Главная страница

Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография


Скачать 1.82 Mb.
НазваниеН. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография
Дата23.05.2023
Размер1.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkapitalizm_2008.pdf
ТипМонография
#1152482
страница49 из 69
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   69
Глава 6. Человек в экономике: пределы онтологизации
реальных процессов). Классическим примером выработки модели че- ловека является историко-социологическое исследование М. Вебера о формировании духа капитализма, где полученная в социологии модель человека переносится в экономику.
— Согласно М. Веберу, генезис капитализма был обеспечен рутиниза- цией идей протестантской секты, искавшей пути спасения в условиях раз рушения правил средневековой жизни. Человек, рутинизировавший протестантскую идею, мог раньше жить, подобно протестанту, а теперь уверовал в правильность своего пути.
Модель такогочеловека — следова ние
трудовой аскезе, бережливости, скромности и нахождение в своих матери-
альных успехах признака угодности Богу. Однако, как отмечает Б. Се лиг- мен, «если бы социальные учения Реформации действительно строго применялись, то это затормозило бы развитие капитализма, к чему быть может, Лютер и стремился, ибо он рассматривал торговлю как возвраще- ние к язычеству»
1
. У Кальвина принимались и получали одоб рение все современные формы хозяйственной деятельности, успешность которой была признаком религиозной добродетели. Однако Селигмен согласен со специалистом по экономической этике Р.Х. Тони (
1880–1962), считав- шим, что не столько религия удерживала строгие нормы протестантских стран, сколько «жадность городов Северной Ита лии была главным факто- ром усиления строгих нравственных правил в Швейцарии и Герма нии»
2
— Другим случаем формирования модели человека в социологиче- ской теории была более адекватная истории капитализма в католичес ких странах — концепция Дюркгейма и влияние учения Фомы Аквинского на трансценденцию реально сложившихся экономических отношений.
Этот путь, по существу, показал, что рутинизация харизматических идей как способ проникновения этики в капиталистическую экономику и ка- питалистическое общество в ходе его генезиса — случай уникальный.
— Гораздо более распространенной является ситуация стихийного складывания капиталистической экономики и попытка поднять, транс- цендировать ее до некоторых религиозно-этических идей. Возможно, такой способ исторически сложился в капитализме католических стран.
Ведь капитализм на Западе возник не только в протестантских странах, но и в католических. Обычно капитализм в католических странах Запада объясняется не из концепции Вебера, а из открытий Эмиля Дюркгейма
— разделения труда, рационализации, органической солидарности. Оче-
1
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. С.
54.
2
Там же.

422
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
видно также влияние опыта протестантских стран на католические в плане приобретения обществом относительной самостоятельности от государства. Но этический источник скорее всего — Фома Аквинский.
Такие черты его учения, как богоподобие человека, естественный закон тождества божественного и человеческого, рассуждения о приемлемом и неприемлемом в финансовой деятельности, признание роли государ- ства в достижении общего блага, порядка и рациональности, тождества сущего и блага, морального добра как меры, снятия противоречий, по- рочных склонностей сыграли роль в становлении этики при формиро- вании капитализма в католических странах Запада. Главное здесь ра- циональность и мера как принципы этики.
Человек в экономике здесь
рационален, подчинен разделению труда. Исторически встраиваясь в культуру этих стран через католицизм, учение Фомы Аквинского под- готовило в католических странах почву для капитализма. И все же ка- питализму католик сопротивлялся как дисциплине, порядку, твердому заданию. Поэтому протестантские страны остаются более успешными, чем католические, в экономике.
Следовательно, онтологические воплощения человека из моделей экономических теорий могут быть разными, в том числе и противоре- чащими самим этим моделям, опирающимися на модели человека дру- гих социальных наук.
Однако в любом случае заявленная в них функциональность, частич- ность, ставит вопрос: как человеку в ходе персональной модернизации, особенно экономической, не потерять свою универсальную сущность.
Этому способствуют три процесса: межпарадигмальный синтез, при- водящий к модели более целостного человека; пересмотр перспектив капиталистических отношений и появление неокапиталистических тео- рий, в частности связанных с иным прочтением Смита, введением по- нятий внеэкономического капитала; осознание роли идеальных факто- ров в экономическом развитии и тем более в развитии человека.
А.В. Полетаев указывает на три модели синтеза, которые существу- ют в публикуемых им статьях
1
:
— Герберт Саймон (США). Применяет модель рационального при- нятия решений. Максимизация полезности заменена здесь достижени- ем приемлемого результата.
1
Полетаев А.В. Предисловие // Thesis. Мир человека.
1993, № 3. С. 7–8;
Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // Там же. С.
16–38; Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория//
Там же. С.
73–91; Вайзе П. Homo Economics и Homo Sociologicus: монстры социальных наук // Там же. С.
115–130.

423
Глава 6. Человек в экономике: пределы онтологизации
— Юн Эльстер (Норвегия). Предлагает модель взаимного обеспече- ния норм и интересов, рассматриваемых как в экономике, так и в обще- стве. Анализ таких действующих там, и там норм связан с таким набором понятий, как зависть и честь.
— Петер Вайзе (Германия). Считает социальные нормы и рынок координирующими механизмами. «Экономический человек» и «социо- логический человек» представляются ему монстрами социальных наук.
Действительно, «экономический человек», которого можно обнаружить лишь в одной экономической теории — неолиберализме полностью
«очищен» от социокультурных политических характеристик, от мораль- ных императивов и по существу является некой упрощенной экономи- ческой машиной, максимизирующий монизм которой обеспечивает в этой теории экономический успех. Социоэкономический человек как модель человека в социальных науках отличается подобным же упро- щением.

424
Глава 7. Новые концепты и реалии Третьей современности
Третья современность, преодолев предшествующие реконвенционали- зации, начала складываться в направлениях, резко отличающих ее от
Первой и Второй. Ни как Первая либеральная, несмотря на вторую гло- бализацию (победу либерализма в глобальном масштабе), но, как ока- залось, — отсутствие стремления к нему многих новых лидеров развития в Азии и в посткоммунистических странах. Ни как Вторая — организо- ванная современность. У нее появились новые особенности и, как след- ствие, новые концепты, которые мы и рассмотрим в этом разделе.
а) «Общество знания» и «экономика знания»
Переход Запада в постиндустриальную стадию существенно расширил применение терминов «информация» и «знание» для описания общества и экономики. Появились термины «общество знания», «сообщество зна- ния», «экономика знания». В совокупности в их описание включаются рост производства и значимости знания, инноваций, революция в ин- струментах получения знания, ускоренное изменение роли знаний в экономике, в том числе рост математических методов, расшифровка
«черного ящика» знания, включающая разделение знания и информа- ции, кодификацию знания. Формируются «сообщества знания», роль которых в обществе непрерывно растет, превращая их в «общества зна- ния», а экономику — в «экономику знания»
1
. Мы не беремся здесь об- суждать, в какой мере речь идет о качественных, в какой о количествен- ных сдвигах в роли знания в экономике и обществе. В данном контексте важно лишь отметить, что роль знания в экономике и в обществе по- стоянно имела место и находила разное концептуальное выражение.
критический анализ теорий, объясняющих «общество знания»
В современных теориях информационного общества просматривается большое разнообразие в подходах к его определению. Классификацию
1
David P.A., Foray D. Economic Fundamentals of the Knowledge Society.

425
точек зрения обобщил английский исследователь Ф. Уэбстер в работе
«Теории информационного общества»
1
. Им рассмотрено толкования Д.
Беллом, М. Кастельсом, Г. Шиллером, Ю. Хабермасом, Э. Гидденсом, Ж.
Бодрийяром, З. Бауманом, дающее спектр характеристик нового со- стояния Запада. Этот спектр включает следующие трактовки: постын- дустриальное общество (Д. Белл), постфордизм и информационная ин- фраструктура (Р. Райх), информационный капитализм и сетевое пред- принимательство (М. Кастельс), корпоративный и потребительский капитализм (Г. Шиллер), управление с помощью информации (Ю. Ха- бер мас), общество организации, наблюдения и контроля (Э. Гидденс), общество потребления, в том числе информационного (Ж. Бодрийяр), индивидуализированное общество (З. Бауман). Они не выступают как альтернативные, а раскрывают многообразие черт нового типа обще- ства. В его интегральной оценке научные и технологические инновации рассматриваются как распространяемая и используемая информация.
Исходя из наличия такого источника информации, как знание, возникает
тенденция считать термин «общество знания» тождественным терми-
ну «информационное общество» и раскрывающим главные источни ки
про изводства и распространения информации. Концепция «общест ва знания» содержит аргументацию, что процессы глобализации стали воз- можными в связи с возрастанием роли знания в обществе, что они поддер- живаются и опосредуются возникновением общества знания. Это значит, что они есть следствие определенных проектов и программ и не возни- кают только посредством стихийно разворачивающихся процессов.
Есть более радикальная точка зрения. Неудовлетворенный неопре- деленностью приставки «пост» в термине «постиндустриальное общест- во», хотя и отдающий дань попытке Д. Белла зафиксировать изменения в ряде развитых индустриальных стран мира, таких, как США, страны
Западной Европы, Япония, СССР и др., известный канадский социолог
Н. Штер настаивает на том, что
термин «постиндустриальное общество»
должен быть заменен термином «общество знание»
2
. Он ссылается на ранее им опубликованную совместно с лидером немецкой школы со- циологии знания, называемой Штарнбергской группой, Г. Беме работу
1984 года, где ими уже высказывались сходные идеи. При этом прежние употребления термина «общество знания» как общества, в котором зна- ние особо значимо (Р. Лейн,
1966), где знание имеет центральное зна-
1
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.,
2004.; Ster N. Know- ledge Society. P.
42–90.
2
Ster N. Op. cit. P.
42–90.

426
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
чение для общества и становится основанием экономики (П. Дракер,
1969), несколько отличаются от того, что понимает под обществом зна- ния Штер. Это общество, в котором преодолено различие дискурсов науки, технологии, культуры и социума. Сформулирована новая кон- цепция социологии знания, суть которой — принципиальное отсутствие разли чия социальных и естественных наук. Центральным положением концепции Штарнбергской группы явилось то, что фундаментальные науки о природе завершили свои открытия, и естествознание стало раз- виваться под влиянием внешних целей: борьбы с раком, экологической безопасности, предотвращения угрозы войны и др. Поэтому естествоз- нание трактовалось как столь же социально обусловленное и зависящее от субъекта, как и обществознание. В свою очередь социальные про- цессы рассматривались как следствие применения социальных наук.
Именно последнюю линию и развивает Штер.
В центре его внимания — роль научного знания в процессах модер- низации и переходе к постиндустриальному обществу, в процессах гло- бализации. Хотя с нашей точки зрения, преодолено это особым образом, с одновременным увеличением фрагментации общества, разделении его сфер, о чем пойдет речь ниже, согласимся пока с этим предположением.
Штер видит в обществе знания новую социальную реальность, которую
он описывает множеством черт, таких, как превращение социологии
знания просто в социологию, рост значения фундаментальной науки как
непосредственной производительной силы, возрастание роли знания в
качестве основания индивидуальных и коллективных действий, появление
политической экономии знания, производство знания, связь знания и ин-
формации, повышение статуса экспертов и экспертных групп и пр.
1
Можно сделать следующие выводы относительно понимания в ли- тературе информационного общества, или «общества знания»:
— возникновение информационного общества или общества знания происходит в самом конце ХХ века на Западе в ходе непрерывной эво- люции индустриальных обществ;
— подобным обществам глубоко присуща зависимость от научного знания и технологических инноваций;
— развитие новых технологий — компьютерных и информацион ных
— имеет огромное значение для понимания природы информационных обществ или обществ знания.
И Штер, и Уэбстер подчеркивают все увеличивающееся значение инноваций во всех сферах жизни такого общества. Уэбстер выделяет пять критериев «идентификации новизны» в обществе, обращая внима-
1
Ibid. P. X.

427
Глава 7. Новые концепты третьей современности
ние на дифференциацию сфер общества и пронизанность каждой из них знанием. Эти критерии: технологический; экономический; социологи- ческий (изменение сферы занятости); пространственный (сетевая ор- ганизация субъектов деятельности и коммуникации); культурологиче- ский
1
. Кратко охарактеризуем их:
Технологический критерий. Попытки определить информационное общество, или «общество знания» через получившие распространение в конце ХХ века новые технологии, посредством которых заметно видоиз- менилась продуктивная и коммуникативная жизнедеятельность обще- ства, кажутся наиболее очевидными. Речь идет о компьютерных, инфор- мационных и телекоммуникационных технологиях. Известный амери- канский футуролог Э. Тоффлер в конце
1980-х годов предположил, что волна технологических инноваций — на сей раз информационных, под- нимет страны, овладевшие ее энергией, на новую ступень социальной организации и качественно изменит жизнь их граждан
2
. Любимой мета- форой технократически мыслящих социальных теретиков стало понима- ние силы воздействия новых технологий как тихой, невидимой, мягкой, но меняющей весь социально-политический мир
3
. Уэбстер в этой связи отмечает, что в
90-х годах были предприняты серьезные попытки раз- работать теоретические основания «техноэкономической па радигмы» с использованием идей Й. Шумпетера и Н. Кондратьева
4
. Од на ко техно- логический детерминизм в качестве основополагающей при чи ны со- циальных изменений вызвал серьезные возражения преж де все го в свя- зи с жестким разделением всех сфер жизни общества — социальной, экономической, политической и культурной — при явном приоритете роли техники. Появилось много исследований, в которых обосновыва- лась прямо противоположная зависимость техники и от цен ностей соци- ума, и от его политических институтов. В конечном счете было призна- но, что технологический критерий, хоть и обладает наглядной очевид- ностью, в теоретическом плане предстает наиболее слабым, ибо остав- ляет совершенно не проясненным вопрос, почему техническую оснащен-
1
Уэбстер Ф. Указю соч. С.
14.
2
Toffler A. The Third Wave. Collins.
1980.
3
Мир не подозревает, что прогресс в телекоммуникациях, в развитии
Интернета и информационных технологий, несет ему новый порядок, бросает новые вызовы, от решения которых зависит их будущее. Рассуж- дения такого рода весьма многочисленны. См., например:
Friedman T.
The World Is Flat. N.Y.,
2006.
4
Уэбстер Ф. Указ соч. С.
16.

428
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
ность общества можно рассматривать в качестве критерия его социаль- ной, культурной и политической организации.
Экономический критерий. Экономистами были предприняты серьез- ные попытки разобраться с информационными процессами в экономи- ческой сфере общества. Дело в том, что до появления работ американ- ского экономиста Ф. Махлупа все методики учета национально потре- бляемых и производимых благ не принимали во внимание информаци- онную составляющую. Махлуп, а позднее М. Порат впервые определили и выделили информационные сектора и отрасли. Количественные мето- дики, разработанные Поратом, позволили ему утверждать, что Америка является информационным обществом, поскольку более половины всей продукции производится информационным сектором экономики
1
. Ко- ли чественные критерии Махлупа и Пората были подвергнуты критике за их произвольность и имплицитно оценочный характер. Однако в тео- ретическом плане это направление исследований оказало большое воз- действие не только на экономистов, которые продолжили поиски кри- териев для учета потребляемых в обществе благ и определения на их основе параметров государственной экономики, но и изменили пред- ставление о роли интеллектуального труда в обществе. Впервые интел- лектуальный труд — «думание» — стал предметом пристального теоре- тического анализа. Однако теоретического инструментария экономи- стов оказалось явно недостаточно для решения этой проблемы.
Социологический критерий характеризовал «общество знания» с то- чки зрения изменения сферы занятости, вытеснения простого и машин- ного труда информационными технологиями, специалистами в сфере менеджмента и управления, ростом занятых в интеллектуальном труде работников. Наиболее интересна в этом плане концепция Д. Белла
2
. Он рассмотрел постиндустриальное общество, основываясь на социологи-
1
В работе
Иноземцева В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.,
2003 приведен большой фактический ма териал и дан обстоятельный анализ «информационной фазы» в раз- витии экономики США.
2
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.,
2004. Развернутый анализ концепции Д. Белла дан
В.Л. Иноземцевым в Предисловие к вышеуказанной работе. Этой теме посвящена также другая работа этого автора. См.: Постиндус три альное хозяйство и «постиндустриальное общество»: к проблеме социальных тенденций ХХI века //
Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Эконо ми ческие тенденции и их неэкономические следствия. М.,
2007. С. 344–371.

429
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   69


написать администратору сайта