Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы системного исследования

  • Содержание

  • Принцип причинности. Причинные связи. Случайность и необходимость. Принцип детерминизма и вероятности в современном естествознании. Детерминизм

  • 1.Причина

  • 2.Условие

  • 3.Случайность

  • Вероятность

  • 42. Философия о диалектической взаимосвязи природы и общества. Сущность экологической проблемы.

  • По Марксу природные условия

  • Коэволюционное развитие челка и природы

  • 43. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. Проблема смысла жизни и предназначения человека.

  • рудовая теория происхождения человека

  • философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы


    Скачать 200.43 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его суть, структура и исторические типы
    Дата30.03.2021
    Размер200.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #189654
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Часть и целое – это философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, которые объединяют эти предметы и приводит к появлению совокупности новых интегративных свойств и закономерностей, которые не присущи данным предметам в их разобщенности. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качве частей (Вода состоит из водорода и кислорода, которые по отдельности либо горят, либо поддерживают горение.В результате их соединения образуется вещество, которое препятствует горению). Масса молекулы воды равна массе двух атомов водорода и одного кислорода. Сумма соответствующих частей. Часть целого сводится к свойствам отдельных частей. Все свойства целого невозможно свести к свойствам отдельных частей.

    Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и целостностью. Система≠объект(то, что сущ в реальности)

    Элемент– компонент системы, неразложимый далее при данном способе рассмотрения (элемент живого организма – молекула, атом, орган, клетка, смотря на каком уровне рассматривать, какую задачу решать).(эл общва – человек)

    Структура – упорядоченная совокупность внутренних, устойчивых связей системы, которые обеспечивают ее целостность.

    Принципы системного исследования:

    1.Главный принцип целостности – свойства системы принципиально не сводимы к сумме свойств образующих ее элементов. Фиксируется зависимость свойств каждого элемента от его места в системе.

    2.Принцип структурности – возможность описания системы через установление ее структуры.

    3.Принцип взаимозависимости системы и среды окружения – свои свойства система проявляет, взаимодействуя с окружающей средой.

    4.Принцип иерархичности – каждый компонент системы можно рассмотреть в свою очередь как систему (челк – сложная система, но внутри – нервная система, кровеносная и т.д.)

    5.Принцип множественности описания – есть системы предельно сложные по своему строению. Чтобы адекватно понять, как происходят процессы во Вселенной, строят модели Солнечной системы, Галактики и через их описание получают представление.

    Содержаниекатегория диалектики, фиксирующая совокупность сост элементов и взаимодействия между ними, составляющих основу сущ предмета.

    Форма – категория диалектики, выражающая систему связей как способ организации и существования того или иного предмета, принцип его упорядоченности (челк – биологическое существо, его содержание – физиологические процессы, которые там осуществляются; форма – взаимосвязь различными структурами организма).

    Содержание и форма тесно взаимосвязаны. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено(Гегель). Они не равноценны в процессе развития!. Содержание определяет форму, форма – более консервативна. Форма или ускоряет процесс развития или тормозит его. Пример: Если мы его разберём и сложим все детали из которых он состоит в кучу это будет уже не телефон, а обычная куча. Содержание оторвали от формы. Чтобы был телефон мы должны упорядоченно собрать, придать этим деталям форму.



    1. Принцип причинности. Причинные связи. Случайность и необходимость. Принцип детерминизма и вероятности в современном естествознании.

    Детерминизм (лат. – определять) – учение об объективной и закономерной взаимосвязи явлений бытия.

    Индетерминизм – отказ от признания причинности вообще.

    Современный детерминизм базируется на категориях: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

    1.Причина – философская категория, характеризующая явление, которое вызывает другое явление.

    Следствие философская категория, характеризующая явление, которое обусловлено другим явлением.

    Существуют различные типы причинноследственной связи:

    2.Условие – комплекс факторов, который выступает необходимой предпосылкой порождения следствия причины.

    Поводы – события, явления, которые служат побудительным толчком для действия причинного основания.

    3.Случайность – явления, процессы, события, без которых та или иная вещь или процесс может существовать и развиваться.

    Необходимость явление, процесс, событие, без которого данная вещь или процесс не может существовать и развиваться.

    Вероятность – количественная мера возможности наступления случайных событий.


    1. Синергетика как новая парадигма естествознания.

    Синергетическая концепция развития является наиболее популярной в настоящее время. Синергетика (от греч. synergeia сотрудничество, содружество) возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.

    Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривался как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено. Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привести к конструктивным результатам. В отличие от других концепций развития, синергетика возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитируя его. Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значения фактор, забывающийся, стирающийся попрошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости. Состояния неравновесности и неустойчивости также объявляются синергетикой как нормальными и естественными.

    Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение, подчиненное принципу причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие реконструируемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее настоящим. Но такой строго детерминистский подход был подорван в XX веке появлением квантовой механики.

    Один из ведущих теоретиков в области синергетики Илья Пригожин говорил, что идея нестабильности, лежащая в основе синергетики, существенно потеснила идею детерминизма. Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. И такие понятия, как нестабильность, непредсказуемость, стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными науками и науками о природе. В мире обусловленности природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний.

    Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок. Пригожин назвал эти интервалы "темпоральной экспонентой" и выдвинул утверждение, что после того, как мы переходим в новый интервал, информация о предыдущем может исчезнуть. Наше знание это всего лишь небольшое окно в универсум, и изза нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем экстраполировать имеющиеся знания за границы нашего видения и строить догадки по поводу того, каким мог бы быть механизм, управляющий динамикой универсума.

    В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора, означающего, в том числе, этическую ответственность.

    В обобщенном виде основные идеи синергетики можно свести к следующим:

    1. Из хаоса может возникнуть новая структурно организованная определенность. Законы и механизмы этого процесса и исследует синергетика;

    2. Сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и случайности;

    3. Синергетика разрабатывает принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей. Но эта сборка не подчиняется правилам арифметики.

    4. Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рычагом этого управления является не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложноорганизованную среду.

    40. Законы диалектики

    1.Закон перехода из количественных изменений в качественные. Указывает на форму или механическое развитее.

    • Каждое явление и процесс –единство количества и качества, и обладает характерной лишь для них качественной и количественной определенности. Те связи и отношения, изменения которых в определенных границах меняют отдельные свва и харки предмета, объекта, но не превращает предмет в нечто иное не вызывающее его качественных измененияколичественные.(мераграница развития объекта в пределах которых количественные изменения). Качественные те связи и отношения, которые в опр промежутке времени обеспечивают устойчивое существование предмета, тождественное самому себе, но отлич от других.

    • Количественные изменения непрерывны, постепенно до определенной границы(меры)

    • При переходе меры, свойственному данному объекту, количественные изменения вызывают качественные изменения и образуются новые качества.

    • Момент разрыва старых качественных связей и образование нового качестваскачок. Происходит быстро.

    • Новые качества характеризуются новыми количественными параметрами и новой мерой единства количества и качества.

    • Источником перехода качественного в количественное является единство и борьба противоположных.

    2.Закон единства и борьбы противоположностей. Указывает источник развития.

    • Любое явление в обве содержит в себе противоположные стороны, находится во взаимодействии и связи – единства.(ядро и электрон = атом)

    • Между противоположным наход в единстве, существует отн диактектических противоречий.

    • Источником всякого движения и развития является возникновение нарастания и разрешения основных внутренних противоречий.

    • В процессе развития происходят столкновения.

    • В результате борьбы противоположностей и взаимодействия переходов, разрешений противоречий возникают новые явления, свва и процессы.

    3.Закон отрицания отрицания. Траектория или направление развития.

    • В процессе развития постоянно возникает новое, представляет собой диалектическое отрицание старого

    • Диалектическое отрицаниепроцесс при котором ценное сохраняется и в преобразованном виде включается в новые качества, лишь определенная часть старого подвергается уничтожению.

    • Развитие включает в себя момент повторения, но на новом более высоком уровне и обладет спиралевидным характером.


    42. Философия о диалектической взаимосвязи природы и общества. Сущность экологической проблемы.

    Современная философия устанавливает генетическую связь между тремя эволюциями.

    1.Космическая эволюция.

    2.Биологическая эволюция.

    3.Культурная эволюция.

    Человек зависим от природы, т.к. челк – это еще и природное существо.

    Зависимость выражается в естественных потребностях (пища, вода и др.). Эта зависимость сочетается с относительной независимостью т.е. может создать вокруг себя маленький теплый мир (пещера, нора, квартира), одел одежду. Челк может накапливать запасы пищи.

    Зависит челк от локальных природных условий, от флоры, фауны и климата. Сейчас эта зависимость завуалирована. Ученые установили закономерность: где природные условия слишком благоприятные или слишком неблагоприятные развитие идет медленно.

    По Марксу природные условия:

    1.Естественные богатства – средства жизни.

    2.Естественные богатства – средства труда (полезные ископаемые, водоемы).

    В 18 в. возникает географический детерминизм (Монтескье) в работе «О духе законов» судьба народов и стран определяется климатом. Бокль: «Характер пищи тоже определяет характер народов». Мечников: «Основные этапы человеческого общества определены гидросферой».

    Три этапа:

    1.Речная цивилизация.

    2.Средиземноморская.

    3.Океанская.

    К 20 в. географический детерминизм вылился в геополитику. Человеческое общество зависит и от стихийных процессов природы: наводнений, землетрясений. Челк – природообразующий фактор.

    Вторая природа (техносфера, экотехносфера) делает продукты питания и другое, она развивается по тем же знам, но ее развитие определяет челк. Воздействие второй природы на первую образует экологическую проблему – челк нарушает процессы саморегуляции природы (гомеостаз):

    1.Истребляет многие виды животных.

    2.Челк разводит растения и животные, которых не было в данном регионе.

    3.Челк разводит новые виды живых существ, которых вообще не было в природе.

    4.Челк вырубает леса, осушает болота – нарушает гомеостаз.

    Коэволюционное развитие челка и природы – это такое взаимодействие, которое не выводит биосферу из естественных параметров без нарушения гомеостаза. Типы взаимоотношений природы и общества:

    1.Утилитарнопрактическое отношение – природа – источник благ.

    2.Познавательное – природа – объект исследований.

    3.Адаптивное – челк привыкает жить в определенном природном окружении.

    4.Любовь к природе.

    5.Восприятие красоты природы – эстетическое отношение.

    6.Оздоровительная функция природы.
    43. Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. Проблема смысла жизни и предназначения человека.

    Проблема человека одна из самых важных для всей философии, так как философия выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более. Поэтому крайне трудно вычленить в комплексе философского значения те сюжеты, которые относятся именно к человеку. Какую бы проблему мы ни взяли, она, в конечном счете, приводит к теме человека. Таким образом, проблема человека в философии является практически неисчерпаемой.

    Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Именно таким образом возникли первые учения о человеке.

    В Античной философии человек рассматривался как образ космоса, т.е. с позиции Космоцентризм. В своих человеческих проявлениях он подчинен высшему началу судьбе.

    Начиная с Сократа, философы Античности считали человека действительным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

    В Средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом. Человек воспринимается как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отожествлял с человеком, Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточного между животными и ангелами. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. В этот период было положено начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности познание, а миром управляют разумные законы, которые соответствуют законам человеческого разума. Именно естествознание создало образцы исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в познании собственной сущности, что нашло отражение в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха.

    Философия Х1Хначала ХХ в. продолжает поиск подлинности человека, рассматривает его духовное начало, сводя его сущность то к рациональному, то к иррациональному. Например, феноменолог Гуссель провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания образование Эйдесов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

    Со временем человек становится в центр философского знания, который связывает общество со всей Вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек это главная тайна мироздания, неисчерпаемый венец природы творчества.

    Хотя религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в противоречие с научными данными. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне. Нет никаких достоверных научных данных, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения.

    Однако широкое распространение получила трудовая теория происхождения человека. Ее сторонники считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука человека становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность чтото сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышлении есть решающие факторы превращения обезьяны и человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и многие другие моменты становления и существования человека.

    Мыслители разных эпох усматривали уникальность человека. Они видели ее в особой телесности в высокой организованности как биологической особи. Но, тем не менее, признаки проявления человеческой сущности крайне многообразных это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Вопрос, какой же из них отличительный, волновал многих философов. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чемуто стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Среди этих признаков, которые определяют сущность человека, является труд. Именно в труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд не возможен в единичном проявлении и выступает как коллективный, социальный.

    Таким образом, человек есть единство: биологического, психологического социального, и в то же время это субъект труда.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта