Пособие по ПИД. Областное государственное автономное профессинальное образовательное учреждениениеборовичский педагогический колледж
Скачать 1.1 Mb.
|
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой- либо социальной проблемы прикладного характера (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности студентов»). Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта. ПРОБЛЕМА – социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы. Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным. Проектирование: 1) Процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию – обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология». Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Проектные ситуации (для преподавателя) – различные социальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов. Результаты проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) преподавательский результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер обучающегося. 36 Рецензент – на защите проекта студент или преподаватель (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект. Ролевой проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца. Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя или группы. Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы. Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности студентов» Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации. Учебный проект – проект, осуществляемый студентам или группой студентов под руководством преподавателя. Целевой акт (целевая установка) – одно из названий преподавательского метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910-1920-е гг. Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы или одного участника проектирования. 37 Приложение 4 к Пособию для студентов по написанию индивидуального проекта Примерные варианты отдельных компонентов индивидуального проекта МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Проект Война в произведениях М.А. Шолохова специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература» Проект рекомендован к защите Руководитель __________________________________, преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» « » / ______/ Выполнил(а) ________________________________________, студент группы ______, очная форма обучения Работа завершена « » / ______/ Руководитель __________________________, преподаватель Работа проверена. « » / ______/ Проект защищен « » 2020 года Оценка ____ 2020 год 38 Содержание Введение 3 1 Великая Отечественная война в изображении М.А. Шолохова 6 1.1 Краткий очерк жизни и творчества М.А. Шолохова 6 1.2 Роман «Они сражались за родину» как произведение о самых трагических моментах Великой Отечественной войны 10 1.3 Судьба человека на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» 14 1.4 Особенности изображение войны в произведениях М.А. Шолохова 18 2 Социологический опрос студентов ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» 24 Заключение 27 Список использованных источников 29 Приложение А Приложение Б 30 31 39 ВВЕДЕНИЕ «…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Л.Н. Толстой «Война и мир» Вторая мировая война, продолжавшаяся с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года, была одним из самых трагических событий 20 века. Она была развязана фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство с населением 1,7 миллиарда человек, во- енные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и оке- анских театрах. 22 июня 1941 года войска Германии вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей. По своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам она не имела себе равных за всю историю нашего государства. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия про- шла через каждую семью и сердце каждого гражданина Союза Советских соци- алистических республик (далее – СССР). Война явилась катализатором развития искусства в Советском Союзе. Особое место в годы войны занимали музыка, живопись, кино и литература. Искусство слова стало орудием борьбы. Произведения прозы, поэзии, драматургии занимали большое место в центральных, фронтовых, дивизионных газетах, что свидетельствовало о важности и действенности слова писателя в грозные годы. В дни войны слово писателя, поэта, публициста было то призывно-набатным, то агитационно-прямым, то задушевным и нежным. Оно было необходимейшим, как хлеб, и живительным, как воздух и вода. Произведения этого периода сочетали публицистическое и художественное осмысление происходящего, отличались смелостью художественных поисков и решений, целеустремленностью, чрезвычайной творческой активностью. Литература стала подлинной летописью Великой Отечественной войны, 40 подчеркнувшей величие подвига народа. Большой вклад в развитие литературы о войне внесли такие писатели, как: Борис Васильев, Константин Симонов, Виктор Астафьев, Александр Твардовский, Юрий Бондарев и многие другие. По мнению учёных-литературоведов, В.В. Васильева, Г.Н. Воронцовой, О.В. Быстрова, Ю.А. Дворяшина, Ф.Ф. Кузнецова, С.Г. Семенова, Г.С. Ермо- лаева и других, одним из наиболее ярких писателей, раскрывающих тему Вели- кой Отечественной войны, является Михаил Алексадрович Шолохов. Именно ему удалось, с одной стороны, запечатлеть масштаб грандиозных общественно – исторических событий военных лет, а с другой стороны, выявить в самом простом человеке яркую индивидуальность, превратить его в запоминающийся до малейших черточек, убедительный, живой образ. Актуальность проекта заключается в том, что произведения М.А. Шоло- хова о войне, написанные в советскую эпоху, к которой изменилось отношение в последние десятилетия, помогают не только воссоздать и почувствовать атмо- сферу военного времени, но и понять и оценить воспитательный потенциал вер- шинных произведений о Великой Отечественной войне в год семидесятипяти- летия Великой Победы. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: изображение войны в романе «Они сражались за Родину» и рассказе «Судьба человека». Гипотеза: если рассмотреть изображение войны в романе М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и рассказе «Судьба человека» и выявить характер- ные особенности стиля писателя, то можно понять и оценить воспитательный потенциал и идейное значение автора с целью их дальнейшего использования в педагогической деятельности. Цель проекта: выявить специфику раскрытия темы войны в романе М.А. Шолохова «Они сражались за родину» и рассказе «Судьба человека». Задачи проекта: – изучить биографию М.А. Шолохова, уделяя особое внимание деятель- ности писателя в период Великой Отечественной войны; – познакомиться с работами ведущих шолоховедов, посвященных 41 роману «Они сражались за родину» и рассказу «Судьба человека», выявляя их оценку произведений писателя о войне; – выявить характерные особенности раскрытия темы войны в романе М.А. Шолохова «Они сражались за родину» и рассказе «Судьба человека»; – провести социологический опрос студентов ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж», направленный на выявление уровня сформированно- сти их представлений о личности и творчестве М.А. Шолохова, а также значении произведений о Великой Отечественной войне. Методы исследования: – сбор материала, работа с литературой по теме проекта, анализ, обобще- ние; – изучение дополнительной литературы (справочники, словари, энцикло- педии); – анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме). Данный проект предназначен для тех, кто увлекается литературой о Вели- кой Отечественной войне и творчеством М.А. Шолохова. Он может представлять интерес для студентов БПК, находящихся на педагогической практике, а также тех, кто занимается подготовкой и организацией мероприятий, посвященных семидесятипятилетию Великой Победы. 42 1 Великая Отечественная война в изображении М.А. Шолохова 1.1 Краткий очерк жизни и творчества М.А. Шолохова Мы приходим в мир Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нём, обязательно становится добрее, чище и лучше. В.А. Закруткин Михаил Александрович Шолохов – одна из наиболее значительных фигур в русской и мировой литературе 20 века Родился писатель 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). При рождении он получил фамилию – Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов. В 1910 году семья покинула хутор Кружилин и переехала в хутор Каргин: Александр Михайлович поступил на службу к каргинскому купцу. Отец пригласил местного учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина для обучения мальчика грамоте. В 1912 году Михаил поступил сразу во второй класс Каргинской министерской начальной школы. В 1914 году отец привёз сына в Москву. Михаил учился один год в подготовительном классе восьмой Московской мужской (Шелапутинской) гимназии. Ровно через год родители перевели мальчика в гимназию города Богучара Воронежской губернии. С 1915 по 1918 год Михаил Шолохов жил в семье законоучителя Д. Тишанского. В это время десятилетний Михаил начал сочинять свои первые рассказы, записывал их в тетрадку. В 1918-1919 годах Михаил Шолохов окончил четвёртый класс Вёшенской гимназии. В 1920 году семья переехала снова в станицу Каргинскую после прихода Советской власти, где отец писателя получил должность заведующего Заготовительной конторы № 32 Донского продуктового комитета (далее – Донпродкома), а его сын Михаил стал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения в хуторе Латышове, затем – делопроизводителем 43 Каргинского станичного ревкома. В 1920-1921 годах Михаил Шолохов жил с семьёй в станице Каргинской. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на долж- ность продовольственного инспектора в станицу Букановскую, затем вступил в продотряд, участвовал в продразвёрстке. В 1920 году продотряд во главе с пят- надцатилетним Шолоховым попал в плен к Махно. Тогда он думал, что его рас- стреляют, но его отпустили. 2 декабря 1921 года Михаил был принят на должность помощника бухгалтера Заготовительной конторы № 32 Донпродкома, где до этого работал его отец. 31 августа 1922 года, во время работы станичным налогоинспектором, М.А. Шолохов был арестован и находился в районном центре под следствием. В Москве Шолохов пытался продолжить образование, а также пробовал свои силы в писательском труде. Однако поступить на подготовительные курсы рабфака не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. По одним данным он работал грузчиком, раз- норабочим, каменщиком. По другим – работал в домоуправлении рабочего жи- лищно-строительного кооператива «Берите пример!». Будущий писатель зани- мался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В.Б. Шкловский, О.М. Брик, Н.Н. Асеев, вступил в Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (далее – ВЛКСМ). В сентябре 1923 года за подписью «Мих. Шолох» в комсомольской газете «Юношеская правда» («Молодой ленинец») был напечатан фельетон – «Испытание», через месяц появился второй фельетон – «Три», а затем и третий – «Ревизор». Первый рассказ «Звери», впоследствии «Продкомиссар», отправленный М.А. Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией. Но с 1924 по 1826 год в боевом литературно-художественном журнале советской молодежи «Комсомолия» Шолохов печатает здесь свои рассказы «Смертный враг», «Лазоревая степь», «Батраки», открывшие цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Семейный человек», 44 «Двумужняя» и другие. Писатель становится активным сотрудником журнала. Рассказы, опубликованные в комсомольской периодике, составили три сборника, вышедшие в 1927 году один за другим: «Донские рассказы», «Лазоревая степь» и «О Колчаке, крапиве и прочем». В своих интервью и автобиографиях Михаил Александрович Шолохов сообщал, что начал писать «Тихий Дон» в октябре 1925 года, получившем первоначальное название «Донщина». Работа над первыми двумя томами «Тихого Дона» заняла у Михаила Александровича Шолохова около трёх лет. Однако третья книга романа ещё долго не появлялась – печаталась в журнале «Октябрь» с перерывами и некоторыми сокращениями до октября 1932 года. В 1939 году, несмотря на участившиеся нападки и обвинения в плагиате, Советское правительство наградило писателя орденом Ленина, Михаил Александрович стал делегатом 28 съезда Коммунистической партии Советского Союза (далее – КПСС), а советские академики избрали его действительным членом Академии наук СССР. В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публиковал фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти» (1942), а также роман «Они сражались за Родину» (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен. Заметным явлением в послевоенной литературе стал рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. В 1960 году была опубликована вторая книга романа «Поднятая целина». «За художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время» в 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе, которую передал на постройку школы на своей родине – в станице Вёшенской Ростовской области. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», – сказал он в речи после вручения 45 ему самой престижной литературной награды. В последние годы Михаил Шолохов работал над романом «Они сражались за Родину». В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. 21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона. Таким образом, творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа 19 и 20 веков, им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы. 1.2 Роман «Они сражались за родину» как произведение о самых трагических моментах Великой Отечественной войны Здесь хочется изобразить наш народ, наших граждан, истоки его героизма … М.А. Шолохов Михаил Шолохов – писатель, фронтовик. На второй день войны он теле- граммой известил наркома обороны СССР о том, что передает в Фонд обороны Государственную премию, присужденную ему за роман «Тихий Дон», и что «в любой момент готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Как военный корреспондент «Правды», «Красной звезды» и Совинформбюро, Шолохов в начале июля 1941 года прибыл на фронт, был под Смоленском, Ростовом, Сталинградом, вместе с советской армией вступил на территорию фашистской Германии. Раскрывая замысел романа «Они сражались за Родину», он говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его 46 доблести, о его суворовских качествах известно миру. Работать над романом «Они сражались за родину» Шолохов начал после победоносного завершения Сталинградской битвы. Накануне публикации в «Правде» первых глав романа в 1943году он кратко охарактеризовал свою будущую книгу: «Сейчас я пишу роман «Они сражались за Родину». В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя, – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба». Работа над романом велась в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах. По воспоминаниям современников, в 1942 году, в канун своего дня рождения, Шолохов встречался со Сталиным, и верховный главнокомандующий лично попросил писателя написать роман о простом солдате. Он просил сказать правду о войне. Позже Михаил Александрович признавался, что ему сложно было описывать мастерство полководцев. Намного лучше ему удались харак- теры и переживания простых солдат и младших командиров, жизнь которых ему была очень близка и понятна. В центре повествования история троих солдат: Ивана Звягинцева, Николая Стрельцова и Петра Лопахина. Очень разные по своей истории жизни комбайнера, шахтера и агронома объединила война. Она сделала их преданными друзьями, настоящими героями. У каждого из них своя история и судьба. Шолохов очень глубоко и тонко прописывает характеры простых рядовых бойцов, тем самым подчеркивая истинный героизм подлинных участников войны. Юмор, ирония и добродушие, с которым Шолохов описывает жизнь троих друзей, показывает, насколько он хорошо знает быт простого солдата, как близки они ему и понятны. Есть в романе и другие герои. Генерал Красной Армии Стрельцов – родной брат Николая. Это человек нелегкой и драматичной судьбы. Он был репрессирован в 1936 году, освобожден в начале войны и вызван на фронт, 47 мужественно воевал, был ранен и пленен. Шолохов в коротком портрете генерала описал судьбу нескольких тысяч военачальников, повторивших его судьбу. Лейтенант Голощеков, старшина Поприщенко, повар Лисиченко, такие разные характеры и очень похожие одновременно. Все они сражались за Родину и многие из них не вернулись домой. Описания их настолько реалистичны, что у читателя создается впечатление, что сам автор служил с ними в одном взводе. Действия романа происходит в то время, когда Красная Армия отступает и несет большие потери. Переживания, боль и горечь отступления испытывают все герои книги. Звягинцев впервые в своей жизни видит, как горит неубранный хлеб. Он разговаривает с ним и просит у него прощения за свое бессилие. Ему стыдно смотреть в глаза деревенским женщинам при отступлении. При всем трагизме произведения, основная идея романа коротко сформулирована в выступлении комдива перед бойцами – «Победа все равно будет за нами!». Война осмысливается М. Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств со- ветского человека. Вᴨечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотиче- ского чувства народа сочетается в романе с проникновенным лиризмом в изоб- ражении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. В словах безвестной старухи из донского хутора, обращенных к Лопахину: «Меня, соколик ты мой, все касается», – прозвучал чрезвычайно важный для понимания общей мысли романа мотив всеобщей ответственности, связи отдельной человеческой жизни с судьбой народа и государства. Таким образом, роман «Они сражались за Родину» – итоговый в художе- ственном решении Шолоховым темы Великой Отечественной войны. Даже в незавершенном виде, представляя собою широкое эпическое полотно, произведение наглядно свидетельствует о масштабности дарования писателя. Реалистически достоверное повествование романа, построенное на кон- кретной исторической основе, наполнено большим социально-политическим и 48 философским смыслом, вбирает в себя и так называемые вечные темы: человек и история, жизнь и смерть, честь и бесчестье, любовь и ненависть. Изображение народа в экстремальной ситуации войны позволило автору с большой полнотой и огромной художественно-эстетической выразительностью выявить нравственное богатство советского человека. Внутренний мир, основ- ные черты характера героев раскрыты не только в их непосредственном поведе- нии на фронте, но и в раздумьях и размышлениях о войне и мире, о гражданской ответственности человека перед народом и Отчизной, о воинском долге и подвиге. 1.3 Судьба человека на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» …Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев |