Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Abstract.

  • ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

  • ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA V.I. Sirf Comrat State University e-mail: vsirf.64@gmail.com Abstract.

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница56 из 62
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   62
    РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
    НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
    Е.Б. Степанова
    ФГБОУ ВО Казанский государственный институт культуры e-mail: elen.stepanoff@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматривается общее состояние внутреннего туризма в период пандемии; выявляется развивающий потенциал внутреннего туризма; изложена региональная стратегия развития туристской индустрии в РТ
    Ключевые слова: внутренний туризм, развивающий потенциал, гражданственность, патриотизм.
    DEVELOPING POTENTIAL OF DOMESTIC TOURISM
    IN TATARSTAN REPUBLIC
    E.B. Stepanova
    Kazan State Institute of Culture e-mail: elen.stepanoff@yandex.ru
    Abstract. Problems of the domestic tourism during a pandemic; the developing potential of domestic tourism; local strategy of developing tour industry in Tatarstan.
    Keywords: domestic tourism, citizenship, patriotism.
    На сегодняшний день, перед образовательными учреждениями стоит особо важная миссия: формирование личности, способной с помощью творческой и социально-культурной деятельности влиять на окружающий мир, раскрывать свой потенциал, свои возможности, самосовершенствоваться, а не просто приспосабливаться к сложным условиям бытия.
    Сегодня отечественная система образования активно врывается в международное образовательное пространство. Одним из важнейших факторов

    479 образования является укрепление международного сотрудничества, как в частном, так и в общественном кластере, развитие международного туризма и образовательных программ. Еще одним немаловажным фактором является патриотическое воспитание молодого поколения для формирования гражданственности и духовной нравственности.
    Развитие и продвижение внутреннего туризма в рамках патриотического воспитания непосредственно способствует развитию малого бизнеса вокруг учреждений культуры, достопримечательностей и памятников природы.
    Пандемия коронавируса и режим обязательной самоизоляции стали факторами, повлиявшими на туристскую отрасль во всем мире. Было закрыто авиасообщение между странами, у туристов пропадали оплаченные путевки.
    Инициативные туроператоры стали объявлять о банкротстве, что показало, что в России существует проблема неразвитой инфраструктуры для внутреннего туризма, что является одной из главных причин низкой популярности путешествий по стране у граждан РФ. Процветающий внутренний туризм делает значительный вклад в создание национального богатства (ВВП) и новых рабочих мест, снижение уровня безработицы [1, с.
    94].
    Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 года, внутренний туризм - это путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ [2].
    Согласно словарю туристских терминов [3, с. 25]:
    Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в др. туристских целях.
    Из вышеперечисленных определений можно сформулировать краткое и емкое определение внутреннего туризма — это путешествия граждан в пределах своей страны.
    Для патриотического воспитания и формирования гражданственности у современного молодого поколения особо выраженным педагогическим направлением является развитие внутреннего культурно-познавательного туризма.
    Ценностный мотив познавательной деятельности формируется в процессе ее осуществления. Являясь практически действенным, он создает направленность интересов и обеспечивает становление потребности в образовании на протяжении всей жизни [5, с. 168].
    По подсчетам НИУ ВШЭ на основе данных Росстата потенциальный объем внутреннего туристического рынка России после пандемии коронавируса составит от 1 трлн до 1,5 трлн рублей. В поездках по стране в будущем году заинтересованы около 41,6 млн человек. В кризисном 2020-м туристская отрасль заработала около 790,5 млрд рублей, доход гостиниц сократился более чем в 2,5 раза. Около 22 млн путешественников отправились в поездку по родной стране, они остались довольны природой и

    480 достопримечательностями, но разочаровались в сервисе, инфраструктуре и стоимости проезда и проживания. [9]
    Прошедший 2020 год стал настоящим испытанием не только для россиян, но и для экономики страны в целом. Одной из самых пострадавших из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, оказалась сфера услуг, в том числе туристская индустрия.
    Запрет на зарубежные поездки привел к тому, что люди обратили внимание на внутренний туризм, и как только ограничения внутри страны были ослаблены, многие отправились исследовать ближние и дальние регионы.
    Татарстан с его историческими памятниками и природными богатствами не стал исключением, и по некоторым показателям ему удалось превзойти даже
    2019 год.
    Это говорит о том, что люди истосковалась по туризму, по отдыху, и многие даже переориентировали свой отпуск, который должен был пройти за границей, на внутренние направления, в частности на Республику Татарстан.
    Туристская индустрия сегодня все силы направляет на развитие внутреннего туризма, особенно учитывая нынешнюю экономическую и геополитическую обстановку.
    Среди задач, необходимых решить отрасли, «реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещения»
    [6] является одной из приоритетных.
    Рекреационный потенциал Республики Татарстан, «сочетающий в себе две социокультурные традиции: Запад и Восток, идущие из глубины веков, удачное географическое положение, природные достопримечательности, архитектурно-исторические памятники, музеи народного быта» [7, с.83] позволяет модернизировать традиционные программы отрасли локального туризма и формировать новые направления и туристские продукты.
    Культурно-познавательный туризм остается одним из основополагающих видов современной индустрии отдыха и путешествий. А богатое культурное наследие Республики Татарстан не только способствует популяризации среди молодежи, но и развитию данного вида туризма, как фактора патриотического воспитания.
    Культовые и археологические сооружения, историко-культурные памятники, музеи, театры, объекты, связанные с жизнью и деятельностью известных ученых, популярных деятелей искусства, их уникальность и привлекательность могут удовлетворить потребности современной молодежи в приобщении к ценностям культуры родного края.
    По данным исследований Всемирной туристской организации, внутренний туризм будет восстанавливаться быстрее, чем международные поездки, и это даст возможность как развитым, так и развивающимся странам оправиться от социальных и экономических последствий пандемии COVID-19.
    [8]
    Одной из первых в Татарстане, после объявления пандемии и режима самоизоляции в России пострадала отрасль туризма. Буквально за две недели, в апреле 2020-го, туристский поток упал до нуля.

    481
    Согласно исследованиям Всемирной туристской организации, доля международных поездок в мире сократилось примерно на 70%. Туристский поток в Республику Татарстан снизился примерно на 47%, по сравнению с 2019 годом.
    Во время пандемии коронавируса были образованы новые особенности отрасли туризма: сокращение групповых заездов, увеличение числа индивидуальных туристов, повышение интереса к внутреннему туризму и загородному отдыху.
    В настоящее время в Республике Татарстан проводится большая работа, направленная на гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения.
    Основной целью данной работы является использование комплекса мер, таких как средства массовой информации, социально-психологического влияния на подростков и молодежь посредством литературы, искусства, фольклора, архитектуры и т.д.
    С полным правом к одному из немаловажных методов воздействия на формирования личности молодого поколения можно отнести и туризм.
    Путешествия оказывают влияние на внутренний мир личности, на эмоциональное восприятие окружающей действительности. А путешествия по родному краю способствуют формированию уважения к культуре своей
    Родины, к познанию и усвоению знаний о прошлых и настоящих подвигах своего народа. Туристские путешествия создают эффект погружения в историю, что влияет на эмоциональную оценку, проявление сопереживания у молодого поколения и получение чувства сопричастности к поступкам и делам своих соотечественников.
    Татарстан планирует развивать туризм также в рамках национального проекта по развитию внутреннего туризма, благодаря которому к 2030 году количество гостей республики, размещающихся в гостиницах должно удвоиться или увеличиваться на 11% каждый год.
    В 2021 году необходимо максимально быстро восстановить туристский поток, чтобы предприятия туристской отрасли смогли продолжать свою работу и не закрылись.
    Прошедшие в Татарстане крупные мировые события показали, что республика способна принимать большой поток туристов из-за рубежа и готова давать им качественный сервис. На протяжении нескольких лет формировался позитивный образ региона за рубежом. Но пандемия напомнила, что туристы бывают не только из иностранных государств. В Татарстане намерены работать с туристами и в новых условиях. [9]
    В заключении хочется отметить, что молодежь сегодня настроена не только на получение знаний, но и на реализацию своих увлечений и интересов, увлекательного проведения досуга, в котором путешествия и туризм представляют большую часть.
    Внутренний туризм для молодежи способствует, расширению социальных связей, формированию новых впечатлений, активизации процесса познания, а, значит, и ускорению процесса социализации, воспитывая в человеке гражданственность и патриотизм и иные личностные качества.

    482
    Список литературы
    1. Лазарева Н. В. Туристский рынок России: состояние и перспективы развития / Н. В.
    Лазарева, Д. Р. Шепелев // Научные исследования и образование. – 2016. – № 1. – С. 93–96.
    2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от
    24.11.1996 № 132-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 04.10.1996: ред.05.02.2007] // СЗ РФ. - 2007.-№ 49.-
    Ст.5491 3. Черебряков, С. И. Курорты сквозь призму социологии [Текст] / С.И. Черябреков // Туризм, практика, проблемы, перспективы, - 2007. -№1.- С.23-26 4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма М: Советский спорт, 2008. 252 с.
    5. Чиганова Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 166–172.
    6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok/html
    7. Козлова О.В., Нагматуллина Л.К. Перспективы развития этнического туризма в
    Республике Татарстан//Этнические и культурно-бытовые процессы в Урало-Поволжье и
    Западной Сибири в XX-XXI веках: ретроспектива и современность/ Сб. статей. - Уфа:
    Нефтегазовое дело, 2011. – С. 82,84.
    8. «Как поддерживают внутренний туризм в разных странах»
    -
    URL: https://profi.travel/news/47996/details
    9. «Пандемийный туризм: чем Татарстан будет завлекать гостей в 2021 году» - URL: https://sntat.ru/news/society/27-01-2021/pandemiynyy-turizm-chem-tatarstan-budet-zavlekat- gostey-v-2021-godu-5801774 10.Религия. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://tatarstan.ru
    ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ
    ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
    В.И. Сырф
    Комратский государственный университет e-mail: vsirf.64@gmail.com
    Аннотация. В статье исследуются основные проблемы концепции межкультурного просвещения в границах разноэтничной и мультиязычной общности Республики Молдова, а также проблемы, возникающие в процессе ее реализации на примере преподавания учебного предмета для доуниверситетских образовательных заведений «История, культура и традиции народа» и университетского курса «Межкультурное воспитание в условиях полиэтнической среды». Подводятся предварительные итоги двадцатилетней практики внедрения в жизнь данного образовательного цикла и определяются возможные его перспективы.
    Ключевые слова: межкультурное воспитание, полиэтническая среда, многоязычная общность, Республика Молдова.

    483
    PROBLEMS OF INTERCULTURAL EDUCATION IN THE MULTI-ETHNIC
    ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA
    V.I. Sirf
    Comrat State University e-mail: vsirf.64@gmail.com
    Abstract. The article examines the main problems of the concept of intercultural education in the multi-ethnic and multilingual community of the Republic of Moldova, as well as the problems arising in the process of its implementation, on the example of teaching a subject for pre- university educational institutions ―History, culture and traditions of the … people‖ and the university course ―Intercultural education in a polyethnic environment‖. The preliminary results of twenty years of practice of introducing this educational cycle into life are summed up and its possible prospects are determined.
    Keywords: intercultural education, polyethnic environment, multilingual community, the
    Republic of Moldova.
    Заметно прогрессирующее развитие международных отношений и межэтнических контактов, особенно в последние десятилетия, все настойчивее говорит о необходимости действенной реализации такой одной их основных задач современного образования, как воспитание межкультурной компетенции.
    И это не является случайным требованием дня, ведь именно системе народного образования и просвещения и выпало предназначение решать сложнейшую проблему избавления современного общества от сложившихся стереотипов и изменения их на другие, более соответствующие реалиям нового миропорядка. Как показывает международная практика и общечеловеческий опыт, наиболее конструктивной тактикой и стратегией взаимодействия между различными по происхождению и менталитету людьми является интеграция, предполагающая при этом сохранение собственной этнокультурной идентичности наряду с овладением культурой титульного или мажоритарного этноса в определенных случаях. При этом делается акцент на том, что естественная аккультурация как раз и предусматривает взаимное приспособление представителей разных этнических групп в рамках одного общества.
    С другой стороны, в наше столь бурно развивающееся и переменчивое время чрезвычайно актуальным и важным видится всеобщее понимание необходимости сохранения этнической и культурной идентичности, без чего просто невозможно нормальное психологическое самочувствие того или иного человека. Как известно, лишь у того, у кого в сознании заложена четко определенная идентичность, вырабатывается проявлять уважение к иному миру, не согласующемуся с его представлениями о мире, адекватно понимать и спокойно принимать многообразие культур, их различные формы и виды. Без всего этого невозможно достижение мира и взаимопонимания, осуществляемое через плодотворный диалог. Вот почему проявление толерантности в проявлении различных человеческих отношений и выступает на передний план

    484 в деле народного образования современности, а исполнение ее требует существенных преобразований в данной области деятельности.
    Рассмотрим далее на примере Республики Молдова, каким образом ведется работа по межкультурному воспитанию и формированию навыков толерантности, с какими проблемами сталкивается ее система образования и что предпринимается в этом направлении. Специальная литература по данному вопросу имеется, и она достаточно обширна [2; см. также остальные издания, указанные в прилагаемом списке литературы].
    Однако прежде, чем обратиться к этому вопросу, дадим небольшой этнографический экскурс в историю заселения Пруто-Днестровского междуречья Левобережного Поднестровья, части которого занимает современная Республика Молдова.
    Если рассматривать с исторической точки зрения все четыре части страны, поделенные нами условно на Север, Центр, Юг и Восток, то можно обнаружить неравномерность их заселения в этническом плане. С появлением
    Молдавского княжества в 1359 г. молдавская народность усиливается и постепенно ассимилирует все жившие там ранее иные этнические группы.
    Однако позднее, начиная с XV в., после овладения Османской империей всего
    Балканского полуострова на территории княжества опять появляется инонациональное население, усиливающееся на протяжении последующих столетий, и особенно – в конце XVIII в. и в начале XIX в.
    На протяжении трех веков (XV–XVIII вв.) в Пруто-Днестровском междуречье было основано 5 гарнизонов турецких войск, размещенных в крепостях: Килия, Белгород-Днестровский, Бендеры, Измаил, Хотин, к которым переходили во владение прилегающие к ним земли, в т. ч. и те, что принадлежали Молдавскому княжеству. Во второй половине XVI в. на юге междуречья (в Буджаке), османами были поселены подчиненные им ногайцы, продвинувшиеся в последующем в глубь территории, что в итоге привело к захвату ими и турецкими крепостями большой земельной площади.
    Ареал земель к востоку от Днестра (Левобережное Поднестровье и
    Днестровско-Бугское междуречье) заселялся наиболее интенсивно в этническом отношении относительно вышеперечисленных территорий в более поздний период.
    Как видим, и общие черты, и особенности народонаселения рассматриваемого региона формировались на протяжении ряда столетий под влиянием конкретных условий, среди которых наибольшую роль играли такие факторы, как государственные и административные границы, а также этнический состав населения. Границы обусловили консолидацию населения внутри одной области и выработку в ее рамках устойчивых локальных особенностей языка, быта и т. д. Расселение среди молдаван иноэтничных групп и этнокультурные контакты способствовало заимствованию ими новых элементов культуры, которые во взаимодействии со старыми придавали их культуре своеобразные местные черты. В то же время отмечаем, что культура и бытовые традиции украинского, русского, армянского, еврейского, цыганского

    485 и греческого населения, жившего несколько столетий кряду в Бессарабии и на левом берегу Днестра, развивались под влиянием культуры и быта молдаван.
    В селах со смешанной традиционной культурой ее эволюция проходила в двух направлениях – сближение локальных культур между собой и в то же время приспособление к местным природно-хозяйственным условиям, к культуре окружающего молдавского и украинского населения. Например, одежда, жилище, календарный цикл обрядности и верований у бессарабских болгар к концу XIX в. уже не имел точных аналогий с таковыми у балканских болгар. Были утрачены многие обряды, связанные с пастушеским хозяйством, зато получили развитие обычаи и верования, отражающие занятия земледелием, появились инонациональные черты, заимствованные у молдаван и украинцев.
    По окончании Крымской войны часть Южной Бессарабии отошла от
    Российской империи к Молдавскому княжеству, находившемуся на тот момент
    (1856 г.) под властью Османской империи, и вскоре, в 1859 г., вошедшей в состав нового независимого государства – Румынии. Однако после новой русско-турецкой войны 1877–1878 гг. эта часть Бессарабии была возвращена
    России. С этих времен и ведется не стихающее до наших дней размежевание на прорумынскую и промолдавскую ориентацию в выборе политического пути развития изучаемого нами края.
    Согласно Всеобщей переписи 1897 г., этнический состав населения
    Бессарабии представлял собой пеструю картину: молдаване, украинцы, русские, евреи, болгары, немцы, гагаузы (интересно, что они не были выделены под данным этнонимом, а попали в раздел под графу «турецкий язык»), поляки.
    Кроме этих относительно многочисленных этнических групп были учтены также цыгане, армяне, греки, румыны, швейцарцы (читай: французы), чехи, албанцы, сербы и др. [8, с. 70-73].
    В связи с вышесказанным отметим, что самыми многочисленными этносами Республики Молдова на сегодня являются молдаване, украинцы, русские, гагаузы, румыны, болгары, ромы, а преобладающей частью населения по конфессиональному признаку являются православные.
    Таким образом, исторически сложившийся полиэтнический состав населения Бессарабии и Левобережного Поднестровья не располагал к национальной обособленности края, и такая ситуация продолжала сохраняться и в последующее столетие, и существует поныне, пусть и в несколько иной конфигурации. Все это обосновывает значимость и необходимость введения во всей системе народного образования республики Молдова учебных курсов по изучения этнической составляющей страны и межкультурным связям среди этносов и этнических меньшинств.
    Учебный предмет «История, культура и традиции … народа», введенный
    Министерством просвещения и молодежи (в настоящем – Министерство образования, культуры и исследований) Республики Молдова в учебный план доуниверситетских учебных заведений страны в 2002-2003 учебном году, представляет собой систему знаний обо всех элементах традиционно-бытовой культуры, а также историческое прошлое и современность изучаемого народа.
    Он адресован таким основным этносам, как: русские, украинцы, болгары,

    486 гагаузы, ромы, причем список может быть продолжен, это следует из того, что в методических рекомендациях, данных со стороны министерства по преподаванию этого предмета, содержится синтагма «и другие народы» [1; 3; 6;
    7; 9; 10].
    Название данного предмета, на наш взгляд, следует подкорректировать, ибо синтагма «традиции народа» входит в понятие «традиционная культура».
    Примерно об этом же пишет в своей статье молдавский этнолог, украиновед В.
    Г. Кожухарь: «Само название предмета мы считаем несколько неудачным. Нам представляется здесь явно лишним термин ―традиции‖, поскольку это – достаточно широкое понятие, которое включает в себя традиции в сфере политики, экономики, науки и пр., которые не являются предметом изучения в доуниверситетских учебных заведениях. Если же говорить о культурных традициях, которые, собственно, и включены в содержание предмета, то они вполне вписываются в термин ―культура‖» [4, с. 87].
    Обращает на себя внимание отсутствие в учебных планах заведений с русским, украинским и болгарским языком обучения предмета, направленного на историю и культуру собственно молдавского народа (вместо этого изучают историю румын). Данное обстоятельство препятствует, по нашему мнению, тому, чтобы граждане страны, принадлежащие к этническим меньшинствам, уже в школьные годы приобретали знания об истории и традиционной культуре государствообразующего народа – молдаван.
    Сделаем здесь еще одно важное замечание, которое касается гагаузов: учитывая, что на территории Республики Молдова с конца 1994 г. образована
    Гагаузская автономия, где гагаузы в численном отношении превалируют над остальными народами и так же, как и молдаване, являются государствообразующим народом, поэтому и их следует относить к этносу, а не к этническому меньшинству [11; 12; 13].
    Далее отметим, что в Республике Молдова в учебные планы начального образования в последние годы была добавлена в качестве факультатива дисциплина «Культура добрососедства», по которой были разработаны соответствующие учебные пособия [5]. Цель, преследуемая этим факультативом, как это явствует из его концепции, – воспитать у учащегося уважение к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной, а также подготовить его к сознательной взрослой жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми людьми, живущими как в Республике
    Молдова, так и за ее пределами.
    Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: а) Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности к родным и близким, к друзьям и сверстникам. б) Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, к родной земле, государственной символике, традициям страны. в) Обучение этике межнационального общения и «культуре мира». г) Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

    487
    Основная цель преподавания вузовской учебно-образовательной дисциплины «Межкультурное воспитание в условиях полиэтнической среды» – ознакомление магистрантов с особенностями культурной специфики различных по происхождению этносов, исторически совместно проживающих на одной территории (на примерах Республики Молдова в целом и Гагаузии, а также
    Левобережного Поднестровья в частности). Задачи предлагаемой дисциплины:
    1) сформировать у обучающихся базовые знания в сфере этнологии и культурологии;
    2) способствовать пониманию и значимости своей этнической идентичности относительно такой же у других этносов, принятие своеобразия, отличающего тот или иной этнос;
    3) способствовать развитию гражданской идентичности как гражданина
    Республики Молдова на основе общих с представителями соседних этносов ценностей.
    В результате усвоения курса магистрант должен научиться оперировать основными понятиями этнологии и культурологии, а также применять полученные знания для осмысления процессов в области культуры и для использования их в своей педагогической практике.
    Концепция данной дисциплины построена на основе толерантности и взаимоуважения между представителями различных этносов посредством педагогической подготовки магистрантов университета. Настоящий учебный курс является научно-теоретическим, он изучает этнические явления как непрерывный исторический процесс на протяжении ряда веков, основное внимание при этом уделяется основным этносам Республики Молдова: молдаванам, русским, украинцам, гагаузам, болгарам, евреям, ромам.
    Дисциплина включает в себя курс лекций и серию практических занятий по темам, связанным с историей, географией расселения, культурной антропологией, этнологией, фольклористикой, литературоведением, языкознанием.
    В завершение рассмотрения вузовской системы образования, включающей в свой учебный процесс этнокультурное направление, следует сказать о Кишиневском государственном педагогическом университете им. И.
    Крянгэ, в котором на Факультете филологии и истории в рамках деятельности
    Кафедры истории и географии ведется подготовка не только студентов по специальностям «Этнология» и «История и этнография», но и магистрантов по учебно-образовательной программе «Историческое наследие и культурный туризм» [14]. Весь этот комплекс специализаций направлен и на изучение и овладение всего тезауруса этнокультурного наследия, а также современного состояния дела в рамках Республики Молдова.
    Таким образом, изменения, произошедшие в Республике Молдова за последние годы, значительно раздвинули горизонты проводимого в ней народного образования, в значительной степени повлияли на его цель, задачи и содержание, обусловив тем самым повышенное внимание к улучшению современного просвещения в качестве гаранта идентификации и самореализации личности в процессе приобщения к человеческой культуре.
    Проделанная на сегодня работа специалистов в данном направлении

    488 показывает не только успешную реализацию задуманного плана действий, но и выявляет новые задачи по его совершенствованию, исправления некоторых ошибок, неточностей и недоработок.
    Утверждаемый культурологический подход к системе народного образованию предполагает формирование личностной культуры обучаемого как способа взаимодействия с настоящим и возможным будущим многообразием мира. Цель изучения как родной для одного народа традиционной культуры, так и культуры иных этносов, находящихся между собой в постоянном контакте, – сформировать систему как можно больше четких и конкретных проявлений межкультурных взаимодействий и позитивные итоги этих контактов, чтобы учащийся уважал, любил и с оптимизмом смотрел на край, в котором родился и вырос: если сформируется у него в сознании весь смысл сложившегося на протяжении веков межкультурного пространства, то тогда и мир предстанет перед ним ясным и гармоничным.
    Список литературы
    1. Дрозд Г., Рассказова Т. История, культура и традиции русского народа : Учебники для 1-4 классов. – Chişinău : Lyceum, 2011-2014. – 80 c. (4 отд. издания)
    2. Иванова Н. Проблемы и перспективы поликультурного воспитания в Республике Молдова
    // Psihologie. – 2011. – Nr. 2. – P. 28-35.
    3. История, культура и традиции русского народа : Куррикулум для 5-9 классов школ с русским языком обучения / Авторский кол-в : С. А. Докина [и др.]. – Chişinău : Lyceum, 2011.
    – 27 c.
    4. Кожухарь В. Г. Этнология в процессе обучения и воспитания детей-украинцев в системе доуниверситетского образования Республики Молдова // Журнал этнологии и культурологи.
    – 2010. – Т. V. – C. 85-89.
    5. Культура добрососедства : Куррикулум для 1-4 классов (Факультативный курс) / Авторы :
    А. Никитченко, М. Араджиони. – Chişinău : Lyceum, 2017. – 62 p.
    6. Куррикулумы «История, культура и традиции русского, украинского, гагаузского и болгарского народов» : Для 1-4 классов : Школьный куррикулум. – Chişinău : Lyceum, 2010.
    7. Методические гиды «История, культура и традиции русского, украинского, гагаузского и болгарского народов» : Для 1-4 классов. – Chişinău : Lyceum, 2011.
    8. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. III. Бессарабская губерния. Санкт-Петербург, 1905.
    9. Попов В. Н. [и др.]. История, культура и традиции русского народа : Дидактический мат-л для 7 класса. – Chişinău : Lyceum, 2013. – 240 c.
    10.Узнаем друг друга лучше. Межкультурное воспитание посредством литератур этносов, совместно проживающих в Республике Молдова (румын, украинцев, русских, гагаузов, болгар) : Факультативный курс для лицеев и университетов / Сост. : М. Волковская [и др.]. –
    Chişinău : Cartier, 2005. – 304 p.
    11.Kopuşçu M., Paşalı P. Gagauz halkının kulturası hem adetleri : üürenmäk kiyadı 3 klasa deyni. –
    Komrat : [S. n.], 2016. – 92 s.
    12.Paşalı P., Kopuşçu M. Gagauz halkının istoriyası, kulturası hem adetleri : üürenmäk kiyadı 4 klasa deyni. – Komrat : [S. n.], 2017. – 134 s. : resim.
    13.Vasilioglu K., Stoletneya A. Gagauz halkın istoriyası, kulturası hem adetleri. 1–4 klaslara deyni kurikulum. – Kişinöv : Lyceum, 2003. – 35 p.
    14.https://istoriegeografie.upsc.md/patrimoniu-istoric-si-turism-cultural/
    (дата обращения
    7.02.2021).

    489
    1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   62


    написать администратору сайта