ИГПР (ИОГП) Исаев И.А.. О. Е. Кутафина история отечественного государства и права учебник
Скачать 1.1 Mb.
|
Раннефеодальная монархия – форма правления и форма государственного устройства, характерная для раннего этапа становления феодальной государственности. Великокняжеская власть здесь ограничена решениями народного собрания вече) и наличием народного ополчения (всеобщего вооружения народа, этими пережитками военной демократии. Собрание избирает князя или одобряет его кандидатуру при передаче княжеского статуса по наследству 15 § 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия выми основаниями для владения землей, становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель. Вотчинное землевладение представляло собой наследственное владение землей, недвижимостью и крестьянами. Вотчинник мог распоряжаться перечисленными объектами по своему усмотрению, вплоть до отчуждения в виде наследования, дарения и т. п. Поместье – это земля, предоставленная феодалом дружиннику во временное владение в качестве обеспечения его верности своему сюзерену. Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений «сюзеренитета#вассалитета», те. феодальной зависимости. Формируется княжеская дружина. Дружинники все более отдаляются от своих родоплеменных корней и приобретают все большую независимость от сородичей. В тоже время интересы дружинников все более переплетаются с княжескими А ты добудеши и мы – обращаются члены дружины к князю Игорю. А князь Владимир определял значение дружины следующим образом «Сребром и златом не имам налести дружины, а дружиною налезу сребро и злато, якоже дед мой и отец мой доискася дружиною злата и сребра». Первоначально дружина представляла собой некий патриархальный союз, основанный на общности очага и хлеба, такой же прочный, как семья. Дружинники и представители семьи князя всегда были с ним. Однако сначала немногочисленная княжеская дружина увеличивалась, и среди дружинников сформировался весьма значительный слой профессиональных воинов, которые не желали возвращаться в свои общины и заниматься там земледелием. Дружина постепенно стала терять семей; но;общинную основу. Что привело к ее расслоению. В результате внутри дружины князя произошла значительная дифференциация. Она подразделилась на старшую и младшую (и по возрасту, и по социальному положению – простые воины и богатая знать. Бояре (от «боляр», боец, те. дружинник) из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. По словам летописца, они отделяются от князя хлебом и именем, те. становятся самостоятельными хозяевами в пожалованных землях. Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) Представителем старшей дружины, по описанию древних авторов, был воин, владеющий рабами и одетый в парчовый кафтан с золотыми пуговицами и высокую соболью шапку, а на шее – золотые обручи гривны. Вооружение старшего дружинника составляли боевой топор, нож, лук, дорогие доспехи и наследственный меч. Кроме этого такой дружинник владел кораблем, большой партией военнопленных и большим количеством пушнины. С помощью мер внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) они усиливают эксплуатацию крестьян; общинников, попадающих к ним в зависимость. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают пленных и превращают их в рабов (холопов. Однако рабский труду славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были кре; стьяне;общинники. Государственное управление Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Отношения сюзеренитета;вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и слуги под дворским». Крупные феодалы;землевладельцы пользовались большей автономией. Великий князь находился в договорных или сюзеренно;вас; сальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI–XII вв.) вызывает появление новой формы нового органа власти — «снема», те. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, ру; 17 § 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия ководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно;административную систему Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного насе; ления). В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и княжих мужей Десятичная система управления стала первой системой «административно;территориального управления в Древней Руси. Территориальный принцип изменил характер системы управления, которая у славянских народов носила название численной, или десятичной. Вовремя переселений ими грации смешавшихся славянских племен перемещающиеся массы людей подразделялись на десятки, сотни, тысячи и т. д. Это было необходимо для эффективного управления и руководства людьми. Постепенно численная система управления из собственно военной сферы переносится в сферу административного управления. Осевшие на земле и занимающие определенную территорию племена ироды дают ей свое название, имя например, земля полян, земля древлян и т. п.). Вместе стем для удобств территориально;военной организации (военного учета, осуществления разверстки и сбора налогов и податей вся территория делится на сотки, десятины итак далее, те. осуществляется определенное административное деление. Руководителям административно;территори; альных округов присваиваются звания и титулы «десятских», сотских, тысяцких. Постепенно первоначальное значение десятичной (численной) системы утрачивается она приобретает новый смысл в условиях, когда родоплеменные отношения уступают место отношениям территориально;админи; стративным, когда людей стали объединять не узы родства и общности клана, а проживание на одной территории и подчинение одной власти Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово#вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину;вотчиннику). Складывались два центра власти княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается входе дальнейшего процесса феодальной раздробленности. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты для него готовится повестка дня, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют старцы градские» (старей; шины). Бояре – советники, старшие дружинники князя. Нередко назначались князем в качестве наместников в удаленные от Киева города. Княжьи мужи – приближенные к князю лица, выполнявшие важные поручения. Огнищане – управляющие княжескими имениями. Тиуны – управляющие отдельными отраслями хозяйства князя, исполнители отдельных управленческих функций, представители князя. Дворцововотчинная система управления характерна для периода начинающейся феодальной раздробленности Киевской Руси. В ее рамках происходило формирование системы придворных и внутривотчинных чинов (например, дворецкий, конюший, кравчий, чашники др, составивших управленческий слой как княжеского двора, таки вотчины. Набор чинов был примерно одинаков для всех княжеских и боярских владений 19 § 2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия Определяется компетенция веча: при участии всех свободных правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья в Новгороде. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из лучших людей (городского патрициата, старейшин. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов, полицейский надзор, налогово;финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена налоговая реформа в виде установления сроков для сбора дани, а ее размеры (уроки) также регламентировались. Вначале в. князем Владимиром установлена десятина, те. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально;долговые и заемные отношения. Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на черное (монашеское) и белое приходское. Организационными церковными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Епархии возглавлялись епископами, резиденции которых находились в крупных городах. Во главе церкви стоял митрополит киевский, назначаемый Константинополем или лично киевским князем, нос обязательным последующим избранием собором епископов. Митрополит и епископы становились крупнейшими собственниками земель с населением, включая и города. Обслуживали церковных иерархов многочисленные слуги и холопы, а для защиты церковная власть имела собственные военные подразделения. Богатство церкви формировалось на основе так называемой церковной десятины, которую князья отдавали на содержание церкви – десятая доля от всех даней и оброков, собираемых князем в процессе «полюдья». Церковь получила право на приобретение земель, населенных де Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) ревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении церковных людей, дела о преступлениях против нравственности, брачно;семейные вопросы 3. Становление древнерусского права Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а непросто мнением, традицией, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, таки в письменной форме. Обычное право регулировало отношения внутри общины – «вер; ви», представляя собой право отдельных земель, которое складывалось на основе местных обычаев и формулировалось как норма поведения согласно укладу местной жизни и общепринятым в определенном обществе воззрениям о справедливости. Изначальную дифференциацию обычного права, исходя из его общинной принадлежности, отмечали и летописи « А изъ своего города въ чюжю землю свода нътуть». Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, при этом русское право (закон русский) представляло собой некую совокупность варяжских и славянских основ, являвшихся, судя по всему, сводом устных норм обычного права. Нормы, содержащиеся в договорах, можно отнести к международному, торговому, наследственному, процессуальному и уголовному праву. Так, договор 911 г, заключенный между князем Олегом и императором в Константинополе, закреплял следующие положения уголовного и процессуального характера обвинение в преступлении должно основываться на ясных показаниях, при этом свидетель должен клясться по своей вере и пусть примет казнь, если клялся ложно». Далее перечислялись преступления и наказания за них. Например, если русин убьет христианина, те. грека, или христианин русина, то преступник пусть умрет на месте если же убежит и оставит имение, то оно отдается родственникам убитого, за 21 § 3. Становление древнерусского права исключением той части, которая по закону следует жене убийцы если же преступник убежит, не оставив имения, то считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечом или чем бы тони было виноватый платит пять литр серебра по русскому закону если будет не в состоянии заплатить означенной суммы, то пусть даст сколько может, пусть скинет с себя то самое платье, которое на нем, и клянется по обрядам своей веры, что не имеет никого, кто бы мог заплатить за него, и тогда иск прекращается. К торговому праву можно отнести такое положение договора, как Если корабль греческий будет выброшен ветром на чужую землю и случится при этом кто;нибудь из русских, то они должны охранять корабль с грузом. Отослать его назад в землю христианскую если же противные ветры или мели задержат корабль на одном месте, то русские должны помочь гребцами проводить их с товарами поздорову, если случится близко тут земля Греческая если же беда приключится близ земли Русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается, и вырученное русь принесет в Царьград, когда придет туда для торговли или посольством если же кто на корабле том будет прибит или убит русью или пропадет что;нибудь, то преступники подвергаются наказанию». Наследственные правоотношения также заняли свое место в рассматриваемом договоре если кто из русских, служащий христианскому царю, умрет, не распорядившись имением, а своих не имать», теине будет около него никого из родных по нисходящей линии, то имение отсылается «ближикам», те. ближним родственникам по боковым линиям родства его в Русь, если же распорядится, то имение идет к назначенному в завещании наследнику, который получит его от своих земляков, ходящих в Грецию. Примечательно, что договор содержал в себе международные нормы, которые закрепляли право работы за рубежом (те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать) и закрепляли институт экстрадиции (выдача преступника Если преступник убежит из Руси, то по жалобе русских возвращается насильно в отечество. Так точно должны поступать и русские относительно греков Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича О десятинах, судах и людях церковных и Ярослава Владимировича О церковных судах (X–XI вв.). Настоящие источники в совокупности представляли собой так называемое княжеское право, которое формировалось на основе княжеского правотворчества в виде создания уставов и правоприменительной деятельности в виде княжеского правосудия. Следует отметить, что княжеское право не представляло собой особой правовой системы, отличной от обычного права. Уставы вносили новые правовые нормы, которые дополняли и изменяли действующее обычное право, не затрагивая его сущность и основные начала. Уставы содержали нормы, регулирующие брач; но;семейные отношения, а также определяющие противоправные деяния против церкви, нравственности и семьи. К таковым деяниям относились ересь, сожительство православного с лицом иной веры, совместная трапеза с иноверцем или лицом отлученным от церкви, церковная татьба (кража церковного имущества) и кощунство (осквернение могил и храма, ведовство, чародейство и «волхование«, многобрачие, развод – «роспуст«, супружеская измена – «заставанье«, понуждение родителями детей к вступлению в брак или необоснованный запрет жениться или выйти замуж, если это повлекло самоубийство, избиение мужа женой, родителей детьми и свекрови снохой. Кроме этого уставы запрещали какие либо отклонения от половой морали, как то изнасилование, сожительство вне брака и рождение внебрачных детей, половые сношения с монахиней, половые связи между кровными и духовными родственниками, скотоложство, убийство матерью новорожденного ребенка, драка между женщинами и неподобающее для мужчины поведение вовремя боя, побои чужой жены. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов, а также и ответственность служителей церкви, которым были запрещены блуди пьянство, самовольное сложение с себя монашеского сана и совершение треб за пределами своего прихода. Обычай Договоры с Византией Церковные уставы Кормчая книга Рис. 2. Источники древнерусского права 23 § 4. Русская Правда как памятник права 4. Русская Правда как памятник права Русская Правда представляет собой сложную компиляцию, состоящую из множества разнохарактерных и отличающихся повремени источников, которые не представляют собой единой и завершенной системы. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются натри основные редакции Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1—18), Правды Ярославичей (ст. 19—41), содержащей нормы, направленные на защиту княжеского имущества и жизни княжеских управителей, Покона вирного (ст. 42), закрепляющего обязанность подвластного населения кормить княжеского сборщика вир, Урока мостников, определящего найм работников для ремонта и строительства мостов (ст. Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121), нормы которых определяли правовое положение иностранных купцов, закупов и должников. Данная редакция не только объединила несколько разновременных документов, но и подверглась определенной переработке в духе своего времени. Пространная редакция уравняла правовое положение варягов с местным населением, развила правовое регулирование собственности, наследования и правовое положение вдов и дочерей. Сокращенная редакция появляется в середине Х виз переработанной Пространной редакции. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права отно; КРАТКАЯ ПРАВДА (не позднее 1054 г.) Правда Ярослава ст. Правда Ярославичей ст. 19-41 Покон вирный ст. Урок мостников ст. ПРОСТРАННАЯ ПРАВДА (не ранее 1113 г.) Суд Ярослава ст. Устав Владимира Мономаха ст. УПРОЩЕННАЯ из Пространной) ПРАВДА (середина XV в.) Рис. 3. Редакции Русской Правды Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) сятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (дикая вира налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. Правовое положение социальных групп В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Социальные группы древнерусского общества Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества нормы о повышенной двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переход 25 § 4. Русская Правда как памятник права Сословная группа Права Обязанности Критерии принадлежности к данной группе Свидетельства По Русской правде (Про; странной) Феодалы (князья, бояре, княжьи мужи, огнищане и тиуны) Владение землей и зависимыми людьми (холопами, вдачами, изгоями, закладника; ми). Служба при княжьем дворе, участие в княжеском суде ив военных походах. Право на повышенную защиту личности и собственности, особый порядок наследования земли (не только сыновьями, но и дочерьми). Ст. 1,3,45, 69,81, 91 Смерды Владение землей, право наследования, участие в общинном самоуправлении. Уплата дани, ответственность по круговой поруке (уплата дикой виры»), выполнение общинных повин; ностей. Личная независимость, податные обязанности в пользу государства. Ст. 16, 78, 90 Закупы Право наличное имущество и на защиту в суде. Работа за проценты на долг в хозяйстве кредитора, дисциплинарная зависимость от господина. Запрет свободного перемещения, ограничение на участие в судебном процессе (по нужде ив малых исках»). Ст. 56, 98, 99 Холопы Полное подчинение господской воле. Отсутствие личной имущественной ответственности, исковых и процессуальных прав. Табл. 1. Социальные группы древнерусского общества Глава 1. Государство и право Древней Руси (IX–XII вв.) ные категории. Например, грамота 1015 г. содержала перечень наказаний за преступления против личности свободных людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды#общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Городское население делилось наряд социальных групп боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она не была однородной наряду со свободными существовали и зависимые (крепостные) смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд;общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствами договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за купу, заем, в который могли включаться разные ценности земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем не существовало установленных нормативов и эквивалентов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой господин уплачивал за него штраф потерпевшему, носам за 27 § 4. Русская Правда как памятник права куп мог быть выдан головой, те. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях по малозначительным делам (в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс феодализации, закабаления, закрепощения бывших свободных общинников. |