Главная страница
Навигация по странице:

  • Ученые предполагают, что главная задача креативина – это поощрение исследовательской и творческой активности.

  • книга. Нлп. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами Умный тренинг, меняющий жизнь


    Скачать 1.27 Mb.
    НазваниеНлп. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами Умный тренинг, меняющий жизнь
    Анкоркнига
    Дата19.01.2022
    Размер1.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаVladislavova_NLP-Energiya-schastya-Psihotehnologii-dlya-upravlen.pdf
    ТипДокументы
    #335931
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16
    В общем, как бы допамин ни «гнал нас к счастью», его пинки нельзя воспринимать
    всерьез, если мы до того не выспались, не отдохнули и не прояснили отношения с
    близкими людьми. Губит не вещество, а доза.
    Допаминовые «засады» не менее опасны, чем эндорфиновые и окситоциновые.
    И в то же время допамин в адекватных количествах формирует в нас целеустремленность, нарабатывает «волевые мышцы» и воспитывает из нас победителей.
    Вот примеры осознания в себе «допаминовых контекстов» некоторыми участниками курса о счастье.
    «Однозначно люблю дофаминовый приход после удачных консультаций. После спорта
    конечно. Но больше всего получаю дофамин, когда лень было что-то сделать, а я сделала!
    Вот тогда меня прямо волной накрывает, и именно эта волна дает энергию на
    продолжение начатого и вывод его в систему».
    «Я всегда любила заниматься спортом, некоторое время назад начала делать это более
    осознанно, поставила себе цель и к ней иду потихоньку.
    Каждый раз в спортзале, достигая маленькую цель (часть большой цели), испытываю
    радость от очередной победы над собой! Это мне придает большую уверенность в себе!
    Когда у меня получается какое-то сложное упражнение, я его называю всегда „мое
    любимое“ для обмана моего мозга, я еще больше радуюсь себе.
    Сейчас, в период самоизоляции, я ставлю себе цель через день заниматься спортом. У меня
    всегда прекрасное настроение, даже если изначально я не хотела заниматься, но поборола
    лень.
    Еще, что касается работы, когда я долго что-то разрабатываю, потом выступаю и
    получаю большую поддержку и похвалу коллег, друзей и просто незнакомых людей, мне
    становится очень приятно и хочется это повторять».
    «У меня допамин выделяется при вычеркивании выполненных пунктов плана, аж пищу от
    счастья и горжусь собой.
    Еще после тренировки в фитнес-студии, когда понимаю, какая я умница, что пришла.
    После выступления на профессиональных тренингах или после уроков со взрослыми
    студентами, когда я понимаю, что все получилось так, как хотела, и я хороша!!!
    После достижений целей любого характера.
    И вот моя школа английского языка имеет допаминовое название „YES!“, в которое я
    вложила смысл „Да! Я это сделала!!! Теперь могу говорить на английском!“».
    «Ставил цель и шел к ней. Причем была внутренняя уверенность, что все получится.
    Были моменты, когда большинство людей из окружения сомневались, отговаривали,
    говорили, что ничего не выйдет. Внутри себя я точно знал, что должно получиться, и
    получалось!

    45
    К примеру, написание и защита кандидатской диссертации. Писал сам. Защищал в Москве.
    Было не все так просто, поскольку я из-за МКАДа, хоть и жил в Москве какое-то время. На
    все ушло около года. Сказать по-честному, написалось все само.
    После института работал преподавателем в одной из частных бизнес-школ. Мы проводили
    дискуссионные вчера, где обсуждали актуальные экономические темы вместе со
    студентами. Несколько раз, наблюдая за развитием темы, занимал противоположную
    большинству позицию. И старался аргументированно ее отстоять. Наблюдал, как против
    меня (иногда отстаивал свою позицию в одиночестве) ополчалась вся группа ребят. Если
    по-честному, то я их сплачивал и провоцировал на конфликт (агрессию) и выработку идей.
    Заметил, что в такой обстановке часто рождались какие-то новые идеи и мысли, которые
    были интересны не только им, но также и мне. Иногда даже – какие-то откровения.
    Полагаю, здесь не обошлось без допамина».
    «Люблю ставить цели чуть выше, чем нужно. Мотивирует серьезно. А когда получается –
    такой драйв!! А еще когда, вопреки мнению окружающих „у тебя не получится“, все
    получается – это увеличивает восторг многократно!!! Фраза „Делать и хотеть большего,
    это не значит достигать большего“. Прямо про меня, постоянно себе делаю вызов.
    Недавний пример. Работа с графиком 2/2, есть возможность работать и из дома. В итоге
    я работаю и в салоне, и дома, то есть фактически без выходных. Финансы при этом не
    увеличиваются. И кажется, что я недостаточно стараюсь и делаю. Хотя близкие уже
    недвусмысленно говорят: притормози. Не могу вовремя остановиться. К сожалению,
    останавливает только больничный. В общем, наблюдается какой-то раздрай. Очень хочу
    научиться достигать баланса, а соответственно – жить счастливо».
    В нейролингвистическом программировании есть техника под названием «Хорошо сформированный результат», которая как раз позволяет нам укреплять «волевые мышцы» и получать наслаждение от процесса продвижения к цели. А в придачу к ней – все остальные практики НЛП, потому что они связаны с лингвистикой, работают с убеждениями и смыслами, – одним словом, заставляют по-допаминовому активно включать голову и шевелить мозгами. Да и любой профессиональный коммуникатор щедро награждается допамином, потому что у коммуникации всегда есть цель, которую коммуникатор должен постоянно иметь в виду, иначе это не коммуникация.
    Мы подробно поговорили о трех «наркотиках счастья».
    Иногда среди них упоминают и серотонин. Мы сознательно этого не делаем, поскольку этот нейромедиатор вырабатывается в основном в кишечнике и связан со статусом особи в сообществе и доминированием ее над другими. Как вам кажется, связано ли это со счастьем?
    На мой взгляд, нет. Беда в том, что Лоретта Грациано Бройлен, которая уделяет много внимания серотонину, похоже, путает понятия «счастье» с «удовольствием»,
    «удовлетворением»: для нее они практически не различаются между собой. А мы все же собираемся говорить в этой книге именно о счастье, и не на уровне поведения, а скорее на уровне ценностей, поэтому серотонин сюда не очень вписывается.
    Зато есть у нас с вами еще один особый нейромедиатор счастья, которого не упоминает ни один западный специалист. Но мы о нем сейчас подробно поговорим. Имя ему – креативин.
    5.4. Креативин
    Как вам кажется, Архимед осуществлял свои опыты с вытесненной из ванны водой только ради обретения любви других? Скорее всего, нет.

    46
    А какой-нибудь нелюдимый художник с причудами (обойдемся без диагнозов), например
    Винсент Ван Гог, пишет свои шедевры исключительно для того, чтобы получить всеобщее одобрение? Тоже нет.
    Потому что и Архимед, и Ван Гог наслаждаются самим процессом исследовательской и творческой деятельности.
    И вот российский психолог, психодраматистка Елена Лопухина выдвинула гипотезу о существовании четвертого нейромедиатора под названием «креативин». Когда Елена предположила его существование и даже придумала ему это название, выяснилось, что нейробиологи тоже давно ведут активные исследования и поиски в этом направлении: они точно знают, что оно есть, но в виде вещества его пока еще не нашли.
    Вы наверняка слышали о таком бихевиористском опыте: изрядно проголодавшуюся крыску сажают в лабиринт, а на его выходе кладут кусочек вкусно пахнущего сыра. Что делает крыска? Естественно, движимая чувством голода, она старается найти выход из лабиринта, чтобы насытиться. И с этим опытом все предельно ясно.
    Но, как оказалось, не совсем! Среди крыс попадались замечательные особи, которые даже в сытом состоянии хотели найти выход из лабиринта! Естественно, на подобное поведение способна далеко не каждая крыса: такие встречались достаточно редко, но тем не менее они встречались! Честно говоря, человечество тоже не может похвастать переизбытком особей, способных делать нечто, выходящее за рамки обычных задач своей жизни.
    Так вот, по предположениям ученых, сытая крыса, которая ищет выход из лабиринта просто потому, что ей это интересно, мотивируема четвертым «наркотиком счастья» – креативином.
    Ученые предполагают, что главная задача креативина – это поощрение
    исследовательской и творческой активности.
    За что же мотивационные системы награждает нас «креативиновым» ощущением счастья?
    Креативин нам выдают за то, что мы сами, по собственной инициативе, ставим перед собой задачи более сложные, чем от нас требуют обстоятельства нашей жизни. И заметим, что человек при этом совсем не обязан быть уверенным в том, что эти задачи в принципе выполнимы.
    Креативин – это когда сам процесс поиска чего-то нового и доселе неизвестного несет нам наслаждение, порой гораздо большее, чем сама цель, ради которой изначально затевался поиск. И мы часто пускаемся в него, движимые какой-то тайной неведомой силой, даже понятия не имея, каков будет результат, двигаясь к нему на ощупь. А бывает и наоборот: мы хорошо знаем, каков должен быть результат, и при этом ничего не ведаем о пути к его достижению. Но неизвестность почему-то ничуть нас не пугает, а скорее заводит и возбуждает. И вот мы, счастливые, радостные и окрыленные, вступаем на этот непонятный путь.
    А уж какая-либо материальная выгода от предстоящего творческого процесса поиска – вообще на последнем месте по значимости.
    Что же такое творческий поиск? По всей видимости, это нечто, находящееся на пересечении между чем-то самым значимым для человека, с одной стороны, и с чем-то, в наибольшей степени отвечающим его личному пониманию прекрасного. И все это – в великом множестве комбинаций, в основном на уровне бессознательного. До сознания дойдут лишь крохи в качестве наиболее интересных из этих вариантов, и уже из них человек сделает свой окончательный выбор.

    47
    Ну и теперь, по традиции, о любви – куда ж мы без нее?
    Есть ли вообще «креативиновая» любовь? Мы говорили об эндорфиновой, окситоциновой и допаминовой любви, а как же креативин?
    «Креативиновая» любовь – это «круче, чем секс»: есть в ней физическая близость или нет – вообще не имеет значения, потому что это – высокое искусство. Это Огюст Роден с его
    «Вечной весной» и «Поцелуем». Это Густав Климт, в своих картинах воспевавший поочередно своих любимых женщин. Это Пракситель с его Фриной, это Оскар Кокошка, вдохновленный Альмой Малер на его «Невесту Ветра»… Кстати, сама Альма Малер – уникальная личность в искусстве начала XX века: композитор, музыкант, художница, модель, писательница, биограф, она успела за свою жизнь вдохновить на любовь и великие произведения не только Оскара Кокошку и Густава Климта, но и композитора Густава
    Малера, и архитектора В. Гропиуса, и писателя Ф. Верфеля. Это Александр Блок, посвятивший свой гениальный цикл «Кармен» и много других стихотворений Любови
    Дельмас, талантливой актрисе и певице. Это Петрарка с его Мадонной Лаурой…
    Как сказал Осип Мандельштам,
    «И море, и Гомер – все движется любовью…»
    У известного американского психолога Роберта Дилтса разработана система Логических уровней (рис. 2), где они расположены один над другим: Окружение – Поведение –
    Способности – Ценности – Сущность.
    Рис. 2

    48
    Окружение – это ответ на вопрос «Где?», Поведение – ответ на вопрос «Что делаю?»,
    Способности – ответ на вопрос «Как делаю?», Ценности – ответ на вопрос «Во имя чего делаю?» и Сущность – «Кто я во всем этом?».
    Великие скульпторы, художники и поэты несут нам любовь на уровне символа (сущностный уровень) и величайшей ценности, которая может быть в жизни (ценностный уровень).
    «Креативиновая» любовь может быть значительно проще и ниже логическим уровнем: например, фильм Эдриана Лайна «Девять с половиной недель» (уровень способностей) и
    «Горькая Луна» Романа Полански (уровень поведения), но тем не менее это все тот же креативин.
    Разные культуры и разные люди существуют на разных логических уровнях, и это не значит, что один уровень – хорошо, другой – плохо. У нас, у славян, больше в чести высокие логические уровни, поэтому у нас дышится легче, а у представителей западного мира ценностного и сущностного не так много, зато с окружением и поведением дела обстоят лучше, и поэтому у них дороги хорошие и общественные места чистые.
    А мы, блаженные, всё летаем… слава Богу!
    И вот примеры «креативиновых контекстов» современных людей – участников курса о счастье.
    «Креативин дают мои хобби.
    Сейчас предвкушение от работы в новой мастерской (здесь про допамин с креативином).
    Люблю что-то конструировать, делать руками. Для мастерской выделил одну комнату в
    квартире, чтобы зимой можно было работать в тепле. Еще купил гараж для более крупных
    работ, где будет сварка, сверлильный и другие станки. Некоторые станки сконструировал
    и собрал сам. У меня совсем не техническое образование, однако очень люблю проводить
    время в гараже с железками и деревяшками.
    Люблю готовить вкусную еду.
    Есть еще несколько увлекательных хобби, которыми готов заниматься каждый день.
    Написание диссертации тоже в какой-то степени давало креативин. Поскольку писалось
    легко и как бы между делом. Скорее всего, здесь была смесь допамина с креативином».
    «Потребность в допамине переросла в потребность в креативине после рождения сына и с
    каждым годом становилась все сильнее.
    Начала искать для себя всевозможные курсы живописи, посещала мастер-классы и
    арт-дегустации, кстати, на одном из таких уроков живописи смогла все ж таки
    воспроизвести „Звездную ночь“ Ван Гога, осталась очень довольна собой.
    Обожаю писать стихи и рассказы для себя, есть такая потребность иногда излить на
    бумагу свои мысли.
    А еще я очень люблю творческие вечера, когда есть возможность собраться с друзьями или
    с семьей и устроить своеобразные музыкальные баттлы с исполнением собственных или
    чужих песен и композиций, сейчас уже и дети стали участниками, и дочь очень интересно
    себя показывает, что очень трогает, конечно.

    49
    А еще мы очень любим в семейном кругу сразиться в игру, которая никого и никогда не
    оставляет равнодушным, „Ассоциацию“ или „Крокодил“, вот где разгул креативина, как
    мне кажется! Там так раскрываются твои близкие люди, что может показаться, что ты
    вовсе их не знал! Сплошные таланты вокруг!
    Еще мне очень нравилось раньше, когда дочка была помладше, устраивать для класса
    дочери всевозможные экскурсии, квесты, мастер-классы, возить деток в музеи, театры, на
    выставки и т. д. Путешествуя с ними, вспомнила свою первую работу гидом-экскурсоводом,
    сразу после института.
    Я прямо-таки питалась всем, что происходило вокруг. Мне нравилось буквально все, что мы
    придумывали для детей (тематические вечера, концерты, праздники, соревнования,
    тимбилдинги и т. д.), я получала тогда потрясающие эмоции, видя счастливых детей! Это
    был мой очень сильный источник „счастья“».
    «Мне кажется, в креативине я – когда занимаюсь моим творчеством, замечаю за собой –
    особенно заметно это было в самоизоляции, – когда нет возможности делать прически и
    макияж людям, практикуюсь на манекене (они называются „болванки“, но мне никогда не
    нравилось это название…
    Во время прически я включаю музыку, и время как бы останавливается, и я пребываю в
    каком-то приятном трансе.
    Либо я помню, когда у меня настроение было не очень, я начинала творить и забывала обо
    всем.
    В детстве я так погружалась в такое же состояние, рисуя».
    «Креативин для меня – в неожиданном для самого себя изящном решении, позволяющем
    сократить срок задачи или количество требуемого ресурса. Происходит это со мной редко,
    поэтому я креативином не избалован. Хотя обычно преднамеренно затягиваю со стартом
    решений, чтобы:
    1) дать себе время на озарение;
    2) посмотреть на динамику окружающих, если задача коллективная. И отказаться от
    ненужных действий».
    «Я много шила для себя, при этом самоучка. Обожаю вышивать бисером, вот это
    монотонность, маленькие блестящие бусинки в руках, и вокруг пространство, где словно,
    кроме меня, нет никого. А сколько пекла по выходным, обожаю выпечку!»
    «Часто креативин приходил ночью, когда сходил информационный шум. Я начинала
    мечтать. Бывало, что идеи приобретали такой грандиозный размах, что сложно было
    заснуть, в деталях смакуешь, визуализируешь. Кажется, что придумала невероятную идею,
    еще больше волнений, а потом приходит прозаическое утро и осознание гипероценки… вот
    так 15 лет назад в студенчестве грезила воздушными городами, с перевернутыми
    точечными коммуникациями, которые только касаются земли и дают возможность
    наслаждаться первозданной природой, а не разрушать.

    50
    Еще через 7 лет креативин выражался уже в другом уровне – желании создавать
    гармоничные, экологичные пространства через проекты, влиять на сознание людей, чтобы
    стимулировать и повышать уровень креативности, любви уже в них самих. Мой
    креативин – это создание прекрасного настоящего и будущего через внутреннюю работу.
    Сколько было презентаций идей, которые, как я сама понимала, не смогут быть
    реализованы сейчас. На вопрос сотрудников: зачем мы занимаемся этим, если изначально
    понимаем невозможность реализации, – я отвечала: чувствую большую необходимость,
    что нужно показать красоту возможности, расширить рамки восприятия, посеять зерна
    для дальнейшего роста в сознании. Я восхищаюсь визионерами и искренне считаю, что это
    мой путь».
    6.
    Колесо счастья
    Все «наркотики счастья» тесно связаны между собой и друг друга дополняют. Понятно, что креативин, как правило, в дефиците, но он отлично сочетается с любым из перечисленных
    «наркотиков счастья».
    Но давайте теперь сами себе ответим на вопрос: лучше быть счастливым по-разному или
    «по-одинаковому»? Иначе говоря, возможно ли нам полноценно существовать только на одном из четырех «наркотиков счастья»?
    Может быть, нам достаточно одного эндорфина, и тогда мы легко сможем все 24 часа в сутки быть «Вечно молодым, вечно пьяным»? Помните великолепное стихотворение
    Александра Блока?
    О весна, без конца и без края
    Без конца и без края мечта,
    Узнаю тебя, жизнь, принимаю
    И приветствую звоном щита!
    Здесь предполагается поединок никак не допаминовый, а чисто эндорфиновый!
    Или почему бы не сидеть только в окситоцине? Чего еще надо? Тихое уютное семейное счастье, детки, гостеприимный теплый дом, камин в гостиной, ласковая собака, мурлыкающая кошка, садик с фруктовыми деревьями, вкусный обед, приготовленный заботливыми мамиными руками, и зелень из своего огорода…
    Или, может быть, выберем допамин? Как здорово всегда быть на коне, всегда находиться в азарте достижения, постоянно и страстно к чему-то стремиться, брать вершину за вершиной, ловить на себе восхищенные взгляды и знать, что ты по праву носишь звание «вечного победителя»!
    А может быть, все же креативин? Те, кто вкусил счастья творчества, уже никогда не забудут божественных мгновений причастности к некоему неземному вышнему миру, дарующему образы, звуки, аналогии, символы, которые едва успеваешь воспроизводить… Когда видишь, как прямо на твоих глазах и с твоей помощью рождается что-то прекрасное, у чего есть своя собственная жизнь, отдельная от твоей, и чему ты только что помог проявиться в этом мире…
    Видите, как прекрасно каждое из состояний!

    51
    Но что случится, если мы будем жить исключительно в «эндорфиновом» состоянии? Умрем.
    Долго этого выдержать невозможно. Ромео и Джульетта погибают не случайно. Это, можно сказать, шекспировская иносказательная метафора того, что такое состояние и такие чувства имеют конец… И герои, которые должны навсегда остаться в нашей памяти именно такими – вечно юными, охваченными пылким головокружительным чувством и безумными от него, – неизбежно должны погибнуть… Нет в нас ресурса, чтобы долго выдерживать такой накал страстей…
    А что случится, если мы закутаемся в окситоцин, как в теплое пушистое одеяло, и будем наслаждаться покоем, заботой от самых дорогих людей, душевным теплом, стабильностью?
    Если так, то это гоголевские «Старосветские помещики»…
    А если захотим ограничиться одним лишь допамином? Вспомним фильм Вольфганга
    Петересена «Троя» с Бредом Питом в роли Ахиллеса. Его герой до встречи с Брисеидой, которую он полюбил, именно таков. Великий воин, жаждущий только славы и готовый ради нее даже умереть молодым. И он же – безжалостная машина для убийства, не имеющий ни капли сострадания к тем, кого он атакует, потому что только так добывается победа и слава.
    Ну а креативин? Если «подсесть» только на этот «наркотик счастья»? Вам, конечно, знакомо имя гениального математика Григория Перельмана? Живет себе этот великий ученый со своей мамой в Петербурге в какой-то убитой квартире, и ему вообще ничего не нужно!
    Сидит он на кухне, мама его обслуживает, а Григорий Перельман, как он сам признался, в это время «управляет Вселенной» при помощи своих уравнений. Стать членом РАН ученый отказался: действительно, зачем отвлекаться на такие мелочи, когда человек привык мыслить иными категориями и масштабами. Любой мировой университет оторвал бы Григория
    Перельмана с руками в качестве почетного профессора и преподавателя, но он не хочет никуда ехать. Ему интересны исключительно его глобальные математические задачи. Самая большая проблема для научного мира – это уговорить Григория Перельмана принять очередную уготованную ему премию за его гениальные разработки.
    Как мы видим, даже если в перечисленных примерах все эти люди счастливы, находясь под воздействием только одного из четырех нейромедиаторов, со стороны нам видно, что в их счастье чего-то не хватает…
    А у большинства людей, если они «залипают» в один из видов счастья, очень скоро ощущения в нем притупляются.
    Чтобы счастье было действительно полноценным, лучше, чтобы оно было разнообразным.
    И вот мы подходим к нашему заветному Колесу Счастья – разработке российского психолога
    Елены Лопухиной, той самой, которая интуитивно почувствовала и назвала по имени креативин. У Елены – системный математический ум, и в свое время для нее было серьезной проблемой сделать выбор между математикой и психологией. Елена выбрала второе, но логика и способность создавать интересные схемы и красивые комбинации навсегда осталась при ней. В своей статье «Фабрика счастья» Елена Лопухина проинтегрировала четыре нейромедиатора счастья с архетипом сезонности. Помним, что это такое? Это способность человека структурировать различные явления по сезонам.
    Сколько у нас сезонов? Четыре. И четыре волшебных эликсира счастья: эндорфин, окситоцин, допамин и креативин. Вот и наше колесо (рис. 3, цветной вариант на обратной стороне обложки). Давайте его подробно рассмотрим. Это круг, который вписан в квадрат.
    Круг разделен на 4 части, а потом еще на 8 секторов.

    52
    Что у нас четыре в архетипе сезонности? Четыре времени года! Вот и на нашем Колесе
    Счастья каждый квадрант – это, соответственно, весна, лето, осень и зима. Как мы помним, весна – это у нас зарождение процесса, лето – его наивысший подъем, осень – время сбора плодов, зима – завершение процесса. Но в зиме уже заложено зарождение весны!
    А стороны основного большого квадрата – наши волшебные вещества – нейромедиаторы.
    Верхняя сторона эндорфин, правая – окситоцин, нижняя – креативин, левая – допамин.
    Рис. 3
    Просто? Просто!
    Я сейчас добавлю всего лишь один нюанс: два серединных сектора полукруга практически полностью находятся под воздействием того нейромедиатора, который над ними надписан.
    И совсем немного это волшебное вещество воздействует и на два крайних сектора, поэтому я это совсем небольшое воздействие обозначила узкой каемкой.
    Например, самая сильная зона влияния у эндорфина находится посередине. Получается, эндорфин практически целиком захватывает половину зимы и первую половины весны и чуть-чуть залезает на первую половину зимы и во вторую половину весны, – его там немного, но он есть. Поэтому основные секторы закрашены основным цветом, а у тех, что по

    53 краям, просто есть каемка этого же цвета. Таким образом, мы наглядно видим, что это основное вещество почти полностью захватывает центр своего полукруга и немного распространяется на края этого полукруга.
    Дальше, как мы видим, у нас идет зона влияния окситоцина. Его основная зона влияния – вторая половина весны и первая половина лета, и его немного есть в первой половине весны и во второй половине лета.
    Потом у нас идет креативин: его больше всего во второй половине лета и в первой половине осени, и немного – в первой половине лета и во второй половине осени.
    И наконец, допамин. Его основная зона влияния – вторая половина осени и первая половина зимы, и немного он захватывает первую половину осени и вторую половину зимы.
    А дальше – по новому кругу: вот такие циклы развития.
    Этот круг как инструмент можно применять и к отдельному проекту (семья, создание своего дела, овладение каким-то новым видом деятельности). Эта схема может быть применена и к определенному периоду жизни, и к развитию отношений, и даже по отношению к целой жизни.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта