философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
Сходства и различие человека и животных: Обмен вв, информации между животными орг и природой Различие характеризуется в характере перекачке акта потребления. В животных прямо и непосредст(только потребляют), ничего не производят. Человеку же нужен был скачок в развитии. Современный антропоцентризм созд теорию 2х скачков: Начало изг орудий труда Возникновение человека разумного и человеческого обва(род община) Как только нач эволюция можно говорить о начале производственной деятельности(созд орудий труда, кот в природе не существует) Для начала должен быть замысел. В 60е годы 20в открытие – люди умелые, которые морфологически были животными, но они уже могли заниматься элементарной трудовой деятельностью – 1 скачок. Производственная деять с одной стороны язык, мышление с другой стороны возникли с разрывом в 1,5млн лет. Труд создал человека и предшествует сознанию. Обмен вв между человеком и природой выстраивается через опосредованные звенья, создавая отношения обмена = общественные отношения. Человек и потребляет и производит! Синергетика утверждает, что ничего сверхествественного в возникновении нет. Переход от приматов – чел – типичная бифуркация(рубеж, который предполагает переход к качественной новой структуре) раздвоение: 1 ветвьразв животных, 2 ветвьразв жизнь. Зависит от многих факторов. Большая роль – флуктуации(отклонение). Повтор подобного случая=0. Любой биологический вид сохр ареал обитания, где ему комфортно. Это порождает пагубно узкую специализацию. Выжившие те, кто более приспособлен. 3 млн лет назад началось похолодание(сокр ареалов, площади лесов), в них остались сильные особи, менее – ушли в другой ареал. Толчок дал новому этапу развития эволюции. Наши предки истощенные, был вынужден отказаться от вегетарианства – колющ и режущие приспособления – прямохождение. Ведущую роль – развитие интеллекта. Наш предок превр в сильного хищника за счет интеллекта. Парадокс резервирования. Человеческий мозгсверхнадежная система. 57% кл находится в работе головного мозга(95% в резервировании, у обезьян14%) Развитие затем замедляется(2 толчок) и прекращается вообще. Уже не биологическое развитие, а социальное. Проблема недостающего звена(Гейкель) предположительно, что этим зв между челжив, оказ высшее приматы, которые изза потребностей в еде прибегли к убийству животных, пребегали к трупопоеданию. Стали изготавливать остр колющие предметы. Менфортведущая роль религиозный культ. Чтобы особи перешли к изготовлению орудий. Маклюэнсвязь и обещние. 47. Принцип антропоцентризма в философии: его историческое развитие и современное понимание. Антропоцентризмфилософ мировоззренч принцип,содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека, как сознательного фактора. Человек выделяется из природной среды, показывая свою непохожесть. Протогор и Сократ – чел мир всех вещей. Демокрит – человек малая вселенная Аристотель – самая глубокая сущность бытия. Антропоцентризм имеет онтологическое содержание – чел рассматривается как необх сост, часть космоса. Эпоха возрождениярелигиозное представл, новый взгляд на существование и предназначение чел, формирование на осмысленногуманистической основе. Гл средством развития – диалог самопознание. Новое времяосозн чел на основе научногуманистического подхода. Деление мира: субъект(позн чел) и объект(противостоит человеку) господство человека в мире. В середине 19в антропологическая философия Маркса получила онтологическое обоснование. Современноеразвитие в области технической науки, развитие современных филсоц подходов. Возникновение антропного принципа«мы видим вселенную такой, какая она есть, ибо нас бы здесь не было и мы бы не могли ее видеть». Любое малое изменение привело бы к тому, что человек не возник. Как бы человек не был развит, он должен помнить законы природы и жить с ними. Развитие антропоцзма исторически отражает изменение его содержания: На разных этапах чел выступает как результат эволюции мира Начальное осмысление себя как участника эволюции Как решающий фактор органического мира. Понятие ценности и ее общие характеристики. Ценность – это особый вид реальности. ценность есть то, что люди ценят.Сама по себе она не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…). Строго говоря, способностью предпочитать одни вещи другим наделены все живые существа, – сама потребность самосохранения вынуждает их чегото в мире страшиться, к чемуто тянуться. Больше того, животное защищает свое потомство, и, значит, может любить. Отношение к ценностям — это ценностное отношение Основные характеристики: 1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектносубъектный характер. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей. 2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели. уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. 3. Понятие ценность необходимо отличать от понятия значимость. Ценность соотносится с понятием значимость, однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Чтото нас трогает больше, чтото меньше, чтото оставляет безразличными.Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и антиценности, т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом. 4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. 5. Ценности по природе своей объективны. Это положение может вызвать возражение. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может. Необходимо учитывать также и то, что субъектом ценностного отношения выступает прежде всего общество, большие социальные группы. Например, к проблеме озоновых дыр может быть безразличен тот или иной индивидуум, но не общество. Это лишний раз свидетельствует об объективной природе ценности. 48. Проблема сознания и истории философии. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием "логос", означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.). Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему "мира идей" единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности. В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как "отблеск" всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философскотеологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания феноменологии. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике. Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение "тонких" атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи ("И камень мыслит"). Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие. В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие). К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии. 49. Генезис создания и его сущность. Структура и функции сознания. Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектикоматериалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылкамистановления сознания выступают: · эволюция свойства отражения, присущего всей материи; · развитие зачаточного интеллекта животных; · переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметнопрактическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; · развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Отражение — всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего. Основные формы отражения: · отражение в неживой природе; · биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание). Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов. Отличие сознания человека от психики животных: 1) целеполагание(способность прогнозировать свою деятельность); 2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии); 3) самосознание(возможность выделения себя из внешней среды); 4) язык(вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаковосимволическим, языковым обозначениям). Структура сознания: · интеллект; · эмоции; · воля; · внимание; · память. Сознание человека не сводится к интеллектуальномуотражению мира и эмоциональномупереживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля— сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоциональноволевых) выражается во внимании. Сознание человека также невозможно представить себе без памяти— способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно. Уровни бессознательного: 1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций); 2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления); 3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции. Структура психики человека по З. Фрейду: 1) «СверхЯ» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); 2) «Я» (сознание); 3) «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я» будучи связанным с «СверхЯ» и «Оно», как бы балансирует между ними. Виды сознания: · общественное это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности. · индивидуальное неповторимый духовный мир конкретного человека. · классовое; · национальное; · групповое и т. д. Типы сознания: · обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии); · теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме). |