Главная страница

Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспективы. Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспекти. Нерсесянц В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы


Скачать 0.8 Mb.
НазваниеНерсесянц В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы
АнкорНерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспективы
Дата06.06.2022
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспекти.doc
ТипКнига
#573876
страница14 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Глава IV

ДИЛЕММА ПОСТСОЦИАЛИЗМА

1. Версия конца Истории:


капитализм как будущность социализма?

ХХ век — время практической реализации и проверки социалистической идеи, одной из самых фундамен­тальных и влиятельных во всей истории челове­чества. Теперь, к концу века, по Европе уже бродит призрак постсоциализма. Но нынешние попытки освободиться от социа­лизма, скорее, смахивают на неподготовленный побег, чем на продуманное движение в историческом времени и пространстве.

Между тем повсеместно становится все более очевидным, что проблему постсоциализма волевым выбором «хорошего» будущего не решить. Ключевой вопрос — куда и как можно и нужно идти после социализма — остается открытым.

Конечно, в самом общем виде ясно, что та или иная концепция постсоциализма зависит от того, как понимается и трактуется сам социализм, практически сложившийся в России и в ряде других стран (в меру уничтожения там частной собственности и социа­лизации средств производства).

Вместе с тем можно сказать, что только постсоциализм выявит подлинную природу и суть предшествующего социализма, его действительное место и значение в историческом процессе. Смысл нашего социалистического прошлого объективно-исторически опре­делится тем или иным вариантом возможного для нас постсоциа­листического будущего.

Ведь будущее — это всегда какой-то итог и резюме всего предшествующего развития. В смысле прошлого и настоящего объективно можно судить лишь по зрелым результатам буду­щего. Как сказано в Евангелии, «по плодам их узнаете их».

Причем характер постсоциалистического строя во многом определит и обозначит направление развития всей последующей истории. Отсюда и существенное значение той или иной концепции постсоциализма для понимания, трактовки и оценки как социа­лизма, так и исторического процесса в целом.

Здесь мы имеем дело с диалектикой всемирной истории. И логику движения от социализма к постсоциализму можно

128

адекватно уяснить лишь в контексте всемирно-исторического прогресса свободы и права.

Сегодня мы живем в редкое время — время обновления как самой истории, так и ее понимания. Современный кризис со­циализма обозначил начало нового большого поворота в ходе все­мирной истории. В такие эпохи появляется объективная возмож­ность мысленно заглянуть за предстоящий исторический поворот и благодаря такому новому видению будущего по-новому оценить прошлое и настоящее.

Сова Минервы, говорил Гегель, начинает свой полет в сумерки — во времена, когда на смену старому строю идет новый.

В конкретно-историческом плане для Гегеля речь шла о пре­одолении «старого режима» и победе нового строя, основанного на частной собственности и признании формально-правового равен­ства всех, т. е. о переходе от феодализма к капитализму. Для него всемирная история как прогресс свободы, по существу, кончается этим (капиталистическим) строем, поскольку, согласно его концеп­ции, уже невозможно ничего принципиально нового в развитии и формообразованиях свободы (сверх свободной частной собствен­ности, всеобщего формально-правового равенства и соответствующих им гражданского общества и правовой организации государства).

В условиях современного развала социализма идея конца ис­тории (в русле гегелевской ее трактовки) получила как бы прак­тическое подтверждение и вместе с тем новое дыхание'.

Концепция буржуазного, капиталистического конца истории и исторического прогресса была в эпоху Гегеля естественным и не­обходимым следствием последовательного признания и защиты принципа формального равенства индивидов, без которого не­возможны вообще право, индивидуальная свобода, собствен­ность и т. д. Если свобода возможна лишь в правовой форме, а право предполагает формальное равенство индивидов (и соответственно — их неравенство во владении собственностью, т. е. частную собст­венность), то отсюда Гегель для своего времени верно заключал, что предел свободы, ее высшая и последняя ступень в истори­ческом развитии (и в этом смысле — «конец истории») — это всеобщее формально-правовое равенство, признание которого как

' Этим обусловлено и широкое распространение статьи Ф. Фукуямы, который (со ссылкой на Гегеля и неогегельянца Кожева) дает гегельянское «добро» нынеш­нему процессу капитализации социализма и в целом капиталистическому (в духе, как говорят, современного западного либерального, рыночного и т. д. строя) концу мировой истории и человеческой цивилизации. См.: Фукуяма Френсис. Конец истории? //Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134-148.

129

раз и характерно для капитализма. Поэтому здесь, по существу, и остановилась гегелевская диалектика исторического прогресса свободы и права.

Примечательно, что и согласно марксизму присущие капита­лизму формы свободы (формальное равенство и свобода индивидов, частная собственность, гражданское общество и правовое госу­дарство) — последняя ступень в историческом прогрессе права (а именно — буржуазного права как наиболее развитого и исто­рически последнего типа права, согласно марксизму): после капи­тализма (т. е. при коммунизме) право и государство «отмирают», частная (и любая индивидуализированная) собственность на средства производства, «буржуазный индивидуализм» и т. д. отрицаются.

Принципиальная разница здесь в том, что для Гегеля капита­лизм — вершина исторического прогресса, а для марксизма и коммунистической идеологии — лишь последняя ступень в «предистории» человечества, настоящая история которого, по марк­систской версии, начнется с уничтожения капитализма и кончится «полным коммунизмом». Если Гегель отвергал коммунистическое по своей сути требование «фактического равенства» (равенство во владении собственностью и т. п.) из-за несовместимости такого «фактического равенства» с формальным равенством (т.е. с прин­ципом права и свободы), то коммунистическая доктрина и практика, напротив, отвергают принцип формального равенства (а следова­тельно, право, свободу, собственность индивидов и т. д.) ввиду его несоответствия требованию «фактического равенства».

И Гегель, и Маркс — при всем радикальном различии их позиций — одинаково отрицали дальнейший прогресс права, саму возможность послебуржуазного типа права, т. е. возможность раз­вития правовой формы свободы, появления более содержательной формы права, новой формы права, выражающей большую меру свободы индивидов, более высокую ее ступень.

Поскольку для Гегеля прогресс свободы в социальной истории в принципе возможен лишь в правовой форме, лишь как прогресс права (и государства как правового института), он и связывал конец истории с уже достигнутым (буржуазным) типом права.

В каком же соотношении находятся эти версии «конца истории» и в целом проблема исторического прогресса свободы и права с учетом последующей истории и практического опыта социализма?

Фундаментальный факт всемирно-исторического смысла и зна­чения состоит в том, что с учетом самих существенных критериев

130

(социальных, экономических, правовых, политических, моральных и т. д.) известный нам по практическому опыту XX в. социализм (социализм «советского образца», социализм в духе марксистско-ленинского учения) — это логически и практически единст­венно возможный пролетарский, небуржуазный (противополож­ный капитализму и всем частнособственническим обществам и радикально их отрицающий), а потому самый настоящий, под­линный, реальный социализм.

Социализм — переходный строй. Предполагалось, что уничто­жение экономического неравенства капитализма и создание со­циалистической собственности будут означать движение к ком­мунизму. Но в реальной истории это не подтвердилось. Хотя максимум того, что вообще можно реально сделать в направлении социализации и коммунизации собственности и жизни, уже давно сделано.

Между тем в историческом движении от неравенства к ра­венству социализм действительно занимает промежуточное, пе­реходное положение. Дело в том, что отсутствие экономического неравенства как принцип социализма — это лишь отрицание предшествующего экономического неравенства, но не утвержде­ние какого-то нового типа равенства. Сложилось межеумочное состояние «наличия отсутствия».

Конечно, отрицание прежнего неравенства — необходимый момент для перехода к новому, большему равенству, но момент еще негативный. Вслед за таким отрицательным моментом необ­ходимо и завершение — позитивный момент, достижение и утверждение нового равенства, т. е. абсолютно необходимой исходной базы для нового права.

Негативный характер принципа социализма обусловлен в ко­нечном счете тем, что социалистическая собственность (т. е. базис всего социализма) — это лишь последовательное и всеохваты­вающее отрицание частной собственности на средства производ­ства. Этот негативный принцип исключает возможность правового равенства и права в целом, правовой защиты людей, правовых гарантий и т. д.

С негативным характером принципа социализма и, следова­тельно, с отсутствием при социализме базиса для права связаны в конечном счете беспрецедентные трудности процесса возникно­вения и утверждения социализма. Социализм демонстрирует му­чительную диалектику исторического прогресса: общество, пре­одолев ценой огромных жертв предшествующее экономическое

131

неравенство, стало пленником своих достижений (отрицание эконо­мического неравенства) и в ожидании мифологического коммунизма застряло на негативной стадии социально-исторического развития.

Главная проблема постсоциализма связана с тем или иным от­ветом на вопрос о том, куда и как можно идти дальше от социа­листического принципа отсутствия экономического неравенства — назад, к восстановлению экономического неравенства (т. е. частной собственности, буржуазного права и т. д.) или вперед, к новому, большему равенству в экономике, праве и т. д.

Историческая миссия социализма полностью исчерпана социа­лизацией всех средств производства: отрицанием частной собст­венности и созданием социалистической собственности. Но вопреки предсказаниям этот строй не стал ступенью и дорогой к обещан­ному «полному коммунизму». Об этом убедительно свидетельст­вует безуспешность попыток совершенствования социализма на собственной основе, т. е. на базе господства социалистической

собственности.

Но заблокированным оказывается и возвратный путь от социализма к капитализму, к господству частной собственности, к деле­нию общества на собственников и несобственников, к экономи­ческой зависимости многих несобственников от немногих собственников. Социалистическая собственность, принадлежащая «всем вместе», по сути своей отрицает ее преобразование в частную собственность лишь некоторых, только меньшинства общества. А частная собственность на средства производства по природе своей такова, что она может быть лишь у некоторых, но не у всех членов общества.

Сложность нашего пути к настоящей собственности (а вместе с тем — к праву, свободе и т, д.) состоит в том, что от обезличен­ной социалистической собственности необходимо перейти к инди­вид уализиррванной собственности, но вместе с тем это не может быть возвратом к частной собственности.

В силу частнособственнической основы всякого до сих пор из­вестного права получается, казалось бы, совершенно тупиковая и неразрешимая ситуация: с одной стороны, жизненно необходимо от неправового, тоталитарного социализма перейти к правовому строю, но, с другой стороны, всякое движение в направлении к праву может вести лишь к частнособственническим отношениям. На этом тупиковом пути к праву (и всему остальному, что связа­но с правом и невозможно в условиях бесправия) оказались пока что и мероприятия по преобразованию социализма в капитализм.

132

Здесь, кстати говоря, коренятся глубинные причины неудач мно­голетних попыток осуществить их.

Но если невозможно просто вернуться к буржуазному праву и частной собственности, то к какому же тогда праву и к какой соб­ственности вообще можно идти от социализма?

Этот вопрос можно сформулировать и по-другому. Возможно ли такое право, которое признавало бы принцип всеобщего фор­мального равенства (т. е. необходимый принцип всякого права, права вообще) и вместе с тем не было бы буржуазным правом? С данным вопросом неразрывно связан и другой вопрос: возможна ли такая индивидуализированная собственность на средства производ­ства, которая вместе с тем не была бы частной собственностью?

Положительные ответы на эти вопросы означали бы преодоле­ние представлений о капитализме как «конце истории», принци­пиальную возможность (при наличии соответствующих объек­тивных условий) послебуржуазного прогресса свободы, права, собственности и т. д. и вместе с тем небуржуазные ориентиры и перспективы для постсоциалистического строя.

В последующем изложении мы как раз и попытаемся просле­дить логику исторического пути от капитализма и буржуазного права через антиправовой социализм к небуржуазному постсо­циалистическому праву.

2. Цивилизм и цивилитарное право

История социалистической собственности (и определяемого ею социализма в его «базисных» и «надстроечных» характеристиках) показывает, что она может возникнуть и утвердиться лишь вне­экономическим и внеправовым путем, а, чтобы общество нор­мально и эффективно функционировало, необходимо прямо противоположное — экономические и правовые формы, т. е. индивидуа­лизация и персонификация уже социализированной собственности, ее преобразование в настоящую собственность, ее возвращение к реальным и конкретным людям. Таково главное внутреннее про­тиворечие социалистической собственности и социализма в целом, в принципе не разрешимое в рамках социализма.

Преодоление социализма и переход к постсоциализму предпо­лагает ту или иную форму десоциализации сложившейся социа­листической собственности — исходной основы, сути и главного итога всего предшествующего социализма.

Успех таких преобразований зависит в конечном счете от учета общественной природы социалистической собственности,

133

того принципиального обстоятельства, что она является достоянием не государства, не политической власти и должностных лиц, а об­щества, народа, всех людей — «всех вместе, никого в отдельности».

В силу своей антиприватной, общественной природы социа­лизм и социалистическая собственность исключают чьи-либо привилегии на частную собственность, право некоторых стать собственниками за счет всех остальных.

Если настало время преодоления социализма (а такое время действительно настало), то следует исходить из того, что все граждане — в равной мере и с равным правом наследники со­циалистической собственности. Поэтому единственно справедливым и исторически перспективным способом разрешения назревшей необходимости преобразования социалистической собственности является ее всеобщая, полная и бесплатная индивидуализация, в результате которой каждый гражданин будет наделен реальным субъективным правом на одинаковую долю от всей десоциализи-руемой собственности.

Преобразование собственности «всех вместе» в равную граж­данскую собственность каждого в отдельности ознаменует собой переход от социализма к исторически новой ступени развития — к новому строю, где у каждого гражданина будет уже приобре­тенное, реальное и неотчуждаемое субъективное право на мини­мум собственности. Это и будет абсолютно справедливой для всех и каждого своеобразной «наследственной долей» от социалисти­ческой собственности. Причем за каждым гражданином будет признано право на любую другую собственность сверх граждан­ской собственности как общего минимума. Новый, послесоциалистический строй с такой гражданской (цивильной, цивилитарной) собственностью можно в отличие от капитализма и социализма на­звать цивилизмом', цивилитарным строем (от латинского «civis» — гражданин).

Такой переход от социалистической собственности к гражданской собственности, например применительно к Российской Федера­ции, можно выразить в следующей юридико-нормативной (точнее говоря, юридико-нормографической) форме:

1. Вся социалистическая собственность в Российской Федера­ции бесплатно индивидуализируется в пользу всех граждан по принципу равного права каждого гражданина на гражданскую

1 Подробнее см.: Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М„ 1992; Он же. Продолжение истории: от социализма к цивилизму //Вопросы философии. 1993. № 4.

134

собственность — одинаковую долю от всей преобразуемой социа­листической собственности.

2. В соответствии с такой десоциализацией социалистической собственности все ее объекты становятся объектами общей собст­венности всех граждан как равных сособственников, владельцев равных индивидуализированных долей собственности в рамках данной общей собственности.

3. Гражданская собственность у всех, без исключения, граждан одинакова. Арифметический размер доли каждого гражданина-сособственника в общей собственности всех граждан с учетом числа граждан Российской Федерации, тенденций в динамике народо­населения и необходимости создания резервного фонда гражданской собственности устанавливается в виде 1/160 000 000 доли общей собственности всех граждан.

Размер гражданской собственности с учетом изменений числа граждан и других обстоятельств определяется через каждые 5 лет. Изменения в объектах общей собственности граждан не влечет изменения самого арифметического размера гражданской собственности.

4. Юридический статус и титул каждого гражданина в качестве субъекта гражданской собственности официально удостоверяется надлежащим правовым документом о праве собственности.

5. Право на гражданскую собственность носит личный и неот­чуждаемый характер. Ни один гражданин не может быть лишен права на гражданскую собственность. Гражданская собственность отдельных граждан не подлежит изъятию из общей собствен­ности всех граждан.

6. Для каждого гражданина открывается личный счет граж­данской собственности, на который в централизованном порядке поступает равная для всех доля от всех доходов, полученных от об­щей собственности всех граждан в результате всех форм рыночно-хозяйственного использования объектов этой собственности.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта