Главная страница

Маркович Человек в романах Тургенева. Монография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеМонография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин
АнкорМаркович Человек в романах Тургенева.doc
Дата03.03.2017
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаркович Человек в романах Тургенева.doc
ТипМонография
#3345
страница11 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

145

Современное состояние России ведет к появлению такой личности с логической неизбежностью. Для Тургенева очевидно, что все «хоровые» силы русско­го общества неспособны взять на себя инициативу его целенаправленного преобразования. Так создает­ся ситуация, в которой эта функция переходит к от­дельной личности, потому что, кроме нее, эту функ­цию просто некому на себя взять. А личность, со сво­ей стороны, объективно нуждается в такой именно роли. Сама природа личности, требующая высшего оправдания ее'краткого и неповторимого существо­вания, вынуждает ее вновь и вновь пытаться внести в общественную жизнь идеальные критерии и цели. Коль скоро общество не выдвигает необходимого личности идеала, она вынуждена выдвинуть его сама — выдвинуть и утвердить как абсолютную, об­щезначимую ценность. Титанизм русской личности предстает у Тургенева своеобразным следствием «варварского» состояния России, результатом отсут­ствия в ней нормальных условий «гражданского^аз-вития».

В способности выдвинуть идеалы, претендующие на абсолютность и универсальность, в способности утвердить эти идеалы ценой собственной жизни за­ключается для Тургенева величие его героев и в то же время — основа их исторического значения для России и человечества. Практическое воздействие героя-максималиста на массу людей и окружающие обстоятельства всегда несоразмерно его ценности. С практической точки зрения его жизнь может счи­таться бесплодной. Но значение его духовного поис­ка, борьбы и страданий —в другом. Существование героев-максималистов восстанавливает достоинство их нации, униженное безлично-механическим ходом русской общественной жизни, зависимостью ее про--гресса от слепой необходимости или произвола вла­сти, пассивным подчинением всех русских сословий их социальной судьбе. Если исключить главных ге­роев тургеневских романов из общей картины рус­ского общества, построенной этими романами, то пе­ред нами просто отсталая, полуварварская страна

146

с неопределенным будущим. Но благодаря людям уровня Рудина и Базарова, Лизы и Елены русская нация уже в настоящем обретает значение великой, потому что стремления, искания, судьбы этих людей несут в себе небывалое и неповторимое решение об­щечеловеческих проблем. Тем самым обеспечен не­заменимый вклад России в нравственный и социаль­ный прогресс человечества и, значит, ее. объективное право на мировую роль. К такому выводу приводит каждый из романов 50-х — начала 60-х годов, наи­более отчетлив этот вывод в «Отцах и детях».

Однако мысли о титанизме русской героической личности, о мировом значении ее исканий не заслоня­ют в глазах Тургенева трагизма ее положения. Удовлетворить ее жажду гармонии может только на­циональное единство, основанное на всеобщем стремлении к идеалу общественного и нравственного совершенства. Но, по убеждению Тургенева, специ­фика русской истории исключает (во вся,ком случае, в обозримых пределах) национальное сплочение на такой основе. Для Тургенева очевидна неустрани­мость разрыва между «титанической» формацией личности, открытой его романами, и массовым типом русского человека. Судя по статье «Гамлет и Дон-Кихот», подобный разрыв представлялся Тургеневу универсальной ситуацией, постоянно повторяющейся на поворотах истории. Но в русских условиях эта си­туация оказывается роковой для категории героев, потому что делает невозможным появление общена­циональной цели, способной воссоединить их с дру­гими людьми, с органическим ходом живой жизни.

Нельзя сказать, чтобы «гражданское воспитание народа» рисовалось Тургеневу чем-то совершенно невозможным. Тургенев верил (и здесь главный ис­точник его либеральных иллюзий) в особую роль государственной власти, закономерно вытекающую, по его мнению, из своеобразия русской истории. Тур­генев верил, что в России самодержавная монархия может оказаться силой, способствующей прогрессу. Пример петровских преобразований внушал уверен­ность и позволял надеяться на дальнейшую евро-

.147

пеизацию страны, на распространение начал циви­лизации в народе, на развитие каких-то форм обще­ственной самодеятельности.

Но парадокс тургеневского мышления заключа­ется в том, что такой благоприятный (по меркам ли­берализма) исход не означает у Тургенева разреше­ния проблем, терзающих его главных героев. Воссоз­дание в России «обычных» условий европейской общественной жизни — достижение слишком ограни­ченное в соизмерении с максималистским размахом их идеалов, с всеобъемлющим и абсолютным характе­ром необходимой им гармонии. Они из породы му­чеников «последних вопросов», и никакие частичные «исправления» человеческой жизни вообще не могут их удовлетворить.

Основные трагические коллизии тургеневских романов неразрешимы для их автора даже в пер­спективе предвидимого будущего. В статье «Гам­лет и Дон-Кихот» Тургенев утверждал, что противо­речие между «героем» и «толпой» в конечном счете всегда снимается: «Масса людей всегда кончает тем, что идет, беззаветно веруя, за теми личностями, над которыми она сама глумилась, которых даже про­клинала и преследовала...» (8, 180). Конкретные истории тургеневских героев оснований для такого утверждения не дают. В реальном контексте рома­нов 50-х — начала 60-х годов не видно признаков того, что хотя бы в будущем масса людей, «безза­ветно веруя», пойдет по пути.Рудина, Лизы, Елены, Базарова. Максималистская природа их целей явно исключает превращение этих целей в-массовые нор­мы. Неудивительно, что в каждом новом романе чи­татель встречается все с той же ситуацией социаль­ного одиночества центрального героя или героини и со все той же неразрешимостью основного проти­воречия их сознания и жизни.

Для Тургенева исключена и та синтетическая точка зрения, которая позволила бы воспринять не­разрешимый конфликт личности и общества как вну­треннее раздвоение какого-то более широкого цело­го. Тургеневское мышление не предполагает высшей

148

цели бытия, которая включала бы идеальные веческие стремления в объективную логику миропо­рядка. У Тургенева притязания личности опроверга­ются не только законами общества, но и законами природы. «Ничтожество» любой, даже титанической личности перед этими законами замыкает круг про­тиворечий, обрекающих тургеневских героев на тра­гическую судьбу.

Тургеневу ясно, что «космическое сиротство» лич-1' ности является первоисточником ее социальных стремлений и что вся ее социальная активность по существу направлена на поиски того, в чем отказы­вает ей природа. Личности необходимо объективное обоснование ее ценности, и вот равнодушие природы вынуждает искать это обоснование в сфере общест­венных отношений. В 'мире, из которого исключено все трансцендентальное (а как раз таков тургенев­ский мир), другой альтернативы нет. Отсюда выте­кает неизбежная потребность личности в общезна­чимых социально-нравственных идеалах, в неразру­шимой, одухотворенной и гармонической связи с обществом. Эта потребность втягивает личность в русло общественной жизни, а здесь и настигают ее страдание и гибель.

Сознанием неразрешимости противоречий, взры­вающих внутреннюю жизнь личности и ее отношения с обществом, определяется своеобразие художествен­ного единства в тургеневских романах, то равновесие обузданных противоположностей, за которым легко угадывается невозможность их примирения. За этим равновесием —неустранимое расхождение двух худо­жественных «систем отсчета», противостоящих друг другу на всем протяжении романа. Одна исходит из личности, из ее стремлений, идеальных критериев и требований к миру. Для'другой исходной «посыл­кой» оказывается процесс жизни в целом. Слить эти две системы воедино Тургенев бессилен: для них не находится «общего знаменателя». Нет и возможности предоставить им полную свободу самопроявления: это взорвало бы целостность тургеневской мысли. Существует только один приемлемый для автора вы-

149

ход: уравновесить противоположности таким обра­зом, чтобы одна не могла возобладать над другой, превратившись в главенствующую. На это и направ­лены усилия Тургенева-романиста.

Результат его усилий — гармоническая закруглен­ность структуры романа, по существу противостоя­щая неразрешенности раскрытых здесь социальных и нравственных коллизий. Поэтическая гармония не­сет в себе своеобразное разрешение этих коллизий, разрешение художественное, но вместе с тем способное вывести к определенной жизненной позиции. Отно­сительная автономность двух систем — одна из пред­посылок такого результата. Но, может быть, важнее дополнительность этих систем, отношения взаимного корректирования, возникающие между ними.

Взаимное корректирование двух противополож­ных правд — личностной и вселенской — приводит к итогу, позволяющему дорожить даже обреченным и загубленным. В широком контексте тургеневских романов идеальные стремления и героическая бес­компромиссность предстают как нечто неоспоримо самоценное. За ними признается назначение совер­шеннейших проявлений жизни — этим определяется безотносительность и безусловность их достоинства.

Утверждение глубоко своеобразных ценностных ориентации —едва ли не главная заслуга Тургенева-романиста. С этой заслугой связано значение его ро­манов для эпохи общественного перелома пред- и послереформенных лет. «...Тургенев интересен, — пи­сал П. Н. Сакулин,— и притом бесконечно интересен... как большой и мыслящий художник, стоявший на грани двух культур и — на страже культуры»1. До­стоинство последней формулы — ее точность. Если видеть главную функцию культуры в повышении нрав­ственной дисциплинированности мышления, чувств и общественного поведения людей, то громадная культуротворческая (и соответственно культуроохра-

нительная) роль тургеневских романов не подлежит сомнению. Сам художественный строй этих романов воплощает определенную норму духовно-нравствен­ного отношения человека к миру, норму, облагора­живающую и очищающую, способную обеспечить не­уязвимо-достойную позицию в ситуациях противоре­чивых, затруднительных и смутных. Как раз такими были кризисные ситуации 60-х—70-х — 80-х годов XIX века с их специфической обстановкой ненадеж­ности достижений прогресса, неопределенностью пер­спектив, неразрывной сплетенностью утопических мечтаний, разочарований и тревог. В эту атмосферу Тургенев вносил ориентиры, обладавшие высокой нравственной надежностью. При таких ориентирах даже беспросветный политический скептицизм не отме­нял для человека идеи гражданской активно.сти и не лишал его способности к самопожертвованию. Те же ориентиры могли быть источником особой душевной настроенности, при которой искренняя и глубокая мировая скорбь не мешала человеку страстно лю­бить жизнь и переживать ощущение ее полноты. На­конец, это были ориентиры, позволявшие органично совместить религиозно-философский агностицизм (в отношении вопросов о смерти, о бете, о цели все­го сущего и т. п.) с отстаиванием необходимости высшего смысла для конечного и бренного человече­ского существования. В общем, нормой представлял­ся такой уровень духовной воспитанности (это поня­тие здесь наиболее уместно), на котором жизнь че­ловека достигает максимальной независимости от неблагоприятных обстоятельств и от своих собствен­ных элементарных импульсов, не нуждаясь в то же время в какой-либо трансцендентальной или умоз­рительной опоре. Выдвигая эту форму внутрен­ней культуры в качестве эталона, Тургенев создавал систему ценностей чрезвычайно актуальную. Ее зна­чение не сразу поняли современники писателя. Но в необходимости этих ценностей никогда не сомне­вался он сам, назвавший себя в письме к Толстому (1856) «писателем переходного времени».


1 Сакулин П. Н. На грани двух культур. И. С. Тургенев, М,, 1918, с. 31.

150

151

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Равновесие противоположностей 7

Уровни человечности 70

Личность. Общество. История 126

\
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта