Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE BY MEANS OF ARTISTIC CREATION

  • Инновация Субъективное мнение Твор. инициатива Групповая инициатива Восстребованность Личная инициатива

  • Принцип Описание

  • МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» И «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • «POLYCULTURAL ENVIRONMENT» AND «POLYCULTURAL EDUCATION»

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница58 из 62
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62
    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
    Л.А. Тюнина, С.О. Зенина, Е.А. Марчук
    МБОУ «Средняя школа № 31 Белгород»
    e- mail: miss.tyunina2009@yandex.ru
    Аннотация. В статье рассматривается проблема одной из наиболее существенных аспектов современной системы образования, использование художественного творчества в процессе педагогической работы с детьми. Ведь художественное творчество предоставляет неисчерпаемые возможности не только для развития личностных качеств, но и способствует формированию творческих способностей. Данный аспект становится, как никогда, актуален в современном обществе, где усилия практически каждого педагога направлены на воспитание полноценной творческой личности, способной к креативному подходу в решении насущных вопросов.
    Ключевые слова: творчество, формирование способности, художественное творчество, воспитание, обучение, воображение, творческий потенциал, творческие способности, творческая личность.

    499
    FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES
    IN CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE BY MEANS
    OF ARTISTIC CREATION
    L.A. Tyunina, S.O. Zenina, E.A. Marchuck
    School № 31, Belgorod e- mail: miss.tyunina2009@yandex.ru
    Abstract. The article examines the problem of one of the most significant aspects of the modern education system, the use of artistic creation in the process of pedagogical work with children. After all, artistic creativity provides inexhaustible opportunities not only for the development of personal qualities, but also contributes to the formation of creative abilities. This aspect is becoming more relevant than ever in modern society, where the efforts of almost every teacher are aimed at education a full-fledged creative person, capable of a creative approach in solving pressing issues.
    Keywords: creativity, formation of abilities, artistic creation, education, training, imagination, creative potential, creativity, creative personality.
    Современная система образования предъявляет особые требования к обучающимся в области развития творческого потенциала. Поскольку потребности современного общества диктуют новые условия функционирования личности, для большинства руководителей уже недостаточно механическое выполнение поставленных задач, что в свою очередь требует внедрения в процесс обучения новых нестандартных методов как основы для дальнейшего совершенствования.
    Определение особенностей функционирования понятия творческие способности не возможно без понимания общей природы творческой деятельности. При этом само понятие «творчество» трактуется с различных точек зрения. Теоретический анализ позволил нам выявить различные подходы к определению понятия «способности»:
    - функционально-генетический подход выявляется в исследованиях Л.
    Выготского [1], также рассматривается в трудах В. Дружинина [2]. В рамках данного подхода, «способности» представляют собой определенные свойства систем, реализующих отдельные виды психических проявлений.
    - личностно-деятельностный подход реализуется в трудах таких исследователей как С. Рубенштейн [6], Н. Лейтес [3]. В исследованиях С.
    Рубенштейна [6] способности определяется как сложное психолого- синтетическое образование, которое подразумевает ключевые особенности личности, без которых конкретный индивид не был бы способен к реализации отдельного вида деятельности, причем он отмечает, что данные особенности вырабатываются в процессе определенной деятельности.
    В рамках исследования отечественной школы психологии основными особенностями понятий «творчество» и «творческие способности», является наследственный фактории и психологическая среда, а также процесс разработки отдельных элементов психодиагностики интеллектуального и творческого развития.

    500
    Так, на основе теоретического анализа понятия «способности», можно определить данную способность в качестве индивидуально-психологического свойства конкретной личности, необходимого для реализации конкретного вида деятельности и являющимся одним из ведущих показателей возможности успеха индивида в данном виде деятельности, либо нескольких.
    Современное понимание способностей не сводит их лишь к категориям развития знаний, умений, навыков в конкретном виде деятельности, но при этом означает также взаимосвязь данных понятий между собой.
    Природа творчества изначально наполнены процессом созидания, где конечная цель – создание инновационного продукта или эстетических и культурно-ценностных частей культуры. Важно учитывать, что важным условием создания инновации является комплекс явлений (Схема 1).
    Схема 1. Синтез явлений по созданию инновации [7]
    В рамках данного исследования особую значимость имеет также понятие творческих способностей, которые в свою очередь формируются на основе уже сформированных общих способностей. Развитые творческие способности позволяют создавать креативные идеи, а также позволяют личности находить нестандартные пути решения стандартных задач. В области художественного творчества способности находят выражение не только в области познания. А также и в физическом воплощении.
    Большинство действующих методов обучения, направленных творческое развитие, сводятся к необходимости усвоения определенной системы знаний и умений. Но при этом назрела необходимость формирования особых педагогических условий, посредством которых у обучающихся будет сформировано умение самостоятельного поиска решений возникающих проблем. Одной из наиболее действенных форм в области развития творческих способностей является художественное творчество.
    Художественное творчество представляет собой одним из ведущих компонентов современной образовательной системы в области работы с детьми школьного возраста. Само творчество содержит в своей основе набор качеств, необходимых для личностного развития обучающихся, но также и формирования специфических качеств, отвечающих за формирование способности принятия нестандартных решений в привычных ситуациях. Это представляется достаточно важным, поскольку большинство усилий современной педагогической системы направлены именно на реализацию воспитательного процесса творческой личности.
    Инновация
    Субъективное
    мнение
    Твор. инициатива
    Групповая
    инициатива
    Восстребованность
    Личная
    инициатива

    501
    Значительный простор для развития творческих способностей наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, но при этом основной проблемой остается недостаточное внимание возрастным и психолого-физическим особенностям развития обучающихся. Большая часть исследований, особенностей творческого развития младших школьников сводится к усвоению отдельного взятого комплекса знаний, не имеющих общей основы. По этой причине творческий процесс теряет естественную целостность и приобретает черты формализма. Поэтому творческое развитие в данном возрасте должно затрагивать такие мыслительные процессы как: память, внимание, творческое мышление, что в свою очередь требует создания особых педагогических условий.
    Большинство исследователей солидарны во мнении, что показателем наличия творческих способностей является уровень проявления художественных способностей. Так, в исследованиях А. Мелик-Пашаева детское творчество рассматривается с позиции реализации потребности ребенка в процессе отражения внутренних переживаний. Также он условно выделил три уровня художественной одаренности, которая проявляется в детском возрасте:
    1. воображение;
    2. эстетическая позиция;
    3. наличие системы знаний в определенной области [4, с. 38]..
    Процесс формирования творческих способностей происходит поэтапно:
    1. формирование способностей, связанных с творческой деятельностью, показателями способностей в данном случае могут быть оригинальность мышления, развитая эмоциональность;
    2. развитие системного мышления, проявляющегося в способности видения предмета или явления как целостной системы.
    Педагогические задачи по развитию системности мышления в младшем школьном возрасте, по мнению Е. Туник складываются из:
    1. Предположения о том, что любой предмет или явление рассматриваются с позиции развивающейся системы;
    2. Понимания многофункциональности и многополярности предметных систем и окружающих явлений.
    Кроме того, важно выделить такое явление как творческое воображение в качестве средства формирования творческого мышления средствами художественного творчества [7].
    В исследованиях Л.Е. Пуляевой [5] воображение рассматривается с позиции формирования способности конструирования уникального посредством интерпретации ранее полученных жизненных впечатлений.
    Так, заявленная теоретическая база исследования, а также достаточно изученная проблематика исследования развития творческих способностей младших школьников средствами хореографии, дает возможность выделить совместно с принципом содержательного анализа, ряд принципов в соответствие с параметром целостности педагогической системы. В связи с заявленным выше, мы можем выделить принципы, которые наиболее важны в

    502 процессе развития творческих способностей средствами художественного творчества (Таблица 1):
    Таблица 1. Принципы формирования творческих способностей [4], [5], [7]
    Принцип
    Описание
    Образность
    Педполагает важность построения занятия в системе обобщения образов
    Напряжение
    Сохраняет актуальность и проблемность изучаемого явления
    Проблемность
    Обозначает актуальность изучаемого явления
    Адекватность
    Реализуется на основании принципа целостности, давая возможность для более конкретного обозначения направлений методологии. Принцип адекватности говорит о том, без изучения предмета исследования в его полном объеме, в контексте сложной организованности всех составляющих.
    Только подобный подход позволяет в полной мере оценить заданное направление деятельности. Важно отметить, что искусство хореографии в контексте своей природы достаточно диалектично. Что позволяет стать одним из методов познания искусства. И поскольку искусство есть вершина человеческой деятельности, следовательно, само занятие хореографией должно стать формой приближения личности к идеалу.
    Целостность
    Реализуется в процессе реализации длительности занятия хореографией, от отдельных частей к созданию единого целостного процесса. Т.е. процесс творческого развития реализуется посредством погружения в интонационное хореографическое пространство, посредством анализа и освоения обучающимся содержательного аспекта занятия.
    При этом особое значение приобретает личная мотивация обучающихся к формированию творческих способностей, развитию исполнительского мастерства. Здесь ведущим фактором выступает деятельность руководителя, поскольку именно от преподавателя зависит возможность создания педагогических условий, необходимых для реализации данных направлений.
    Занятия хореографией позволяют моделировать занятие так, чтобы в его процессе происходит накопление ценностного содержания хореографического искусства, при этом важно отметить, что стандартная дидактика построения занятий с детьми младшего школьного возраста не всегда применимы к процессу построения хореографического занятия в полной мере.
    Возможно применение лишь общих принципов:

    словесный метод - проведение вводных занятий в формате беседы
    (введение в курс истории и общих теоретических положений музыкального и хореографического искусства);

    503

    метод анализа и сравнение - проведение занятий в формате интерактивов для понимания общего уровня эстетического и духовного развития воспитанников;

    наглядно-слуховой метод - практические занятие, включающие прослушивание музыкального материала, просмотр видеоматериалов;

    стимулирующий метод – мотивирующие рассказы об истории формирования и становления хореографического искусства, достижениях балетмейстеров;

    метод анализа, сравнения – прослушивание отдельных фрагментов музыкальных произведений с целью анализа и сопоставления;

    метод обобщения – определение идейности хореографических произведений.
    Важно отметить, что педагогика хореографического искусства – представляет собой систему особого соотношения психофизических факторов, посредством которой раскрываются сущностные особенности высокого искусства хореографии. Данная система содержит в себе принцип целостности и направленности на творческое развитие обучающихся, что требует создания особой технологии, которая может быть выражена в рамках понятия
    «педагогические условия».
    Поскольку именно в проведении занятий творческой направленности присутствует подобная специфика, которая начинается с переосмысления всех критериев целеполагания занятия. Следовательно, цель обучения становится предполагаемым результатом и требует введения более емкого определения такого как «смысл» обучения, поскольку данное понятие содержит в своей основе процессуальную характеристику обучения, как основную идею, отражающую принципы целостности и согласованности.
    Эффективность процесса развития творческих способностей у детей дошкольного и школьного возраста повышается в специальных микросредах, где собраны их единомышленники и присутствуют эталоны творческого поведения. Наличие благоприятных педагогических условий позволяют развивать творческие и импровизационные способности во многих формах искусства, в том числе и хореографии. На основе вышеизложенного можно заключить, что существует множество подходов в определении, оцениванию и развитию творческих способностей, но при этом в области изучения хореографического творчества данные категории пока недостаточно изучены и систематизированы.
    Список литературы
    1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте // Л.С. Выготский М.-1981 г.- с. 55-56 2. Дружинин, В. С. Психология общих способностей [Текст] / В. С. Дружинин. – 3-е изд. –
    СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
    3. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес М.: Педагогика, 1971 – 173 с.
    4. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис.д-ра психолог. наук-М., 1994 - 225 с.

    504 5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие // Л.Е. Пуляева Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001 -
    80 с.
    6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. :
    Педагогика, 1989 – 186 с.
    7. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб.:
    Речь, 2006 - 176 с.
    МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ
    «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА»
    И «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    И.К. Урусова
    Краснодарский университет МВД России e-mail: ingabaskaeva@icloud.com
    Аннотация. В статье даѐтся обзор междисциплинарного анализа понятий
    «поликультурная среда» и «поликультурное образование». Анализируется проблема развития личности в поликультурном образовательном пространстве, решение которой основано на принципах этнической толерантности, межкультурного диалога, учѐта этнических особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды.
    Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная среда, социум, глобализация, национальные границы, образование, культура.
    INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF THE CONCEPTS
    «POLYCULTURAL ENVIRONMENT»
    AND «POLYCULTURAL EDUCATION»
    I.K. Urusova
    Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia e-mail: ingabaskaeva@icloud.com
    Abstract. The article gives an overview of the interdisciplinary analysis of the concepts of
    "multicultural environment" and "multicultural education". The problem of personal development in the multicultural educational space, the solution of which is based on the principles of ethnic tolerance, intercultural dialogue, taking into account ethnic features of the subjects of the multicultural educational environment, is analyzed.
    Keywords: multicultural education, multicultural environment, society, globalisation, national borders, education, culture.
    В сегодняшнем глобальном политическом контексте глобализация носит тяжелый характер, общества меняются, а миграция из разных стран и регионов увеличивается. Открытые границы и массовая миграция в Европе определяют этот социальный статус как этнический и многоязычный.
    Несомненно, межэтническое сотрудничество является важной предпосылкой для развития качественных поликультурных и межэтнических учебных заведений. Образование – важный механизм развития социальной

    505 цивилизации, а также средство повышения качества жизни и самореализации людей в меняющемся мире [6, с.4].
    Изучение логики концепции поликультурного образования требует изучения того, как формируются взаимосвязанные условия поликультурной среды и поликультурного образования.
    Поликультурная среда является частью социальных и культурных систем.
    Согласно Т.С. Буториной, поликультурная среда – это социальная общность, в которой индивид развивает сложный набор межличностных отношений в поликультурной среде, широко адаптированной к миру, и наоборот [3, с.72].
    Поликультурное образование рассматривается как целостный и многогранный процесс социализации индивидуумов на основе континуума культур, традиций и потребностей. Нынешняя стратегия поликультурного образования представляет собой комплексную стратегию культурных и цивилизационных обменов. Для достижения роста необходимо учитывать специфику и знание национальных языков, а также связанные с этим социальные, религиозные и духовные нормы.
    Сегодня качество и профессиональная компетентность самих преподавателей, реализующих программы, очень важны. Квалифицированные учителя смогут интегрировать поликультурное образование. Важно развивать базовые педагогические навыки для подготовки учащихся к осуществлению поликультурного образования, развивать их конкретные навыки и компетенцию в области поликультурного образования и преодолевать их осознание. Необходимо преодолеть их психологические и другие проблемы.
    Поликультурное образование должно быть последовательным в своей собственной организации. Здесь необходимо сосредоточиться на условиях формирования социокультурной идентичности. Нынешняя проблема расизма обусловлена главным образом непризнанием важности национальной идентичности для отдельных лиц и социально-культурных групп.
    Более широкое понимание истории совместного социально-культурного общинного строительства играет важную роль в подготовке учащихся к поликультурной коммуникации. Опыт в различных формах межкультурной коммуникации имеет важнейшее значение для этого процесса. Обучающиеся знакомятся с повседневной жизнью и традициями через контакт и диалог с произведениями искусства и архитектуры, научно-техническими достижениями, а также членами других социальных и культурных групп.
    Одним из критериев успешного поликультурного образования является создание поликультурной среды. Это связано со сложностью подготовки учителей и стремлением учитывать поликультурные нормы (этические, духовные, профессиональные и т.д.). В случае государственных школ истинной сущностью образования является развитие учителей, которые знают, что делают. Возможно, они ранее получили образование в области культуры, ценностей и истории. Учителя, работающие с иммигрантами, должны быть готовы к встрече с людьми различного культурного происхождения.
    Привлечение людей с различными культурными корнями может варьироваться

    506 от года к году и от класса к классу. В результате изменилась среда, в которой функционирует профессия [8, с.112].
    С конца XX века созданы экспериментальные площадки для обсуждения важных вопросов Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенковой, О.В. Гукаренко и другими исследователями, которые изучали связь поликультурной образовательной среды с процессом расширения национальной миграции.
    Термин «поликультурная образовательная среда» широко известен. Его определение можно найти в одной из недавних научных статей.
    Предполагается, что поликультурная образовательная среда является частью социальной среды, оказывающей положительное или существенное влияние на развитие жизни человека. Каждый образ жизни учитывает статус государства.
    В поликультурной образовательной среде З.Т. Гасанов указывает на некоторые «основные факторы, определяющие способ работы и продукцию людей различного культурного происхождения, общий уровень индивидуальной жизни, их потребности» [5, с.193].
    Яруллин И. Ф. рассматривает общество как «культурную среду, включающую значительные социальные группы со специфической культурой».
    Поликультурная среда признает «различные культурные ценности» [9, с.699].
    Богданова определяет поликультурную образовательную среду как
    «среду, способствующую пониманию и культурной адаптации поликультурной личности к универсальным, национальным и индивидуальным культурным ценностям, поддерживая индивидуализированное образование» [1, с.113].
    По мнению В.А. Ясвина, поликультурная среда — это «совокупность воздействий на человека в образовании, которые способствуют развитию эффективного этнического сотрудничества, сопереживания, межкультурного осознания и стандартов культурной толерантности по отношению к другим культурам и народам» [10, с.365].
    Ясвин стремится использовать возможности для понимания и обучения в различных условиях, под влиянием и в поликультурной среде для развития собственной идентичности и потенциала.
    Международная ассоциация образовательного сообщества описывает свое определение «поликультурной среды» как признание социальной и культурной среды, естественной и искусственно созданной, для учащихся, а также разнообразия образовательных инструментов и контента, которые поддерживают их продуктивность.
    Все определения сосредоточены на отношениях с людьми из разных культур. С когнитивно-поведенческой точки зрения поликультурная образовательная среда влияет на людей (личность) и представляет собой совокупность человеческих мыслей, чувств и поведения (действий). Для понимания и анализа необходимо включить три элемента теории когнитивной личности в определение поликультурной образовательной среды и поместить это в контекст межкультурных влияний. Важен также вопрос сохранения собственной культуры.
    Считаем, что наше время за основу нужно брать поликультурный контекст обучения, в котором каждый принимает приверженность

    507 гражданственности, где на людей влияют определенные нормы, способствующие развитию толерантности и подготовки к эффективному поликультурному сотрудничеству, культуре и взаимодействию с культурами в поликультурной культурной образовательной среде.
    Нужно признать культурное разнообразие не только как самобытность, но и как новую форму совместного развития. Это будет последовательно выражать человеческие чувства, мысли и действия. Соответственно поликультурная образовательная среда не только способствует развитию людей и обществ, но и объединяет лучшее, что есть в культурах. Культурные сигналы усиливаются по мере того, как люди не только общаются, но и ценят подлинность своего окружения, понимают одних, отвергают других, размышляют о происходящих изменениях.
    Концепция поликультурной среды и поликультурного образования также широко изучается и практикуется в современных академических кругах.
    Григорьев представил идею поликультурного образования как выражение потребностей и стремлений людей в обществе. Проект «Panpedia» подчеркивает важность того, чтобы дети ладили друг с другом, а также развивали навыки взаимного уважения и любви к ближнему.
    Сложность поликультурного образования рассматривается как проблема преподавания и обучения в государственных школах, а затем в международных многонациональных школах.
    Социокультурная ситуация в России и во всем мире характеризуется разнообразием людей и культур. По мере продвижения международного развития отношения и сотрудничество будут становиться все более тесными.
    Люди, особенно люди будущего, должны жить и работать в интернациональной и поликультурной среде. Тем не менее, люди часто не хотят взаимодействовать с миром и не желают быть носителями норм, ценностей, убеждений или поведенческих потребностей культуры понимания и терпимости по отношению к другим. Более того, повсеместная изоляция, враждебность, насилие и конфликты не только препятствуют индивидуальному развитию, но и создают нестабильность в некоторых странах и на международном уровне.
    Подготовка подрастающего поколения к жизни и работе в поликультурной среде - одна из основных задач современных образовательных учреждений. Поликультурное образование является неотъемлемой частью общего образования. Оно готовит обучающихся к активному участию в творческой деятельности в поликультурной и многоэтнической среде, в сохранении их социальной и культурной самобытности, понимания и уважения к другим культурам и народам, а также в поддержании мирных отношений между народами. Жить в гармонии среди людей всех верований, рас и религий
    [7, с.104].
    Объем поликультурного образования определяет степень, в которой люди идентифицируют себя с культурой общества, проясняют свое место в межкультурном диалоге, предоставляют базовые культурные знания, в идеале обогащают национальные культуры во времени и пространстве и поощряют терпимость и уважение к людям для сохранения их культурной самобытности.

    508
    Сейчас очень важно предоставить обучающимся инструменты и концептуальные знания, чтобы лучше описать поликультурную среду. Ставить уклон в образовании на реинтеграцию своей культуры в сообщество ценностного диалога и это является первым шагом к пониманию динамики и отношения каждой культуры. Предоставить учащимся возможность критического осмысления поликультурных реалий.
    Конкретное содержание подхода к поликультурному образованию будет варьироваться в зависимости от диалога культурных мероприятий и событий, уровня национальной культурной самобытности учащегося, его понимания поликультурной среды, а также культуры эмоций и поведения. Здесь нужно использовать позитивные методы, требуется: диалог, дискуссия, моделирование, рисование, реконструкция, инсценировка, рефлексивные формы.
    Поликультурное образование может уменьшить социальную напряженность, научить людей быть готовыми к межкультурной коммуникации, расширить возможности поликультурных платформ и создать условия для развития личности.
    Культура - центральное понятие в поликультурном образовании. Этот философский термин является одновременно формальным типом и проявлением «культуры» (от латинского «cultureura»), определенного общественного развития, творчества, человеческого потенциала на протяжении всей истории. Люди живут и работают в отношениях, которые порождают социальные, материальные и духовные ценности.
    Юнг применяет термин как синоним общества, принадлежащего к коллективной, плюралистической, самосознательной группе. Юнг считал, что в психологии культура усиливает существующее чувство группы. Человеческая личность и чувство собственного достоинства очень важны.
    Брунер был американским психологом и педагогом. Брунер определяет общую образовательную парадигму следующим образом: «Образование – это не остров, это часть культурного континента. Культурная свобода означает свободу мысли» [Цитата 4, с.102].
    Во второй половине 20 века американцы начали исследовать феномен поликультурности. В «Амбициях американской жизни» Гордон описал поликультурную среду как процесс, посредством которого два или более человека или группы людей демонстрируют определѐнные формы поведения.
    Исследователь отмечает, что развитие промышленного и агробизнеса в США было основано на коллективном взаимодействии людей разных рас и религий.
    В образовании переплетение культурных групп и сосуществование с другими рассматривается как предпосылка человеческого развития.
    В поликультурном обществе при проектировании учебных заведений важно учитывать особенности поликультурной среды. В связи с этим Дж.
    Бруннер, Дж. Бэнкс, Д. Дастин и другие интенсивно работали над этой темой.
    Г-н Бэнкс рассматривает поликультурное образование и необходимость в поликультурном образовании как возможные рамки. По сути, эти два термина

    509 стали синонимами, переходя от моноэтнического к полиэтническому образованию и от многоэтнического к поликультурному образованию.
    Сложность поликультурной среды и важность поликультурного образования в Российской Федерации намного сложнее, чем в 1990-е годы, когда экономические, социальные и политические реформы создали новый образовательный ландшафт. Расширился этнический характер содержания образования, повысилось значение родных языков, усилилось влияние религии на формирование индивидуального сознания.
    По мнению Е.В. Бондаревской, поликультурная среда способствовала формированию национальной идентичности, обучая пониманию различных культур и признанию и принятию культурного разнообразия [2, с.37].
    Г.Д. Дмитриев утверждает, что все люди являются представителями множества культур, поэтому людей с уникальными характеристиками часто называют полиидентичными [7, с.104].
    Поликультурализм — это особенность развитых обществ, и для решения этой проблемы требуется создание современной образовательной среды.
    Необходимо учитывать межкультурное сотрудничество и свободу выражения социокультурной идентичности.
    По мнению Т.С. Буториной, развитие поликультурного содержания в образовании может повысить интерес учителей к национальной культуре[3, с.72].
    Новой целью является интеграция всего сообщества в качестве пользователя результатов образования и признание того, что образование должно быть в значительной степени обогащено элементами культуры, создание условий для духовного развития и общечеловеческих ценностей.
    По словам З.Т. Гасанова, поликультурное образование по своей сути является полиэтническим, а не националистическим. Его цели заключаются в укреплении культурных и образовательных ценностей и развитии межкультурного сотрудничества[5, с.193].
    Г.В. Палаткина отождествляет поликультурное образование с человеческим развитием, знанием и уважением к различным национальным, этническим, религиозным и другим культурам и умением жить в гармонии [8, с.112].
    Многие авторы (Н. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Е.А.
    Соколова), говоря о принятии различных культур и стилей образа жизни, видят в этом проявление толерантности.
    Согласно Энциклопедии образования, под поликультурализмом в образовании понимается такая структура образования, которая признает равенство и справедливость народов и обществ на основе принципа культурного плюрализма. Группы, составляющие это общество, не принимаются в силу их этнических или религиозных убеждений, пола или возраста.
    Поэтому концепция поликультурной образовательной среды в образовательных учреждениях широко изучалась в различных регионах и странах в качестве примера. Таким образом, ключом к созданию правильной среды в учебных заведениях является обеспечение того, чтобы будущие

    510 специалисты были культурно осведомлены в своем учебном процессе, толерантны между различными дисциплинами и могли эффективно сотрудничать, соблюдать кодексы поведения и нормы поведения для себя и других, а также наращивать позитивный опыт межэтнического и межкультурного сотрудничества.
    Целью поликультурной среды является развитие людей, которые могут вести активную и эффективную жизнь в международном пространстве.
    Исторический контекст поликультурной среды означает, что каждые взаимоотношения поддерживают разные отношения в разные эпохи.
    Современное социальное развитие, содержание и структура поликультурной среды настолько сложны, что конкретные характеристики психологического развития человека невозможно понять без изучения их и ее поведенческого аппарата[9, с.699].
    Поликультурная среда должна способствовать развитию не только отдельных людей, но и общества в целом, сочетая лучшее из различных культур.
    Таким образом, поликультурная образовательная среда способствует, с одной стороны, формированию будущего профессионального имиджа страны, а с другой – предоставляет учащимся возможность познакомиться с различными культурами, научиться признавать и принимать культурные различия.
    Поликультурное образование включает в себя социальный подъем, необходимый для развития учащихся, позволяющий им быстро адаптироваться к изменениям в их среде обитания и развивать более разнообразное мировоззрение. Поликультурное образование основывается на идее подготовки нового поколения к жизни в многонациональной и поликультурной среде.
    Список литературы
    1. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда / А.И. Богданова. – М.:
    Современные наукоѐмкие технологии, 2017. - № 1. - с. 113-115.
    2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В.
    Бондаревская. – М.: Педагогика, 2017. - № 3. - с. 37 - 43.
    3. Буторина Т.С. Современный цивилизационный процесс и образование / Т.С. Буторина. –
    М.: Наука, 2017. – 72 с.
    4. Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США / В.В.
    Веселова. – М.: Педагогика, 2018. - № 2. - с. 102-108.
    5. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов. – М: Наука, 2018. – 193 с.
    6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.: Наука, 2019. – 104 с.
    7. Палаткина Г.В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства / Г.В.
    Палаткина. – Волгоград: Владос, 2019. – 112 с.
    8. Савенков А. И. Образовательная среда / А.И. Савенков. – М.: Школьный психолог, 2018.-
    № 19. -с. 4-5.
    9. Яруллин И. Ф. Патриотическое воспитание студентов в поликультурной образовательной среде // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции:
    Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции
    (Казань, КФУ, 1 ноября 2018 г.) / под науч. ред. Г. Ж. Фахрутдиновой. Казань : ИПП КФУ,
    2018. – 699 с.
    10.Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. -
    Москва: Наука, 2017. – 365 с.

    511
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   62


    написать администратору сайта