Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура
Скачать 252.91 Kb.
|
Жанр – универсальная категория, тип словесно-художественного произведения как целого, инвариант произведения, его идеальный тип высказывания, типическое целое и тематическое высказывание – завершённое и разрешённое. Жанр – категория, которая не хочет и не должна меняться, для описания нужно придерживаться определенных критериев, каждый жанр ориентирован на свой результат. Законы обеспечивают условности для общения автора и читателя, для лучшего понимания произведения, поэтому жанру не положено меняться, но сам человек меняется. Это противоречие и рождает историю жанров. Жанры возникли не из эстетических потребностей, а еще раньше искусства, произошли из доэстетического периода, из ритуалов, песен, заговоров, из неэстетических потребностей, которые потом стали эстетическими. (Возникли раньше родов) Жанр долго понимался как неизменяемая структура. Теоретики убеждены, что искусство существует по одним, неизменяемым законам. В эпоху традиционализма жанр должен был использоваться в той же форме, в которой его использовали до тебя, необходимость соблюдать чистоту жанра. Общество живет по законам нормативной поэтики. С большим выделением личностного начала жанровый канон начинает утрачивать свою абсолютность и уступает место жанровым традициям. Жанровые подзаголовки уходят в прошлое. Появление новых жанров, жанровая установка оказывается нужной. Жанр связан с внелитературной реальностью, ориентирован на определённые условия исполнения и восприятия. Жанр связан с тематическим овладением действительности. Жанровые признаки: 1. Жанр исторически изменчив. 2. Жанр намечает рамки, в которых будет организовано произведение и диалог автора и читателя в соответствии с законом жанра. 3. Жанр в его каноническом неизменным качестве был характерен для художественной словесности с момента ее появления и до классицизма включительно. Стансы – жанр поэтического произведения, позволяющий создать образ деятеля как образца. (Пушкин писал стансы про Петра 1) Роман – проза, разнообразному понятию жизни, неканонический, революционный, главное в романе – познать жизнь. Роман не может остаться в узких рамках жанра. Арап Петра Великого – такое ощущение как будто Пушкин бросил произведение на середине, хотя жанр предполагал более широкое рассмотрение событий. Поэма – полтава. Пушкин собирает мир из частей. Медный всадник – соположенность смыслов – пётр творец, его история величественна, история евгения – он бедный, ему нет места и счастья в жизни. Жанр тематически рассматривает сторону действительности, жанр связан с тематическим освоением действительности. Жанр предполагает определённый характер завершения. Завершение решает вопрос с жанром – чем закончилось, такой и жанр. Жанр имеет тесную связь с национальной культурой. Специфика главного героя в жанре. В романе герой – идиолог, герой пути. Бахтин предлагает в каждом жанре вычленить структуру. Он говорит – жанры являются представителями творческой памяти в процессе литературного развития. Жанры – некие твёрдые формы для отливки художественного опыта. Жанровый канон – наличие константной системы признаков произведения, сохраняющей смысловую основу, часть более широкого явления, свойственного тому периоду. Лихачёв – литературный этикет, объективная устойчивость художественных структур в рамках общей и единой системы норм. Аверинцев – канон произведения, часть единой канонической системы. Канонические жанры возникают в средневековье. Далее идёт развитие, возникают новые формы. Есть риторическая эпоха – до середины 18 века, строгое жанровое мышление Есть нериторическая эпоха – авторы неповторимы, индивидуально-творческое художественное сознание, авторы создают новые жанры и каноны. С 30-х годов 19 века проза теснит поэзию, разрушение строгих жанровых форм. К концу 50-х годов на олимпе роман – самый неканонический жанр. С другой стороны выдерживается канон – но он формализуется, утрачивает мировоззренческую глубину, превращается в свод технических приёмов – это сказал Томарченко. Жанровая структура – построение произведения - соотнесённость всего того, что составляет произведение и всех их отношений. – тема, стиль. Если анализировать произведение как целое, структура жанра будет многослойная, многосоставная. Жанровая система – это сложившаяся в литературе определенной эпохи соотнесение и взаимодействие актуальных для нее жанров друг с другом, а также с фольклорными и нелитературными произведениями Жанровая система - Соотношение и взаимодействие актуальных для этой эпохи жанров. Томарченко Т к возникает в качестве исторической формы единства литературы. Жанр – явление историческое, рождается, живёт, умирает. Жанр есть явление историческое, жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки — необходимые и достаточные условия своей идентичности. Есть константные – трагедия. Их пишут, когда происходит коренной перелом – античность, шекспир. Жанры могут возрождаться – святочный рассказ был в языческий период, потом был рождественский рассказ, в 1917 году жанр умирает, запретили рождество, в перестройку жанр возрождается в первозданном виде – святочный рассказ. Жанр контекстуален – если мы не можем определить жанр, мы определяем, к чему ближе к роману например. Различаются три рода художественной литературы: - эпос (жанры - эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня, художественный очерк); - лирика (жанры - ода, баллада, элегия, послание, эклога, песня, небольшое стихотворение); - драма (жанры - трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль). Идиллия не доминировала в русской поэзии. Жанр сложился в античности, небольшой объём, но за последние 200 лет не актуален. Она актуализирует прошлое и будущее, настоящее не важно. Пространство – страна, дом – колыбель, усадьба, пейзаж, ручей, пруд, река. Мир замкнут от окружающего, жизнь внутри границ самодостаточна. Поколения связаны единым местом, ход родовой жизни связан с природой и цикличен – смена времён года, предмет изображения – основные реалии человеческой жизни. Рождение, смерть, свадьба, воспроизведение рода, труд, праздник, еда. Особого конфликта между ними нет, жизнь гармонична, замкнута, самодостаточна. Влияла на идиллию и послание. Существует только тогда, когда человек её покидает, когда в неё невозможно вернутся. А если вернётся – идиллия не будет соответствовать реальности. Жанр идиллии – рефлексия, а если рефлексия войдёт в идиллию, то идиллия разрушится, в идиллии нет почвы для рефлексии. Жанр откликается на исторические эпохальные события. В 17-18 веке завершилась риторическая эпоха, человек стал самодостаточным, самостоятельным, индивидуальным. В романе Обломов есть идиллические темы. Мифологема идиллии – утраченный рай, в идиллии человек историчен, неотделим от природы, хорошо именно сейчас. Готовый ландшафтный сценарий – пригорок, ручеёк, холм, плотина, ветерок, луг – нечто обозримое. Идиллия не знает разделение быта и бытия – лирику не разрушит жаренный лук. Послание – обращается к пространственным аспектам бытия. На оценочном контрасте большого и малого мира строится развитие темы. Дом как способ отделения от мира, скромная обитель, простой дом и очень общие описания. В отличие от идиллии в послании есть большой мир, о которым герой точно знает, но не выходит в него. Эллегия – сосредоточенность на времени и значение лирического я, человек не может вернуться в идилию. Природный цикл противопоставляется человеческой жизни. Фиксируется разрыв между циклическим и индивидуальным переживанием времени. Воспоминание о внутреннем мире, который недоступен Романтическая баллада – как и сказочный сюжет строится на событии встречи между обычным и потусторонним миром. Потусторонний персонаж приходит в обычный мир, контактирует с героем, это заканчивается катострофой или для одного или для другого или для обоих. В роли мёртвого пришельца может быть муз. Инструмент, ветер, волны – их звуки. Может рассказываться про убийство. Могут быть демонические существа. Могут быть предсказания, гадания. Диалог между персонажами – форма контакта между мирами. Проблема автора в историко-культурной перспективе, формы присутствия автора в художественном произведении. Автор – реальное историко-биографическое лицо Автор – творец, субъект эстетической деятиельности – бахтин Автор творец не равен биографическому автору, он явлен в тексте, организуя его целостность. Писатель – человек, написавший произведение, т е лицо, стоящее вне структуры худ. Текста, принадлежащее миру реальной действительности. Автор – образ писателя в созданном им произведении, каким он возникает в сознании читателя на основании прочитанного текста. Автор есть в каждом произведении, он не отождествлён с писателем. Это относится и к вымышленным произведениями и к мемуарам. Автор → Произведение → Читатель. Искусство = сотворчество. Диалог автора с читателем происходит через произведение. Читатель бывают разные и воспринимают произведение по-разному. Критики – профессиональные читатели, способные доказать анализом текста свою точку зрения. Автор (3 смысла): - Конкретный человек со своей биографией (тот, кто написал произведение). - Творец и создатель конкретного произведения (сформировал и композиционно выстроил) - Автор как персонаж в тексте Вопрос о творческой истории произведения (при рассмотрении автора как личности) – важно знание биографии, ее соотношение с произведениями. Стиль – индивидуальная неповторимость творческого почерка, манеры (свойство, качество произведения) Читатель (3 смысла): (Внимание к читателю возрастает в эпоху романтизма) - Некий воображаемый автором адресат, на которого он ориентируется - Образ читателя в тексте произведения - Реальный читатель, конкретные люди, которые это произведение читают Читатель может совершить: 1. Интерпретацию (Прочтение и понимание, понятным для себя образом), Оценку, Анализ Массовая литература рассчитана на широкого читателя, доступна, облегченное восприятие. (беллетристика). Для нее характерна клишированность, типовая похожесть. Автор и читатель одного круга. Стиль автора узнать невозможно – деиндивидуализация автора. Создание произведения – технологический процесс, мастер и подмастерье. Классика выбирает общечеловеческие темы, важные всегда и для всех, дает одно из пониманий к постижению этих истин. Для создания рамы обнажается условность – вводится биография автора, история создания произведения, автор – лицо, а не только голос, автор – посредник между героем и читателем. В эпоху средневековья в заголовке рассказывает почти всё, что есть в произведении. Имя автора в произведении – благодаря ему читатель может понять о чём примерно произведение, исходя из прошлых работ автора. Псевдоним – литературная маска – использовалась раньше чтобы скрыть личность, а сейчас, чтобы лучше раскрыть её. Сейчас псевдоним подчёркивает – доминанту творчества, особенности биографии, черты характера. Автор как и жанр способствует целостности произведения. Творчество автора делится на периоды. Например у Достоевского – докатаржное, послекаторжное, творчество великого пятикнижия. В драме воля автора выражается только в рамочном тексте – ремарка, эпиграф, пояснение, заглавие. Позиция автора выражается в поговорках и пословицах. В античности, до эпохи эллинизма, автор – авторитет. Тексты без автора, например мифы. Когда складывается эпос, есть тот, кто является свидетелем описанного, к нему не относятся как к индивидуальному автору. Главное требование к нему – умение рассказывать. Вопрос гомера принятое в науке обозначение проблемы происхождения и интерпретации текстов поэм Гомера. В основе своей Г. в. сводится к двум взаимосвязанным вопросам: созданы ли поэмы 1) одним или многими авторами и 2) устным или письм. способом. Тексты либо подгоняются под авторитетного автора, или остаётся без автора. Сакральная литература древнего востока. В риторической эпохе – традиционализм, автор ориентируется на готовые сюжетно-фабульные структуры, типы поветствования, жанры, изобразительно-выразительные средства. Автор решает задачи, но сам их не ставит. Но авторы обладали самостоятельностью – в выборе тем, монтировок, изобразительных средств. В 18, 19, 20 веке автор выбирает сам, на что ориентироваться. Без новаторства развитие литературы невозможно. Складывается автор – творец он сам об этом пишет , автор-персонаж читатели путают их с нормальным автором - их дал нам Пушкин. В 20 веке – отстранённость автора – Хемингуэй, квка. В конце 20 века в лирике случилось такие – стихотворение есть, но понять, от кого оно, очень сложно. Лирика отказывается от «я». Появляется тяга к чему-то внеличному – это терминологически называется лирическое ОНО. Выразить чувства автора, перемещение в другое «я». В постмодернистской прозе есть авторская маска – мир человека отчуждённого, разорванного, лишённого смысла. В этом смысле демонтируется всё привычное, все принципы отбрасываются, появляется дисгармония. Проблема коммуникации – авторская маска решает её, но она далека от автора – она издевается над читателем. У формалистов, у структуралистов – есть образ абстрактного автора, источник композиции и смысла произведений. Постструктуралисты признали смерть автора. Осуществляет преемственность только в той сфере, в которой предпочитает работать. (Толстой – отношение человека к богу). Авангардисты отбрасывают традицию. Вместо лилии – еуы. При анализе произведения нужно отобразить, какие традиции автор сохранил, а какие отбросил. При литературной эволюции происходит постепенная смена, обновление худ. средств, языка. Художник всё это опережает всё это – пытается старыми средствами описать новые темы. Пользуется старым языком, сводит всё имеющееся, и делает шаг дальше. Формы присутствия автора в тексте зависят от родовой принадлежности произведения, но есть общие тенденции. Присутствие автора проявляется пронзительнее всего в лирике, где высказывание принадлежит одному лирическому субъекту, где изображены его переживания, отношение к внешнему миру и миру своей души. Лирический герой в цикле лирических произведений дает представление о личности поэта, об устойчивом индивидуальном авторском облике, о его житейской и поэтической судьбе. С разной степенью полноты авторское Я может быть передоверено разны героям (ролевая лирика). Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях, которые органично вписываются в структуру эпических в своей основе произведений. В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев. Но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, сценических указаниях, предуведомлениях («Ревизор» Гоголь), в системе ремарок, в репликах в сторону. Рупором автора могут быть герои-резонеры (Стародум в комедии Фонвизина «Недоросль»), хор. Автор проявляет себя в расстановке действующих лиц, в природе конфликтного напряжения. С большей мерой включенности в событие произведения выглядит автор в эпосе. Наиболее часто автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица, во внесубъектной, безличной форме. Со времен Гомера автор всеведущ, может свободно переходить из одного временного плана в другой, из одного пространства в другое. В литературе Нового времени такой способ повествования сочетается с введением рассказчика (Бородинское сражение глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова). Автор может передоверять свои сюжеты сочиненному им, подставному рассказчику, который ведет повествование от первого лица. Но в любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все составляющие художественного текста. В эпических произведениях авторское начало проступает по-разному: как авторская точка зрения на воссоздаваемую поэтическую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжета, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика… Образовалась классическая литература – но при жизни автора нельзя установить, что он классик – классику проверяет время. Поэтому писатели классики при жизни – писатели 1-го ряда. По отношению к определённому десятилетию мы можем говорить о писателе 1 ряда, писателе 2 ряда. Переход их ряда в ряд возможен, переход из массовой литературы в классическую возможен. Салиас де Турнемир – писатель второго ряда, его произведение «пугачёвцы» ставили один ряд с войной и миром толстого, но только современники – у нас его все уже забыли. Открытие было сделано, но не понято. Это открытие понял Достоевский, и написал подростка. Художественная словесность может развиваться во всех рядах, 2 ряд подпитывается от 1 ряда, гении подхватывают и продолжают идеи 2 ряда. Эпос, его специфика. Формы повествования. Худ. особенности эпико-повествовательного произведения. Род – литературоведческая категория, каждое произведение воспроизводит действительность и выражает отношение к ней. Различия между произведениями - различия между преобладающими способами воспроизведения действительности и выражения к ней. Эпос – род литературы, выделяемый наравне с лирикой и драмой; повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). |