Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Скачать 252.91 Kb.
|
В лирике – абстрактность времени и пространства, а лир. герой тяготеет к одной ситуации Драма живет во времени, напряженная временная динамика, время совпадает с восприятием зрителя, обязательно происходит действие Эпика – время идет, реальность разделена на 2 части: реальность повествователя и события, разные формы повествования 2. Пространство. Создаётся пространство, где происходит действие (оно может быть большим, маленьким, реальным, воображаемым.) Художественное пространство – модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Оно может обладать теми или иными свойствами, так или иначе «организовывать» действие произведения. Пространство создает среду для движения и сама свойственна к движению. Социальные, временные, этические связи картины мира моделирует пространство. Пространство бывает точечным (последовательность эпизодов не задана), линеарным, плоскостным, объёмным. 3. Мир идей (Идейное содержание, цель произведения) 4. Психологический мир – общие законы психологии, которые подчиняют себе действующих лиц. (Например в сказке особые ответные действия, особая реакция.) маленький человек и ощущает и ведёт себя как маленький человек. 5. Мир истории – могут обнаружиться не только события из реальной действительности, но и свои законы, по которым совершаются исторические события, своя система причинности событий. Персонажи существуют в рамках данной исторической эпохи. И делают только то, что могут делать. 6. Нравственный мир – что движет героем, какие проблемы возникают в произведении. (Например в Средневековье – добро и относительное зло. Святой не может сделать зло, но злодей может стать святым. Отсюда ассиметрия и однонаправленность. С развитием литературы нравственный мир меняется. В романтизме оправдывают зло, его протест соц. И религии. В классицизме добро и зло стоят над миром и приобретают историческую окраску. В реализме нравственные аспекты – быт, социальная жизнь.) 7. Мир персонажей 8.Социальное устройство мира художественного произведения. Отличается от действительности. Сопротивление развитию сюжета В русской сказке доминирует сюжет, мир не затруднённый. Малое сопротивление, действия заторможенный, охватывают меньшее пространство, ровные, лёгкость осуществления желаний, герои передвигаются с большой скоростью, пространство расширяется, но оно тестно связано с действием. Время не соотносится с реальным временем. Чудесная лёгкость из-за волшебства и сопротивления. У Достоевского события быстрые, энергичные, сопротивление низкое. Сюжеты прокладывают дорогу в сфере психологической и идейной жизни – эта часть наименее сопротивляема. Доминирует свобода духовной жизни. Части мало связаны, много точек зрения. Люди странны, отступление от нормы. Столкновение противоположностей. События преломлены через впечатления. Автор не несёт за них ответственности. Наибольшее психологическое сопротивление свободе сюжета создают характеры и типы. Предметный (вещный) мир литературного произведения Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира. Основные составляющие внутреннего мира лит.произведения: Мир персонажей Предметный мир Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Вещь в системе внутреннего мира литературного произведения может выполнять разные функции: Вещь может быть опознавательным знаком Вещь как средство характеристики героя Сюжетная функция вещи (мощный толчок в развитии сюжета). Например, шинель, гранатовый браслет Символизация вещи (вещь самоценна, её внутренний смысл; когда всё произведение об этом) Фантастический сюжет. Волшебная вещь. Например, ковёр-самолёт Отдельные вещи могут соединяться в комплексы, например интерьер, пейзаж. Все вещи окружающие нас в жизни воспринимаются органами чувств. Сенсорная поэтика – это представленные в произведении способы чувственного познания образа, ощущения, представления о вещном мире. Визуальные образы познаются с помощью внутренних черт предмета. Цветовая образность - устойчивые ассоциации с какими-либо явлениями. Тактильные образы (температура). Например, холодно, жарко. Звуковая образность. Звуковые образы (изображённый звук). Вкусовые образы, Обонятельные образы (запахи) Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать о занятиях человека, его социальной принадлежности, а также помогают раскрывать характеры литературных персонажей. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий. Значима граница мира – ограниченность особого рода, создаётся пространство сцены и её продолжение. На языке маркеров, оппозиций, образов художник может говорить на любую тему Герои литературного произведения. Структура литературного героя. Система персонажей Литературный персонаж – серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. Героем обычно обозначают главное действующее лицо, «носителя основного события» {М.М.Бахтин) в литературном произведении, а также значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. Герой может быть отличим от иных персонажей в первую очередь по своей значимости для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события. Персонаж — действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции. (Серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста) Пути раскрытия персонажа, его подачи: Описание внешности, портрет. Поступки (действия). Речь. Предыстория персонажа. Система ценностей. Динамика персонажа. Интерьер. Отношения с другими персонажами, их взаимные характеристики. Сны, подсознательные образы. Самохарактеристики. Авторские характеристики. Имена героев Структура литературного героя: Внешний облик – это прежде всего портрет героя, возраст, профессия, его прошлое. Портрет придает герою отличительные особенности, очень часто портрет является средством психологизации и свидетельствует о чертах характера героя. Профессия и призвание дают герою право на общественно полезную деятельность. Возраст определяет потенциальную возможность тех или иных действий. Рассказ о его прошлом, родителях, стране и месте, где он живет, сближает героя с реальными людьми. По его прошлому можно сделать выводы о развитии его как личности. С выбора имени начинается бытие героя в литературном произведении. В имени воплощается его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества. Внутренний облик – мировоззрения, вера, этические убеждения, высказывания, поступки, мысли и привязанности. Привязанности и мысли намечают многообразную жизнь души. Вера (или отсутствие таковой) определяет присутствие героя в духовном поле, его отношение к Богу и Церкви. Весьма важную роль в изображении внутреннего облика героя играет его сознание и самосознание. Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать. Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом: Главные (в центре сюжета), второстепенные (активно участвуют, помогают раскрыть главных), эпизодические (появляются в 1-2 эпизодах, дают толчок сюжетному действию, не имеют собственного характера) Сценические и внесценические Положительные и отрицательные Герои авантюристы и герои, избегающие действий Формы литературного персонажа: Упоминание в речах действующих лиц, Повествование автора или рассказчика о связанных событиях, Анализ характера Изображение переживаний, мыслей, речей, жестов, наружности, сцены, в которых он принимает участие и т. п. Проблема единства персонажа. Чем больше действующих лиц, тем больше виден механизм постепенного наращивания этих проявлений. Повторяющиеся устойчивые признаки образуют свойства персонажа – однонаправленные, разнонаправленные – однокачественные (идеальный образ), многокачественные ( возник позже.) Модели от древности до современности: маска-идеальный образ-тип-характер-идея-герой символ-герой равный процессу сознания, моделируются не одинаково. Созданию целостности героя способствуют поведение и имя. Поведение героя – действие, участие в сюжетном движении, вовлечённость в события, смена душевных состояний– разворот присущих ему свойств, свойства – стереотипы процессов поведения. Свойства эти может определить автор, другой персонаж, читатель. Имя и его элементы. Элементы соотносятся и противопоставляются. Имя задаёт динамику в соединении героя – тынянов. Единство литературного героя – система. Признаки связывают фокус авторской точки зрения. Единства лит. Героя не будет без организации доминанты, его создаёт автор. Каждая событийная художественная система возникает путём выбора средств для познавательных целей писателя. Принципы связей единства героя: социальная, психологическая, историческая, структурная, противоречивая. Противоречивый принцип связи – основной движущий механизм поведения литературного героя. Герой вступает в противоречие с предметным миром, общественной средой, другим человеком, потусторонними силами, с самим собой. Противоречия характерны не для всех эпох: классицизм(противоречия разнонаправлены, нецелостны, всё разъединено, противоположности замкнуты в себе) Романтизм ( ранние немецкие романтики вносят разочарованное сознание, человек разрывается, в литру входит тема психических заболеваний, нарушение целостности личности человека.) У поздних романтиков и всех после них стоит задача создания облика многомерного персонажа из бинарных, отдельных. Противоречия соединяются и идут из разных сфер – исторической, предметной, социальной и биологической. Противоречия в человеке либо иррациональны, либо загадочны, как в печорине. Для этого автор должен устанавливать причинно-следственные связи и возникает потребность в анализе. Большую роль играют подробности, детали, предметный мир. В реализме между персонажем и деталью устанавливается характерологическая связь. Предмет может характеризовать героя, строится образ социальной среды. Если личность мыслиться как всегда себе равная душа, то противоречия её могут быть иррациональны. Если сознание есть движение, а человек – динамическое единство, то противоречия неизбежны и объяснимы. Его можно анализировать. Художественное сочетание анализа и синтеза возможно потому, что художественный анализ в своём роде синтетичен. Исследуя характеры, поведение, обстаятельства художник устанавливает ряды причин и следствий, разлагает целостное явление не видимые простым глазом элементы, сводит одни элементы к другим или совершает замену, подстановку(замена великодушного поступка эгоизмом) но изображение не распадается на куски. Новые элементы вступают в новые связи. Человека отдельных эпох мы мыслим суммарно, как если бы его жизнь протекала в отвлечённых очертаниях. Прошло много веков, прежде чем описательная и символическая функция подробностей сменилась характерологической. Юмор и просодия сдвинули шаблоны со своих мест, узаконили деффиринциальное и неожиданное. Потом шаблоны разрушала ирония. Литературный психологизм – начинается с несовпадений, непредсказуемости поведения героя. Позднее поэтика непредсказуемости получила подкрепление в представлениях о многослойности сознания человека. Это относится к теориям психологической установки, настройки, которой личность отвечает на данную ситуацию. Обмен между сознательным и подсознательным, установка, психологическое поле (задачи, разрешаемые героем относительно того, что его окружает) – существуют синхронно. Психологизм питается неожиданным тем, что не исчерпывается каноническими моделями поведения героев. Парадоксальность – острая форма закономерности. Логически взаимоисключающее психологически совместимо в поведении литературного героя. Борьба между неожиданным и ожидаемым совершается внутри литературного персонажа. Типологические формулы обеспечивают первоначальную идентификацию героя, и способствуют и в дальнейшем способствует его динамическому единству. Формулы могут быть явными и скрытными. Сложные формулы литературы не знают устойчивого отношения между неизменной ролью и поведением. Самые сложные формулы литературы сохраняют некоторые первичные типологические ориентиры для узнавания персонажа. Каждую структуру образует взаимодействие некоторых элементов, признаков. Для структуры литературного героя это свойства, состояния души, идеи. Разные типы отношения между признаками – исторические формы персонажеобразования. Для того, чтобы организовать структуру персонажа все признаки должны восходить к психологическому корню. Литературный характер – множественные, разнонаправленные отношения между признаками - динамическая система – в ней существенны уже не сами по себе свойства, а отношения между ними. Произведение искусства всегда символично. Изображённые в нём не является единичным фактом. Ролевая маска, для неё важна сюжетная функция, социально-моральный тип, который всегда замкнут внутри себя, бывает парадоксален, психологический характер – параллельно лит. Герой проходит дорогу к идее, символу. Трансформация на этом не заканчивается. Лит-ра 20 века заменяет героя процессом, это есть стремление уничтожить героя. У героя романтического характера тип связи – идея. Литература имеет дело с ценностями и оценками. Этическое начало – внутреннее, структурное начало (хороший или плохой герой) Музыка в отличие от литературы не имеет этих граней. Этические учения были идеальным пределом практического поведения. Нормы для отдельных сфер человеческого бытия уживались между собой. В литературе отношение между моральными критериями и героями зигзагообразно. Положительный герой – не добродетельный герой. Литературе нужно движение, динамика, плохой герой, подверженный страстям. Чтобы отклонятся от нормы нужна норма. Этический критерий соизмеряет с поведением действующих лиц идеальные представления. Этику должествования оттеняют теории поведения. Этика механизмов, теория абсурдов, этика произвольного самоутверждения – это питало стремление отменить литературного героя. От конвенционального человека – к абсурдному герою. От абсурдного героя – к растворению героя. Черты развития произведения: теоризирование, имманентное описание творческого процесса, отождествление произведения и языка(язык заставляет произведение жить по своим законам. Лит. Модели – маска, тип, характер, герой-идея, герой-символ, герой- равный процессу сознания. Для литературы нового времени решающая форма – речевое поведение героя. Анализ героя начинается от Гомеровской античности до середины 20 века. Композиция литературно-художественного произведения. Композиционные уровни и единицы. – чернец и энциклопедия Композиция — расположение материала произведения и элементов его художественной формы, построение произведений, обусловленное его содержанием, соединение частей в целое. Композиция скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее. Законы композиции – итог эстетического сознания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Композиция обладает самостоятельной содержательностью, её средства и приёмы преображают, углубляют смысл изложенного. Синонимы – архитектоника, структура. На композицию влияют авторская воля, законы жанра и рода. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку. Главное — отбор материала и его компоновка. Композиция канонических жанров (античность, классицизм) – присуща соизмеримость компонентов изображаемого и соответственных текстовых единиц – это способствует воплощению идеи силы и прочности (дидро) Композиция романтизированной литературы – воссоздаёт личность как незавершённую, нередко противостоит структурной строгости, оставляет иллюзию неопределённости, свободы от жёсткого плана или фрагментарности, случайности. Чёткость и завершённость композиции важны в произведениях, предназначенных для единовременного восприятия. В большой эпической форме построение вольное, не строгое. Композиция литературного произведения включает - «расстановку» персонажей (т. е. систему образов), событий и поступков (К. сюжета, иногда называемая фабулой), способов повествования (собственно повествовательная К. как смена точек зрения на изображаемое), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей), стилистических приемов (речевая К.), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов). В стихотворных произведениях, особенно лирических, К. отмечена строгой соразмерностью интонационно-синтаксических и метрико-ритмических единиц. Сферу К. составляет также соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературные формы, посредством ее реализуется система мотивов, характерная для данного произведения, писателя, жанра, направления. Существенные приемы К. — многозначительное соседство внешне не связанных эпизодов, высказываний, деталей или сопоставимость событий, предметов, деталей, удаленных друг от друга в тексте произведения. Важнейший аспект К., особенно в произведениях большой формы, — последовательность введения изображаемого в текст, способствующая постоянному развертыванию художественного содержания. Исчерпанность смысла до завершения текста или, напротив, его недостаточная проясненность в финале — недостатки К. В произведениях малой формы — притчах, баснях, анекдотах, новеллах, лирических стихотворениях — финал часто предстает неожиданно-внезапным, резко трансформируя и даже переворачивая значение сказанного ранее. |