КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ПРИЁМЫ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДШИ О.А. Пшеничная МБУ ДО «Чернянская районная детская школа искусств» e-mail: pshenichnaya.olga.79@mail.ru Аннотация. В статье рассматриваются современные методы обучения композиции и приѐмы варьирования музыкальной темы на уроках сольфеджио в ДШИ. Ключевые слова: композиция, обучающийся, сочинение, приѐмы, воображение, музыкальный слух, выразительность, преобразование. COMPOSITION TECHNIQUES AT SOLFEGGIO LESSONS AT THE CHILDREN'S ART SCHOOL O.A. Pshenichnaya Chernyanskaya district Children's School of Arts e-mail: pshenichnaya.olga.79@mail.ru Abstract. The article discusses modern methods of teaching composition and techniques for varying the musical theme in solfeggio lessons at the children's art school. Keywords: composition, student, composition, techniques, imagination, musical ear, expressiveness, transformation. 462 Всем известно, что сольфеджио считается сложной и трудной дисциплиной в детской школе искусств, содержит сложный комплекс знаний. Возникающие проблемы в процессе обучения сольфеджио делают этот учебный предмет не интересным для многих обучающихся, поэтому сочинение может стать важной составляющей урока сольфеджио вместе с изучением теории музыки и всесторонним развитием музыкального слуха во временных рамках установленных образовательной программой. Основная задача в обучении навыкам композиции заключается в том, чтобы научиться сочинять музыкальные темы, мелодии. Изначально нужно показать обучающимся на примерах народного и профессионального музыкального искусства то, что, несмотря на оригинальность и различие тем есть ряд закономерностей в их построении. На основе этих закономерностей, омский педагог-новатор Г.И. Шатковский обосновал ряд правил, которым можно следовать в сочинении музыкальных произведений: меньше средств – больше выразительности (минимальное количество звуков, максимум смысла и красоты); единый ритм: тема построена так, что еѐ объединяет один ритмический рисунок; единая интонация: тема складывается, из одной интонационной единицы; повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит мелодия, повторяются либо безо всяких изменений, либо с варьированием высоты лада и ритма; оригинальность темы, ее индивидуальность, неповторимость, своеобразная красота. Таким образом, основы композиции становятся вполне понятны обучающимся младших классов школы искусств. Начинать следует с сочинения мелодии на текст, что позволяет его по- разному толковать. Сначала детям необходимо научиться читать стихотворения, придавая им самые различные эмоции: гнев, нежность, обида, восторг... Позже сочинить музыкальные темы на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от ясных, радостных до печальных, жалобных. Задача на начальном этапе состоит в том, чтобы, применяя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать наибольшее число вариантов разных по эмоциям музыкальных построений. Композицией возможно заняться уже на четвѐртом-пятом уроке после начала обучения, когда изучены все интервалы. Преподавателю необходимо привести обучающегося к мысли, что образ и настроение музыкальной темы бывает разным – в зависимости от того, какие интервалы в ней применяются. Все примеры на те или иные интервалы обязательно нужно пропевать. Трактуя мелодию, дети должны войти в образ, искренне пережить те или иные чувства в определѐнной ситуации. Полезно обсуждать сочиненные дома мелодии, 463 корректировать ошибки. Детей нужно научить думать, анализировать, чѐтко рассуждать. Как отмечает Г.И. Шатковский, оценка играет негативную роль в нравственном формировании обучающегося: приучает работать за что-то; ребѐнок должен трудиться только потому, что это – интересно. Необходимо отметить, чтобы научиться сочинять мелодии быстро, грамотно и выразительно, следует строить несколько музыкальных тем на один и тот же текст. Этот результативный метод усиливает интерес к сочинению тем, помогает более глубокому изучению закономерностей построения музыкальной речи, а также специфики взаимосвязи музыки и литературы. После этого можно переходить к созданию мелодий на текст, предусматривающий один чѐтко поставленный образ, одно конкретное настроение. Определѐнность образного содержания обуславливает выбор средств выразительности: лад, тональность, темп, динамика. Перед тем как дать задание, необходимо прочитать то или иное стихотворение, обсудить и разобрать его, а затем сочинить мелодию. Весьма действенным является синтетический подход к показу одного и того же образа, когда по каждой теме обучающиеся рисуют, сочиняют небольшие стихи, рассказы, сказки и мелодии. Все это не только активизирует урок, но и разбудит фантазию, воображение, заставит рассуждать и критически мыслить. Можно щедро применять некоторые приемы обучения сочинения стихов. Например, дается только начало стихотворения, в котором есть не законченное описание природы, ученику следует досочинить его, придумать продолжение литературного текста, применяя указанный размер, ритм, рифму, а далее – создать свою мелодию. Очень помогают в практике композиции ассоциативно-тематические приѐмы, где тематика детского творения может быть самой разнообразной – это времена года, пейзаж («Лесная сказка», «Осенняя песенка», «Облака»), изображение характера и настроения человека («День рождения», «Капризуля», «Обида»), характерные сценки («Собачий вальс», «Танго кошек», «Песня соловья»). Временами необходимо предлагать и свободные темы, так как это дает шанс преподавателю узнать, какие темы ученикам интересны. Становление отношений к людям начинается с отношения к своим родным и близким. Поэтому одной из основных тем может являться тема «Мамочка моя» («Мой старший брат», «Мой прадедушка»...). Создавая мелодии на тему «Моя мама» необходимо дать разъяснения: «Совсем не важно, когда ваши мелодии будут только радостного характера, они могут быть и жалобные, и горестные мелодии. Ведь не всегда у мам бывает весѐлое настроение, бывает и тоскливо, уныло...». Очевидно, что любовь к природе характеризует человека, не меньше, чем его отношение к маме. Цель преподавателя состоит в том, чтобы воспитать неравнодушие в ребѐнке, приверженность к красивому, интересному, 464 образцовому в жизни, искусстве, природе. Нужно давать конкретное задание на каждом уроке: сочинить построения, используя главные ступени или альтерированные, сочинить в заданной тональности (F-dur), в определенном размере (3/8), применяя широкие интервалы. Как видим, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что узнал и услышал ученик, должно находить действенное применение – это усиливает интерес к изучаемому материалу и содействует более полному изучению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, используя простые средства варьирования (изменение лада, размера, темпа, регистра, штрихов), придавая им черты какого-либо жанра. В основном любое преобразование высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического характера становится средством варьирования темы. Наиважнейшими средствами преобразования являются разные типы и виды фигураций, к ним относятся: ритмические, гармонические, перемещение, мелодические, смешанные фигурации. Работая с учениками важно стремиться к тому, чтобы ребѐнок написал несколько вариаций в рамках каждой фигурации. Дальнейшая ступень в сочинении мелодии – работа над интонацией. Применяя особые интонации, можно построить музыкальные темы с чертами определѐнного жанра. При условии, что ребѐнок научился создавать мелодии на основе стихотворения, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно начать сочинять темы на основе заданной гармонии. Наряду с этим можно использовать все типы различных фигураций, но изначально лучше составлять мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации. В случае если на уроке сольфеджио обучаются дети, которые занимаются на разных инструментах, то в классе целесообразно иметь те инструменты, которыми обучающиеся немного владеют. На каком бы инструменте ребенок не играл, важно развивать его воображение, фантазию, которые и являются главным стимулом в активизации основных навыков композиции. Список литературы 1. Гнесин, М.Ф. Начальный курс практической композиции / М.Ф. Гнесин. – М., 1962. – 224с. 2. Рачина, Б.С. Путешествие в страну музыки / Б.С. Рачина. – С.-Петербург, «МиМ- Экспресс», 1997. – 126 с. 3. Шатковский, Г.И. Сочинение и импровизация мелодий / Г.И. Шатковский. – М., 1989. – 88с. 465 ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С.А. Репина, О.Н. Мелихова ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» e-mail: repina.svet@yandex.ru e-mail: o-melikhova@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам эффективности использования современных образовательных технологий в профессиональном образовании. Авторы говорят о важности формирования речевой и читательской компетенций, которые являются частью общей культуры, так необходимой любому специалисту. Ключевые слова: современные образовательные технологии, речевая компетенция, читательская компетенция, технология «Дебаты», стратегия смыслового чтения. FORMATION OF SPEECH AND READING COMPETENCES OF STUDENTS BY VEHICLES BY USING MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES S.A. Repinа, O.N. Melikhova AGAPO "Gubkinsky mining and technical College" e-mail: repina.svet@yandex.ru e-mail: o-melikhova@mail.ru Abstract. This article is devoted to the effectiveness of the use of modern educational technologies in professional education. The authors talk about the importance of forming the speech and reading competencies of students of secondary vocational education, which are part of the general culture, so necessary for any specialist. Keywords: modern educational technologies, speech competence, reading competence, "Debate" technology, strategy of semantic reading. В современном профессиональном образовании осуществлен переход на новые стандарты и в связи с эти изменились цели и задачи обучения и воспитания. Вооружение студентов прочными знаниями, развитие их самостоятельности, творческого мышления, стимулирование их исследовательской деятельности – вот главные приоритеты современного профессионального образования. Оно становится в большей степени практико- ориентированным, то есть у студентов должны сформироваться навыки практической деятельности. Сегодняшний выпускник колледжа, техникума должен стать не только профессионалом в своей области деятельности, но и обладать общей культурой, в том числе и культурой речевой. Проблема формирования речевой и читательской компетенций является важной проблемой в преподавании русского языка и литературы, родного русского языка, культуры речи. Решение ее заключается в качественном улучшении обучению данным дисциплинам, усовершенствованию методов преподавания в соответствии с современными требованиями[4,c.71]. 466 Следует отметить, что сейчас активно идет внедрение в образовательный процесс различных инновационных методик, новых педагогических технологий, эффективных методов работы, которые направлены на обеспечение индивидуализации обучения и воспитания, развитие самостоятельность обучающихся, стимулирование их творческой активности, приобщение к научно-исследовательской деятельности. Авторами статьи была проведен анализ контрольных и творческих работ студентов 1-го курса колледжа, в результате которого был выявлен низкий уровень сформированности речевой и читательской компетенций. Зачастую у обучающихся вызывает затруднение понимание содержания текста, они не могут оформить высказывание в соответствии с нормами русского языка. Наибольшую трудность вызывает языковой анализ текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, тему текста и идею автора. Так же студенты испытывают сложности в определении средств выразительности, неверно определяют их роль в тексте. Устная речь обучающихся бедна и однообразна. Для совершенствования навыков речи, для активизации умений работы с текстами различных стилей стало необходимо выяснение причин слабой сформированности речевой и читательской компетенций. Почему у студентов возникают трудности в речи и в работе с исходным текстом? В ходе работы авторы статьи сделали вывод о том, что современная студенческая среда, общение между подростками отучают обучающихся анализировать свою речь, говорить правильно и красиво. Ни для кого не секрет, что современная молодежь мало читает произведения классической литературы. Общение наших студентов происходит в основном в социальных сетях и мессенджерах, где культура речи, правильность построения предложений не играют весомой роли. Также методы работы с текстом требуют совершенствования, поскольку не являются достаточно эффективными. Становится очевидным, что для совершенствования речевой и читательской компетенций необходимо внедрять новые педагогические технологии, которые позволяют активизировать работу в данном направлении. Главной целью в рамках формирования и развития вечевой и читательской компетенций обучающихся является, прежде всего, создание условий на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Студенты должны научиться выделять основную тему текста, микротемы, выделять идею, нужную информацию, использовать ее, проводить анализ, делать выводы. Речевая компетенция включает в себя умение грамотно, в соответствии с правилами русского языка, формулировать свои мысли. Важным аспектом речевой компетенции является умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, которая подкреплена весомыми аргументами. Для достижения намеченной цели и решения задач авторами статьи используются в работе новые педагогические технологии. На их взгляд, одной из самых результативных технологий, позволяющих сформировать и развить речевую и читательскую компетенции обучающихся, является технология 467 «Дебаты». Авторы статьи активно используется данную технологию на уроках русского языка и литературы, русского языка и культуры речи, родного русского языка. Дебаты – это современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам [1; с.34]. Данная технология является эффективным средством развития обучающихся, она представляет собой игру, в процессе которой участники обсуждают некие тезисы. Создается две команды, одна из которых предлагает аргументы в поддержку заявленной темы, а другая – контраргументы. Игроки выступают, ведут дискуссию, задают вопросы стороне оппонентов. Назначается жюри (судьи), которое решает, какая из сторон была наиболее убедительной, заполняется протокол, отражающий результаты игры. Как правило, в команду входят 3-5 игроков, но в зависимости от типа дебатов количество участников может изменяться. Также назначается игрок, в обязанности которого входит отслеживание времени выступления каждой команды. Время оговаривается заранее. Ошибочно предполагать, что Дебаты – это развлекательная игра, цель данной технологии – научить самостоятельно и творчески мыслить, отстаивать свою точку зрения, правильно и логично строить свое высказывание, учиться корректно спорить, с уважением относиться к мнению оппонента. Систематическое использование «Дебатов» развивает навыки ораторского искусства, формирует коммуникативную культуру обучающихся, прививает навыки эмоционального, живого общения [5, c. 67]. Следует обратить внимание на важность этапа подготовки урока или внеклассного мероприятия с использованием технологии «Дебаты». Выбор темы – это ключевой момент в подготовке. Она должна быть интересна обучающимся, актуальна и современна. Преподаватель тщательно должен проанализировать, какой вид дебатов целесообразно применять при изучении той или иной темы. Тема звучит в качестве утверждения и не дает преимущества ни утверждающей, ни отрицающей стороне. В качестве примера можно привести опыт применения технологии «Дебаты» на уроках литературы. При изучении пьесы «Гроза» А.Н.Островского преподаватель предложил командам игроков тему «Катерина Кабанова – глубоко религиозная девушка» или «Варвара и Катерина являются подругами по несчастью». Сторона утверждения должна была доказать правоту высказывания, подтвердив свою точку зрения цитатами из текста, другими аргументами. А сторона отрицания, наоборот, должна была доказать, что главная героиня нарушила главные христианские заповеди. Дискуссия получилась очень интересной, оживленной, что свидетельствует о том, что студенты активно включились в работу, проявили интерес к произведению. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» неоднозначно воспринимается обучающимися, вызывает много вопросов. В ходе изучения данного произведения студентам была предложена тема для обсуждения: «Родион Раскольников – жертва обстоятельств". Сторона утверждения в качестве аргументов привела примеры из текста, в которых были описаны 468 тяжелые условия, в которых пришлось жить герою. Также студенты обратили внимание на то, что Родион не мог заработать на жизнь честным трудом, не имел возможности закончить образование. В выводе утверждающая сторона отметила, что истоки трагедии главного героя в социальных условиях, в несправедливости жизни. Сторона отрицания утверждала, трагедия Раскольникова в том, что он пытается играть роль «властелина». Обучающиеся доказывали, что гордыня, чувство превосходства над другими привели Родиона к духовному упадку. Дискуссия получилась интересной, перекрестные вопросы помогли разъяснить позиции обеих сторон Немаловажную роль играет личность судьи. Он призван не только оценить выступления игроков, но и поддержать справедливый ход дебатов. В качестве членов жюри на уроках с использованием технологии «Дебаты» присутствуют в том числе и преподаватели литературы и истории. Они отмечают высокую степень самостоятельности обучающихся, творческий подход, неординарность мышления при подготовке к дискуссии. При правильном проведении дискуссии ребята проявляют активность, стремятся научиться правильно строить высказывания, отстаивать свою точку зрения, развивают критическое мышление. Приобретенные во время уроков и внеклассных мероприятий коммуникативные навыки способствовали формированию и развитию речевой культуры обучающихся, активизации их творческого потенциала, прививали любовь к родной литературе и воспитывали общую культуру личности. Речевая компетенция теснейшим образом связана с читательской компетенцией. Читательская компетенция - это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний [3, с.10]. Для ее формирования и развития авторами статьи используется стратегия смыслового чтения. Стратегию смыслового чтения понимают как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработке в личностно- смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2, с.5]. Каких результатов позволяет достичь применение данной стратегии? При регулярной и грамотно построенной работе с тестом обучающиеся учатся выбирать нужную и важную информацию, систематизировать и анализировать ее. Стратегию смыслового чтения можно с уверенностью назвать универсальной, так как студент запоминает способы действия и может перенести их и в другие ситуации, использовать при изучении других дисциплин. Авторы статьи произвели, на их взгляд, отбор наиболее эффективных методов и приѐмов совершенствования навыков работы с текстом. В их число вошли такие методы обучения, которые побуждают обучающихся к активизации познавательной деятельности, осмысленному чтению текста, развивают их творческие способности при изучении дисциплин общеобразовательного цикла. 469 Технология смыслового чтения предполагает три этапа работы с исходным текстом: I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения. Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также призваны мотивировать обучающихся к дальнейшей работе с текстом. Наиболее эффективными, по мнению авторов, являются стратегии «Антиципация» «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст». К стратегиям текстовой деятельности относятся приѐмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. В своей работе педагоги использует стратегии «Чтение с остановками», «Кластер», которые являются наиболее значимыми на данном этапе. В процессе работы студенты делают остановки, выбирают ключевые слова текста, находят микротемы, отвечают на проблемные вопросы. Также эффективно схематично изображать основные понятия текста, главную идею, тему, весомые аргументы. Целью послетекстовых стратегий является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии направлены на усвоение, обсуждение прочитанного, осмысление и главной, и второстепенной информации. На данном этапе происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. В ответ на прочитанное у обучающихся должны возникнуть чувства, эмоции, которыми они захотят поделиться с остальными. Из стратегий послетекстовых авторы выделяют приѐм «Ромашка Блума», «Отношения между вопросом и ответом» и другие. Важно отметить, что использование того или иного приема стратегии смыслового чтения зависит от типа текста, стиля и его содержания и структуры. Перед работой с текстом преподаватель проводит некое прогнозирование, то есть студенты работают с иллюстрациями, с заголовком, структурой. Совместно они пытаются понять о чем или о ком идет речь в данном тексте, предполагают, какая информация является главной, а какая – второстепенной. На заключительном этапе обучающиеся сравнивают ту информацию, о которой они говорили в начале работы с текстом, с той, которую получили в итоге работы. В результате систематической работы с текстом с применением стратегии смыслового чтения формируется читательская компетенция, необходимая и в профессиональной деятельности, и в процессе социализации. В заключение статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что применение современных образовательных технологий развивает индивидуальные способности обучающихся, личный потенциал, обогащает речь, лексический запас. Происходит не только формирование и развитие речевой и читательской компетенций обучающихся, но и активизация процесса мышления студентов, их поисковая и исследовательская деятельности, развивается способность мыслить критически. 470 Список литературы 1. Актуальные вопросы содержания и методики преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС: материалы региональной научно-практической конференции / отв. редактор Ю.В. Курбатова. – Белгород: БелИРО, 2019. – 299 с. Режим доступа: http://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/01/ sbornik_aktualnye-vopr-rus-jaz-fgos_28.11.2018- 1.pdf 2. Т.И. Фисенко. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках. - М: Просвещение, 2018 г.- 120 стр. 3. Чтение в составе универсальных учебных действий (По пособию для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: «Просвещение», 2017 г. – 70 стр. Электронные ресурсы: Досмаханова Р. А., Ажиев К. О., Файзуллаева А. Х. Дебатная технология на уроках русской литературы // Молодой ученый. — 2015. — №7.2. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/87/17206/ (дата обращения: 27.11.2020). Козенева Е. А, Технология "Дебаты" как современная образовательная технология в обучении русскому языку. http://открытыйурок.рф/статьи/664258/ (дата обращения: 20.11.2020). |