философия. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы
Скачать 200.43 Kb.
|
Уровни общественного сознания: · общественная психология; · общественная идеология. Формы общественного сознания: · классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное); · новые(экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.). Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием. Основные функции сознания: 1) познавательная(сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания); 2) целеполагающая(ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде); 3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью); 4) креативная(определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования). 50. Сущность и структура процесса познания. Роль практики в познавательном процессе. 51. Диалектика познания (сознание чувственного и рационального уровней) . Проблема истины в познавательном процессе. Познание специфическая творческая деятельность человека, направленная на отражение законов природы, общества и человека, раскрытие тайн бытия мира, основанная на чувственном и рациональном его постижении. Объект это весь материальный мир, включенный в сферу познавательной деятельности, а более конкретно отдельные процессы, регулярности, общество, человек, сознание, субъективная реальность, само познание. Субъектом выступает конкретная живая личность, обладающая возможностью вести познавательную деятельность. Она всегда связана с какойлибо социальной группой и включена в систему жизнедеятельности общества. Уровни: Эмпирическая форма(связана с явлениями, связи в универсальные конкретновсеобщие принципы, положения типа «любое действие имеет причину», «все течет, все изменяется» , «противоположности взаимопроникаемы») теоретическая форма (связана с сущностью, подразумевает формирование конкретновсеобщих теории, общетеоретических принципов и закономерностей. Сюда можно отнести учения о субстанции, развитии, причинности (концепция детерминизма) и др. Теоретический уровень характеризуется развитой системой понятий и категорий, правил логики) Складывались главнейшие характеристики мышления — абстрагирование, идеализация, обобщение, сравнение, взаимосвязь, анализ, синтез. Предметы, явления хсласспфнцнровалнсь, обобщались и определялись иа протяжении жизни не одного поколения. Познание как деятельность всегда имеет дело с фактами. Фактсвершившееся событие, нечто реальное, конкретный результат. Совокупность фактов в познании образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания научных теорий. В этом случае эмпирическое высказывание только приобретает значение факта. Таким образом, факт может быть истолкован материальнопрактически (как действие), гносеологически (как высказывание) и перцептивно (как чувственный образ). Поэтому требуется комплексный анализ всех сторон процесса установления факта, в том числе применявшихся приборов, инструментов и навыков его фиксации. В логике и методологии науки факт как эмпирическое высказывание противопоставляется теоретическому знанию. Таким образом, факты есть исходный элемент познания и ключ, дающий существенное основание для выявления истинности результата познания как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Эмпирический уровень познания базируется на чувственных формах отражения (ощущениях, восприятии, представлениях). Ощущения фиксируют конкретные свойства предметов цвет, вкус, форму, запах, свет, влажность, твердость и др. Восприятие — это целостное чувственное воспроизведение объекта, которое связывает отдельные ощущения в единый образ, предоставляющий субъекту возможность использовать его. Более сложной формой является представление, т. е. образ, возникающий в сознании человека при отражении предметов реального мира. По содержанию оно близко к восприятию. Представление может возникать и сохраняться при отсутствии воздействия на органы чувств — по воле воображения субъекта. Так он совершает процедуру отвлечения, абстрагирования от качеств восприятия. Но вместе с тем представление выступает как синтез множества сходных предметов, выделение общего из сферы единичного. Внешний мир воспринимается людьми через каналы органов чувств. Результаты чувственного отражения могут быть зафиксированы как внутри субъекта (ощущение, восприятие, представление), так н вне его (письменная речь, видеокассета, художественный образ). Однако внешние формы (знаковая или образная) — всегда лишь копия, модель, поэтому несут с собой искажение, огрубление, неточность, переходность. Копия никогда не может стать оригиналом, но она может бесконечно совершенствоваться. На эмпирическом уровне познания действуют не столько однократные формы чувственности, сколько многочисленный практический опыт — предметночувственный, а не только чисто чувственный. Опыт есть умение фиксации, выбора и отбора необходимых связей и свойств предметов. В нашем случае это «мастерство чувственности». Прежде всего, это опыт пространственновременной ориентации. Любой эмпирический факт имеет физические пространственновременные параметры. Результатом чувственного отражения является эмпирическое, или опытное, знание. С формированием научной познавательной деятельности эмпирический опыт и эмпирическое знание трансформируются и интерпретируются через призму научных теорий и научных гипотез. Эмпирический уровень подвергается самостоятельному научному анализу. Такие исследования позволили выделить его основные принципы и методы (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и др.). Смысл эмпирического закона можно выявить, сделав его основой рассуждения. Можно узаконить и рассуждение, если сделать его основанием экспериментального опыта. В этом состоит диалектическая взаимозависимость, взаимопроникновение эмпирического и теоретического. С одной стороны, эмпирические законы фиксируют и выражают устойчивые зависимости конкретных параметров наблюдаемых объектов, а с другой — закон представляет собой результат обобщения, выделения существенных всеобщих связей. Например, термодинамические свойства можно установить эмпирическим опытом, зафиксировав соотношение между температурой, давлением и объемом. Но эти же свойства воспроизводятся и чисто теоретическим способом — дедуцированием данных свойств исходя из молекулярной кинетической теории. В этом случае источник получения знания (данные опыта или теоретическая дедукция) является определяющим. Здесь мы встречаемся с ситуацией, когда эмпирический уровень переходит в теоретический. Проблема характеристики знания, причисления его к эмпирическому или теоретическому уровню входит в орбиту общей теории познания, или метатеоретической гносеологии, вырабатывающей различные критерии, подходы, процедуры для ее решения. Как видим, разделение на эмпирическое и теоретическое носит относительный характер. Сама относительность есть свидетельство двойственности действительности: она распадается в познавательном процессе на сущность и явление. На теоретическом уровне происходит переработка непосредственно получаемой информации па базе рациональных возможностей и способностей субъекта. Рациональное отображение объекта это его непротиворечивое описание в теоретическом языке. Перевод, перекодирование и абстрактнологические операции и процедуры образуют главное содержание теоретической ступени познания. Совокупностью абстрактнологических приемов (идеализация, аналогия, индукция, дедукция и др.), прилагаемых к теоретическим объектам, и определяется процесс мышления. Абстрагирование есть отвлечение от чеголибо. Предметы и явления действительности обладают бесконечным числом связей, свойств, зависимостей. И поскольку человек не в состоянии рассматривать сразу всю совокупность данных ему связей, свойств, то процесс абстрагирования это всегда ограничение, выбор наиболее необходимого качества. Сам факт существования различных органов чувств, специализированных на отдельных типах восприятия, свидетельствует об обязательности ограничения и огрубления разных сторон действительности. Результатом процесса абстрагирования становится абстракция. Абстрагирование следует отличать от идеализации, которая во многом сходна с ней. Идеализация — это процесс образования идеализированного объекта, который является предметом теоретического исследования. Например, точка это идеализированный объект, не имеющий протяжения и реально не существующий. Однако под точкой можно понимать и сложные объекты; Останкинская башня, Москва, Земля могут рассматриваться в отношениях, подобных тем, в которых находится точка в геометрической теории. Научное мышление в качестве своего инструментария имеет не только абстрактнологические средства, но и интуицию. Как специфическая способность оиа связана с получением посредством своеобразной способности человека нового теоретического знания прямым путем, без доказательства. Интеллектуальная интуиция — это непосредственное усмотрение сущности объекта без абстрактно логических процедур. Многократное повторение связей, отношений, зависимостей между субъектом и объектом познания создают возможность автоматического автономного поиска решения задачи. Оно приходит как бы внезапно, само но себе, неосознанно. Интуитивные акт означает «перескок», «озарение», «усмотрение» нового знания. Ему всегда предшествует кропотливая интеллектуальная работа субъекта но анализ)' соответствующего материала. Интуиция — завершающая стадия целенаправленного поиска, качественный скачок в развитии или трансформации знания конкретного индивида, переход количества интеллектуальных усилий в качественное изменение, выражающееся в решении проблемы за пределами наличной совокупности знаний данного субъекта. Таким образом, интуиция выступает как форма, путь эмпирического опыта к теоретическим конструкциям и понятиям. Истина определяется как верное, адекватное отражение действительности, как соответствие знания реальности. Адекватное отражение означает неискаженное соответствие знания фактам опыта. Истина, таким образом, есть характеристика знания. Итак, истинность любого утверждения зависит от фактов внешнего мира и частично от языка, его правил. Эмпирические науки предоставляют нам фактические данные о реальности, а логика и математика дают истины другого рода. Это отличие составляет одну из важнейших гносеологических проблем в философском познании. Установление истины осуществляется посредством правил логического доказательства. В философии познания актуальным остается вопрос о критериях истины. К ним причислялись: полезность, всеобщность, соглашение (конвенция), ясность, отчетливость, достоверность, простота, красота. Однако нельзя утверждать, что обоснование данных критериев решило проблему истины. Понятие истины включает объективное и субъективное содержание. Объективная сторона — это реальное содержание, то, что определяется, проверяется как адекватное действительности и не зависит от субъекта, субъективных условий. Истина всегда конкретна, а не абстрактна: она связана с наличием определенных условий, параметров отражаемого объекта. Более того, поскольку ее передают в логических формах конкретного языка, правомерно говорить о конкретности ее выражения. Конкретность истины, следовательно, есть ее предметная определенность относительно материальночувственного или абстрактнологического объекта. При этом истинность знания об абстрактных объектах имеет в этом случае абстрактноконкретное содержание. Субъективная сторона порождается условиями чувственности и мышления, опыта познающего субъекта. Она составляет ее аксиологический (нравственноэтический) аспект, — то, что делает ее неподкупной, честной, справедливой, т. е. правдой. Истине противостоит ложь. Все, что противоречит истине, является ложью, или заблуждением. Ложь есть преднамеренное искажение фактов. Заблуждение — это знание, не соответствующее реальному содержанию, неадекватное знание. В истории культур оно встречается в многообразных видах. Иа заблуждениях основаны софистические, догматические и эклектические философские системы. В науке такого рода ошибочные концепции были связаны с учениями о вечном двигателе, эфире, алхимии. Развитие познания отбрасывает заблуждения, рано или поздно преодолевает их. Абсолютная истина есть полное, завершенное, раз и навсегда установленное знание о какомлибо предмете. Однако исчерпывающего раз и навсегда установленного знания в принципе быть не может. Это гносеологический идеал, к которому стремится познание. Поэтому абсолютная истина представляет собой бесконечный процесс достижения гносеологического идеала, непрерывное движение по пути к нему. Относительная истина — характеристика достоверности существующего знания. Всякое знание неполно, приблизительно, незавершенно и сменяется более содержательным, более точным. Вся сумма относительных истин дает нам в процессе познания абсолютную истину. Как элементы последней, они вместе с тем содержат в себе «частицу» абсолютности. В современной философии существует ряд теорий истины: диалектическая, метафизическая, семантическая, прагматическая, герменевтическая и др. В основном различие концепций состоит в выборе оптимальных, существенных ее критериев. Принятие за истину какоголибо знания без основании выступает как вера. Признание присутствия веры в познании существует с древности. Научное познание, его сущность и особенности. Появление познания связано с разделением труда, отделением умственного труда от физического. Научное познание вообщесформированная историческая форма чел деяти, кот направлено на познание и преобразование объективной деятельности. Наука опред как опред деять, проявл как духовное производство. По предмету: Естественнотехническое(законы природы, способы освоения) Общественные(изуч общ явлений и закономерности) В ест науке определяющие методы – эксперимент В общественной науке – статистика Статистикаполучение, обработка, анализ и публикация информации, которые харся количественными закономерностями жизни, обва с их качественным содержанием.
Структура 1.субъект познанияличность или группа людей, имеющ опред уровень знаний, навыков, мировоззр установок по поводу своей профессионал деяти. 2.объект фрагмент объективного мира, на кот направл субъект познания 3.предметконкр аспекты познания, определяющ объект познания. Аспектточка зрения, взгляд на чтонибудь. 4.спец методы и средства 5.опр формы познания и языковые средства 6.результат познания (выр в законах, теориях, гипотезах. 7.цели познаниянапр на достижение достоверных знаний,способн объяснить неизвестные науке факты 53. Формы научного познания. Понятие метода и диалектика его формирования. Характеризуются системностью и структурностью. Уровни: 1.эмперический(о явл) 2.теоретический(о сущности) Отл глубиной, полнотой,целями,методами и способ выраж знаний,степенью чувств и рационал момента. Эмперическиесодерж кот получ из опыта,осущ наблюдения фиксир факта,проводятся эксперименты. |