философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы. Понятие мировоззрение ввел Иммануил Канн в 18в. Мировоззрение индивидуального Мировоззрение-это совокупность взглядов человека на окружающий мир и смысл жизни. Мировоззрение-это совокупность предоставлений о дея-ти, которые отражают практические и теор отношения к миру. Это способ осмысления и оценки человека окруж действительности и самого себя. Человек=мир. Специфика мировоззрение состоит в том, что ни на один вопрос не возможно дать ответ. Структура: 1.Есть фундамент-обобщенные знания-основа, информационная база человека. 2.Убеждения-внутрен соц-псих элементы нашей духовности, которые либо принимает, либо отбрасывает какие-либо знания. Наша интеллектуальная позиция. 3.Ценности-наше отношение к тому, что происходит вокруг нас, формирует наши потребности. 4.Идеалы-представл о том, как должно быть, а не в реальности. Мысленный объект совершенства. 5.Верование-знания, которые не подкреплены личным опытом. Знания, которые передаются из поколения в поколение. 6.Принципы дея-ти и жизненные нормы-нормы, и даже некие правила поведения. Формир уются тысячелетиями, если этого нет-деградация об-ва. 7.Чувства,ум,воля: -мироощущение(эмоц-псих ур-нь) -мировосприятие-формирует представление на основе наглядных образов. -миропонимание-познание, интеллект ур-нь. Типы мировоззрения: Все типы явл родственными, тк отвечают на одни и те же вопросы. 1.Мифологическое: тип мировоззр первобыт об-в. Выдуманный рассказ. -синкретизм-слитное не разрывное соединение фантазии человека, черты реал мира -преобладание эмоционального компонента, над рационалальным -антропоморфизм-уподобление природных явлений человеку, наделение природы чел чертами. -связь человека и рода -отсутствие разделения на субъект и объект(субъект-тот кто познает, объект-то, на что направлено сознание) 2.Религиозное: усл:переход от первобытного к классовому об-ву; выделение умств труда. -четкое разделение субъекта и объекта(бог) -удвоение мира: сверхест( его не видно) и естеств мир. -основано на вере -практичность(вера без дел мертва) -связь человека и бога 3.Философское: -отражает мир в понятиях -теоретическое по форме(нет фантазий) -является ядром научного познания -опирается на научные познания -стремиться ставить и решать предельные проблемы бытия -обосновывает и исследует различные типы отношения чел к окружающему миру. Предмет философии и круг ее основных проблем. Функции философии. Термин «философия» ввел Пифагор в 6в до н.э..(«филио»-любовь, «софия»-мудрость). Философия – система самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, выяснение разнообразных форм отношений человека к миру. В 4в до н.э. Платон определил тайны природы и человеческой жизни, которые учат жить и действовать в согласии с природой. Предмет философии менялся исторически. В 4в до н.э. Аристотель поставил вопрос о разграничении предмета. Предмет-круг тех вопросов, которые исследует данная область. 3 составные части предмета философии: 1.Философское исследование природы и сущности мира. Гл вопрос: «как возник мир?». -материализм-мир возник естественным путем. -идеализм-мир сотворен сверхъестественной силой. 2.Философское исследование природы, сущности и назначения человека. Человек целостное биосущество. «способен ли человек познать и понять сущность мира?» 3.Философское исследование системы человек=мир и тех состояний в которых эта система находится. «развивается ли, меняется ли окружающий мир или ост неизменным?» -метофизика-все процессы самостоятельны, никакой связи нет. Источник – внешний первотолчок. -диалектика-все предметы и явления взаимосвязаны, по спиралевидной траектории. Приводит к возникновению новых веществ и процессов. Функции философии: 3 группы: 1.Познавательные: -объяснительная(раскрытие сущности предмета или явления. Выясняет общие связи и отношения между явлениями и процессами, и фиксирует их в универсальных понятия-категориях.(бытие,материя)) -информационно-отражательная(отражает объект, выявляя его элементы,структурные связи, закономерности) 2.Мировоззренческие: -гуманистическая(философия формирует рационально-теоретическое мировоззрение, создавая в сознании человека и об-ва научно обоснованную картину мира, помогая понять и осмыслить окруж мир и место чел в нем) -культурно-воспитательная(формирование у человека важных черт культурной личности. Трудности неизбежны, поэтому чел должен уметь их преодолевать, это формирует гибкость в мышлении, осмысление происх процессов.) 3.Методологические: -логико-гносеологическая(философия классифицирует общенаучные методы познания, раскрывая их специфику, прослеживает как происходит процесс познания, каковы его результаты) -интегрирующая(философия обобщает, синтезирует данные естественных, технических и общественных наук, вырабатывая философ знание, которое фиксируется в законах, принципах,категориях) -критическая(критич отношение к действительности, трезвый, аналитич подход, подвергающий все сомнению) Философия Древнего Китая Конфуцианство - религиозно-политическое учение, которое должно основываться исключительно на моральных принципах, нравственных идеалах, а также социальном порядке. Данная религия считается образом жизни, который на протяжении продолжительного времени поддерживал и укреплял единство китайского общества во всех сферах жизни. Основателем Конфуцианства является знаменитый китайский учитель Конфуций. Суть конфуцианства закл в том, чтобы наладить гармонию во всех сферах жизни об-ва (государство, социум, семья, человек) и соблюдать высокие нравственные принципы и моральные устои. В своих учениях Конфуций затрагивает главную проблему – воспитание и взаимоотношения между людьми. Конфуций утверждал, что необходимо так относиться к людям, как относишься к самому себе. Исходя из этого, он выделил основные качества, которые идеально подходят поставленным целям: Человеколюбие.Мудрость.Смелость. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулир поведение чел в разных жизненных ситуациях. Одним из важнейших направлений развития философской мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Цель мышления, по даосизму, есть “слияние” человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обознач никаких разграничений в отношении “субъект — объект”. Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником Конфуция. Согласно ханьскому историку Сыма Цяню, его настоящее имя было Лао Дань. Ему приписывается авторство книги “Дао дэ цзин”, которая стала основой дальнейшего разв даосизма. Книга состоит из двух частей (в 1 говорится о пути дао, во 2— о силе дэ). Дао — это понятие, при помощи которого возможно дать универсал ответ на вопрос о происхождении способе существования всего сущего. Но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но и есть фундаментальное и универсал единство мира. Как понятие, выражает сущее, дао существует постоянно, везде и во всем, и для него характерно бездействие. Все в мире находится в пути, в движении и изменения благодаря принципам инь и ян, которые находятся в диалектическом единстве. Дао (пути) внутренне присуща собственная творческая сила дэ- совокупность различных сил, которые могут приходить в противоречие друг с другом. Онтологический принцип одинаковости, когда человек как часть природы, из которого он вышел, должен удержать это единство с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основано душевное спокойствие человека. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общ-ва. Усилия общ-ва, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии. Чжуан-цзы ,наст имя — Чжуан Чжоу, — наиб выдающийся пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности естественного упорядочения общества на основе познания Дао Чжуан-цзы не согласен. Он индивидуализирует познание Дао, т. е. процесс и конечный результат постижения характера существующего мира, вплоть до субъективного подчинения окруж действ-ти. Фатализм присущ Чжуан-цзы. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в дао и их нельзя сравнивать. Чжуан-цзы выработал метод постижения истины, в результате которого человек и мир образуют единство. Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом. С точки зрения позднейшего развития в общем различаются три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и даосизм бессмертных (сянь). Философия Древней Индии. Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах--сборник самых древних священных писаний индуизма. которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Главная особенность индийских философских мировоззрений – тесная связь с религией. Существовали упанишады — это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед. В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния. С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения) и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания). Джайнизм и буддизм относят к неортодоксальным школам. Йога и санкхья, вайшешика и ньяйя, веданта и миманса – это шесть ортодоксальных школ. Неортодоксальные школы Джайнизм-основан на традиции отшельничества (6 век до н. э.). Основой этой системы является личность и состоит она из двух начал – материальной и духовной. Связывает их между собой карма. Идея перерождения душ и кармы привела джайнов к мысли о том, что все живое на Земле имеет душу – растения, животные и насекомые. Джайнизм проповедует такую жизнь, чтобы не навредить всему живому на Земле. Буддизм-возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. Его создатель Гаутама, принц из Индии, который потом получил имя Будда, что в переводе означает пробужденный. Он разработал концепцию пути избавления от страданий. Именно это должно быть основной целью жизни человека, который хочет получить освобождение и выйти за пределы сансары, круговорота страданий и боли. Чтобы вырваться из круга страданий (войти в нирвану) нужно соблюдать 5 заповедей(не красть, быть благочестивым и искренним, не причинять вреда живому, не нарушать супружескую верность) и заниматься медитацией, которая успокаивает ум и делает разум человека более ясным и не подверженным желаниям. Угасание желаний ведет к освобождению и избавлению от круговорота страданий. Ортодоксальные школы Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э. Веданта основывается на толковании Упанишад.В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным. Атман — это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман — это космическое, безличное начало всего существующего. Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма. Санкхья. Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека. Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения. Йога.В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединения с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального). Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение. Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты. Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления. Анаксимен,_Анаксимандр)._Наивная_диалектика_Гераклита'>Раннегреческая натурфилософия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Наивная диалектика Гераклита Начало развития европейской философии было положено в 5 – 4 вв. до н.э. в Древней Греции. Эта философия возникла и развивалась в тесной связи с природой. Философы пытались с научной точки зрения рассуждать о происхождении мира, чел-ка, явлений. Философы решали научные проблемы и вместе с этим пытались понять сущность мира в целом. Если восточная философия была направлена на изучение чел-ка, то древнегреческая философия была противоположна: решался вопрос о первоначале мира. Решая эту проблему, древнегреческая философия была несвободна от мифологии, но есть и существенные отличия философии от мифологии: мифология отвечает на вопрос «Кто кого породил?», а философия – «Из чего все произошло?» Фалес рассматривал все существующее как единую субстанцию мира. Он считал, что вода является этой субстанцией. Испарения воды питают небесные светила, а затем вода возвращается на Землю в виде осадков. Анаксимандр – представитель милетской школы. Он выдвинул учение о неразрушимых элементах вещей. Считал, что первоначало мира связано с неопределённо вечным первоначалом – апейроном (бесконечное), который находится в постоянном движении. Анаксимен – представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Он связывал первоначало мира с воздухом, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи. Гераклит Эфесский – философ – диалектик, представитель ионийской школы. У него есть произведение о природе, состоящее из трёх частей: «О вселенной», «О государстве», «О богослове». Мир – это упорядоченное образование (космос), этот мир вечен, бесконечен, он не создан ни богами, ни людьми. Считал, что первоначалом сущего является мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путём сгущения из огня возникают все вещи, путём разрежения в него возвращаются. Все явления природы рождаются из огня. Гераклит строит цепочку превращений. Мир меняется, все изменяется по известной закономерности (судьбе), а судьба тождественна необходимости. Вечный закон – логос. В мире всё происходит по логосу. Учение Гераклита называется стихийной диалектикой. Гераклит представлял мир в качестве упорядоченной системы. «Всё течет, всё меняется, нет ничего неподвижного. Солнце непрерывно новое, постоянно новое». Учение Гераклита связано с другим учением об обмене противоположностей: «холодное – теплеет, влажное – высыхает, в расходящемся всё соединяется». Взаимодействие противоположностей происходит через борьбу, через борьбу образуется гармония мира. В древнегреческой натурфилософии различают два подхода: |