Главная страница

Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура


Скачать 252.91 Kb.
НазваниеМиф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Дата29.04.2023
Размер252.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbilety_gotovye_s_pylu_s_zharu.docx
ТипДокументы
#1097995
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Новаторство – присутствует всегда, развивает литературу. Пушкин считал, что до конца заглядывать в душу человеку нельзя, а Толстой создал диалектику души, до конца проник в человеческое сознание. Эти изменения определяют литературные течения на ближайшие года, а может и столетия. Взаимодействие традиционного и новаторского развивают литературный процесс.

Память литературы как культурный феномен есть прецидентность. Она изучает вечные образы, вечную тему, прецедентные произведения – война и мир, блудный сын, Отелло, Клеопатра. На прецедентные произведения ориентируются следящие авторы – ориентация на образы. Прецедентность проходит через всю историю литературы.

Понятие сверх памяти – Бочаров - имеющиеся в литературе случаи, когда произведения, никак не пересекающиеся и авторы, их написавшие, никак не знакомы – их произведения перекликаются, они похожи на разных уровнях.

Тынянов придумал ОПОЯЗ – Работа о литературной эволюции – общество изучения поэтики языка. Разграничил понятие генезис и эволюция (1927). Генезис произведения – частные, историко-биографические обстоятельства создания произведения. Эволюция – главное в изучении. Тынянов предложил системно-динамическую концепцию литературного процесса. Разграничение эволюции и традиции Тынянов: традиция оборачивается в школы, структурируется, он подверг традицию дискредитации, не воспринимал непрерывность в литературном процессе. Эволюция – прерывистость. С помощью него и развивается литература. Принцип эволюции – борьба и смена художественных систем, отклонение от традиции, её прерывание. Смена происходит за счёт пародирования с опорой на традицию – это даёт новые возможности. Выдвижение маргинальных явлений – то, что находится на периферии литературы, выдвигается в центр. В каком-то смысле дух работы соответствует революционному духу времени.

Литературный процесс изучает литературу данной эпохи. Литературу как таковую, литературную систему, произведение как систему (каждый элемент системы может быть соотнесён с другим элементом системы)

Тынянов настаивает на функциональном подходе при изучении любого элемента как худ. целого. Главное установить, выявить функцию, и разные элементы разных направлений будут придерживаться этой функции. Например функция появления характеров – всегда решала разную задачу.

При литературной эволюции происходит постепенная смена, обновление худ. средств, языка. Художник всё это опережает всё это – пытается старыми средствами описать новые темы. Пользуется старым языком, сводит всё имеющееся, и делает шаг дальше.

Традицию Тынянова продолжил Лотман – опубликовал книгу «Культура и взрыв». В развитии важны прерывистость и непрерывность (традиции, память, прецедент). Литературный процесс – динамическое единство, многосоставный, многоуровневый процесс.

Лит. процесс с конца 19 века, 80 годы – до наших дней. Образовалась классическая литература – но при жизни автора нельзя установить, что он классик – классику проверяет время. Поэтому писатели классики при жизни – писатели 1-го ряда. По отношению к определённому десятилетию мы можем говорить о писателе 1 ряда, писателе 2 ряда. Переход их ряда в ряд возможен, переход из массовой литературы в классическую возможен. Салиас де Турнемир – писатель второго ряда, его произведение «пугачёвцы» ставили один ряд с войной и миром толстого, но только современники – у нас его все уже забыли. Открытие было сделано, но не понято. Это открытие понял Достоевский, и написал подростка. Художественная словесность может развиваться во всех рядах, 2 ряд подпитывается от 1 ряда, гении подхватывают и продолжают идеи 2 ряда.

Массовая литература – возникла в последней трети 19 века, начале 20 века, до её возникновения была беллетристика, это не одно и то жеЛотман и Дубин – эта литература ближе всего к человеку, она даёт классической литературе спектор новых тем. Классическая литература учит писать массовую литературу. Всё это вместе – лит. процесс. Дубин – если сравнить состав, содержание, интенсив чтения одного года, то может получится, что книги Донцовой стоят в одном ряду с книгами Достоевского. Массовая литература вспыхивает и угасает, классика идёт из года в год, продолжается всегда, непрерывна. Массовая литература – социокультурный феномен индустриальной эпохи. Её читают в городе, когда резко возрастает население и надо решать вопрос с досугом. Уходит дворянская, элитарная литература. Автор и чтитель – люди одного круга, язык – штампы, стереотипы о том, как воспринимается жизнь. Для широкой демократической читательской публики. Происходит деиндивидуализация автора – невозможно узнать стиль автора. Создание художественного произведения превращается в технологический процесс – мастер и подмастерье. Коммерческая составляющая произведения – книга со стабилизированном объёмом, важно затягивающее заглавие, цветовая символика, жанрово-тематический шаблон, важна занимательность сюжета, жанрово-тематический потенциал – детектив, ужасы, любовный школьный роман. Чехов – единственный, кто вышел из массовой литературы.

С развитием литературы и литературоведения появилась необходимость конкретики (нужно было выделение периодов, понимание их внутренней логики), в результате чего возникли разные периодизации литературного процесса.

Периоды литературного процесса по типу художественного сознания:

  1. Период мифологического сознания (до Гомера) – дорефлексивное сознание; до классицизма включительно. Нет рефлексии над словом (как, о чем пишут - не задумываются).

  2. Рефлексивный традиционализм (с Аристотеля) – начало рефлексии. Индивидуальные стили намечаются, формируются жанры. Авторское Я заявляет во весь голос, расширяются права художественного вымысла.

  3. Личностная свобода, вызов традиционализму – индивидуально авторская стадия. Нетрадициональное творческое мышление. Индивидуальное творческое сознание, авторская инициатива становятся более значимыми.

3 эпохи Литературного процесса:

С точки зрения эволюции, развития литературы наиболее выжными являются поэтологические категории – стиль ( манера письма, способ изложения. Эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающее некоторое содержание) жанр, автор. Каждая доминирует на определённом этапе словесного творчества. Смена типа художественного сознания определяет историческое движение поэтических форм.

1. Архаический период – архаическая стадия до середины 1 тысячелетия до нашей эры, до эпохи эллинизма. Мифопоэтическое, архаическое художественное сознание. Это миф, а не просто устное народное творчество, которое не знает границы между реальностью и нереальностью, сном и явью. Анонимные художники говорят то, что думают, осмысляют. Это коллективное творчество. Нет рефлексии над словом (как, о чем пишут - не задумываются). Поэтика без поэтики – теория поэтики не сложилась. Словесность представлена архаической литературой, архаическим фольклором, традиционный, развивающийся фольклор, который взаимодействует с литературой. Мифологическое сознание, многобожие. Автор – авторитет, тексты либо подгоняются под него, либо остаются без автора. Жанр – внелитературная окраска, неотделим от внелитературной реальности, обряды. Стиль – не имеет собственного политического смысла. Лихачёв – стиль эпохи, единый для всех искусств есть только на определённой стадии развития эстетического сознания, когда нет отдельных стилей художников.

2. Традиционализмнормативное, традиционалистское сознание. Индивидуальные стили намечаются, формируются жанры, первый этап можно обозначить как «поэтика стиля и жанра», описательная поэтика. Середина 1 тыс. до нашей эры и до середины 18 века, риторическая эпоха. Стадию разбили на 2 этапа: до Возрождения (7-6 век до нашей эры – 13-15 в нового времени. Древность и Средневековья. Постепенно складывается автор, в древнерусской литературе. Главенствует категория стиля и жанра. Появляется нормативная поэтика, установление норм. Рецепторный оценочный характер. Все авторы опираются на нормы, нормативная поэтика опирается на риторику. Лихачёв – стиль эпохи, единый для всех искусств есть только на определённой стадии развития эстетического сознания, когда нет отдельных стилей художников. Начинается фиксация текстов. Общее осмысляет частное, от общего к частному идея над феноменом. Религиозное сознание. Универсалистское мировоззрение.) и после Возрождения (после ренессанса до второй половины 18 века. Барокко, на гране классицизм. Ведущая категория жанра. Нормативные поэтики, становление литературного языка, начала складываться литература, консервируется литературный язык, противопоставляется практическому, противопоставление прозы поэзии. Эпическая и драматическая традиция – традиционализм. Лирическая поэзия – олимп, проза – периферия. Сдвиг религиозного сознания к советскому рационалискому сознанию. ) До возрождения для литературы характерна анонимность, безличность. После Возрождения автор очень ярко заявляет о себе – Данте, Боккачо. Авторское заявляет во весь голос, расширяются права художественного вымысла.

3. Эпоха просвещения и романтизма до литературы наших дней – тип сознания опирается на принцип историзма (принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования), индивидуально-творческая авторская стадия, поэтика автора. Со 2-й половины 18 века, наступает пост риторическая, пост традиционалистская эпоха. с периода развитого просвещения и романтизма индивидуальное творческое сознание, реализм, модернизм, социалистичесий реализм, постмодернизм. авторская инициатива становятся главной категорией. Сегодня ведущей является поэтика авторского стиля, поэтика нормативная завершилась. Автор пишет «без оглядки», может пользоваться традицией, что учитывать, для кого стараться - не знает.жанровая нормативность разрушается. Традиция – новаторство. Без новаторства развитие литературы невозможно.

Распечатать на дополнительном листочке

Литературные направления – эпохи культурного эстетического развития, взятые на материале литературы, ориентируясь на методы и стиль, проявления.

1. Античность – до 5 в. н. э. 2. Средневековье – с 5 до 14 в. 3. Возрождение – с 14 до 16 в.

4. Барокко – с 16 до 18 в. Лихачёв сказал, что лит направлений не было до 18 века. Первое литературное направление. Трагическое мировоззрение в ренессансном гуманизме. Даль: всё странное, необычное, но не смешное. Контрасты, оксюмороны, ирония, метафорические ряды.

5. Классицизм – с 18 до начала 19 в. Четкое общеевропейское направление, зародилось в 17 веке во Франции, потом разошлось по всей Европе. Потребность в регламентации, идея гармонии с велениями разума. Цель искусства – познание истины как идеала прекрасного. Ориентир на античность (классическую литературу). Ставка на человеческий разум как критерий истины. Провозглашен принцип подражания природе, в которой чувствуется гармония. Персонажи отчетливо иерархизируются по своим качествам. Иерархия жанров, каждый жанр отчетлив в своем облике, каждое произведение должно быть продумано в соответствии с законами жанра. Дидактика в литературе, оценочное отношение. Эстетическая цель – путь к совершенствованию человеческой натуры. Слово дорого в своем главном значении. ДЕРЖАВИН, ФОНВИЗИН

Сентиментализм – чувства, на нём закончилась риторическая эпоха.

  1. Романтизм – начало 19 в. Романтизм дал импульс для развития лит-ры с конца 18 века, зародился в Германии. Ценность №1 – личность неповторимая, единственная, личностное начало. Личностный конфликт не между долгом и стремлениями, а между мечтаемым идеалом и реальной дейсвтительностью (двоемирие романтизма: мечта и реальность). Господство чувств, а не разума. Герой служит себе, сконцентрирован на себе. Хронотоп времени потенциально бесконечен, разнообразен. Используются признаки разных жанров в той пропорции, которая нужна автору, чтобы выразить основную идею (вместо жанрового канона – жанровая традиция => пропадает разграниченность). Утверждение творческого я, самовыражение автора => разнообразие тропов, слов с оттенками значений. Герою нет равного, с которым он мог бы общаться. Характерен диалог с природой (важен пейзаж, природа обычно в сильных проявлениях – гроза, буря…). Лирика, поэзия выходит на 1 место (Поэма, элегия, баллада). На этом этапе уже проявляется историзм, психологизм, интерес к личности. ЖУКОВСКИЙ, ЛЕРМОНТОВ



  1. Реализм – до конца 19 в. Реализм – направление в литературе, ставящее своей целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах. Зародилось во 2-1 половине 19 века, но первые явления были гораздо раньше (Поздний Пушкин, Гоголь) Господство реализма следовало за эпохой романтизма, он в чем-то его продолжает. Реализм предлагает человека в окружении других людей, (человек в контексте человечества), интерес к их взаимоотношениям. Проблема сосуществования разных людей с разными характерами и системами ценностей. Человеческий мир оказывается внутри себя неоднородным. Склонен к анализу и сближается с научным познанием мира. Не ищет идеал, видит многоаспектность в человеческих ценностях, изображает внутреннюю борьбу разных точек зрения. Первый по-настоящему ненормативный этап в литературе. Время разнонаправлено. Нет противоположности определенному предшественнику. Чрезвычайная сложность авторской позиции. Герой не может быть абсолютно понят и объяснен, характер исследуется в его связи со средой. Канонические границы между жанрами размываются. Жанровая направленность: РОМАН, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Эпика на первом месте. Новая поэтика романа – установка на увлекательность, множество сюжетных линий.



  1. Модернизм – середина 20 в. Характеризующееся отходом от традиций, поиском нового стиля, пересмотром литературных форм. Человек еще больше изолируется от течения жизни, его жизнь оказывается абсурдной, как и сам окружающий мир. Время больших психологических потрясений. Желание сформировать целостную картину мира. Введение в мир придуманного, фантастического, многое держится на ассоциациях. Неомифологизация – возвращение идеи мифа, мифологический тип сознания приходит у разных авторов по-разному. Поэтика деформированности мира. Жизненные факты могут восприниматься как проблема для размышления. Модернизм определяют как «Путь от реального к реальнейшему». Авангардизмразные течения в модернизме, провозглашавшие необходимость разрыва с традициями прошлого, гротеск, экзотика. (футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм)

9. Постмодернизм – с середины 20 века. Прямое заявление о принципиальной невозможности цельности и системности, внутреннее противоречие мира. Фрагментарность произведений. Миропонимание еще больше деструктивно. Заявление о невозможности мнения, т.к. мир противоречив и в нем все относительно. «я» автора тоже противоречиво, нет возможности собрать все в единое целое. Отмена принципа центризма (есть центр – есть целостность) Поэтика неопределенного произведения. Пристрастие к цитированию уже созданных произведений – интертекстуальность (межтекстовое общение) Возникал как антитеза модернизму

24. Структура науки о литературе. Её разделы. Библиография и текстология, их задачи и принципы.

Наука о литературе – одна из основных филологических наук. Интерес к словесному творчеству проснулся еще в эпоху античности. Знания копились в риториках, грамматиках, поэтиках. Понятие литературоведения появилось в 19 веке.

Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, литературные произведения в единстве содержания и формы. Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан. Текст становится произведением, когда у него есть какая-нибудь задача.

Вспомогательные дисциплины литературоведения: текстология, палеография, библиография и др. Современное литературоведение неотделимо от эстетики, этики, философии и тесно связано с языкознанием, историей, социологией, психологией, а также семиотикой; в нем используются некоторые методы точных наук. У источников литературоведения стоят античные философы и поэты, а на Востоке — китайские, индийские, арабские мыслители древности и средних веков.

  1. Теория литературы – самое древнее направление. Оно рассматривает специфику литературы, главные внутренние закономерности, общие принципы построения произведения, занимается всевозможными типологиями произведений. Теория литературы обеспечивает язык изучения – терминологию. Теоретика – очень емкая наука, внутри нее выделяются собственные самостоятельные научные дисциплины (стиховедение, жанрология, стилистика). Поскольку литература постоянно пополняется литературными текстами, то теория лит-ры – живая дисциплина. изучает своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности, структуру художественного текста (поэтика) — факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода;
  2. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта