Главная страница
Навигация по странице:

  • Школа элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Атомизм Демокрита. Онтологизм – учение о бытии. Философия элеатов.

  • Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии.

  • Понятие, основные особенности и этапы развития средневековой философии. Апологетика и патристика. Схоластика.

  • Арабская философия эпохи средневековья (Ибн-Сина и Ибн-Рушд). Арабская философия

  • Социально-экономическое содержание и основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения

  • 13.Социальные теории эпохи возрождения Натурфилософия и естествознание эпохи Возрождения. Натурфилософия

  • Николай Коперник

  • Теофраст Бомбаст (Парацельс)

  • Разработка метода научного исследования в философии XVII века (Ф. Бэкон и Р. Декарт). Критическая философия И. Канта.

  • Философическая система и метод Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах

  • Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксисткая тенденция в современной философии.

  • философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы


    Скачать 200.43 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его суть, структура и исторические типы
    Дата30.03.2021
    Размер200.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #189654
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1.Физический – задавшись вопросом о первоначале мира связывают её с какой-то природной стихией.

    2.Философский – философы рассматривают проблему первоначала мира с позиции разума.


    1. Школа элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Атомизм Демокрита.

    Онтологизм – учение о бытии.

    Философия элеатов. Когда элеаты решали проблему субстанции мира, они ввели новое философское понятие – бытие. Представители элеатов: Парминид, Ксенон, Ксенафан, Мелис Самосский. Бытие (по Парминиду) – это то, что есть. Небытия нет, т.к. его невозможно познать. Мыслимо только то,что существует. Бытие – вечно. Возникновения нового бытия не может произойти, т.к. бытие едино, нет другого бытия. Бытие не может выйти из небытия. В мире нет пустого пространства. Бытие шарообразно, т.к. оно однородно, т.е. равно отстоит от центра. Бытие (по Ксенафану) – это Бог, отсюда вытекает учение пантеизм – отождествление Бога и мира.

    Исходя из этих высказываний, элеаты не могли объяснить причины разнообразия мира. Возникло противоречие между физической и философской картинами мира. Это противоречие объясняет учение элеатов о познании: надо разграничивать истину и мнение. Истина основана на рациональном познании, мнение - на чувственном восприятии, чувственное многообразие мира иллюзорно.

    Зинон говорил, что если все существующее множественно, что если оно будет настолько мало, что не будет иметь никакой вел-ны и будучи большим – до бесконечности. Он не видел взаимосвязи бесконечности и конечности. Его примеры: дихотомия – разделение надвое: А Б;

    летящая стрела: А Б;

    движущиеся тела, Ахилл и черепаха.

    Аристотель критикует Зинона: «Зинон бесконечно делимое смешивает с бесконечно большим, он абсолютизирует непрерывность пространства и противопоставляет её прерывности».

    Элеаты завели философию в тупик. Ответы на все появившиеся вопросы дал Демокрит. Он попытался разрешить противоречие. По Демокриту: Бытие – нечто предельно простое, непроницаемое, неделимое – атом. Атомы вечны, нераздельны, они не возникают и не уничтожаются, и все они различны. Все атомы движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все тела состоят из атомов. Реальные свойства вещей определяются свойствами атомов, из которых состоят вещи. Атом – бытие, пустота – небытие, оно необходимо, если бы его не было, то не было бы этих вещей. Бесконечная делимость привела бы к пустоте. Движение – обязательный атрибут мира. Суть теории Демокрита:

    1.Все вещи в мире состоят из сочетаний атомов. Вещи отличаются по форме, кол-ву и положению атомов.

    2.Атомы вечно движутся в окружающей пустоте, их место совершенно случайно.

    Происхождение мира по Демокриту – движение атомов приводит к их столкновениям, таким образом образуются тела. Живые тела – тоже скопления атомов. У чел-ка есть душа – тело, которое тоже состоит из атомов, но более мелких. Демокрит считал, что душа смертна. Она состоит из двух частей: разумная (в груди) и неразумная (по всему телу).

    Познание окр. мира по Демокриту происходит по принципу истечения: от всех вещей исходят их мельчайшие копии,они входят в наше тело, и мы получаем представление мира. Демокрит был фаталистом. Он говорил, что ничего нет случайного. Демокрит разрешил многие вопросы. Древнегреческая философия повернулась к проблеме чел-ка, т.к. произошло усложнение проблематики философии.


    1. Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии.


    Платон и Аристотель, обобщая все лучшие традиции, они создают стройные философские системы.

    Платон (427 – 348 до н.э.) Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Учение о бытии Платона: бытие - множественно, но основа бытия – идея. Идеи (высшая из них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего приходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон разделяет мир на две части:

    1.Феноменальный мир (мир вещей, несовершенный, приходящий);

    2.Мир идей (совершенный). Мир сотворен божественным Димиурком. Платон разработал свою теорию познания – теория припоминания (анамнесис): душа припоминает то, что видела в мире идей, до соединения с телом. Душа состоит из трёх частей:

    1.разумная – мудрость;

    2.пылкая (волевая) – мужество;

    3.вожделеющая (чувственная) – умеренность.

    По Платону государство должно быть тоталитарным. Чел-к существует для гос-ва. Власть гос-ва над чел-ком всеобъемлюща. Для каждого сословия должна быть своя система образования. Он выделял три сословия:

    - философы (носители мудрости) – управляющие.

    - стражи (воины и чиновники) – защищающие гос-во от внешних и внутренних врагов.

    - работники (крестьяне и ремесленники).

    Аристотель (384 – 322 до н.э.) – философ – энциклопедист. Он провёл разграничение наук, установил различия между теоретическими, практическими и творческими науками. Основные принципы бытия (по Аристотелю): принцип возможности и осуществления, принцип формы и материи, материальные причины, формальные причины (идея проявляет себя, образуя сущность вещи) и производящие причины (источник превращения идеи в действительность), целевой принцип.
    Душа присуща всему живому. Растительная душа ведает функциями роста и размножения, они общие для всего живого. У животных, кроме функций роста и размножения, есть ещё и способность к желанию. У чел-ка: функции роста и размножения, способность к желанию и разум, т.е. чел-к отлтчается от остального живого разумом. Но Аристотель сказал, что чел-к – это политическое животное. Наилучшие формы гос-ва (по Аристотелю): монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшие: тирания, олигархия, охлократия.


    1. Понятие, основные особенности и этапы развития средневековой философии.




    1. Апологетика и патристика. Схоластика.



    1. Арабская философия эпохи средневековья (Ибн-Сина и Ибн-Рушд).


    Арабская философия начинает развиваться одновременно с ранней схоластикой 9 – 10 вв. Первоначально в арабской философии большую роль играли идеи Платона, а затем Аристотеля. Особенность была в том, что идеи Платона переплетались с идеями Аристотеля. Основной смысл арабской философии: защитить ислам. У истоков арабской философии стояли – Алькинди (800 – 870 гг.), Аль – Фараби (870 – 950 гг.) – взял четкое разделение на науки.

    Трактаты секты «Братья чистоты и искренности» (50 сочинений на различные темы) хотели соединить ислам и греческую философию. Здесь прослеживается главная неоплатоновская идея: мир исходит от Бога и возвращается к нему.

    Ибн–Сина (980 – 1037 гг.) родился в Туркестане. Его главный труды – «Книга исцелений», «Канон медицины», который принес Ибн-Сине известность. Философия Ибн-Сины была немного подальше от теоцентризма: «Мир – произведение божьего разума, но Бог создал мир не по своей воле». «Мир сотворен из материи. Материя – вечна, материальный мир существует во времени. Бог – неподвижный двигатель мира. Мир не создан однажды и непосредственно Богом, а возникает постепенно (теория эманации). Проблема универсалии: есть номиналистическая позиция – дом, чел-к – лишь имена, их нет в реальности; позиция реалистов – это не просто имена, эти вещи существуют. Точка зрения Ибн-Сины заключается в том, что об общих понятиях можно судить трояко:

    1.Общие понятия существуют до единичных вещей.

    2.Общие понятия существуют и в реальных вещах как их воплощенная сущность.

    3.Общие понятия существуют и после вещей – в головах людей как образованные ими понятия.

    Философия Ибн-Сины – рационализм с материалистическими тенденциями, т.к. он занимался естественными науками. Если Ибн-Сина – король философии на арабском востоке, то на западе – Ибн-Рушд.

    Ибн-Рушд – юрист, врач, математик, философ. Он является автором комментариев к Аристотелю. Его взгляды: Материальный мир – вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог есть, и он – вечен, как природа. Бог не сотворил мир из ничего. Форма не приходит к материи извне, она уже содержится в материи в процессе кристаллизации. Ибн-Рушд отрицает бессмертие человеческой души. Душа умирает вместе с телом. Он выделяет два вида разума:

    -пассивный – связан с индивидуальной душой.
    - активный – всеобщий интеллект всего человечества. Единичные души участвуют в этом интеллекте, который окружает Землю. Этот интеллект является бытием. Безнравственна идея о бессмертии человеческой души, т.к. чел-к не должен делать добрые поступки только из-за боязни гореть в аду. Ибн-Рушд – основоположник теории двойственной истины: философия и религия не должны пересекаться, у философии – своя истина, у религии – своя. Ничего страшного в этом нет. Нужно было освободить философию из под влияния религии.

    1. Социально-экономическое содержание и основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

    Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях.

    Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения:

    1.Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.

    2.Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс.

    3.Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.

    4.Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.
    13.Социальные теории эпохи возрождения


    1. Натурфилософия и естествознание эпохи Возрождения.

    Натурфилософия возникла во второй половине 16 – 17 вв. в Италии. Для натурфилософии характерно то, что она питает отвращение к схоластике.

    Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – предшественник натурфилософии, первопроходец нового мышления. Его учение теоцентрично, но некоторые рассуждения выходят за рамки теоцентризма. В трактате «О скрытом море» он решает проблему отношений Бога и мира. Здесь он выходит за рамки теоцентризма: познание вещей возможно с помощью чувств и разума, но познавая конечные вещи, человеческий разум хочет выйти за рамки конечных вещей. Абсолютное знание – ученое незнание. Абсолютное знание чел-к может познать не чувственно, а символически. Основой символики является математические символы. Для разума справедливы символы «да» и «нет». В абсолютном знании противоположности сливаются. Бог – бесконечен, и в нем сливаются все противоположности, он распространен в бесконечности, он разворачивается к существованию конкретной вещи. Чел-к – тоже Бог, но не в абсолютном смысле. Чел-к – не только часть мира, не только часть целого, но и целое целого. Чел-к – особый мир. В учении о бытии Кузанский предугадал гелиоцентрическую картину мира: в мире нет абсолютного покоя, абсолютна только бесконечность. Предметом познания является пантеистический Бог, который связан с окружающими вещами. Учения Кузанского были антисхоластическими, и он заложил предпосылки к развитию натурфилософии.

    Полем битвы науки и религии была астрономия. Николай Коперник гелиоцентрической теорией перевернул мировоззрение общества.

    Галилео Галилей – итальянский физик сформулировал множество научных з-нов. В 1610 г. в «Звездном вестнике» он

    описал свои открытия, которые имели далеко идущие фило

    софские последствия. Галилео Галилей своим творчеством выразил идею, в которой он противопоставляет качественному методу схоластики количественный метод. «Книга природы для человека закрыта, но мы ее можем прочитать, т.к. она основана на математических символах. Все природные процессы измеримы, их можно выразить математическим путем. Мир можно разложить на простые элементы, изучить их, а затем опять собрать мир». Галилео Галилей поставил естественные исследования новый уровень.

    Теофраст Бомбаст (Парацельс) – врач, ученый, чудотворец. Его идея заключается в том, что всякая реальность, которой сталкивается чел-к, имеет своё правило (архэ жизни). Все искусство врачевания зависит от того, насколько врач усвоит это правило. Также Парацельс выдвинул идею взаимозависимости всех вещей. Он считал основной наукой медицину.

    Джордано Бруно (1548 – 1600) вступил в непримиримый конфликт с религией. Его труд - «Диалоги о причине, принципе, о едином и бесконечности». Причина первоосновы мира – материя. Материя – форма всех форм. Бруно ввел понятие мировой души, изменение мира – это естественное состояние мира. Бруно выдвинул идею бесконечности мира: в материи содержится вся полнота, идею противоречивого единства мира: мир – это единое целое, которое состоит из множества отдельных частей. Основой познания является разум, но кроме разума нужно чувственное познание. Сами по себе эти познания не достаточны для изучения. Истину можно познать только с помощью философии. Бруно первый предположил, что во Вселенной могут существовать и другие планеты, не которых есть жизнь. Добро бесконечно реализуется во Вселенной. Материя и есть добро. Истинное мерило нравственности – земные нужды конкретного чел-ка.


    1. Разработка метода научного исследования в философии XVII века (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

    2. Критическая философия И. Канта.



    1. Философическая система и метод Г. Гегеля.



    1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг Гегеля критике. В 1839 г. вышла работа «Критика философии Гегеля». В 1841 г. самая крупная его работа «Сущность христианства» - развернутая критика христианской теологии. Философская система Гегеля имеет глубокое сродство теологии. Ф. Энгельс пишет: «Критикуя Гегеля, Фейербах выплеснул из купели вместе с водой и самого ребенка», т.е. Фейербах не видит хороших кач-в диалектики.

    1.Разум.

    2.Бессмертие.

    3.Могущество.

    4.Благо.

    Фейербах считает, что чем более могущественен в представ

    лении чел-ка Бог, тем менее могущественен сам чел-к. Фейербах – материалист, но он использует слово «натура». Система Фейербаха приобретает антропологический характер. Чел-к представляется как высшее существо природы. У других философов – чел-к – это сознание. У Фейербаха – чел-к – это ещё и телесное существо. Фейербах предлагает реабилитировать биологическое начало чел-ка. Натурализм Фейербаха негрубого характера. Чувственность – обобщающая хар-ка чел-ка и тела, разума и воли. Чел-к – общественное существо. Идеи чел-ка рождаются только из общения с людьми. В ходе общей деятельности возникают общие з-ны. Фейербах в теории познания стоит на позиции сенсуализма

    1. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксисткая тенденция в современной философии.



    20.Характерные особенности русской философии второй половины XIX – начала XX века.

    Отечественная философия как оригинальное, самобытное явление возникла значительно позднее западной, но в исторически короткие сроки сумела приобрести свое лицо, добиться заметных результатов, особенно в конце XIX — начале XX в., серебряном веке русской культуры.

    То, что происходит в данное время в философии, вернее характеризовать как золотой век. Среди ее представителей есть мыслители мирового масштаба — В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев. Выдающимися философами «русского религиозного ренессанса» были также П. И, Новгородцев, И. А. Ильин. Они не только достигли западного уровня, не утратив самобытности, но и во многом — нередко главном — превзошли его. К бесспорным достижениям относятся напряженные поиски духовности, идеала, обостренный интерес к отдельной личности. Правда, большинство из этих философов не получило достойного признания за границей, где они оказались после высылки в 1922 г. из России.

    Русское понимание главных проблем бытия отразилось в завоевавшем весь мир творчестве величайших писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которые формировались в общей атмосфере золотого века отечественной философии. Л. Н. Толстой был лично знаком с ее представителями. Приходится только сожалеть о том, что многие их предостережения не получили отклика, потому что они были далеки не только от народа, но и от официальной церкви. .

    Знакомство^ этой яркой страницей в истории нашей культуры помогает повысить национальное самоуважение и в то же время напомнить власть имущим, что и сейчас есть пророки в своем отечестве,ук мнению которых давно пора прислушаться (например, академик Н. Н. Моисеев, 1917—2000).

    В качестве одной из типичных черт русской философской мысли принято отмечать отсутствие целостных, всеохватывающих систем, склонность к мистическому, интуитивному познанию.Пожалуй, действительно характерными чертами русской философии можно считать неразрывную связь с реальной жизнью, художественной литературой и ее бытие в виде публицистики. Основные философские проблемы разраба­тывались в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Горького, М. А. Булгакова и др. Специфической гранью является и настойчивое присутствие практически у всех авторов темы «русской идеи».

    Отдельные же идеи, например Н. А. Бердяева, актуальны и поныне. Разразившийся в нашей стране экономический и духовный кризис показал, что в настоя­щее время надо думать не о спасении мира, а о том, как спасти Россию, свою семью, себя. На наш взгляд, следует идти по пути повышения чувства личной ответственности граждан любого ран­га за происходящее, без чего у нас нет будущего. В этом, по-види­мому, и заключается «русская*, или «российская», идея.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта