философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
Понятие общества. Основные подсистемы общества. Возникновение общва совпадает с возникновением самого челка. Общво – это система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленная потребностями производства и воспроизводства их жизни, и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Эти нормы создают предпосылки для возникновения культуры, цивилизации. Общво – исторически конкретное образование. Оно целостно, устойчиво и имеет внутренние мехзмы регуляции, управления и самоорганизации. Общественное производство – это совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство жизни. Ее свва: устойчивость и изменчивость (динамика развития общва). Общественное производство – это процесс многогранный, включает элементы: 1.Воспроизводство самих людей. 2.Материальное производство. 3.Духовное производство (знание, опыт). 4.Управление людьми (целостность общва). Общественное право – система отношений: 1.Семейнобытовые отношения. 2.Социальные. 3.Производственные. 4.Духовные. 5.Политические. Сложились подсистемы общва: 1.Экономическая. 2.Политическая. 3.Духовная. 4.Социальная. Экономическая подсистема – совокупность форм производственной деятельности и отношение людей в процессе производства; общественное богатство, созданное трудом челка. В процессе производства мду людьми – определенные отношения (сначала по силе, по авторитету, по обычаям, юридически). Экономическая подсма включает и материальное и духовное производство. Материальное прво развивается благодяря отношению производительных сил (совсть материальнотехнических средств прва и людей, производящих действия) и производственные отношения. Духовная подсма – органически связанные мду собой элты, направленные на удовлетворение духовных и общественных потребностей. Духовные потребности – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, в общении. Предпосылки – соц. нормы, исходный мыслительный материал (предшествующих поколений в языке и предметах – кодирование, тиражирование, хранение и распространение информации), воспитание, образование челка (воспитательную фцию выполняет семья, круг друзей, гос.Учреждения, СМИ). Центральное звено духовной подсмы – общественное сознание. Соц. подсма – в общве – разделение труда, что порождает соц. дифференциацию на соц. группы. Каждая соц. группа выполняет свою фцию и имеет свои потребности. Соц. расслоение и соц. неравво людей – это естественное состояние общва. Институт собственности породил соц. неравво. Общественная жизнь протекает в рамках конкретноисторических коллективов людей (на основе общего языка, территории, религии, обычаев). Род, племя, народность, нация. Род – это кровно родственное объединение людей, крые являются основной соц. ячейкой первобытного общва. Племя – объединение более двух родов, крое имеет общий быт, территорию. Народность – общность людей на одной территории, связанных хоз. сввами, бытом, языком, обычаями, нравами, традициями. Нация – отличается от народности формированием отношений на экономической базе. Сословия – соц. группы в докапиталистических общвах, различающихся юридически и обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классы – отличаются друг от друга в зависимости от формы собственности, к отношению к средствам производства. Политическая подсма – совсть гос. и политических организаций, регулирующих политические отношения в общве. Центр политических отношений – госво – это социальнополитический институт общва, наделенный верховной властью и использующий ее для управления поведения людей, их групп и объединений. Свва госва: 1.Публичная власть. 2.Суверенитет – полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане. 3.Территория – на ней распространены зны и полномочия власти. 4.Исключительное право на издание знов и норм, действующих в госве, на применение силы по отношению к гражданину. 5.Право на взимание налогов с населения для содержания гос. аппарата. Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры. Есть нескко сот определений культуры. Есть множво моделей кры. Понятие культура стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения челка. В это время культура стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея культуры выражала степень развитости разумного начала, культурая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель культуры– сводила кру к предметновещественным отношениям. Но была классическая модель культуры– она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что челк осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь челк – творец кры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. Культура (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. Культура – не только совсть резтов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. культура вступает в полосу кризиса. Многие явления кры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. культурыВостока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога кр. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь челка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным. Постмодернистская модель культуры– челк, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться челку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы. Были различные подходы к изучению кры: аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, мно применить понятие культура. деятельностный – культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общва. семиотический подход – определяется главная харка культуры– внебиологический знаковый мехзм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. Культура – это общественное явление. структуралистический – культура – совсть соц. элтов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.). социологический – культура – соц. интститут, крый дает общву системные качва; культура – образование, крое всегда нахся в пределах соц. отношений (нормы поведения). гуманитарный – культура направлена на совершенствование челка. негуманитарный – культура – процесс, в кром есть все виды человеческой деятельности. Философия интересуется крой не как особым объектом, культура – это всеобщая харка мира как целого. Культура (в философии) – это весь мир, в кром челк находит себя. Челк в мире кры. Челк един, значит таким же противоречивым является тот мир, общво в кром челк существует. Челк усваивает кру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем челк дальше от кры, тем менее гуманным будет человеческое общво. Особое место в мире культурызанимают ценности: моральноэтический и эстетический аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль. Эстетический аспект – красота, изящество челк видит в природе, в общве. Каждый челк способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом челке эта способность развита поразному. Культурные нормы – образцы деятельности челка, они складываются на уровне подсознания общва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет сма образования. Нормы культурыизменчивы, культура отражает те изменения, крые претерпевает общво. Культура содержит два момента: 1.Момент устойчивости – традиция – это элт культурного наследия, крый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общва. Традиции обеспечивают развитие общва, отражают целостность общва. 2.Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальнаяхарка любой кры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в знах. Существуют: 1.Традиционные общва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общво). 2.Современное общво – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но изза этого происходит деградация кры, а в дальнейшем и общва. ВостокЗапад Россия: цивилизационные типы. Л.С. Васильев выделяет в истории человечества этапы: 1.Начинается с древнейших времен до 7 – 6 вв. до н.э. – локальные общва азиатского типа – восточные цивии с авторитарно деспотической смой управления. Основа цивии: принцип власть – собственность. Власть рождает собственность. Медленное циклическое воспроизводство циклических структур. Определенные черты: неразделенность собственности, административной власти, господство бюрократии, подчинение общва госву, нет гарантии частной собственности и прав граждан. 2.С 7 – 6 вв. до н.э. до 14 – 17 вв. н.э. – социальные дихотомии – параллельное существование европейской и азиатской цивий. Солон в Др. Греции реформами сформировал правовое пространство защиты граждан от госва. Черты: гарантии частой собственности как стимул к творчеству, разделение власти и собственности, гармония общва и госва. 3.С 17 в. – общечеловеческая интеграция всемирная история. «Россия – дрейфующее общво» (мду Востоком и Западом), большая площадь, разные типы народов. На Востоке: исламскаяцивия – наименее открыта для внешних воздействий. индобуддийская – нейтральна по отношению к внешнему воздействию. конфуцианская – наиболее открытая. Осмысление глобальных проблем цивилизации в философии XX –начала XXIвека, их сущность и классификация. До начала 20 в. всемирная история – разрозненные цивилизации, крые почти не сообщались друг с другом. В 20 в. мир превратился в единое целое – процессы глобализации в промышленности, торговле, духовной сфере, науке, политике. Электронная связь сформировала единое информационное пространство. В последние десятилетия сложилось мировое сообщество. Появились проблемы: проблема судьбы челка и проблема сохранения жизни на Земле. Эти проблемы – результата много вековых изменений. Отличие современной цивилизации от древних: мир – пестрая картина, разнообразный, но с другой стороны, человечество – единое целое, «общий дом». Общее – территория, ресурсы. Причины глобальных проблем лежат глубже, уходят в глубины современной цивилизации. В развитых странах проблемы появились раньше. Итогом развития технократической культурыстала деградация окр. среды, культурая вызывает деградацию самого чека. Челк не успевает эволюционно и психологически за этими изменениями, но причина такого развития – сам челк. От словесного общения к письменности челк шел 3 млн. лет, от письменности к книгопечатанию – 500 лет, от телефона к электронному общению – 50 лет. Глобальные проблемы – сложная сма, культурая охватывает окр. мир, все вокруг, и для решения глобальных проблем не может быть отдельной науки. Поэтому на глобальные проблемы нужен философский взгляд. Только философия может понять глобальные проблемы во всей их полноте. Специфика философского осмысления глобальных проблем: 1.Философия формирует мировоззрение, оно определяет направление человеческой деятельности в решении глобальных проблем. 2.В конкретных науках нет целостного представления о сложных смах – методологические функции философии принципиально необходимы для интеграции глобальных проблем. 3.Философия объясняет общественные явления, процессы, зны развития общва и природы. Философия нацеливает на понимание глобальных проблем как закономерных явлений. Философия говорит, что глобальные проблемы – результат противоречивого развития человеческого общва. 4.Философия позволяет увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем. 5.Философия выполняет культурологическую фцию. Изучение философией различных цивилизаций позволяет прийти к решению глобальных проблем. 6.Результатом целостного видения исторического процесса и диалектического подхода и его толкования является возможность более четко ориентации в потоке современной информации по глобальным проблемам. 7.Философия ставит проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, перед лицом глобальных проблем они приобретают особое звучание. 8.Фия рассматривает цивилизацию, общво и т.д. эти категории позволяют понять глобальные проблемы с философских позиций. Понятие глобальные проблемы пошло с 60 – 70х гг. 20 в. Критерии глобальности проблем: 1.Затрагивают интересы человечества в целом. 2.Оказывают очень серьезное влияние на развитие отдельных стран, регионов. 3.Их решение предполагает объединение усилий всего человечества. 4.Их нерешенность сулит гибель и катастрофы для всего человечества. Самая крупная единица планеты для глобальных проблем – регион. Если рассматривать экономическую проблему, то будет два региона – развитые и развивающиеся страны. Проблема глобальна – если она актуальна для всех регионов планеты. В гл. проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все региональные проблемы имеют глобальное значение. Географический критерий – количественный. Но есть качественные критерии: 1.Гл. проблемы затрагивают интересы всего челва. 2.Для их преодоления нужны усилия всех людей или большинства. 3.Гл. проблемы – это объективный фактор мирового развития и они не могут быть ни кем проигнорированы. 4.Их нерешенность может привести к серьезным непоправимым последствиям для челва и среды его обитания. Отличие от других проблем: 1.Гл. проблемы более инертны, т.е. устойчивы, но они могут переходить в региональные. 2.Все гл. проблемы нахся в очень сложной сме взаимозависимости. Решение одной гл. проблемы решает и другие. Классификация гл. проблем по степени их остроты: 1.Самые актуальные – истекают из отношений между госвами – интерсоциальные проблемы (устранение опасности войны, обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка). 2.при взаимодействии общва и природы (обеспечение энергией, топливом, пресной водой, сырьем, экологическая проблема, проблема освоения мирового океана, освоение космоса). 3.При взаимодействии отдельного челка и общва (демографическая проблема, здравоохранение, образование и т.д.). |