Главная страница
Навигация по странице:

  • личности

  • 44. Проблема человека в истории философии

  • 45. Философия о биосоциальной природе человека.

  • 46. проблема антропоцентризма в философии и естественных науках.

  • философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы


    Скачать 200.43 Kb.
    НазваниеМировоззрение, его суть, структура и исторические типы
    Дата30.03.2021
    Размер200.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #189654
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Человек это природное существо, но вместе с тем социальноприродное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается с не полностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорожденный изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И всетаки в момент рождения он лишь кандидат в человека и никак не может стать им в изоляции. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

    Каждый здравый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краску и начать рисовать, но это не сделает его настоящим художником. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое, внутрь биологии индивида, которая выступает основой его сознательной жизнедеятельности.

    Итак, человеческий индивид единство биологического, психического и социально. го, приводящее к возникновению новой качественной ступени человеческой личности.

    Понятие личности более конкретно и более содержательно, чем понятие человека, Вообще личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, выступающий в качестве субъекта познания и преобразования мира и реализующий свои права и обязанности. Личностные качества человека зависят от его самосознающего разума и от его социального образа жизни, поэтому личность это общественно развитый человек. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, это человек, но еще не личность. В нем лишь <проклевывается> личность, он еще должен стать ею, если не нарушаются социальные связи человека или не происходят неблагоприятные или трагические обстоятельства.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения, то есть в процессе социализации индивида. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании и т.

    Вопрос о смысле жизни и предназначении человека волнует и мучает в глубине души каждого. Имеет ли жизнь смысл и если да то какой именно? Для чего дана чело­веку жизнь, каково его предназначение? Ответы давались и даются самые разнообразные. Но прежде чем мы рассмотрим различные точки зрения, логично поставить такой вопрос: «А что такое „смысл"? Каков смысл смысла?»

    Большинство философов, социологов, мыслителей полагают, что жизнь не бессмысленна. Выдающийся физик, создатель теории относительности, квантовой теории света А. Эйнштейн (1879 — 1955) отмечал, что человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но вообще едва ли пригоден для жизни. Изве­стный исследователь этой проблемы австрийский психиатр В. Франкл (1905 г. р.) утверждал, что стремление к поиску и реализации чело­веком смысла жизни является врожденной мотивационной тенден­цией, присущей всем людям, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. «Даже самоубийца верит в смысл если не жизни, то смерти, в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализо­вать свой замысел»4.

    В чем же видели этот смысл философы? Многие мыслители Древней Греции • стоики, киники (Аитисфен, Диоген Синопский, Зенон) сводили жизнь к страданию. Они доказывали, что чело иск должки оставаться «нагим п одиноким», замкнуться н свернуться, чтобы защитить свою сущность. Он должен страдать и страдани­ем, аскетизмом, одиночеством достичь полном, абсолютной свободы, сосредоточенности духа и бессмертия. Другие (Аристипп, Эпикур) считали главным достижение удовольствия, а высшим удовольстви­ем называли отсутствие страдании н безмятежное состояние духа атараксию (от греч. ataraxia невозмутимость), к которой можно прийти, избавившись от страха перед богами, смертью и загробным миром. Сократ утверждал, что лишь добро придает нашей жизни смысл. Человек должен стремиться не к удаче, не к счастью, а к добру п справедливости. В этом смысл его жизни, в этом нравствен­ная задача.

    Многие философы, мыслители, не найдя ответов на жгучие воп­росы в реальной жизни, обращали своп взоры к конечной причине всего сущего богу, его духу, идеям, разуму. Так, известный фило­соф С. Л. Франк в работе «Смысл жизни» (1925), подробно анали­зируя круг тем, связанных с проблемой смысла жизни («что делать, к чему стремиться, чтоб жизнь обрела смысл?»; «как жить, чтоб снасти мир п тем самым оправдать свою жизнь?» н т.п.), приходит к выводу, что эмпирическая жизнь человека бессмысленна, если не направлена на служение «высшему и абсолютному благу», како­вым является «сам Богочеловек Христос, который есть для нас „путь, истина и жпзнь“ и который именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни»').

    Постоянно мучительно размышлял о смысле жизни великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828 1910). В произведениях «Исповедь» (1880 — 1882), «Крейцерова соната» (1887 1889) I) др., всесторонне рассматривая эту проблему, ои делает вывод, что жизнь человека заключается в постоянном совершенствовании лич­ности, в том, чтобы «трудиться, смиряться, терпеть и быть милости­вым». Однако это не означает, что Л. Н. Толстой разрешил для себя эту проблему. Он вновь задавал себе «вечный вопрос»: «За­чем я живу, что выйдет из моей жизни?» И после трудных поисков делал вывод: ответ разумный одни этого хочет бог, «начало п тела человеческого и его разума». Именно вера в бога «придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью»6.

    Интересной и весьма современной, основанной па научном анали­зе, без примеси иррационализма и мистицизма, представляется пози­ция, изложенная В. Франклом. В книге «Человек в поисках смыс­ла» (1990), в которой собраны его наиболее важные труды по дай ной проблеме, он отмечает, что нахождение смысла вопрос не по­знания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни жизнь ставит этот вопрос перед ним. и человеку приходится еже­дневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен: человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. Именнопоэтому он встает перед человеком как императив, требующий своей реализации''.

    В. Фраикл предлагает три пути, идя но которым человек может отыскать смысл жизни. Первый в создании творческого продук­та, или совершении дела, т. е. в том, что мы даем миру в своих творениях. Второй в осмыслении, переживании, освоении проис­ходящего вокруг нас (добра, истины, красоты, природы, культуры), в том, что мы берем от мира в наших встречах п переживаниях, иначе, в активном освоении окружающего. Третий в позиции, которую мы занимаем по отношению к своему тяжелому положе­нию в том случае, если нет возможности изменить судьбу, и которая позволяет превратить это положение в достижение, триумф и геро­изм. Соответственно этим трем путям В. Фраикл выделяет три основные группы ценностей: ценности творчества, цен пости пере­живания и ценности отношения**.

    Поэтому, заключает В. Франкл, жизнь никогда не перестает иметь смысл, ибо даже у человека, лишенного ценностей творчества и пе­реживания, есть смысл жизни, содержащийся в праве прой ти через страдания, ие сгибаясь, и осуществить,, реализовать его. Отсутствие смысла он называет «экзистенциальным вакуумом», когда человек страдает от чувства опустошенности, бесцельности. Экзистенциаль­ный вакуум можно считать «переживанием бездны».

    Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что смысл жиз­ни в конечном счете состоит в развитии человека как самоцели, в его всестороннем совершенствовании. Как говорил И. Каит, суще­ствование человека имеет в себе самом высшую цель, которой он может подчинить всю природу. Поэтому назначение, призвание каж­дого развивать свои способности, внести вклад в общественное развитие и развитие культуры. Индивидуальная жизнь конечна, че­ловек смертен. И объективным смыслом (результатом) его жизни оказывается то, что он оставляет после себя людям. Поскольку человек существо общественное, то и смысл его жпзнп определя­ется соотношением интересов личности и общества.Единство лич­ности и социума преодолевает трагизм индивидуальной смерти, так как человек сохраняется в результатах его деятельности, опредме тин свою социальную сущность, знания, опыт, замысел и формах социальном жн;ши, культуры и цивилизации, оставив след в благо­дарном маммтп потомков.

    В этом и заключается смысл жизни отдельного человека, кото­рым он реализует через общество. По в принципе таков и смысл жизни общества, человечества в целом: не кто миом, как сам человек создает необходимые условия для общественного развития, которое есть не что иное, как собственное развитие человека.
    44. Проблема человека в истории философии

    В философии Др. Востока единства по проблеме челка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой челка. Для восточного мышления характерен поиск начала челка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир челка. Во внутреннем мире челка, челк Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Челк – небольшая песчинка в космосе.

    Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем челка. Челк – часть мира космоса. Челк – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании челка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.

    Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность челка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть челка. Челк – часть окружающего мира, сущность Бога. Челк – сотворенное существо и он подчинен Богу. Челк – такая же непостижимая тайна как и Бог.

    Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Челк представляет самого себя. Челк растет как личность. Челк – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Челк – неотъемлемая часть природы. Челк подчинен природе».

    Философия Нового времени. Челк – общественное существо. Челк – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности челка – отождествление его с машиной.

    Немецкая классическая философия. И. Кант: «Челк – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о челке нужно отдельно». Выделяет три природы:

    1.Неживая природа – зны механики.

    2.Живая – зны целесообразности.

    3.Природа челка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.

    Кант создает отдельное учение о челке. Челк – субъект духовной деятельности.

    Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природноисторическому началу челка. Челк – это не механизм, а челк – это организм.

    К. Маркс рассматривает челка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание челка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе челка.

    Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Челк не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.

    В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования челка как носителя особого рода реальности.

    45. Философия о биосоциальной природе человека.

    В процессе антропогенеза (эволюционноисторического процесса формирования человека) произошло возникновение на нашей планете высшей формы существования материи социальной. Появление человека является результатом развития жизни в одной из ее эволюционных ветвей царстве животных. Биологический вид Человек разумный (Homo sapiens) представляет собой уникальную жизненную форму, соединяющую в себе биологическую и социальную сущности. Это соединение обусловлено длительным процессом биологической эволюции и исторического развития человечества. Социальность не противопоставляет людей остальной природе. Соответственно своей биологической организации человек, безусловно, принадлежит живой природе, царству животных. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство человека. Именно поэтому он включен в систему природы, которая складывалась на протяжении большей части истории развития планеты независимо от социального фактора и сама же породила этот фактор. Человек составляет своеобразный и неотъемлемый компонент биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор движущий фактор эволюции живых организмов утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам.

    Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.

    Идея о принадлежности человека к животному миру многократно высказывалась мыслителями и учеными в разные исторические эпохи, начиная с античных авторов. Однако заслуга строго научного, аргументированного доказательства животного происхождения человека принадлежит Ч. Дарвину. В своем знаменитом труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он собрал и обобщил огромный фактический материал из области систематики, сравнительной анатомии и эмбриологии. В этой работе он, в частности, подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, а имеют с ним общее происхождение, общих предков. В дальнейшем к этому добавились многочисленные и убедительные факты в области сравнительной физиологии, биохимии, цитологии, генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других биологических наук.

    Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная через психическое. Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления, складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфоанатомических и психофизиологических особенностей, обуславливающих его уникальность в мире живых существ нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека (как считают некоторые ученые) произошло в результате некоего эволюционного «скачка».

    Происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.

    46. проблема антропоцентризма в философии и естественных науках.

    В основе антропоцентризма лежит философская идея, в рамках которой Вселенная оценивается как «живая» и «мудрая» система, важнейшим компонентом (центром) которой является человек. Как произошел человек не понятно, но человеческий род является единым и целостным. Ф.Энгельс («трудовая гипотеза») опирается на археологические факты. Эволюция сформировала условия для развития человека. Предпосылки:

    1. Сложная психологическая деять высш животных.

    2. Зачатки орудийной деяти,инстентивный труд

    3. Сложная стадная жизнь.

    Инстентивный труд(открытия, создание посредников(орудия труда) между человеком и природой)

    Энгельс: «роль труда в участии превращения обезьяны в человека». Возник от высокоорганизменных прогоменидов. Ученые говорят о 3,5млн летшел атропосоциогенез.(95% времени ушло на созд 1го коллектива с человеческими чертамиобщина)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта