Главная страница

Маркович Человек в романах Тургенева. Монография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеМонография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин
АнкорМаркович Человек в романах Тургенева.doc
Дата03.03.2017
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаркович Человек в романах Тургенева.doc
ТипМонография
#3345
страница10 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

135





развития, управляются законами, явно не имеющими духовного смысла. В «Письмах о франко-прусской войне» (1870) объединение Германии определяется как необходимость, аналогичная физиологической или геологической. В тех же «Письмах» или в упо­мянутой речи о Пушкине социально-исторические кризисы, переживаемые Францией Луи-Наполеона или современной Россией, рассматриваются как не­кие подобия болезней, старения, вообще биологиче­ских явлений. Подобные же аналогии можно обнару­жить в письмах к Полине Биардо конца 1840-х годов, а в одном из писем 1867 года Тургенев прямо гово­рит о законах политики как об одной из разновидно­стей законов природы (П., 6, 396), Таков парадокс тургеневской концепции общества: через посредство социально-нравственных идеалов (и вообще духов­ных факторов) действует необходимость, подобная той, по которой в природе одни естественные явления деградируют и .изживают себя, а другие созревают и занимают их место. Эта необходимость ассоцииру­ется у Тургенева с законами биологической борьбы за существование, физического равновесия, механи­ческой инерции и т. п. В применении к этой необхо­димости критерии должного, достойного, справедли­вого выглядят нелепыми — они принадлежат со­вершенно иному измерению бытия.

Напротив, для отдельной личности ценностные критерии оказываются решающими, а цели и запро­сы высшего порядка — необходимыми. Основа ее побудительных импульсов^ это нравственная воля, всему в мире предъявляющая требование разумного смысла, справедливости и целесообразности.

По мнению Тургенева, источник этих различий достаточно глубок. Общество, как все бесконечно существующее, не нуждается в оправдании своего существования какой-либо высшей целью или разум­ным смыслом. Оно просто существует, и этого доста­точно. В высшем оправдании и разумном смысле нуждается конечное и бренное существование отдель­ного человека. Не оправданное связью с высшими, ценностями, оно пусто и призрачно.

136

Идеалы, через которые осуществляется связь между общественным целым и отдельными людьми, объективно имеют двойственную природу и двойствен-ное значение. В этом Тургенев убежден. Общество через посредство идеалов втягивает отдельных людей в работу своего «механизма», обеспечивая тем са­мым свое нормальное существование, которое, как сказано, в оправдании, смысле и цели не нуждается. Напротив, отдельные личности связывают с социаль­но-нравственными идеалами, выдвинутыми общест­венным «бытом» и духовной культурой, именно' на­дежды на обретение высшего оправдания, смысла и цели своего существования.

В истории Европы Тургенев находит ситуации» в которых оба несовпадающих назначения общест­венно-человеческих идеалов оказывались благополуч­но «сбалансированными». Такова, в- его понимании, ситуация, определяющая характер общественной жизни европейского средневековья. Основой средне­векового социального устройства Тургеневу представ­ляются религиозные идеалы, выработанные католи­цизмом. Освященные божественным авторитетом, они были даны отдельному человеку как источник непре­рекаемых жизненных норм. Они обязывали к безого­ворочному подчинению существующему порядку: так обеспечивалась неразрывная связь отдельных людей с общественным целым. Но, со своей стороны, эти отдельные люди связывали с религиозным идеалом глубоко личные надежды на спасение души и в под­чинении освященным религией общественным нормам обретали необходимую им твердость жизненных принципов, непоколебимую уверенность в себе.

Эти мотивы отчетливо звучат в письмах к Виар-до от 19 и 25 декабря 1847 года. Во втором из них высказываются интересные мысли о значении охва­тившего современную Европу промышленного подъе­ма. Тургенев ведет речь о двойственности значения индустриализации: она представляется решением одновременно утилитарных и «экзистенциальных» проблем. Если рассматривать индустриализацию «с точки зрения прогрессивного подчинения стихий

137



природы человеческому гению», то в ней можно ви­деть грядущую «освободительницу и обновительни-цу людского рода» и вместе с тем источник идеа­ла, способного уже сейчас объединить разобщенное эгоизмом человечество. Открывается и необходимая каждому личностная перспектива — возможность активного и свободного самоутверждения человека в природе. Подобное же равновесие обнаруживает­ся Тургеневым в идеалах современной ему европей­ской демократии и прежде всего в ее главном прин­ципе, который определяется в «Письмах о франко-прусской войне» как «свободное развитие свобод­ных учреждений» (15, 15). «Свободные учреждения» обеспечивают демократическому обществу необходи­мую ему активную самодеятельность граждан, а с другой стороны, создают «максимальные воз­можности для индивидуального развития». При по­следовательном осуществлении принципа он удов­летворяет как отдельную личность, так и общество в целом.

Равновесие функциональных и ценностных аспек­тов социально-нравственного идеала обеспечивает, по Тургеневу, живую связь между индивидом и об­ществом,—такую, которая делает возможным нор­мальное функционирование общества и его прогресс. Причину общественных процессов, аналогичных бо­лезням, старению и умиранию человеческого орга­низма, писатель усматривает в таком изменении взаимоотношений личности и общества, при котором их связь приобретает бездуховный, механический ха­рактер.

По убеждению Тургенева, мир переживает ста­дию кризиса, когда живая связь личности и общест­ва становится трудной проблемой. Таков важнейший элемент общеевропейской исторической ситуации, характерной для нового времени. Содержание этой эпохи определяется, для писателя, переходом от средневекового общественного устройства (с его ре­лигиозно-авторитарной основой) к обществу нового типа, черты которого еще не выяснились окончатель­но. Еще в статье о «Фаусте» (1845) Тургенев дает

138

развернутую характеристику «переходного времени», причем основные идеи этой ранней статьи устойчиво повторяются и в позднейших тургеневских размыш­лениях. Сущность тургеневской концепции сводится к следующему.

Основа происходящего общественного переворо­та — полное самоосвобождение личности. Личность становится автономной единицей, самозаконной и са­моцельной; общество распадается на множество обо­собленных «атомов», переживая, таким образом, со­стояние своеобразного самоотрицания. Превращение эгоцентризма в основной закон человеческой жизни ведет к разнообразию взаимоотношений личности и общества. Выделяются два основных варианта этих взаимоотношений, наиболее характерные для совре­менных условий. Первый из них — романтический эгоцентризм — означает принципиально обоснован­ную автономию личности: отстаивая свои права, сво­бодный человек признает их правами всеобщими. В масштабе притязаний кроется отличие этого ва­рианта от обыкновенного обывательского эгоизма. На уровне эгоизма самоцельность человеческого су­ществования оборачивается своекорыстным или бес­смысленно пассивным приспособлением к существу­ющему порядку (другого нет, а высокие мечты неле­пы с точки зрения эгоистического здравого смысла). Обособление личности заключает в себе угрозу раз­витию и существованию общества. Даже в своей высшей форме эгоцентризм чреват отрицанием нрав­ственных связей и гражданских обязательств. Тем более опасен обывательский, буржуазный эгоизм с его «отвращением ко всякой гражданской ответ­ственности» (П., 5, 52). Буржуазный эгоизм создает благоприятные условия для политической тирании, тоже подрывающей живую связь между личностью и обществом, а вместе с ней и возможность общест­венного прогресса.

Однако Тургенев различал в общественной жиз­ни Европы силы и тенденции, противостоящие угро-'зе катастрофы. Важнейшей из них представлялось ему демократическое движение, с переменным успе-

139

хом боровшееся против деспотических режимов. Не меньшее значение Тургенев придавал некоторым особенностям самосознания личности, типичным для новой эпохи и порожденным, на взгляд писателя, противоречивостью ее положения в ситуации раз­дробления общества. Критическое начало, обеспечив­шее автономию личности, разрушив внешние оковы, обращается против нее самой,— такова одна из главных идей статьи о «Фаусте». В способности об­ращаться против своего источника заключается, по Тургеневу, великая социальная функция рефлексии: рефлексия не позволяет личности замкнуться в се­бе, вынуждая ее искать новую форму единства с общественным целым. Самоосвобождение и макси­мальное развитие человеческих индивидуальностей вступает в естественное взаимодействие с процессом «свободного развития свободных учреждений», об­разуя единую антидеспотическую и антибуржуазную тенденцию современной европейской истории. С этой тенденцией связаны надежды Тургенева на «спасение цивилизации» («Письма о франко-прусской войне»— 15, 15), на поступательный ход общественного раз­вития всей «европейской семьи».

Неотъемлемой частью этой «семьи» Тургенев счи­тал Россию. Мысль о единстве исторического разви­тия России и Европы — основа мировоззрения «ко­ренного, неисправимого западника». Многолетние наблюдения подтверждают его излюбленный те­зис: в общественной жизни России обнаружи­вается преломление главных черт современного цикла европейской истории. Петровские преобразо­вания и последующие события, вплоть до крестьян­ской реформы 1861 года, представляются Тургеневу переходом от общественной организации средневеко­вого типа к социальным формам, соответствующим новому времени. Переходная эпоха тоже выражает себя в распаде традиционной формы общественного единства и в обособлении личности. Процесс обо­собления тоже развертывается в нескольких принци­пиально различных вариантах: от рождения «неза­висимой, критикующей, протестующей личности»

140

(«Воспоминания о Белинском»—14, 40) до зауряд­ного эгоизма обывательского толка со всеми его ха­рактерными приметами, включая «отвращение ко всякой гражданской ответственности».

Однако в условиях России общеевропейские за­кономерности получают глубоко своеобразный пово­рот. Прежде всего для Тургенева существенно свое­образие той стадии, которая в русских условиях соответствует европейскому средневековью. Он счита­ет, что в России место феодальной системы занимал патриархальный, общинно-семейственный тип обще­ственной организации. 'В записке «Несколько заме­чаний о русском хозяйстве и русском крестьянине»' (1842) молодой Тургенев убежденно утверждает: «Удельная система тем и отличается так резко от феодальной, что вся проникнута духом патриархаль­ности, мира, духом семейства... Тогда как на Западе семейный круг сжимался и исчезал при непрестан­ном расширении государства,— в России все госу­дарство представляло одно огромное семейство, ко­торого главой был царь, «отчич и дедич» царства русского, недаром величаемый царем-батюшкой» (1, 461). От подобного, представления о допетровской Руси писатель явно не отказался и позднее: оно от­разилось в его романах (о чем уже шла речь во вто­рой главе).

Именно особым характером патриархальных обще­ственных отношений объясняет Тургенев специфику дальнейшего исторического развития России. В тур­геневских представлениях гражданское сознание и гражданская активность людей неразрывно связа­ны с правовым характером отношений внутри обще­ства. Между тем патриархальные отношения начисто лишены правовой основы. В той же записке 1842 го­да Тургенев прямо об этом говорит: «Семейные от­ношения по духу своему не определяются законом, а отношения наших помещиков к крестьянам так бы­ли сходны с семейными...» (1,469). Отсюда его убеж­дение, что «патриархальное состояние», в котором Россия пребывала до Петра, воспрепятствовало ее «гражданскому развитию».

141

•Тургенев не раз отмечал обусловленную эЧим специфику русского перехода к новому типу общест^ венного устройства. Во Франции форма такого пере­хода — социальная революция, в Германии — духов­ный переворот, в России — административная ре­форма. Все в той же записке 1842 года, а позднее в «Записке об издании журнала «Хозяйственный ука­затель» (1858), в «Проекте программы «Общества для распространения грамотности и первоначально­го образования» (1860), наконец, в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869— 1880) много­кратно повторяется мысль о чисто административ­ном пути, которым шла русская история от времен Петра до времени освобождения крестьян.

С этой мыслью обычно сливается другая — о «варварском», т. е. догражданском, доцивилизо-ванном состоянии русского общества на современ­ном этапе его истории. Тургенев насколько возмож­но недвусмысленно указывает . на беззаконность крепостного права, на отсутствие «законности и от­ветственности» во всех отношениях сословий между собой, в отношениях сословий и государства, госу­дарства и личности. Не раз отмечается очевидная гражданская неразвитость всех социальных групп русского общества, как высших, так и низших, от­сутствие какой-либо общественной инициативы, сколько-нибудь авторитетного общественного мне­ния и т. п.

В письме Тургенева к Е. Е. Ламберт (1858) без труда находим такое суждение: «Ленив и неповорот­лив русский человек и не привык ни самостоятельно мыслить, ни последовательно действовать» (П., 3, 179). Речь идет о массовом, количественно преобла­дающем типе русского человека, свойства которого представляются Тургеневу сложившимися неизбеж­но. Писатель нигде не дает прямого объяснения их происхождения, но его размышления и творческие поиски обнаруживают два важных фактора, с ко­торыми так или иначе связывается хаотичность и обывательский характер жизни масс в современной Тургеневу России. Первый из. этих факторов — свое-

142

образие процесса, разрушившего прежнее обществен­ное единство. В европейских условиях этот процесс представляется связанным с духовным созреванием личности, с ее восстанием против схоластики, нор­мативной религиозности и авторитарного обществен­ного порядка, с завоеванием автономии разума, на­конец. Тургеневская статья о «Фаусте» содержит достаточно определенные суждения на этот счет. Распад патриархального общественного уклада на Руси мыслится иначе — как следствие его насиль­ственного разрушения реформами Петра, которые, в свою очередь, рассматриваются как следствие без­личной объективной необходимости, не связанной ни с какими духовными факторами, У Тургенева1 полу­чается, что русский человек «отпадает» от традици­онного целого как бы помимо собственной воли. Пет­ровские преобразования недаром приравниваются (в «Воспоминаниях о Белинском») к государствен­ному перевороту, так как «насильственные меры», исходящие свыше, просто поставили всю массу об­разующих общество людей перед фактом совер­шившихся перемен, состоявшихся без их участия и санкции. Поэтому отсутствие гражданского- нача­ла в общественных отношениях получило адекватное дополнение в виде полной неподготовленности к гражданскому развитию самого человеческого «ма­териала» нации. Положение могло бы измениться, 'будь гражданская активность «задана» новой струк­турой общественных отношений. Но Россия 'далека от любой формы «свободных учреждений», и граж­данское воспитание народа остается пока лишь пред­метом мечтаний. Таково твердое убеждение Турге­нева.

Все эти представления о характере общественного развития России отражаются и в тургеневских ро­манах. Но романы обнаруживают и другое — неожи­данные последствия специфики русского прогресса. Важнейшим из них оказывается беспрецедентно мощная (в сравнении с Европой) вспышка лично-

143








стного самоутверждения, явно связанная с пе­реходным состоянием русского общества. Эта вспышка в известной степени созвучна подобной же вспышке на Западе: и там и здесь полная незави­симость и суверенность личности обоснована систе­мой всеобщих ценностей. Но Тургенев обнаруживает принципиальное различие сходных явлений. В статье о «Фаусте» раскрывается «секрет» , внутренней диалектики европейского индивидуализма: общече­ловеческий характер выдвигаемых идеалов служит обоснованию личных потребностей («каждый хло­потал о человеке вообще, то есть в сущности о своей собственной личности»). Тургеневские романы от­крывают диалектику прямо противоположную: глу­боко личные потребности их героев оказываются источником норм и ценностей, которые они стремят­ся сделать действительно всеобщими, утверждая их как общеобязательные основания нравственности и всей общественной жизни целой нации.

Духовную автономию русской личности отличает парадоксальное сочетание двух начал: беспредель­ной внутренней свободы и какой-то имманентной со­циальности всех стремлений и свойств свободного че­ловека. В сравнении с европейским вариантом па­радоксально и другое: соединение .в одном человеке взаимоисключающих правд, каждая из которых не может быть отброшена. Наконец, на европейском фоне едва ли не аномалией выглядит предельная напряженность этого противоречия, его катастро­фичность для человека. Последнее прямо определя­ется бескомпромиссным максимализмом запросов русской личности, ее всезахватывающей устремлен­ностью к абсолюту. А в конце концов все возвраща­ется к началу — к беспрецедентной . инициативе отдельной личности,, дерзнувшей заместить собой об­щество в целом и взять на себя его функцию уста­новления универсальных жизненных норм.

Поэтому трагическое противоречие, разрывающее личность изнутри, на взгляд Тургенева, неразреши­мо в ее внутреннем мире. Разрешением этого проти­воречия могла бы явиться лишь всеобъемлющая

144

гармония, которая позволила бы снять антагонизм между идеальным и реальным, полной переделкой человеческой жизни и возможностью единства с людь­ми, живущими сейчас, между дерзновенным поиском и .постоянной связью с «почвой». Иначе говоря, это противоречие могло бы разрешиться только появле­нием единой общенациональной цели — социальной и духовно-нравственной, — которая связала бы всех русских людей в гигантское сообщество искателей истины и справедливого устроения жизни. Ни один из тургеневских героев не представляет себе созна­тельно подобной перспективы. Но объективно толь­ко она одна и может их удовлетворить. К такому вы­воду приводит знакомство с их духовным опытом и трагической судьбой.

Причем все эти запросы и порывы предстают в тургеневских -романах проявлением глубочайшей объективной потребности национального развития. В современных исторических условиях она прорыва­ется лишь в виде индивидуальных стремлений от­дельных людей, но такая форма проявления не от­меняет общественной природы этой потребности. От­сутствие «сильного гражданского быта» (письмо к Е. Е. Ламберт от 9 мая 1856 года) и всякой обще­ственной самодеятельности объясняет для Тургенева появление в русских условиях своеобразной форма­ции личности, претендующей на социально-нравст­венную миссию общенационального масштаба. В све­те взглядов писателя на современное состояние об­щества и ход русской истории закономерны особен­ности тургеневских героев-максималистов: безгра­ничность их духовной свободы, социальная направ­ленность их личных потребностей, грандиозность их требований к миру. Столь же закономерно их изна­чальное отталкивание от всей доступной их восприя­тию объективной социально-исторической действи­тельности, их полное и безысходное социальное оди­ночество, отсутствие в окружающем мире какой-либо опоры для их стремлений (хотя в этих стремлениях и проявляется «глубинная» историческая необходи­мость),
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта