Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспективы. Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспекти. Нерсесянц В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы
Скачать 0.8 Mb.
|
Согласно марксизму всеобщее трудовое измерение при социализме означает прежде всего и в конечном счете определение людей (членов социалистического общества) лишь в качестве «трудящихся», «только как рабочих»'. Такое только «трудовое», «рабочее» измерение и признание людей как раз исключает саму возможность их экономического, правового, морального и т. д. измерения. Ведь если люди — это только «рабочие», то они, во-первых, все должны работать (всеобщая трудовая повинность по социалистическому принципу: «кто не работает, тот не ест», т. е. принудительный характер труда), а во-вторых, только «трудящимся» (только «за труд», за «трудовой пай») может полагаться и «потребительский пай». Но складывающееся здесь соотношение между потребительским и трудовым паями, между трудом и потреблением, между людьми в качестве производителей и этими же людьми в качестве потребителей определяется не принципом формального (правового) равенства, а политико-властными (внеэкономическими и внеправовыми) регуляторами. Оплата «по труду» (по его количеству и качеству) и, следовательно, соответствующее «право производителей пропорционально доставляемому ими труду» здесь невозможны уже потому, что вместо 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. С. 19. 70 объективных форм и критериев выявления общественно значимого количества и качества труда (через товарно-стоимостные и рыночные формы, свободу спроса и предложения, купли и продажи и т. д.) в условиях обобществления средств производства и труда начинают действовать произвольные, властно определяемые формы и критерии. Труд оплачивается здесь не по его количеству и качеству, а по классовой, политико-властной оценке труда и их носителей (соответствующих социальных слоев, групп, классов) в системе диктатуры пролетариата и тоталитарного социалистического строя. Связь между оплатой и трудом становится социально-политической и теряет экономико-правовой характер. Об отсутствии каких-либо пропорциональных (т.е. эквивалентных, экономико-правовых) связей и соотношений между потреблением и трудом при социализме свидетельствуют пресловутые трудовая «выводиловка», потребительская «уравниловка» и т. д. в сочетании с так называемым «номенклатурным» распределением благ и потребительских привилегий. Когда индивидуальный труд уже без рыночного механизма реального спроса и предложения, без всякого объективного способа проверки и удостоверения его свойств и результатов со стороны самих членов общества, будущих потребителей продуктов этого труда, — словом, непосредственно существует как составная часть совокупного труда, мы как раз оказываемся в знакомой ситуации реального (нетоварного, безрыночного) социализма с его неэкономическими и неправовыми отношениями производства и распределения продуктов труда. Количество и качество труда, его общественная полезность и значимость здесь определяются не рынком, не объективными потребностями самих участников процесса труда и потребителей его результатов, а «сверху», в централизованно-плановом порядке, путем политико-властных решений. Последствия этого общеизвестны: тенденция к производству для производства и его превращению в затратный механизм, диктат производства над потреблением, количественных показателей над качественными (не только в производстве и потреблении, но и во всех сферах жизни), минимизация личной потребительской «собственности», нивелирование труда и его оплаты («выводиловка», «уравниловка» и т. д. — в пользу «низов», с привилегиями для «верхов», в ущерб лучшим, талантливым, творческим работникам), низкая производительность труда, отторжение научно-технического прогресса, хронический дефицит и низкое качество продуктов и услуг, полный запрет и криминализация хозяйственной самостоятельности и активности индивидов и 71 параллельный рост преступности, широкое распространение нелегальных (параллельных) форм производства и распределения (от спекуляции, частнопредпринимательской деятельности, системы краж и хищений социалистического имущества и т. д. до мощной «теневой экономики», мафиозных политико-хозяйственных кланов и в целом организованной преступности). Марксистское положение о сохранении при социализме буржуазного «равного права» для распределения предметов потребления «по труду» («равная оплата за равный труд»), по сути дела, имеет в виду замену права — трудом, правового регулятора — трудовым регулятором, всеобщего правового масштаба и равной правовой меры — всеобщим трудовым масштабом и трудовой мерой, труда по найму (по свободному, добровольному договору) — всеобщей трудовой повинностью. И надо признать, что процесс становления и утверждения социализма (и логика его идеологического, социального, политического и хозяйственного развития) по-своему подтверждает подобную замену — полное вытеснение права как специфического регулятора по принципу формального равенства (в том числе из сферы труда и распределительных отношений) и попытку внедрения прямой и непосредственной «трудовой регуляции» во все сферы жизни общества. Из направлений и форм подобной «трудовой регуляции» можно, к примеру, назвать такие, как борьба «трудящихся» против «нетрудящихся» и «нетрудовых, доходов», «не трудящийся да не ест», всеобщая трудовая повинность и уголовная ответственность за уклонение от труда, железная «фабричная» дисциплина и трудовой распорядок для всего общества — вместо единого правопорядка; централизованно-плановый учет, использование и распределение трудовых ресурсов, «рабсилы» в масштабах всей страны, внеэкономические и внеправовые средства и формы прикрепления городского и особенно сельского населения к труду, к определенному месту, региону и сфере труда, возвышение «физического труда» и принижение, обесценение интеллектуальной деятельности, трудовое воспитание и перевоспитание людей для создания нового человека — «человека труда», массовое распространение исправительно-трудовых лагерей и колоний, уравнительные тенденции в труде и потребительском обеспечении с учетом места и значения соответствующих классов, слоев и групп трудящихся в общей иерархической организации «всех трудящихся» и т. д. Причем практика использования такого «трудового регулятора», как во многом и его теория, была воодушевлена распространенными пролетарскими представлениями, будто «всех кормят» представители «физического труда», а творческая интеллигенция, представители 72 «умственного труда» ведут в своем большинстве нетрудовой, «паразитический» образ жизни. Общественное богатство, согласно этим представлениям, создается лишь людьми «физического труда», так называемыми «непосредственными производителями» («рабочими», «тружениками фабрик и полей» и т. д.). Что же касается различных форм умственной деятельности, то они, с точки зрения подобной «трудовой» идеологии и регуляции, или вредны и бесполезны, или, в лучшем случае, по необходимости (до полного преодоления противоположностей между умственным и физическим трудом) терпимы и нужны в меру обслуживания «трудовой интеллигенцией» потребностей социалистического производства и «интересов трудящихся», соответственно степени превращения результатов умственной деятельности в непосредственную производительную силу. Впрочем, истоки подобных представлений тянутся к трудовой теории стоимости, в рамках которой невозможно адекватно осмыслить ценность и значение науки, искусства, культуры и в целом творческой деятельности. В целом реализация марксистских представлений о буржуазном «равном праве» при социализме — в виде измерения соответствующих общественных отношений «равной мерой — трудом»1, — практически ничем не отличалась от иных внеэкономических и внеправовых мероприятий и установлений диктатуры пролетариата. Сфера распределительных отношений и оплаты производителей не была в этом смысле каким-то правовым исключением, не стала своеобразным «правовым Эльдорадо». Да этого не могло произойти уже потому, что труд не может заменить право и выполнять его функции. Дело в том, что правовое равенство, равная мера права, право как всеобщий масштаб регуляции («измерения»), с одной стороны, и трудовое «равенство», «равная мера» труда, труд как масштаб «измерения» общественных отношений, с другой стороны, — это два принципиально различных феномена. Принципиальная разница здесь прежде всего в том, что правовое равенство предполагает свободу индивидов, а так называемое трудовое «равенство» — принудительный труд несвободных людей. Далее, право— это форма, принцип, мера, норма, масштаб для регулируемых (для «измеряемых» и оцениваемых) фактических отношений, и оно (право) как регулятор и «измеритель» абстрагировано от самих этих регулируемых и «измеряемых» отношений, не совпадает с ними. Право регулирует и «измеряет» не право, а например, трудовые, распределительные и другие отношения. Труд же сам по себе — это некая фактичность, фактический ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19. 73 процесс, фактическое отношение, и он не может сам себя измерять и регулировать, не может быть собственной формой, принципом и нормой. Если бы «равенство», «равная мера» и т. д. были бы непосредственными, внутренними свойствами самого труда, то человечеству не надо было бы изобретать другие общезначимые средства и масштабы (весы, рынок, деньги, право и т. д.) для «измерения» и определения его количества и качества. И всемирная история, включая и историю социализма, показывает и практически доказывает, что сам труд только при экономико-правовом бытии, оформлении, опосредовании и «измерении» является добровольным, свободным трудом, трудом свободного, независимого и самостоятельного индивида, трудом свободных людей для свободных людей, трудом индивида-собственника, — если не средств производства, то, как минимум (крайний случай — марксистский «пролетарий»), собственника своей рабочей силы, своих способностей к труду. В условиях же уничтожения частной (и всякой индивидуальной) собственности, (в том числе и на свою рабочую силу) и обобществления всех богатств, средств производства фактически обобществленными, социализированными и «огосударствленными» оказываются все производительные силы страны, включая «рабсилу», «трудовые ресурсы» и т. д., — словом, труд и его носители. Это находит свое выражение во всеобщей обязанности трудиться, во всеобщей трудовой повинности, в принудительном характере труда. В «Манифесте» в качестве одной из мер «деспотического вмешательства в право собственности и буржуазные производственные отношения» (т.е. неэкономических и неправовых мер) указывается: «Одинаковая обязанность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности" для земледелия»'. Это положение было воспринято и развито Лениным, принято на вооружение и по сверхмаксимуму использовано в ходе строительства и утверждения социализма. Особо подчеркивая значение государственного контроля за мерой труда и мерой потребления при социализме, он, по существу, имел в виду неправовые, насильственные средства диктатуры, поскольку для него государство и классовая диктатура — одно и то же. «Только теперь, — отмечал он, — мы можем оценить всю правильность замечаний Энгельса, когда он беспощадно издевался над нелепостью соединения слов: «свобода» и «государство». Пока есть государство, нет 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447. 74 свободы Когда будет свобода, не будет государства»'. Иначе говоря, при социализме «государство» (диктатура пролетариата) и соответствующее «право», по Ленину, это не формы свободы, не формы ее бытия, выражения, осуществления и защиты, а, напротив, формы отрицания свободы, средства принуждения и организованного насилия. Также и в сфере социалистического распределения невозможно предполагавшееся марксистской доктриной сохранение буржуазного «равного права», поскольку в этой сфере, как и в других сферах социализма, отсутствуют, как мы видели, основания и условия, объективно необходимые для наличия и действия правового принципа формальной свободы и равенства индивидов. Так, очевидно, что общеобязательность труда, всеобщая трудовая повинность при социализме, открыто признаваемая в марксистской теории и последовательно осуществленная практически в условиях социализма, представляет собой силовое, внеэкономическое и внеправовое принуждение к труду. Если даже такое насилие будет облечено в форму конституционного требования, закона и других общеобязательных актов (декретов, постановлений, указов, инструкций и т. д.), поддержанных государственным принуждением, то все равно оно, это насилие, останется внеэкономическим и внеправовым, будет по существу несовместимо со свободой индивида, с принципом формального равенства членов общества (и не только в распределительных отношениях). Само собой разумеется и то, что принудительность труда несовместима с правовым принципом формального равенства, свободы и независимости сторон (работодателя и рабочего, нанимателя и нанимающегося на работу) при заключении трудового договора и в целом в трудовых отношениях. * * * Уничтожение частной собственности и обобществление средств производства хотя и ликвидировали прежнюю экономическую эксплуатацию человека человеком, но не привели к предсказанному освобождению труда и преодолению отчуждения непосредственных производителей от средств производства и продуктов труда. В условиях господства буржуазной частной собственности формальное (правовое) равенство и свобода всех индивидов сочетаются с экономической зависимостью несобственника от собственника. При социализме в силу отсутствия индивидуальной 1 Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 33. С. 95. 75 собственности на средства производства нет ни этой экономической зависимости одного индивида от другого, ни, следовательно, выражающей такую зависимость «эксплуатации человека человеком», т.е. экономического, производственного присвоения одним человеком части результатов труда другого человека. Но члены социалистического общества, все, без исключения, лишенные права индивидуальной собственности на средства производства, оказываются в полной внеэкономической и внеправовой зависимости от политической власти (от «(государства» диктатуры пролетариата), централизовавшей в своих руках все производительные силы страны, все социализированное имущество. В рамках такой тотальной политической (властно-принудительной, организованно-насильственной) зависимости людей от «государства» — монополиста власти и имущества именно оно регламентирует все вопросы жизни и труда членов общества, включая и размер потребительской платы за труд, а следовательно, и величину присваиваемого прибавочного продукта. Такое основанное на политическом насилии изъятие прибавочного продукта является, конечно, формой угнетения и подавления людей, но это не эксплуатация в экономико-правовом смысле не только потому, что здесь вообще отсутствуют экономические и правовые отношения между государством и непосредственными производителями, но и потому, что у государства при социализме нет своей собственности. В силу этого все государственное присвоение (за счет принудительности труда и минимизации его оплаты) автоматически увеличивает социалистическую собственность общества и народа в целом, «всех вместе». Таким образом, государственное присвоение прибавочного продукта у непосредственных производителей не является экономико-производственным присвоением (т.е. эксплуатацией) в пользу какого-либо индивида или конкретно-определенного субъекта собственности на средства производства (государства, государственных органов, должностных лиц и т. д.), поскольку таковые в принципе исключаются абстрактной конструкцией общественной социалистической собственности «всех вместе, но никого в отдельности». Если бы то, что обычно применительно к социализму называют государственной собственностью, действительно было бы собственностью именно государства как обособленного и самостоятельного субъекта права собственности, то тогда государственное присвоение прибавочного продукта было бы не только угнетением, но и эксплуатацией работников государством. Но «государство» при социализме — лишь представитель абстрактно-всеобщего владельца социалистической собственности, т.е. общества и народа в целом, «всех вместе, никого в отдельности». 76 Вместе с тем ясно, что государственное присвоение неоплаченной части продукта труда членов общества усиливает хозяйственную монополию политической власти, служит источником для обеспечения потребительских привилегий правящей партийно-политической элиты и в целом укрепляет тоталитарную систему управления страной. Но привилегии членов правящей элиты (как следствие перераспределения среди них части присвоенного прибавочного продукта) представляют собой не экономико-производственное присвоение, а косвенное потребительское присвоение (в виде большей зарплаты, спецобслуживания, различных форм «номенклатурного» обеспечения, предоставления персональных дач, машин и т. д.). Однако существенное экономическое отличие такого косвенного потребительского присвоения при социализме от эксплуатации человека человеком состоит в том, что потребительские привилегии (и соответствующие виды потребительского присвоения) не выходят за границы принципа социализма (отсутствие экономического неравенства, запрет частной собственности на средства производства и их обобществление). И как бы ни были велики и разнообразны эти потребительские присвоения, никто (в том числе ни один член высшей элиты) в принципе и легально не имеет привилегии на экономическое неравенство — привилегии частной собственности на средства производства, привилегии производственного присвоения, привилегии капитализации и экономической эксплуатации. Совсем другое дело — нелегальные формы производственного присвоения при социализме (так называемые «теневая экономика», мафиозные кланы, номенклатурные политико-хозяйственные образования и т. д.), при организации которых помимо прямых хищений и иных преступных присвоений объектов социалистической собственности фактически могут быть использованы и, следовательно, капитализированы накопленные средства потребительского присвоения. Широкое распространение этих нелегальных форм экономической деятельности в социалистическом обществе как раз и стало свидетельством фундаментального кризиса социализма — кризиса самого его принципа, в условиях которого «теневая экономика», по существу, была легализована и начался процесс приватизации общественной собственности и одновременно — ее подлинного огосударствления, этатизации. |