Главная страница

Маркович Человек в романах Тургенева. Монография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеМонография представляет собой типологическое исследование романов И. С. Тургенева 50х начала 60х годов. Автор поновому освещает своеобразие поэтики и проблематики романов Рудин
АнкорМаркович Человек в романах Тургенева.doc
Дата03.03.2017
Размер0.91 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаркович Человек в романах Тургенева.doc
ТипМонография
#3345
страница7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


97

ли они догмами, которые потребуют повиновения. Он хочет сохранить свободу и живой контакт с реаль­ностью. И то и другое для него дороже любых

«доктрин».2

Итак, в обоих случаях тип культуры, с которым связан в романе главный герой, не предшествует его личности, воздействуя на нее извне. Не она его фор­мирует, а он ее —отсюда возможность его внутренней свободы по отношению к ней. Эта свобода со време­нем обнаруживается наглядно, проявляясь в способ­ности героя «отделяться» от своих теорий.

Отчетливый намек на это есть уже в эпилоге «Ру-дина». «Я упивался словами и верил в призраки» (6, 364), — говорит Рудин Лежневу. Это явно отно­сится к метафизическим концепциям юности героя. Они позволяли воспринимать историю человечества как осуществление благого замысла высших сил, по­зволяли видеть в каждой отдельной личности прямое орудие этих сил, позволяли веровать во всемогущест­во абстрактной мысли, в ее способность полностью и навсегда разрешить все противоречия бытия. Но не­удачи и унижения отрезвляют, и наступает момент, когда все эти грандиозные метафизические утопии ге­рой отбрасывает как нечто нереальное. Однако сама жизненная цель, идейными обоснованиями которой они служили, остается непоколебимой. Рудин по-преж­нему живет ради служения истине и благу людей, конкретизируя эту цель по собственному разумению, каждый раз эмпирически, «ощупью» находя опреде­ленное направление своей деятельности.

Такой оборот дела обнаруживает глубочайшие внутренние мотивы героического энтузиазма Рудина, мотивы, для которых исповедуемые героем идеи были только формой —подходящей, естественной, но все-таки в принципе отделимой. Теперь, когда прежние обоснования возвышенной цели себя дискредитирова­ли и по существу отпали, становится очевидным, что ее источник--в самой личности героя, в индивиду-

2 Интересные соображения по этому вопросу см. в ст.: Манн Ю. Базаров и другие. — «Новый мир», 1968, № 10.

альных свойствах и потребностях его натуры. Именно так понимает теперь положение вещей,,он сам: «...Во мне сидит какой-то червь, который грызет меня и гло­жет и не дает мне успокоиться до конца... Я родился перекати-полем... Я не могу остановиться» (6, 357, 366). Конечно, объективные категории «истины», «добра», «пользы существенной» сохраняют для Ру­дина свое прежнее значение, но все они фактически превратились во «внутренние» реальности его созна­ния и только в этом качестве существуют на самом деле, потому что в объективной реальности общест­венной жизни Рудин не находит для них никакой опоры. Сознание этого явно прорывается в горьком замечании Рудина о том, как «мудрено... строить, когда и почвы-то под ногами нету, когда самому при­ходится собственный свой фундамент создавать» (б, 257).

И опять-таки можно заметить, что типичная тур­геневская ситуация, бегло намеченная в «Рудине», получает открытое и напряженное выражение в «От­цах и детях». В XXI главе разговор Базарова с Арка­дием позволяет догадаться о глубокой духовной драме героя. Базарову ясно, что его стремлениям равно про­тивостоят законы природной и общественной необхо­димости, что разлад с ними принципиален и неустра­ним.

Безучастности законов общества и природы Ба­заров не может противопоставить никакого собствен­но человеческого объективного закона. Антрополо­гическая концепция здоровой человеческой натуры сама подвергнута теперь «полному и беспощадному отрицанию». «Какую клевету ни взведи на человека, он в сущности заслуживает в двадцать раз хуже того» (8, 326),— таково теперь суждение Базарова о родовой природе всех людей.

Теперь и собственная цель представляется ему в новом свете. «Я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно от­рицать, мой мозг так устроен — и баста!» (8, 325).

Разумеется, логически эта формула может быть увязана с утверждением: «Мы действуем в силу того,

99

что мы признаем полезным» (8, 243), прозвучавшим в начале романа. Однако подобная увязка возможна лишь в отвлечении от контекста двух конкретных раз­говоров и ситуаций. Когда Базаров говорил, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» (8, 243), он исходил из того, что отрицание объектив­но необходимо всем. Заявляя, что он отрицает «в силу ощущения», в силу особенного «устройства мозга», которому «приятно» отрицать, Базаров явно отбрасы­вает прежнюю посылку. Теперь уже и речи нет о том, отвечает или не отвечает отрицание объективным потребностям общества; сама эта проблема больше не стоит. Цель предстает как личная потребность, не поддержанная никакими социально-нравственными санкциями. Это позиция человека, идущего своим путем не в силу убеждения, долга или надежды на успех, а просто потому, что он не может жить иначе. Такая-позиция отчасти напоминает «разумный эго­изм» героев «Что делать?». Но сходство простирается неглубоко .и не отменяет принципиального различия двух явлений. То, что стремится показать Тургенев, в известном смысле даже противоположно этике «но­вых людей». По логике «антропологического принци­па» эгоизм человека состоит в его неизменном стрем­лении к удовольствию и пользе, а «разумная» приро­да этого эгоизма сводится к тому, что истинную пользу и высшее удовольствие может доставить че­ловеку только благо других людей. Такое решение вопроса тоже означает отказ от повиновения тради­ционным нормам старого мира, но отказ от этого не ведет к нравственной автономии личности. У сторон­ников «антропологического принципа» есть иной вер­ховный законодатель: эта роль принадлежит природе, естественному порядку вещей, не зависящему от чьей-либо субъективной воли. Все естественные стремления человека — не просто его личные расположения. Это и есть требования всеобщих законов природы, и «ра­зумная» диалектика эгоизма — альтруизма представ­ляется заданной именно таким, всеобщим и непрере­каемым, законом естества. Он открыт и объяснен человеку наукой — остается лишь его исполнять.

100

В Базарове угадано принципиально иное соотно­шение необходимости и свободы. Базаров говорит, что ему «приятно» отрицать и что причина его непреклон­ности — в устройстве его мозга. Это похоже на антро­пологические формулы в самом крайнем их варианте. Но нет возможности утверждать, что «устройство», предрасполагающее к отрицанию, представляется Базарову всеобщей естественной нормой. Напротив, подтекст Базаровского признания заключается в том, что такое «устройство» отделяет его, «нигилиста», от всех остальных людей. Поэтому у Базарова не нахо­дится серьезных возражений, когда Аркадий обраща­ет его тезис об «ощущениях» против него же самого. «Во мне простое чувство справедливости заговори­ло... — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем» {8, 327). И возникает необычная ситуация: впервые на протя­жении романа Базаров практически побит в споре. Возразить и в самом деле нечего. «Отчего мне нравит­ся химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди нико­гда не проникнут» (8, 325). Выходит, что «ощущения» у каждого свои, и утверждал это сам Базаров.

Все это придает базаровским «ощущениям» со­всем не антропологический смысл. «Ощущения» здесь — необходимость, заданная личности законом ее собственной индивидуальной природы. Не удиви­тельно, что Базаров не признает никакой законода­тельной силы, стоящей над ним и имеющей право определять его жизненную цель.

Общий закон «героического» уровня проявляется и по-иному. В жизненной позиции Лизы Калитиной или Елены Стаховой нет и намека на идеологическую инициативу. Но вместе с тем трудно видеть в их стремлениях и целях производное от какой-то системы идей, воздействующих на личность героини как объ­ективная внешняя сила. Елена Стахова, например, явно не нуждается ни в каких идеологических обо­снованиях своей цели: ее стремления рвутся прямо из глубины ее натуры. Ее равнодушие к философским

101

365), — говорит он Лежневу. Но в соотнесении с вдох­новляющей героя целью даже малые дела получают грандиозный всеобщий смысл. Они осознаются как акты служения истине и благу человечества, предста­вителями которого оказываются слепая бабка с ее семейством и вообще все, кто встречается герою на его жизненном пути.

Именно внутренний смысл цели, а не масштабы ее реализации являются решающим фактором, от кото­рого зависит ее широта. Этот закон распространяется и на тургеневских героинь. Елена Стахова покидает Россию, чтобы посвятить себя громадному всенарод­ному делу — борьбе за освобождение Болгарии. Лиза Калитина всего лишь сама уходит-в монастырь, но важен смысл этого поступка — самопожертвование во искупление грехов людских. Граница этих «чужих» грехов не обозначена ясно: может быть, речь идет , о грехах целого сословия или даже целой нации, до­пустившей, чтобы в основание общественных отноше­ний была положена несправедливость.

Существенно и другое. Даже лишившись универ­сальных обоснований, цель героя не утрачивает своей нормативности, ее нормативность лишь изменяет ха­рактер и диапазон. В финальной части романа герой -уже, как правило, далек от того, чтобы считать свою цель общеобязательной. Однако сохраняется ее соот­несенность с такими категориями, как «долг» (у Ли­зы), «дело» (у Елены), «служение» (у Рудина), «задача» (у Базарова). И сами эти категории, даже превратившись во «внутренние» нравственные инстан­ции, сохраняют надличный смысл. Он проявляется в их императивности, в их способности обязывать человека. Правда, обязывает его в таких случаях не какой-нибудь внешний авторитет, а уровень его собст­венных возможностей и притязаний. Но обязанность остается обязанностью, в ней всегда есть предпосыл- . ки возвышения над единичным и, стало быть, возмож­ность ее переноса на другого человека такого же уровня и масштаба.

Так, цель всецело личная по своему происхожде­нию оказывается всецело общественной по своему

характеру и смыслу. Можно говорить о непосредст­венно общественном, равновеликом целому обществу масштабе личности тургеневского героя. То, что мы о нем узнаем, равносильно открытию; отдельная лич­ность оказывается источником новых общественных тенденций, ценностей и норм. И очевидно, что ее способность к социально-нравственному новаторству неразрывно связана для Тургенева с ее социальной обособленностью. Во всех тургеневских романах 50-х — начала 60-х годов проступает устойчивая мысль их автора: только личность, отделившаяся от существующего общественного целого, и противо­поставившая себя ему, стремится внести в мир со­циальных отношений нечто новое.

В этом — своеобразие типичности тургеневских героев. По справедливому замечанию Л. Я. Гинзбург, Тургенев «хочет понять человека... не только как обусловленного, но и как прямое выражение обуслов­ливающего — самой исторической энергии».3 Тургенев­ский геро.й — эпохальный человек в самом высоком смыеле этого слова. Через него реализуются высшие возможности эпохи, через него входят в мир творче­ские импульсы прогресса. Даже свойства его харак­тера непосредственно историчны: они придают опре­деленную окраску важнейшим явлениям современной культуры. В письме к Случевскому по поводу «Отцов и детей» Тургенев писал об «истинных отрицателях», толкуя эту категорию очень широко: «Они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требо­ваниям народной жизни» (П., 4, 380). Стремления свободной личности определяются здесь как следст­вие объективных потребностей истории. В романах Тургенева картина сложнее: здесь только несокруши­мая прочность стремлений героев свидетельствует об их связи с объективной исторической необходимостью. И бросается в глаза необычность такой связи. Един­ственным воплощением объективных велений истории оказываются именно стремления героев — индивиду­альные стремления исключительных личностей, для

Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971, с. 312.

105






которых нет в окружающем их мире никакой прочной опоры. По мысли Тургенева, других воплощений нет и не предвидится.'

В этих удивительных сочетаниях социальной обо­собленности и новаторской активности, нравственной автономии и универсальной нормативности жизнен­ных целей усматривается глубинная тенденция со­временного общественного развития, незаметная на поверхности, но для Тургенева чрезвычайно важная. Тургенев улавливает подспудные сдвиги в отношени­ях человека и общества в России и, в частности, ста­новление в современных условиях новой формации личности, дерзающей взять на себя те функции, ко­торые прежде выполняло общество в целом.

Жизненная цель героев, о которых идет речь, состоит в стремлении к идеалу. Это высокий, всеобъ­емлющий идеал нравственности, общественной спра­ведливости и человеческого совершенства. Очевиден абсолютный характер этого идеала: он не допускает никаких компромиссов. Очевидна и его неумолимая категоричность: идеал выдвигается как норма, кото­рой действительность обязана соответствовать.

Оттого и неожиданна исходная ситуация в отноше­ниях героя с его окружением. Такая ситуация устой­чиво повторяется в начальных главах романов Тур­генева, меняя лишь форму, но не существо. А су­щество ее заключается в следующем. Идеальная цель героя объективно противостоит всем законам окру­жающей среды. Цель эта резко отделяется от инте­ресов, потребностей и целей всех остальных людей. Однако при всем том отношение героя к миру и к лю­дям — достаточно спокойное. Рудин может месяцами жить в доме Ласунской и благополучно уживаться с ней и ее домочадцами, невзирая на то, что он и окружающие говорят на разных языках, мыслят разными категориями и руководствуются побуждени­ями, попросту непонятными для другой стороны. По­добная же ситуация — в «Отцах и детях». Базаров

Ш

может поначалу ездить «смотреть помещиков», пре­небрежительно поругивать Павла Петровича Кирса­нова, . одновременно снисходительно похваливая его брата, и все это — в пределах спокойной, порой даже несколько благодушной отчужденности. Правда, кон­фликт все-таки возникает, но возникает он не по воле героя: ведь идейный спор с Павлом Петровичем Ба­зарову навязан. Базаров, конечно, не уклоняется от схватки, но явно не хочет ни продолжать, ни возобно­влять ее.

В отношении Елены Стаховой к окружающим людям тоже чувствуется спокойная отчужденность. К тем из них, чьи качества не отвечают ее идеалу, она немедленно теряет интерес. Все конфликты с ни­ми возникают не по ее инициативе и в сущности очень мало ее волнуют. Если бы это зависело только от нее, Елена жила бы среди чуждых ей людей, никак не сталкиваясь с ними (во всяком случае такая воз­можность отчетливо ощущается в романе). А разве не сходно с этим первоначальное состояние Лизы Ка-литиной, которой ее религиозно-нравственный макси­мализм не мешает слушаться матери и допускать для себя возможность выйти замуж за Паншина?

• Б -чем же дело? Дело в том, что тургеневские герои не рассчитывают на немедленное осуществле­ние своих идеалов в жизни других людей. Идеал для них — это прежде всего закон их собственной жизни. И поначалу им кажется, что их жизнь вполне соот­ветствует идеальной мерке. Они- чувствуют себя сво­бодными от всех пороков и слабостей окружающих, от их заблуждений, от власти обстоятельств. Они твердо уверены в том, что их позиция отвечает выс­шим критериям справедливости и в любой ситуации обеспечит им правильную линию поведения. Так же твердо уверены герои в безусловном владении истиной. Поначалу всего этого им достаточно.

Нельзя сказать, что они равнодушны к тому, как складывается жизнь того или другого человека из числа живущих рядом; иногда герои прямо вмешива­ются в судьбы и отношения окружающих. «Страсть его была во все вмешиваться, все определять и разъ-

107


яснять» (6, 298), — рассказывает Лежнев о молодом Рудине. Страсть эта по раз обнаруживается и в доме Ласунской, где Руднн «входил во все: толковал с Дарьей Михайловной о распоряжениях по имению, о воспитании детей, о хозяйстве... выслушивал ее предположения, не тяготился даже мелочами» (6, 289), Даже Базаров, всегда презрительно отстраняющийся от «мелочей», и тот оказывается способным хотя бы мимоходом подумать о «перевоспитании» Николая Петровича и посоветовать Аркадию дать отцу почи­тать Бгохнера «на первый случай». Наконец, даже кроткая Лиза может решительно начать щекотливый разговор о неудачном супружестве Лаврецкого и на­стойчиво продолжать' его с ясной целью наставить заблуждающегося, указать ему верный путь.

Но удивительна позиция, определяющая характер такого вмешательства. В ней парадоксальным обра­зом соединяются явное преувеличение возможностей окружающих и взгляд на них сверху вниз. Отправля­ясь со своим «донкихотовским» визитом к Волынцеву, Рудин предполагает в нем такую свободу и силу духа, такую способность возвыситься над уровнем своей среды, какими Волынцев никогда не обладал и обладать не мог. Но, с другой стороны, в том же визите столько пренебрежения к реальным понятиям Волынцева о чести и приличии {и в конечном счете к его реальной человеческой ценности), что бешенст­во последнего вполне естественно. Пренебрежение здесь тем более высокомерное, что оно совершенно непроизвольное и бессознательное. Рудину просто в голову не приходит, что Волынцев и после его обращения сможет оценить ситуацию иначе, чем он, и что к возможности этой оценки следует отнестись с уважением. Аналогичное противоречие проявляется и в советах Базарова о «перевоспитании» Николая Петровича. С одной стороны, здесь чувствуется такое же высокомерное пренебрежение ко всему, чем ре­ально обладает этот человек, к его мировоззрению, культуре, жизненному опыту. В то же время с чело­веком обращаются так, как будто он способен разом стряхнуть с себя все это и начать совершенно новую

108

жизнь. В сущности чего-то подобного требует и Лиза от Лаврецкого, когда говорит о его долге не только простить неверную жену, но и признать свою собст­венную вину перед богом. Лаврецкий, отвечающий всем требованиям религиозного идеала Лизы, это уже в сущности другой человек, не похожий на реального Лаврецкого. Между тем Лиза об этом не задумывает­ся: она исходит из того, что ее требование выполнимо для каждого.

Получается, что первоначальное представление героев о людях в сущности эгоцентрично: они подхо­дят к окружающим со своей меркой. Вместе с тем это представление предельно абстрактное, исключаю­щее возможность принципиальных различий между людьми. Базаров единственный говорит об этом пря­мо, но все тургеневские герои так или иначе исходят из подобной посылки. Чувства героев к людям тоже абстрактны. О Лизе сказано, что она «любила всех и никого в особенности». Это тем более относится к Елене Стаховой, которую занимают все бедствия мира, но не волнует несчастье ее матери. И уж тем более к Рудину или к Базарову, в чьих первоначаль­ных рассуждениях люди словно растворились в общих категориях «истины», «будущности народа», «полез­ного», «теперешнего времени» и т. п. Сама идеальная цель героев поначалу абстрактна: она рисуется им в полном отвлечении от живых, конкретных людей с их живыми конкретными реакциями, потребностями и свойствами. Даже собственное «я» воспринимается подобным образом: оно представляется таким, каким герой хотел бы быть в соответствии с нормативными критериями своего идеала.

Так сказывается отдаляющая дистанция между героем и жизнью. Герой и его отвлеченный идеал — по одну сторону, жизнь и все остальные люди — по другую. Отсюда первоначальное спокойствие турге­невских героев, их уверенность в своем безусловном праве судить жизнь и вмешиваться в ее естественный ход, отсюда сочетание ригоризма и снисходительно­сти в их первоначальном отношении к людям. Для двустороннего, обоюдоострого конфликта, способного

109










задеть героя' «за живое», пока что нет почвы: герой и «другие» живут в несоприкасающихся измерениях. Но в какой-то момент дистанция непременно исче­зает. Уничтожает ее любовь. Любовь впервые непо­средственно сталкивает и связывает героя с другим конкретным человеком и впервые заставляет ощутить живую неповторимость этого другого, причем ощутить ее как что-то нужное себе, как ценность. И тогда при­ходит конец самодовлеющей замкнутости героя. Он начинает с неожиданной для себя остротой ощущать реакции окружающих, их непохожесть, независимость их существований от его собственного. Он втягивается в самые разнообразные отношения с этими людьми — живые, противоречивые и сложные. Герой даже впу­тывается в обычные людские «дрязги» и порой запу­тывается в них. Иногда он даже -совершает поступки, предосудительные с точки зрения обычных критери­ев, порядочности. Начинается это с Рудина, кото­рый то и дело попадает в некрасивые положения, хотя всегда и всем желает добра. А чего стоит по­ведение Базарова в сиреневой беседке, где он пе-лует Фенечку? Ведь все это происходит в доме, где Базарова принимают с удивительной терпимостью и лояльностью, и вот как он благодарит деликатных хозяев за их гостеприимство! Даже чистые и святые тургеневские девушки невольно оказываются в поло­жениях, которые при желании можно счесть постыд­ными: Елена вступает в связь с мужчиной, который на ней. не женат; Лиза оказывается возлюбленной человека, женатого на другой женщине. Героям и героиням приходится пройти через унижения, при­ходится страдать, приходится в какие-то моменты почувствовать себя смешными. Словом, небожитель оказывается на земле, увязает в житейской каше и варится .в ней вместе с остальными людьми.

Собственно, в этом положении он впервые начи­нает жить настоящей живой жизнью. В новых ситуа­циях впервые раскрывается живая конкретность его личности, впервые реализуется вся полнота его челове­ческих возможностей и качеств. И намечается уже совсем ' иное соотношение идеала, реальной жизни

ПО

и собственного «я» героя. Герой уже не может, как прежде, отделить себя от житейской стихии. То, чему раньше противостоял его идеал, теперь оказы­вается неотъемлемой частью его собственного суще­ства, его собственной жизни. Сущность новой ситуа­ции заключается в том, что идеал героя испытыва­ется на нем же самом и беспощадность принятых им критериев обрушивается на его голову.

Обнаруживается, что герой сам не соответствует своему идеалу, такой момент в тургеневском романе наступает неизбежно. Идеал Рудина предполагает полную -сосредоточенность личности на исполнении своей высокой социально-нравственной миссии: «Со­знание быть орудием... высших сил должно заменить человеку все другие радости» (6, 270). Любовь допу­скается лишь в самом возвышенном варианте, рав­нозначном самоотверженному подвигу («женщина, которая любит, вправе требовать всего человека» — 6, 306). Но когда Рудин влюбился сам, его увлече­ние (как бы мы к нему ни относились) оказывается подвластным всем обычным законам человеческой слабости, и герой воспринимает случившееся как свое моральное поражение. Основу идеала Базаро­ва составляет образ «настоящего человека», постоян­но присутствующий в сознании героя как критерий оценки себя и других. Это образ человека абсолют­но свободного, свободного, между прочим, и от все­го, что связывает отдельную личность с другими людьми. Настоящий человек знает только свою цель, а до всего остального ему дела нет: в каком-то выс­шем смысле он ' подобен для Базарова муравью, предмету грустной базаровской зависти. Базаров был уверен, что свобода дает человеку возможность пол­новластно распоряжаться всеми своими помыслами, чувствами и стремлениями (вспомним первоначаль­ные базаровские рассуждения о любви или базаров-ский отзыв о любовной драме Павла Петровича).

Любовь опровергает эту уверенность просто и не­отразимо. Чувство, которым Базаров захвачен, идет из глубины его существа; в этом чувстве нет ничего, что 'можно было бы отнести за счет внешних влияний.

И1

И вот оказывается, что над этим чувством он сам не властен: сознает неразумность и несбыточность своих стремлений, но отказаться от них бессилен. При всем том очевидна мучительная зависимость от чувств, реакций и поступков другого человека. База­ров ощущает ее поминутно: любое движение Один­цовой, любое ее слово, взгляд, улыбка могут совер­шить переворот в его душе. Отсюда и вырастает злоба, изнутри наполняющая базаровскую страсть, ее рождает впервые испытанное ощущение бессилия, уязвимости и связанности.

В глубоком разладе с идеалом — переживания Лизы Калитиной, полюбившей Лаврецкого. До встречи с ним Лиза жила «вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было». Вме­сте с любовью приходит желание счастья, и чистота беспримесного альтруизма оказывается нарушенной. Даже религиозное чувство получает тончайший от­тенок «своекорыстия»: когда Лиза мечтает привести Лаврецкого к богу, это уже не только забота хри­стианки о спасении души, потерянной для веры, Ли­за хочет спасти Лаврецкого для себя, потому что это. необходимо для ее любви и счастья. И вот одно «на­рушение» влечет за собой другие. В первый же свой счастливый день Лиза вынуждена оскорбить Пан­щина, отвергнув его предложение, затем огорчить мать и, наконец, столкнуться с самым близким ей человеком — Марфой Тимофеевной. А позднее, с по­явлением Варвары Павловны, к Лизе приходят да­же дурные чувства — «какие-то горькие, злые, ее са­мое пугавшие порывы» (7, 257). Приходит явное от­вращение к Варваре Павловне и, может быть, даже невольное сожаление о том, что она жива. Лиза близка к озлоблению, а это как раз тот страшный грех, который еще недавно она сама не хотела прос­тить Лаврецкому:

Даже Елена Стахова, чья любовь как будто бы в полном согласии с ее идеальными требованиями, даже она, полюбив, ощущает некоторые диссонансы, составляющие оборотную сторону ее счастья. Вре­менами она чувствует себя предательницей. «Ей cra-

новилось совестно и стыдно своих чувств. «Ведь это •все-таки мой дом,—думала она, — моя семья, моя родина...» — «Нет, это больше не твоя родина, не твоя семья», — твердил ей другой голос» (8, 102). «А горе бедной, одинокой матери?» — спросила она себя и сама смутилась и не нашла возражений на свой вопрос» (8, 157). Счастье одного основано на несчастье другого, от этого никуда не уйдешь. Такая ситуация не может не угнетать поборницу беском­промиссной справедливости, тем более, что прямая виновница этой ситуации — сама Елена.

Новые переживания могут вызвать в героях и ге­роинях различные реакции, они могут их смущать, пугать, удручать, бесить. Но одно очевидно для каж­дого из них — безусловная естественность этих новых переживаний. Так выясняется, что идеалу героя про­тивостоят не только законы социальной среды и сла­бость или косность окружающих. Идеал оказывается несовместимым с необходимыми потребностями са­мой человеческой природы, с непреложными зако­нами живой жизни, которые действуют в каждом из людей. Критерии абсолютного совершенства, абсо­лютного добра, абсолютной справедливости и абсо-. лютной свободы (те самые, на которых основаны идеалы Рудина, Лизы, Елены,- Базарова) осуществи­мы лишь ценой разрыва с естественными основами человеческого существования. Такой урок преподает героям жизнь, и каждому из них приходится при­нять этот урок.

Но именно в ситуациях, выясняющих несовмести­мость их идеала с жизнью, герои открывают для се­бя и нечто иное: становится очевидным, до какой степени важен для них этот неосуществимый идеал, -как он им необходим и дорог. Кризисные ситуации разрушают абстрактное обоснование идеальной це­ли, и цель эта неожиданно предстает перед человеком его собственной потребностью, Тогда и выяс­няется, что источником этой цели являются не взгляды и не принципы, а такие стремления героя, которые уходят корнями в глубочайшие ос­новы его личности. Обнаруживается, что идеаль-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта