Общие основы педагогики
Скачать 2.43 Mb.
|
3. Гражданское воспитание молодежи Одной из важнейших сторон воспитания в школе и обществе является воспитание гражданина — члена территориально-политического сообще ства, государства, который имеет права и обязанности, связанные с член ством в нем. Гражданское воспитание — это система воспитательной рабо ты по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: по литической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связаны друг с другом, разберемся по порядку. Политика — сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, т. е. права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен, приве дем некоторые из них: гражданственность, гражданство, гражданское об щество, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и многие другие. В психологической структуре гражданской культуры выделены три эле мента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное от ношение к общественной и политической жизни страны, стремление уча ствовать в политической жизни, занимать активную гражданскую пози- 111 j I цию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это определяет и задачи гражданского воспитания. Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе влас ти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и по литической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде всего уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Сегодня в шко лах имеется много различных учебников, пособий, программ по этим и другим дисциплинам. Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, су дов, других правовых инстанций можно, приводя школьников и студентов в политические, властные, юридические учреждения. Редко, но все же учи теля практикуют такие средства воспитания, как экскурсии в местный орган управления, в детскую комнату милиции, в места заключения для не совершеннолетних нарушителей закона и пр. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в об щественную жизнь, когда ученики вместе с учителями участвуют в полити ческих или общественных акциях. Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся и сту дентов можно считать отличной школой гражданской активности, при ус ловии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс. Определим место патриотизма в гражданском воспитании, отношение гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотизма — традицион ная для отечественной педагогики и школы задача. Патриотизм — это «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» 1 . Следова тельно, содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, деятельность по сохранению культуры своего народа. Вместе с тем быть патриотом — значит не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с наро дом, а порой и против него, как это делал А. Сахаров и др. Еще М. Лер монтов называл свою любовь к Отчизне странной, потому что ненавидел в ней «страну рабов, страну господ». Заметьте, что это уже гражданское му жество, чувство и поведение гражданина — сказать горькие слова о Родине и стремиться сделать жизнь ее лучше. Так сближаются понятия «патриот» и 1 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. 112 «гражданин», границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В России и сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличаются ненавистью ко всему неродному и аг рессией, которая угрожает общественной стабильности. Известно, что их взрослые руководители активно вовлекают школьников в свои ряды, «про водя» таким образом вместо школы патриотическое и гражданское воспи тание. Поэтому задача школы — разъяснить суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. К сожалению, в советский период патриотическое воспи тание понимали только как военно-патриотическое и как восхваление партии и правительства. Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина — челове ка, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, ее народу жить лучше. Как мы сказали, составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры. Правовая культура — это знания о пра вовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотно сти подростков и молодежи: они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответ ственности. Поэтому в семье, в школе, в СМИ подростков следует знако мить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нор мами, которые они чаще всего нарушают. Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые право вые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащие ся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обще стве, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Конечно, чем лучше поставлена учебно-воспитательная работа учреждения, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и их ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и от ветственность тесно связаны с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм. Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, кото рую можно назвать двумя словами: молодежная преступность. За этими словами стоит комплекс не только педагогических проблем. Нравственно- правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде яв лений современной жизни молодежи во всем мире, равно как и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода экс цессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных ху лиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Крайняя форма ухода от 113 общества по тем или иным мотивам — самоубийство. Все это проблемы не для узко «школьного педагога». Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, хотя ответственность школы за формирование гражданской культуры молодежи тут тоже имеется. 4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система форми рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудо любия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономи ческая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ста вить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразова тельной и профессиональной школе. Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профес сия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопре деление не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе соци ального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессио нальное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации. Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьни ков, трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Труд яв ляется и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в XVII—XVIII вв., раз вивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой тру довой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки тру дового и профессионального обучения. На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством. Стар шеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, со став которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: ав- 114 тодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др. В школах, кроме того, имеются программы и учебники по технологии современного производства. Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физи ческой, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоциональ ного развития даже в самом раннем возрасте. Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая сво бодная и согласная с христианской нравственностью деятельность челове ка», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни» (Педаг. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 11). Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Надо помнить, что основной труд школьника ум ственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реаль ного продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской прак тике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся. В 60—70-е гг. были ученические бригады и даже заводы для щкольников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Пра вильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду дол жно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и раз вития. Педагоги должны также знать, что часть школьников работает се годня во время учебы и летом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное станов ление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается. В настоящее время в условиях рыночной экономики система образова ния, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Для экономической подготовки юношества раз работаны программы, учебные пособия. Школьники должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приоб рести навыки экономического мышления, целесообразного личного эконо мического поведения. Уже в школе нужно учить умению рационально ре шать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдален ной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущ ности и динамике экономических процессов в стране и мире. Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания яв ляется формирование у школьников стремления активно участвовать в тру довой и экономической жизни своей страны. Средства массовой информа ции внушают молодежи: «Бери от жизни все» — и не говорят, что надо много работать, чтобы хорошо жить. В развитых странах мира люди много 115 работают, производительность труда в США значительно выше, чем в Ев ропе, тем более в России. Мысль о необходимости много работать, чтобы много получать, еще очень слабо усвоена молодежью, и это составляет пе дагогическую проблему. Но вопрос не только в этом. Есть проблема мотивации труда, соотно шения содержания работы и вознаграждения за труд и связанные с этим варианты экономического поведения и жизненные установки, стратегии. Согласно прагматической экономической стратегии работа — только источник материального благополучия: здесь есть ориентация на зарплату независимо от содержания работы. Молодежь с таким поведением легче вписывается в рыночную экономику. Согласно второй стратегии (можно сказать, профессиональной) важно содержание труда: работа служит реали зации способностей, развитию, росту личности. Таким людям трудно най ти место в рыночных отношениях. Третью стратегию, тип экономического поведения, можно назвать безразличной: все равно что делать, лучше вовсе не работать. Так пишут специалисты по проблемам молодежи 1 . Они пола гают, что в зависимости от типа экономического поведения складываются два «основных модуса жизни». Один, ориентированный на труд как на цен ность и условие реализации личности, другой — на внетрудовые ценности (семья, материальные блага). Как видит читатель, вопросы труда, экономики, воспитания, морали очень тесно связаны. Чтобы частично облегчить молодежи вхождение в мир труда, в обществе создана служба профессиональной ориентации. Составной частью трудового и экономического воспитания является профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в вы боре профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компо ненты: • профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения; • профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выра ботки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть меди цинской, социально-психологической, педагогической; • профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению; • профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой- либо профессии; • профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства. Специальную деятельность по профориентации проводят центры про фессиональной ориентации, где работают специалисты. В профориента- ционной работе имеются два подхода — адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможно стям, обнаруженным в учебных достижениях и с помощью диагностиче ских методик. Второй подход предлагает развивать ученика, обеспечить ус- I 1 Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 183. 116 ловия для разностороннего развития и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на вто рой подход и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся. Она конк ретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального само определения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомен даций по саморазвитию и выбору профессии. Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельно сти, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, пси хологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профес сий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Итогом профессиональной ориентации является профессиональное само определение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности вы пускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовно сти к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специально сти, наличие общих трудовых навыков. 5. Эстетическое воспитание школьников Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценно сти, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное рас пространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой кри тике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, вы сокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической куль туры, превратилось в товар. Ценность произведения искусства измеряется его способностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом ис кусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством позна ния жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искус ство — способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом. О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в 30-е гг. прошедшего столетия. Искусство «... вынуждено фактически пре небрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают «развлекательными» и «забавными»... Из царства абсолют ных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товар- 117 ных... Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных» 1 Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, то вар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер — все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е.. не заставляет напрягаться ум ственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массо вой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для это го современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порно графии, мистики — словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал ТВ. Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, ко торая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отде лить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нрав ственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни. Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяже лые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаре тами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса. Социологи изучали цен ности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмо сфере рок-концерта). Первая ценность — сама музыка и уход от жизни: «металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, нар котики, секс. Второй комплекс ценностей — агрессия, черный юмор, ци низм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смер ти, самоубийства, одиночества, страха, гибели 2 Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется — шоу- 1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 452. 2 Там же. С. 345. 118 бизнес. К сожалению, это явление — эксплуатация подростковой незрелос ти — подтверждает сказанное выше: главное — продать. Происходит ком мерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто зани мается воспитанием. Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, чита тель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, приви вать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов клас сического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так ска зать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова «духовный». Школа вообще консервативна, ее задача — передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь на чинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для само стоятельного освоения мира. Итак, эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эсте тических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области ис кусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: , • эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; • эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оце ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства; • эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эс тетическими ценностями, в эстетических переживаниях; • эстетические вкусы — способность оценивать произведения искус ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; • эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержа ние эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вку сов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эс тетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эс тетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реа- | лизуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая ху дожественная культура» для учащихся средних и старших классов, в кото- 119 ром учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитек туры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и пра вославная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам пра вославной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоцио нальные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живо писью, музыкой. Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во вне урочное время. Школьные педагоги имеют возможность проводить инсце нировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое дру гое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художе ственной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры. Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театраль ные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня. Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школь ный поэтический театр» — ШПТ, спектакли которого отличались прекрас ным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин 1 Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстети ческого развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и друже ское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения. Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, ху дожественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известка развивающая и об разовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, буду чи частью эстетического воспитания, использует в основном средства ис кусства и все средства процесса обучения. Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетиче ского воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение ху дожественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее Халфин Ю. А. Воспитание гармонией. М., 1978. 120 в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные по собия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и совре менной, народной музыки. Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С. Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эс тетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо ви дом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции про шлого. 6. Физическое воспитание молодежи Поставим сразу вопрос шире: речь следует вести не только о развитии у человека двигательных умений, силы, ловкости, которые во многом фор мируются естественно при нормальном образе жизни, и не о здоровье в уз ком смысле, т. е. отсутствии морфологических и функциональных измене ний. Речь должна идти о формировании здорового образа жизни, культуры тела и духа. По существу, вопрос полноценного физического развития рас тущих поколений — это проблема экологии человека, сохранения его как вида. Не случайно и в античной Греции, и в культурах других народов фи зическое воспитание стояло наряду с умственным, нравственным и эстети ческим. О связи физического развития с интеллектом и сознанием писал создатель научной системы физического воспитания в России П. Ф. Лес- гафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические ис следования убедительно доказывают единство физического, умственного, эмоционального развития человека. На первое место среди задач физического воспитания современная пе дагогика, в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями зна ния, ставит вопрос о здоровье людей. Недавно возникла даже межнаучная дисциплина волеология, изучающая проблемы здоровья человека. В России с 1994 г, выходит журнал «Школа здоровья», публикующий материалы по разным аспектам здоровья школьников, в том числе по образовательным программам в области здоровья, т. е. о том, как обучать детей и взрослых сохранению и укреплению здоровья. Медики, психологи и социологи раз личают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, нравственное, духовное. Наука понимает здоровье не как отсутствие болез ни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения чело века. Ученые доказывают, что здоровье не- столько счастливая случайность, сколько следствие самовоспитания, поведения, стиля жизни, взглядов на 121 жизнь, это способность к развитию, совершенствованию. Поэтому здоро вью надо учить 1 В настоящее время, примерно со второй половины XX в., в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: • ухудшение здоровья, заболеваемость, неудовлетворительное физи ческое развитие; ° прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков; • увеличение числа психически нездоровых молодых людей, групп молодежи с девиантным поведением. Можно сказать, значительная часть молодежи школьного возраста и студентов ведет нездоровый образ жизни: недостаточность физических на грузок, пребывание в закрытом помещении, в том числе у компьютера, от сутствие контактов с живой природой, нездоровое питание, отсутствие со циально ценной деятельности, смысла жизни, пустое времяпрепровожде ние, табак, пиво, грубая речь. В широкой печати и в специальной литературе сообщается о наиболее распространенных болезнях молодежи: хронические болезни желудка и ор ганов дыхания, зрения, нарушение осанки и др. Делаются пугающие выво ды о том, что очень мало детей школьного возраста практически здоровы. Еще более тревожат данные о росте показателей по венерическим заболе ваниям, ВИЧ-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания и явления есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия» и ранняя поло вая жизнь. Подобное медики называют болезнями поведения. Все эти «увлечения» несовершеннолетних граждан общество должно считать откло няющимся поведением, т. е. противоречащим социальным нормам. Следует указать на две основные группы причин нездорового состояния части детей и школьной молодежи. Это социальные и педагогические при чины. К первым относится общее социально-экономическое положение в России, низкий уровень жизни большинства населения и нездоровая мо рально-психологическая атмосфера в обществе, в том числе безответствен ное поведение взрослых. Среди педагогических причин надо назвать такие: перегрузка учебных планов школ и вузов (слишком много дисциплин и аудиторных занятий); мало уроков физкультуры и внеурочных оздорови тельных и спортивных занятий; в больших городах часто нет условий про водить уроки физкультуры на воздухе. Все сказанное делает проблему фи зического воспитания сложной и комплексной. И тем не менее образовательные учреждения всех уровней, а также уч реждения дополнительного образования, общественные, спортивные орга низации, предприятия, органы федерального и местного управления про водят работу по физическому воспитанию. Физическое воспитание — это процесс организации оздоровительной и по знавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоро- 1 Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию здоровья // Школа здо ровья. 1998. № 1. 122 вья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура — одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и духа и система дея тельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил. В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспи тание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и антич ные учения о гармоническом развитии человека, о духовно-нравственном и физическом совершенствовании человека. На эти традиции опирается фи зическое воспитание в современных обществах. Для совершенствования теории физического воспитания в современной России важно использо вать весь спектр культуры и знаний в этой области: научные теории, народ ные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы со вершенствования человеческого духа и тела. Анализ народного опыта и учений прошлого показывает, что здоровое и гармоническое развитие лич ности зависит от искусства дыхания, движения, питания и все вместе от сознания человека. К задачам и содержанию физического воспитания в школе относятся: • развитие основных двигательных качеств, умений и навыков; • обеспечение правильного физического развития, укрепление здоро вья, закаливание, повышение работоспособности; • воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом; • формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к понима нию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому об разу жизни; • формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта. Систему физического воспитания в школе составляют физические уп ражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства физического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений). Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки наряду с убеждением, инструкциями, положи тельным примером взрослых. С помощью последних у учащихся формиру ются знания, потребности, личные качества, способствующие их правиль ному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома. К сожалению, уроки физкультуры в России носят излишне академиче ский, спортивный характер, т. е. у нас больше искусственных гимнастиче ских упражнений на снарядах. Это имеет отрицательные стороны: не все дети могут выполнить нормы и потому негативно относятся к занятиям; кроме того, на уроке слишком мало времени для активной работы каждого ребенка, если снаряд один на тридцать человек. Более активное использо вание подвижных, народных и спортивных игр целесообразно на уроках физической культуры. Большие возможности для физического развития и 123 просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: ежемесячные дни здоровья для всей школы, кружки, секции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и др. Физическое воспитание, как мы сказали, тесно связано с формировани ем здорового образа жизни школьников. Напомним, речь идет о предупрежде нии, профилактике вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на физическо-физиологическое здоровье и имеют серьезные морально-психологические и социальные последствия. К этим привычкам и поведению, повторим, относятся: курение, употребле ние алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексу альное поведение, сексуальная распущенность. Такое поведение ведет к противоправным действиям, к беременности несовершеннолетних и со циально незрелых девочек, соответственно к абортам, к оставленным в Доме малютки детям, к заболеваниям, передающимся половым путем. Следовательно, задача школы и общества по формированию здорового об раза жизни — это привитие резко негативного отношения к такому поведе нию и образу жизни, его категорического неприятия и одновременно утверждение в сознании молодежи социально одобряемых ценностей и по ведения, не вредящего здоровью. Средняя школа, образовательные учреждения могут проводить такую работу, но при помощи специалистов, при наличии соответствующей сис темы и подготовки учителей. Предупреждать названные отклонения в по ведении учащихся учителя могут в процессе преподавания почти всех пред метов: на уроках ботаники, биологии, анатомии, химии, физики и даже математики, с одной стороны; на уроках литературы, истории, права, об ществоведения, музыки, физкультуры, безопасности жизни, с другой сто роны. Задача учителей в том, чтобы дать информацию о «саморазрушитель ном поведении», о средствах, «вызывающих химическую зависимость», сформировать способность к самоконтролю, способствовать интериориза- ции социально одобряемых ценностей и индивидуально приемлемых норм поведения. Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. На Западе имеются многочисленные курсы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был некоторое время предмет «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учите лей должны быть глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Содержание такого обуче ния и воспитания не должно сводиться к «анти», т. е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоро вой, гармонической и счастливой жизни каждого. Учителя должны исполь зовать все средства просвещения и пропаганды: не только лекции и объяс нения, но и наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, в том числе и личное влияние, пример. Учителя не должны курить, 124 не говоря уже об алкоголе и наркотиках. Школьные психологи и учителя могут проводить тренинги по выработке поведения, сохраняющего здоро вье и способствующего личностному росту. Во внеурочной работе школы также имеются значительные возможно сти для антиотравляющего воспитания, для предупреждения губительного поведения подростков. Главным условием такой работы, помимо пропа ганды и просвещения, является создание условий для альтернативного по ведения, свободного от вредных модных увлечений, от зависимости. Име ется в виду главный закон воспитания — воспитывать, вовлекая в деятель ность. Лучшее, что может сделать школа, — организовать интересную и содержательную жизнь детей и подростков, предоставить возможности для разнообразных занятий: познавательных, исследовательских, художествен ных, технических, спортивных и др. Конечно, в этом школа должна тесно сотрудничать с общественными организациями и государственными учреж дениями, а также обучать и привлекать родителей. Особого внимания в проблеме формирования здорового образа жизни требует половое воспитание — система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам обще ства, и подготовки к семейной жизни. Проблема полового воспитания является комплексной и сложной в силу ряда социокультурных и педагогических факторов, общей либерали зации жизни, и в частности из-за сексуальной революции. Главные тревожа щие проявления остроты и сложности проблемы таковы: снижение мораль ных требований в отношениях полов, пропаганда полной свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовер шеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной поч ве, проституция. Названным определяются задачи полового воспитания: • формирование полоролевой идентификации мужского и женского поведения; • формирование психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры; • подготовка к ответственному супружеству и родительству. Также важно сформировать сознание связи сексуального поведения со здоровым образом жизни, со свободой от разрушающих здоровье и лич ность привычек. Решая эти задачи, школа, во-первых, может и должна обучать, просве щать и, во-вторых, воздействовать на поведение, воспитывать. Для этого, считают специалисты, недостаточно общеобразовательных предметов, необ ходимы программы по половому просвещению и воспитанию всех детей школьного возраста. Такие программы имеются в школах многих стран мира, есть они и в России (см. Д. В. Колесов, В. Е. Каган). Пока проводи лись и проводятся экспериментальные занятия по ним, и результаты оцени ваются неоднозначно. Есть много проблем по содержанию информации, по срокам сексуального просвещения (возраст детей), по подготовке учителей к проведению занятий, наконец, по отношению к этим программам общества. В 1995 г. Министерство образования ввело в ряде школ эксперимен тальные курсы полового просвещения, что привело к скандалу и отступле нию его сторонников. По мнению большинства специалистов и обще- 125 ственности, методология, содержание и методика программы, рекомендо ванной министерством, не могут быть принятыми в российских школах. Программа не просвещает, а развращает, стимулирует сексуальную актив ность детей и подростков, провоцирует раннюю половую жизнь, иначе го воря, дает обратный ожидаемому результат. Дело в том, что в науке имеют ся три модели полового просвещения: либеральная, ограничительная и де мократическая. Отвергнутая программа была либеральной, что означает: можно сообщать всю информацию и без всяких моральных оценок. Тогда дети узнают не только то, в чем они действительно нуждаются и что будет служить их правильной половой социализации, но и вообще все о сексу альной жизни людей, в том числе о, мягко сказать, нестандартных ее фор мах. При этом им объясняется, что все формы и пути одинаково хороши. Ограничительно-охранительная модель полового просвещения предпо лагает: чем меньше информации, тем лучше; есть определенное поведение в отношениях полов, ему надо следовать. Согласно демократической моде ли полового воспитания молодежи следует сообщать только то, что требу ется знать в каждом возрасте, обосновывать нормы поведения, убеждать, предоставлять выбор и одновременно формировать чувство ответственно сти за свое поведение 1 Половым просвещением в школе должны заниматься специалисты, учителя же и родители должны заниматься в первую очередь нравственным воспитанием детей, так как сексуальное просвещение, равно и занятия фи зическими упражнениями, спортом, вне морально-психологического и со циального контекста дают скорее негативные результаты. Таким образом, мы пришли к началу — нравственному и гражданскому воспитанию, ибо нездоровые привычки и поведение ведут к нарушению нравственных норм, к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а даль ше и к правонарушениям. Необходимо единство всех направлений воспи тания, комплексный подход к организации воспитательной работы в систе ме образования и в обществе. Вместе с тем анализ проблем в воспитании, обзор главных социальных ценностей, составляющих основу содержания воспитания, позволяет уяснить педагогам, родителям и всем членам обще ства, ответственным гражданам страны актуальность конкретных воспита тельных задач и пути их решения школой. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте значение слов «содержание воспитания» и подходы к нему. 2. Опишите задачи и пути решения нравственного и эстетического воспитания школьников. 3. Назовите проблемы в гражданском воспитании подростков, охарак теризуйте формирование политической и правовой культуры. 4. Опишите особенности трудового воспитания современных подрост ков и возможности их профессиональной ориентации. 5. В чем состоят проблемы физического воспитания, формирования здорового образа жизни подростков? 1 Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. С. 222. 126 |