КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В.С. Яблонская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: v.royal@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается проблема творческого взаимодействия концертмейстера и солиста в процессе профессиональной деятельности. Дано определение понятиям «творческое взаимодействие», «профессиональная деятельность», обоснована прямая зависимость успешности профессиональной деятельности концертмейстера от продуктивности творческого взаимодействия. Ключевые слова: творчество, концертмейстер, взаимодействие, профессиональная деятельность PROFESSIONAL ACTIVITY OF AN ACCOMPANIST AS A PROCESS OF CREATIVE INTERACTION V.S. Yablonskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: v.royal@yandex.ru Abstract. The article deals with the problem of creative interaction between a concertmaster and a soloist in the process of professional activity. The concept of "creative collaboration", "professional activity", based on the direct dependence of success of professional work of the accompanist on the productivity of creative interaction. Keywords: creativity, concertmaster, interaction, professional activity Современное исполнительское искусство немыслимо без участия пианиста-концертмейстера. Любые мероприятия в рамках музыкально- исполнительского искусства, будь то концерт или музыкальный конкурс, театральная постановка или мюзикл, не могут состояться без участия концертмейстера либо предшествующего значимого этапа работы с ним. Ценность художественного образа музыкального произведения, а также идейный замысел композитора проявляются при исполнении аккомпанемента не менее ярко, чем у солиста. Вышесказанное обусловило тот факт, что самоценность и значимость концертмейстерского мастерства в процессе музыкально-творческой деятельности является неоспоримой. Сущность и содержание концертмейстерского мастерства находится на стыке нескольких исполнительских профессий: ансамблевого и сольного, вокального и инструментального, хореографического, камерного и оперного. В каждом конкретном ансамбле соединяются различные творческие личности, которые имеют различный темперамент, уровень профессионализма, а также отличается от своих коллег по цеху пространственно-временным восприятием. В этой связи следует отметить, что деятельность пианиста-концертмейстера во 530 многом опирается на процесс творческого взаимодействия участников камерного ансамбля. Под понятием «взаимодействие» в педагогике принято понимать «процесс взаимного влияния объекта и субъекта педагогики, всякая связь и отношение между объектом и субъектом образовательного процесса и явлений его составляющих» [3, с 84]. З.А. Гаврилова характеризует понятие «творческого взаимодействия» как «взаимодействие конструктивного (развивающего) вида, особый тип связи между участниками образовательного процесса по результатам совместных действий, ведущий к развитию творческого потенциала учащихся и преподавателей, по характеру складывающихся в процессе совместных действий – отношения сотрудничества (со-субъектные взаимоотношения), по характеру протекания процесса – как организацию, так и импровизацию» [1]. Рассматривая понятие «деятельность» следует указать на его универсальность. Деятельность - одно из наиболее общих и базовых понятий в философии, социологии, психологии и педагогике. Сущность его выражается в целенаправленном преображении субъектом действительности и активном изменении общественной жизни самого субъекта и его окружения. Деятельность как устоявшаяся форма организации социальной жизни человека характеризуется постановкой цели, наличием процесса, средств, условий реализации и результатом. [2, с.135]. Профессиональная деятельность концертмейстера способствует формированию исполнительской индивидуальности солиста, вовлекая его в общий творческий процесс, где для каждого участника ансамбля есть возможность для самоактуализации и реализации творческого потенциала. [4]. Творческое взаимодействие двух музыкантов многокомпонентно по своей сути и идет по нескольким направлениям. Творческое взаимодействие как результат интеграции нескольких творческих процессов необходимо рассматривать на уровне мотивации субъектов музыкально-исполнительской деятельности, а также в связи с когнитивными, технологическими и личностно- творческими особенностями каждого творческого процесса. Непременным условием творческого взаимодействия музыкантов, концертмейстера и солиста, в частности, является добровольный характер их взаимоотношений, построенный по модели субъект-субъектного типа, где господствуют партнерские, паритетные отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и равенстве всех сторон. Огромное значение для выстраивания процесса творческого взаимодействия имеет практическая подготовка концертмейстера. Ансамблевая практика концертмейстера с разными исполнителями и составами исполнителей (хор, вокальная группа, струнные и духовые камерные ансамбли) играет важную роль в приобретении опыта выступлений будущим специалистом- концертмейстером с исполнителями различных специальностей, а также в изучении специфики работы с каждым из них. Процесс подготовки концертмейстеров в системе высшего музыкального образования должен учитывать всесторонность и всеохватность 531 профессии и включать в себя несколько уровней постижения мастерства – приобретение профессиональных исполнительских навыков, развитие и совершенствование специфических навыков для концертмейстерской деятельности, освоение обширной программы учебной концертной практики. Основу профессионализма концертмейстерского мастерства, безусловно, составляют его узкопрофессиональные умения и навыки, связанные с исполнительством на музыкальном инструменте. К этим навыкам относятся: техника игры на инструменте, культура звука, выразительность, а также умения подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент, чтение с листа. Все перечисленные умения и навыки приобретаются концертмейстером в классе специального инструмента и совершенствуются на протяжении всего пути развития и образования музыканта на разных его ступенях — обучение в ДМШ, музыкальном колледже, музыкально-педагогическом вузе и последующих этапах совершенствования профессионального мастерства. Мобильность и быстрота реакции, умение мгновенно перестраиваться на условия исполнения приобретают огромное значение для качественной работы концертмейстера. Вдохновенная и выразительная игра концертмейстера мотивирует солиста в процессе исполнения и помогает обрести уверенность, эмоциональную свободу. Список литературы 1. Гаврилова З. А. Феноменологический анализ понятия «творческое взаимодействие» / З. А. Гаврилова. – [электронный ресурс] – точка доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskiy-analiz-ponyatiy tvorcheskoe- vzaimodeystvie/viewer. ( дата обращения: 19.12.2020) 2. Носкова О.Г. Деятельность // Энциклопедия гуманитарных наук № 1., 2004. - С. 135- 136 3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.- 512с. 4. Юрчук В. Певец и концертмейстер - слагаемые успеха (на примере вокального творчества П. Чайковского) // Южно-Российский музыкальный альманах, 2015. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА О.В. Яковлева Губкинский горно – политехнический колледж e-mail: olga2310-73@mail.ru Аннотация. В статье приведены примеры разработки элементов учебно – методического комплекса в новых реалиях. В условиях пандемии коронавируса особое значение принимают он лайн платформы, а именно «Видеоуроки в интернет». Ключевые слова: тесты, он лайн платформа, элементы учебно методического комплекса, разработка тестов. 532 MODERN APPROACHES, EXPERIENCE IN CREATING AND APPLYING ELEMENTS OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC O.V. Yakovleva Gubkin Mining and Polytechnic College e-mail: olga2310-73@mail.ru Abstract. The article provides examples of the development of elements of the educational and methodological complex in the new realities. In the context of the coronavirus pandemic, online platforms, namely "Video Tutorials on the Internet", are of particular importance. Keywords: tests, online platform, elements of the educational and methodological complex, test development. Очень часто в последнее время ловлю себя на мысли, что вижу сон наяву. Помню времена, когда западные фильмы с фантастическим сюжетом только только захватывали в плен неискушенного, тогда еще советского зрителя. Первые инопланетяне, странные истории и невероятные события производили неизгладимые впечатления. Именно сейчас возникает ощущение, что снова смотрю фильм с фантастическим сюжетом. Все вокруг напоминает одну большую сценическую площадку: маски, перчатки, дистанция… Однако к реалиям возвращают известия о болезни близких тебе людей. Это пандемия коронавируса. Случилась неожиданно и стала вносить свои коррективы. Резкий переход к дистанционному обучению потребовал по-новому, на другой технологической основе организовать взаимодействие между обучающимися и преподавателями, поддерживать обмен учебными материалами, сохранять данные, оценивать образовательные результаты и т.д. Для проверки уровня усвоения материала чаще всего пользуюсь тестированием. Во время дистанционного обучения осталась верна своим привычкам. Очень удобной платформой для работы с данным элементом УМК (учебно-методического комплекса) стала образовательная платформа "Видеоуроки в интернет". Во-первых, по многим дисциплинам имеются готовые тесты, которые просто закачиваешь себе в личный кабинет и пользуешься. Во вторых, можно применять дифференцированный подход к обучающимся. Регулируем количество выданных вопросов. Время для прохождения тестирования. Это важно, т.к. во время дистанционного обучения многие обучающиеся выполняли задание, когда им удобно, без привязки к расписанию. В итоге, преподаватель проводил за компьютером практически весь день, а, иногда и ночь. Третье преимущество: на каждый, разработанный вами тест, предоставляется свидетельство о публикации. Данный документ подтверждает вашу работу и дает право на начисление стимулирующих доплат. Преимущества можно перечислять бесконечно. Однако, хочется рассказать именно о создании тестов в данной оболочке. Подробная 533 инструкция делает вас специалистом высшей квалификации в области подготовки тестовых опросов для каждой группы обучающихся. Хорошая навигация, всплывающие подсказки и быстрые отклики порадуют даже самого неопытного пользователя. При этом очень широкий спектр вопросов от текстовых до видео и других. Самые разные варианты ответов: простой выбор, соотнесение вариантов с определениями, «да» или «нет» и т.п. Сами выбираем порядок заданий, порядок вариантов ответов и время для прохождения теста. Можно показывать или не показывать список вопросов при прохождении теста и разрешить просмотр ошибок. Очень удобно выставлять оценки. Можно экспортировать результаты в excel или распечатать. Резюмируя, хочется отметить вышеперечисленные преимущества он лайн платформы «Видеоуроки в интернет» для создания тестовых заданий по дисциплинам как элемента учебно-методического комплекса в условиях пандемии коронавируса. Но, особенно хочется, чтобы этот «страшный сон» закончился. И дистанционные технологии были не обязательными атрибутами, а в качестве разнообразия элементов учебного процесса. Список источников 1. https://ioe.hse.ru/data/2020/06/05/1602310223/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B 5%D0%BC%D0%B0%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D 0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85%20%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0% B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_1.06.pdf 2. https://videouroki.net/tests/results/586131618/ 3. https://videouroki.net/?login=ok 534 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Абрашкевичус Г.А. – кандидат культурологии, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» Айвазян С.В. – студент-бакалавр факультета управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» Аманмурадов Ш.Ч. – преподаватель кафедры «Звукорежиссура и операторское мастерство» Государственного института искусств и культуры Узбекистана Анисимова О.Л. – преподаватель кафедры фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств Антонова Л.Ю. – кандидат культурологии, доцент кафедры социально- культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменского государственного института культуры Архипенко Е.Г. – доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Архипова Т.Н. – кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна ГБОУВО МО Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А. Леонова, г. Королев, РФ Балычевская А.В. – студентка 3-го курса факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий Самарского государственного института культуры Белова Д.И. – студентка 1-го курса кафедры библиотечно- библиографической деятельности и информационных технологий, направление подготовки 51.03.06 «Бибилотечно-информационной деятельности», группа БИД/бак-20 Краснодарского государственного института культуры Бидоленко Л.А. – директор библиотеки Белгородского государственного института искусств и культуры Бобрышева А.В. – кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности и электронных коммуникаций Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского Богданова Н.В. – старший преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады Тюменского государственного института культуры и искусств Бурилова Е.П. – старший преподаватель кафедры декоративно- прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Валидова А.А. – студентка Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Волкодаева И.Б. – канд. т. наук, профессор, заведующая кафедрой «дизайн среды» Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 535 Галасс О.В. – преподаватель отделения теоретических дисциплин Губкинского филиала Белгородского государственного института культуры и искусств Гененко О.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и турима Белгородского государственного института искусств и культуры, доцент Гетьман А.В. – преподаватель кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств Гламазда Е.А. – магистрантка группы 12 БИД кафедры библиотечно- информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры Гламазда С.Н. – Заведующий отделом развития образовательной деятельности, старший преподаватель кафедры общетеоретических дисциплин Белгородского государственного института искусств и культуры Головина Т.И. – старший преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады Тюменского государственного института культуры и искусств Гончарова Н.А. – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории факультета управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» Гордеева Н.О. – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономики, информатики и математики Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета Грушевская Н.В. – старший преподаватель кафедры библиотечно- библиографической деятельности и информационных технологий Краснодарского государственного института культуры Губарева Л.Н. – преподаватель кафедры фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры Губаренко И.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры Гурова В.И. – аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры Даньшина С.В. – магистрант кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры Деменкова А.Б. – кандидат технических наук, доцент кафедры Дизайна Технологического университета имени дважды героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова Донникова Т.С. – ассистент кафедры социально-культурной деятельности и туризма Белгородского государственного института искусств и культуры 536 Дунаев Р.А. – кандидат философских наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института культуры и искусств Енина С.А. – ассистент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры Ефремова Н.В. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности и туризма Белгородского государственного института искусств и культуры Железнова В.Н. – аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры Журавская О.В. – преподаватель общественных дисциплин ОГАПОУ «Борисовскийагромеханический техникум» Журик Т.С. – старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института культуры и искусств |