философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
24. Общая характеристика современной философской парадигмы Современность в философии имеет свой внутренний масштаб. По привычке, началом современного этапа считают конец XIX в., Когда возникли новые формы философствования, стали доминирующими в Европе XX в., Основные идеи которых разрабатываются и сьогодни1. Двадцатый век представляло собой особый этап в развитии современного общества. Оно отличается конфликтностью, противоречивостью, интенсификацией социальных процессов, ускорением темпов социальных изменений. В конце концов, это время зарождения глобальных проблем. Все это не могло не сказаться на характере тех вопросов, которые выдвигали философы. Философская парадигма XX в. выступает как планетарное явление и мощная полифония этносоциальных мировоззренческих ментальностей. Современная философия является частью мировой культуры и имеет статус общечеловеческой ценности. ее изучение дает ключ к пониманию многих процессов, которые происходили и происходят в духовной жизни западного общества, интенсивного диалога, по которым ориентируется сегодня Украина. Общая характеристика современной мировой парадигмы Философию, которая существовала до середины XIX в., Называют классической. Это был значительный шаг в становлении теоретической мысли по сравнению со всем предыдущим философским развитием. Характерный признак этой философии - безграничная вера в разум. Философам-классикам присущий познавательный оптимизм, уверенность в том, что рациональное познание, наука является той силой, которая впоследствии даст возможность решить все проблемы, которые стоят перед человечеством. Особенностью классической философии € также то, что, рассматривая человека и историю, она сконцентрировала свое внимание вокруг проблемы свободы и других гуманистических ценностей и утверждала необходимость рационального познания общечеловеческих моральных принципов и идеалов. Философия XX в. (неклассическая) формировалась прежде всего как антитеза классической, как некое новое философское мышление. Для современной философии характерны следующие существенные черты. 1. Современная философия характеризуется наличием различных школ. Наиболее известными являются: герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, Неофрейдизм, неотомизм, персонализм, прагматизм, структурализм, феноменология, философская антропология, марксизм и др. Однако это отнюдь не означает ее "космополитизации". Напротив, современная философия приобрела "общечеловеческого", "планетарного" характера. Дело в том, что XX в. - Это время становления нового уровня целостности человечества, которое начинает активно определять себя как субъект общечеловеческой практики. В этих условиях философия впервые за всю свою историю становится реально "мировой философией" - ее ведущие школы получают статус мировых тенденций планетарности философской мысли. 2. Современная философия, как правило, отказывается от рационализма: становится на позиции иррационализма. Иррационализм (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный) - это система философских учений, которые выступают ограниченность рационального познания, противопоставляют ему интуицию, веру, инстинкт как основные виды познания. Как философское течение иррационализм сформировался в XIX в. В XX в. этот стиль философствования начинает доминировать в западной философии; "философию мышления" заменяет "философия жизни". 3. Большинство современных философских систем имеет антропологический характер. Они сочетаются общей особенностью: наличием общего подхода к определению главной философской проблемы, а именно проблемы человека. Антропологизм оказывается в попытках определять основы и сферы человеческой личности и субъективности, рассматривать человека как "меру всех вещей", с нее и благодаря ей пытаться понять как его самого, так и окружающую среду (природу, общество), а также культуру. 4. В современной философии наблюдается противоречивое отношение к науке. Появились взгляды, которые получили название сциентизма и антисциентизма. Сциентизм (от лат. Scientia и англ. Science - знание, наука) - позиция мировоззрения, в основе которой лежит представление о научном знании как об универсальной культурную ценность и достаточное условие для ориентации человека в мире. Наука это универсальное "всеведение", содержащий ответы на все вопросы и дает человеку абсолютную гарантию успешности ее непосредственных действий в любых жизненных ситуациях. Как осознанная ориентация, сциентизм утверждается в западной культуре в конце XIX в., Причем одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм. Антисциентизм утверждает принципиальную ограниченность науки в решении проблем человеческого существования, обращает внимание на негативные последствия научно-технического прогресса. Он толкует науку как "дегуманизуючу силу", что является источником трагичности человеческого существования. 5. При современной эпохи получила дальнейшее развитие религиозная философия. Попытки религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Однако и в русле религиозной мысли рождались и рождаются выдающиеся философские учения, которые значительно влияют на культуру человечества. 6. В XX в. подавляющее большинство философских школ и течений противостояла философии марксизма. Это определялось тем, что на долгие годы марксизм становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, которое пыталось на практике реализовать коммунистические идеи. В стремлении доказать несостоятельность принципов марксизма большинство представителей философских течений отдали дань их критике. Долгие годы развитие философии осуществлялся в сфере идеологического противоборства. Вместо того, чтобы решать сугубо философские проблемы, стороны отыскивали недостатки и слабые места в философских концепциях друг друга. На этом фоне усиливались попытки построения философских систем, которые стремились освобождение от влияния идеологии, естествознания и даже науки. Среди множества направлений и течений философии современности есть несколько линий, которые наиболее ярко характеризуют основные тенденции ее развития. Это, во-первых, иррационалистичнои-гуманистическая; во-вторых, сциентистской; в-третьих, религиозная; в-четвертых, марксистская философия. Какие основные идеи представлены в этих направлениях, как сказался их влияние на социокультурное бытие, миропонимания и духовность человека, насколько они преподносят менталитет человечества на новую ступень и в чем потерпели они неудач? Именно эти вопросы будут находиться в центре нашего внимания. 25. Иррационалистическо-гуманистическое направление в современной философии. Артур Шопенгауэр (1788, Данциг, ныне Гданьск — 1860, Франкфурт-на-Майне) в отличие от Гегеля не считал второстепенными вопросы о смысле жизни, добре и зле и т. п. Это главные проблемы, которые пытается решить с помощью философии каждый человек, и именно они должны быть положены в ее основу. Но существуют ли объективный смысл жизни и объективная справедливость? Шопенгауэр утверждал, что они — продукт фантазии. Этим его взгляды отличаются от позиций предшествующей классической философии. Несомненной данностью обладает прежде всего страх человека перед смертью. И в жизни нет такого смысла, который мог бы его смягчить. Жизнь — большое несчастье, поэтому пессимизм — единственная реалистическая философия. При любом стечении обстоятельств люди обречены на поражение. Только воля заставляет их жить. Такова первая реальность, несомненный факт, которые постиг человек. Перефразируя знаменитое изречение Декарта, Шопенгауэр говорил: «Я желаю, я хочу, следовательно, я существую». Ребенок еще не мыслит, но уже хочет жить. Воля к жизни присутствует в человеке в течение всего его земного пути. Ее можно обнаружить и у животных и растений. Сама Вселенная сохраняет свою целостность постольку, поскольку воля присуща всякому бытию, самодвижению, саморазвитию. Воля — нечто иррациональное: это своеволие, каприз. Она не подчинена никаким законам1. Потому ни Вселенную, ни жизнь, ни историю нельзя истолковать разумными причинами. По Шопенгауэру, все существующее, кроме воли, смертно, преходяще. Только она — подлинная реальность, любой феномен сводится к ней и объясняется ею. Может показаться, что любишь девушку, поскольку она хороша, но на самом деле это действие независимой от нас иррациональной воли. Объективный же мир — только представление, в основе которого также лежит воля. Нельзя говорить о разуме, если в истории господствуют воля и власть, если своих целей добиваются не столько умные и справедливые, сколько жестокие, коварные, лживые люди. И в наше время трудно победить современных политиков, борясь с ними с помощью идеалов разума, добра и справедливости. Философ полагал, что чем больше в нас воли и стремлений, тем больше страданий. Счастье в некоторой степени доступно лишь тем, кто добровольно ушел от жестокой жизненной борьбы и, отказавшись от воли, погрузился в философское созерцание. Известный венгерский философ Г. Лукач называл подобную позицию мировоззрением рантье. Позднее вслед за Шопенгауэром русский философ начала XX в. В. В. Розанов ответил на традиционно русский вопрос «Что делать?» так: «Как, что делать? Чай пить!» Шопенгауэр, хотя и объявил смерть едва ли не счастьем, не спешил расставаться с жизнью, утверждая, что счастье человека зависит в основном от сознания. Его философия — порождение невыдуманного страха интеллектуала перед тем, что у него отнимут ренту. Иррационализм Шопенгауэра был одним из вариантов философии, согласно которой все позволено. Итогом ее развития в XX в. оказалась идеология фашизма. Это широко распространенное мнение. Однако Г. Лукач не считал Шопенгауэра и Ницше «отцами» фашистских идей, заявляя, что их против воли сделали защитниками несправедливой власти. Если упреки Шопенгауэра в эгоизме в чем-то обоснованны, то по отношению к датскому философу и теологу Сёрену Кьеркегору (1813, Копенгаген — 1855, там же) они совершенно несправедливы. Одинокий, несчастный в личной жизни, он сумел сохранить любовь к людям, что вызывает сочувствие и симпатии. Его нравственная стойкость нашла выражение и в философии, положившей начало экзистенциализму. Главным для Кьеркегора является вопрос о смысле человеческого существования. В реальной жизни люди нередко ставят явно недостижимые цели. Например, простой юноша полюбил принцессу. Мудрые люди посоветуют ему выбросить из головы эту блажь, но после таких советов молодой человек может решить расстаться с жизнью. Подобные случаи кажутся исключительными, однако в действительности их не так мало. Каждый таит надежду полюбить кого-то бескорыстно и вызвать ответное чувство. Полюбить, по Кьеркегору, значит полностью открыться другому. Однако в реальной жизни это невозможно. Человек становится неоткровенным, в том числе с собой. Ломая свою натуру, он идет на «самоубийство» личности, чтобы продолжать жить. Единственный выход, предлагаемый философом, — вера. Шансы на чувство со стороны принцессы равны нулю, но надо верить вопреки всему, и произойдет чудо: вы встретите принцессу! Согласно Кьеркегору, победа добра и справедливости здесь, на грешной земле, полный абсурд. Как один из самых последовательных иррационалистов в истории философии он предлагает поверить не сказкам и утопиям, а абсурду. Тот, кто подчинится ему, избавится от проблемы. В качестве другой безвыходной ситуации приводится пример с жертвоприношением Авраама, которому Бог повелел принести в жертву единственного и бесконечно любимого сына Исаака. Авраам стоял перед безысходным выбором: усомнишься в Боге - потеряешь веру, повиноваться же - преступление, абсурд. Авраам в этой отчаянной ситуации отказывается от разума и поднимает нож над сыном. Но происходит чудо: прилетает ангел и спасает юношу• Иррациональная вера оказывается для Кьерке гора залогом спасения, парадоксом, неподвластным никакому мышлению2. Фридрих Ницше (1844, Реккен, около Лютцена, Саксония — 1900, Веймар) — едва ли не самый таинственный и почитаемый философ. Длительное время его считали идеологическим предшественником фашизма. В 1934 г. Гитлер посетил Архив Ницше, где сестра подарила ему трость брата. Однако мыслитель был не только кумиром фюрера, но и одним из любимых философов Л. Шестова, М. Горького, антифашиста Т. Манна. По образованию Ницше — филолог. В этой области ему прочили блестящее научное будущее. В течение десяти лет он работал профессором Базельского университета. Ницше выступал против современной ему цивилизации с лозунгом «переоценки всех ценностей», который был направлен в первую очередь против современного ему человека — его привычки подчиняться, слабости, эгоизма и растущей из этого мстительной злобы. В душе «хорошо живущих» современников он увидел «выгребную яму». По его мнению, они всегда готовы на предательство — мелкое и трусливое. Благородство, широта души, открытость исчезли из мира, а вместе с ними ушла и радость бытия. Общество задыхается от их «испражнений и газов», именуемых культурой, духовностью. Нормальный человек в подобной атмосфере сходит с ума. Прообраз настоящего человека Ницше видел в героях Античности, гениях Ренессанса. Внутренняя свобода, великодушие, презрение к опасностям, щедрость, радостное восприятие бытия проявляются прежде всего в том, как люди держат себя, в их осанке. По мнению Ницше, к падению человечества, к декадансу привели христианство, демократия и социализм. Побеждает тот, кто обладает наибольшей волей к власти. Она не только приносит страдания и несчастья, но и наполняет страстью, гордостью и силой. Пессимизму Шопенгауэра Ницше противопоставил существование, полное опасности, ярости, красоты и величия. Демократия и социализм с их стремлением к равноправию стараются поставить великую и свободную личность в один ряд с посредственностью и рабом. Основные беды Ницше связывает с христианством: «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. Что вреднее всякого порока? Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство»3. Оно отрицает волю к жизни, так как стоит за слабых, а слабый всегда завистлив. Христианская мораль — чудовищный эгоизм слабости, чуждый подлинно свободным людям. Личное бессмертие — жалкая мечта ничтожества, которое неспособно на добро для себя и других. В страдании теряется сила, поэтому от него следует избавиться, чтобы восторжествовали красота, доблесть и величие. Эти качества — не продукт современной культу ры. Они свойственны особой расе повелителей, не боящихся страданий. Примеры благородных властителей («белокурых бестий») Ницше видел не в Германии тех лет, а в героях Античности и ренессанса, викингах, Наполеоне, русских нигилистах. Творчество Ницше — не философия в общепринятом смысле слова. И не только потому, что она художественна и афористична. Великие мыслители не разрушали мышления, не отнимали у человека сознания. Парадоксы Ницше пугают читателя: он воюет, например, против нигилизма и декадентства, но сам является представителем и того и другого в еще большей степени, чем его современники. Ведь он отрицает все, кроме мифической, сверхчеловеческой воли к власти, которая для него — единственная и подлинная реальность. Правда, при этом Ницше не затрудняет себя аргументами. Заявление о том, что первоначальное христианство встало на сторону слабых, безусловно, верно. Но почему сострадание — всегда плохо, почему низы у него всегда люмпены? И почему они ему особенно отвратительны, когда пытаются защитить свое достоинство? Известно, что Ницше ненавидел революцию и, видимо, поэтому перенес столь резкое неприятие на равенство и демократию. Правда, в его концепции есть идеи, которые внешне противоречат вышеприведенным. Дело в том, что его (и других иррацио- налистов) можно рассматривать как гуманиста, потерпевшего сокрушительное поражение. Главная мысль Ницше — защита человека от разрушения. В отрицании рационального мышления у него часто больше мысли, чем у его защитников. И, может быть, потому многие его оппоненты давно забыты, а его читают до сих пор. Показательны в этом плане слова К. Ясперса: «...влияние его теорий и постулатов огромно... Выяснить свои отношения с Ницше неизбежно придется человеку, который пытается сегодня философствовать... философия не станет для вас действующей силой без Ницше, как, впрочем, и без Кьеркегора и Маркса» 28. Философия о сущем. Понятие бытия. Бытие явл главным понятием, опр ключевое свойство «быть», «существовать». Мир существует здесь и теперь, как реальность. Парминид. Ввел понятие «бытие» придавая ему философский статус. Бытие – это то, что существует, то что есть, то что мы можем помыслить. Небытие – наоборот. Свойства бытия: 1.вечность бытия(неподвержено гибели) 2.единство(непрерывно) 3.не изменно 4.совершенство(похоже на глыбу совершенного круглого шара) Оно непрерывно, но похоже на форму шара –противоречие. Формы: Чувственное(то,что мы видим и ощущаем) Рациональное(не возможно постичь, чувств только через веру) Натурализация-то, что можно получить с помощью органов чувств. 20 в расширил представление о бытие. Платон-впервые в 4в до н.э. вкл в понятие «бытие» абсолютно всё(идеи, которые сущ независимо от человека) Философия идет от самой жизни, опираясь на логику жизни. Специфика бытия и не бытия их уникальность, универсальное фил знач закл в том, что они являются понятием отглагольными(быть/не быть). Указывая нам на наличие или отсутствие чего-то. Свойства бытия: не может отождеств с тем, что в разл языках мира обозначает сущ, местоимением или их признаками как существительное не может выступать не в кач объекта и не в субъект познания, хотя ни один не может быть помыслен. Бытие-всеобз универсальное и единств в своем роде способность существ, которая обладает любой реальностью. Взаимоотношение бытия и небытия Парменид.»если атомы-бытие, пустота-не бытие». Пустота сущ реально, в ней двиг атомы, она необходима. Отношения между бытием/небытием сущ достаточно сложные далектич противореч. Вселенная произошла из физ ваакума-чистое теоретич образование, происх перестройки с массовым обр частиц-большой взрыв. В ваакуме соед весь мир. Физики и теоретики утверждали, что та вселенная, где мы живем – это мультивселенная, сущ иные вселенные, которые проходят свои стадии развития. До сущ нашей вселенной, сущ др вселенные, но тепловая смерть положила ее гибель. 29. Формы бытия объективного мира. 1. человека 2. живая природа 3.неживая природа: 1. бытие веществ 1-й природы(возникло естественным путем без участия человека) предельно многообразна, бесконечна и неуничтожима 2. 2-й природы – то,что создано человеком, ограничена и в принципе уничтожима. Их осн явл инертное костное вещество, подвержены естеств законам развития. Протяженность вселенной – 93 млн свет лет. Темная материя – она не известнаю Пространство заполнено губкообразной структурой. Состоит из галактик – звезд –ядро(черная дыра). Жизнь возникла в космосе. Сущ в форме организмов, представляет самоорганиз систему открытого типа. Обмен с окр средой – только у живого, оно может расти, развиваться и воспроизводить себе подобных. Бытие живого функционально. Человеческое бытие представляет собой неразрыв единство телесного и духовного. Разрыв=смерть человека. Духовное в человеке – это сознание. Индивидуализир духовное-рожд и умирает вместе с человеком. Объктивиров духовное-польз множ людей(язык) 30.Философское учение о материи Когда мы употребляем понятие материя, мы не интересуемся формой и другим. Материя (лат. – вещество). Но из перевода нельзя сказать что такое гравитационное поле, магнитное поле. Древнегреческая философия утверждала, что материя – вещество, первооснова, первовещество – то, из чего состоит все в мире. Анаксимандр говорит, что материя – это не первовещество, не чувственное тело, а апейрон – некая определяющая сущность. Анатомисты (Демокрит, Эпикур) утверждали, что матери – совокупность атомов, дифференцированное вещество. Выделяется учение Платона, у него для материи нет специального термина. Материя – некий темный и трудный для понимания вид. Главная функция вида – быть кормилицей и восприемницей всякого рождения мира, оно чуждо формам. Понятие о материи занимает среднее место в триаде: 1.Ум (демиург, творец) – нематериален. Он изливает идею в первичную материю. 2.Материя – бесформенная (кормилица и восприемница). 3.Вторичная материя – вещи чувственного мира. Истинно существующий – ум, который не подвергается какому-либо превращению. Учение о материи Платона повлияло на Аристотеля – «если в чувственном мире вещи возникают, изменяются, то значит в мире должно быть нечто такое, что позволяло бы вещам все это делать» - это бесформенное бескачественное начало. Оно может принимать различные формы, определения, кач-ва. Сами вещи – сочетание идеи и вещества. Эти размышления оказали влияние на средневековую философию, где приоритет был отдан идее формы. Форма – начало, которое определяет все. Эти формы – Бог, Ангелы, человеческие души. В эпоху Возрождения философия пошла дальше. Ее объединила оппозиция средневековой философии. Материя – то, что имеет реальное, а не потенциальное существование. Практика алхимии доказывала, что материя вечна без божественного участия. У философов Возрождения (Дж. Бруно) – материя вечна, движение- результат действия природных сил. В современной философии главенствует механистический материализм. В основу кладутся Главные свойства материи. Философы Нового времени воспроизводят установку, которую создали в Античной философии. Свойства всех вещей: 1.Протяженность. 2.непроницаемость. 3.Тяжесть. 4.Фигура. Общее во взглядах Нового времени и Античной философии: 1.Материя обнаруживается путем нахождения первовещества. 2.В основе определения материи лежит объективность. 3.Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное изменчивому. 4.В понятии материя реализуется установка на единичное и особенное. В механике было выделено такое свойство тел, как масса, то гда к свойствам материи приписали свойство массы. Материальное мыслилось особым веществом. Но это представлялось чисто механистически, таким образом, происходило отождествление философского понимания материи и естественнонаучного понимания. Элементаризм – явление в философии, чтобы понять что-то сложное, его нужно разделить на элементы. Но если ориентироваться на конкретное, то целостное понимание о мире не возможно. Вальтер говорил, что мы взвешиваем материю, но если мы хотим сделать шаг на обобщение, мы почувствуем пропасть. В 17 – 18 вв. было сформулировано представление о материи (Гольбах, Дидро) – по отношению к нам материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. В 20 в. было открыто электромагнитное поле, з-ны которого не подчинялись механике. Произошли знаменательные открытия: радиоактивность, сложное строение атомов, изменение массы тела от скорости их движения, зависимость пространственно-временных форм предметов от скорости их движения. Философия зашла в тупик. Физики пришли к выводу, что материи нет, что она исчезла, когда произошли открытия, но это было методологически несостоятельно. Материя философии отождествлялась с данными конкретных наук. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В «Материализме и эмпириокритицизме» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Философское понимание материи охватывает собой всю действительность. Оно должно обладать признаком всеобщности. Способность чел-ка – отражать мир, независимо от мира. Исчезает не материя, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю. Дескриптивное определение материи – описание свойств. Определение материи строится на роде и определении отличий. Субстанциальное определение материи – указывает на несотворимость, неуничтожимость материи (субстанции).Атрибутивное определение материи – материя отождествляется с атрибутами: пространство, время, движение, кач-во и кол-во. Генетически контрастное определение (Руссо) – определить материю можно только, противопоставляя ее сознанию. Определение с точки зрения всеобщего (Энгельс) – материя – чистое сознание мысли и абстракция. Это помогло Ленину создать свое определение: материя – это философская категория, неисчерпаемость материи делает бессмысленным перечисление ее свойств, необходимо противопоставить материю тому, что ею не является. Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие. 26. Позитивистская тенденция в современной философии. Позитивизм возник в 30-х гг. XIX в. Само название говорит, что он исходит из «позитивного», т. е. фактического, устойчиво го, которым и ограничивает исследование, а «метафизические» (традиционные философские) проблемы считает неразрешимыми и практически бесполезными. Ведущей причиной его появления было бурное развитие науки на рубеже XVIII—XIX вв., достижения которой показали бесплодность спекулятивных философских построений. С точки зрения позитивизма подлинное знание о мире может быть только результатом специальных (»позитивных») наук и их синтетического объединения. «Наука — сама себе философия!» - таков главный лозунг его сторонников. Остальное — псевдовопросы, не имеющие познавательного значения. Философия не прибавляет ничего принципиально нового к данным специальных наук. Своими вымыслами она может только помешать их прогрессу. Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798, Монпелье — 1857, Париж). Ведущая его работа «Курс позитивной философии» (1830—1842) сразу получила широкую известность и была одобрительно встречена естествоиспытателями, которых раздражало принижение или даже отрицание какой-либо роли конкретных наук. Слава Конта во многом была отблеском чужого величия, так как он некоторое время был секретарем К. А. Сен-Симона. Крупными представителями этого течения были также англичане Дж. С. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903). По Конту, ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей. Это относится и к позитивной философии. Центральный закон, которому безусловно подчинено развитие человеческого ума («закон трех стадий»), заключается в том, что каждая из отраслей знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: теологическое, или фиктивное; метафизическое, или абстрактное; научное, или положительное. Человеческий дух соответственно пользуется тремя методами мышления. Отсюда возникают три взаимоисключающие философии: первая — необходимая исходная точка, вторая — переходная ступень, третья — определенное и окончательное состояние. Сначала человеческий дух направлен на внутреннюю природу вещей, исходные и конечные причины. Здесь все «объясняется» вмешательством сверхъестественных факторов. Во второй стадии мы видим только видоизменение предыдущего варианта. Сверхъестественные причины просто заменены абстрактными силами. И наконец, в третьей, в позитивном состоянии постигается невозможность достижения абсолютного знания и дух стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов, явлений, т. е. неизменных отношений последовательности и подобия. Характерная черта позитивизма — признание подчиненности всех реалий естественным законам, сведение которых к минимуму становится целью наших усилий. Общие явления Вселенной объясняются ньютоновским законом тяготения. Развитие знаний идет от простого к сложному: от астрономии к физике, химии и физиологии. Однако в знаниях человека имеется серьезный пропуск. Это касается социальной жизни, которая еще не вошла в область позитивной философии. Поэтому настоятельная потребность нашего ума — создание «социальной физики». (Именно Конт ввел в науку понятие «социология»,) С ее помощью будут установлены пять главных категорий явлений — астрономических, физических, химических, физиологических и социальных. Им соответствует \ пять главных наук. ; Однако чрезмерная специализация, приводящая к узости мышления, заставляет принимать меры, чтобы избежать гибельных последствий. Известно, что большинство ученых мало заботится о связи их работ с общей системой позитивных знаний. Для преодоления этого отрицательного момента необходимо и достаточно сделать изучение общих научных положений отдельной самостоятельной наукой. Она посвятит себя исследованию духа специальных наук, их взаимозависимости, сведению принципов I каждой к наименьшему числу общих основоположений, что помо- > жет преодолеть разрозненность человеческих понятий. Именно в этом Конт усматривал назначение позитивной философии. Как видим, совершенно неверно представление о позитивизме Конта как крайнем эмпиризме. Самыми существенными и в науке, и в прогрессе человеческого духа он считал прежде всего «научные всеобщности». Конт верил в позитивную науку как фактор общественного прогресса. Его идеи неожиданно приобрели особую актуальность в нашей стране. Ведь причина широкого распространения различного рода суеверий и мракобесия — невежество значительной части населения. Введение преподавания в вузах предмета «Концепции современного естествознания» есть реализация планов Конта. Второй формой позитивизма был махизм, третьей — неопозитивизму возникший в 20-х гг. XX в. (JI. Витгенштейн, Р. Карнап и др.). В отличие от позитивизма он объявил «метафизические» проблемы бессмысленными. В качестве критерия осмысленности высказываний был выдвинут принцип верификацииу согласно которому имеют смысл только чувственно проверяемые явления. Задача очищения науки от «метафизики» оказалась неосуществимой, так как «проклинаемая» метафизика никак не хотела уходить из самых «чистых» высказываний и всегда содержалась в них. Неверифицируемым оказался сам этот принцип. Продолжение и опровержение неопозитивизм нашел в постпозитивизме. 30.Философское учение о материи. Материя(лат «вво»)понятие ввел Платон. Метафизический материализм. Принципы: Материальное обнаружение путем нахождения нек 1го вва или 1го признака материи это то, то называется массой. Критерий объективностиматерия это то, что существует вне нас и существует независимо от нас Материя в целом представляется как нечто неизмененное по сравнению с отдельными материальными вещами В определенном понятии материи реализуется установка на единичное и особенное. Гольбах «по отношению к нам, материя есть все то, что воздействует на наши органы чувств» Рубеж 1920вв – научная революция. Атоммельчайшая частица. Атом сам представляет сложное строение, поэтому некоторые ученые стали говорить о том, что материи не существует. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В 1911 г «Материализм и эмпириокритицизм» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. 31. Философия и естественные науки о системной организации мира. Строение материи: Идея системности: Мегамир(мир космоса) Макромир(мир относительноустойч форма и соразмерных человеку величин) Микромир(мир фундаментальных частиц, взаимод) Эти миры не соотносятся как части. Вернер Гензендер: микромир парадокс Феномен множеств рожденияпри ударе 2 частиц, никакие мелкие частицы не обр. А кинетическая энергия возникает. Связь с фундаментал частицами. Имеет двойственную природу.
32. Философское содержание понятий «движение» и «развитие» Суть принципа развития диалектики в том, что в мире не существует материал систем, которые при соответствующих условиях не могут развиваться. Различают понятия «движение» и «развитие». Развитиедлительный процесс, накапливающий необратимые поступательные изменения сложных системных объектов в достаточно больших интервалов времени(эволюция жив орг) Бессмысленно переносить развитие на всю материю, применяется для харки конкретных процессов. Движение «есть изменение вообще» Энгельс. Движение абсолютно(земля движ) Покой относителен(любое тело находится в состоянии покоя) Движение вечно и неучтожимо, обладает всеобщим значением. Осуществ как самодвижение любой реальности – сила притяжения и отталкивания. Типы движений: Пространственное перемещение тела не связ с изменением его качественного состояния Движение связано с изменением внутренней структуры тела, в результате чего происходит качественное изменение тела и данные тела превращаются в нечто другое. Движения, изменяясь могут происходить в рамках 1 вида материи(звезды) и с переходом из 1 вещества в другое (неживая – живая) Направление: Прогрессусложнение внутр структуры тела Регресс – упрощение В природе в чистом виде не встречаются. Выделяют формы движения по различным критериям. По различным уровням организации материи (Энгельс): 1.Механическое – базовая для всех 2.Физическое. 3.Химическое. 4.Биологическое. 5.Социальное. Закономерности: Все формы движения связаны между собой и каждая последующая возникает на базе предыдущей Несмотря на генетическую взаимосвязь всех форм движения, высшие формы принципиально не сводимы к низшим формам. Редукционизм(=механицизм)сведение сложного к простому(искажает действительность) 33. Категории «пространство» и «время» в истории философии. Теория относительности А. Эйнштейна и ее философское значение. Любое тело соседствующее с другими вещами, явлением занимает определенное место и обладает определенной протяженностью. Мир изменяется, но происходит с разной скоростью, длительностью, ритмом, темпом. Пространство и время – формы бытия. В античности одной из первых дисциплин, отделившихся от философии бала геометрия – наука о пространстве и способах ее измерения. Интерес к пространству и времени никогда не ослабевал – развивалась астрономия. Человечество пыталось ответить на вопрос: Пространство и время – самостоятельные сущности, или они сопутствуют чемулибо? 2 концепции: Субстанциальная(Аристотель, Эпикур, Демокрит) – пространство и время – самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности. Реляционная(Лейбниц, Маркс) – пространство и время – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами реального мира и существуют только в рамках этих отношений. Истинность материалистической трактовки у А.Энштейна: Пространство и время не существуют в отдельность от материи и в отдельности друг от друга(пространствовремя) Имеет размерность 3+1(3длина,шир,выс;1время). Т.о. пространство и время никакой самостоятельностью не обладает, является следствием отношений между материей. И в данном случае зависимость наблюдать не можем. При повыш относительной скорости тела, его пространственные характеристики сокращаются, а время увеличивается. Сокращение 1 пространственной характеристики компенсируется другим. Пространство и время тесно связаны с гравитацией. В сильном гравитационном поле течение времени замедляется(планеты, у звезды больше) Энштейн предсказал о существовании «черных дыр» (ядром галактики является скопление звезд, сейчас считается, что ядром явл «черные дыры») пространство и время связано с материей. Теория относительности. Если разом исчезнут все вещи материального мира, то исчезнет все. Философское значение теории относительности: ТО искл из науки понятия «абсолютное пространство и время», обнаруж несост трактовки(независимо существовать не могут) ТО доказывает зависимость пространственновременных свойств от характера взаимодействия масс, подтв правильность трактовки времени и пространства как основной формы сущ материи ТО нанесла удар по субъективным трактовкам пространства и времени. 34. Особенности пространственновременной организации мира в неживой, живой природе и социальных процессах. Особенности пространственновременной организации мира в неживой, живой природе и социальных процессах. Пространство и время не характеристики мира, а характеристики сознания. Пригожин считал, что время явл обратимым, хотя мы что оно не обратимо. Пространственновременные харки: 1.Неживой природы – в макромире действуют зны классической механики Ньютона. Кривизна в метагалктике опр 10 в (29) г\см3. В последнее время процесс расширяется, метагалактика замедляется, поэтому характер кривизны будет изменяться. Если плотность будет больше, то пространство – замкнутое, а метагалактика сожмется до предела. Если плотность – меньше, то пространство – незамкнуто, время будет иметь одну точку, и в ней будет взрыв; Вселенная будет расширяться. Метагалактический горизонт пространства – точка, где скорость разбегания будет равна скорости света. Для внешнего наблюдателя время здесь остановится. 2.Живой природы – изучением занимались Кант, Вернандский, Пастель. Характеристики: по Вернандскому Асимметрия – проявляется на молекулярном уровне (левосторонняя асимметрия). Дисперсность – резкое отграничение живых организмов от окружающей среды. Для живого вещества характерна специфическая геометрия тела – прямые линии и плоскости уходят на второй план. Главенствуют кривые линии и поверхности. Биологические часы – это запуск и отключение в организме цепей и химических реакций, которое обеспечивает приспособление организма к определенному ритмическому чередованию факторов окружающей среды. (смена дня и ночи) Изменение состояния в организме наступает заблаговременно. Организм будто спрессовывает время. 3.Социальное пространство и время– Социальное пространствоинфраструктура, которую человек создает для организации своей деяти. Социальное времямера изменчивости общественных процессов. Особенностью является то, что протекает не равномерно, на ранних этапах истории замедляется, а затем ускоряется. Соц время имеет сложную структуру: время инд чел, время бытия, время коллектива, время сущ отд обв, время сущ народов и наций, время сущ госв, время бытия всего человечества. Структура диалектики как теоретической компетенции об универсальных связях и развитии бытия. Диалектика раскрывает все виды бытия. Принципы: 1.Принцип развития – в мире нет материальных систем, которые не могли бы развиваться. Развитиедлительный процесс, накапливающий необратимые поступательные изменения сложных системных объектов в достаточно больших интервалов времени(эволюция жив орг) Бессмысленно переносить развитие на всю материю, применяется для харки конкретных процессов. 2.Принцип всеобщей и универсальной связи вещей, явлений действительности – материя структурна и системна, вещи и явления взаимодействуют и явл взаимовлияющими друг на друга. Связь – это отношение между предметами, когда изменение в одном предмете вызывают изменения в другом. 3.Принцип противоречивостикаждый процесс развития харся сочет взаимодействием 2х противоположных сторон. Они взаимопредполагают и взаимоотрицают друг друга. Противоречие является источником изменений. Категории и законы диалектики – понятия, где учитываются данные принципы. Понятия по степени общности делятся на: 1.Обыденные (дерево, стул, окно). 2.Частнонаучные (валентность, масса, наследственность, электрокардиограмма). 3.Предельнообщие (философские) (материя, единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, причина и следствие). Философские категории – понятия предельной общности, отражающие всеобщие существенные черты, связи и отношения, присущие всему бытию, а не отдельным видам явлений. Образуют сложную сеть универсальных понятий, которая способна отрицать принципы. Категории диалектики : 1.Категории имеют глубокий онтологический смысл, т.к. они фиксируют знания о разных сторонах бытия. 2.Категории имеют гносеологическое значение, т.к. они являются опорными пунктами, ориентирами в познавательном процессе. 3.Категории имеют логическое значение, т.к. они представляют собой аппарат мышления. Все люди мыслят категориями, понятиями. Закон – общая, существующая, необходимая, устойчивая связь между явлениями бытия. По степени общности их делят на: 1.Частнонаучные – характерны для определенного круга однотипных явлений (зны химии, биологии, т.е. частнонаучные). 2.Общенаучные – характерен больший круг явлений, чем у частнонауных (зн сохранения массы). 3.Всеобщие (философские) – характеризуют универсальные связи бытия (связь колва и качва, зн единства и борьбы противоположностей): закон перехода количественных изменений в качественные единства и борьбы противоположностей закон отрицания отрицания. В совокупности те знания которые зафиксированные в принципах, категориях, законах – философская(теоретическая)картина мира – это предельно общие знания о мире. Имеет методологическое значение определяя ориентиры познания, указ направления. Категории диалектики: «единичное» и «общее», «явление» и «сущность». Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность. Бытие едино. Мир – един, это заключается в его материальности. Каждая вещь обладает индивидуальной определенностью. Это фиксируется через категорию единичности. Все, что неповторимо в явлении, процессе, предмете, то, что присуще только ему и отсутствует в других явлениях, составляет единичное (напр., почерк, капиллярный узор на пальцах). Это только звено в бесконечной цепочке. Есть нечто повторяющееся, которое осуществляется через некоторые вещи. Факт сходства некоторых вещей, явлений – общее – повторяется в явлении или предмете, что присуще не одному, а многим явлениям (напр., у людей – сознание, в живых организмах – диссимиляция и ассимиляция). Каждое отдельное материальное образование представляет собой неразрывное единство единичного и общего. По отдельности они существовать не могут, они сопряжены с особенным и всеобщим. 1.Особенное –отличает один предмет от другого, сравниваемого с ним. Единичное всегда играет роль особенного (у челка – особая манера говорить, вести себя). Общее может стать особенным, когда общее указывает на отличие одного явления от другого (все страны СНГ: общее скептическое отношение к Западу, Швеция и Швейцария – особенные). 2.Всеобщее – то общее, которое не может указать на отличие одного от другого. Категории явление и сущность. Они характеризуют разные уровни бытия. Явление внешние, более подвижные, легче видимые аспекты бытия. (яблоко круглое, сухое) Сущность внутренние, устойчивые стороны вещи(яблокоплод дерева) Внешние признаки меняются. Явление и сущность связаны, но не всегда совпадают. Иногда явление предметно искажает сущность(боли в сердце(ИМ) но остеохондроз) Понятие системы и типы системных объектов. Элементы и структура. Часть и целое. Принцип системности. |