Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Скачать 252.91 Kb.
|
В определении «Эпико-повествовательный род» учтено Место особой речевой формы в тексте произведения Посредническая функция между событием события и событием рассказывания, создаётся временная дистанция. У А. Н. Веселовского есть теория о происхождении эпоса. Суть его теории в следующем. Началом эпического творчества явились небольшие песни — лирико-эпические кантилены, рожденные как отклик на события, взволновавшие народное воображение. Спустя время отношение к событиям, излагаемым в песнях, становится спокойнее, острота эмоций утрачивается и тогда рождается эпическая песня. Проходит время, и песни, в том или ином отношении близкие друг другу, складываются в циклы. И наконец цикл превращается в эпическую поэму. Пока текст бытует в устной традиции, он — создание коллектива. На последней же стадии формирования эпоса решающую роль играет отдельный автор. В эпическом роде литературы организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет (событийность и конфликты характерны для эпоса). В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. На ранних стадиях становления искусства не уделялось внимание обстановке действия, чертам характера персонажа, не важным для понимания хода событий. Такое словесно-художественное освоение жизни схематично и примитивно, но просто и привлекательно. Диалоги и монологи – это выразительно значимые высказывания, демонстрирующие свою «авторскую» принадлежность. Жанры – большие формы ( эпопея, роман) средние формы (повесть, новелла) малые формы (рассказ, очерк, притча, анекдот, литературная сказка) У некоторых исследователей рассказ – средняя форма. Басня – лироэпический жанр. Особенности эпики: Полнота изображённой жизни Время идет, реальность поделена на 2 части: реальность повествователя и события, которые описываются повествователем (события происходят до момента повествования) Наличие повествования в разных его формах Многообразие форм времени и пространства, многообразие явлений Определенная совокупность событий Разный текстовый объем, объем внутреннего мира Персонажей несколько, может быть и бесконечно много (многообразие субъектного мира), повествовательность не сводится к изображению действия героя максимальная свобода в изображении человека, возможность изобразить внутренние монологи героя, контакты людей друг с другом на вербальном и невербальном уровне. Отсутствует жёсткая устремлённость к развязке, част открытый финал. Вместимость каждого эпизода, самостоятельность частей, актуален вопрос о связи между этими эпизодами. Есть соченительные, сопряжённые, сцепление, контраст. Нужно различать фабулу и сюжет. Присутствие повествователя/(рассказчика) – он посредник между изображаемым и читателем Субъективно окрашенное повествование, повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей СОМНИТЕЛЬНО Изобразительность и описательность. Многообразие композиционных единиц Отсутствует ограниченности в создании пространства и времени Типы сюжетных схем в эпике: Циклический (круговое развёртывание) кумулятивный (нанизывание однородных событий, как в мёртвых душах) концентрический (события развиваются по закону причинно-следственных связей, как в детективе) хроникальный (временная последовательность не нарушена, повесть). Тип событий в эпике - в эпике складывается инвариант, противоположные части эпического мира, противоречивое единство мира – мир сложен. Типические особенности построения событийного ряда в эпике Удвоение центрального события – обязательны две зеркальные встречи как в евгении онегине Закон эпической ретардации – закон торможения действия в войне и мире откладывается свадьба андрея балконского и наташи ростовой Равноправие и равноценность случая и необходимости – как у пушкина в метели Равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной схем - чем начали, тем и закончены. Как в мёртвых душах. Случайность и условность границ сюжета Родовые свойства эпико-повествовательного текста Инвариантная речевая структура и сочетание речи изображающей (монолог, диалог, субъект слова – герой) и изображённой (описание, повествование, рассуждение, характеристики, субъект повествования – повествователь, рассказчик). Субъект слова в эпике – повествователь, автор-повествователь (точка зрения чётко высказана), рассказчик (персонализирован) Диахронический аспект – повествование не играет важную роль, в центре – диалоги, изображённая речь доминирует над изображающей, но и то и то есть в каждом произведении. Формы повествования – атарова лесскис Формы эпического повествования: Устные рассказы и диалог «Безличное» авторское изложение фактов и монолог Дневниковые записи и переписка Писатель – человек, написавший произведение, т е лицо, стоящее вне структуры худ. Текста, принадлежащее миру реальной действительности. 3 лицо Автор – образ писателя в созданном им произведении, каким он возникает в сознании читателя на основании прочитанного текста. Автор есть в каждом произведении, он не отождествлён с писателем. Это относится и к вымышленным произведениями и к мемуарам. 1 лицо Повествователь – образ рассказчика в произведениях, написанных от 1 лица. На фоне поверхностной структуры текста повествователь – аналог автора. Он оценивает происходящее, ему приписаны слова над текстом. Право вести рассказ может быть передано другому лицу. Специфическое значение – по центральности места повествователя, по переферийности места повествователя – на первом месте – событие. Переходное значение – повествователь-очевидец, повествователь пересказывает чужие слова. Утрачивают приемущества повествователей, приближается к форме повествования от 3 лица. Семантика повествования от 1 лица связана с соотношением позиций автора и повествователя. В 3 функции есть презумпция вымысла. Повествование от 1 лица менее удобная форма для идеального положительного героя-повествователя, а 3 – более удобная. Семантическая особенность повествования от 1 лица – субъективность и достоверность. Есть 3 повествовательные ситуации – письменное сообщение (воспоминания, переписка-многосторонняя и односторонняя, дневник) устный рассказ, внутренний монолог повествователя. В 3 лице автор может проникнуть в сознание героя – это условность, главное раскрыть правду. В повествовании от 1 лица отсутствует историческое, отсутствует возможность проникнуть в мысли других персонажей. Есть ещё автор-повествователь, это альтер-эго автора, повествователь очень близок к автору, 1 абзац романа воскресение, нейтральный повествователь – он есть, но мы его не видим. 1 абзац преступление и наказание, не собственно прямая речь – умер он а не я, рассказчик – персонифицирован – достаевский бесы, сказ – текст выдержан в смысловой перспективе одного сознания, и ориентирован на устную речь. Согласованность вербализованных и невербализованных точек зрения – монологическое повествование. Рассогласованность вербализованных и невербализованных точек зрения – диалогическое повествование. Есть одна или несколько точек зрения. Основные жанры эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ, очерк, притча) Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Жанр – универсальная категория, тип словесно-художественного произведения как целого, инвариант произведения, его идеальный тип высказывания, типическое целое и тематическое высказывание – завершённое и разрешённое. Эпос — род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Беспристрастен и объективен в момент повествования. Эпические жанры отличаются объемом, персонажами, всесторонностью, наличием фабулы и сюжета. Эпические жанры по объему: 1. Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея) 2. Средние — повесть, новелла 3. Малые — рассказ, очерк, притча Большие жанры Эпопея - обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Предмет изображения – национальное эпическое прошлое, оно завершено, нет продолжения, нет проблематичности. Источник – национальное предание, предполагает общезначимость оценки, прецедентно, сакрально, образцово, священно. Есть эпическая дистанция автор и читатель благоговейно относятся к изображаемому миру. Человек завершён, совпадает сам с собой. Эпическое слово по стилю, образности, тону, далеко от слова современника о современнике современнику. Отсутствие установки на занимательность, т.к. все знают о событиях Цель – рассказать о событиях, важных для народа, о национальном опыте, воспеть события, рассказать о них еще раз Позже настоящие эпопеи писаться уже не будут, но память о них будет использоваться, лишь подражание, стилизация Роман - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Незавершённая, становящаяся несправедливость, отличается проблематичностью. Автор не видит всё сразу, он задаёт направление и соглашается с тем, как самостоятельно разворачиваются события. Источник – личный опыт автора, вымысел, важны авторские обращения к нелитературным жанрам, в аспекте которых мы смотрим на жизнь с разных сторон и есть много точек зрения. Эпистолярные мемуары. Автор и читатель в одних ценностно-временных условиях, об эпических дистанциях речи нет. Человек неравен самому себе, он или больше своей судьбы или меньше своей человечности. Эпическое слово – современника о современнике современнику. Развивается над размышлением над конфликтными ситуациями Открыт в будущее - действительность, имеющую перспективность развития Остается ощущение открытости проблемы в конце романа Использование разных форм заинтересованности читателя, учится многому у других жанров: от баллада – неожиданный конец, повести – процессуальность времени, последовательность событий, также у эпистолярных жанров, очерковой описательности и аналитизма, мемуарного начала. Средние жанры Повесть: Изображение некого жизненного процесса, заострено внимание на судьбе человека Национальный жанр русской литературы Общая значимость у повествования Сосредоточенность действие на малом участке, на одном герое, на одной линии Последовательность событий, рассказывание. Пример чехов степь Новелла: Европейский жанр, нашему менталитету новелла не свойственна Человек интересен даже в бытовой ситуации, герой о чём-то вспоминает, уже зная, чем всё закончится. Но он об этом рассказывает, надеясь избежать неприятного конца. Как будто ещё можно что-то изменить. Отсутствие описательности Сложная коллизия, из которой трудно выбраться герою Неожиданный конец, соколиный поворот. Бунин солнечный удар Малые жанры Рассказ: Небольшой по объему произведение, изображающее явления жизни Характеры героев не меняются Описывается только 1 событие, лапидарность времени. Ограниченный круг персонажей В центре – отдельный, обычный человек, он достоин внимания, и поэтому долгое время рассказов не было. Утвердил Чехов ОЧЕРК — литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. 1.В основе лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак — писание с натуры. 2.В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. 3.Типизация достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. 4.Может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. 5.Автор чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий итд 6.Большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения. 7.В определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план литературнойой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей литературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Свободная композиция, описываются цепочки событий. При́тча Дидактико-аллегорический жанр литературы. 1) Форма притчи возникает лишь в некотором контексте 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны П. отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. П. - универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. П. была центром и эталоном для др. жанров 4)Действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Лирика как род литературы. Формы выражения лирического сознания – Холшевников и компания Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Лирика – род литературы, который ставит на первый план единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления. Происходит он от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом песни, которые пели под лиру. Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Специфика. 1.В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют в разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни, лирика – самый субъективный род литературы. 2.Лирический образ — это эстетически значимое душевное переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. 3.Это переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Субъективное проишествие вписывается в общую картину бытия. Лирическое стихотворение устанавливает с читателем молниеносный безошибочный контакт, ведь в лирическом стихотворении обозначены ценности, относящиеся к общеобязательным. |