Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспективы. Нерсесянц_В_С_Право_математика_свободы_Опыт_прошлого_и_перспекти. Нерсесянц В. С. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы
Скачать 0.8 Mb.
|
Достигнутое Ликургом сочетание трех начал правления (т. е. трех властей: царской власти, власти народа и власти старейшин), по словам Полибия, обеспечило спартанцам свободу на долгое время. Анализирует Полибий и полномочия «трех властей» в Римском государстве: власти консулов, сената и народа, выражающих соответственно царское, аристократическое и демократическое начала. Он показывает, каким образом правление государством распределяется между этими тремя властями, и освещает те правовые основания, процедуры и средства, с помощью которых отдельные власти могут при необходимости мешать друг другу или, наоборот, оказывать взаимную поддержку и воздействие. Возможные претензии одной власти на неправомерное и несоответствующее ей большее значение встречают надлежащее противодействие других властей; в итоге достигается справедливый порядок их соотношений, и государство в целом сохраняет свою прочность и стабильность. Легко заметить, что при всех исторических и социально-политических различиях между античной концепцией смешанного правления и последующей теорией разделения властей у них есть и существенно важные общие моменты. Так, в смешанной форме правления (особенно четко у Полибия) полномочия представителей различных форм правления, как и полномочия различных властей в теории разделения властей, не сливаются в одно единое начало и не теряют своей специфики и особенностей, а остаются разделенными и относительно самостоятельными, взаимодействуют, сочетаются и сосуществуют, взаимно сдерживая и уравновешивая друг друга в рамках стабильного целого — государственного строя. Цель в обоих случаях одна — формирование такой конструкции государственной власти, при которой полномочия правления не сосредоточены в одном центре (начале), не сконцентрированы у одного органа (одной из властей), а справедливо распределены (в виде сфер ведения и правомочий разных властей) между различными взаимно сдерживающими, противодействующими и уравновешивающими началами — составными частями общегосударственной власти. Заметный шаг в направлении к теории правового государства был сделан в политико-правовых учениях древнеримских мыслителей, особенно в творчестве Цицерона. Представления древнегреческих авторов о взаимосвязи государства и права, политики 33 и закона получают развитие и новое выражение в его трактовке государства как публично-правовой общности. Государство (respublica) — это, по определению Цицерона, дело, достояние народа (res populi). Он поясняет, что «народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»'. Государство, по Цицерону, предстает не только как выражение общего интереса его свободных членов, что было характерно и для многих древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное организационно-правовое образование, как правовая форма организации «общего дела». Право, таким образом, является, согласно Цицерону, необходимым конституирующим источником государственности вообще. Под правом при этом имеется в виду естественное право — право, вытекающее из разумной природы человека и всего окружающего его мира как творения высшего (божественного) разума. Именно потому, что людям, как божьим творениям, по природе присущи разум, право, справедливость, стала возможной их правовая общность в виде государства. Источник и основание государства — естественное право народа, формирующего в виде государства правовой порядок своей жизни. Таким образом, в цицероновской трактовке государства (республики) как правовой организации дела народа присутствуют идеи как республиканизма, так и народного суверенитета (по естественному праву). Это очень существенное достижение на пути к уяснению правового источника и правового смысла государственности. Государство, согласно цицероновской концепции, является правовым не в силу соблюдения им своих же законов и внешних обстоятельств, а потому, что государство по своему источнику, по своей «материии» и сути — это право, естественное право народа, согласованное и упорядоченное. Из концепции Цицерона вытекает необходимость соответствия законов государства требованиям естественного права. Только такие законы справедливы. Что же касается несправедливых законов, то они «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»2. Имея в виду справедливые законы, Цицерон видит важную их роль в регламентировании властно-политических отношений, в регулировании отношений между гражданами и государством. 1 Цицерон. Диалоги. М , 1966. С. 20. 2 Там же. С. 113. 34 Законами следует установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения»'. Он формулирует важный правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все»2. Равенство граждан перед законом государства вытекает уже из того, что само государство — это общее право всех граждан. Они, таким образом, являются равными субъектами права, правовых связей, правовых отношений, правового общения, общего правопорядка. Отстаивая такое правовое (формальное) равенство людей, Цицерон отвергает их фактическое (имущественное, умственное и т. д.) равенство. «Поэтому, — замечает он, — если закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех, то на каком праве может держаться общество граждан, когда их положение неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы. Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»3. Правовое равенство граждан, по мысли Цицерона, достижимо лишь при смешанной форме государства, образуемой из элементов царского правления, аристократии и демократии. «Ибо, — замечает он, — желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы. одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа»4. Цицерон отмечает опасность крена в сторону того или иного начала смешанной формы государства и выступает за их взаимное равновесие путем «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий»5 между ними. Реальность и действенность государства как дела народа и общего правопорядка, по мысли Цицерона, во многом зависят от политической и правовой активности всего населения. В этой связи он подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц»6. Ведь свобода гражданина — это его права, т. е. составная часть общего правопорядка, всей государственности. Для развития правовых форм регуляции политических отношений существенное значение имели разработанные римскими юристами положения о делении права на частное и публичное, ' Цицерон. Диалоги. М., 1966. С.134. 2 Там же. С. 139. 3 Там же. С. 24. 4 Там же. С. 32. 5 Там же. С. 49. 6 Там же. С. 46. 35 о свободном индивиде как субъекте права, распространении данной конструкции на сферу публично-правовых отношений и т. д. Идеи и конструкции античных классиков и античной практики по широкому кругу проблем правовой организации политической власти были в центре внимания мыслителей средневековья и Нового времени и оказали заметное влияние на становление и развитие исторически прогрессивных учений о разделении властей, конституционализме, правовом государстве. * * * В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правовой государственности в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового, восходящего строя требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория права и государства была разработана в трудах Г. Греция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых представлений о правах и свободах личности, о необходимости господства права и отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. Важным составным моментом новых представлений о естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. «Государство, — писал Гроций, — есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»'. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Греция и целого ряда последующих мыслителей) и положение о естественном праве 1 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74. 36 людей оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора. Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода»'. Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается»2, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тираническому правлению. В этой связи Спиноза выделяет и исследует факторы, определяющие пределы государственной власти в ее отношениях с индивидами. Во-первых, замечает он, такой предел обусловлен собственной природой государства, тем, что оно «зиждется на разуме и направляется им»3. Во-вторых, к праву государства не относится «все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами»4. Так, согласно Спинозе, вне государственного вмешательства в жизнь и дела гражданина, т. е. в сфере его естественного права, находятся способность суждения, свобода совести, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право человека не свидетельствовать против самого себя, его право на попытку избежать смерти и т. д. «В-третьих, наконец, — пишет он, — нельзя упускать из виду, что к праву государства менее относится то, на что негодует большинство»5. Это означало, что право государства должно соответствовать мнению большинства и что государственная власть должна считаться с общественным мнением. Последовательная либеральная доктрина господства права, правовой организации государственной жизни на основе принципа разделения властей, верховенства закона и соблюдения неотчуждаемых прав и свобод индивида была разработана Д. Локком. Такую правовую форму государства он противопоставляет деспотизму (всем остальным видам правления). Закон природы, согласно Локку, является выражением разумности человеческого существа и «требует мира и безопасности для всего человечества»6. В духе естественно-правового принципа — воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее — Локк обозначает совокупность основных прав человека как право 1Спиноза Б. Избранные произведения. Т.2. М., 1957. С. 261. 2 Там же. С. 300. 3 Там же. С. 302. 4 Там же. 5 Там же. С. 303. 6 Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1960. С. 8. 37 собственности, т. е. как право на свое, собственное, не отчуждаемое без воли самого индивида. Каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»'. Обеспечение этих неотчуждаемых прав человека и является главной целью договорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. Причем данный закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя как права человека, так и характер и пределы полномочий политической власти. Обеспечение неотчуждаемых прав человека в условиях государственности Локк связывает с двумя существенными моментами. Первый из них заключается в необходимости разделения властей (на законодательную, исполнительную и федеративную), без чего политическая власть неизбежно превратится в абсолютную и деспотическую силу в руках одного органа или лица. Разделение властей — необходимое условие соблюдения требований общественного договора и его сути — признания и защиты неотчуждаемых прав человека. Второй существенный момент состоит в «доктрине законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти»2. Законность такого сопротивления как формы борьбы за право человека (вплоть до восстания против деспотической власти) коренится, согласно Локку, в суверенных правомочиях народа — учредителя государства. И после заключения общественного договора народ остается сувереном- и судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или эти власти стали отклоняться от условий договора и нарушать их. Общественный договор, таким образом, — это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, и договорные отношения населения с политической властью — непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действиями властей. Данный принцип, опирающийся на идею народного суверенитета и положение о неотчуждаемых правах человека, Локк противопоставляет феодальным представлениям о прирожденном подданстве людей, о естественном праве власти на людей как на свою собственность, о безусловной, не зависящей от человека и как бы самой природой предопределенной его связанности с данной властью. ' Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. М.. 1960. С. 50. 2 Там же. С. 116. 38 Индивид не безвольный подданный государства, а его добровольный член. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства, — подчеркивает Локк, — делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь, поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми»'. Договорная концепция государства (договорный характер его происхождения, сущности, целей, функций и пределов деятельности, договорная форма установления гражданства — добровольность членства людей в государстве и т. д.) в трактовке Локка предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не абсолютное право государства и безусловную обязанность у подданных, как это, например, имеет место в гоббсовской интерпретации идеи договорного возникновения государства. Абсолютную власть, которая всегда означает изначальное бесправие подданных и октроированный характер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав и свобод, Локк вообще не признает в качестве формы государственного устройства и гражданского правления. Такая деспотическая власть ввергает людей в рабство; она хуже естественного состояния с его хотя и недостаточно гарантированными, но все же равными правами и свободами всех. Большим достоинством локковского учения о правах человека является и подчеркивание в нем необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, — писал Локк, — целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы»2. С позиций такого понимания законности как общеобязательного выражения (в соответствии с целями и требованиями общественного договора) в гражданском состоянии неотчуждаемых прав и свобод человека Локк отвергает вульгарные представления о свободе как произвольном усмотрении и несвязанности никаким законом. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, — писал Локк, — заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное ' Локк А Избранные философские произведения. Т.2. М., 1960. С.68. 2 Там же. С. 34. 39 законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»1. Выраженный здесь Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь словесно несколько отличается от последующей, дошедшей до нас формулы: «разрешено все, что не запрещено законом». Кстати говоря, Локк более точен, поскольку этот принцип правомерен лишь применительно к индивиду, но не к носителям власти (государственным органам, должностным лицам), в отношении которых должен действовать другой правовой принцип: «запрещено все, что не разрешено законом». Признание, защита и реализация неотчуждаемых прав и свобод человека в гражданском состоянии, по Локку, возможны, таким образом, лишь при определенных условиях и гарантиях. В числе таких условий — как правовое качество закона (выражение и защита в законе прав и свобод индивидов), так и надлежащее устройство самой государственности (путем разделения властей). |