Главная страница

Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура


Скачать 252.91 Kb.
НазваниеМиф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Дата29.04.2023
Размер252.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbilety_gotovye_s_pylu_s_zharu.docx
ТипДокументы
#1097995
страница12 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

История литературы. Возникает на рубеже 18-19 века. Часть литературоведения, которая исследует историко-литературные факты и явления, изучает связь литературы с жизненной реальностью. Выстраивает хронологию литературного процесса. Исследует хронологию жизни и творчества отдельных авторов. история литературы — исследует процессы развития мировой литературы (в т. ч. смену литературных эпох, стилей, направлений) — национальных литератур, творчество отдельных писателей;



  1. Литературная критика. Главная задача литературной критики: изучение появляющихся произведений с их ценностной точки зрения, оценка произведения в плане его художественной самостоятельности. Читатель – носитель оценки. Литературный критик обязан доказать свое мнение анализом произведения. В любой оценке есть субъективизм, поэтому литературная критика близка к искусству. Востребована аргументация. Критика появилась только тогда, когда между автором и читателем стал востребован посредник. Читатель обращается к критику за интерпретацией. Критик появился в пост риторическую эпоху, когда автор ни на что не опирается и создаёт всё сам. Критики 19 века – Чернышевский – дал представление о диалектике души, Белинский. Сейчас критика пошла на убыль, но она есть, больше театральной критики. — истолковывает и оценивает преимущественно современные произведения, определяет их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни.

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях. совокупность художественно-эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы, — его внутреннее строение, специфическая система его компонентов и их взаимосвязи. Одна из дисциплин литературоведения, включающая: изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная Литература, литературные роды и жанры, отдельное произведение словесного искусства; определение законов сцепления и эволюции этих элементов, общих структурно-типологических закономерностей движения литературы как системы; описание и классификация исторически устойчивых литературно-художественных форм и образований (в т. ч. — развивающихся на протяжении многих, несходных в социальном и культурно-историческом отношении эпох, как, например, лирика, драма, роман, басня); выяснение законов их исторического функционирования и эволюции.

П. как литературоведческая дисциплина, с одной стороны, соприкасается вплотную со стилистикой и Стиховедением, а с другой — с эстетикой и теорией литературы, которые обусловливают её исходные принципы и методологическую основу.

Цель – выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетических впечатлений от произведений.

Для поэтики необходимо постоянное взаимодействие с историей литературы и литературной критикой, на данные которых она опирается и которым, в свою очередь, даёт теоретические критерии и ориентиры.

Поэтика может быть подразделена на общую (оперирующую общими закономерностями и элементами литературы в целом) и частную (П. конкретного жанра, определённого писателя, отдельные произведения и т.д.).

Общая включает в себя теоретическую (учение о литературе как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене литературных форм). Все поэтические формы — продукт исторической эволюции изменчивы и подвижны, разделение П. на теоретическую (синхроническую) и историческую (диахроническую) в определённой мере условно;

В результате развития (рядом с общей) многообразных частных П. в последние десятилетия нередко выделяют в качестве особой области описательную (или описательно-функциональную) П., цель которой — детализированное описание какой-либо стороны структуры литературного произведения, построение его условной «формализованной» схемы (или теоретической «модели» определённого литературного жанра).

Можно условно различать «макропоэтику», оперирующую понятиями литературы как системы, категориями рода, жанра, представлениями о композиции повествовательного или драматического произведения, и «микропоэтику», изучающую элементы художественной речи и стиха — выразительный смысл определённого выбора слов или грамматического строения предложения, роль симметрии, музыкального начала, художественных повторов как ритмообразующего фактора в строении стиха и прозы и др. «мелкие» и даже «мельчайшие» явления литературной формы,

Литературоведение имеет множество вспомогательных дисциплин, главными из которых являются текстология, архивоведение, и библиотековедение и библиография, музееведение и краеведение.

Текстология - отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации. Своеобразные текстологические проблемы возникают относительно исторических источников и произведениях устного народного творчества. В литературах нового времени, когда развилось авторское начало и авторизованные тексты стали размножаться средствами полиграфии, под «историей текста» понимается история создания его автором; последующие этапы представляют ограниченный интерес. Все рукописи и авторизованные издания анализируются и сличаются для критической проверки окончательной авторской редакции, изучения истории текста и воссоздания творческого процесса. Текстологическое изучение переводов применяется при передаче на родном языке зарубежной классики и при исследовании средневековых литератур, часто питавшихся переводами, переработками и заимствованиями. Важнейшую задачу Т. составляет установление, то есть диахроническое, исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе углубления в его историю, изучения источников текста Основной метод Т. — филологический анализ текста (см. Филология), опирающийся на своеобразие литературы как явления исторического и как вида искусства. Учёт произведений того же автора, а также др. авторов, работавших в сходных условиях; поиски отражения данного произведения в других; рассмотрение произведения как целого; изучение изменений текста не только по их внешним признакам, но и в связи с изменением содержания памятников; доказательное объяснение установленного текста как единственно возможного, при котором весь текст подчиняется этому объяснению.

Появилась в начале 20 века. Томашевский первый читал курсы текстологии.

Задачи: Выявить текст, достойный напечатания. Атрибуция – определить автора (стиль, псевдонимы). Фактография текста – выяснить время создания. Выбрать какой вариант текста опубликовать (установить канонический, найти последнюю версию). Подготовить комментарии для научных изданий или специальные комментарии для читателя.

Архивоведение - совокупность знаний, касающихся архивов. Главные задачи А. состоят: 1) в изучении истории архивов и архивного дела; 2) в изучении их современного положения в различных государствах образованного мира и 3) изложении основ наилучшего устройства, хранения и ведения архивов.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ — научная дисциплина, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати. Разделы библиотековедения: общее библиотековедение, история библиотечного дела, библиотечные фонды, библиотечные каталоги, организация работы и устройство библиотеки, работа с читателями.

Библиография – дисциплина, которая описывает и систематизирует информацию о выходящих в свет изданиях. Знания о существующих книгах появились во Франции как библиотечные списки книг. Любая наука начинается со сбора библиографической информации. Библиография ориентирует читателя. Автор, Заглавие, Год и место издания, Объем в страницах
Музееведение
– общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований, изучение определенной части страны, города или других поселений местными жителями, для которых эта территория считается родным краем, а также отдельными энтузиастами, научными коллективами, общественными организациями – независимо от их месторасположения. Авторы жили и творили в какой-нибудь природе

28. Методы современного литературоведениягруппа в полосатых купальниках: гаспаров, лотман, вацуро, якобсон, гинзбург.

Художественные произведения соотносятся через художественный метод

Художественный метод – принципы отбора, изображения, оценки и явлений действительности в литературном произведении, это способ подхода к тексту, его изучения, выделение аспекта. Например, анализ произведения в аспекте личности автора, его биографии/в аспекте внутреннего мира (времени и пространства). Сухих рассматривает художественный метод как философско-эстетическую характеристику литературного процесса.

Методология – это часть литературоведческого знания о том, как можно изучать литературное произведение. Сложилась в начале 19 века. Методика – техника работы с текстом (сравнение/сопоставление и т.д.)

Каждый метод имеет свои пределы возможностей. Предлагались разные методы, которые впоследствии складывались в разные школы.

Только в единстве и сопоставлении звучности, конфликтов, содержания создаётся общее представление о тексте.

Историзм – рассмотрение литературного процесса в его причинных связях, изменяющейся соц. Действительности, понимание произведения в функциональной динамике элементов.

Подходы к изучению литературного произведения

        1. Структурно-функциональный, Структурный, Структурно-типологический

Сущность искусства скрыта в самом тексте, внимание на внутренние законы построения. Текст – и есть ценность. 18 век, критика и живая литературная жизнь, создан огромный пласт литературы – ломоносов, лессинг, норматитвная поэтика – на этой основе расплодилась европейская литература 19 века.

        1. Историко-литературный. Произведение как часть, важны автор, личность поэта, общественная ситуация. 19 век, в тексте искали выражение духа истории, эпохи, пробивались через текст. Тексты – единый подвижный поток, решающее значение – в отношении текста к другим текстам, и вне лежащей реальности развитие мировой души и борьба общественных сил.

        2. В 20 веке эти два дебила соединились и между ними образовался конфликт. Сложился формальный метод литературоведения. Опояз (шкловский, тынянов, эйхенбаум) и московская школа считали, что нужно изучать по 2 подходу, выдвигается проблема текста и знака художественного текста – значение невозможно без знака и его организации. Формализм преодалевал имманентность, формализм не тождественнен структурализму, структурализм исследовал всё вне текста. Форма создаёт для себя содержание, произведение и есть форма. Шкловский говорит, что содержание понимать не надо. Его статья искусство как приём – статья раннего формализма. Приём это то, с помощью чего всё делают. Автор не творец, а техник. У формалистов нет понятий – творчество, творец, род, жанр, направление, художественный метод. ОПОЯЗ говорит – важен материал, с помощью которого автор что-то делает.

Итак, формалисты дали нам

Сюжет и фабула

Шкловский – остранение – такое название из-за ошибки в печати – показать известное, как новое, ориентация на нарушение автоматизма восприятия.

Эволюция формальной школы связана со стремлением преодолеть имманентность и заменить понятие приём на понятие художественная функция, чтобы состоялся переход от формализма к функционализму.

Тфнянов сказал о целостности как о динамическом единстве, традиция – плохо, эволюция – хорошо.

В адрес формалистов возмутились и плюнули с разбега:

Симолисты – ведь литература это универсальное искусство – это сказал шпет

Исследователи классической немецкой школы

Павел николаевич медведев, Бахтин

Социологи – устанавливается социологический подход.

Через романы якобсона и через Парижский лингвистический кружок русские формалисты развивали мировую гуманитарную мысль. Из формалистов вышли Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, томашевский. Повлияла школа на винокура, скафтымова, жимурского, бахтина, виноградова, проппа. Юлия Кристева привезла в париж книгу бахтина, и отдала французским гуманитариям. В 60 годы бахтина вернули в москву, и он начал публиковаться. Я не знаю, зачем нужна эта информация.

Становление структурализма

Жена Лотмана увлекла его структурализмом в лингвистике, Лотман создал структурализм в литературе. Проник в россию вместо социализма, его никто не заметил. В 60. 79, 89 создавались програмные произведения структурализма. Лотман говорил, что формализм не основной источник формализма. Структурализм сложился из критики писателей – бахтин, пропп, гипиус, лихачёв, эйзенштейн, флоренсинский, белый, ярхо, гуковский, жирмунский. Московско-тартусская семиотическая школа в 60 слияние структуралистских работ. Ленинград стоял на позициях академизма. Структуралистам важен знак, стректурно-семиотический метод анализа.

Методы:

    1. Мифопоэтический метод (диалектико-архетипический): предполагает обращение к мифопоэтическому пласту художественного творчества писателей Нового времени, позволяет выявить связи между литературным произведением и мифологической основой. Позволяет выявить специфику значимых для писателей универсалий.

    2. Биографический метод. Он направлен на изучение отношений «автор – произведение», в которых автор – живой, конкретный человек. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. Данный метод сегодня незаменим в создании литературного портрета, эссе, очерка. Он задействован в исследованиях писательского поведения, позволяет выявить роль личности в творческом процессе, создать исторически достоверную реконструкцию обстоятельств и деталей жизни автора. Историко-биографический автор.

    3. Культурно-исторический. Цель - изучение произведения через культурно-исторический контекст. Метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни. Исследователей интересуют связи художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой, позволяет рассмотреть творчество отдельного писателя в историческом и литературном контексте определенной эпохи.

    4. Психологический метод. Метод направлен на изучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Он берёт начало в трудах русского и украинского учёного ХХ в. А.А. Потебни. Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя.

    5. Сравнительный метод. Изучает национальные литературы, литературные процессы, международные литературные взаимосвязи и отношения, их сходства и различия. Главной целью сравнительного литературоведения выступает изучение картины исторического развития национальных литератур на разных континентах, выявление особенностей их взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур друг на друга.

    6. Сравнительно-исторический, типологический: позволяют проследить систему литературных связей и взаимодействий, выявить общего и отдельного.

    7. Структурный – взгляд на литературное произедение как целое. Системное единство, взаимодействие его элементов. иерархичьность

    8. Структурно семиотический – попытка уйти от контекстуальности, изучить главные закономерности произведений на основе данного произведения, уровень тропов, сюжет и т.д. и как эти уровни взаимодействуют между собой. Метод создан с идеями структурной лингвистики, семиотики, информатики, кибернетики.

    9. Структурно-типологический: позволяет рассмотреть поэтику текста художественного произведения, систематизировать материал, выявить типичные закономерности, инвариант – вариант.

    10. Метод деконструкции. Его суть состоит в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нём скрытых и не замечаемых ни читателем, ни автором «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от прошлого и закреплённых в форме мыслительных стереотипов и языковых клише.

    11. Историко-литературный: позволяет описать общие закономерности историко-литературного процесса избранного периода. Базовый метод – выход за рамки текста

    12. Методы современной текстологии: позволяют описывать рукописные источники.

    13. Интертекстуальный: позволяет выявить характер взаимодействия текстов

    14. Мотивный: позволяет выявить и проанализировать повторяющиеся единицы.

    15. Герменевтический подход близок историко-литературному. Литературная герменевтика — наука толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Применительно к системе «литература» процесс этот протекает в рамках подсистемы — «произведение—читатель—традиция».

Происхождение слова «герменевтика» связано с именем Гермеса, древнегреческого бога скотоводства и торговли, покровителя путников, вестника богов, пояснявшего людям их речи. Первоначально роль герменевтики сводилась к толкованию прорицаний оракула. В дальнейшем сфера ее применения расширилась и включила толкование священных текстов, законов и классической поэзии. Тогда и зародилась филологическая дисциплина, которая в XX веке получила название литературной герменевтики. во второй половине XX века она стала наукой. В этом можно убедиться, сравнив теории понимания, существовавшие в прошлом столетии, с теми, которые возникли в нынешнем веке. Поскольку речь идет об универсальных теориях понимания, то это дает возможность проследить сдвиги, происшедшие и в литературной герменевтике.

В концепции Шлейермахера понимание не сводится к единичному акту, а представляет собой процесс с неоднократно повторяющейся на разных уровнях понимания, герменевтический круг. Причина кругообразности этого процесса виделась ученому в том, что ничто истолковываемое не может быть понято за один раз. Процесс понимания мог длиться вплоть до момента, когда интерпретатору вдруг все становится ясным до деталей.

    1. Комплексный подход предполагает совмещение различных видов анализа (литературоведческого, исторического, культурологического и др.).

    2. Системный подход отвечает как историко-литературному, так и структурно-функциональному.

    3. Имманентный. Характеристика произведения только внутри произведения. Разработал Ярхо. Метод тяготеет к структурному. В этом методе выделяется несколько уровней: первый, верхний, идейно-образный (идеи и эмоции, образы и мотивы) второй, средний, стилистический (лексика и синтаксис) третий уровень, нижний, фонетический, звуковой (явление стиха, фоника, звукопись). Но не получается не выходить за рамки произведения. Гинзбург – имманентный анализ лишён красоты стилизации автора. Но в конце концов все методы развалились, ведь все пользовались разными методами.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта