Главная страница
Навигация по странице:

  • ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ

  • О вечных проблемах работы в науке и практике 2 Данность как методологическое понятие в современной психологии 7


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеО вечных проблемах работы в науке и практике 2 Данность как методологическое понятие в современной психологии 7
    Дата09.04.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAbramova.G.S..Prakticheskaya.psihologiya.doc
    ТипГлава
    #456303
    страница18 из 31
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31

    Г»11 )1||

    • проблему роли и места внутренней картины болезни в ин­дивидуальной жизни пациента;

    • проблему социальной ответственности за содержание внутренней картины болезни пациента;

    • проблему анализа ценности научного знания (интеграль­ная медицина), необходимого для построения внутренней картины болезни как средства профессионального мыш­ления.

    Через постановку и решение этих проблем прак­тический психолог может и, думается, должен быть участником лечебных, диагностических и профилакти­ческих профессиональных действий представителей медицинских специальностей.

    Хотелось бы думать, что это время не за горами и при обследовании любого пациента врачу нужно бу­дет знание не только (и не столько) о симптомах фи­зической боли, сколько полная картина, по возможно­сти, всей психической реальности, которой эта боль принадлежит. Помните? — «Слава тебе, безысходная боль!»

    И § 4. Социальный раОотннк и психолог

    Профессия социального работника, в том числе социального педагога, в нашей стране не является массовой. Это приходится констатировать с сожале­нием, учитывая число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалидность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алко­голизм родителей, бытовой садизм, хронические се­мейные конфликты, девиантное поведение подрост­ков и т. п. Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать про­блемы, которые решает социальный работник, стано­вясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Соци­альный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок ее вместе с чужими для него людьми.

    Что является предметом его профессиональной де­ятельности? Хотелось бы ответить — непосредствен-

    щцШемы «затцештш кишип t вдсншшм» смежны» профессий______

    ное присутствие в жизни конкретного человека, где место социального работника будет определяться сте­пенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль ка­кого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук,

    головы.

    Естественно, что он должен и обязан (требова­ния профессионализма) делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни. Это уже предмет для профессионального сотрудничества пси­холога и социального работника. Именно закономер­ности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачами и резервам развития, клю­чевым системам отношений с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление

    резервов.

    Социальный работник помогает человеку в реше­нии его задач развития, эта помощь будет более эф­фективна, если он сориентирует свои усилия на выяв­лении резервов развития, способствующих не только адекватной постановке задач развития, но и создаю­щих необходимую для осуществления жизни перспек­тиву.

    Психолог через глубинную диагностику может су­щественно помочь социальному работнику в организа­ции его усилий по осуществлению профессиональных воздействий. Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воз­действия, то присутствие психолога относительно крат­ковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно тем более ограничено конкретными об­стоятельствами жизни.

    Можно сказать, что психолог берет на себя ответ­ственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в сис­теме отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие, обоснованное содержанием ориентировки.

    Изобразим эти отношения в виде схемы. Понимая всю условность этой и предыдущих схем, считаю не-



    обходимым использование их в тексте, так как это, по-моему, позволяет еще в одной форме уточнить пробле­му профессиональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотрудничества разныз специалистов, основанную именно на факте этих ог­раничений.

    Различие во владении закономерностями инди­видуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях боль­ше, меньше, равно, выглядит как материал, на кото­ром каждый из них строит свое знание о предмете взаимодействия. Для клиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

    Для социального работника — известные ему за­кономерности индивидуальной жизни, которые для психолога представлены в более широком контексте, который задает научная теория, которой он пользует­ся. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

    • проблему адекватного отражения клиентом закономер­ностей его жизни;

    • проблему осознания роли и места социального работнике и психолога в его жизни,

    • проблему ответственности за осуществление жизни как со стороны социального работника, так и со стороны кли­ента;

    • проблему перспектив индивидуальной жизни и возмож­ности их осуществления;

    • проблему профессиональной ответственности за воздей­ствие на организацию жизни.

    Пц1«емм »шм1Ц8»с1Ш ттт с дрещашшм» смежны» профессий

    В принципе перечень профессий, с которыми вза­имодействует или может это делать психолог, по-мое­му, бесконечен, чтобы не впасть в «дурную» зависи­мость от него, остановлю свой список на этом, имея в виду, что там и тогда востребуется знание о свойствах психической реальности человека, где и когда оно ста­новится основой целенаправленного воздействия лю­дей друг на друга.

    Тогда это знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя по ка­честву. Не потерять бы при этом критерии истины этого знания. Усвоив однажды, что можно плакать для мамы, а не от боли, не впадем ли мы в крайность потери чувствительности к этой самой боли? Пусть это будет риторический вопрос в конце главы.

    ПСИХОЛОГИЯ В МЕТАФОРАХ И ОБРАЗАХ



    «Мир целый — Человек, и мЩ второй любовь ему дала»

    Дж. Гербэр

    С людьми трудно говорить на языке науки. Об этог свидетельствует не только личный опыт практическо го психолога, но и наблюдение за работой коллег tчтение специальной литературы. Трудно, потому чтс это особый язык, фиксирующий особую реальность для особых целей. Если попытаться сказать об этом «осо­бом» кратко, то получится примерно следующее: язык науки — это способ мышления профессионального ученого, который позволяет фиксировать интересую­щий его предмет для изучения его закономерностей. Это и приводит к тому, что язык науки предназначен для самой науки, в известном смысле, замкнутой на изучаемом ею предмете. Только на стыке нескольких наук возможно влияние языка одной науки на язык другой.

    Если в работе практический психолог применяет свою обобщенную теорию, существующую в научном языке, для анализа, фиксации и изменения житейское психологии клиента, то он неизбежно попадает в ситу­ацию взаимодействия двух языков — своего научного и житейского языка другого человека. Оба эти языка описывают одно и тоже — психическую реальность — при этом через описание порождают ее свойства.

    |[ШШШ 1 >ИН|1>« » 1ЦН»

    Как быть? Как адекватно решить эту задачу— задачу взаимодействия научного концептуального язы­ка и языка житейской психологии?

    То, что эта задача требует особого рефлексивного отношения психолога говорит, иногда кажется, вопи­ет, весь опыт практической психологии, где словесное воздействие и психолога, и другого человека является основным материалом профессиональной деятельнос­ти первого и средством психологической помощи вто­рого.

    Вспомним Л.С. Выготского: «Самое существенное для понятия — отношение его к действительности»'. Он же: «Цель и есть объяснение процесса. Главной и ос­новной проблемой, связанной с процессом образова­ния понятия и процессом целесообразной деятельнос­ти вообще является проблема средств, с помощью которых выполняется та или иная психическая опера­ция, совершается та или иная целесообразная деятель­ность.

    ...Центральной проблемой при объяснении высших форм поведения является проблема средств, с помо­щью которых человек овладевает процессом собствен­ного поведения»2.

    Человек овладевает своим поведением, своей пси­хической активностью с помощью средств, адекватных этой реальности — реальности своей психической активности. Такими адекватными средствами могут быть, на наш взгляд, средства перевода научного зна­ния (существующего в виде научных понятий) на язык житейской психологии. Житейская психология выде­ляет психическую реальность не только с помощью слова, но и с помощью действия, образа, движения, фиксируя и одновременно порождая в них чувства, мысли, желания и способности человека, обнаруживая для него самого и для других его Я.

    Какими средствами можно обогатить психическую реальность человека, обратившегося за психологичес­кой помощью к профессиональному психологу, владе­ющему научными понятиями о психической реально­сти?

    ' Л.С. Выготский. Собрание сочинений, т. 2. — М. 1982. 2 Там же — С. 126.

    •С.119.

    Петиции i тщца » aipasi»

    Поиск ответа на этот вопрос лежит в плоскости вза­имодействия житейских и научных понятий, или, гово­ря сложным языком Жана Пиаже, в процессах гори­зонтального и вертикального декаляжа операций. А дела в том, что житейские и научные понятия человека име­ют разный путь развития, который разворачивается в единой психической реальности. Это неизбежно обус­лавливает их взаимодействие и взаимовлияние.

    Однако, данными житейской психологии, выра­женными в житейских понятиях, нельзя произвольно оперировать, а научные понятия могут быть недоста­точно насыщены конкретным содержанием. Усвоение разных понятий приводит к изменению функциональ­ного состояния сознания. Закономерность здесь, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что для того, чтобы овладеть содержанием сознания, надо, чтобы это содержание уже в нем присутствовало. Словесная ин­троспекция основана на обобщении внутренних форм активности.

    Рождение с помощью слова новых форм обобще­ния психической реальности — это одна из главньп задач оказания психологической помощи, так как но' вое обобщение — это расширение сознания, преодо ление стереотипа, шаблона... В конечном счете — эт( один из показателей личностного роста.

    Возможности практического психолога оказывай влияние на этот рост связаны с выбором средств, осу­ществляющих взаимосвязь житейских и научных поня' тий, т. е. конкретизирующих научные понятия и делаю­щими осознанными, обобщенными понятия житейские. При этом должно происходить главное, отвечающее задачам его профессиональной работы — ориентация на индивидуальную судьбу человека, с которым он ра­ботает.

    Другими словами, необходимые нам средства должны передать то индивидуализированное, персо­нифицированное, всеобщее знание, которое как бы говорит человеку следующее: ты — человек, ты —-уникальный человек, тебе нет равных, ты можешь ме­няться, оставаясь самим собой. Какие же средства искать, где?

    Кажется ответ есть, он аккумулируется в слове метафора, дополняя и уточняя его словом образ.

    «У всякого образа два лица, — пишет X. Ортега-и-Гассет, — одно из них — это образ того или иного предмета, другое — образ чего-то моего»'.

    Чтобы возникла метафора, нужно, чтобы слово, обо­значающее существительное — предмет — начало бы размываться, двигаться, приобрело бы оттенок глаголь-ности». Не могу удержаться, чтобы не продолжить цитату: «Каждый образ есть как бы мое состояние действия, актуализации моего Я. Дадим этому состоя­нию название чувства...

    Всякий образ объекта, входя в наше сознание или покидая его, вызывает субъективную реакцию... как птица, садясь на ветку, или вспорхнув с нее, заставля­ет ветку дрожать, как, включая или выключая электри­чество, мы возбуждаем новое движение...

    ...Метафора, следовательно, состоит в переносе предмета с его реального места в чувство».

    А если этим предметом становится сама психичес­кая реальность человека или ее свойства, как это про­исходит в практической деятельности психолога, то тогда с помощью метафоры можно сделать психичес­кую реальность доступной для нее самой, ориентиру­ясь при этом на важнейшее качество человеческой психики — обратимость.

    Метафора дает возможность сделать объектом, предметом созерцания и воздействия для каждого че­ловека его собственную внутреннюю жизнь.

    Для самого психолога построение метафоры по­добно открытию клетки для птицы, птица — жизнь, улетает из клетки научного понятия, случайно и зако­номерно перелетая с ветки на ветку, обогащая и кон­кретизируя для самого психолога содержание науч­ного понятия, с которым он работает. Вполне может быть, что ему захочется отказаться от клетки от си­стемы научных понятий — для понимания жизни, он выберет другой путь познания истины. Известно, что наука — не единственный способ ее поиска.

    Таким образом, для самого психолога построение метафоры, построение образа на основе познанных за­кономерностей, выраженных в научных понятиях— это путь к обогащению своего личного и профессио-

    ' Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. — М. 1991. — С. 494.

    Г«1М 1(

    иишпи i шнрра» и образа»

    нального мышления, так как в метафоре нет реальной идентичности предмета и его образа, это ясное созна­ние неидентичности делает процесс построения мета­форы процессом познания свойств предмета и свойств своего внутреннего мира.

    На сколько же этот процесс будет необходимым клиенту психолога! Он, клиент, просит о помощи в познании свойств своего внутреннего мира.

    Метафора — это одновременно и процесс, и ре­зультат. Процесс мыслительной деятельности, затра­гивающий самые глубинные чувства и результат, по­лученный в ходе этой деятельности.

    Результат — метафора — открывает бесконечность горизонта внутренней жизни человека, взаимосвязь внутренней жизни человека со всем миром — это от­крытие закона универсума, доступное только живому, живущему психической жизнью человеку. Давно заме­чено и прекрасно описано Ралфом Эмерсоном', что «любое явление в природе есть символ какого-нибудь явления духовной жизни. Любая ее картина соответ­ствует какому-то состоянию души, и это состояние души может быть выражено лишь посредством этой картины природы, олицетворяющей его. Разъяренный человек — это лев, хитрец — лиса, человек твердых взглядов — скала, просвещенный — светоч... то или иное свойство растения, отдельные его органы, его деятельность или шум, производимый насекомыми, — приобретает для нас самое прекрасное значение, если рассматривать его как пояснение к факту духовной философии или каким-то образом связать его с чело­веческой природой»

    «Слово заключает в себе символ. Части речи — это метафоры, ибо вся природа является метафорой человеческой души. Законы нравственного характера;

    соответствуют лицу и его изображению в зеркале. Акэ' сиомы физики выражают на ином языке этические за| коны...

    ...все (вещи—А.Г.) они дадут человеку ощутить ил1 откроют ему, подобно удару грома, законы истинной и ложного, все они перекликаются с десятью зaпoвe^ дями».

    Эмерсон. Р. Эссе — М.: Худ. лит., 1986. — С. 36, 39.

    Прекрасные слова — добавить к ним нечего. Они дают в руки психолога ключ к построению целостного, динамичного, бесконечного, по возможности, развития внутреннего мира клиента через построение метафор, раскрывающих единство человека с самим собой и его единство со всем миром.

    Это возможно, если психолог будет, ориентируясь на содержание научных понятий, на свою обобщенную теорию, строить вместе с другим человеком метафоры и образы, фиксирующие и порождающие обратимые свойства психической реальности.

    Используя свой опыт работы с людьми, опыт пре­подавания основ психологического консультирования, появилась возможность показать читателю словарь научных психологических понятий в виде образов и метафор.

    Я сознательно выбирала краткое, по возможности, однозначное построение метафоры или образа, чтобы дать возможность читателю при желании расширить поле семантического выбора их по своему усмотрению, снабжая каждый образ кратким пояснением его содер­жания; хотелось показать происхождение его из науч­ного материала.

    Формула рефлексивного переживания — это со­держание внутреннего мира, как бы узнающего себя в моменте метафоры, в процессе рождения образа.

    Таким образом, перед читателем — следующие ре­альности:

    научное понятие в форме слова;

    • образ, предмет ему соответствующий;

    • краткое содержание научного понятия ему соответству­ющее;

    • Я — чувство, возникающее при движении предмета во

    внутреннем мире.

    При построении образов предметов я использова­ла опыт групповой работы со слушателями факульте­тов по подготовке практических психологов в разных городах России. Спасибо им всем.

    Предлагаемая форма освоения психологического знания может быть использована для следующих це-

    лей: •111

    • адекватное сообщение психологической информации; J 11

    • психотерапевтическое воздействие в индивидуальной и групповой работе;

    • как система заданий для студентов и психологов, повыша­ющих квалификацию в области психодиагностики и кон­сультирования;

    • как форма экспертного контроля за профессиональной компетентностью лиц, работающих в профессиях типа Человек — Человек.

    Хотелось бы надеяться, что проделанная работа будет полезна всем, интересующимся психологией и профессионально работающим в ней.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


    написать администратору сайта