Главная страница

ИГПР (ИОГП) Исаев И.А.. О. Е. Кутафина история отечественного государства и права учебник


Скачать 1.1 Mb.
НазваниеО. Е. Кутафина история отечественного государства и права учебник
Дата25.10.2022
Размер1.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИГПР (ИОГП) Исаев И.А..pdf
ТипУчебник
#752944
страница5 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Развитие права в Литовском государстве
В русских землях в качестве источников применялись Русская Правда и нормы обычного права, русский язык был официальным в судопроизводстве. С конца XIV в. развивается система господар;
ских листов, «привелей», постановлений и уставов. В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному праву. В 1529 г был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший существенное влияние на развитие русского права и сам основанный на Русской Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были литовское и польское законодательство, привелей, римское и немецкое право, судебная практика.
В 1566 г появилась новая редакция или второй Литовский статут, в 1588 г — третий статут.
Право оформило сложившиеся в государстве феодальные отношения права феодалов (панов, шляхты, епископов) закрепля;

55
§ 5. Русские земли в составе Великого княжества Литовского
лись в привилеях. В 1528 г. был составлен Почет земский — дворянский родословный справочник, который насчитывал около
70 фамилий литовской и русской аристократии, представляющих собой первый стан шляхетского сословия. По статуту дворянство делилось на шляхту, княжат, панов;хоруговных, бояр посполитых.
Крестьяне делились на похожих (свободных) и непохожих прикрепленных. Несвободные крестьяне составляли три группы дворовые, челядины, найминцы, отличавшиеся разной степенью зависимости от господина. В 1477 г. привелеем были установлены нормы феодальных повинностей и право сеньориального суда. В 1557 г. по реформе на волоки к господарской земле были прикреплены господарские крестьяне, в конце XVI в. тоже было сделано в отношении частных земель и проживающих на них крестьян. Данные крестьяне, имея свое хозяйство, выполняли барщину и платили натуральные подати. Такая форма эксплуатации имела место на территории Литвы, граничащей с Русью. В остальных местностях оброк заменялся данью денежной грошовой или серебряной) или натуральной (житной, медовой, пшеничной или мехами. Крестьяне, владевшие земельными участками – «отчинами» по праву наследования, и те, которые владели ими продолжительное время – «старожильцы», превращались в людей непохожих, те. несвободных. Однако такое прикрепление было формальным, поскольку крестьянин «отчи;
нец» или «старожилец» мог продать свою землю и тем самым освободиться от прикрепления. В пределах Литовского княжества продолжало проживать большое число свободных людей («бай;
оров»), которые осваивали пустоши и занимали новые земли на льготных условиях.
Горожане были организованы в гильдии и цехи, управляемые на основе Магдебургского права, стремились создать систему самоуправления (магистраты). Первым из городов Магдебургское право получил Вильна в 1387 г. Получившие это право города освобождались от суда и управления общей администрацией в виде воевод и наместников. Города вносили в казну господаря ежегодный плати выполняли воинскую повинность, предоставляя господарю в случае необходимости ратников в полном во
Глава 2. Феодальные государства на территории Древней Руси (XII–XV вв.) оружении. Вместе стем, городам позволялось самостоятельно распоряжаться городскими землями и угодьями, в городскую казну шли различные торговые пошлины и сборы, а также город контролировал такие доходные предприятия как городские весы – «важница», мельницы, обслуживающие горожан и жителей пригорода – «млыны», городские магазины – «крамницы» и городские бани – «лазни».
Городское управление возглавлялось должностным лицом, именовавшимся «войт». Первоначально войт назначался госпо;
дарем, но постепенно войты приобрели право распоряжаться своей должностью, вплоть до ее отчуждения в виде продажи или передачи по наследству. Однако в дальнейшем города выкупили у войтов наследственные права на эту должность, которая стала только выборной. После избрания войта следовали еще одни выборы советников войта – «радцев» в количестве от 6 от
24 человек, которые в свою очередь из своего состава избирали бурмистров в количестве от 4 до 6 человек, нос тем расчетом, чтобы половина ихних были католического вероисповедания, а другая половина – православного. Войт должен был не только прислушиваться к мнению бурмистров, но и все дела админи;
стративно;хозяйственного, финансового и судебного характера решать только совместно сними. Такая схема городского управления имела место в г. Вильно, ноне была обязательной для других городов, где местное самоуправление могло иметь другие черты. В некоторых городах местное самоуправление подразделялось на «раду» и лаву. Рада состояла из бургомистра и радцев, которым вменялось в обязанность нести бремя ответственности за управление городским хозяйством. Лава состояла из войта и присяжных «лавников», которые представляли собой городской суд. Господарь являлся апелляционной инстанцией. Обе схемы организации городского управления были созданы таким образом, чтобы во главе города всегда оказывались представители купеческой олигархии. Возможность участия представителей городских ремесленных низов через организованную цеховую систему имела место быть, но такие случаи были минимальны. Компактное проживание большого количества лиц иудейского вероисповедания на территории Литвы предопределило особую

57
§ 5. Русские земли в составе Великого княжества Литовского схему их самоуправления. Это были самоуправляющиеся еврейские общины – «зборы», руководимые коллегией выборных старшин под председательством раввина.
Однако феодальное давление на города было очень значительным, полной независимости они не могли получить.
Основой феодальных отношений была земельная собственность, возникавшая в результате Феодального держания, раздачи земли в пожизненное владение (до живота, на два поколения (до двух животов) или бессрочно (до воли и ласки господарской»). Литовский статут выделяет три формы землевладения пожалованное держание, наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление, устанавливался сложный порядок ввода во владение землей (выдача грамот, ввод, регистрация).
В уголовном праве существовало понятие кривды аналог обиды, превратившееся позже в «злочинство», связанное уже с нарушением норм. Более разработанная юридическая техника статутов устанавливает личную ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет, различает умысел и неосторожность. Статуты предусматривают ответственность за государственные (оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные
(волхование, выход из христианства, совращение в иную веру) преступления.
Распространенным видом наказания были штрафы, но появляются устрашающие виды смертной казни (сожжение, колесование, членовредительские наказания. В системе наказаний прослеживается сословный характер заодно и тоже преступление шляхтичи простолюдин наказывались по;разному.
Контрольные вопросы. Какие внутриполитические факторы способствовали распаду Киевской Руси
2. Каковы главные признаки Феодальной республики в Новгороде
3. Какие новые правовые институты появились в Псковской судной грамоте (которых не было в Русской Правде
Глава 2. Феодальные государства на территории Древней Руси (XII–XV вв.) Литература. Российское законодательство Х–ХХ веков // Законодательство Древней Руси. М, 1984. Т. 1.
2. Алексеев ЮГ. Псковская судная грамота и ее время. Л, 1986.
3. Мартышин О.В. Великий Новгород. М, 1992.
4. Подвигина ПЛ. Очерки социально#экономической и политической истории Новгорода Великого в XII–XIII вв. М, 1976.
5. Янин В.Л. Новгородские посадники. М, 1962.
Глава РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV–XVII ВВ.
§ 1. Образование русского централизованного государства 2. Сословный строй. Феодальная аристократия.
Служилые сословия 3. Государственный строй сословно#представительной монархии 4. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в 5. Развитие русского феодального права 6. Судебники XV–XVI вв. как памятники права 7. Церковная организация и церковное право XV–XVII вв.
§ 8. Уложение 1649 г. как свод феодального права 1. Образование русского централизованного государства
В основе объединения русских земель лежал целый ряд факторов.
Предпосылки централизации
1) развитие областных рынков
2) развитие поместного землевладения и образование служилых сословий
3) освобождение от монгольского ига. Во второй половине XIV в. в Северо;Восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро;Суз;
дальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, разви;
Предпосылки централизации развитие областных рынков развитие поместного землевладения и образование служилых сословий освобождение от монгольского ига.
Глава 3. Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. тие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений дворяне получали землю от великого князя (из его домена, за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.
С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.
Говоря о централизации следует иметь ввиду два процесса объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно;вассальных отношений бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. Кв. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родос;
ловцев" отдельных феодальных родов и семей.
Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической Централизация территориальная властная, создание централизованного аппарата власти.

61
§ 1. Образование русского централизованного государства области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальными поместным (дворянским) типами землевладения. Иван III осуществлял конфискацию боярских земель, если владельцы переставали ему служить и покидали его. Конфискованная земля раздавалась им дворянам за верную службу, и тем самым увеличивалось поместное землевладение. В период с
1483 погон наделил землей таким образом 8000 семейств служилых людей. Следует отметить, что дворянское землевладение росло и за счет конфискованных церковных земель, которые также раздавались дворянам. Иван III, уничтожив новгородскую вольницу в 1478 г, кроме земель новгородских бояр изъял в свою пользу 10 владычных волостей и половину владений шести самых крупных монастырей, а затем на протяжении с 1499 по 1500 г. еще свыше половины владычных и монастырских имений. Однако те представители церкви, которые способствовали централизации и укреплению авторитета московского государства всячески поддерживались светской властью. Поэтому церковь со временем становится серьезной политической силой, сосредоточившей в своих руках значительные земельные владения и ценности ив основном определявшей идеологию формирующегося самодержавного государства (идеи Москва — третий Рим, православное царство, царь — помазанник божий. В этот период усилиями Иосифа Волоколамского оформляется теория отношений между светской и духовной властями, заключающаяся в признании того, что царь естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен вышнему богу. Согласно учению Иосифа государь московский – государь московский самодержец и государь всея Руси, которому сам бог посадил его в себе место и суди милость предастъ ему и церковное и монастырское и всего православного государства и всея русския земли и власть и попечение вручил ему и суд царя никем уже не посуждается». Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (заземли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов (белых свобод) в городах
Глава 3. Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. В складывающейся политической ситуации все три социальные силы феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сослов;
но;представительной системы правления.
Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).
Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно сформированием новой системы государственного управления — приказно#воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган.
Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа, приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.
Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники (кормленщики) и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем ив своей деятельности опирались на Основные социальные группы (сословия феодальная аристократия (светская и духовная служилое сословие (дворянство посадское население городов.

63
§ 2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия
штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др. Кормленщики кормились в полном смысле этого слова за счет населения, с которого собирались корма и пошлины, вносимые обществами и отдельными людьми, однако кормление составляла определенная доля собираемых с населения сумм, основная же часть пополняла государственную казну. Они ведали административными, финансовыми и судебными органами. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы для центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия в состав их суда вводятся местные лучшие люди, земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).
Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации 2.
Сословный строй. Феодальная аристократия.
Служилые сословия
Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий обязанностей и привилегий. Правящий класс достаточно четко делится на бояр и служилое сословие (дворян. Однако бояре былине однородны и подразделялись на две категории – знатные аристократы, являвшиеся потомками удельных владетельных князей, имевших владения на землях северо;восточной Руси и Литвы, и перешедшие на службу к московскому государю под давлением политических обстоятельств. И вторая группа бояр – это потомки вольных слуг, которые издавна служили московскому князю и были искони вечные государские, ни у кого не служивали, кроме своих государей. Основой служебных отношений в московском
Глава 3. Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. государстве являлось местничество, которое в свою очередь базировалось на отечестве лиц, составляющих московский двор, которые благодаря своему аристократическому происхождению всегда занимали первые места как в думе, таки на пирах.
Экономической базой бояр являлось вотчинное землевладение, а дворян — поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на сроки под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие земли на сроки в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство. Одновременно расширяются права владельцев поместий даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, св. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.
Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе ив праве занимать чиновничьи должности.
Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование посадские люди. Сложилась определенная иерархия гости иго стиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства, суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи. Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались отряда податей и повинностей.
Значительная часть дворов в городе принадлежала духовными светским феодалам, была освобождена от государственного «тягла»

65
§ 2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др) и называлась белыми слободами. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из черных слобод квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных
«белолистцами» городских имуществ.
Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» белые слободы и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе стем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.
Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57
Судебника 1497 г, установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата пожилого. Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся заповедные лета, в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50–90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет. Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г, отменявшее урочные лета и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.
Прикрепление развивалось двумя путями внеэкономическими экономическим (кабальным. В XV в. существовали две основные категории крестьян старожильцы и новоприходцы. Первые Этапы и формы прикрепления крестьян введение Юрьева дня установление урочных лет переписные книги введение заповедных лет Уложение 1649 г. Полное прикрепление.
Глава 3. Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. вели свое хозяйство ив полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником работать за половину урожая) или серебряником (работать за про;
центы).
Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить детей боярских, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.
Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его детине становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными 3. Государственный строй сословно#представительной монархии

С 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московско;
Холопы
Старожильцы
Горо д
Внеэконом ич еская зависимость от феодала
Ново- приходцы
Экономическая кабальная зависимость от феодала
Рис. 11. Формы крестьянской зависимости

67
§ 3. Государственный строй сословно#представительной монархии го, передаваемый по наследству. Власть царя была формально неограниченной. В какой;то мере можно сказать о моральных ограничениях царской власти древними обычаями и традициями, поддерживаемыми церковью, что выражалось в неписанном правиле — государь не может делать того, что не повелось, те. действия и поступки государя должны соответствовать освященным временем древним обычаям. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе.
В 1549 г. в ее составе учреждена Избранная дума (Избранная рада) из доверенных лиц, которая также именовалась ближней или комнатной думой. По социальному происхождению члены думы делились на две группы — аристократы (боярство в количестве нескольких десятков знатных фамилий, которые состояли из бояр и окольничьих в количестве не более 50 человек, и думные люди, подразделявшиеся на два чина — думных дворян и думных дъяков (около 10 человек. Дума была высшим исполнительным,
ЦАРЬ
Боярская тайная дума
Боярская дума
Земские соборы
Приказы
Судебно- административные специальными отраслями управления
Ведавшие определён- ными территориями
Ведавшие дворцовыми финансами
Воеводы
Рис. 12. Органы управления и власти Русского централизованного государства в середине XIV – середине XVII в.
СОСТАВ БОЯРСКОЙ ДУМЫ
Думные дворяне
Околь- ничьи
Дворяне введенные
Думные дьяки
Другие придворные чины
Дворецкие
Кравчие
Казначеи
Конюшие Постельничьи Окружничьи
Рис. 13. Состав Боярской думы
Глава 3. Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. законодательными позже судебным органом, однако, ее полномочия никогда небыли определены законодательно, а определялись обычаями и царской волей. При этом законодательная сторона деятельности Боярской думы все;таки была закреплена в
Судебнике 1550 г. А именно, ст. 89 гласила « А которые будут дела новые, а всем Судебнике не написаны и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела всем Су;
дебнике приписывати». Однако участие думы в законодательной работе также зависело от воли государя, который по своему усмотрению издавал законы единолично или совещался только с Избранной думой, не считая нужным обсуждать проект на общем собрании думы. Царь не всегда присутствовал на заседаниях думы, что именовалось сиденьем царя с боярами о делах, поскольку бояре могли решать дела ив отсутствие государя по его указанию. В особых случаях для решения наиболее важных государственных дел созывалось совместной заседание думы и освященного собора в лице представителей высшего духовенства. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами. При необходимости из состава членов думы формировались комиссии, которые выполняли разнообразные функции и носили соответствующие названия. Как, например, комиссия Ответная — создавалась для ведения международных переговоров, Уложенная — законодательная работа с целью создания нового уложения, комиссии Судная и «Расправная» создавались для судебного преследования. Впоследствии Расправная комиссия приобрела статус постоянно действующего судебного органа. При этом необходимо подчеркнуть, что члены боярской думы в лице бояр, окольни;
чьих и думных дьяков часто назначались послами при иностранных дворах, руководителями приказов, воеводами и т. д. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы – советы всея земли, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в.
Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархии выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших

69
§ 3. Государственный строй сословно#представительной монархии вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (попала там, но принимались всем составом Собора.
Сословно;представительными органами на местах (в середине
XVI встали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений, которая изжила, поскольку кормленщики назначаемые великим князем небыли ограничены в сроках, что создавало условия для мздоимства. Поэтому выборные самоуправляющиеся избы, в состав которых вводились местные лучшие люди, приняли на себя финансово;налоговую (земские) и полицей;
ско;судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, под;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта