Об автореСергей Сергеевич Алексеев
Скачать 1.67 Mb.
|
Сущность собственности 1 И ВОТ СЕЙЧАС, на основе приведенных исходных положений можно сформулировать обобщающие выводы о сущности собственности и ее смысле, которые могли бы претендовать на научную концепцию или, во всяком случае, на ближайшие (по предположениям автора) подходы к ней. Глава вторая. Сущность собственности В последние десятилетия утвердилось, притом в качестве нормативного и азбучного, понимание собственности как присвоения людьми, их сообществами предметов окружающего мира. У ряда авторов, особенно тех, кто опирается на соответствующие положения К. Маркса (такие, в частности, как собственность (присвоение) есть условие производства, а всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством ее» 2 ), это определение собственности в виде процитированных марксистских суждений нередко трактуется как полное, основательное и исчерпывающее. В самом деле, момент присвоения является крайне важным при рассмотрении сущности собственности. Особенно под углом зрения процесса, его результата и оснований складывающихся здесь отношений и данностей. Ибо, как справедливо полагает Б. Н. Чичерин, присвоение внешних предметов для удовлетворения физических потребностей составляет необходимую принадлежность всякого органического существа» 3 Но все же такого рода характеристика, тем более если она отождествляет собственность с присвоением и рассматривается в качестве единственно научной, основополагающей, канонической, едва ли может претендовать назначение научной концепции. Ведь она, при всей ее очевидности и важности, отражает преимущественно природную, биологическую (физиологическую) сторону взаимоотношений человека и природы или же определенную результативную сторону экономических процессов и отношений, характерных не только для собственности, но и для широкого круга имущественных институтов (аренды, узуфрукта и т. д. Притом в соответствии с указанной характеристикой человек рассматривается главным образом как отчужденное существо, берущее, «захватывающее», «усваивающее» что-то из внешнего мира. Или, хуже того, в какой-то мере оправдывается взгляд на собственность 14 Часть первая. Общие положения 1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. Там же. Т. 12. С. 713—714. 3 Чичерин Б. Н. Философия права // Избранные труды. СПб., 1997. С. 85. как на все то, что захвачено и действительно, так или иначе, и впрямь просто взято, присвоено, односторонне отчуждено, обращено в персональное обладание или обладание социальной общности людей. В рамках же марксистских взглядов, где присвоение сопрягается с центральной идеей этих взглядов — трактовкой производства как системы эксплуатации человека человеком и необходимостью насильственного ниспровержения такой системы, собственности вообще придается, за исключением собственности общественной и государственной, довольно ощутимый негативный (с криминальным привкусом) оттенок. Недаром некоторые теоретики отождествляли собственность с кражей. Отсюда лозунги и принципы грабь награбленное, дележ всех богатств между всеми людьми на равных и т. д. Тем не менее, как бы тони было, формула присвоения имеет в отношении собственности существенное рациональное значение, выражает немаловажную грань сущности собственности (пусть в данном отношении и не самую главную, не решающую. Тем более если, как это обоснованно делает Е. А. Суханов, видеть в ней не элемент природного и экономического процесса, а особый объективный факт факт «присвоенности», «принадлежности» 1 Какова же основная грань при рассмотрении сущности собственности, раскрывающая ее роль в жизни людей? 2 ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И СЛЕДУЕТ в полной мере взять на вооружение рассмотренные ранее исходные начала собственности во всей их совокупности, единстве, и прежде Глава вторая. Сущность собственности 1 См.: Суханов Е. А. Лекции оправе собственности. МС. По мнению автора, собственность представляет собой отношения между людьми по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицам (их коллективами соответственно в отчужденности этих же благ от всех других лиц». О моменте «присвоенности» см. также: Якушев В. СО самостоятельности института права государственной социалистической собственности и его государственно-правовой природе // Сб. ученых трудов СЮИ. Вып. 13. Свердловск, 1970. Си след всего характерную для собственности прямую и глубокую связь лица с вещью и полную, абсолютную власть собственника в вещных отношениях. И что еще более существенно отношение к вещам как к своим — формулу, на первый взгляд поверхностную, не очень-то научную. Между тем именно здесь, в указанной формуле, раскрывается вся подноготная собственности, ее сокровенный смысл. Вот что поданному вопросу можно сказать в предельно кратком, сжатом виде. Собственность по всем своим исходным началами своей сути есть именно нечто свое, собственное для человека. То есть предельно упрощенно говоря) продолжение iiч ело века в вещах. Продолжение — в значении отношение как к самому себе, — распространение персонального господства человека, абсолютной и исключительной власти, данной природой применительно к нему самому, также ив отношении внешних предметов, которые становятся условиями и способами его существования, преодоления природных и иных трудностей жизни, реализации его интересов, ритуалов и других факторов бытия че- ловека. Такое понимание сущности собственности постепенно утверждается в научной литературе. Так, в труде К. И. Скловского, охватывающем весьма широкий круг вопросов собственности в гражданском праве, говорится (пусть и мимоходом, при решении иных проблем): «В конце концов, такое лапидарное определение, как отношение к вещи как к своей, при всей кажущейся ненаучности оказывается довольно глубоким, если учесть, что «своей» можно считать вещь, если понимать ее как пространственное расширение личности, ее потенциала. Именно это качество принципиально отсутствует у обладателей всех других прав на вещь они нив каком случае не относятся к чужой вещи как к атрибуту, продолжению собственной личности» 1 При этом во всех аспектах приведенного выше концептуального положения, претендующего на понимание 16 Часть первая. Общие положения 1 Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. е изд. МС сущности собственности, необходимо учитывать вот какой момент. Само по себе продолжение человека во внешних предметах (или пространственное расширение личности, ее потенциала) — это явление по своей основе и субстанции сугубо объективное, относящееся к самим вещам — технике, предметам профессиональной работы, к иным предметам, объективирующим существование, деятельность, разум и духовные силы человека. Но такого рода внешние предметы — это все же только объекты собственности, хотя и принципиально важные, в том числе и прежде всего для ее философского видения. Главное же в самой собственности — это полное господство и абсолютная власть над этими предметами, иными объектами, причем господство и власть — такие, как они выражены в отношении лица к вещам как к своим. 3 ИТАК, отстаиваемый в этой работе взгляд на собственность основывается на том непреложном факте, что человек как собственник многое захватывает, присваивает из окружающей действительности. Но главное (с позитивной, философской стороны) — он как мыслящее и творческое существо продолжает себя во внешнем мире, и тем самым для него открывается возможность сознательно (интеллектуально, творчески ив конце концов, фи- зически) осваивать его. И собственность под этим углом зрения выступает в качестве явления по самым высоким мирозданческим меркам человеческого, пожалуй, даже интеллектуального порядка, проникающего через категорию человек — вещь в глубины, недра бытия людей, их разума, свободной воли. Так что характеристика сущности собственности как продолжение человека в вещах имеет все основания на то, чтобы претендовать на принципиально отличную от теории присвоения позицию. Причем претендовать сточки зрения миропонимания, в центре которого в соответствии сданными и требованиями современной науки человек, личность. А отсюда — на то, чтобы раскрыть в собственности ее смысл. Глава вторая. Сущность собственности Заключается ли этот смысл в функциональной предопределенности данного явления в существовании и развитии людей Самоопределение собственности как продолжения человека в вещах предполагает и ответ на вопрос, почему такое продолжение оказывается необходимым в мире разумных существ — людей. Это предопределено логикой становления человечества и его истории. Человек «продолжает себя в вещах по той причине, что собственность в рассматриваемом качестве становится еще одними, притом могущественными, руками или даже, если угодно, «частями самого человека, его бытия, инструментами его физических возможностей и разума, умения и способностей, активности и творчества. Стало быть, с мыс л собственности с рассматриваемых мирозданческих позиций не в отдельных ее проявлениях, имеющих подчас негативную предоснову. То есть это непросто богатство, сокровище, состояние и проч. (что сточки зрения содержания собственности верно), а ф акт о р пространственного и качественного освоения человеком внешнего мира. И следовательно, то, что способно утвердить и упрочить отдельного (автономного) человека во внешнем мире в качестве личности, особого субъекта многократно, а порой и беспредельно увеличить силу человека, его мощь создать условия для того, чтобы такое распространение силы на внешний мир человека могло стать интеллектуально и духовно обоснованным. Весьма примечательно, что рассматриваемая постановка вопроса (особенно под углом зрения последнего из приведенных пунктов) согласуется с научной российской традицией рассмотрения вопросов собственности. Так, в соответствии с воззрениями Б. Н. Чичерина, само присвоение должно рассматриваться в контексте определяющего в собственности — умственной принадлежности вещи лицу. А это переносит при характеристике собственности акцент преимущественно с природного, «зоологического» аспекта жизнедеятельности человека, 18 Часть первая. Общие положения 1 Чичерин Б. Н. Указ. соч. С. 85. процесса и результата его деятельности на его характеристику как существа разумного, творческого. Такой же по своей основе научной линии придерживается и Н. А. Бердяев, который полагает, что собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное, она предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую и преемственную духовную жизнь личности в семье ироде, начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие время» 1 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ как продолжение человека в вещах означает наряду с высоко значимыми позитивными характеристиками также и существование негативного аспекта — наличие в собственности, его бытии и функционировании теневых сторон, проявле- ний. Ведь человек как существо из биологического мира, а еще более — из мира эгоизма, выгоды, зависти, мести, других страстей человеческого бытия, часто именно в собственности находит опору и средство для утверждения себя в своих желаниях, величии и владычестве. Весьма примечательно, что при становлении и развитии цивилизации вплоть до Нового времени (да и ныне тоже) категория собственности внешне во многом проявила себя в качестве отрицательной силы — основы и инструмента (вслед за политической властью ив сочетании с ней) господства над людьми, насилия над ними. Отсюда — система подневольничьего строя, рабства и крепостничества, строящаяся на признании объектом собственности самого человека. Даже в современную эпоху наиболее передовой, как принято считать, структурой экономического строя выступает рыночная экономика, в которой решающими движущими силами остаются собственнический эгоизм, максимальная выгода, стремление к нарастающему приобретению. Да и вообще собственность с рассматриваемой стороны стала в немалой мере источ- Глава вторая. Сущность собственности 1 Бердяев НА. Философия неравенства // Русская философия собственности. МС ником корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству, к сокровищами др. — всего, что относится к ее теневому, зоологическому аспекту. Отрицательные оценки собственности, вплоть допри- знания ее основным злом в жизни людей (особенно в марксистско-ленинских и близких им доктринах, исходят как раз из негативных, теневых сторон собственности, отражающих соответствующие качества в природе и поведении человека. Вместе стем позитивные характеристики и негативный аспект собственности — явления не равновеликие. Как быстрого и остро ни оценивать негативные, теневые стороны собственности, нужно видеть, что ведущими ее основами остаются позитивные характеристики. Именно последние точно и последовательно входят в саму логику исторического развития человечества, по всем пунктам предопределяют смысл собственности. Именно здесь, в рамках позитивных характеристик, умножение силы человека может быть обозначено не как лишь захвати присвоение, а как созидательная творческая деятельность. Именно здесь, в собственности, утверждается положение субъекта, обладающего неотъемлемыми правами, и раскрываются качества собственности, выраженные в категориях свобода, умственная принадлежность, метафизическая природа личности». 5 ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОСТИ через категории свобода, умственная принадлежность, метафизическая природа личности свидетельствует о наличии в ней не только экономического и иного социального содержания, но и некой духовной природы. 20 Часть первая. Общие положения 1 Как пишет ДН. Сафиуллин, собственность в современном ее понимании по самой своей сути в области товарно-рыночной экономики обязывает хозяина быть товаропроизводителем, компетентным организатором производства и расчетливым коммерсантом (см.: Сафиуллин ДН. Общее понятие собственности и права собственности на современном этапе // Право собственности в СССР. МС. Он же. Теория и практика правового регулирования хозяйственных связей в СССР. Свердловск. С. 25). Эта духовная природа скрыта в глубинах поразительного феномена — собственности, спрятана за ее явными особенностями и качествами. Ведь уже в вещном характере собственности проявляются такие еще неосмысленные ее глубины, которые влекут людей, помимо расчетов на богатство и сокровища. Даже на уровне обыденного сознания собственность противостоит образу жизни, построенному на воровстве, житии на халяву, приживальчеству, попро- шайничеству. Есть, по-видимому, основания полагать, что даже такие высокие духовные категории, как совесть, вспомоществование, солидарность, сообразуются с собственностью (впрочем, такой, которая очищена от негативных ее проявлений. Без такой связи указанные высокие духовные категории нередко становятся эфемерными, не идущими дальше пустых рассуждений, порой одних лишь показушных акций. История многих (если не всех) стран свидетельствует о том, что, как только по мере развития цивилизации раскрывается самосознание и достоинство людей, появляется демократическая перспектива, для утверждения такого рода процессов повсеместно призываются люди с надлежащим собственническим статусом. И вовсе не потому, как следует из доктринерских концепций, что тут реализуются интересы эксплуататорского меньшинства, а потому, думается, что духовная и деловая суть собственности настраивает их носителей на идеи и поступки, соответствующие требованиям гражданского общества. Да и ныне, как будет показано в последующем, наиболее стойкая и надежная основа и гарантия высокого достоинства и неотъемлемых прав личности — это ее надлежащий и защищенный статус собственника. Есть основания полагать, что отстаиваемая в этой работе трактовка сущности собственности в основной ее ипостаси (как явления цивилизации, продолжающего человека в вещах) преодолевает подмеченный в литературе прозаизм понятия собственности, способна возвысить его, обозначить его высоко значимые общечеловеческие, социальные и моральные характеристики. Глава вторая. Сущность собственности С РАССМАТРИВАЕМЫХ ПОЗИЦИЙ имеются довольно весомые основания для того, чтобы особо выделить аспект собственности. Под этим углом зрения первостепенное значение принадлежит понятию чувство собственности. Эта категория, имеющая известные негативные стороны и проявления (об этом дальше, все же по своей сути является неизбежной ив принципе положительной характеристикой собственности в ее вещном значении ив развитом виде. В отличие от эмоционально-психического ощущения собственности, сосредоточенной в области бумаг (акций, облигаций и проч, ограниченной представлениями о богатстве (состоянии, чувство собственности в указанном выше значении является однопорядковым с понятием хозяин. Да, именно хозяин, смысл деятельности и эмоциональная настроенность которого не сводятся код- ному лишь росту и сохранению своего состояния, а включают прежде всего — как ив отношении самого субъекта стремление к укреплению и повышению действенности объекта собственности, его совершенствованию, модернизации, развитию. Чувство собственности включает такие компоненты, как надлежащий учет объектов собственности, неуклонное следование формальным строгостям при операциях с деньгами, иными имущественными ценностями (долговые расписки и др.). Конечно, при этом в высшей степени важно не впадать в крайности, такие, как превращение чувства собственности в жлобство и скупердяйство, в плюшкинскую ограниченность, порой в замкнутость всей жизни на одном лишь мирке своей собственной собственности, со всеми возникающими в таком случае трудностями и иными отрицательными последствиями жизни человека в сообществе людей. Одно из выражений этой крайности — мания собственности, непомерная страсть к нарастающему и непомерному обогащению, накоплению богатства, сокровищ, приносящая сама по себе его обладателю некое ощущение личного наслаждения (как скупому рыцарю). 22 Часть первая. Общие положения Еще одна крайность в чувстве собственности — разбазаривание своего состояния, мотовство, лихие траты и разгул. Эти и некоторые другие крайности в чувстве собственности подчас смыкаются с миром страстей, сулящих быстрое обогащение (или столь же быстрое полное разорение, в том числе путем частично легализованных институтов (казино, игровые автоматы) или прямого жульничества (пирамиды, наперстничество, гадания). Здесь уже начинают в той или иной форме господствовать не чувство собственности, а криминальные нравы и порядки, а значит, склонность к преступлениям наркотическому бизнесу, подпольной торговле оружием и т. д. От всего этого до чувства собственности — пропасть. По- тому-то во всем мире все более утверждаются меры, направленные на пресечение отмывания денег, легализации доходов, полученных преступным путем (хотя есть и страны, где, напротив, объявляются амнистии в отношении неправедно добытых доходов и проч.). |