значениями первичного языка, приводящая к вытеснению смысла, к замещению значимости.

Всё это может встретиться в одном и том же тексте. Но уникальность худ. Языка текста заключается в семиотической определённости позиции по отношению к языку.


  1. Поэзия и проза. Стиховой ритм, его проявления и художественные функции. Системы стихосложения. Слово в поэзии и прозе холшевников

Есть 2 формы организации художественной речи проза и поэзия

Проза – сплошной речевой поток, членится на несколько слов, предложение, абзац, фрагмент, целый текст.

Поэзия – речь делится на соизмеримые отрезки стихи

В стихах и прозе речь делится на связанные по смыслу и интонации группы слов, которые отделяются друг от друга паузами, постановкой логических ударений и т.д.

Однородные явления в прозаической и стихотворной речи:

  • Расчлененность речи по интонации

  • Чередование ударных и безударных слогов

Критерии различия прозы и поэзии по Томашевскому

Деление речи на сопоставимые между собою стихи – прерогатива поэзии

Стих обладает внутренней мерой, а проза нет – но это не универсальный критерий.

  • Явления стихотворной речи упорядочены и непосредственно воспринимаются слухом.

  • В прозе длина интонационно-ритмических отрезков не определена.

Первой сложилась поэзия

Необходимо было провести границу между художественным и не художественным произведением, чтобы человек обычный их отличал.

В текст в ранние эпохи закреплялось только то, что достойно памяти. А стихотворная форма быстро запоминалась.

До 30-х годов 19 века актуализирована стихотворная форма, а проза была н периферии искусства.

Потом читатель смог отличать, где искусство, а где нет.

Проза выходит на свет, простота имеет художественное достоинство. 19 век со второй половины - золотой век прозы

Поэзия входит в прозу, проза насыщается поэзией.

Слово в прозе и поэзии – про это говорил Бахтин

Слово в поэзии моно логично, динамика поэтического образа разыгрывается между словом и предметом.

Слово в прозе включено в центробежное развитие, в слове звучат разные голоса, разные точки зрения. Структура повествования включает минимум 2 точки зрения – писателя и читателя. Но обычно точек зрения больше.

Словесный знак – универсальный всеобщий знак и это реальная ценность знака.

В Анне Карениной несколько раз говорит о Кити что она прелестная, а потом и было что-то бесовское в этой прелести. Мы интуитивно чувствуем что она совратит Вронского.

Словесный образ может быть поэтическим и прозаическим. Черты словесных образов:

1) Словесный образ гораздо менее нагляден

2) Человек создает смысловые ассоциативные связи предмета

3) Более высокая степень осмысленности, присутствие мысли

4) Тематический универсализм: все темы доступны

5) Эстетическая неоднородность среди образов

По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока).

Предметная классификация образов:

Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает

Образы мысли и переживания.

Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический

смысл. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста

Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному.

Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста

Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру

Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями

Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, -  слогов ударных и безударных, строк, строф. (Систематизированный повтор) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлечённой метрической системе. Ритмические стихи разнообразны, так как вариаций ритмов много.

Факторы, определяющие ритм:

  1. Характер стоп

  2. Длина стиха (количество стоп)

  3. Наличие/отсутствие цезуры

  4. Характер клаузул (ритмических окончаний)

  5. Расположение пиррихиев и внеметрических ударений

  6. Расположение словоразделов

Функции ритма:
1.Создает интонацию, которая выражает определенное эмоциональное состояние человека
2. Эстетическая (благодаря ритму в стихе даже отдельное слово акцентировано и может нести максимальную смысловую нагрузку)

Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе (основа – членение речи на стихи) Совокупность норм и принципов верификационного мастерства, построенного на основании определённого ритмического критерия.

Различие систем стихосложения зависит от фонетических особенностей языка, в основу системы стихосложения может лечь только существенный признак фонетической системы.

Системы стихосложения:

  1. Метрическая система – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Долгий слог равен двум коротким. Возможны были замены долгих слогов краткими – перрихий, но как стопа не употреблялся. Эта система присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются друг от друга по долготе. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ, ЛАТИНСКИЙ, АРАБСКИЙ

  2. Силлабическая система – система построения стиха, в основе которой лежит повторение одинакового количества слогов во всех строчках текста. Ритм здесь улавливается автоматически, создаётся повторением одинокого количества стихов. Многосложные силлабические стихи разделяются цезурой – постоянным словоразделом на определенном месте. Перед ней акцентная константа – ударение. Женская клаузула, рифмы нет. Присуща языкам, в которых ударение постоянно находится на опр. месте, а гласные не различаются по долготе. ФРАНЦУЗСКИЙ, ПОЛЬСКИЙ. размеры: Гекзаметр, пентаметр.

  3. Тоническая система – система, основанная на равном числе ударных слогов в строке, при этом число безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Присуща языкам с подвижным ударением, при этом ударный слог качественно не равен безударному, он редуцируется. Русский народный стих издревле был тоническим. РУССКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ. Акцентный стих, дольник, тактовик, верлибр.

  4. Силлабо-тоническая система – система, основанная на наличии силового разноместного ударения. Ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке. Каждая строка состоит из повторяющихся однообразных стоп, а стопа из 1 ударного + 1/2 безударных. Порядок слогов в стопе играет существенную роль – от этого зависят стихотворные размеры.



  1. Фоника, ее образотворческие и композиционные возможности. холшевников

Фоника (Эвфония)раздел стиховедения, изучающий звуковую организацию текста с точки зрения их фонетических свойств. Изучает звуковой состав, звуковую упорядоченность текстов.

Стихи ведут свое происхождение от песни, поэтому поэзия сохранила черты музыкальности. Кроме смыслоразличительной функции звуки в стихах несут еще и эстетическую функцию. Читая или слушая стихи, мы невольно улавливаем звуковые повторы.

С 19 века живое произношение активно проникает в стихотворения.

Звуковые повторы внутри стиха.

Ассонанс – повтор гласных.

Аллитерация – повтор согласных.

Звукоподражательный повтор(звукопись) – повторяемы звуки позволяют воспроизвести в голове картинку – служит для подчёркивания, выделения стиха или ряда стихов. Шелест, шорох, гром.

Звуковые повторы не регулярны. Звуки сами по себе лишены вещественного или эмоционального содержания.

Звуковой строй стихотворения разный – протяжные отличаются от резких.

Самым частым признаком упорядочения является рифма. Рифма имеет значение и фоническое, как всякий звуковой повтор, и метрическое, обозначая границы метрического ряда, стиха. Известны стиховые формы, в которых систематически применяются созвучия в начале или середине стихотворных строк.

Рифма (Жимурский) – всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения.

Концевое созвучие – не единственный возможный способ связывать стихи между собой, хотя самый яркий.

Рифма – изменчивое историческое явление. Она образовалась в фольклоре при синтаксическом параллелизме. В 17 веке преобладали грамматические рифмы. В 18 веке и до наших дней ценились разнородные рифмы.

Виды рифм:

По слоговому объему:

  1. Мужская – ударение на последнем слоге

  2. Женская – на предпоследнем

  3. Дактилическая – на 3 слоге с конца

  4. Гипердактилическая – на 4 слоге с конца

По характеру звучания

Достаточная рифма – созвучны окончания, начиная с ударного гласного, но опорные согласные(перед уд. Гласным) различны. Лицемерить – верить.

Недостаточная рифма– мужская рифма, созвучен только последний гласный звук. Хорошо-тепло

Омонимическая рифма – слова полностью совпадают по звуковому составу, но различаются по значению. Веко-века

Банальная рифма - связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть (кровь — любовь, радость — младость).

Тавтологическая рифма – если в рифме повторяется одно и то же слово, обычно с разными значениями.

Оригинальные рифмы – рифмы, вызывающие новые смысловые ассоциации.

Составная рифмы – одно слово рифмуется с двумя. Девы где вы. ИХ разновидность – Каламбурные рифмы – в них сочетаются слова с одинаковым или близким звучанием и разным значением или написанием.

Омонимическая рифма - рифмующиеся слова полностью совпадают по звуковому составу, различаясь по значению (т. е. являются омонимам)

По звуковому строению:

Точная – рифма, в которой звуки(буквы могут быть не одинаковы ё,я) совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. Науки – руки.

Неточная рифма – разговорная речь входит в стих, заударные гласные редуцируются, исчезают особенности торжественного произношения.

Богатая рифма– совпадение опорного звука, т.е. согласного перед ударным слогом и последующих звуков. Изнывать-рифмовать.

заударная часть одного рифмующегося слова сильно отличается от заударной части другого, иногда рифмуются только ударные гласные.

Глубокая рифма – обогащение созвучия в предударной части слова, захватывающего 2-3 слога. Занемог - не мог

По степени отступления от точности:

Приблизительные рифмы – не точные рифмы, где ударные и следующие за ними согласные полностью совпадают, различны только заударные гласные. Поэзия стремится к более свободной манере. Плитах-позабытых.

Ассонанс – гласные созвучны, согласные различны. Облако-около.

Диссонанс – гласные различны, согласные созвучны. Розах – ризах

Корневые рифмы – созвучие корней и приставок, а не суффиксов и флексий. Поток-потоп

Усечённая рифма – с усечением конечного согласного в одном из созвучных слов. Лес-крест

Усечённая рифма – женская или дактилическая рифма, с усечением конечного й в одном из рифмующихся слов. Дани – рукоплесканий.

Неравносложная рифма – нарушается одинаковость клаузул. Гипердактелическая- с дактилической, дактилическая- с женской. Женская – с мужской.

По месту в стихе: начальные, внутренние, концевые.

Внутренняя рифма – своеобразный звуковой повтор, стоящий не на конце, а внутри стиха. Бывают постоянные и не постоянные. Постоянная – не отличается от обычной, играет звуковую и метрическую роль. Непостоянная – рифмы не имеют постоянного места и расположены прихотливо.

Чаще всего внутренняя форма связана с синтаксическим параллелизмом и встречается у тех поэтов, в стихах которых особенно большую роль играет мелодичность. Тютчев, фет, больмонт.

По морфологическим признакам: суффиксально-флективные, грамматические, разнородные

По составу: простые, составные

По месту ударения: равноударные, разноударные.

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.

Типы рифмовки (как располагаются рифмующиеся строки):

Парная, Кольцевая, Перекрестная

Сложная/смешанная – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

Народная культура предпочитала грамматическую рифму.

  1. Внутренний мир произведения. Художественное время и художественное пространство. Предметный мир. Лихачёв - Он в 60 г 20 века открыл, что есть внешний мир и мир художественного произведения.

Внутренний мир произведения словесного искусства обладает художественной ценностью и цельностью. Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих ракурсах. Действительность отображается косвенно – под видением художника и прямо – без изменений. Производит действительность в условном, сокращённом виде. Переигрывает действительность за счёт стилеобразующей тенденции.

Внутренний мир художественного произведения – все, что окружает персонажей, атмосфера, природа, авторские размышления.

Внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не сам для себя, не автономен. Имеет свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл. Для мира характерна системность, структура.

Зависит от реальности, отражает мир действительности, но преображает его. Преобразования имеют целостный и целенаправленный характер. (Строительные материалы для построения внутреннего мира берутся из действительности, но отражаются в соответствии с представлением автора о мире или о том, каким он должен быть). Исследователи изучают верность или не верность изображения действительности. И ещё изучают внутренний мир художественного произведения как целого, ищут прототипы персонажа, пейзажа, событий. Поэтому у таких исследователей внутренний мир произведения дробится – это не правильно. Различают действительный и художественный факт. Чтобы понять, что это нужно определить, в чём состоит различие, чем они обусловлены, как организуют внутренний мир. Иногда подражаний действительности мало, иногда много. Трансформация реальности в художественную действительность – свидетельство об истории и идеологии и общественной мысли.

Мир художественного произведения – результат отображения и преобразования действительности.

Компоненты внутреннего мира произведения:

Время и пространство могут быть деформированы по отношению к реальной действительности. По сравнению с другими видами искусств литература более свободно обращается с пространством и временем.

1. Время. Время может идти быстро, медленно, охватывать столетия, часы, идти прерывисто, не прирывисто, интенсивно, не интенсивно.

Время может идти в другом порядке, темп времени может меняться. Автор может в угоду произведения менять последовательность событий. Время обладает конкретностью и несет представления о движении, об изменениях, которые происходят по ходу сюжета. Стремление к сближению художественного и реального времени.

Характер условности времени и пространства зависит в сильнейшей степени от рода литературы:


написать администратору сайта