философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
Теоретическиекоторые недост при эмперич. Созд системы знаний, кот раскр общие связи. Необходимо отличать чувственное от рационального (познав процессы люб чел) И, эмперич от теоретического(отраж этапы научного познания) Четкой границы нет. Эмперич позн внешн сторны объекта, используя теоретич данные. Формы познанияспособ организации знаний 4.теория 3.гипотеза(предположения) 2.проблема 1.факт Фактсобытие,явление, процесс имеющ место в объективной действительности и является объектом исследования. Факт действительностисущ сам по себе Факт наукито,что нами доказано, объяснено Проблемаформа знания, возник из намереннообъясн фактов. Решение вопросов представл сложный процесс. Поставить проблему означает: 1.отделить известное от неизвестного 2.отделить доказанное от недоказанного 3.сформулировать вопрос, отраж основное содержание 4.опред конкретный путь проблемы Гипотезаразновидность догадки, знание(неподтверж) форма перехода от неизв к известн 1.когда фактов недостаточно 2.факты сложн, противоречы 3.причины не достоверны для опытов,но следствие можно изучить. 4.гипотеза должна быть состоятельной и сод такие выводы, которые допускают эмпирическую проверку. Теориявозн когда гипотеза подтверждена. Теориянаиболее разв теория познания, система осн науч идей, отражающая часть мира, материи. Дает возможность понять и объяснить законом связи. Отличается точной и логич организацией.Есть содерж элементы(принципы,законы) и формальные эл(знаки,правила). Объясняет разнообр имеющ фактов, предсказ новые факты. Функции: 1.синтезирующая(объед знаний) 2.объяснительная 3.прогнозирующая(предсказание) Научная теориярезультат познания, с другой стороны начальный момент. Развитие теории требует пост проблем. Развитие Н.П. Процесс идет от теор меньшей всеобщности к теории большей. Всю логику науч познания можно представить как процесс послед изменений: Накопление осмысл фактов Возм пост проблемы Выдв гипотезы Постр теории Опр путей реал теории 2 основных вида научного исследования: Фундаметантальная теория исследования. Не сразу внедр в практику. (объясн окр мир) Прикладн научн исслед(познание ф)как познават,так и соц – практич харр. Изменить окр мир. Роль методов чрезвычайна важна. Методспособ исследований, решений проблемы/задачи. Методсистема правил, принципов и приемов в изучении явл объектов мира и мышлений, в практич преобразовании деяти человека. Методикасовокупность, порядок использ различных приемов и методой в исследовании. Методологиясистема методов,форм, средств познания(наука в методах науч позн) Метод формируется человеком,субъектом познания. По своему содержанию метод объективен. Для формирования необх достоверные знания, которые в теории. Теория дает методу обоснованность. Характеристика: Метод обусл объектом познания, следственно по своему смыслу он объективен Формир субъектом познания. Научный метод противопост единство объекта и субъекта. Тесно связан с теорией(методсредство, теориярезультат) Методспособ познания объекта, поскольку назнач метода раскр познав возможности человека Система методов разнообразна. Классификация методов по степени охват окруж действительности: Общефилософские(универсальные) методы на всех этапах Н.П. Общенаучные методы(на строгоопред этапах) Частнонаучные методы(конкр явл дти) Общефилософские методы ненавяз науке из вне,явл адекватн отражением действительности. Основан не на частных, а на общих, отраж все области. Требования: Объективность исследований Всесторонность рассмотрения Конкретная историч подход Единство количеств и качеств анализа Соед критич подхода и приемов познания Направ познания от являения к сущности Служит интегр основ дя остальных. Общенаучные методыприемы отраю усилиями многих наук. Группы: 1.Эмперические 2.Теоретические 3.Общелогические Эмперические: Наблюдениецеленапр процесс восприятия предмета явл и их свойств Этапы: 1.выбор объекта и темы исследования 2.описание результатов 3.анализ резтов 4.вывод Особенностть: наблюд оставл объект в ест условиях и невмещ в них 2. эксперимент опыт при котором объект воссозд искусственно или переносися в искусственные условия существования. 1.поисковые(новые явл) 2.проверочный 3.конструктивный 4.измерениепроцесс отнош измер велечин к другой величине, которая прин за ед измерения. 5.описаниефункция данных эксперим наблюд посредственном опр знаков. Общелогическое: Анализ Синтез Индукция Дедукция Обобщение Абстрагирование Моделирование Метод аналогий Теоретические: Метод восходящ от абстрактного к конкретному Чувств конкретноерезультат чувств объекта абстрактрезультат мысленного выделения отдельн сторон объекта и их изучение мысленно конкретноесистема понятий воспроизвед объект в нашем мышлении во всей совм его связей и отношений Историч и логич методы(от случ к закономерному) Методы формализации Ценности и оценки. Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность. Понятие ценности образуется в результате оценки предмета или явления человека. Да, оценка, действительно исходит от субъекта, но субъект, вопервых, не просто исходит из своих потребностей и интересов, а соотносит их с «возможностями» объекта, а, вовторых, сам акт оценки осуществляется через соотнесение оцениваемого с определенными нормами и правилами, существующими в обществе. Отличие же ценности от оценки состоит в том, что если ценности это вещи и мысли, то оценка лишь мысль. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: Материальные ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого. социальнополитические ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социальнополитическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д. духовные нормативнооценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д. При всем своем различии материальные, социальнополитические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социальнополитическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых жизнь, здоровье, свобода и т. п. По субъектам различают: Индивидуальные ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей. Групповые ценностная значимость предметов, явлений, идей для какойлибо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. Общечеловеческие это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: вопервых, социальнополитические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Вовторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др. С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: 1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 3. Высшие ценности это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.(мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности самосохранения (жизнь, здоровье) С изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Вовторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. Втретьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какоголибо вида, но и между видами, в группах и между группами. Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то ни было. Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек это особая, абсолютная ценность. Теперь о здоровье как ценности. Здоровье естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Свобода право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. Основные парадигмы социологической мысли (О.Конт, К. Маркс.Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин). Общество – сложная научная система. Его исследование сопряжено с трудностями: 1.Общественная жизнь очень динамична. 2.В историческом процессе велика роль случая и субъективного фактора. Общественная жизнь изучается разными науками: социология, история, политология. Задачи конкретных наук: они исследуют строение общества, его закономерности в каждой сфере. Знание конкретной науки беднее, чем исторический процесс. Научные знания позволяют определить задачи общества в данный момент. В отличие от конкретных наук, философия ищет всеобщие черты в историческом процессе. Философия разрабатывает понятийный аппарат, проблему единства исторического процесса. Философия ищет системообразующие факторы исторического процесса. В серне 19 в. от философии отделилась социология. У философии и социологии есть общие связи, т.к. социология использует философские способы. Основатель социологии О. Конт, он защищал необходимость объективных социологических исследований. Он разделил социологию на: Социальную статику – условия существования и зны функционирования общества. Социальную динамику – зны развития общества. Соц. статика изучает строение общва. Конт выделил соц. институты: семья, госво, религия. Соц. динамика – зн трех стадий общественного развития: 1.Теологическая стадия – начинается с древности до 13 в. 2.Метафизическая 14 – 18 вв. 3.Позитивная – с 19 в. от Маркса и Энгельса. Маркс: «Общво – сверхсложная саморазвивающаяся система всех стран, крые нахся на одной стадии экономического развития». Общественноэкономическая формация (ОЭФ) – это общво на одной экономической стадии. Взаимодие производительных сил и производственных отношений определяют развитие общва. ОЭФ: 1.Первобытное. 2.Азиатская. 3.Рабовладельческая. 4. Феодальная. 5.Капиталистическая. 6.Коммунистическая. Маркс: «До коммунизма – предыстория человечества». «Коммунизм – всеобщееравво, от каждого по способностям каждому по потребностям». Вся история – история классовой борьбы. Когда мы оцениваем общественное явление, мы должны руководствоваться классовым подходом. Герберт Спенсер: Общво – объединение индивидов. «Движущая сила общва – различия в развитии и ндивидов». Спенсер – основатель органической школы социологии, он развивал климатический подход. Виндельбанд и Риккерт связывали развитие общва с теорией ценностей. Эмиль Дюркгейм тоже ставит главным ценности. Общво автономная сфера бытия. Общво развивается по собственным знам. Соц. факторы определяют развитие общва. Соц. факторы: 1.Материальные и духовные ценности. 2.Соц. коллективы: а)семья. б)профессиональная группа. в)госво. В общве разделение труда, крое порождает соц. институты (мораль, религия), крые объединяют общво. Причинность соц. процессов порождает взаимодие соц. институтов. В общве – соц. эволюция, края изза разделения труда. Разделение труда формирует различие мду людьми, придает взаимодию органический характер, формирует общественное сознание. Соц. неравво – изза нарушения эквивалентности обмена продуктами труда, крое изза несоответствия индивида соц. роли. Нужно установить свод правил, для нормирования эквивалентности, крый должна разработать социология. Макс Вебер считает необходимым соотнести материал социологии с эстетическими экономическими ценностями. Его работа «Протестантская этика и дух капитализма». Он спорит с марксизмом. Дух капитализма – предпосылка возникновения самого капитализма. Долг каждого челка умножать свой капитал. Честность полезна тем, что тебе будут давать в кредит. Высшая цель протестантскокапиталистической этики – деньги. Капиталистический строй – чудовищный космос, в крый челк ввергнут с самого рождения. Вебер пишет, что принципы капитализма – во всех сферах жизни общва. Он применяет методологию соц. действия. Соц. действие: 1.субъектная мотивация. 2.ориентация на ожидание других. Власть предполагает взаимные ожидания. Идеал власти – образцоворациональный тип. Петерим Александрович Сорокин: общво – интегральное целое. Отношения индивидов обусловлено деятельностью людей. Многообразные социокультурные системы нахся в тесномвзаимодии. Само изучение общва предполагает переосмысление прошлого общва и сравнение с сегодняшним общвом. |