Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспективы. Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспекти. Нерсесянц В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы
Скачать 0.8 Mb.
|
С учетом общественной, общенародной природы и принадлежности социалистической («огосударствленной») собственности можно сказать, что государственное присвоение прибавочного продукта — это по сути и в конечном счете общественное присвоение: то, что посредством политического принуждения взято (не додано) 77 у отдельных членов общества, поступает (за вычетом потребительских привилегий «уравниловки») обществу и народу в целом, «всем вместе». Но и это не эксплуатация (в экономико-правовом смысле) обществом в целом отдельного своего члена. Хотя, действительно, социализм — такой строй, где в принципе каждый работает (должен работать) на все общество, на весь народ, на «всех вместе», однако, во-первых, не вся потребительская («проедаемая») часть общественного (через «государство») присвоения прибавочного продукта идет на потребительские привилегии элиты (какая-то часть в той или иной мере возвращалась всем членам общества через общественные фонды потребления и общесоциальные мероприятия), а главное, производственная часть присвоения (то, что не «проедается») умножает социалистическую собственность всего общества, т.е. потенциальные экономические возможности не только «всех вместе», но и каждого в отдельности. Эта работа на будущее — ведущая идеология, главная позитивная мотивация и фундаментальный факт социализма как по сути своей переходного периода истории в тяжком и мучительном движении от прошлого к будущему, от прежних форм зависимости к большей свободе и большему равенству. Идеологи и строители социализма были воодушевлены представлением о социализме как первой ступени нового строя, неизбежно, прямо и без остановок ведущей к «светлому будущему» — полному коммунизму. Отсюда и тот энтузиазм, с которым несколько поколений советских людей существовали и работали для будущего, трудились для грядущих поколений. Без такого энтузиазма и исторической устремленности к «светлым вершинам», без массовой веры в коммунистическую перспективу социализма, с одним лишь кровавым насилием и нищенской, лагерной кормежкой было бы просто невозможно возникновение и утверждение социализма, этого беспрецедентно жестокого и беспощадного переходного строя. Современный кризис социализма, убедительно демонстрируя отсутствие у него обещанной коммунистической перспективы, вместе с тем со всей остротой ставит вопрос о реально-историческом смысле, месте и будущности этого переходного строя в координатах всемирной истории. * * * Идея уничтожения частной собственности не изобретение марксизма. Она так же стара, как и сама частная собственность. 78 Критика частной собственности, попытки преодолеть ее негативные проявления, оппозиция против нее как тень сопровождают всю историю становления и развития этого социально-экономического института. Уже в древности появился ряд проектов идеального устройства общественной жизни, в основе которых лежала идея запрещения частной собственности. Наиболее известными из них являются платоновские проекты идеального, совершенного строя, где нет частной собственности («Государство») или установлено имущественное равенство («Законы»). С отрицанием частной собственности, осуждением неравенства и требованиями обобществления имущества в общине верующих выступали представители раннего христианства. Так, согласно «Деяниям святых апостолов» (2, 44—45; 4, 32), в христианских общинах «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее», а средства, необходимые для жизни, члены общины «разделяли всем, смотря по нужде каждого». Согласно этим представлениям, богатым закрыт доступ в грядущее царство Божие. «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6, 20). К раннехристианской идеологии восходит и ряд других идей и положений, воспринятых затем в той или иной модернизации различными течениями социалистической мысли. Приведем некоторые из таких положений: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фее. 3, 10); «Но каждый получает свою награду по своему труду» (1 Коринф. 3, 8). Требование отрицания частной собственности было подхвачено и развито представителями утопического социализма. Идеи эгалитаризма и равной собственности развивали многие мыслители, в том числе и Руссо. В марксизме вопросы уничтожения частной собственности и установления общественной собственности ставятся и освещаются с пролетарско-коммунистических позиций, в общем контексте исторической смены различных социально-экономических формаций, анализа внутренних противоречий капитализма и их разрешения на путях пролетарской революции, обобществления собственности и перехода к новой, коммунистической формации. Во всемирно-историческом прогрессе способов, форм и отношений общественной жизни людей частная собственность сыграла огромную позитивную роль. Вместе с тем ей присущи недостатки, обусловленные ее природой. Отличительная особенность частной собственности состоит в том, что она представляет собой внутренне противоречивое единство формального (правового) равенства и экономической зависимости и несвободы. 79 Здесь коренятся всемирно-исторические коллизии, связанные с отношением к частной собственности. С одной стороны, свобода и равенство индивидов (в том числе и в экономических отношениях) невозможны без права, во внеправовых формах, а следовательно, и без частной собственности со всеми ее пороками и негативными последствиями, демонстрирующими недостатки и ограниченность лишь формального (правового) равенства и формальной свободы. С другой стороны, естественно-исторически возникшее и окрепшее в массовых движениях низов общества требование большего (чем допускает право) равенства и свободы, словом, так называемого «фактического равенства», противопоставляемого «иллюзорному» и «фиктивному» формально-правовому равенству, по существу означает не только уничтожение частной собственности, товарно-денежного производства, рынка и т. д., но вместе с тем и преодоление права, государственности и вообще всех прежних «надстроечных» форм и структур. По своей природе частная собственность на средства производства такова, что она, отражая процесс поляризации богатства и бедности, не может быть у всех членов общества: наличие в обществе частной собственности означает, что у одних (у меньшинства) она фактически есть, у других (у большинства) ее нет. Поэтому частная собственность выражает собой не просто имущественное различие между богатыми и бедными, но нечто гораздо более существенное — экономическую зависимость (даже при отсутствии всякой иной зависимости и принуждения) несобственников от собственника, порождающую эксплуатацию человека человеком. Как показывает опыт социализма, уничтожение частной собственности сопровождается ликвидацией прежнего (формально-правового) равенства, но не создает и в принципе не может создать какое-то другое, неправовое равенство («фактическое», потребительское и т. д.). В движении к «фактическому» (неправовому) равенству общество, по логике вещей, оказалось без исторически апробированных экономических и правовых регуляторов, место которых заняли силовые нормы, диктаторско-приказные средства и методы тоталитарной организации жизни. Все это, однако, не означает, будто коммунистическое движение против частной собственности, в русле которого возник и социализм, инспирировано какими-то идеологами или является какой-то исторической ошибкой, отклонением от магистральной линии цивилизации, тупиковой ветвью развития и т. д. Напротив, представленное в частной собственности противоречие между формальным (правовым) равенством и экономическим 80 подчинением является центральной проблемой всемирно-исторического прогресса равенства и свободы. Или капитализм (с буржуазной частной собственностью и буржуазным правом) является концом истории и последней ступенью в прогрессе человеческой свободы и равенства, или история продолжается и возможна новая, более высокая, чем капитализм, ступень прогресса. Дилемма эта поставлена всем ходом предшествующего развития. Здесь развилка всемирной истории, здесь определяются ориентиры и вектор последующего движения. Уже то обстоятельство, что в истории нашлись достаточно мощные социальные силы для практической реализации коммунистической идеи уничтожения частной собственности, свидетельствует об объективных социально-экономических причинах массового коммунистического движения против частнособственнического строя. Но отрицание присущей капитализму «экономической несвободы» вовсе не привело, вопреки марксистским ожиданиям, к позитивному утверждению экономической свободы. Здесь обнаруживается существенное расхождение между марксистскими ожиданиями коммунистического прыжка в «царство свободы» и реалиями тоталитарного социализма. В целом вопрос о судьбах права при социализме — это вопрос о возможности или невозможности существования и действия принципа формального равенства в условиях данного строя, исходной основой и отличительной особенностью которого как раз и является отрицание всякой частной собственности, а вместе с ней и формального (правового) равенства индивидов, включая и их отношения к средствам производства. Исторические реалии социализма XX в. наглядно и убедительно продемонстрировали неправовой характер не только отношений к средствам производства, но также и распределительных отношений, осуществление при социализме распределения предметов потребления не по принципу и нормам формального (правового) равенства, а по иным (неправовым), властно-приказным и планово-централизованным нормативам и правилам (пресловутая «уравниловка», потребительские привилегии, иерархия номенклатурного снабжения и т. д.). Силовые методы управления, тоталитарная диктатура, монополизация политической власти в руках правящей партии, отчуждение людей от собственности и власти, превращение человека в бесправный «винтик», массовые репрессии и произвол, сопровождающие социализм, свидетельствуют об отсутствии правовых начал и правовых отношений во всех сферах общественной 81 и политической жизни. Реалии социализма, таким образом, исторически и практически доказали, что отрицание права (формального, правового равенства индивидов) в фундаментальных для всего общества отношениях — в отношениях к средствам производства — неминуемо влечет за собой также и невозможность существования и действия права в каких-то иных локализованных, обособленных и изолированных сферах общественных отношений (например, в сфере распределения предметов потребления или, скажем, в политических отношениях, во взаимоотношениях между властью и индивидами, политическими структурами и обществом и т.п.). Там, где право лишено своей базисной основы и преодолено в своей сути, там оно отрицается в общем и в целом, без каких-либо исключений в виде особых правовых зон, сфер и резерваций. Если принцип формального, правового равенства отрицается по существу, то он не может быть сохранен в качестве привилегии лишь для какой-то части общества или фрагмента общественной жизни. Таков один из важнейших правовых уроков антиправового социализма. 2. «Огосударствление» всенародного достояния Широко распространено представление, будто обезличенность, «ничейность», отчужденность от конкретных людей, «огосударствленность» — это какие-то искажения, «деформации» социалистической собственности, отступления от ее сути, в силу чего и практически сложившийся (у нас в стране и в ряде других стран) строй — это, мол не социализм или не «настоящий», не «подлинный» социализм и т. д. Между тем дело обстоит как раз наоборот. Перечисленные характеристики социалистической собственности (обезличенность, «ничейность», отчужденность от людей, «огосударствленность» и т. д.) — это ее необходимые, сущностные свойства, а не случайные, извне привнесенные черты, от которых можно освободиться, сохраняя при этом социалистическую собственность. В социалистической собственности представлено единство двух взаимосвязанных и взаимодополняющих моментов — отрицание частной собственности (деприватизация) и создание общественной собственности. Последовательное и полное отрицание частной собственности означает тотальное, всеохватывающее отчуждение собственности на средства производства от индивидов, каждого, без исключения, члена общества в пользу абстрактного целого — общества в целом («всех трудящихся», «всего народа»), «всех вместе, но никого в отдельности». С другой стороны, 82 тотальное обобществление (социализация) всех средств производства означает поголовное лишение всех членов общества индивидуальной собственности на средства производства. Чтобы собственность оказалась у «всех вместе» (у абстрактной всеобщности), необходимо, конечно, изъять ее от «каждого в отдельности». Но «каждого в отдельности» в масштабах всей страны можно (и теоретически, и практически) лишить индивидуальной собственности на средства производства лишь при условии, что отчуждаемые у одних индивидов средства производства переходят не к другим индивидам (как в свое время наивно предлагали Руссо и другие эгалитаристы), а только к какому-то абстрактно-всеобщему (не индивидуализированному, надиндивидуальному) тотальному целому — обществу в целом, всему народу, «всем вместе», официально представляющему их «государству». Отсюда ясно, что без отчуждения собственности от индивидов, конкретных, живых, индивидуально определенных людей (в том числе и непосредственных производителей, самих трудящихся индивидов), без деперсонализации и обезличения («ничейности») субъекта обобществляемых средств производства, без абстрактно-всеобщего статуса этого субъекта абсолютно невозможны ни полное уничтожение частной собственности, ни обобществление всех средств производства, ни социалистическая собственность как таковая, ни, следовательно, и сам социализм как строй, где господствует социалистическая (т.е. деприватизированная и вместе с тем обобществленная) собственность на все средства производства в стране. Из внутренних свойств социалистической собственности, принадлежащей всему обществу, всему народу, «всем вместе, никому в отдельности», с необходимостью вытекает также, что она по своей природе вообще может возникнуть, утвердиться и функционировать лишь во всеобщей государственной форме, в абстрактно-всеобщей форме государственной собственности, поскольку государство — это абстрактно-всеобщая форма выражения общества в целом, всего народа, «всех вместе», единственная всеобщая организация официальной власти. Этим обусловлена необходимость государственной формы выражения социалистической собственности. Здесь, в самой природе социалистической собственности, а не в каких-то внешних «деформациях» и «отступлениях» лежат корни ее «огосударствления» («огосударствленности»). Причем важно иметь в виду, что применительно к социалистической собственности речь, по сути дела, идет (и должна идти) лишь о государственной форме ее выражения, но не о том, будто социалистическая собственность — это действительно настоящая 83 собственность самого государства (или его отдельных органов, составных частей и т. д.), а не общества, народа в целом, «всех вместе». У так называемого «государства» при социализме (т.е. в условиях отрицания частной собственности и господства общественной собственности) нет и не может быть какой-либо своей, только ему принадлежащей собственности, обособленной от обобществленной собственности общества, народа, «всех вместе». Иначе это была бы не социалистическая собственность народа в общегосударственной форме, а своя частная собственность в руках государства — особый вид (и статус) частной собственности (государственно-капиталистическая собственность в отличие от частнокапиталистической — подобно собственности государства при капитализме, которая при всей своей специфике (своеобразие субъекта собственности и т. д.) по своей экономической и правовой природе является именно частной собственностью. Далее, если бы вся обобществленная (социализированная) собственность принадлежала государству, была государственной собственностью (в смысле собственности государства при капитализме), то это был бы, конечно, не социализм, а чистый госкапитализм. Но исторически сложившийся социализм — это именно социализм, а не госкапитализм. И основным, главным, определяющим критерием и показателем здесь является общественная (общенародная) природа и принадлежность социалистической собственности на всех этапах истории социализма. Социалистическая собственность всегда (от революционной экспроприации и национализации до начала ее приватизации) оставалась античастной (антиприватной, отрицающей чью-то обособленную собственность на средства производства) и одновременно обобществленной, и никто (индивид, группа, партия, социальный слой, отдельный класс или политико-властная организация — от диктатуры пролетариата до «общенародного государства») не имел права на нее (в целом или на ее часть) как на лично свою только ему принадлежащую собственность, никто не был вправе утверждать: это собственность моя, а не народа, общества, всех его членов, вместе взятых. Если вообще применительно к ситуации общественных средств производства пользоваться (по существу — условно, по аналогии, во многом метафорично) терминами «собственность», «собственник», «субъект собственности» и т. д., то государство — это не собственник социализированных средств производства, не субъект права собственности, а лишь официальный (политико-властный) представитель общества в целом, всего народа, чьим достоянием является социалистическая собственность. Этим, по существу, определены 84 смысл и границы полномочий государства при социализме по защите и управлению обобществленными средствами производства. И здесь государство должно действовать лишь в направлении и пределах, не нарушающих общественную, социалистическую природу собственности. Оно вообще не вправе по своему усмотрению, без согласия общества, менять тип собственности, десоциализировать (денационализировать и приватизировать) ее полностью или частично, признавать кого-либо (кроме общества и народа в целом) субъектом социализированной собственности. |